Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУКОВОДСТВЕ ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУКОВОДСТВЕ ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корноухов Михаил Дмитриевич

В статье рассматриваются некоторые положительные и негативные аспекты, а также тенденции в выборе тем выпускных квалификационных работ будущими музыкантами-педагогами. В частности, в числе позитивных признаков отмечается заметное снижение количества формальных дипломных «материалов по необходимости», всё более чётко обозначенная их ориентированность на конкретное место работы студента и широкая амплитуда проблематики. Вместе с тем автор указывает на не всегда приемлемый уровень изложения материала и критического анализа источников, а также неумение выпускника выявлять разные точки зрения, исследовать их аргументацию. Одним из путей повышения эффективности научного руководства дипломными работами автор считает обращение к синергетическому подходу. Концептуально-методологические принципы синергетической парадигмы, обусловленные способностью различных систем к саморазвитию за счёт использования их внутренних возможностей по нелинейным законам, в педагогике музыкального образования выражаются в многовариантности методов (и/или альтернативности их выбора), актуальных в профессиональном становлении музыканта-педагога. В такой образовательной модели это означает предоставление каждому студенту права индивидуального движения к профессиональному и творческому становлению, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения. Данный подход даёт возможность научному руководителю оценить, спрогнозировать перспективу развития каждого студента, вовремя диагностировать методические и прочие лакуны, отказаться от чрезмерной регламентации учебного процесса в пользу более свободного, индивидуального, творческого содержания, а также максимально точно учитывать профессиональный контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC APPROACH IN THE MANAGEMENT OF DIPLOMA WORKS OF GRADUATES OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article discusses some positive and negative aspects, as well as trends in the choice of topics for final qualifying works by future musicians-teachers. In particular, among the positive signs, there is a noticeable decrease in the number of formal diploma “materials as needed”, their focus on the specific place of work of the student is becoming more clearly marked, and a wide range of issues is being discussed. At the same time, the author points out that the level of presentation of the material and critical analysis of sources is not always acceptable, as well as the inability of the graduate to identify different points of view, to investigate their argumentation. The author considers one of the ways to increase the effectiveness of scientific management of diploma works to be an appeal to a synergetic approach. The conceptual and methodological principles of the synergetic paradigm, due to the ability of various systems to self-development through the use of their internal capabilities according to nonlinear laws, are expressed in the pedagogy of music education in the multivariance of methods (and/or the alternative of their choice), relevant in the professional development of a musician-teacher. In such an educational model, this means giving each student the right to individually move towards professional and creative development, stimulating independent choice and making responsible decisions. This approach makes it possible for the scientific supervisor to assess and predict the future development of each student, to diagnose methodological and other gaps in time, to abandon excessive regulation of the educational process in favor of a more free, individual, creative content, as well as to take into account the professional context as accurately as possible.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУКОВОДСТВЕ ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-159-170

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУКОВОДСТВЕ ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

М. Д. Корноухов,

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация, 196605

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые положительные и негативные аспекты, а также тенденции в выборе тем выпускных квалификационных работ будущими музыкантами-педагогами. В частности, в числе позитивных признаков отмечается заметное снижение количества формальных дипломных «материалов по необходимости», всё более чётко обозначенная их ориентированность на конкретное место работы студента и широкая амплитуда проблематики. Вместе с тем автор указывает на не всегда приемлемый уровень изложения материала и критического анализа источников, а также неумение выпускника выявлять разные точки зрения, исследовать их аргументацию. Одним из путей повышения эффективности научного руководства дипломными работами автор считает обращение к синергетическому подходу. Концептуально-методологические принципы синер-гетической парадигмы, обусловленные способностью различных систем к саморазвитию за счёт использования их внутренних возможностей по нелинейным законам, в педагогике музыкального образования выражаются в многовариантности методов (и/или альтернативности их выбора), актуальных в профессиональном становлении музыканта-педагога. В такой образовательной модели это означает предоставление каждому студенту права индивидуального движения к профессиональному и творческому становлению, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения. Данный подход даёт возможность научному руководителю оценить, спрогнозировать перспективу развития каждого студента, вовремя диагностировать методические и прочие лакуны, отказаться от чрезмерной регламентации учебного процесса в пользу более свободного, индивидуального, творческого содержания, а также максимально точно учитывать профессиональный контекст.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, научно-исследовательская подготовка студентов, дипломная работа, синергетический подход.

