Научная статья на тему 'ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсовая работа / выпускная квалификационная работа / научно-творческое исследование / специальные художественные дисциплины / course work / graduation qualification work / scientific and creative research / special artistic disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин

В статье рассматривается процесс реформирования образования, где произошли глобальные изменения, которые вызвали необходимость пересмотра всей организации учебного процесса в системе художественно-педагогического образования. В том числе подверглось значительным изменениям курсовое и дипломное проектирование. Методологическим основанием для рассмотрения данной проблемы являются исследования ряда ученых, которые отмечают, что в современных условиях, когда сокращаются сроки обучения, а также происходит перераспределение учебных часов в сторону увеличения самостоятельной работы, когда государственные стандарты требуют сформированности условных компетенций, необходимо пересмотреть организацию, содержание и структуру курсовых и выпускных квалификационных работ. Авторами отмечается, что необходимо уделить особое внимание разработке требований к содержанию и условиям выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Необходима целенаправленная интеграция различных компонентов учебного процесса в высшей школе, в том числе курсовое и дипломное проектирование должно представлять собой единую интеграционную структуру. В контексте рассматриваемого вопроса предлагается интегрировать исследования, проводимые в рамках курсовых работ, в выпускную квалификационную работу. В системе подготовки бакалавра изобразительного искусства традиционно дипломный проект строится на трех основных составляющих: искусствоведческое исследование, художественно-творческое исследование, методическое исследование. Целесообразно уже с начальных курсов обучения в бакалавриате наблюдать за студентами, их развитием, профессиональными предпочтениями и последовательно ориентировать их на тему выпускной квалификационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATE QUALIFICATION WORK IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER ARTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article examines the process of reforming education, where global changes have taken place that have caused the need to revise the entire organization of the educational process in the system of art and pedagogical education. Among other things, the course and diploma design underwent significant changes. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists, who note that in modern conditions, when training periods are reduced, and training hours are redistributed towards increasing independent work, when state standards require the formation of conditional competencies, it is necessary to revise the organization, content and structure of course and graduation qualification works. The authors note that it is necessary to pay special attention to the development of requirements for the content and conditions of course and graduation qualification works. It is necessary to purposefully integrate various components of the educational process in higher education, including course and diploma design, should be a single integration structure. In the context of the issue under consideration, it is proposed to integrate research conducted in the framework of coursework into graduation qualification work. In the system of training a bachelor of fine arts, traditionally, a diploma project is built on three main components: art history research, artistic and creative research, methodological research. It is advisable to observe students, their development, professional preferences, and consistently orient them on the topic of graduation qualification work from the initial undergraduate courses.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

7. Yaroshevskij M.G. O vneshnej i vnutrennej motivacii nauchnogo tvorchestva. Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoj psihologii. Moskva: Delo, 2004.

8. Shestak V.P., Shestak N.V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti i "akademicheskoe pis'mo». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 12: 115-119.

9. Goncharuk N.P., Sagdeeeva G.S. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetencii buduschih specialistov. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; T. 16, № 3: 315-320.

10. Vorsina E.V., Savel'eva M.G. Modelirovanie mezhdisciplinarnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya v vuze. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2021; T. 31, № 2: 209-216.

11. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Soprovozhdenie samorazvitiya detej kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; № 4: 131-138.

12. Kutepov M.M., Ilyaschenko L.K., Morozov D.L. Tehnologii organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem onlajn-kursa. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2019; T. 8, № 1 (26): 230-232.

Статья поступила в редакцию 28.12.23

УДК 378

Kravchenko K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kka-78@mail.ru

Shalyapin O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: shalyapin.oleg@mail.ru

GRADUATE QUALIFICATION WORK IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER ARTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The article examines the process of reforming education, where global changes have taken place that have caused the need to revise the entire organization of the educational process in the system of art and pedagogical education. Among other things, the course and diploma design underwent significant changes. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists, who note that in modern conditions, when training periods are reduced, and training hours are redistributed towards increasing independent work, when state standards require the formation of conditional competencies, it is necessary to revise the organization, content and structure of course and graduation qualification works. The authors note that it is necessary to pay special attention to the development of requirements for the content and conditions of course and graduation qualification works. It is necessary to purposefully integrate various components of the educational process in higher education, including course and diploma design, should be a single integration structure. In the context of the issue under consideration, it is proposed to integrate research conducted in the framework of coursework into graduation qualification work. In the system of training a bachelor of fine arts, traditionally, a diploma project is built on three main components: art history research, artistic and creative research, methodological research. It is advisable to observe students, their development, professional preferences, and consistently orient them on the topic of graduation qualification work from the initial undergraduate courses.

