Научная статья на тему 'ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БУДУЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БУДУЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корноухов Михаил Дмитриевич

В статье процесс подготовки выпускных квалификационных работ рассматривается как ключевая образовательная платформа качественно иного уровня осуществления будущими музыкантами-педагогами научно-исследовательской деятельности. В этом контексте дипломы выступают в качестве своеобразных пролегоменов выбранного сегмента предстоящей профессиональной практики и довольно точного индикатора компетентности молодого специалиста. Исходя из этого предлагается оптимальный алгоритм исследовательской работы, направленный на предупреждение наиболее распространённых недостатков. Проблемными, по мнению автора, являются релевантность структуры и содержания выпускной квалификационной работы, нарушение принципа «от общего к частному», отсутствие системности излагаемого материала, неумение кратко обобщить изученную информацию, несоразмерность различных частей. В статье обозначены некоторые нюансы составления библиографии и работы над введением. Также рекомендуется обращать внимание на стиль изложения, избегать крайних исследовательских позиций, учитывать контекстуальность выдвигаемых тезисов и визуальный ряд. Содержание выпускной квалификационной работы отражает весь накопленный за годы учёбы запас знаний и умений студента в широчайшем междисциплинарном дискурсе, актуализируя научно-исследовательский и, в целом, рефлексивный компонент их профессиональной подготовки. Но прежде всего, это процесс творческий. И он требует личностного видения рассматриваемой проблемы и осознания интегративной сущности педагогики музыкального образования как науки. Обозначенные в статье векторы работы представлены в контексте дихотомии «формы и содержания», балансе и сложном взаимодействии этих двух составляющих, а сам диплом как лакмусовая бумажка способности выпускника решать данную проблему, крайне важную в его профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINAL QUALIFYING WORKS AS A QUALITATIVELY NEW LEVEL OF RESEARCH ACTIVITIES BY FUTURE MUSICIANS-TEACHERS

In the article, the process of preparing final qualifying works is considered as a key educational platform of a qualitatively different level of research activities by future musicians-teachers. In this context, final qualification works act as a kind of prolegomena of the selected segment of the upcoming professional practice and a fairly accurate indicator of the competence of a young specialist. Based on this, an optimal algorithm of research work is proposed, aimed at preventing the most common shortcomings. Problematic, according to the author, are the relevance of the structure and content of the final qualifying work, violation of the principle “from general to particular”, lack of consistency of the material presented, inability to summarize the studied information briefly, the disproportionality of the various parts. The article outlines some nuances of compiling a bibliography and working on the introduction. It is also recommended to pay attention to the style of presentation, avoid extreme research positions, take into account the contextuality of the theses put forward and the visual range. The content of the final qualifying work reflects the entire stock of knowledge and skills of the student accumulated over the years of study in the widest interdisciplinary discourse, actualizing the research and, in general, the reflexive component of their professional training. But first of all, it is a creative process. And it requires a personal vision of the problem under consideration and awareness of the integrative essence of music education pedagogy as a science. The vectors of final qualification work indicated in the article are presented in the context of the dichotomy of “form and content”. The balance and complex interaction of these two components, and the final qualification work itself as a litmus test of the graduate’s ability to solve this problem, which is extremely important in his profession.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БУДУЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-141-156

ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БУДУЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. Д. Корноухов,

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Российская Федерация, 196605

Аннотация. В статье процесс подготовки выпускных квалификационных работ рассматривается как ключевая образовательная платформа качественно иного уровня осуществления будущими музыкантами-педагогами научно-исследовательской деятельности. В этом контексте дипломы выступают в качестве своеобразных пролегоменов выбранного сегмента предстоящей профессиональной практики и довольно точного индикатора компетентности молодого специалиста. Исходя из этого предлагается оптимальный алгоритм исследовательской работы, направленный на предупреждение наиболее распространённых недостатков. Проблемными, по мнению автора, являются релевантность структуры и содержания выпускной квалификационной работы, нарушение принципа «от общего к частному», отсутствие системности излагаемого материала, неумение кратко обобщить изученную информацию, несоразмерность различных частей. В статье обозначены некоторые нюансы составления библиографии и работы над введением. Также рекомендуется обращать внимание на стиль изложения, избегать крайних исследовательских позиций, учитывать контекстуальность выдвигаемых тезисов и визуальный ряд. Содержание выпускной квалификационной работы отражает весь накопленный за годы учёбы запас знаний и умений студента в широчайшем междисциплинарном дискурсе, актуализируя научно-исследовательский и, в целом, рефлексивный компонент их профессиональной подготовки. Но прежде всего, это процесс творческий. И он требует личностного видения рассматриваемой проблемы и осознания интегративной сущности педагогики музыкального образования как науки. Обозначенные в статье векторы работы представлены в контексте дихотомии «формы и содержания», балансе и сложном взаимодействии этих двух составляющих, а сам диплом как лакмусовая бумажка способности выпускника решать данную проблему, крайне важную в его профессии.

141

© Корноухов М. Д., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 3 2022, vol. 10, no. 3

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, выпускная квалификационная работа, научно-исследовательская деятельность студентов.

Благодарности. Автор благодарит редакционную коллегию журнала «Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education» за ценные советы и помощь в подготовке статьи к публикации, а также посвящает данную работу памяти своего Учителя, замечательного музыканта и человека, профессора Э. Б. Абдуллина.

Для цитирования: Корноухое М. Д. Выпускные квалификационные работы как качественно новый уровень осуществления будущими музыкантами-педагогами научно-исследовательской деятельности // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 3. С. 141-156. DOI: 10.31862/2309-14282022-10-3-141-156.

