Научная статья на тему 'Идея Церкви в философии и социальной антропологии С. Л. Франка'

Идея Церкви в философии и социальной антропологии С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ЦЕРКВИ С.Л. ФРАНКА / КОНЦЕПЦИЯ СОБОРНОСТИ А.С. ХОМЯКОВА / ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЕВА / ЛИЧНОСТЬ / "МЫ"-ЕДИНСТВО / ВСЕЕДИНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмаков Владимир Владимирович

Рассматривается вопрос о содержании, структуре и отдельных составляющих концепции Церкви в философии С.Л. Франка. Обосновывается положение о том, что концепция Церкви С.Л. Франка является по своему содержанию уникальной и перекликается с философскими положениями отечественных и западных философов. Показана связь концепции Церкви С.Л. Франка с философскими положениями о соборности С.С. Хомякова и философией Всеединства В.С. Соловьева. Выявлен персоналистический характер экклезиологических положений Франка, согласно которым Церковь одновременно как соборное «мы»-единство и как мистический всеобъемлющий организм актуализирует личность в человеческом существе, является первоосновой общества. Дан анализ сущностных основ форм, образующих Церковь: категорий соборности и «мы»-единства, а также положения о всеединстве Церкви как богочеловеческого организма и всеобъемлющей реальности. Раскрывается специфика и уникальность положений С.Л. Франка о Церкви в его ранних и поздних трудах, а также взаимосвязь этих положений с другими концепциями философов по данной проблематике. Показано, что в русле философии всеединства С.Л. Франком была создана концепция соборности, которая синтезировала как его философскую антропологию, так и его социальную философию, в рамках которой была построена концепция Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея Церкви в философии и социальной антропологии С. Л. Франка»

УДК 141.3:27(47) ББК 87.3(2)61-07

ИДЕЯ ЦЕРКВИ В ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ С.Л. ФРАНКА

В.В. ШМАКОВ

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Бахрушина ул., д. 2/5, стр. 2, г. Москва, 115184, Российская Федерация E-mail: vshm1992@yandex.ru

Рассматривается вопрос о содержании, структуре и отдельных составляющих концепции Церкви в философии С.Л. Франка. Обосновывается положение о том, что концепция Церкви С.Л. Франка является по своему содержанию уникальной и перекликается с философскими положениями отечественных и западных философов. Показана связь концепции Церкви С.Л. Франка с философскими положениями о соборности С.С. Хомякова и философией Всеединства В.С. Соловьева. Выявлен персоналистический характер эккле-зиологических положений Франка, согласно которым Церковь одновременно как соборное «мы»-единство и как мистический всеобъемлющий организм актуализирует личность в человеческом существе, является первоосновой общества. Дан анализ сущностных основ форм, образующих Церковь: категорий соборности и «мы»-единства, а также положения о всеединстве Церкви как богочеловеческого организма и всеобъемлющей реальности. Раскрывается специфика и уникальность положений С.Л. Франка о Церкви в его ранних и поздних трудах, а также взаимосвязь этих положений с другими концепциями философов по данной проблематике. Показано, что в русле философии всеединства С.Л. Франком была создана концепция соборности, которая синтезировала как его философскую антропологию, так и его социальную философию, в рамках которой была построена концепция Церкви.

Ключевые слова: идея Церкви С.Л. Франка, концепция соборности А.С. Хомякова, философия Всеединства В.С. Соловьева, личность, «мы»-единство, всеединство.

THE IDEA OF THE CHURCH IN PHILOSOPHY AND SOCIAL ANTHROPOLOGY BY S.L. FRANK

VV SHMAKOV St. Tikhon's Orthodox university 2/5, Bahrushina str., Moscow, 115184, Russian Federation E-mail: vshm1992@yandex.ru

