Научная статья на тему 'Выражение причинной обусловленности бессоюзными сложными предложениями в диалектной речи'

Выражение причинной обусловленности бессоюзными сложными предложениями в диалектной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Э Н. Акимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выражение причинной обусловленности бессоюзными сложными предложениями в диалектной речи»

лежащии в основе русского, мордовского и татарского народного музыкального творчества. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат — ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом. Основой детских закличек, приговорок, игровых попевок, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых, терцовых и квартовых попевок. Строящиеся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, они отражают естественное понижение и повышение разговорной речи. Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку ме-

и

лодии.

Благодаря фольклору дети осознают связь с предыдущими поколениями, с глубинными истоками национального песенного искусства, обычаями и традициями своего народа. На уроках используется

метод активного изучения русской, мордовской и татарской культуры, когда музыкальная речь способствует освоению родного языка, а тот в свою очередь — освоению музыкального искуства. Цель уроков музыки — приобщение детей к музыке как национальной, так и инонациональной, к активной творческой деятельности. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию детей. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкальной декламации, пении. Активному развитию музыкальности ребенка способствует детское творчество, которому следует уделять особое внимание при музицировании, пении, музыкально-ритмических движениях.

В связи с вышеизложенным мы выделяем фольклор как этнопедагогическую традицию музыкального воспитания и образования и включаем его в педагогические основы, обеспечивающие эффективность формирования культуры межнационального общения младших школьников на уроке музыке.

Поступила 12.01.02.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ БЕССОЮЗНЫМИ СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ

Э. Н. АКИМОВА, кандидат филологических наук

Отношения причинности в языке могут выражаться различными средствами как простого, так и сложного предложения.

В диалектной речи самым частотным способом выражения каузальности являются бессоюзные сложные предложения с причинной и причинно-следственной связью между предикативными частями. Критерием разграничения этих двух разновидностей предложений является порядок следования частей: в первом случае

часть, содержащая причину, постпозитивна, во втором — препозитивна.

Сравним: Дочъкъ, тямно сталь, вазъ-ми спичьки и гас (керосиновую лампу) вздуй. Зажги гасенку-тъ (коптилку), тямно сталь; Авес пыпчи плахой, виз гра-билъцьф косют. Тут виз граблиц касить нильзЯу трава реткья; Тесть Нюркъ ни пръмигиаль, адни акатышки ф тести. В липешкьх акатыгикоф многь, некьдь быль тесть прамегиывьть; Пь дароги аметник сламалси, фее сень рьстирял. Нимногь

© Э. Н. Акимова, 2002

сень привизли: аметник забыли и многие другие примеры.

По семантике исследуемые предложения делятся на три группы: с собственно причинным значением, со значением обоснования вывода (оценки) и со значением

обоснования волеизъявления.

В предложениях первой группы каузальная зависимость наблюдается между предметами и явлениями реальной действительности. В них отсутствуют указания на отношение говорящего к высказываемому, прослеживается генетическая зависимость событий, выражающаяся в реальной модальности предикативных частей и преимущественном употреблении форм прошедшего времени в составе как простого, так и составного сказуемого. Если используются формы настоящего времени, то это всегда настоящее актуальное, имеющее значение действия, совершаемого в момент речи.

Например: Я ныни хрест пъширяла: гайтан (шнурок) абарвалси; Мы фсягда драва адоныгикъм (в длинный ряд) скла-дывъм, так луччи сохнут; Летъм мы спим в горинки, там тямно и прахладна; Весь день картошку багрили (носили) из ъго-рода, устали до смирти. Летось вишов-ник (вишневый кустарник) посадил, не родил ща; Ливинь был, фея апстанофкъ (бревенчатые стены в погребе) згнила ф погриби-тъ; В лугах нони фее бяло: билъ-галовникъ многъ урадилъсь; Па этъй дароги ни праедиш, тут адни бакалбины (ухабы, выбоины).

В предложениях второй и третьей групп каузальная зависимость отражает связь не между предметами и явлениями реальной действительности, а между мыслями в умозаключении. В предложениях обоснования не прослеживается генетическая зависимость фактов, связь между содержанием частей носит вневременной характер, факты существуют в действительности или постоянно, или длительное время. Кроме того, в этих предложениях обязательно содержится так или иначе выраженная позиция говорящего.

Различаются причинные конструкции соотношением модальности предикативных частей: если в обеих частях модальность реальная, то такие предложения содержат, как правило, обоснование выво-

да (оценки); если же в первой части модальность гипотетическая, а во второй — реальная, то предложения содержат обоснование волеизъявления. Порядок следования частей может быть различным.

Приведем примеры. Предложения обоснования вывода: Паринь дефку абжы-мат, знать, матанют (находятся в близких отношениях) ани; Дъ ани, пахоъи, с нем вожъны (находятся в близких отношениях): он бирет ые пад ручьку, и ана ха-ха-ха дъ хи-хи-хи; Дощ будит: бири-жанки (ласточки) нискь литают; Нет, бабы, дажжа ни будит: вызвиздилъсъ сиводни; Апять бахмуриццъ на улицы,, чяй дожжик к вечиру лынит.

