УДК 1:316(47) ББК 87.526.2(2)
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ С.Л. ФРАНКА
С.Н. КУРИЛОВ
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», ул. Красноказарменная, д. 14, г. Москва, 111250, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема взаимодействия личности, общества и государства в социальной философии С.Л. Франка. Обосновывается положение о реалистичности социально-философской позиции, смысл которой состоит в невозможности создания идеальной социально-политической модели государства. Показана связь социально-философских идеалов С.Л. Франка с философией Всеединства В.С. Соловьева. Выявлены религиозно-нравственные, этические и антропологические основания социального учения С.Л. Франка, образующие фундамент, на котором им воздвигнута либерально-консервативная концепция общественного развития. Практическая реализация идей данного учения поможет избежать в дальнейшем чередования анархии и деспотизма, прийти к созидательному социальному творчеству. Дан анализ различных форм соборности и воплощения их в социальной реальности. Социально-антропологические константы феномена соборности «я», «ты», «мы» исследуются как основополагающие категории социального устройства и развития. Соборность рассматривается как основа гармоничного взаимодействия творческих начинаний и здорового консерватизма, в единстве которых и заключается главное основание консервативного либерализма. Раскрывается сущность социально-философских воззрений С.Л. Франка, концептуально выраженных в идеал-материалистических положениях, сочетающих в себе две взаимодополняющих трактовки общественной реальности. Констатируется, что обязательным условием воплощения соборности в реальности является двойственная интенция личности: к деятельности и к проникновению во внутренний мир другой личности. Показано, что концепция консервативного либерализма может быть использована для решения проблем общественного устройства, сообразуясь с этическими принципами и учетом интересов всех субъектов социально-политической жизни.
Ключевые слова: консервативный либерализм, Абсолют, личность, общество, государство, основания феномена соборности, творчество, социокультурные традиции, соборность, власть, деспотизм, революция.
THE PROBLEM OF PERSONALITY, SOCIETY AND STATE SOCIAL PHILOSOPHY S.L. FRANCA
S.N. KURILOV
National Research University «Moscow Energy Institute», 14, Krasnokazarmennaya, Moscow, 111250, Russian Federation E-mail: [email protected]
The problem of interaction between the individual, society and the state in the social philosophy of S.L. Frank is considered. Position about the realism of social and philosophical position, the meaning of which is the inability to create the perfect sotsi-cially-political model of the state is proved. The connection between social and philosophical ideals S.L. Frank's philosophy of unity V.S. Solovyov. Revealed the religious and moral, these-cal and anthropological bases of the social teachings of S.L. Frank forming funda-ment,
where they erected a liberal-conservative concept of social development. The practical realization of the ideas of this teaching will help to avoid further alternation of anarchy and despotism, to come to a constructive social work. The analysis of the various forms of Catholic and translate them into social reality. Socio-anthropological constant phenomenon of catholicity: «I», «you», «we» are investigated as a fundamental category of social organization and development. Collegiality is regarded as the foundation of a harmonious interaction between creative endeavors and a healthy conservatism in the unity which is the main base of conservative-liberalism tive. The essence of the social and philosophical views Frank's conceptually expressed in the ideal of materialist positions, combining two complementary interpretations of social reality. It is stated that a prerequisite for realization of catholicity in the reality of a dual personality intention: to work and to penetrate into the inner world of another person. It is shown that the concept of conservative liberalism can be used to solve the problems of social organization, in accordance with the ethical principles and taking into account the interests of all subjects of social and political life.
Key words: conservative liberalism, the Absolute, the individual, society, state does, the base of the phenomenon of catholicity, creativity, socio-cultural tradition, collegiality, power, despotism, revolution.