159

© Корноухов М. Д., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3

Благодарности: Статья написана в русле научно-исследовательского направления кафедры музыкальных дисциплин Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина «Историко-теоретические проблемы музыкального образования: традиции и новаторство в XXI веке». Автор посвящает данную работу памяти своего Учителя, замечательного музыканта и человека, профессора Э. Б. Абдуллина, открывшего ему мир музыкально-педагогической науки.

Для цитирования: Корноухое М. Д. Синергетический подход в руководстве дипломными работами выпускников музыкально-педагогических вузов // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 159-170. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-159-170.

160

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-159-170

SYNERGISTIC APPROACH IN THE MANAGEMENT OF DIPLOMA WORKS OF GRADUATES OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Mikhail D. Kornoukhov,

Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Pushkin, Russian Federation, 196605

Abstract. The article discusses some positive and negative aspects, as well as trends in the choice of topics for final qualifying works by future musicians-teachers. In particular, among the positive signs, there is a noticeable decrease in the number of formal diploma "materials as needed", their focus on the specific place of work of the student is becoming more clearly marked, and a wide range of issues is being discussed. At the same time, the author points out that the level of presentation of the material and critical analysis of sources is not always acceptable, as well as the inability of the graduate to identify different points of view, to investigate their argumentation. The author considers one of the ways to increase the effectiveness of scientific management of diploma works to be an appeal to a synergetic approach. The conceptual and methodological principles of the synergetic paradigm, due to the ability of various systems to self-development through the use of their internal capabilities according to nonlinear laws, are expressed in the pedagogy of music education in the multivariance of methods (and/or the alternative of their choice), relevant in the professional development of a musician-teacher. In such an educational model, this means giving each student the right to individually move towards professional and creative development, stimulating independent choice and making responsible decisions. This approach makes it possible for the scientific supervisor to assess and predict the future development of each student, to diagnose methodological and other gaps in time, to abandon excessive regulation of the educational process in favor of a more free, individual, creative content, as well as to take into account the professional context as accurately as possible.

Keywords: music-pedagogical education, research training of students, final qualification work, synergetic approach.

Acknowledgements: The article is written in line with the research direction "Historical and Theoretical Problems of Music Education: Traditions and Innovation in the XXI Century" at the Department of Musical Disciplines of Pushkin Leningrad State University. The author dedicates this work to the memory of his Teacher, a wonderful musician and person, Professor E. B. Abdullin, who opened the world of music and pedagogical science to him.

For citation: Kornoukhov M. D. Synergistic Approach in the Management of Diploma Works of Graduates of Musical and Pedagogical Universities. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 9, no. 3, pp. 159-170. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-159-170.

Введение

Итоговая государственная аттестация - это своего рода «парадный фасад» учебного заведения, конкретной выпускающей кафедры. Мы видим конечный результат всего периода обучения студента в вузе, уровень приобретённых знаний, умений и навыков, набор соответствующих компетенций. Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) - важнейшая часть этой процедуры. Исходя из руководства дипломными студенческими работами (порядка нескольких десятков) уровня бакалавра заочной формы обучения на кафедре музыкальных дисциплин Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, можно сделать некоторые предварительные выводы, обозначить основные тенденции, выявить слабые места и предложить возможные пути повышения эффективности в этой части профессиональной подготовки молодых специалистов.

Позитивные тенденции

В целом хотелось бы выразить осторожный оптимизм по поводу перспектив

улучшения качества ВКР будущих учителей музыки. На мой взгляд, самая позитивная тенденция, которую я наблюдаю в руководимых мною работах, - заметное снижение количества формальных дипломных «материалов по необходимости», написанных по всем правилам и соответствующих всем стандартам, но не имеющих главного достоинства - своего авторского, личностного отношения к выбранной теме. Всё чаще студентам абсолютно не всё равно, на какую тему писать диплом. Отчасти сыграла свою роль серьёзная проверка ВКР в системе «антиплагиат» и контроль кафедры и научного руководителя на разных стадиях её написания.

