Научная статья на тему 'Выражение единства человека и мира в категории «Реальность» в философии С. Л. Франка'

Выражение единства человека и мира в категории «Реальность» в философии С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / МИР / РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Варова К.А.

В данной статье рассматривается идея целостности человека и мира, их взаимосвязь и структурное подобие в религиозной философии всеединства С.Л. Франка. Понятие «реальность» дает возможность мыслить единство Бога и мира, понятие «человекобог» взаимосвязь человека и Бога. Рациональное осмысление религиозных понятий дает возможность формирования устойчивой системы понятий для самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выражение единства человека и мира в категории «Реальность» в философии С. Л. Франка»

ВЫРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕКА И МИРА В КАТЕГОРИИ «РЕАЛЬНОСТЬ» В ФИЛОСОФИИ С.Л. ФРАНКА

© Варова К.А.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

В данной статье рассматривается идея целостности человека и мира, их взаимосвязь и структурное подобие в религиозной философии всеединства С.Л. Франка. Понятие «реальность» дает возможность мыслить единство Бога и мира, понятие «человекобог» - взаимосвязь человека и Бога. Рациональное осмысление религиозных понятий дает возможность формирования устойчивой системы понятий для самоопределения.

Ключевые слова аналогия, человек, мир, реальность.

В культуре современной цивилизации сосуществуют различные картины мира: научная, религиозная, художественная, философская. При таком многообразии мировоззренческих идей существует опасность, что человек запутается в определении самого себя и в отношении себя как такового к миру. На первый взгляд наиболее положительной и полезной является научная картина мира, поскольку именно научные знания лежат в основе научно-технического прогресса. Однако каждая научная дисциплина сосредоточивает внимание на фрагменте объективной реальности и по-своему описывает взаимоотношение человека и мира. Мозаичность картины мира, порождаемая глубокой специализацией наук, преодолевается в философии, которая позволяет выстраивать единую систему понятий, объединяющую мир и человека, реальность и представление о ней, а при необходимости обращается к смыслам религиозного, метафизического и даже обыденного познания.

В истории философии можно обнаружить разные концепции, раскрывающие взаимосвязь человека и мира. Например, в философии Древней Греции взаимосвязь раскрывается в понятиях «макрокосмоса» и «микрокосмоса», в христианской философии - через идею творения и предназначения человека. Наиболее полную, теоретически разработанную, концепцию бытия предложила метафизическая философия Нового времени, в русской философии существовало целое направление - философия всеединства - в котором идея целостности нашла специфическое выражение. Мне представляется, что интерес к этой проблематике в первой половине XX века был обусловлен опытом социальных катаклизмов, разрушением прежних социальных ниш, смены ценностных ориентаций. Поскольку сегодня в культуре продолжается поиск устойчивых оснований, позволяющих уравновешивать

* Студент кафедры Философии.

идеи относительности и релятивизма, постольку идеи этого направления сохраняют актуальность в современности. Рассмотрим идеи одного из представителей философии всеединства, русского религиозного философа Семен Людвигович Франк.

Важную роль в философской системе С.Л. Франка играет понятие «реальность». Именно реальность дает возможность нахождения и связывания познающего субъекта и познаваемого объекта, вследствие чего можно наблюдать практически идеальное единение «я» и объективной действительности. Реальность как таковая впервые дает человеку понятие объективного бытия, данного в качестве бытия-в-себе, которое характеризуется независимостью от взгляда на него. «Реальность есть, таким образом, тот далее неразложимый первичный категориальный признак, в силу которого что-либо вообще есть - и при том не для кого-нибудь, не в отношении чего-либо другого, а есть неким первичным образом, есть-в-себе» и это «есть» по внутреннему своему существу тождественно с тем «я есмь», которое с непосредственной очевидностью открывается нам в лице нашего внутреннего самобытия» [1]. Именно «я есмь», или осознание «есть» в самом себе, является отличительной чертой человека от вещи. Однако на элементарном уровне «душевной жизни» человек не отличается от какого-либо одушевленного существа, поскольку они все имеют единое основание - «суть», или реальность. Факт «я есмь» оказывается тем самым онтологическим основанием, фундаментальным отношением, которое «проговаривает» существование единой реальности.