The issue of the content, structure and individual components of the Church in the philosophy by S.L. Frank is considered. It is substantiated that the Church concept by S.L. Frank is unique in its content and in common with the philosophical positions of Russian and Western philosophers. The relation of S.L. Frank's Church concept to philosophical positions of catholicity by A.S. Khomyakov and philosophy of unity by VS. Solovyov is shown. Personalistic character of the Frank's ecclesiologicalpositions, where the Church as a divine-human and conciliar «we»-unity, is the cause of manifestation of individuality, constituting the personality, is identified. The author analizes the essential foundations of the forms that make up the Church: collegiality and the categories of «we»-unity, as well as provisions of the unity of the Church as a divine-human organism and comprehensive

reality. The specificity and originality of the S.L. Franck's statements of the Church in his early and late works, the relationship with other concepts of philosophers about this issue are revealed. It is shown that the concept of catholicity created in a channel of the philosophy of unity by S.L. Frank, which synthesized bothhis philosophical anthropology and his social philosophy, within which the concept of the Church was built.

Key words: the idea of the Church of S.L. Frank, the concept of the catholicity of A.S. Khomyakov, philosophy of V.S. Solovyov, personality, «we»-unity, all-unity.

Исследованию вопросов Церкви в русской религиозно-философской мысли уделяется особое значение. Одним из первых, кто осуществил собственное уникальное раскрытие идеи Церкви и ее содержательной структуры, рассматривал ее как мистически-онтологический и богочеловеческий организм, в котором целое и части сосуществуют в гармоничном единстве, был известный русский религиозный философ С.Л. Франк.

Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы Церкви в работах С.Л. Франка, необходимо показать связь сформулированных им положений о соборности и «мы»-единстве с его концепцией Церкви. Эти философские положения о «мы»-единстве и соборности можно назвать основами его последующей концепции Церкви. С.Л. Франк пишет: «То, что мы выше усмотрели как соборность, как первичное единство «мы», теперь раскрывается перед нами полнее и глубже как церковь» [1, с. 90].

В своих работах, как ранних, так и поздних, Франк подробно занимался разбором философии диалога, разрабатывал собственное учение о «мы»-един-стве, говорил о том, что человеческая личность может существовать только в сопринадлежности к «ты» в единстве с «мы», без которых собственное бытие «я» теряет значение.

Свою философию, посвященную проблеме общения, «мы»-философии, Франк начал с таких работ, как «Я и мы» (1925 г.), «Русское мировоззрение» (1926 г.), «Духовные основы общества» (1930 г.). В философско-религиозных построениях проблематики «я - ты» отношений и «мы»-единства у Франка можно найти параллели с философскими концепциями М. Шелера, М. Бубера, Г Зиммеля и др.

По Франку, непосредственное бытие, трансцендируя вне себя, через встречу с «ты» обретает свою завершенность и актуализацию, конституирует себя как личность в качестве «я». В своей поздней работе «С нами Бог» Франк рассматривает Церковь также в рамках соборной любви и «мы»-единства. Он пишет, что если не существует никакого существа «ты», на которое собственное «я» должно быть любовно направлено, то вместе с собственным «я» все остальное должно быть погашено и уничтожено.

Франк подчеркивает, что только в рамках Церкви Христовой существует преодолевающее все земные различия единство людей в Боге, где «голос ее обретает осмысленность только как участник хора голосов - хора человечества и всего творения, через который звучит голос самого Бога»1.

1 См.: Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Изд-во белорусского Экзархата, 2011. С. 750 [2].

Как отмечает Ф. Буббайер, «духовная идентичность "Я" может быть сформирована лишь через взаимодействие с "Мы" - как в духовной, так и в практической области. Мышление Франка об этих предметах развивалось в направлении учения о Церкви» [3, с. 113].

Также Франк подробно рассматривает тему соборности, говорит о том, что через соборность общественное бытие произрастает из личностного и воплощается в реальности, в Церкви. Соборное единство образует жизненное содержание самой личности и переживается только через причастность к религиозному началу, к Церкви, которая есть религиозный фундамент совместности жизни. По Франку, всякое умаление действия соборности и всякий отрыв от нее умаляет личность и лишает ее жизненной силы, так как универсализм и индивидуализм не исключают и не ограничивают друг друга, но внутренне совпадают и взаимно поддерживают друг друга2.