142

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-141-156

FINAL QUALIFYING WORKS AS A QUALITATIVELY NEW LEVEL OF RESEARCH ACTIVITIES BY FUTURE MUSICIANS-TEACHERS

Mikhail D. Kornoukhov,

Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Pushkin, Russian Federation, 196605

Abstract. In the article, the process of preparing final qualifying works is considered as a key educational platform of a qualitatively different level of research activities by future musicians-teachers. In this context, final qualification works act as a kind of prolegomena of the selected segment of the upcoming professional practice and a fairly accurate indicator of the competence of a young specialist. Based on this, an optimal algorithm of research work is proposed, aimed at preventing the most common shortcomings. Problematic, according to the author, are the relevance of the structure and content of the final qualifying work, violation of the principle "from general to particular", lack of consistency of the material presented, inability to summarize the studied information briefly, the disproportionality of the various parts. The article outlines some nuances of compiling a bibliography and working on the introduction. It is also recommended to pay attention to the style of presentation, avoid extreme research positions, take into account the contextuality of the theses put forward and the visual range. The content of the final qualifying work reflects the entire stock of knowledge and skills of the student accumulated over the years of study in the widest interdisciplinary discourse, actualizing the research and, in general, the reflexive component of their professional training. But first of all, it is a creative process. And it requires a personal vision of the problem under consideration and awareness of the integrative essence of music education pedagogy as a science.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 3 2022, vol. 10, no. 3

The vectors of final qualification work indicated in the article are presented in the context of the dichotomy of "form and content". The balance and complex interaction of these two components, and the final qualification work itself as a litmus test of the graduate's ability to solve this problem, which is extremely important in his profession.

Keywords: pedagogy of music education, final qualification work, research activities of students.

Acknowledgements. The author thanks the editorial board of the journal "Musical Art and Education" for valuable advice and assistance in preparing the article for publication, and also dedicates this work to the memory of his Teacher, a wonderful musician and man, Professor E. B. Abdullin.

For citation: Kornoukhov M. D. Final Qualifying Works as a Qualitatively New Level of Research Activities by Future Musicians-Teachers // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 3, pp. 141-156 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-141-156.

Введение

В настоящее время существует заметная тенденция повышения требований к выпускным квалификационным работам музыкально-педагогического профиля. На это направлены усилия научных руководителей, выпускающих кафедр, ресурсы учебно-административных структур. Процесс подготовки дипломов справедливо осознаётся ключевой образовательной платформой качественно иного уровня осуществления будущими музыкантами-педагогами научно-исследовательской деятельности. В значительной степени эта работа интегрирует и систематизирует весь накопленный за годы учёбы запас знаний и умений студента в широчайшем междисциплинарном дискурсе. Вместе с тем, несмотря на слово «выпускной», дипломная работа - это и своеобразный предварительный исследовательский «мостик» - пролегомены предстоящей самостоятельной профессиональной жизни, довольно точный индикатор компетентности молодого специа-

листа, его способности оптимально выстроить коммуникацию теперь уже со своими учениками, разумно организовать учебный процесс, структурировать многоуровневую информацию.

Таким образом, защита выпускной квалификационной работы (ВКР) - завершающий «аккорд» подготовки бакалавров и магистров в вузе, но не в их профессиональной жизни. Важно, чтобы этот аккорд не получился смазанным, разочаровывающим, попросту фальшивым, а имел плодотворную перспективу. Как правило, в большинстве своём на защиту выносятся качественные и интересные работы. Ведь у выпускника было достаточно времени подготовиться, собрать и изучить библиографические источники, сформулировать поставленную цель и задачи, методы их решений, провести практическое исследование. Научный руководитель также всегда оказывает необходимую помощь на всех этапах работы. И тем не менее существуют «подводные камни», которые нередко, с той или иной степенью наглядности свидетельствуют о

просчётах, невнимательности, а то и просто некомпетентности будущих специалистов в некоторых весьма важных вопросах работы над дипломом.

Как правило, на официальных сайтах вузов помещены документы, отражающие требования конкретного учебного заведения к выпускным квалификационным работам уровней бакалавриата и магистратуры. Эти материалы касаются, главным образом, формальных сторон -объём текста, его форматирование, необходимый минимум библиографических источников, ссылки на государственные стандарты их оформления, образцы титульных листов, обязательные рубрики введения, порядок проверки на антиплагиат и т.д. Чтобы избежать ненужного дублирования, эти моменты не будут рассмотрены в данной статье. Из внимания также исключён сам процесс защиты, то есть ответы обучающихся на вопросы членов экзаменационной комиссии. Попробуем проследить, как студенческая научно-аналитическая работа с текстом выводит на важные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности л музыканта-педагога.

Практические навыки написания текстов у студентов формируются постепенно и на всех курсах. Это и небольшие реферативные письменные задания, и презентации по разным предметам, и более объёмные курсовые работы, отчёты по видам практики. К сожалению, не всегда этой работе уделяется должное внимание - это могут быть заимствованные или формальные тексты, возможно, выполняющие срочную локальную задачу получить оценку по предмету, но никак не ориентированные на перспективу, на развитие аналитических навыков работы с документами. Что имеется в виду? Вроде бы самые обычные вещи - умение чётко формулировать свою мысль,

анализировать и сравнивать чужие позиции, соотносить в них общее и особенное, обобщать и структурировать материал, ответственно подходить к использованию цитат и ссылок. Нетрудно заметить, насколько это востребовано и актуально сегодня в профессии музыканта-педагога. К сожалению, многие, даже качественные и интересные работы не в полной мере соответствуют данным критериям.