Чтобы лучше понять суть общей реальности, которая одновременно содержит в себе как субъект познания, так и саму объективную действительность (совокупность всего эмпирического данного человеку извне), необходимо уточнить, что между ними существует «идеально-сверхвременное бытие» (проговоренное впервые еще Платоном). Идеально-сверхвременное бытие относится как к «я», так и к объективной действительности. Возможность познания объективной действительности не может быть осуществлена без данности идеально-сверхвременного бытия. Поэтому понятие «мир» и представление человеком «всеобъемлющей действительности» не могут быть представлены в мысли человека как нечто подлинно всеобъемлющее. Все сущее оказывается не только тем, что «есть» (объективной действительностью), но и тем, что включается в себя идеальный смысл (значимость). Именно благодаря этому сущее может быть сущим, в то время, как временное бытие оказывается не только одновременно реальным и идеальным, но так же и сверхвременным; будучи идеальным, оно находится в синтезе с сознанием. Таким образом, бытие как «есть» и как «есмь» образуют единое пространство.

Различие реальности и объективной действительности не является различием, которое характеризовало бы их как совершенно различные области.

Реальность «сверхмирна», поскольку ее можно определить как то, что включает в себя больше, чем объективная действительность, а так же одновременно пронизывает ее и выходит за ее пределы. По сути, реальность является основанием объективной действительности. «То самое, что внутреннему метафизическому опыту открывается как реальность, есть для внешнего предметного познания соучастник объективной действительности» [1].

Воспринимая красоту природы, человек находит сверхмирное в объективной действительности. Франк С.Л. определяет соотношение природных стихийных сил и стихийных сил человеческого духа и приводит яркий пример аналогии из идей современной науки. Современная физика определяет материю через нематериальные признаки: энергию, динамику и действенность. В основе бытия природы мыслится некая общая основа - поле, в которую входят «точкообразные носители» и сплошные волнообразные лучи. Это представление Франк интерпретирует следующим образом: современной научной физике удалось установить связь между структурой бытия природы и бытия духа и раскрыть их соотношение. И далее, на основе идеи единства можно утверждать, что структуры природного и духовного бытия аналогичны. Структура духовного бытия точно так же определяется как некое единство, включающее в себя центры и точкообразные носители; а так же для нее характерно гармоничное единство противоположностей: расчлененность и «сплошность», единичность и всеединство.

Всеобъемлющее единство реальности можно определить через понятие жизни - «некий имманентный динамизм» [1]. Жизнь как таковая свойственна всему сущему: одновременно она и расчленена среди своих носителей, и соединена в гармоничное единое целое. «Эта жизнь в ее реальном существе, -оставляя в стороне тот ее элемент, в котором она пронизана идеальностью, и есть мыслимое - есть потенциальность в двойном смысле этого слова - и как пассивность - материал, поддающийся формированию (материя в смысле учения Аристотеля), и как активная мочь, способность и стремление к действенному самообнаружению, к осуществлению того, что в ней скрыто, -на высшей ступени, как энергия самоформирования» [1]. Франк С.Л. поясняет, что жизнь - «несказанное начало», которое является сверхмирным содержанием внутреннего бытия человека и в то же время осознается им; жизнь - эта та внутренняя реальность человека, которая находится в противостоянии с объективным миром. Но, несмотря на данное противостояние, жизнь есть основание всецелого бытия.

Для объяснения всецелого бытия Франк обращается к объективно-идеалистической философской традиции. Так, совокупность идей у Платона и есть подлинная реальность, в отличие от неподлинной реальности бытия вещей. Реальность можно определить как «душу мира» (вслед за Платоном), или как божественное основание всецелого бытия. Бог в качестве абсолютного духа трансцендентен бытию. Одновременно с этим Бог может быть опре-

делен в качестве «вседержителя». В конечном счете, С.Л. Франк дает определение реальности как «производного божественного субстрата бытия» [1].