Второй положительный момент - всё более обозначенная ориентированность дипломных исследований на конкретное место своей работы, выражающаяся не только в выборе темы, но и отточенности её формулировки, вариантном поиске локального сегмента исследовательского интереса по изучаемой проблематике, консультации в этом контексте как со своим научным руководителем, так и, например, старшими коллегами по месту работы или практики. Молодой специалист

(и это особенно заметно в заочном обучении) всё больше ощущает себя значимым субъектом музыкально-образовательной среды, способным её улучшать, преобразовывать, в том числе выявляя и корректируя слабые, проблемные «участки» своей профессиональной деятельности. Этот тезис нашёл отражение в ряде работ последних лет, в частности, Е. В. Барановой [1], В. А. Бузиной [2], М. В. Елисеевой [3], И. В. Кудинова [4]. Обычно это уязвимые места, где «буксует» методическая, коммуникативная, аналитическая и другие профессиональные компетенции молодого специалиста, и определяются эти лакуны именно эмпирическим путём, в том числе (и наиболее интенсивно!) в период работы над дипломом.

Далее идёт настройка точного вектора изучения выбранной темы. Чаще всего можно наблюдать стремление студентов «объять необъятное». Приходится суживать, ограничивать рамки исследовательского анализа, уточнять угол видения проблемы, ракурс её постановки и решения. Очень многое зависит от продуманности формулировки темы ВКР - первое, что читает рецензент и члены государственной комиссии на защите. И это впечатление многое значит. Кроме того точное изложение темы во многом определяет и дальнейшую кропотливую работу по диплому - направление поиска, возможные неожиданные «ходы», обращение к тем или иным библиографическим источникам.

Ещё один аспект, безусловно, продуктивный - широкая амплитуда проблематики защищаемых будущими учителями музыки работ, что подтверждает тезис о практико-ориентированном векторе дипломных исследований и отражает специфику музыкально-педагогической профессии с необычайно обширным спектром

применения специалистами своих знаний и умений.

Действительно, очевиден разносторонний перечень профессий, в которых востребованы выпускники музыкально-педагогических факультетов. Помимо трёх основных градаций - учитель музыки в общеобразовательных школах, преподаватели различных (что тоже надо иметь в виду) учебных дисциплин в ДМШ и ДШИ, музыкальные работники дошкольных учреждений - это могут быть исполнители (например, хористы в светских и церковных хорах, артисты оркестров и ансамблей), сотрудники разного рода молодёжных учреждений, подростковых клубов, Домов детского творчества и Дворцов культуры, служащие департаментов культуры и образования и т.д. Кроме того надо учитывать вокальную и инструментальную специализации студентов в вузе. Всё это находит своё отражение в тематике выпускных квалификационных работ.

Распространённые недостатки в студенческих дипломах

Среди недостатков, наиболее часто встречающихся в работах студентов, - качество изложения материала. Здесь стиль написания во многом коррелируется с разговорной манерой конкретного студента, его культурно-образовательным уровнем. Трудно даётся выпускникам овладение профессиональным, доступным, но не обиходным и тем более квазинаучным языком. Много повторов, нет потребности искать синонимы и более точные формулировки, отсутствие целостной, хорошо продуманной, архитектонически выверенной структуры ВКР, частое перескакивание с одного на другое и возвращение к первоначальному тезису.

Отмеченные недостатки сравнительно легко исправляются. Гораздо труднее

привить студенту навыки методологического анализа, сформировать методологическую культуру как профессионально-личностное качество, как неизменный и незаменимый инструментарий в его повседневной педагогической деятельности.

В этом плане следует отметить во многих работах недостаточный уровень критического анализа источников, неумение выявлять разные точки зрения, исследовать их аргументацию, с чем-то соглашаться, а с чем-то нет. Любой тезис, полученный из печатных изданий, нередко воспринимается как истина в последней инстанции. Обращение к источникам информации часто бывает поверхностным и односторонним.