Из этого следует, что соборное целое, частью которого чувствует себя личность, должно быть столь же конкретно индивидуально, как сама личность, «я». Это положение основывается на том, что «любить можно только индивидуальное, ибо любовь есть не абстрактное отношение, а сама жизнь, а жизнь есть жизнь индивидуальности»3. При этом Франк ссылается на учение Хомякова о природе единства Церкви, в котором особенно ярко развита главная сторона соборности, а именно любовь, которая связывает как личность и целое, так и отдельные личности.

Исходя из этого, можно отметить влияние учения о соборности и Церкви у Хомякова на социально-философские и экклезиологические взгляды С.Л. Франка. В его социальной философии прослеживается мысль о соборности как о внутреннем целостном единстве, которое невозможно без духовных и религиозных компонентов, а также о том, что только в рамках соборности может существовать Церковь. Только посредством любви Церкви возможна связь отдельной личности и целого, где «живой организм» Церкви и «живая личность» понимаются равнозначно, а органичность понимается как «категория не органического, а, скорее, персоналистского миропонимания»4.

Повторяя положение учения Хомякова о природе единства Церкви, Франк подчеркивает, что именно посредством соборной любви, которая связывает отдельные части целого и само целое, возможно проявление личностного бытия в человеке. Такое рассмотрение соборности в воззрениях С.Л. Франка позволяет сделать вывод, что социальное бытие синтезирует в себе универсализм с индивидуализмом. В обществе часть не растворяется в целом, а сохраняет свою уникальность и индивидуальность.

С.Л. Франк по этому поводу пишет: «Хомяков мог утверждать, что православный христианин обладает полной индивидуальной свободой и религиозной искренностью, подобной той, что есть в протестантизме, и вдобавок еще живым единством

2 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. С. 488-489 [1].

3 Там же. С. 58.

4 См.: Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алтейя, 1994. С. 88 [4].

церкви, поскольку универсализм и индивидуализм друг друга не исключают и не ограничивают, но внутренне совпадают и взаимно поддерживают» [5, с. 488-489].

Уникальность определения соборности у Франка, в отличие от славянофилов, заключается в том, что С.Л. Франк попытался раскрыть понятие Церкви через призму социально-философских воззрений и метафизики всеединства, в рамках которых она понимается как онтологическая и богочеловеческая основа общества, которая объемлет все человеческие образования, утвержденные в вере. Также, в отличие от славянофильской трактовки соборности, у С.Л. Франка общинный момент сведен к минимуму, а на первый план выведена общественность. В рамках учения о соборности в работах Франка существует «корректная, основательная феноменология, остающаяся, однако, в рамках платонизи-рованной метафизики всеединства и потому не передающая, не улавливающая благодатную суть соборности»5.

Определение Церкви, которое предлагает С.Л. Франк в работе «Духовные основы общества», исходит из того положения, что она объемлет всех, не только живых, но уже умерших и еще не родившихся ее членов. Церковь, по Франку, находится в исповеданиях, отколовшихся от Церкви, «и даже магометанстве и буддизме, и - в конечном счете - во всех языческих религиях Церковь видит, наряду с искажениями и обеднениями, зачаток истинной веры и потому считает и их, по крайней мере, потенциально сопринадлежащими к ней»6.

Таким образом, в определении Церкви у Франка можно найти некоторые черты идеи всеединства. Церковь в его философско-онтологическом определении понимается как мистическое сверхприродное всеединство, которое стоит в промежутке между единой истинной Церковью и эмпирическим понятием Церкви как «союза верующих», она выступает как нечто большее и иное, чем «союз верующих», так как «не совпадает с "истинной церковью" в религиозно-вероисповедном смысле, ибо объемлет все человеческие единства, утвержденные в вере, как бы ложна ни была эта вера по своему содержанию»7.

Продолжая эту идею, в своей поздней работе «С нами Бог» С.Л. Франк разделяет Церковь на «невидимую» и «видимую», или сущностно-мистическую и эмпирически-реальную. Два слоя Церкви - сущностно-мистический и эмпирически-реальный - образуют «церковь как таковую», находятся в антиномисти-ческом противоборстве, хотя одновременно в их «внутреннем органическом единстве» и «нераздельной сопринадлежности».