Таким образом, первый акт божественного творения проявляется в том, что реальность определяется Богом в качестве отдельной сферы бытия, при этом сохраняется Его первичность, иными словами Бог определяет «есть» как то, что располагается вне Его. И именно «есть» является активным началом жизни. Начало жизни есть то же, что и данная человеку реальность, а также «первичный субстрат вселенского бытия»: действительность и душа человека образуют единое целое, которое находится у истоков истинно изначального внутреннего синтеза человека. Такое взаимоотношение мира и души человека может быть подтверждено с помощью опыта: «степень глубины человеческой личности совпадает со степенью ее широты и солидарности с окружающим ее бытием» [1]. Исключением из эмпирического подтверждения являются творческие гении и святые, которые в силу своей оригинальности, чаще всего оказываются непонятными обществу. Однако именно они являются теми, кто осознает, понимает и взаимодействует с жизнью как таковой, поскольку синтез их души и мира включает в себя наиболее полно общеонтологическое основание. «Именно наиболее глубокие и богатые личности, т.е. существа, в максимальной мере воплощающие начало личности, сознают солидарное единство всего сущего, воспринимая во всем сущем отражение единого Бога» [1].

Бог есть то, без чего человек не может быть, - то самое трансцендентное, которого в самом человеке недостает. А без сознания человеком трансцендентности невозможна идея Бога. В то же время Бог, относясь к действительности, разделяет ее «сверхрациональность». Бог для человека является его родственной частью, иными словами, частью «я». Поскольку Бог может быть познан только с помощью трансцендирования (выходя за пределы себя самого), то, соответственно, Бог будет дан в качестве «другой личности» и это никак не будет обыденной встречей «я» с «ты».

С «ты», в обычном его смысле, встреча происходит случайно, как с нечто внешним; человек встречается с «ты» в объективной действительности. А с Богом, представленным в качестве некоего «Ты», встреча может быть только внутри самого человека - в «я». Однако важным аспектом будет являться то, что эта встреча будет не просто встреча, в обычном ее смысле, а встреча как укорененная и вечная связь с Богом. Бог отличен от человека тем, что имеет собственную «самообоснованность», является Добром, наивысшей ценностью. Такие характеристики Бога всегда воспринимаются и понимаются только сердцем. Следовательно, более полно Бога можно определить как «единство личности с абсолютной объективностью».

Таким образом, Бог для человека раскрывается с двух сторон: 1. В качестве трансцендентного, которое всегда противопоставлено «я».

2. В качестве отношения противопоставления, которое находится во внутренних глубинах бытия человека.

В христианской культуре способность человека чувствовать взаимосвязь с Богом определяется как главенствующее свойство человека, находит выражение в понятии Богочеловека. Особенность этого понятия заключается, на мой взгляд в том, что оно допускает разные смыслы в различных контекстах. Философскому взгляду понятие Богочеловечности открывается как способность человека мыслить свою противопоставленность Богу, и одновременно осознавать себя как носителя, хранителя Бога в своей душе.

И философия, и религия ставят своей целью осмысление единства человека и мира. Но только философия дает возможность свободно оперировать предельными понятиями. Философия не претендует на право религии осознавать и воспринимать Божественный лик в действительности. Но конструирует всеобъемлющую реальность, которая впоследствии является единым основанием в отношении человека и мира.

В конечном счете, философия предоставляет свое определение картины мира, с помощью которого человек укореняется в бытии и, соответственно, имеет возможность определить свое место в объективной действительности. С помощью универсальных понятий, которые дает философия, человек способен порождать новые смыслы и творить новые события. Творчество, которое невозможно без самосознания и самоопределения в бытии, дает человеку возможность максимально приблизиться к пониманию реальности. Так, человек оказывается со-творцом Бога, а творчество - связующим звеном мира и человека.

Список литературы:

1. Франк С.Л. Реальность и человек [Электронный ресурс] / С.Л. Франк. -Режим доступа: http://azbyka.ru/library/frank_realnost_i_chelovek_25-all.shtml (дата обращения: 02.05.2014).

СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ И СОВРЕМЕННОСТИ

© Гладченко Т.Н., Трапезников А.А.

Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск

Статья посвящена проблеме взаимосвязи медицинского и религиозного знания в истории и современности. Раскрывается влияние религиозного знания на теорию и практику систем традиционной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.