Key words: course work, graduation qualification work, scientific and creative research, special artistic disciplines

К.А. Кравченко, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: kka-78@mail.ru

О.В. Шаляпин, д-р пед. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: shalyapin.oleg@mail.ru

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается процесс реформирования образования, где произошли глобальные изменения, которые вызвали необходимость пересмотра всей организации учебного процесса в системе художественно-педагогического образования. В том числе подверглось значительным изменениям курсовое и дипломное проектирование. Методологическим основанием для рассмотрения данной проблемы являются исследования ряда ученых, которые отмечают, что в современных условиях, когда сокращаются сроки обучения, а также происходит перераспределение учебных часов в сторону увеличения самостоятельной работы, когда государственные стандарты требуют сформированности условных компетенций, необходимо пересмотреть организацию, содержание и структуру курсовых и выпускных квалификационных работ. Авторами отмечается, что необходимо уделить особое внимание разработке требований к содержанию и условиям выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Необходима целенаправленная интеграция различных компонентов учебного процесса в высшей школе, в том числе курсовое и дипломное проектирование должно представлять собой единую интеграционную структуру. В контексте рассматриваемого вопроса предлагается интегрировать исследования, проводимые в рамках курсовых работ, в выпускную квалификационную работу. В системе подготовки бакалавра изобразительного искусства традиционно дипломный проект строится на трех основных составляющих: искусствоведческое исследование, художественно-творческое исследование, методическое исследование. Целесообразно уже с начальных курсов обучения в бакалавриате наблюдать за студентами, их развитием, профессиональными предпочтениями и последовательно ориентировать их на тему выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, научно-творческое исследование, специальные художественные дисциплины

В процессе реформирования произошли глобальные изменения парадигмы образования, которые вызвали необходимость пересмотра всей организации учебного процесса в системе художественно-педагогического образования, а также содержания подготовки по специальным художественным дисциплинам. Значительным изменениям подверглось, в том числе, курсовое и дипломное проектирование.

Возникает настоятельная потребность в объективном анализе и оценке всех изменений с точки зрения их эффективности и адаптированности к новым условиям, так как курсовое и дипломное проектирование является наиболее важной и требующей к себе пристального внимания частью учебного процесса, в ходе которого овладение общепрофессиональными, профессиональными, предметными компетенциями происходит посредством выполнения серьезного самостоятельного исследования по ключевым дисциплинам учебного плана.

Проблема организации и разработки содержания курсовых и дипломных проектов актуальна, что подтверждается вниманием со стороны ряда исследователей (С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова [1], О.В. Соболева [2], Е.Ф. Кузнецов [3], С.П. Рощин [4], А.М. Савинов [5], С.П. Ломов [6; 7], Л.Г. Медведев [8; 11], О.В. Шаляпин [12; 14] и другие).

В системе художественно-педагогического образования курсовые работы рассматриваются как один из этапов обучения и освоения исследовательской, художественно-творческой и методической деятельности, осуществляемой при активной поддержке и консультациях преподавателя, являющегося куратором индивидуальной траектории деятельности студента. В процессе выполнения курсовых работ студент будет изучать и анализировать литературу, отбирать

материал для экспериментов, выполнять творческую работу в одном из видов искусства, презентовать и обсуждать полученные результаты, готовить выводы и рекомендации.

С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова [1] рассматривают курсовую работу как учебное проектирование, которое направлено на освоение инновационной деятельности в рамках осваиваемой дисциплины. «Учебное проектирование, как никакая другая форма обучения, способствует формированию готовности студентов к выполнению профессиональных функций в связи с комплексным характером заданий, близостью его структуры к структуре реальной проектной деятельности» [1, с. 726].

О.В. Соболева [2] рассматривает курсовое и дипломное проектирование как инструмент формирования творческого мышления студента, так как процесс выполнения курсового и дипломного исследования является активной формой обучения.

При этом Е.Ф. Кузнецов [3], С.П. Рощин [4], А.М. Савинов [5], С.П. Ломов [7], Л.Г Медведев [9; 10], О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко [15] отмечают, что в современных условиях, когда сокращаются сроки обучения, а также происходит перераспределение учебных часов в сторону увеличения самостоятельной работы, когда государственные стандарты требуют сформированности условных компетенций, необходимо пересмотреть организацию, содержание и структуру курсовых и выпускных квалификационных работ.

