Научная статья на тему 'Выпускники Псковского аэроклуба на фронтах Великой Отечественной'

Выпускники Псковского аэроклуба на фронтах Великой Отечественной Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускники Псковского аэроклуба на фронтах Великой Отечественной»

Г®р®ш ®®лшк©й

©>Т®Щ®СТШ®ИИ®Й

Щ.^. Х°рбо.Чев

Выпускники Псковского аэроклуба на фронтах Великой Отечественной

Действовавший в довоенные годы Псковский аэроклуб выпустил десятки пилотов, которые, пройдя дополнительную подготовку в летных училищах и школах, зарекомендовали себя хорошими специалистами и доблестно сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны. Расскажем лишь

о двух, окончивших обучение в аэроклубе незадолго до начала войны - в апреле 1941 г., а затем прошедших ускоренный курс Батай-ской военной авиационной школы пилотов имени А. Серова: Николае Петровиче Лаврентьеве и Петре Дмитриевиче Малышеве.

Н.П. Лаврентьев родился в 1921 г. в Пскове, по окончанию Батайской школы в 1943 г. был зачислен во 2-й запасной истребительный авиационный полк, а 12 июля 1944 г. прибыл в 9-й гвардейский истребительный Одесский Краснознаменный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Совершил 68 боевых вылетов, провел семь воздушных боев, а в апреле 1945 г. сражался в составе полка южнее и северо-западнее Кенигсберга. Здесь полку была поставлена задача прикрывать наземные войска в районе Шенвальде, Веркен, Бранденбург, Броддау и отсекать авиацию противника на рубеже Меденау, Пиммербуде, Кальхольшук и Хайлигенбаль. Всего при выполнении боевого задания 30 самолётов совершили 82 боевых вылета, летчики провели два воздушных боя, сбив три самолёта противника. 7 апреля 1945 г. командир полка - дважды Герой Советского Союза Лавриненков поставил эки-

Горбачёв Николай Антонович - член Совета ветеранов г. Пскова.

П.Д. Малышев

пажам боевую задачу: восемью экипажами под командой командира эскадрильи Героя Советского Союза гвардии майора Амет-Ха-на блокировать аэродром противника Нойти-ор, уничтожая взлетающие и идущие на посадку самолёты противника. Командир звена гвардии старший лейтенант Байков (впоследствии Герой Советского Союза) и ведомый -гвардии младший лейтенант Лаврентьев при выполнении задания были атакованы, их са-

молёты протаранили и сбили. Оба самолёта упали в море в 5 км южнее порта Пиллау. Так погиб пскович Н.П. Лаврентьев.

П.Д. Малышев родился в 1922 г. в деревне Гнилище Псковского района, окончил семилетнюю школу, после обучения в аэроклубе и Батайской авиашколе в мае 1942 г. убыл в распоряжение командира 25-го запасного авиаполка на станцию Сандар - на должность военного пилота в звании сержанта. Пройдя переподготовку на самолёте ЛАГГ-3 (май - октябрь 1942 г.) был направлен в 269-й истребительный авиационный полк, сражавшийся на туапсинском направлении. Утром 25 октября 1942 г. полк получил задачу прикрыть действия штурмовиков в районе Гойтха. Вылетели в 8 час. 40 мин. утра, четверка «Илов» шла на высоте 1500-2000 м, выше летели истребители прикрытия. Но уже в начале полета произошли события, изменившие тщательно разработанный план действий: оказалось, что своего места в строю не заняла группа истребителей среднего яруса прикрытия. Командовавший ею лейтенант М.В. Вершинин при взлете потерял ориентировку и, не зная района действий, не сумел пристроиться к основной группе, в 30 км от Гойтха развернулся и своим звеном пошел назад. В 9 час. 10 мин., когда штурмовики уже вышли в район цели и делали боевой заход, неожиданно выскочили четыре немецких истребителя. Были сбиты старший лейтенант П.Б. Долбнин и сержант П.Д. Малышев, получил повреждение самолёт капитана Бычкова, но старший лейтенант

П.С. Попов сумел одного «мессера» сбить, а другого подбил. В течение 15 минут он вместе с Бычковым вел бой с парой оставшихся «мессершмиттов», оттягивая противника к побережью. Но в районе Тихоновки самолёт Попова был подбит, и летчик воспользовался парашютом, Бычков на своем, тоже подбитом самолёте, сумел приземлиться на лазаревском аэродроме. Всего в этом воздушном бою советские летчики потеряли три истребителя, а еще один был надолго выведен из строя. Погиб старший лейтенант Петр Борисович Долбнин, сержант же Малышев после приземления с парашютом вернулся в свой полк.

В феврале 1943 г. дивизия прикрывала и поддерживала наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса. 26 февраля 2-я эскадрилья, в которой находился и сержант Малышев, вылетела в район боевых действий под Новороссийск. В этом бою он снова был сбит и попал в плен: воспользовавшись парашютом, он приземлился в море, где его и подобрали немцы. В плену он находился до

I мая 1945 г. в Восточной Пруссии и был освобожден советскими войсками. После этого прошел через сборно-пересыльный пункт и

II мая 1945 г. был направлен в распоряжение командования 18-го армейского запасного стрелкового полка, а оттуда - в артиллерийскую батарею «сорокапяток» 339-го гвардейского стрелкового полка. 13 ноября 1946 г. П.Д. Малышев был уволен в запас, вернулся в Псков и работал в автоколонне 1122 - сначала оператором, а затем шофером. Умер в Пскове в 1989 г.

Источники

ЦАМО РФ. Фонд 9-го гвардейского истребительного Одесского Краснознаменного авиаполка. Д. 5. л.

69 об. (Донесение 119266 С)

Феоктистов С.И. В небе Туапсе. Туапсе, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.