Научная статья на тему 'Категория «Соборность» в философской антропологии С. Л. Франка'

Категория «Соборность» в философской антропологии С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1153
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Л. ФРАНК / ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА / СОБОРНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / "Я" И "МЫ" / S.L. FRANK / PHILOSOPHY OF "VSEYEDINSTVO" (ALL-UNITY) / "I" AND "WE" / SOBORNOST / THE PUBLIC / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ягубова Светлана Яхшулуговна

В статье рассматривается ключевая категория философии всеединства С. Л. Франка категория соборности. Показывается, что именно через соборность С.Л. Франк разрешает противоречие между индивидуальной природой человека и необходимостью подчинения свободной личности общественному целому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of «sobornost» in philosophical anthropology of S.L. Frank

The article deals with the key category of S.L. Frank's philosophy of «vseyedinstvo» (all-unity) the category of «sobornost». It proves that through «sobornost» S.L. Frank solves a contradiction between the individual nature of a man and the need for obedience of a free person to a public-term.

Текст научной работы на тему «Категория «Соборность» в философской антропологии С. Л. Франка»

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

УДК 1 (47+57) (091) «19»

ББК 87.3 (2) 6

С. Я. Ягубова

Категория «соборность» в философской антропологии

С. Л. Франка

В статье рассматривается ключевая категория философии всеединства С. Л. Франка - категория соборности. Показывается, что именно через соборность С.Л. Франк разрешает противоречие между индивидуальной природой человека и необходимостью подчинения свободной личности общественному целому.

Ключевые слова: С. Л. Франк, философия всеединства, соборность, общественность, Церковь, «я» и «мы».

Соборность как философско-антропологическая категория,

разрабатываемая прежде всего в русской религиозной философии XIX века, имеет помимо богословских и философских корней прочное основание в традиционной культуре русского народа. Исследование русской языческой культуры позволяет говорить о наличии в духовной культуре древности соборных элементов. Исследователь архаической культуры Руси А.С. Фролов указывает на соборный характер дохристианских праздников и обычаев. Например, название традиционных купальских празднеств происходит от морфем «вкупе» - «совокупно» -«купножитие» [9, с. 154]. Символом соборного единства с точки зрения А.С. Фролова является образ хоровода. Круговое движение в хороводе по мнению исследователя корней русской культуры представляет собой символическую форму организованности и соборной целостности человека и природы.

В русской православной культуре идея соборности воплощается в идее храма. Как отмечает Е. Трубецкой, соборность как основа православного вероучения проявляется в храмовом строительстве и иконописи. «Луковичная» форма купола, напоминающая язык пламени, является архитектурным выражением «молитвенного горения к небесам» [4, с. 265], символизирующего причастность земного мира миру горнему и их слияние в теле Церкви. Иконопись, в свою очередь, также подчиняется идее соборности: «В иконописи мы находим изображение храмового или соборного человечества» [5, с. 234].

Согласно канонам иконописи, лики на иконах изображаются лишенными индивидуальных, характерных для эмпирической реальности черт. Снятая индивидуальность лика в то же время дополняется уникальностью, позволяющей отличать изображенных на иконе святых. Таким образом, в иконе посредством подобного изображения ликов достигается единство единичного и всеобщего, которое и является главным структрурообразующим элементом соборности.

Характерная для русской языческой культуры идея единства индивидуального и общественного, т. е. тенденция к соборному единству,

вероятно, и повлияла во многом на то, что на Руси было отдано предпочтение православию с его идеалами. Однако теоретическому анализу идея соборности не подвергалась и терминологически не была оформлена вплоть до XIX века. Славянофилы оформляют эту идею как выражающую суть национального своеобразия русского человека в философскую категорию и делают ее предметом философских исследований.

Антропологический аспект идеи соборности, на наш взгляд, состоит в представлении об изначальной, заданной целостности человеческой природы. В философии славянофилов, например у И.В. Киреевского, понятие целостности занимает центрального место. Целью духовного совершенствования человека выступает, прежде всего, восстановление целостности его духовной сферы, что может быть достигнуто путем осознания человеком возможности духовной сосредоточенности всех трех его сфер - разума, тела и чувств. Именно эта восстановленная способность позволит созерцать человеку сверхрациональные истины.