К данной проблеме примыкает и другая - некачественный визуальный ряд многих выпускных квалификационных работ. Небрежное форматирование, неправильное оформление ссылок и библиографии, даже грамматические ошибки, увы, встречающиеся довольно часто. Приходится объяснять, что это вопрос гигиены. Неряшливый текст - как отсутствие привычки чистить зубы, мыть руки и т.д. И, конечно, образец неуважения к своему потенциальному читателю, в данном случае к педагогам кафедры и членам аттестационной комиссии.

Финальная стадия работы со студентом заключается в его вербальной тренировке непосредственно перед защитой. Здесь есть множество нюансов. Далеко не всегда удаётся получить исчерпывающий ответ на поставленный вопрос по диплому. Студенты часто слушают вопрос недостаточно внимательно и нерационально, не пытаясь понять его суть. Отсюда и ответы - неубедительные, неточные, приблизительные. Тренировки в этом отношении дают свои положительные результаты. Выпускник учится именно

защищать свою позицию, убедительно её аргументируя и обосновывая.

Полезно целенаправленно учить своих студентов умению задавать себе и другим содержательные вопросы разного уровня - информативные, предполагающие краткий исчерпывающий ответ; вопросы-размышления, дающие пространство для дискуссии и сопоставления разных точек зрения; так называемые «детские» вопросы на нестандартность мышления, развитие фантазии и ассоциаций; риторические, обозначающие проблему и путь её решения и т.д. Студенты-заочники, на мой взгляд, ввиду возраста, жизненного и педагогического опыта, общественного статуса имеют определённые преимущества перед студентом дневного отделения, что отмечает в частности Е. Н. Шумилова [5].

При написании диплома также немаловажное значение имеет обращение к цифровым и дистанционным образовательным ресурсам, знание их возможностей, классификации, систем доступа [6]. Способности студента в этой сфере во многом определяют степень самостоятельности написания ВКР. Научный ру- л/ч ководитель должен стать эффективным организатором самостоятельной образовательной деятельности выпускника [7], возможно, высказывать какие-то интересные и неожиданные идеи, помогать в поиске справочной литературы, регулировать структуру дипломной работы.

Составление библиографического списка и работа с источниками - на сегодняшний день явно недооценённая компетенция выпускника музыкально-педагогического вуза, о чём пишет, в частности, Н. И. Пес-чанская [8]. Тезисы её работ двадцатилетней давности не только не утратили свою актуальность, но и приобрели настоящую злободневность. Рациональность и точное владение методами отбора ненужной

и второстепенной информации в сегодняшнем безбрежном океане Интернета -первостепенные качества обучающегося.

К сожалению, не всегда студенческие дипломные работы содержат достаточную аналитическую константу. В этом направлении в течение всего периода написания ВКР интенсивно формируется методологическая культура будущего педагога-музыканта. Необходимо помнить, что применение методологического анализа «носит всегда субъективный характер, поскольку он осуществляется конкретным человеком, естественно проявляющим к процессу анализа своё личностное отношение. Вместе с тем данный анализ носит и объективный характер, так как в его основе лежат знания из различных областей наук и искусств, объективные закономерности музыкально-педагогической деятельности» [9, с. 258]. Решение вышеперечисленных проблем, безусловно, требует от научного руководителя поиска эффективных путей педагогического воздействия в управлении работой над дипломом, актуализации целого комплекса как профессиональных, 164 так и личностных качеств выпускника.

Синергетика как модель успешной самоорганизации обучающегося и нелинейных процессов в образовании

Одним из путей повышения качества и результатов процесса подготовки выпускниками дипломных работ представляется использование синергетического подхода как модели успешной самоорганизации обучающегося и нелинейных процессов в образовании. Один из основоположников этого подхода, выдающийся русский учёный и мыслитель, лауреат Нобелевской премии И. Р. Пригожин ещё в середине ХХ века говорил

о формировании современного мировиде-ния в интентности вычленения «порядка из хаоса» [10]. В настоящее время достаточно интенсивно идеи синергетики разрабатываются в педагогике общегуманитарного профиля. В музыкально-педагогической науке этот подход ещё ждёт своего изучения и контекстуальной адаптации.