По своему составу мистическая Церковь всеобъемлюща в том смысле, что не имеет никаких эмпирически-зримых, конфессиональных границ, является единством всех, кто ищет спасения и правды. Для Франка «многообразные частные веры и основанные на них "церкви" суть частичные, неполные, часто искаженные и даже совсем извращенные ответвления их первоосновы - единой истинной церкви, как утвержденности всяческой человеческой жизни, во всех ее областях и формах, в едином истинном Боге» [1, с. 93-94].

5 См.: Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности. С. 93.

6 См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 54.

7 Там же. С. 93.

Истинный смысл и назначение эмпирически-реальной Церкви состоит в подчинении Церкви сущностно-мистической. Основной характеристикой этого подчинения является «служение святости», которое, по Франку, является ограниченным, но основывается на «мы»-единстве. Эмпирическая Церковь включает в себя лишь тех людей, которые заявляют о своей причастности к ней, а мистическая Церковь включает тех, кто в своем поведении является ведомым Святым Духом. Франк отмечает, что Церковь по своему существу «кафолична», или всеобъемлюща, как во временном, так и в пространственном измерении.

Также Франк проводит четкую разграничительную линию между церковным и мирским, «благодатной жизнью в сущностном единстве с Богом» и «жизнью безблагодатной, лишь извне подчиненной воле Божией». Данное разделение относится к самой Церкви, к ее внешней псевдоцерковности, которая является «внешним религиозно-оформленным порядком», и к Церкви в истинном смысле как к «Телу Христову», где «высшее начало здесь не тяготеет над индивидуальностью, ничем не стесняет ее, а свободно живет внутри ее, будучи ее собственной жизнью»8. По поводу псевдоцерковности, в работах Франка «содержится указание на пагубность победы этого внешне-церковного направления, которая нашла свое выражение в церковном расколе XVII столетия»9, делается акцент на греховности эмпирически-реальной Церкви и святости мистической, невидимой Церкви.

Исходя из данных положений, подобная направленность метафизики всеединства на концепцию Церкви у Франка имеет место в философии Николая Кузанс-кого и В.С. Соловьева.

Как для Франка, так и для Николая Кузанского, Церковь является прообразом и примером всеединства, где истина веры может существовать только в духе Христа с сохранением порядка различия среди верующих. Как пишет Николай Кузанс-кий, «...это единство, в котором оказывается и максимальное абсолютное божественное единство, и единство божества и человечности в Иисусе, и единство божества Иисуса с блаженными в торжествующей церкви»10. Для Николая Кузанского, «торжество вечной истины» и «торжество церкви», которая понимается им персонально, может служить образцом для реализации того, что Франк понимает под «соборностью» как богочеловеческим началом жизни, онтологической основы любого обобществления, где для него «бытие в высшей степени персонально, является всегда связанным с бытием «ты», а, в конечном счете, с Богом»11.

Также можно проследить влияние философии всеединства Соловьева на концепцию Церкви у Франка. В своей статье «Духовное наследие Владимира Соловьева» он пишет, что Соловьев рассматривал «непререкаемый примат чи-

8 См.: Франк С.Л. Церковь и мир, благодать и закон // Путь. М., 1927. № 8. С. 8-9 [6].

9 См.: Назарова О.А. Немецкие публикации С.Л. Франка о старчестве // Соловьевские исследования. 2012. Вып. 4(36). С. 141-142 [7].

10 См.: Кузанский Николай. Об учёном незнании / пер. Бибихина В.В. М.: Академический проект, 2011. С. 151 [8].

11 Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Порус В.Н. Философия России первой половины XX века. Семен Людвигович Франк. М., 2012. С. 465 [9].