У А.С. Хомякова идея целостности актуализируется в категории соборности, которая становится ядром его философской антропологии. Соборность, с точки зрения Хомякова, - это сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к Богу в едином организме Церкви. Единение отдельного человека с социальным целым в лоне Церкви позволяет человеку приобщиться к Абсолюту. Только в таком случае человек может реализовать всю полноту своего бытия и реализоваться, так как именно Церковь содержит всю истину целиком. Отход человека от Церкви, то есть от тела Христова, возможен только в случае раздробленности личности. Таким образом, понятие соборности становится ключевым у славянофилов и включает в себя представление о благодатном органическом единстве верующих людей на основе именно православной религии. Это единство, уже имеющееся в данный момент, со временем должно все больше и больше актуализироваться в цельном организме Церкви. Как отмечает В.Н. Новик (отец Вениамин), «славянофилы, в целом, способствовали развитию русской философии Всеединства, согласно которой Церковь, государство и общество (а в потенции - и вся тварь) мыслятся как единое целое. Церковь как мистическое тело Христово вбирает в себя и объемлет собою государство, народ, культуру, душой которых является христианская миссия» [3, с. 170].

В русле философии всеединства С.Л. Франком была создана синтезирующая концепция целостной личности, являющаяся центром как его философской антропологии, так и социальной философии. Центральной идеей франковского учения о человеке выступает утверждение о неразрывной соборной связи человека с Богом, что мы видим в таких его работах, как «Душа человека», «Непостижимое», «Духовные основы общества», «Реальность и человек».

В качестве первичной и основной формы соборности Франк выделяет семейно-брачное единство. «Человек вообще существует лишь через физиологическую связь с другими людьми ... , человек есть не просто человек, а именно мужчина и женщина - человек есть дитя своих родителей, плод их соединения - этот самоочевидный и вместе с тем

таинственный факт есть свидетельство того вечного космического круговорота, той космической соборности, которая лежит в основе даже нашего физического бытия, несмотря на разделенность нашего физического существования» [6, с. 58].

Духовное единство семейного союза является соборным единством, и корни свои имеет в первоначальном внутреннем физиологическом единстве людей. Семья, с точки зрения Франка, есть основа всякого общества, так как в ней сохраняется и передается из поколения в поколение соборное духовно-культурное единство исторической жизни людей.

Следующая ступень соборности - религиозное единство людей. Франк утверждает, что «религиозность и соборность есть в основе своей одно и то же или две стороны одного и того же всеопределяющего начала человеческой жизни» [6, с. 59]. Именно в религиозном, мистическом опыте человеческая душа преодолевает свою изолированность и устанавливает связь с Абсолютным началом, которое лежит в основе вселенской соборности бытия. И в этой связи душа человека чувствует принадлежность к «целому, которое не извне окружает человеческую личность, а изнутри объединяет и наполняет ее» [6, с. 59].

Третьей формой соборного единства выступает в франковской антропологии общность исторической судьбы объединенного множества людей. «Соборность, основанная на общности судьбы, не есть просто субъективный психологический факт единства сознания; духовная жизнь, питаясь одним материалом, наполняясь единым содержанием, и по существу, жизненно-онтологически сливается в подлинное внутреннее единство; совместная жизнь прядет нити, подлинно проходящие сквозь души людей и изнутри связующие их в онтологически-реальное, т. е. соборное единство» [6:60].

Все вышеуказанные формы проявления соборности в человеческой жизни не существуют в отрыве друг от друга и не являются абстракциями. Органическое единство проявления соборности особенно наглядно в отношении двух высших форм соборности - религиозной и исторической. Они всегда, по мнению Франка, существуют совместно, так всякая соборная связь переживается мистически, имеет под собой религиозный фундамент, и вместе с тем приводит к соборности жизни и судьбы. Однако первая форма соборности выступает основой и необходимым условием формирования двух последующих, более развитых форм единения людей.

Соборность выступает как внутренний, сущностный слой человеческой жизни и отличается от внешней эмпирически данной общественной жизни людей. Во-первых, соборная жизнь человека предполагает не внешнее подчинение целому (общественному) единичного (индивидуальночеловеческого), а, наоборот, целое «налично» в каждой из своих частей. Соответственно «соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность. Оно само есть живая личность» [6, с. 61]. Тем самым Франк различает соборность и общественность: общественность выступает у него как внешнее явление человеческой жизни, соборность же есть внутреннее сверхвременное

единство, отличающее как сознание и душевную жизнь отдельного человека, так и совместную жизнь людей в целом.

Природа человека по сути своей социальна, то есть соборна. Как пишет В. Зеньковский: «Франк более всех потрудился в русской

философии, чтобы уяснить момент соборности в природе человека» [2, с. 832]. Согласно С.Л. Франку, общественный характер человеческой личности есть выражение онтологического всеединства, лежащего в ее основе. Можно даже сказать, что категория соборности используется Франком для объяснения проявления принципа всеединства в сфере общественного бытия.