Концептуально-методологические принципы синергетической парадигмы обусловлены способностью различных систем к саморазвитию за счёт использования их внутренних возможностей, эволюционирования по нелинейным законам. Данная идея в педагогике музыкального образования выражается в многовариантности методов (и/или альтернативности их выбора), актуальных в профессиональном становлении учителя музыки. Действительно, творческая сущность профессии, обусловленная спецификой музыкального искусства, требует от специалиста диалектического единства обладания многими компетенциями и знаниями основ своего «ремесла» и способности к отказу от устоявшихся дидактических шаблонов, методических стереотипов и установок.

Обращение к основным постулатам синергетики как наиболее эффективным в руководстве исследовательской деятельностью обучающегося связано с возможностью не декларативного, а реального отношения к выпускнику как младшему коллеге, доверительных со-творческих взаимоотношений научного руководителя со студентом, доказавшим за время своего обучения в вузе право на собственное мнение и право на ошибку. Каждая экзаменационная сессия - рубеж профессионального становления будущего педагога-музыканта, выражающий его новые индивидуальные смыслы и значения и ещё более ориентированный на

конкретное место работы. Вполне естественно, что такой алгоритм образовательного процесса в своей финальной стадии требует новых моделей педагогического воздействия и соответственно, актуальных методов и средств обучения.

В частности, декларируемая в начале статьи усилившаяся практико-ориентиро-ванность ВКР далеко не всегда имеет прямое отношение к конкретному месту работы выпускника. Мы видим более сложную корреляцию - здесь учитывается и востребованность темы, её потенциальная рациональность и прагматичность, и знание «адресной аудитории». Наконец, личные вкусовые предпочтения и интересы студента, другие объективные и субъективные факторы. Так, например, весьма популярной на сегодняшний день становится тема музыкального краеведения. Как правило, она представлена на региональном материале и часто содержит малоизвестные и ценные исторические, культурологические сведения [11]. Работы такого рода, безусловно, имеют и воспитательно-патриотическую значимость. Близкое с обозначенной выше темой музыкальное просветительство сегодня также в ключевом тренде направлений музыкально-педагогической науки. Появляются кандидатские и докторские исследования (Е. Н. Яковлева [12], С. А. Поронок [13] и др.), рассматривающие различные аспекты этого феномена. Как весьма популярную назовём также тематику, связанную с концертной и конкурсной деятельностью учащихся, проявлением публичного исполнительского детского творчества и коммуникативным компонентом педагогики музыкального образования.

Для указанного круга тем характерно стремление авторов выйти «за рамки» рабочего места - школьного класса, музыкального инструмента, методических

приёмов. А значит требуется нечто большее, чем просто качественная структура и профессионально-дидактическое содержание дипломной работы. Синерге-тическая парадигма предполагает отход от неоправданной схематизации работы над дипломом, использования формальных параметров отдельных компонентов обучения и тем более всего процесса. В связи с этим представляется справедливым утверждение В. И. Андреева о том, что «формализация почти всегда связана с утратой части содержания, с обеднением исследуемых процессов и явлений. Поэтому она оказывается полезной для выявления отдельных связей, зависимостей, но оказывается недостаточной для общих выводов об их протекании» [14, с. 4]. Несомненно, это становится основополагающим в работе над выпускной квалификационной работой, где умение студента профессионально сформулировать выводы и наметить перспективу разработок заявленной темы является ключевым индикатором общего уровня диплома. Подчеркнём и качественно другой уровень диалогических взаимоотношений руководителя и студента в синергетической модели, где самоорганизующаяся сущность педагогической системы является логичным следствием объективных условий мотивации профессионального становления выпускника.