сто религиозной установки, сознания сверхземного, богочеловеческого и потому всечеловеческого существа Христовой Церкви над всеми земными интересами, над национальными, конфессиональными и культурно-историческими симпатиями, антипатиями и предубеждениями - таков смысл незыблемой церковной установки Соловьева» [10, с. 959]. По Соловьеву, как и по Франку, основными понятиями, характеризующими Церковь, являются понятия «Бо-гочеловечество» и «мистическое всеединство». Тем не менее понятия Богоче-ловечества и всеединства, в рамках которых Франк определяет Церковь, характеризуются им не как реальное историческое развитие, как это понимал Соловьев, но как вневременная укорененность человека в Боге12. Если всеединство, по Соловьеву, призвано раскрыть внутреннее органическое единство бытия и несет в себе «софийную» основу, которая является источником его разумного устроения и замысла, является формой Вселенской Церкви и построением Царства Божьего на земле, то для Франка всеединство рассматривается как статичная форма вневременной и мистической укорененности в трансцендентной реальности.

Также, в отличие от метафизики Соловьева, который уделял больше внимания общности и всеединству, чем отдельной индивидуальной личности, Франк синтезирует универсализм всеединства с индивидуализмом соборного единства, где возможно конституирование отдельной личности и где социальное бытие сохраняет ее уникальность и неповторимость. В своих антропологических и эк-клезиологических построениях Франк не только не исключал антропологический и персоналистический аспекты в рассмотрении Церкви, но выводил их на первый план. В отличие от философии всеединства В.С. Соловьева, для философии С.Л. Франка больше характерно «мистическое восприятие окружающей нас реальности во всех ее частных и ограниченных проявлениях, а не отрицание этой реальности ради чего-то выходящего за ее пределы»13.

Русский философ Н.А. Бердяев, опираясь на работу «Непостижимое», говорит о влиянии философии всеединства В.С. Соловьева на философию Франка, но отмечает, что «в книге его обнаруживаются все слабые стороны и трудности этого типа философии. С. Франк платоник-реалист, но он хотел бы также утвердить и индивидуальное. И то, что он говорит об индивидуально-неповторимом, противоречит философии всеединства и из нее не выводимо» [12, с. 651].

Таким образом, философию Франка недостаточно понимать как «философию всеединства», включая его концепцию Церкви, но правильнее говорить о «персонализме всеединства», или «персоналистической метафизике всеединства»14.

12 См.: Резвых Т.Н. Идея богочеловечества у В.С. Соловьева и С.Л. Франка // Соловьевские исследования. №3 (43). М., 2014. С. 13.

13 См.: Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Порус В.Н. Философия России первой половины XX века. Семен Людвигович Франк. М., 2012. С. 174-175 [11].

14 См.: Аляев Г.Е. Философия С. Франка как актуальность религиозного жизнепонимания (по поводу новой книги П. Элена «Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма) // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 152 [13].

Исходя из вышесказанного, в русле философии всеединства С.Л. Франком была создана концепция соборности, которая синтезировала как его философскую антропологию, так и его социальную философию, в рамках которой была построена концепция Церкви. Соборность, с позиции С.Л. Франка, воплощая принцип всеединства в сфере общественного бытия, является онтологической основой общества и отдельной человеческой личности - принцип равновесия в соотношении «личность - общество», исходя из этого он строит свои положения о Церкви.

Франк рассматривал Церковь одновременно как соборное «мы»-единство, которое актуализирует личность в человеческом существе, является онтологической первоосновой в обществе, и как мистический всеобъемлющий организм, предвосхищающий все зримые границы своего бытия. Таким образом, можно отметить персоналистический характер экклезиологии Франка. Исходя из этого, только лишь в Церкви, как в богочеловеческом и соборном «мы»-единстве, возможно проявление индивидуальности в человеке, конституирование его личности.

Франк дает собственное уникальное определение Церкви, ключевым моментом которого является онтологичность. Оно, по своему содержанию, исходит из положений ряда отечественных и западных философов. Тем не менее оригинальность данной социально-антропологической концепции Церкви Франка заключается не в метафизике всеединства, как у Соловьева, Николая Кузанско-го, других философов и мыслителей, но в собственном обосновании доминанты Церкви как антропологически-онтологической и метафизической, где «в "формальном" отношении онтологическое понятие церкви соединено с "мистически-догматическим" понятием церкви...»15.