Формулировка темы выпускной квалификационной работы

Работа над выпускной квалификационной работой начинается не с выбора формулировки темы, как это многие нередко делают, а с кропотливого и тщательного поиска оптимального варианта названия. Как правило, к выпускному курсу, круг профессиональных интересов студента бывает уже определён. Это и его индивидуальные предпочтения, и пусть небольшой, но реальный опыт работы или прохождения учебно-производственной практики. Профессия музыканта-педагога подразумевает довольно значительную амплитуду образовательной сферы - от дошкольного уровня до вуза, а также разнообразные профили - хоровой, вокальный, инструментальный и другие [1]. Поэтому в большинстве случаев тематика выпускной квалификационной работы в общих чертах бывает определена. Задача состоит в качественной её формулировке.

Путь от первоначального этапа: «я хотел бы написать вот об этом» или «меня интересует такая тема» - до определения, зафиксированного на титульном листе диплома, не всегда бывает лёгким. Но эту дорогу необходимо пройти. В противном случае не ясно сформулированная тема провоцирует такое же расплывчатое

содержание, неоправданную структуру и, соответственно, вопросы и замечания членов экзаменационной комиссии. Встречаются также дипломы, когда их содержание, довольно качественное и исследовательски интересное, не в полной мере соответствует названию. Необходимо иметь в виду, что темы ВКР утверждаются приказом ректора и после этого их изменить практически невозможно.

Кроме того, в ряде случаев приходится наблюдать несоответствие темы диплома профилю, по которому обучается студент. Такое противоречие становится тем более очевидным, так как название на титульном листе фиксируется как раз перед обозначением направления подготовки. Это считается значительным недостатком и упущением научного руководителя и кафедры, утверждающей данную тему.

Подобные расхождения связаны, в частности, с интегративной сущностью педагогики музыкального образования как науки. Это и музыкознание, исполнительство, психология, методика, различные области философии (в частности герменевтика и эстетика) и другие, более узкие сегменты. Замечательно, когда будущий музыкант-педагог обращается к какому-либо интересующему его «смежному» аспекту, но при этом важно не забывать фиксировать в названии образовательную направленность диплома.

Следующие требования к названию -наличие проблемы. Формулировка темы диплома не может быть описательной или констатирующей. Уже в названии должна быть намечена генеральная исследовательская мысль, определяющая ход последующего теоретического анализа и практической деятельности студента.

Далее, в теме желательно максимально конкретно определить уровень и статус обучающихся, учебный или

воспитательный процесс которых будет анализироваться в работе. Это может быть или обозначение возраста (например, «подростки», «учащиеся старших классов», «младший дошкольный возраст» и т.д.). А также образовательный профиль, например музыкальные школы, подростковые клубы, вокальные и хоровые студии. Или в целом, система дополнительного образования, общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения и т.д.

После обозначения этих характеристик формулируется главная проблема -что именно (в некоторых случаях - и какими средствами) предполагается исследовать, предлагается несколько вариантов выбранной темы для сравнения и выбора наилучшей редакции. Также полезно отложить на время эту проблему, чтобы вернуться к ней, возможно, с новыми идеями, а главное - «свежим взглядом».

Уточнение структуры и содержания выпускной квалификационной работы

Когда этап формулирования темы ВКР успешно пройден, и она одобрена на трёх уровнях - научным руководителем, выпускающей кафедрой и руководством университета, наступает не менее важный этап планирования возможной структуры исследования. Универсальный принцип теоретического анализа проблемы в первой главе и экспериментальная часть во второй сейчас присутствует практически во всех работах.

Тем не менее довольно часто встречается нарушение принципа «от общего к частному», некоторая «разорванность» излагаемого материала, неумение кратко обобщить в конце параграфа изученную информацию, несоразмерность глав и

145

разделов. В целом - не соответствующий научной работе стиль изложения материала и т.д. На данном этапе встаёт задача очертить «каркас» предстоящей работы, её примерную архитектонику. То есть сформулировать хотя бы в первом приближении названия двух или трёх глав, а также параграфов внутри них.

Разумеется, эти названия будут впоследствии корректироваться. Тем не менее необходимо со всей серьёзностью отнестись к данному процессу. Во-первых, это стимулирует исследовательскую мысль, рефлексивные способности. Ведь названия структурных частей во многом определяют вектор дальнейшей работы, например, процесс поиска библиографических источников, конкретных авторов и в целом - содержание ВКР.

Кроме того, названия параграфов и глав напрямую коррелируют с содержанием такой важной рубрики введения как «Задачи исследования». Поэтому уже на этом этапе важно отшлифовать наиболее точные формулировки всех структурных частей. Повторюсь, что изменения всё-таки возможны, а в некоторых случаях даже желательны. Тем не менее следует понимать, что это своеобразный фундамент всего исследования, и он должен быть максимально прочным и логически обоснованным.

Из наиболее часто встречающихся недостатков этой части ВКР можно отметить не всегда достойное качество названий. Это могут быть краткие, формальные определения, не отражающие содержание параграфов. Или, наоборот, очень длинные, часто с повторяющимися словами, избыточные. Кроме того, следует учитывать соотношение параграфов между собой и выстраивание их в определённой логике. Формулировки глав, и тем более параграфов, предполагают максимальную конкретность и отсутствие

общих фраз. Чёткого осознания формы выпускной квалификационной работы, её основных «несущих стен» и заполнения этих конструкций соответствующим содержанием необходимо придерживаться постоянно.