Что касается других принципов синергетики, а именно - многовариантности и альтернативности выбора, декларируемых, в частности, В. А. Игнатовой [15], то они изначально заложены в педагогике музыкального образования как педагогики искусства, где не может быть готовых «рецептов», раз и навсегда правильных решений, однозначных ответов на поставленные вопросы. «Открытая книга» синергетики постоянно излучает информационные

166

импульсы, тем самым поддерживая процесс напряжённого диалогического взаимодействия. Подчеркнём обязательное наличие обратной связи, поскольку выпускнику предоставлена возможность (или даже необходимость) непосредственной апробации положений дипломной работы в контакте уже с собственными учащимися в стенах общеобразовательной школы или учреждений дополнительного образования.

Подобный информационный обмен -изучение актуальной научно-методической литературы, освоение новинок учебного репертуара или же приобщение к музыкальным раритетам, знакомство с интересными образовательными проектами, реализуемыми по месту работы или практики студента, обсуждение дидактических локальных, но значимых проблем - эффективен только при актуализации синергетического подхода, при котором диалогические отношения имеют реальное воплощение и творческую направленность.

Безусловно, изменению подлежит и содержание научного руководства выпускными квалификационными работами с использованием механизмов нелинейности, незаданности как самого учебно-воспитательного процесса, так и его результативности. Ведь в синергетической модели результат всегда отличен от изначальных установок участников образовательного процесса, поскольку не представляется возможным в точности прогнозировать итоговый уровень профессиональной компетентности выпускников. В связи с этим вполне обоснована лабильность форм и корректировка методов, обеспечивающих содержание учебного процесса. В такой образовательной системе многовариантность как содержательный принцип синергетики означает создание в учебном процессе условий

выбора и предоставление каждому студенту права индивидуального движения к профессиональному и творческому становлению, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечения всей траектории развития альтернативного и независимого пути.

В работе над дипломом подобный выбор реализуется, в частности, через соответствие методологической базы целям и задачам исследования, репрезентативному корпусу библиографических источников - тот «коридор возможностей», в котором выпускник проявляет свою индивидуальную сущность. Это среда его профессионально-творческого «обитания», определяющая эрудицию, художественный вкус, личностные предпочтения. Фактор альтернативности, характерный для синергетического подхода, проявляется в критическом анализе рассматриваемых тезисов, в потребности (и необходимости) выбора своей собственной позиции.

Синергетический подход даёт возможность научному руководителю оценить, спрогнозировать перспективу развития каждого студента, вовремя диагностировать методические и прочие лакуны. На первый план выходит активно деятельная личность обучающегося с её правом выбора. Такая модель позволяет освободиться от чрезмерной регламентации учебного процесса в пользу более свободного, индивидуального, творческого содержания, а также максимально точно учитывать профессиональный контекст.

Заключение

Конечно, содержание научного руководства дипломной работой студента не должно ограничиваться только

синергетическими принципами. Без сомнения, необходима интеграция и сопряжение других подходов, в частности, субъектного и контекстного, использование эвристических методов и т.д. Вместе с тем специфика именно этого сегмента педагогической деятельности (включая уровень магистерских и кандидатских исследований) оптимально соответствует идеям синергетики как междисциплинарного дискурса и профессии педагога-музыканта, «первой среди равных»,

имеющей «широкий диапазон творческих возможностей, совершенно уникальных как в ряду педагогических специальностей, так и в номенклатурном перечне профессий в целом» [16, с. 26]. Восприняв такой синергетический «вирус», есть все основания полагать, что уровень и качество научно-исследовательской подготовки студентов станет важным фактором формирования ключевых компетенций и существенным компонентом их дальнейшей педагогической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баранова Е. В. Современная информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований стандартов нового поколения // Известия РГПУ имени А. И. Герцена, 2015. № 177. С. 70-73.

2. Бузина В. А. Организация мотивирующей социально-культурной среды профессионального образовательного учреждения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Проблемы эффективного использования научного потенциала общества» Ч. 3. / Отв. ред. А. А. Сукиасян. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 55-61.

3. Елисеева М. В. Педагогические условия повышения субъектно-профессионального потенциала будущих учителей в образовательном процессе вуза (на примере подготовки бакалавров педагогического образования): автореферат дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2016. 24 с.