Нельзя упускать из вида влияние религиозного опыта и мировоззрения самого Франка на становление его идеи Церкви, которая воспринимается им в мистическом ключе, как реальность другого мира. Как пишет сам Франк, «основа моей религиозности - это ощущение укорененности в реальности того мира, сознание, что в этом мире личность есть чужестранец - не от мира сего» [15, с. 219-220].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Франк в своей концепции Церкви, с одной стороны, исходит из основополагающих христианских моментов, раскрывает свои религиозно-антропологические идеи и взгляды, основываясь на собственном религиозном опыте, а с другой стороны, следует традиционной философской мысли.

Список литературы

1. Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. С. 15-144.

2. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Изд-во белорусского Экзархата, 2011. С. 415-827.

3. Буббайер Ф. Духовное начало в «христианском реализме» Семена Франка // Антонов К.М. «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: сб. науч. ст. / сост. К.М. Антонов. М.: Изд-во ПСТГУ 2015. С. 104-117.

15 См.: Элен П. Семен Л.Франк: Философ христианского гуманизма. М.: Идея-Пресс, 2012. С. 232 [14].

4. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алтейя, 1994. С. 86-94.

5. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. C. 471-500.

6. Франк С.Л. Церковь и мир, благодать и закон // Путь. М., 1927. № 8. С. 3-20.

7. Назарова О.А. Немецкие публикации С.Л. Франка о старчестве // Соловьевские исследования. 2012. Вып. 4(36). С. 139-142.

8. Кузанский Николай. Об учёном незнании / пер. Бибихина В.В. М.: Академический проект, 2011. 160 с.

9. Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Порус В.Н. Философия России первой половины XX века. Семен Людвигович Франк. М., 2012. С. 98-163.

10. Франк С.Л. Духовное наследие Владимира Соловьева // Вл. Соловьев pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. С. 953-961.

11. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Порус В.Н. Философия России первой половины XX века. Семен Людвигович Франк. М., 2012. C. 163-196.

12. Бердяев Н.А. О книге С.Л. Франка «Непостижимое» // Типы религиозной мысли в России. Париж: ИМКА - Пресс, 1989. С. 650-654.

13. Аляев Г.Е. Философия С. Франка как актуальность религиозного жизнепонимания (по поводу новой книги П. Элена «Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма») // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 150-167

14. Элен П. Семен Л.Франк: Философ христианского гуманизма. М.: Идея-Пресс, 2012. 304 с.

15. Резвых Т.Н. «Моя судьба меня не беспокоит...»: С.Л. Франк в оккупированной Франции // Антонов К.М. «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: сб. науч. ст. / сост. К.М. Антонов. М.: Изд-во ПСТГУ 2015. С. 195-240.

16. Резвых Т.Н. Идея Богочеловечества у В.С. Соловьева и С.Л. Франка // Соловьевские исследования. 2014. Вып. 3 (43). С. 6-19.

References

1. Frank, S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual Foundations of Society], in Sbornik: S.L. Frank [Collection: S.L. Frank], Moscow: Respublika, 1992, pp. 15-44.

2. Frank, S.L. S name Bog. Tri razmyshleniya [God is with us. Three reflections], in Frank, S.L. Svet vo t'me [Light in the darkness]. Minsk: Izdatel'stvo belorusskogo Ekzarkhata, 2011, pp. 415-827

3. Bubbayer, F. Dukhovnoe nachalo v «khristianskom realizme» Semena Franka [Spirituality in the «Christian realism» by Semyon Frank], in Antonov, K.M. «Samyy vydayushchiysya russkiy filosof»: Filosofiya religii i politiki S.L. Franka: sbornik nauchnykh statey [The most outstanding Russian philosopher: Philosophy of religion and politics of S.L. Frank: the collection of scientific articles], Moscow: Izdatel'stvo PSTGU, 2015, pp. 104-117.

4. Khoruzhiy, S.S. Khomyakov i printsip sobornosti [Khomyakov and the principle of catholicity], in Khoruzhiy, S.S. Poslepereryva. Puti russkoy filosofii [After the break. Ways of Russian philosophy], Saint-Petersburg: Alteyya, 1994, pp. 86-94.