Социально-философская концепция С.Л. Франка актуальна не только для исследователей русской философской традиции, но и для современного общественного сознания наших соотечественников и государства в целом. Концепция консервативного либерализма, разработанная Франком, как идеал социально-политического развития и социокультурной политики представляется той парадигмой, в рамках которой возможно примирение полярных идей и концепций. Однако работ, посвященных исключительно социально-политическим и нравственно-правовым аспектам, значительно меньше, чем работ по метафизике и философии религии Франка. Это объясняется тем, что системный анализ социальных воззрений философа весьма проблематичен в силу отсутствия работы, в которой концептуально и полно представлены взгляды философа. Части социального учения присутствуют в различных работах философа; консервативно-либеральная концепция разрабатывалась им на протяжении всего творческого пути, дополняясь и совершенствуясь.
В последнее десятилетие написан ряд монографий и диссертационных исследований, в которых разработаны подходы к анализу трудов философа в области социальной мысли. Их авторами являются С.В. Акопов, Г.Е. Аляев, А.И. Архангельская, Л.С. Дементьева, В.И. Потапчук, Г.П. Токмакова, О.В. Удин-кан, В.Н. Харин, А.Э. Черноков1.
1 См.: Акопов С.В. С.Л. Франк как политический мыслитель. СПб., 2001. 153 с. [1]; Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. № 3. С. 242-259 [2]; Архангельская А.И. Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С.Л. Франка. СПб., 2010. 171 с. [3]; Дементьева Л.С. Социально-политические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы. Хабаровск, 2005. 175 с. [6]; Потапчук В.И. Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С.Л. Франка: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2007. 21 с. [11]; Токмакова ГП. Проблема смысла жизни в социальной философии С.Л. Франка. Хабаровск, 2001. 128 с. [12]; Удинкан О.В. Гуманизм как принцип социально-философской рефлексии: на примере философии С.Л. Франка. Хабаровск, 2001. 153 с. [13]; Харин В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции С.Л. Франка. - Пермь, 2004. 215 с. [14]; Черноков А.Э. Учение С.Л. Франка о государстве и праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.01. СПб., 2002. 28 с. [15].
Решение проблемы взаимодействия личности и общества имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, в силу того что гармоничное сосуществование двух социально-онтологических начал обеспечивает создание наиболее благоприятных условий в государстве, улучшает политический климат, позволяя сформулировать длительные стратегии общественно-культурного развития. С.Л. Франк ставит эту проблему следующим образом: «Мы спрашиваем только: есть ли общество не что иное, как название для совокупности и взаимодействия между собой отдельных людей, не что иное, как наши производимые, искусственные, т.е. субъективные суммированные реальности отдельных людей, или общество есть некая подлинно-объективная реальность, не исчерпывающая совокупность входящих в его состав индивидов» [5, с. 65]. Личностное творчество подразумевает, что человек, занимаясь любыми видами деятельности, проверяет себя на соответствие нравстенно-этическим устоям, принятым в обществе, и сообразовывает свое поведение с культурными ограничениями свободы.
В самосознании личности коренятся два природных начала человека: оценивающее, ориентированное на себя и свою деятельность и объективируемое, на которое направлено исследование и оценка. В обоих случаях человек стремится быть больше, чем он есть на самом деле, выходит за пределы своего эмпирического бытия, что и называется в философии трансценденцией. Межличностные и социальные отношения трактуются Франком не только в материально-потребительском плане, а как обусловленные идеальной природой человека и не существующие без духовности, без идей, сплачивающих людей в единство. Социальные отношения - «я» - «ты», «я» - «мы» - создают условия выхода человека за пределы собственного бытия, в них открывается реальность другого, других, через них личность раскрывается полноценно, не замыкаясь в себе.
Рассматривая формы взаимоотношения «я-ты», философ выделяет два основных вида поведения между людьми. Первый вид взаимоотношений - противостояние, отношение к другой личности как к врагу, к чужаку, непохожему на тебя. Вторым видом взаимоотношений является чуткость, желание раскрыть другую личность, любовь, стремящаяся не к эгоизму, а к пониманию. «Благодаря этому отношению, - указывал философ, - "я" внутренне оформляется, приобретает прочное основание, осознает законность своего существования, постигая сходную с ним реальность» [1, с. 65] .