4. Кудинов И. В. Формирование личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системе заочно-дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2006. 214 с.

5. Шумилова Е. Н. Студент-заочник музыкально-педагогического вуза: штрихи к портрету // «Прорывные научные исследования как двигатель науки»: сборник статей Международной научно-практической конференции [в 3 ч.]: Ч. 2 / отв. ред. А. А. Сукиасян. Магнитогорск: МЦИИ Омега Сайнс, 2018. С. 228-230.

6. Сиговцев Г. С. Чарута М. А. О классификации и оценке цифровых образовательных ресурсов // Дистанционное и виртуальное обучение, 2009. № 11. С. 24-33.

7. Александрова Н. А. Организация самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников педагогического вуза на основе технологий дистанционного обучения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2008. 24 с.

8. Песчанская Н. И. Дидактические основы формирования у студентов-заочников способов рациональной работы с учебной литературой. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. 282 с.

9. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации. Монография. М.: МПГУ, 2019. 280 с.

10. Пригожин И. Р. Самоорганизация в неравновесных системах / И. Р. Пригожин, Г. Николис. М.: Мир, 1979. 512 с.

11. Исаев И. Ф. Музыкально-педагогическое краеведение: теория и технология: монография / И. Ф. Исаев, Т. И. Степанова. Белгород: НИУ «БелГУ», 2017. 196 с.

167

12. Яковлева Е. Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодёжной среде (на материале региональной культуры Курской области): автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.09. Саратов, 2016. 59 с.

13. Поронок С. А. Музыкальное просветительство как педагогическое средство формирования культурной среды зарубежных русскоязычных университетов (на примере Приднепровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко): дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. М., 2019. 233 с.

14. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учеб. пособие для вузов по спец. «Образование». Казань: Изд-во Казанского ун-та, Центр экспертизы и маркетинга, 1996. 568 с.

15. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.

16. Корноухов М. Д. Педагог-музыкант - «Primus inter pares»? // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. №1 (21). С. 25-37.

Поступила 19.04.2021, принята к публикации 30.08.2021.

Об авторе:

Корноухов Михаил Дмитриевич, профессор кафедры музыкальных дисциплин Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» (Петербургское шоссе, д. 10, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация, 196605), доктор педагогических наук, доцент, sobaka.mk@ mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

Baranova E. V. Sovremennaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda vuza kak mekhanizm realizatsii trebovanij standartov novogo pokoleniya [Modern Information and Educational Environment of the University as a Mechanism for Implementing the Requirements of New Generation Standards]. Izvestiya RGPU imeni A. I. Gertsena = Izvestiya of The Herzen State Pedagogical University of Russia, 2015, no. 177, pp. 70-73 (in Russian).

Buzina V. A. Organizatsiya motiviruyushchej social'no-kul'turnoj sredy professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Organization Motivating Socio-Cultural Environment of Professional Educational Institutions]. Collection of Articles on the Results of the International Scientific-Practical Conference "Problems of the Effective Use of Scientific Potential of the Company" Part 3. Edited by A. A. Sukiasyan. Sterlitamak: AMI Publ., 2018, pp. 55-61 (in Russian).

Eliseeva M. V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya sub"ektno-professional'nogo potentsiala budushchikh uchitelej v obrazovatel'nom protsesse vuza (na primere podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya) [Pedagogical Conditions for Increasing the Subject-Professional Potential of Future Teachers in the Educational Process of a University (On the Example of Training Bachelors of Pedagogical Education)]. Extended Abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Voronezh, 2016. 24 p. (in Russian).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3

168 1.

4. Kudinov I. V. Formirovanie lichnosti budushchego uchitelya kak sub"ekta pedagogicheskoj deyatel'nosti v sisteme zaochno-distantsionnogo obucheniya [Formation of the Personality of the Future Teacher as a Subject of Pedagogical Activity in the System of Distance Learning]. PhD Thesis (Pedagogy). Ufa, 2006. 214 p. (in Russian).