Составление библиографии

На сегодняшний день с возможностями Интернета этот этап значительно упростился. Не секрет, что работа студентов в библиотеках с печатными изданиями теперь редкость. Такая деятельность возникает в случаях необходимости использовать, например, какие-либо архивные материалы, периодику или даже рукописи. Это случается нечасто в работах бакалаврского или магистерского уровней. Однако и в распространённом «удалённом» варианте составления библиографического списка, по ключевым словам, в поисковых системах есть свои нюансы.

Как правило, список использованной литературы можно условно структурировать на несколько групп. Первую составляют труды известных учёных, представляющие теоретико-методологическую основу исследования. Нередко это не только педагогические издания, но и работы авторов обширной амплитуды гуманитарной сферы - культурологии, психологии, музыкознания, теории исполнительства, эстетики, герменевтики и т.д. В самой выпускной квалификационной работе может не быть цитат из этих трудов, тем не менее их включение в библиографический список означает изучение выбранной темы на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях, что придаёт работе необходимую убедительность, достоверность и правомерность [2]. Любая тема должна рассматриваться методологически, то

есть с широких позиций гуманитарного знания, диверсифицируя понятийный аппарат, используя различные подходы. Всё это, безусловно, находит своё отражение в библиографическом списке. Как правило, релевантность этого списка отдельно оценивается на защите диплома.

Вторая группа источников - профильные издания, имеющие самое непосредственное отношение к защищаемой теме. Это могут быть, например, вокальные методики различных авторов, если тема диплома посвящена этой тематике и т.д.

И, наконец, третья группа - труды по смежным педагогическим специализациям. Например, в ВКР с вокальной тематикой условно могут быть использованы и работы, связанные с хоровым или инструментальным обучением, обращение к вопросам музыкального восприятия, психологии, развития творческих способностей учащихся, их мотивационной готовности к обучению и т.д. Необходимо точно контролировать, обязательно ли включение того или иного издания, или это делается только «для количества» и «для галочки». К сожалению, примеры «случайной» библиографии не так уж и редки. Такое формальное заполнение рекомендуемого перечня использованной литературы чревато неприятными вопросами и замечаниями по поводу мотивации включения тех или иных работ в диплом.

При оформлении списка литературы важно обращать внимание на корректность оформления источников. Обычно студенты копируют библиографическое описание из разных Интернет-ресурсов или печатных изданий с всевозможными вариантами форматирования и нормами ГОСТа. В результате часто получается «пёстрая» картина, свидетельствующая о неряшливости. Всегда необходимо руководствоваться стандартами, принятыми в конкретном вузе и зафиксированными

в официальных регламентирующих документах. По возможности, следует учитывать также соотношение новых изданий, выпущенных за последние десять лет, и более давних. Специальное внимание к этому вопросу иногда позволяет студенту узнать и изучить действительно интересные работы, о которых ранее ему было неизвестно.

Основная часть выпускной

квалификационной работы

После того как у студента есть прекрасный «задел» для написания диплома - одобренная формулировка темы, схематичный вариант структуры и качественная библиография, наступает самая продолжительная по времени работа: изучение источников, сравнение позиций различных авторов, первые опыты написания своих текстов, оформление ссылок и цитат. Не будем сейчас касаться процессуально-содержательной стороны, заметим лишь наиболее часто встречаемые недостатки на этом этапе.

Во-первых, необходимо уделять внимание стилю изложения, специально работая над этим, перерабатывая текст ВКР по нескольку раз. Есть две крайности, которые существуют в этом плане. Одна - это разговорный стиль авторского пересказа чужих источников. Вторая - квазинаучный язык с длинными предложениями, зачастую трудными для понимания. Важно понимать, что имеет значение не только «что» сказать (или написать), но и «как». Эта проблема сегодня одна из самых злободневных. Студенты стали меньше читать. А их «писательский» опыт нередко ограничивается постами в социальных сетях или сообщениями в смартфонах. Не случайно «изложение» и «сочинение» сейчас считаются одними из самых трудных экзаменов в наше «тестовое» время.

Во-вторых, следует избегать крайних исследовательских позиций. Обычно это свидетельствует лишь о незнании студентом других источников (тем более, что всё знать невозможно). В педагогике музыкального образования как педагогике искусства нет «истины в последней инстанции» или «окончательного знания». Многие подходы пересматриваются, есть разные точки зрения, даже одинаково убедительные и авторитетные. Задача молодого исследователя как раз и заключается в разностороннем изучении и авторской оценке противоречивой картины какого-либо музыкально-педагогического явления [3]. Довольно часто студенты воспринимают чьё-то суждение, зафиксированное в печатном издании как безусловное и единственно верное. Скорее всего, они не знают о существовании других взглядов и исследований и обнаруживают это незнание в своей работе. Многие проблемы нашей профессии имеют характер «вечных», их можно разрабатывать и изучать бесконечно. И крайние, однозначные позиции автора ВКР показывают ущербность и односторонность его дипломной 14С работы.

Кроме того, важно учитывать контек-стуальность выдвигаемых тезисов. Этому часто не придаётся никакого значения [4]. Так, например, рассматривается учебный процесс вокального класса и приводятся в качестве аргументов работы выдающихся фортепианных педагогов -Нейгауза, Баренбойма, Савшинского, Цы-пина и т.д. Разумеется, существуют какие-то основополагающие принципы, но есть и некоторые отличия, имеющие ключевую роль в конкретных педагогических ситуациях. Кроме принадлежности тому или иному профилю, есть масса и других, объективных и субъективных факторов - групповое или индивидуальное обучение, возраст, образовательные

условия, мотивация, компетентность педагога, организация учебного процесса и т.д. Поэтому даже с первого взгляда верные и правомерные положения могут выглядеть крайне неубедительно. Тезисы желательно высказывать сообразно учебно-воспитательному процессу, который должен быть действительно хорошо знаком молодому исследователю и обозначен в рубриках введения: «Объект исследования», «Предмет исследования» и «База исследования».