Слияние «я» и «ты» происходит в категории «мы», которая представляет собой монодуалистическое единство гетерогенного бытия как социального, так и личностного. «Мы» не поглощает «я», а раскрывает потенциал личности, не имеющей возможности существовать и самоутверждаться без «мы», без других.
«Мы» - онтологическое основание феномена соборности, в понятии которого подчеркивается метафизическая связь людей, как предков, так и потомков, и культурно-религиозная святыня как направляющая сила общественного нравственного сознания. Идея соборности является традиционной отправной точкой для русской философии, и многие наши мыслители обращались к этой проблеме в своем творчестве. Само понятие соборность, «наряду с семантически тесно связанным с ним всеединством, стало одним из ключевых понятий - своеобразной
визитной карточкой русской философской культуры»2. По мнению славянофилов, классической формулой соборности является единство во множестве, примером которого может служить церковное единение: «Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям» [4, с. 59]. Такое понимание и ощущение соборности характерно для философских поисков Н.А. Бердяева, А. Белого, В.И. Иванова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова.
Категория соборности в отечественном философском дискурсе обычно носит религиозный, мистический оттенок. Однако С.Л. Франк видит в соборности не только религиозность или веру в Бога, он объясняет ее как «внутреннее органическое единство, лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей». Соборность, подобно национальной идее, - это металогическое единство всех членов общества, сплачивающихся вокруг культурного ядра или святыни. Национальная идея, понимаемая в консервативно-традиционном смысле как достижение могущества страны и укрепления государственной власти, несостоятельна, она должна учитывать свободу и возможность к самовыражению личности, что способствует процветанию общества и государства.
Соборность проявляется в общественной жизни в различных формах. Она выражается в единстве церковной жизни и мирского существования, в цело-купности нравственности и закона, в политическом аспекте единства монаршей власти и демократических основ социального развития. В итоге, соборность - основа гармоничного взаимодействия творческих начинаний и здорового консерватизма, в этом единстве и заключается главное основание консервативного либерализма.
С.Л. Франк выделяет характерные признаки соборности. Один из них -наличие антитезы «я» и «ты», которая является следствием трансформации общественного сознания в отношении идеальной соборной системы «мы»3. Хотя «я» и «ты» являются внешне разделенными единицами соборных отношений, их невозможно отделить друг от друга. Логическим продолжением этого тезиса является тот факт, что все отдельные индивиды входят в единую соборную систему «мы» и связаны общей судьбой. Само осознание факта вхождения субъекта «я» в систему «мы» влечет за собой и осознание того, что «мы» является значимой составной частью общественных отношений, иначе говоря - «мы» подавляет «я» через систему запретов, норм и правил общественного поведения. В системы «мы» все члены общества не отделимы друг от друга и находятся в постоянной взаимосвязи.
Признаком соборности является и то, что ее содержание берет свое начало в потребностях личности участвовать в жизни общества, любая попытка отделить человека от общества воспринимается личностью как личная трагедия, а единство в общественной жизни не связано рамками времени и пространства. Такое единство можно охарактеризовать как целостную личность, «расширен-
2 См.: Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка. С. 245.
3 См.: Акопов С.В. С.Л. Франк как политический мыслитель. С. 5.
ную» вовне и имманентно присутствующую в каждой индивидуальности. Каждый индивид связан с другим общением любви, став для него такой же ценностью, как и он сам для себя.
Парадоксальным утверждением философа является то, что соборность носит конкретно-индивидуальный, личностный характер, каждый человек определяет ее самостоятельно. Общее не существует без индивидуального, и, наоборот, - в диалектическом смысле индивид тождественен обществу, целое равно части, один компонент всегда присутствует в другом.