С.Л. Франк, также как и Вл. Соловьев, мыслит общество органической целостностью, но, в отличие от основателя философии всеединства, для которого человечество, а в перспективе - Богочеловечество, есть конкретная эмпирическая Личность, Франк мыслит общественное целое как «духовное единство . не простое, абсолютное единство субъекта, а именно многоединство» [6, с. 47]. Такое рассмотрение соборности позволяет сделать вывод, что социальное бытие синтезирует в себе универсализм с индивидуализмом. В обществе часть не растворяется в целом, а сохраняет свою уникальность и индивидуальность. Таким образом, философскую концепцию Франка можно обозначить не просто как философию всеединства, а как «персонализм всеединства», т. е. можно говорить о наличии антропологической доминанты в его философской концепции.

Синтез общественного и человеческого в социальном бытии приводит к тому, что общество начинает выражать духовную жизнь человека. Именно через соборность общественное произрастает из личностного, и воплощается это в реальности, в Церкви. Церковь у Франка выступает как живое духовное единство всех людей. Здесь «я» и «мы» находят согласование и примирение через служение абсолютной правде, т. е. Богу. Таким образом, основа социальности - это укорененность общественного единства в Боге.

Однако именно соборность позволяет человеку преодолеть противоречие между общественным и индивидуальным: соборность

соединяет людей в нерасторжимое единство без утраты ими их свободы и уникальности личности. Человек не должен искать опору для своей жизни вне себя, поскольку она уже есть у него - это связь человека с Богом.

Один из исследователей творчества С.Л. Франка, Б.В. Емельянов, отмечает, что философ заимствовал у славянофилов понятие «соборность», «которое стало ключевым в его концепции о двух сторонах социальной жизни - соборности и общественности» [1, с. 146]. Однако Франк, следуя традиции русской религиозной философии, впервые не просто говорит нечто в русле идей соборности, а пытается раскрыть необходимую основу соборного характера единства общности. Вместо «органического» понятия соборности С.Л. Франк утверждает понимание ее как богочеловеческого процесса. Его интерпретация соборности в качестве корня всех «духовных основ общества» имеет своим фундаментом идею «мы».

С.Л. Франк прибегает к следующему пояснению категории «мы»: «мы» нельзя понимать как простое множество «я», как их простую совокупность. «Ибо «я» вообще не имеет и не может иметь множественного числа; оно единственно и неповторимо ..., потому, что я есмь неповторимое своеобразное внутреннее самообнаружение жизни и бытия» [6, с. 50]. При этом философ утверждает, что «никакого готового «я» вообще не существует до встречи с «ты», до отношения к «ты», «это явление встречи с "ты" именно и есть место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само "я". Именно в отношении "я - ты" рождается "я есмь", которое является "неповторимым своеобразным самообнаружением жизни и бытия". Здесь же рождается и "ты еси", как опознание "в известном смысле себя самого - за пределами себя самого"» [7, с. 355], и здесь же из соотнесенности двух «возникает еще нечто третье: целое, состоящее из "я" и "ты", которое как будто обладает неким бытием для себя, наряду с двумя единичными человеческими существами, входящими в его состав» [7, с. 381].

«Мы» столь же первично как «я», так как «мы» есть расширение «я», распространение его за его первичные и естественные пределы. Сознание «мы» есть для меня сознание, что я существую и за пределами меня самого.

«Мы», таким образом, выступает главной формой личного бытия, так как, по убеждению С.Л. Франка, объединяет разнородные «я» и «ты». Иными словами, если «я» понимать как личное самосознание, а «ты» - как его коррелят, то и первое, и второе есть дифференциация единства, представленного в «мы» - первичной категории индивидуального человеческого, а потому и социального бытия. Это единство является внутренним и находит выражение в ощущении личностью соборности, тогда как внешняя общественная жизнь, представляемая как «телесная, рационально-предметная», имеет тенденцию к разобщенности и противоборству.

