Результат образования
может быть рассмотрен на разных уровнях абстракции. В зависимости от той научно-педагогической традиции или парадигмы, в которой работает исследователь, выпускник вуза может рассматриваться как носитель определенной суммы знаний, умений, навыков (учебных, профес-
сиональных); как обладатель определенной специальности, квалификации;
как обладатель различных компетентностей (социальных, профессиональных); как всесторонне и гармонически развитая личность.
Одним из важных ориентиров современной, в частности вузовской, педагогики яв-
Б. Н. Боденко
Выпускник вуза как результат образования
90 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ
2006 - №1
ляются требования к выпускнику, сформулированные в ГОС ВПО. Рассматривая указанные требования как цели, достаточно удобно организовывать деятельность вуза по их достижению. Реализация такого рода целей может определять процесс и результат образовательной деятельности вуза, служить основой оценки эффективности его функционирования. Однако при явном удобстве такого рода ориентиров, они не отражают всей полноты результата образования, получаемого выпускником вуза.
Указанная частность результата, полагаем, есть неизбежное следствие парадигмы, согласно которой выпускник вуза, его личность, особенности его психики рассматриваются с точки зрения наличия или отсутствия у выпускника потребительских свойств. Доминантой такой парадигмы являются потребности общества, государства. Указанные потребности определяют смысл образования в человеческой жизни, связывают этот смысл с готовностью человека к решению стоящих перед обществом задач-проблем. Образование при этом служит основным средством формирования у человека совокупности свойств, полезных обществу.
Исторически обусловленная тенденция развития образования в парадигме потребительских свойств его результата реализуется сегодня, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Так, в частности, согласно Концепции, «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития». Таким образом, роль образования — служить средством решения общественных проблем и, соответственно, подготавливать выпускников, способных с этими социальными проблемами справляться.
Вместе с тем, научная проблема рассмотрения результата образования во всей полноте и целостности, как показывает анализ,
не решается с точки зрения ориентации лишь на потребительские свойства выпускников. Следуя общепризнанным закономерностям науки, результат образования следует рассматривать с разных сторон — как с позиции целеориентированных, внешне заданных требований к выпускнику, так и с точки зрения иных следствий и закономерностей. В этой связи одним из возможных ракурсов рассмотрения результата образования является анализ его полезности для получившего образование индивида.
Логика рассмотрения результата образования сквозь призму его полезности для индивида позволяет трактовать таковой результат через понятие социально-психологической защищенности человека и описывать в соответствующем терминологическом ключе (Боденко 2001). При этом под социально-психологической защищенностью человека в общем виде понимается обобщенная характеристика его жизненной ситуации, когда вероятность наступления полезных для него событий возрастает, а вероятность наступления вредных для него событий уменьшается. Другими словами, чем меньше вредных (нежелательных) событий в жизни человека и чем реже они случаются, а также чем больше в его жизни полезных (желательных) событий и чем чаще они встречаются — тем выше социально-психологическая защищенность человека. При рассмотрении социально-психологической защищенности выпускника вуза как результата образования важным является акцент на зависимость вероятности наступления полезных, благоприятных для выпускника вуза событий от его соответствия формализованным требованиям к умению решать социально значимые, профессиональные задачи.
Так, например, одним из негативных событий, с которым может столкнуться выпускник сразу же после окончания обучения, является невостребованность на рынке труда. С указанной невостребованностью — попаданием в ряды безработных — связаны социально-психологические последствия: ма-
териальные затруднения, напряжения в отношениях с родными и близкими, тяжелые переживания и т. п.
Снижение вероятности наступления такого нежелательного события может обеспечиваться за счет различных факторов, одним из которых является качество полученного выпускником образования. Известно, в частности, что на рынке труда распространенным критерием оценки качества выпускника является репутация (рейтинг) того вуза, который он окончил. Так, на протяжении многих лет высоко котируются выпускники МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и других «престижных» вузов. Ценятся они потому, что высокое качество преподавания в этих учебных заведениях является традиционно стабильным и несомненным. С точки зрения работодателей выпускники таких вузов обладают качественным образованием. Поэтому именно эти выпускники практически с самого начала получают при трудоустройстве определенное преимущество. Можно, таким образом, полагать, что качество образования выпускника позволяет ему избежать такого события, как невостребованность на рынке труда. Более того, полезность полученного образования проявляется в том, что выпускник реализует личностный потенциал в благоприятных условиях: хорошая зарплата, высокий статус места работы и пр. Таким образом, повышая вероятность наступления полезных для выпускника событий и снижая вероятность наступления вредных, качественный результат образования способствует обеспечению социально-психологической защищенности выпускника вузов.
Выпускник вуза — этой стадией завершается «студенческий возраст» (Б. Г. Ананьев), который является временем высокой соци-
альной активности, своеобразным этапом интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений. В «студенческом возрасте» практически завершается усвоение человеком тех систем норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноценного члена общества, причем функционировать в тех его слоях (стратах), на которые исторически возлагаются функции управления, генерации научных идей, порождения духовной культуры человечества. Того человечества, которое всегда будет коллективно пользоваться (все более разумно и бережно) личностными свойствами — силой, талантом, знаниями — людей, его составляющих.
Таким образом, говоря о социально-психологической защищенности выпускника вуза, мы имеем в виду, что человек в результате получения им образования должен не просто освоить средства решения стоящих перед обществом задач-проблем. Наряду со знаниями-умениями выпускник должен также получить нечто (как результат образования), что позволило бы ему комфортно себя чувствовать и в режиме потребления его личностных свойств обществом, и вне такого режима. Выпускнику должно быть выгодно, полезно обладать свойствами, нужными обществу. Полезно в том смысле, что, решая общественные задачи, он сможет достаточно эффективно решать свои личные материальные, духовные, семейные и иные проблемы, т. е. будет социально и психологически защищен.
Лит.: Боденко Б. Н. Социально-психологическая защищенность человека как результат образования. Монография. Ижевск, 2001.