Еще одним признаком соборности является ее неограниченный временной горизонт, она характеризуется как единство многих поколений и их опыта, который передается следующим поколениям, благодаря чему прошлое живет в настоящем, а настоящее устремлено в будущее. Смысл истории, по Франку, заключается и в том, что ее «конкретное многообразие во всей полноте есть выражение сверхвременного единства духовной жизни человечества»4. В этом сверхвременном феномене философ видел залог устойчивой связи между отдельными личностями, а также между культурными, религиозными традициями, социальными проектами, которые способствуют общественному развитию. Вне этого элемента соборности происходит деградация социальной памяти, поскольку «обычаи и нравы, господствующие в настоящее время, законы, которым мы подчиняемся, весь духовный склад национальной жизни - все это, по общему правилу, создано не ныне живущими людьми, а давно умершими предками. Воля умерших правит над волей живых» [5, с. 118].
Сущностной чертой соборности является коммуникативный аспект в широком значении данного термина, соборность противопоставляется одиночеству, в данном случае одиночеству социальному, выраженному в индивидуализме: «Одиночество моего непосредственного самобытия, поскольку оно есть не что иное, как выражение его неповторимого своеобразия, его абсолютной единственности, принадлежит ... самому его существу», - пишет мыслитель [6, с. 387].
Обращаясь к вопросам индивидуализма, Франк указывает на его субъективные основания, смысл его рассуждений сводится к тому, что по отношению к каждой конкретной личности индивидуализм является основанием «самости» и избавить человека от индивидуализма - значит избавить его от внутреннего осознания себя как личности. Такие попытки заведомо непродуктивны, поэтому философ не выступает против индивидуализма, в том числе и в общественной жизни, однако указывает, что индивидуализм не должен превращаться в самодовольный эгоизм, а должен согласовываться с идеей соборности, которая является основой общежительного устройства.
Для того чтобы соборность присутствовала как существенный элемент общественных отношений, личность должна, во-первых, адекватно оценивать свою общественную значимость, а во-вторых, уметь проникнуть во внутренний мир другого человека, оценить его достоинства, простить или смириться с
4 См.: Кризис культуры и судьбы России (2-я лекция профессора С.Л. Франка) // Эхо. 1928. № 71 (25 марта). С. 73.
недостатками. При таком подходе субъективность другого человека воспринимается как ценность, сама же личность вновь выходит за рамки субъективности. Такая форма трансцендирования направлена на подавление эгоистической индивидуальности за счет погружения во внутренний мир другого человека, в этом проявляется истинная сущность любви. Данный путь достижения общественной гармонии является, наиболее естественным, «так как искомое здесь внутреннее бытие не есть что-либо, принадлежащее к моей субъективности, к моему отрешенному самобытию, а есть по существу нечто объективное, значимое само по себе, т. е. общее всем и значимое для всех, то нет ничего удивительного в том, что оно может быть найдено в трансцендировании к "ты',' т. е. на пути вовне - более того, что именно на этом пути оно легче всего доступно» [4, с. 389].
Список литературы
1. Акопов С.В. С.Л. Франк как политический мыслитель. СПб., 2001. 153 с.
2. Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. № 3. С. 242-259.
3. Архангельская А.И. Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С.Л. Франка. СПб., 2010. 171 с.
4. Бирюков Н.И. Соборность как религиозный и политический идеал // Философские науки. 2005. № 6. С. 5-17.
5. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950: пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2001. 328 с.
6. Дементьева Л.С. Социально-политические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы. Хабаровск, 2005. 175 с.
7. Кризис культуры и судьбы России (2-я лекция профессора С.Л. Франка) // Эхо. 1928. № 71 (25 марта). С. 71-80.
8. Лосский Н.О. История русской философии: пер. с англ. М.: Сов. писатель, 1991. 480 с.
9. Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. С. 250-405.
10. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения / под ред. Ю. Сенокосова. М.: Правда, 1990. С. 183-559.
11. Потапчук В.И. Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С.Л. Франка: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2007. 21 с.
12. Токмакова Г.П. Проблема смысла жизни в социальной философии С.Л. Франка. Хабаровск, 2001. 128 с.
13. Удинкан О.В. Гуманизм как принцип социально-философской рефлексии: на примере философии С.Л. Франка. Хабаровск, 2001. 153 с.