Выявляя логику формирования всей структуры общества, С.Л. Франк приходит к выводу, что понятие соборности обозначает не только религиозное единение. Речь идет, скорее, о внутреннем ощущении духовного родства с «родом человеческим». Церковная соборность -основная категория А.С. Хомякова, предстает в учении славянофилов как «многоединство», переживание мистической сопричастности друг другу и коллективной целостности через единый организм Церкви. Однако можно отметить описательный характер такой сопричастности, так как в славянофильстве не определяются ее условия. Осмысления внутренних законов общественной соборности не наблюдалось: соборное устроение тех или иных общностей представлялось несказанной и необъяснимой любовью «в мистическом смысле» с «эротическим пафосом», «ясновидением» и спонтанно устроившимся свободным единством, с гармонией личности и коллектива, существующей как данность. С.Л. Франк первый попытался раскрыть понятие «соборность» как одно из основополагающих социально-философских понятий, найти его в «духовных основах общества».

Для объяснения сущности соборности С.Л. Франк выделяет два слоя общества: внутренний и наружный. Внутренний слой его обозначен указанным выше единством «мы» или точнее - связью всякого «я» с этим первичным «мы»; внешний же слой состоит в том, что это единство распадается на расчлененность, противоборство многих «я». Общественному единству противостоит раздельная множественность отдельных, отделенных друг от друга людей [6, с. 54]. Первое единство Франк называет соборностью, второе объединение людей -общественностью.

В русской философии всеединства человек понимается не в изоляции от мира и от другого человека, то есть автономно. Человек должен выйти из своей субъективности и сам себя объективировать. В чем же заключается процесс самообъективации человека? Субъект, восходящий к всеобъемлющей истине, улавливает ритмы вселенской действительности. Частью этих ритмов является и социальная действительность. Внутреннее преодоление суеты «тварного бытия», хотя она и составляет основное содержание нашей повседневной реальности, устремленность к Вечной истине, которая раскрывается как «идеальное человечество», и есть отличительная черта в понимании духовности русской религиозной традицией.

Общество в своем развитии проходит ту же процедуру самообъективации, что и отдельный человек: происходит освобождение от всего внешнего, возвышение над телесно-вещественной реальностью.

Идею о соборном единстве как цели существования не только человека, но и всего мира высказывал и Л.Л. Карсавин в своей работе «Церковь, личность и государство». Вся действительность определяется им как сложная иерархия «симфонических личностей», как всеединство всеединых элементов. Однако у Л.Л. Карсавина отсутствует представление о равновесии между уникальной самобытностью индивидуальной личности и органическим целостным единством «симфонической личности», то есть общества, которое предполагает принцип соборности.

Интерпретация С.Л. Франком взаимоотношений личного и сверхличного бытия, выраженных в понятии соборность, не выходит формально за рамки логики всеединства. Принципиальным же отличием является то, что единство «мы» ставится Франком на одном уровне с единством «я», происходит в определенном смысле их отождествление, но без подмены одного другим. Философ утверждает, что «я», «ты» и «мы» соотносительны и «одинаково первичны». Они даны сразу как единая структура и диалектически порождают друг друга. Понимание этого особого рода бытия, которое все-таки можно определить как «мы», «подчинено общему онтологическому принципу антиномистического монодуализма -совпадению противоположного» [7, с. 385].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что соборность как основа социального бытия человека, с точки зрения С.Л. Франка, отличается следующими моментами. Во-первых, соборность есть органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы». Во-вторых, «соборное единство образует жизненное содержание самой личности... Всякое умаление действия

соборности, всякий отрыв от нее испытывается личностью как умаление и обеднение ее самой, как лишение». В-третьих, «соборное целое... столь же конкретно-индивидуально, как и сама личность. Оно само есть живая личность». В-четвертых, «быть может, самое существенное отличие соборности как внутреннего существа общества от внешнего эмпирического слоя общественности заключается в ее сверхвременном единстве» [6, с. 60-63].

В отличие от славянофильской трактовки соборности, у С.Л. Франка общинный момент сведен к минимуму, а на первый план выведена общественность соборности. Главной особенностью в определении соборности является способность личности выйти в измерение общности, оставаясь собой. Корни такого понимания соборности можно усмотреть в хомяковском учении о природе внутрицерковного единства. «Как, по учению Церкви, видимая церковь, как собрание живых верующих, есть лишь эмпирическое воплощение в настоящем невидимой Церкви, как неразрывного соборного единства всех ее членов, единства давно умерших и еще не рожденных с живыми, так и всякое видимое общение есть эмпирический аспект невидимой соборности, как сверхвременного единства человеческих поколений» [6, с. 63]. Имеется в виду соборность в жизни определенного множества людей, объединенных общностью судьбы. Всякая, даже самая поверхностная совместность жизни, труда, истории оседает в душах ее участников как переживание единства судьбы. В этом заключается важная для общественной жизни роль прошлого и культурноисторических традиций. Духовность выступает как основа человеческого бытия.