5. Frank, S.L. Russkoe mirovozzrenie [Russian world view], in Frank, S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva. Sbornik: S.L. Frank [Spiritual Foundations of Society. Collection: S.L. Frank], Moscow: Respublika, 1992, pp. 471- 500.

6. Frank, S.L. Tserkov' i mir, blagodat' i zakon [The Church and the world, grace and the law], in Put', 1927, no. 8, pp. 3-20.

7. Nazarova, O.A. Nemetskie publikatsii S.L. Franka o starchestve [German publications of S.L. Frank about senility], in Solov'evskie issledovaniya, 2012, 4(36), pp. 139-142.

8. Kuzanskiy, Nikolay. Ob uchenom neznanii [On scientist ignorance], Moscow: Academicheskiy proekt, 2011. 160 p.

9. Elen, IP Nikolay Kuzanskiy i Semen Frank [Nicholas of Cusa and Semyon Frank], in Porus, VN. Filosofiya Rossii pervoy poloviny XX veka. Semen Lyudvigovich Frank [Philosophy of Russia in the first half of the XX century. Semen Lyudvigovich Frank], Moscow, 2012, pp. 98-163.

10. Frank, S.L. Dukhovnoe nasledie Vladimira Solov'eva [The spiritual heritage of Vladimir Solovyov], in Vl. Solov'ev. Pro et contra. Lichnost' i tvorchestvo Vladimira Solov'eva v otsenke russkikh mysliteley i issledovateley. Antologiya. T. 2 [Vl. Solovyov pro et contra. Personality and creativity Vladimir Soloviev in the assessment of Russian thinkers and researchers. Anthology. Vol. 2], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Russkogo Khristianskogo gumanitarnogo instituta, 2002, pp. 953-961.

11. Evlampiev, I.I. Chelovek pered litsom absolyutnogo bytiya: misticheskiy realizm Semena Franka [Person in the party of absolute existence: the mystical realism of Simeon Frank], in Porus, VN. Filosofiya Rossii pervoy poloviny XX veka. Semen Lyudvigovich Frank [Philosophy of Russia in the first half of the XX century. Semen Lyudvigovich Frank], Moscow, 2012, pp. 163-196.

12. Berdyaev, N.A. O knige S.L. Franka «Nepostizhimoe» [About the book S.L. Frank «Inconceivable»], in Tipy religioznoy mysli v Rossii [Types of religious thought in Russia], Paris: IMKA-Press, 1989, pp. 650-654.

13. Alyaev, G.E. Filosofiya S. Franka kak aktual'nost' religioznogo zhizneponimaniya (po povodu novoy knigi P. Elena «Semen L. Frank: filosof khristianskogo gumanizma») [The philosophy of S. Frank as the relevance of religious biographies (about the new book P. Elena «Semen L. Frank: philosopher of Christian humanism»)], in Solov'evskie issledovaniya, 2013, issue 1(37), pp. 150-167

14. Elen, P. Semen L. Frank: Filosof khristianskogo gumanizma [Semen L. Frank: Philosopher of Christian humanism], Moscow: Ideya - Press, 2012. 304 p.

15. Rezvykh, T.N. «Moya sud'ba menya ne bespokoit...»: S.L. Frank v okkupirovannoy Frantsii [«My destiny does not bother me...»: S.L. Frank in occupied France], in Antonov, K.M. «Samyy vydayushchiysya russkiy filosof»: Filosofiya religii i politiki S.L. Franka: sbornik nauchnykh statey [The most outstanding Russian philosopher: Philosophy of religion and politics of S.L. Frank: the collection of scientific articles], Moscow: Izdatel'stvo PSTGU, 2015, pp. 195-240.

16. Rezvykh, T.N. Ideya Bogochelovechestva u VS. Solov'eva i S.L. Franka [The idea of God-manhood in VS. Solovyov and S.L. Frank], in Solov'evskie issledovaniya, 2014, issue 3(43), pp. 6-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.