14. Харин В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции С.Л. Франка. Пермь, 2004. 215 с.
15.Черноков А.Э. Учение С.Л. Франка о государстве и праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.01. СПб., 2002. 28 с.
References
1. Akopov, S.V. S.L. Frank kakpoliticheskiy myslitel' [S.L. Frank as a political thinker], Saint-Petersburg, 2001. 153 p.
2. Alyaev, G.E. Metafizika prav cheloveka v traktovke S.L. Franka [The metaphysics of human rights in the treatment of S.L. Frank], in Istoriko-filosofskiy ezhegodnik [Historical and Philosophical Yearbook], Moscow: Nauka, 2000, no. 3, pp. 43-56.
3. Arkhangel'skaya, A.I. Problema formirovaniya dukhovnykh osnovobshchestva vsotsial'noy filosofii S.L. Franka [The problem of formation of the spiritual foundations of society sotsicial philosophy S.L. Frank], Saint-Petersburg, 2010. 171p.
4. Biryukov, N.I. Sobornost' kak religioznyy i politicheskiy ideal [Collegiality as a religious and political ideal], in Filosofskie nauki, 2005, no. 6, pp. 5-17
5. Bubbayer, F S.L. Frank: Zhizn' i tvorchestvo russkogo filosofa. 1877-1950 [S.L. Frank: Life and work of the Russian philosopher. 1877-1950], Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSPEN), 2001. 328 p.
6. Dement'eva, L.S. Sotsial'no-politicheskie idei S.L. Franka v kontekste ego metafizicheskoy sistemy [Socio-political ideas, S.L. Frank in the context of his metaphysical system], Khabarovsk, 2005. 175p.
7. Krizis kul'tury i sud'by Rossii (2-ya lektsiya professora S.L. Franka) [The crisis of culture and the fate of Russia (2nd lecture by Professor Frank's)], in Echo, 1928, no. 71 (March 25), pp. 71-80.
8. Losskiy, N.O. Istoriya russkoy filosofii [The history of Russian philosophy], Moscow: Sovetskiy pisatel', 1991. 480 p.
9. Frank, S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual Foundations of Society], in Sbornik: S.L. Frank [Collection: S.L. Frank], Moscow: Respublika, 1992, pp. 250-405.
10. Frank, S.L. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii [Inconceivable. Ontological introduction to the philosophy of religion], in Frank, S.L. Sochineniya [Works], Moscow: Pravda, 1990, pp. 183-559.
11. Potapchuk, VI. Printsip tselostnosti v russkoy filosofii i ego razvitie v sotsial'no-antropologicheskoy kontseptsii S.L. Franka. Avtoref. diss. kand. filos. nauk [Principle of integrity in Russian philosophy and its development in the socio-anthropological concept of S.L. Frank. Abstract Cand. philos. sci. diss.], Khabarovsk, 2007. 21 p.
12. Tokmakova, G.P Problema smysla zhizni v sotsial'noy filosofii S.L. Franka [The problem of the meaning of life in the social philosophy of S.L. Frank], Khabarovsk, 2001. 128 p.
13. Udinkan, O.V Gumanizm kak printsip sotsial'no-filosofskoy refleksii: na primere filosofii S.L. Franka [Humanism as a principle of social and philosophical reflection: eg philosophy S.L. Franka], Khabarovsk, 2001. 153 p.
14. Kharin, VN. Sotsial'no-filosofskiy analiz kategoriy «sobornost'», «sluzhenie» i «dolzhnoe»: na materiale kontseptsii S.L. Franka [Socially-philosophical analysis of the categories of «collegiality», «serve-set» and «should»: on a material concept S.L. Frank], Perm, 2004. 215 p.
15. Chernokov, A.E. Uchenie S.L. Franka o gosudarstve iprave. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Doctrine S.L. Frank of State and Law. Abstract Cand. jurid. sci. diss.], Saint-Petersburg, 2002. 28 p.