Таким образом, можно утверждать, что социальное учение С.Л. Франка основывается на христианской антропологии. В трактовке Франка понятие соборности постулирует наличие изначальной незримой духовной связи между людьми, которая делает возможным эмпирически неоспоримый факт существования человеческого общества. Общество есть подлинная целостная реальность, в которой нам дан человек, и вне которой он немыслим: «Социальная, общественная жизнь не есть, таким образом, какая-либо чисто внешняя, из утилитарных соображений объяснимая форма человеческой жизни. То, что человеческая жизнь во всех ее областях - начиная с семьи и экономического сотрудничества и кончая высшими духовными ее функциями - научной, художественной, религиозной жизни - имеет форму общественной жизни, совместного бытия или содружества, - это есть необходимое и имманентное выражение глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия. Не потому человек живет в обществе, что «многие» отдельные люди «соединяются» между собой, находя такой способ жизни более удобным для себя, а потому, что человек по самому существу своему немыслим иначе, как в качестве члена общества..» [6, с. 53]. Отсюда следует, что соборность является основной сущностной характеристикой человека. Оторванность от соборности приводит индивида к бездуховному существованию: «Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция; лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком» [6, с. 53]. Однако и общественная реальность,

определяемая С.Л. Франком как соборность, немыслима без личностного начала: «Подлинное всеединство достигнуто лишь там, где

всеобъемлющее, всецелое бытие с самого начала, органически, в силу основной своей структуры включает в себя начало личное, начало неповторимой иррациональной единственности носителя творческой жизни» [8, с. 49].

Проанализировав внутреннее содержание категории соборности в учении С.Л. Франка, можно сделать вывод, что богочеловеческий процесс обнаруживается как в жизни отдельно взятого человека, так и в жизни общества. Божественные законы являются естественными законами, следовательно, неподчинение им ведет как к гибели человеческой души, так и к гибели всего общества. Если человек живет только своими собственными нуждами и желаниями, он замыкается в обособленном от Бога природном существе. Если же человек усматривает в другом человеке богоподобие, то он обнаруживает духовное начало и в себе. Таким образом личность приходит к постижению духовного единства человечества, в чем и заключается богочеловеческий процесс на личностном уровне.

Богочеловеческий процесс на общественном уровне совершается посредством именно соборности. Понятие соборность изначально в русской философии отражало представление об общественном идеале. С.Л. Франк обратился к идее соборности, стремясь выявить на ее основе базовые принципы общественной жизни, определить черты социального идеала. Соборность как идеальная основа общества онтологична, но в социальной эмпирии не проявляется в полной мере [6, с. 33]. Совпадение онтологической основы бытия с эмпирической реальностью означало бы создание общественного совершенства, т. е. воплощение социального идеала. Такое полное совпадение социальной эмпирии с онтологической сущностью общества мыслимо только в эсхатологической перспективе. Это означает, что соборность, как всеединство духовной жизни является всеобщим социальным идеалом, противостоящим несовершенной общественной жизни.

Соборный социальный идеал выступает у С.Л. Франка как путеводная цель. Свершение богочеловеческого процесса начинается на антропологическом уровне, так как именно личностное совершенство предшествует социальному. Личностное совершенство С.Л. Франк связывает, прежде всего, с раскрытием в человеке сверхчеловеческого -первичной трансцендентной реальности, путь к которой одновременно есть выход в совместное духовное существование в Боге.

Таким образом, соборность, воплощая принцип всеединства в сфере общественного бытия, является онтологической основой общества и антропологически обоснованным социальным идеалом, а характер средств его достижения не противоречит цели. Идея соборности указывает на основной принцип человеческой жизни и общественного устройства - принцип равновесия в соотношении «личность - общество».

Список литературы

1. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2001.

2. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. - Л.: Эго и др., 1991. - Т. 2. - Ч. 2.

3. Новик В.Н. Православие. Христианство. Демократия. - СПб.: Алетейя,

1999.

4. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. - С. 245-269.

5. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни. -М.: Республика, 1994. - С. 223-245.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк // Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - С. 13-146.

7. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / Франк С.Л. Сочинения / под ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Правда, 1990. -С. 183-559.

8. Франк С.Л. Философия Гегеля // Путь. - 1932. - № 34. - С. 39-52.

9. Фролов А.С. Проблема соборности в русской культуре // Русская цивилизация и соборность: сб. ст. - М.: Ассоц. по комплекс. изуч. рус. нации и др., 1994. - С. 151-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.