Конечно, это не значит, что не надо обобщать. Как раз наоборот - умение провести качественный сравнительный анализ теоретических источников и сформулировать вывод, адаптированный к конкретному учебному процессу, это важнейшая компетенция студента-выпускника вуза. Резюме должно выражать авторское мнение и не быть односторонним, формальным повторением чужих позиций.

Серьёзная проблема на протяжении всего текста основной части выпускной квалификационной работы - использование ссылок и цитат. Помимо правильного их оформления, важно также уместное и обоснованное обращение к ним, согласно логике развёртывания материала ВКР. Например, по объективным причинам в теоретической главе желательно использовать большее количество цитат, чем в практической части и введении. В любом случае они не должны выглядеть как нечто чужеродное, как какой-то «вставной зуб».

Один из самых распространённых недостатков в основной части ВКР - обилие повторов на разных уровнях. Это и многократное повторение какого-либо слова, чаще всего связанного с темой работы. Например, слово «учащийся» объективно может часто употребляться в тексте. Но это не значит, что не надо пытаться

искать другие слова, близкие по смыслу. Здесь надо иметь в виду именно контекстуальное применение того или иного слова. В зависимости от смысловых нюансов конкретного материала можно использовать слова «ученик», «школьник», «ребёнок», «обучающийся», «воспитанник», или, более опосредованно - «молодой музыкант», «исполнитель», «начинающий пианист», «юный вокалист» и т.д. Кроме того, полезно и в практических целях, и для собственного самообразования пользоваться соответствующими Интернет-ресурсами, например, sinonim.org. Это, как минимум, расширяет словарный запас и позволяет решить данную проблему.

Но, к сожалению, повторы встречаются не только на уровне слов, но и больших текстовых фрагментов. Когда автор, анализируя какой-либо аспект или обращаясь к конкретному источнику, вдруг бросает эту тему и переходит к другой, а спустя несколько страниц, возвращается к первоначальному рассмотрению. И так неоднократно. Это приводит к заметной «пестроте» изложения, беспорядочности выдвигаемых тезисов. Даже если каждый отдельный эпизод будет на должном уровне, в целом текст не произведёт впечатление системного научного анализа. Поэтому обязательно вычитывание студентом вчерне готового параграфа, целенаправленно обращая внимание на стройность формы изложения. Не правда ли, знакомая проблема молодых преподавателей на уроках музыки - пытаться решить проблему структурных «швов». Как лучше переходить от одной части к другой, какую сделать связку, «подводку», обобщение.

Как показывает опыт, особенные трудности студенты испытывают с изложением начала параграфа и его окончания. «Как начать параграф?» - один из

самых популярных вопросов. Здесь принцип один - «от общего к частному». Никогда не надо «бросаться сразу в бой» и «перечислять наболевшие проблемы». Всегда необходим сначала «взгляд со стороны» или «с высоты птичьего полёта», обращение к разноуровневому контексту, определение и уточнение своеобразной системы координат, возможно, понятийного аппарата и т.д. Не меньшую трудность представляет и завершение параграфа. Часто приходится видеть, что параграф или даже глава просто обрываются. При этом заметен случайный характер этого завершения - он мог быть и больше, и меньше, но вот «так получилось». В конце параграфа чаще всего не предполагается специальных выводов. Тем не менее желательно наличие краткого, хотя бы в пределах одного абзаца, резюме, «цементирующего» форму.

Глава обычно заканчивается более развёрнутым изложением выводов, при этом непосредственно увязываемых с названием. Увы, это также встречается не так уж часто. Кроме того, в выводах не используются цитаты, это целиком изложение авторской позиции. Так же, как не л м может заканчиваться цитатой параграф или глава.

Несколько слов о визуальном ряде текста. Это, как и внешний вид человека, имеет большое значение и много говорит об авторе работы. Разумеется, есть определённые стандарты форматирования, студенты знакомятся с ними в различных регламентирующих документах. Имеется в виду даже не обилие разнообразных синтаксических, пунктуационных, стилистических и других ошибок. Речь идёт именно об оформлении текста, чтобы он был максимально удобен для чтения и понятен по смыслу. Например, наличие равномерных абзацев, наглядное структурирование текста (обычные отступы

с дефисами, нумерация подзаголовков, подчёркивание, использование курсива или полужирного шрифта, слов «во-первых», «во-вторых», «таким образом», «исходя из этого», «резюмируя вышесказанное» и т.д.). Конечно, во всём нужна мера, но такое явное и опосредованное распределение материала говорит об исследовательской культуре автора выпускной квалификационной работы. Или, как минимум, аккуратности во всём - весьма ценном педагогическом качестве.

И ещё несколько рекомендаций, касающихся структуры. В последнее время наметилась тенденция очень коротких параграфов (4-6 страниц) при достаточном общем объёме всей работы. Большое количество таких «лоскутных» параграфов вряд ли соответствует духу и стилю научной работы, даже бакалаврского уровня.

Очень много вопросов вызывает стилистика «Заключения». Редко видишь эту часть ВКР оптимальной по форме и содержанию. Часто встречаются пространные тексты, значительные по объёму, но никак не выполняющие функции завершения работы и объединения её глав и параграфов в одно целое. Таким же плохим вариантом является своеобразная «отписка» - как правило, ещё одно дословное повторение неоднократно фиксированных тезисов в кратком варианте.