Позиция говорящего может выражаться различными модальными словами: Бар-кофъ-тъ (бус) сколь на ней навешъна, видать, багатъя; Нивескъ брекьвът (брезгует) мной, заразнъ де; Помидоры-тъ ни-чяво, а агурцы как варъм сварила, надъ, пахоту других сажать; Што-тъ капустъ асалоччивъ (сладковатая), матри мало салили; То тилиграму атабьет, то письмо пришлет, навернъ, скучаит; Шпалеры ат стяны аттулились (оттопырились), знать, дух прашол где-ть.

Предложения, содержащие обоснование волеизъявления: Ни зътявай стройку-тъ, энтъ ни бабья делъ, можъш ожывотиццъ (надорваться); Сиделъ бы дома, слякъть эдъкъя. К нашъй бабаки схади, ана многъ феиво знат; Ни стой пъд бадьей, пъ гълове стукнит; Ни зъплутались бы: свету вольнъвъ ни видать; Этъ лошъть бзыкаццъ, ни пътхади блискъ-тъ; Петька здоръвъ адуват (обманывает) фсех, ты с ним ни связывьйси, ничяво ни миняй.

Бессоюзные сложные предложения, содержащие обоснование вывода или оценку, весьма частотны, по нашим данным, в диалектной речи. Связано это, очевидно, с повышенной образностью и экспрессивностью народных говоров, а также с тем, что, как правило, говорящий стремится оценить те события, явления, факты, о которых он говорит.

Эти предложения могут содержать и более частные значения: обоснование именования, модальную оценку, интеллектуальную оценку.

В бессоюзных сложных предложениях, вторая часть которых содержит обоснование именования (имени, прозвища, названия предмета и т. п.), в первой части сказуемое может быть только составным именным с глаголом-связкой зваться, называться и подобными, например: В Гумньх у нас абакульм Мшику вон завут, он фее нат фсеми сми-еццъ.

Бессоюзные сложные предложения, содержащие модальную оценку вывода и ее обоснование, имеют в одной из своих частей предикаты с модальными словами мочь, хотеть или словами категории состояния. Например: А у миня банка (пробой в замке) сафсем плоха, минять надо; Кармох нони нету, придецць ска-тину базлать (продавать); Сень волглья, нильзя складывать ф кучю; Нечивь яво слушать: он такой балака (болтун, пустомеля), сроду ф путь ни гьварит; Своих радитилий пьчитать далжны, так спькана викоф вилось; Я так щитаю, гито каждьвь чилавека абажать (уважать) надь, пра, каждый што-нибуть дь стоит; Нет, не буду пить, нельзя нь работу выпимшы, ф паеску мне нынчы.

Бессоюзные сложные предложения, содержащие интеллектуальную оценку, заключают в себе утверждение, вывод о каком-либо событии, явлении, свойствах предмета или лица. Если сказуемое первой части глагольное, то оно обычно представлено глаголами настоящего времени («настоящего абстрактного»), прошедшего или будущего времени совершенного вида, например: Эть прьдафгичыць фсех у баку-ливьт (обсчитывает, обвешивает), за ней следить нады; Прут апять чистют, а к осини, глидиш, сновь тиньй зьнисет: бисталогину (бесполезную) работу дель-ют.

Сказуемое может быть выражено и именем со связками или без них. Именная часть, как правило, представлена словами,

которые совмещают в себе значения основного, постоянно присущего признака и значение оценки. В основном это имена существительные, например: У меня не-вескь-ть балясница (трудолюбивая женщина): и \иьет, и вышыват, и фее по дому дельт; Малый-ть у миня биток (ловкий, сообразительный человек): учыцць нь одны пятерки; Абрык (бродяга, оборванец) он ньстаящий, ничють зь сабой ни слидит; Алена фею жызнь вяльшьй была: што ни вазьмет, фее у ней из рук валицць.

Именная часть может быть выражена и прилагательными: полными, краткими, в сравнительной степени. Например: Уш у шабрихи и снаха абличнья (вежливая, приветливая): пьздаровьцць, пьгьварит; Бищаснья я: я ат горя, а горя за мной; Земли-ть многь, дь бистолковь она: голь-ный песок.

Наконец, именная часть сказуемого первой части может быть выражена наречием, словом категории состояния, сравнительным оборотом. Например: Бригадир у нас как ванька ветрьф (о пустом, легкомысленном человеке): нарот яво ни признавал; Ты уш сафсем как кругава афца, ничяво ни сьбражаш, ни можьш дажь виртяно найтить. Больнь в бареткъх (обрезанных валенках) зимой гожа, ноги ни зябнут.

Итак, основное средство выражения причинности в бессоюзных сложных предложениях диалектной речи — это смысловая взаимосвязанность их предикативных частей. Реализация причинного или следственного значения зависит от порядка следования компонентов. Основным критерием семантической дифференциации каузальности необходимо признать характер причинности, заключающейся в предложении, который определяется в результате анализа значения и способа выражения предиката одной из частей (в основном первой).

Поступила 16.01.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.