5. Shumilova E. N. Student-zaochnik muzykal'no-pedagogicheskogo vuza: shtrikhi k portretu [A Part-Time Student of a Music and Pedagogical University: Strokes to a Portrait]. "Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki" ["Breakthrough Scientific Research as an Engine of Science"]: a Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference [in 3 parts]: Part 2. Ed. by A. A. Sukiasyan. Magnitogorsk: MCI Omega Sciences, 2018, pp. 228-230 (in Russian).

6. Sigovtsev G. S. Charuta M. A. O klassifikatsii i otsenke tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov [On the Classification and Evaluation of Digital Educational Resources]. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie [Distance and Virtual learning], 2009, no. 11, pp. 24-33 (in Russian).

7. Aleksandrova N. A. Organizatsiya samostoyatel'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov-zaochnikov pedagogicheskogo vuza na osnove tekhnologij distantsionnogo obucheniya [Organization of Independent Educational Activities of Part-Time Students of a Pedagogical University on the Basis of Distance Learning Technologies]. Extended abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Saratov, 2008. 24 p. (in Russian).

8. Peschanskaya N. I. Didakticheskie osnovy formirovaniya u studentov-zaochnikov sposobov ratsional'noj raboty s uchebnoj literaturoj [Didactic Foundations of the Formation of Methods of Rational Work with Educational Literature Among Part-Time Students]. PhD Thesis (Pedagogy). Moscow, 1993. 282 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Abdullin E. B. Metodologicheskaya podgotovka muzykanta-pedagoga: sushchnost', struktura, process realizatsii [Methodological Training of a Musician-Teacher: The Essence, Structure, Process of Implementation]. Monograph. Moscow: MPGU Publ., 2019. 280 p. (in Russian).

10. Prigozhin I. R. Samoorganizatsiya v neravnovesnykh sistemakh [Self-Organization in Nonequilibrium Systems]. I. R. Prigozhin, G. Nikolis. Moscow: Mir Publ., 1979. 512 p. (in Russian).

11. Isaev I. F. Muzykal'no-pedagogicheskoe kraevedenie: teoriya i tekhnologiya [Musical and Pedagogical Local History: Theory and Technology]. Monograph. I. F. Isaev, T. I. Stepanova. Belgorod: NIU "BelGU" Publ., 2017. 196 p. (in Russian).

12. Yakovleva E. N. Vozrozhdenie traditsij muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodyozhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti) [The Revival of the Traditions of Musical Enlightenment in the Youth Environment (Based on the Material of the Regional Culture of the Kursk Region)]. Extended abstract of the Doctoral Thesis (Art History). Saratov, 2016. 59 p. (in Russian).

13. Poronok S. A. Muzykal'noeprosvetitel'stvo kakpedagogicheskoe sredstvo formirovaniya kul'turnoj sredy zarubezhnyh russkoyazychnyh universitetov (na primere Pridneprovskogo gosudarstvennogo universiteta im. T. G. Shevchenko) [Musical Enlightenment as a Pedagogical Means of Forming the Cultural Environment of Foreign Russian-Speaking Universities (On the Example of the Dnieper State University Named after T. G. Shevchenko)]. PhD Thesis (Pedagogy). Moscow, 2019. 233 p. (in Russian).

14. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyj kurs [Pedagogy of Creative Self-Development: An Innovative Course]. Textbook for universities in the specialty "Education". Kazan: Kazan University Publ., Center for Expertise and Marketing, 1996. 568 p. (in Russian).

169

15. Ignatova V. A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki [Pedagogical Aspects of Synergeti]. Pedagogika [Pedagogy]. 2001, no.8, pp. 26-31 (in Russian).

16. Kornoukhov M. D. Teacher-Musician - "Primus inter pares"? Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and Education". 2018, no. 1(21), pp. 25-37 (in Russian).

Submitted 19.04.2021; revised 30.08.2021.

About the author:

Mikhail D. Kornoukhov, Professor at the Department of Musical Disciplines of Pushkin Leningrad State University (Peterburgskoe sh., 10, Pushkin, Russian Federation, 196605), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, sobaka.mk@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.