Что здесь имеется в виду? По стилистике этот раздел может напоминать рубрику введения «Актуальность темы исследования», то есть транслировать какие-то общие вещи в контексте уже проведённого анализа. Но самое главное - осуществить корреляцию с поставленными во введении задачами исследования, где-то почти дословно, в некоторых случаях более развёрнуто. Это будет цементировать и объединять всю работу. Таким образом будут присутствовать три

несущие стены ВКР: задачи исследования - названия глав и параграфов - краткое резюме о выполнении этих задач.

И наконец, не бояться сказать, что ещё не сделано и может быть изучено по данной проблематике. В каком направлении есть перспектива двигаться дальше. Это чрезвычайно важно. Ведь исследовательский путь - это путь к линии горизонта, он нескончаем. Любая работа - это «открытая книга», потенциально располагающая к продолжению.

Практическая часть выпускной квалификационной работы

Современные требования к ВКР даже на уровне бакалавриата подразумевают наличие практического компонента. Этот структурный раздел может быть различным, как по своим размерам, «удельному весу» в целостной архитектонике исследования, так и по своему содержанию. В любом случае он отражает авторскую коммуникацию в конкретном учебном процессе - с обучающимися и преподавателями. Пожалуй, это наиболее авторская и творческая часть дипломной работы. Содержание практической части может быть очень разнообразным: проведение анкетирования (коллег, студентов, учащихся, родителей, слушательской аудитории в концертах и т.д.), опросов, интервью, пассивное посещение уроков и мастер-классов, внеклассных мероприятий, самостоятельная педагогическая деятельность.

Пожелания к описанию студентами этой части ВКР следующие. Первое - это максимальная конкретизация и подробное изложение даже мельчайших деталей «времени и действия». Например, обязательно указание количества и возраста обучающихся, с которыми взаимодействовал автор выпускной квалификационной

работы, продолжительность занятий, их формы и содержание, организационные моменты, цели и задачи, полученные результаты. Кроме того, фиксация учебного заведения, возможно, его краткая характеристика.

Стиль изложения при этом может быть более непосредственный, не такой аналитический, как в первой, теоретической главе. Наоборот, желательно передать атмосферу учебного процесса или другой формы образовательной коммуникации. Здесь не обойтись без ясного указания на используемые музыкальные произведения с соответствующей аргументацией того или иного выбора. Если проводится анкетирование, оно должно быть непосредственно связано с темой выпускной квалификационной работы. А главное - вопросы неформальные, интересные, многообразные, ставящие целью эмпирически исследовать проблему максимально глубоко и творчески. Разумеется, эти вопросы подразумевают не односложные, а развёрнутые авторские мнения респондентов. Затем следует тщательно проанализировать полученную информацию, ни в коем случае не пытаясь каким-либо образом «лакировать» результат. Оптимальное количество вопросов - от десяти до двадцати, в зависимости от конкретной тематики и возможностей анкетируемых. Даже в том случае, если автор ВКР пассивно участвует в учебном процессе (например, в качестве практиканта), описание его должно происходить сквозь призму исследуемой проблемы, а также личностного видения этого процесса, его рефлексии и потребности этот процесс совершенствовать. Поэтому в тексте должен быть заметен высокий «градус» заинтересованности автора.

Работа над введением

Существуют различные подходы к этапам работы над ВКР. Один из

них - писать введение после того, как написана основная часть дипломного исследования. Это не значит, что следует писать этот раздел «с чистого листа». Нет, речь идёт именно об оформлении введения на завершающей стадии. В самом начале работы можно создать специальный файл с условным названием «Материалы к введению» и вставлять в него по мере необходимости различные данные. Например, при составлении библиографического списка параллельно готовить источники (фамилии авторов) для теоретико-методологической основы исследования, а конкретные труды для рубрики «Разработанность темы исследования» -изучая литературу и работая над первой главой. Обобщая и структурируя теоретический материал, выдвигая какие-либо авторские положения, примерно наметить рубрики «Научная новизна» и «Теоретическая значимость». Проводя экспериментальную работу - рубрику «Практическая значимость» и т.д. Но только, когда написана основная часть, эти материалы необходимо качественно переработать и отредактировать все рубрики введения окончательно.

Введение - это та часть выпускной квалификационной работы, которая читается рецензентами и экзаменаторами особенно внимательно. Отличается эта часть ещё и тем, что в ней наиболее узкий «коридор возможностей». То, что в той или иной степени позволено в основной части ВКР, во введении не допускается. Это исследовательское «поле» обусловлено наличием обязательных рубрик и необходимостью сжатого и максимально конкретного изложения мысли, что всегда сложно. Эти рубрики должны напрямую коррелировать друг с другом, вплоть до повторения некоторых формулировок, понятий и терминов.

Начинается введение с рубрики «Актуальность темы исследования». Помимо

151

качественного, неформального содержания, следует учитывать соразмерность этой рубрики объёмам параграфов и в целом всей ВКР. Нередко эта рубрика бывает невнятна по стилю и чрезмерно раздута по размерам. А ведь это первое (после названия работы), что читает экзаменационная комиссия. Поэтому необходимо отнестись к этому разделу со всей требовательностью, тщательно выдержать хороший литературный стиль и ясное содержание, потратить на отделку достаточно времени и сил, но добиться желаемого результата. Таким образом, главное требование ко всем пунктам введения -это максимальная шлифовка всех формулировок.

Рубрики «Объект исследования» и «Предмет исследования» фиксируются исчерпывающе точно и коррелируются с названием дипломной работы. Наиболее близко формулировка темы ВКР соприкасается с обозначением предмета исследования. Особого внимания требует процессуальность дефиниций объекта и предмета. В первом случае, это, как правило, учебная деятельность, либо её л м аспект. Во втором - формирование, развитие, или ещё какая-то форма педагогического воздействия в образовательном процессе.

Что касается части «Разработанность темы исследования», то крайне редко бывает недостаток материалов по выбранной теме, что необходимо учитывать, оформляя данный пункт. Желательно представить понимание разных позиций и многоаспектности темы, наличие сопутствующих объективных и субъективных факторов. В этом заключается специфика педагогики музыкального образования как науки. Также важно проследить, чтобы все фамилии, обозначенные в этой рубрике, а также в теоретико-методологической основе исследования,

были обязательно помещены в список литературы. Поэтому цифры источников скорректированной библиографии целесообразно проставлять лишь на завершающем этапе. Параллельно с этим происходит и окончательное вычитывание текста, устранение разного рода ошибок.

Целесообразным считается обозначение базы исследования. Исходя из тематики выпускной квалификационной работы и реальной ситуации, ею может быть и выпускающая кафедра вуза, и место работы или прохождения практики студента.

В работах магистерского уровня считается обязательным, а у бакалавров допустимым и желательным определение теоретической (методологической) основы исследования. Но здесь важно не «переусердствовать» и не пытаться прописать эту рубрику на уровне кандидатских диссертаций. Например, декларирование множества (от четырёх до шести) методологических подходов, формально абсолютно верных, но очень косвенно имеющих отношение к конкретной тематике дипломной работы, будут выглядеть довольно нелепо и искусственно. Гораздо продуктивнее выбрать два-три подхода, наиболее близких как автору исследования, так и выбранному аспекту. Зато прописать их более ярко, выпукло, с собственным отношением.

Итак, введение закончено. Следует завершающая стадия вычитывания текста, своеобразная «генеральная уборка» -исправление всякого рода огрехов, оформление ссылок, улучшение форматирования и т. д. После чего - проверка работы на антиплагиат и консультации с научным руководителем. А дальше - работа над замечаниями...

Важно помнить, что замечания неизбежны и даже полезны, как неизбежна плохая погода, дождь и ветер. Вопросы и замечания, которые возникают и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в процессе работы над ВКР, и на самой защите, не всегда свидетельствуют о её низком качестве. Наоборот, это замечательно, когда она вызывает интерес у рецензентов и членов экзаменационной комиссии. Желание уточнить какие-либо детали, прояснить авторскую позицию можно только приветствовать. В этой ситуации в полной мере проявляются способности выпускников формулировать свою точку зрения, аргументировать, приводить примеры и сравнения, отвечать на неожиданные вопросы.

Заключение

Обозначенные выше векторы работы почти не предусматривали содержательного компонента выпускных квалификационных исследований, всё-таки это отдельная тема. Тем не менее, всё вышесказанное надо понимать в контексте дихотомии «формы и содержания». Как часто, проводя лекции и индивидуальные занятия, присутствуя на уроках коллег и студентов-практикантов, приходится размышлять о балансе и сложном взаимодействии этих двух составляющих. Дипломная работа -лакмусовая бумажка способности выпускника решать данную проблему, крайне важную в его профессии.

В процессе написания выпускной квалификационной работы интегрируются самые разнообразные качества и способности, умения и навыки студентов. Но в первую очередь, это, безусловно, актуализация рефлексивного компонента их профессиональной подготовки. В российской педагогике музыкального образования лидирующая роль принадлежит

Э. Б. Абдуллину, создателю многочисленных работ по методологической подготовке и исследовательской деятельности музыканта-педагога [5; 6; 7; 8]. Автор данной статьи имеет честь принадлежать к научной школе этого выдающегося российского Музыканта и Педагога и считает изучение его трудов обязательным условием успешного написания выпускной квалификационной работы музыкально-педагогического профиля.

Кроме того, не обойтись без изучения трудов о сущности музыкального искусства [9; 10], специфике педагогики музыкального образования [11; 12], основах поисковой деятельности в этой сфере, методах аналитической работы с текстами [13; 14; 15; 16]. Всё это закладывает прочный фундамент формирования методологической культуры будущего специалиста как важнейшего профессионально-личностного качества.

И, наконец, хочется пожелать всем, кому предстоит работа над выпускной квалификационной работой, помнить, что это, прежде всего, творческий процесс. И он требует, конечно, единства теории и практики, соответствующих компетенций студента, и самое важное - индивидуального видения рассматриваемой проблемы. За любым теоретическим анализом, тем более практическим экспериментом, должно быть видно «лицо автора». Позиция автора всегда должна быть аргументированной и личностно-сопряжённой, дискуссионной и перспективной, разъятой в деталях и сплавленной воедино. Только в этом случае мы можем говорить о профессии Музыканта-Педагога с большой буквы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Корноухов М. Д. Педагог-музыкант - «Primus inter pares»? // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. №1(21). С. 25-37.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 3 2022, vol. 10, no. 3

154

2. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. Учебное пособие. СПб.: Лань - Планета музыки, 2014. 368 с.

3. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: дисс. ... доктора педагогических наук. М., 1997. 270 с.

4. Корноухов М. Д., Шумилова Е. Н. Текст - контекст: образовательная парадигма поликультурного пространства педагога-музыканта // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 2. С. 13-29.

5. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 2. С. 13-22.

6. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина: Коллективная монография / под научн. ред. Э. Б. Абдуллина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Граф-Пресс, 2010. 272 с.

7. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гном, 2010. 416 с.

8. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации. Монография. М.: МПГУ, 2019. 280 с.

9. Клюев А. С. Сумма музыки. СПб.: Алетейя, 2017. 608 с.

10. Холопова В. Н. Феномен музыки. М.: Директ-Медиа, 2014. 378 с.

11. Малинковская А. В. Методология - «магический кристалл» музыкально-педагогической науки (Размышления о научной школе Эдуарда Борисовича Абдуллина) // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 2. С. 39-55.

12. Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования: сб. науч. ст. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова и др. / отв. ред. А. Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 135-148.

13. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.

14. Кахтачёва Э. Р. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI между-нар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.) Ч. 2. / ред. Прончев Г. Б. Уфа: Лето, 2015. С. 204-206.

15. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.

16. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 150 с.

Поступила 06.06.2022; принята к публикации 22.08.2022.

Об авторе:

Корноухов Михаил Дмитриевич, профессор кафедры музыкальных дисциплин Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» (Петербургское шоссе, д. 10, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация, 196605), доктор педагогических наук, доцент, sobaka.mk@mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

История, теория и методика музыкального образования REFERENCES

1. Kornoukhov M. D. Teacher-Musician - "Primus inter Pares"? Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2018, no. 1(21), pp. 25-37 (in Russian).

2. Abdullin E. B. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta [Fundamentals of Research Activities of a Teacher-Musician]. Tutorial. St. Petersburg: Publishing House "Lan: Planet of music", 2014. 368 p. (in Russian).

3. Kolysheva T. A. Podgotovka uchitelya muzyki k professional'no-lichnostnoj refleksii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Preparation of a Music Teacher for Professional and Personal Reflection in the System of Higher Pedagogical Education]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1997. 270 p. (in Russian).

4. Kornoukhov M. D., Shumilova E. N. Text - Context: Educational Paradigm of the Multicultural Space of the Teacher-Musician. Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2018, no. 2, pp. 13-29 (in Russian).

5. Abdullin E. B. Methodological Analysis as a Metamethod of the Pedagogy of Music Education. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2013, no. 2, pp. 13-22 (in Russian).

6. Abdullin E. B. Metodologiya pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnaya shkola E. B. Abdullina [Methodology of Pedagogy of Music Education. Scientific School of E. B. Abdullin]. Collective Monograph under scientific. ed. by E. B. Abdullin. 3rd ed., rev. and add. Moscow: Publishing House "Graf-Press", 2010. 272 p. (in Russian).

7. Abdullin E. B. Metodologiya pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya [Methodology of Pedagogy of Music Education]. Textbook for Higher Students. Ped. Educational Establishments. 3rd ed., rev. and additional. Moscow: Publishing House "Gnome", 2010. 416 p. (in Russian).

8. Abdullin E. B. Metodologicheskaya podgotovka muzykanta-pedagoga: sushchnost', struktura, protsess realizatsii [Methodological Training of a Musician-Teacher: Essence, Structure, Implementation Process]. Monograph. Moscow: MPGU, 2019. 280 p. (in Russian).

9. Klyuev A. S. Summa muzyki [The Sum of Music]. Saint-Petersburg: Publishing House "Aletheya", 2017. 608 p. (in Russian).

10. Kholopova V. N. Fenomen muzyki [Music Phenomenon]. Moscow: Publishing House "Direct-Media", 2014. 378 p. (in Russian).

11. Malinkowskaya A. V. Methodology is the "Magic Crystal" of Musical and Pedagogical Science (Reflections on the Scientific School of Eduard Borisovich Abdullin). Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2015, no. 2, pp. 39-55 (in Russian).

12. Mikeshina L. A. Germenevticheskie smysly obrazovaniya [Hermeneutical Meanings of Education]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. Collection of Scientific Articles. Lomonosov Moscow State University; resp. ed. A. N. Kochergin. Moscow, "The New Millennium Foundation", 1996, pp. 135-148 (in Russian).

13. Zagvyazinsky V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya [Methodology and Methodology of Didactic Research]. Moscow: State Publishing House "Pedagogika", 1982. 160 p. (in Russian).

14. Kakhtacheva E. R. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak faktor formirovaniya klyuchevykh kompetentsij [Research Activities of Students as a Factor in the Formation of Key Competencies]. Aktual'nye voprosy sovremennojpedagogiki [Actual Issues of Modern Pedagogy].

155

Materials of the VI Intern. Scientific Conf. (Ufa, March 2015). Editor G. B. Pronchev. Ufa: Publishing House "Leto", 2015. Part 2, pp. 204-206 (in Russian).

15. Kraevsky V. V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of Pedagogical Research]. A Guide for a Teacher-Researcher. Samara: Samara State Pedagogical Institute Publishing House, 1994. 165 p. (in Russian).

16. Skatkin M. N. Metodologiya i metodika pedagogicheskih issledovanij (v pomoshch' nachinayushchemu issledovatelyu) [Methodology and Methods of Pedagogical Research (To Help a Novice Researcher)]. Moscow: State Publishing House "Pedagogika", 1986. 150 p. (in Russian).

Submitted 06.06.2022; revised 22.08.2022.

About the author:

Mikhail D. Kornoukliov, Professor at the Department of Musical Disciplines of Pushkin Leningrad State University (Peterburgskoe sh., 10, Pushkin, Russian Federation, 196605), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, sobaka.mk@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.