По анализу научных публикаций [13-23] становится ясно, что сегодняшняя радикальная модернизация высшей профессиональной школы базируется на внедрении современных технических средств, информационных и компьютерных

технологий (как этого требуют нормативные документы), но в первую очередь необходимо учитывать традиции и особенности развития художественно-педагогического образования, специфику подготовки художника-педагога.

Выпускная квалификационная бакалаврская работа выполняется студентами в сложных условиях, так как учебная нагрузка на выпускном курсе достаточно высока, и график учебного процесса включает в себя полноценное освоение компетенций различных дисциплин и практик вплоть до конца мая. Таким образом, на работу непосредственно над дипломом остается менее месяца.

Возникает противоречие между требованиями к качеству выполнения выпускной работы и минимальным временем на ее реализацию, притом что выпускная квалификационная работа является полноценным исследованием, осуществляемым по трем направлениям: искусствоведческое (первая глава ВКР), художественно-творческое (вторая глава ВКР), методическое (третья глава ВКР), где художественно-творческое исследование представляет собой не только текст, но и полноценную творческую работу, выполненную в выбранном виде изобразительного искусства и художественном материале (живопись, графика, скульптура и т. п.). Решение этого противоречия является важной целью проектирования образовательного процесса.

В таких условиях основными задачами разработки требований к выполнению курсовых и выпускных бакалаврских работ становятся задачи интеграции содержания всех дисциплин и практик в единую структуру, узловыми моментами которой становятся исследования, проводимые в ходе работы над несколькими курсовыми проектами.

Курсовые работы бакалавра в системе художественно-педагогического образования включают в себя описание или обозначение актуальных научных, художественно-творческих, методических проблем и использование конкретного изученного предметного материала. Курсовые работы должны продемонстрировать знание автором основных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи, практическими умениями создавать художественный образ в материале и т. д. Процесс подготовки бакалавра при выполнении курсовых работ может представлять собой применение конкретных научных методов анализа или объяснение материала, необходимого для преподавания изучаемого предмета в различных образовательных учреждениях. Этот тип работы представляет собой заявку на продолжение исследования для итоговой выпускной квалификационной работы.

Таким образом, очевидно, что необходима целенаправленная интеграция различных компонентов учебного процесса в высшей школе. Интегрировать в учебном процессе можно различные его компоненты. В контексте рассматриваемого вопроса предлагается интегрировать исследования, проводимые в рамках курсовых работ, в выпускную квалификационную работу.

В современных условиях наиболее целесообразно запланировать в учебном плане три курсовые работы: по истории изобразительного искусства, по специальной художественной дисциплине (по выбору студента), по методике преподавания изобразительного искусства. Все три курсовые работы должны быть частью будущей выпускной квалификационной работы, и их содержание должно логично освещать одну тему с трех ракурсов: искусствоведческий аспект, художественно-творческий, методический.

Таким образом, уже с начальных курсов обучения в бакалавриате необходимо наблюдать за студентами, их развитием, профессиональными предпочтениями и последовательно ориентировать на тему выпускной квалификационной работы. При таком подходе уже на третьем курсе в процессе выполнения курсовой работы по истории изобразительного искусства будущий руководитель выпускной квалификационной работы принимает участие в выборе темы курсовой работы, составлении оглавления, а также консультирует процесс ее выполнения.

Профессиональный взгляд на образы, формирующийся в процессе изучения истории искусств, позволяет студентам достичь более высокого уровня понимания отечественных и зарубежных произведений искусства. Разумеется, выбор тем курсовой работы должен быть лично важным для студента, определяться его интересами, предпочтениями, сильными эмоциональными впечатлениями от общения с объектами изобразительного искусства и подкрепляться прогнозами относительно его будущей профессиональной педагогической и художественно-творческой деятельности.

С учетом искусствоведческого исследования, проведенного студентом, с помощью будущего руководителя диплома формулируется тема курсовой работы по специальной художественной дисциплине (живопись, графика, скульптура и т. п.).

Студент выполняет законченное произведение в избранном виде и жанре изобразительного искусства. Работа выполняется поэтапно с обязательным сбором подготовительных материалов, форэскизов, натурных зарисовок и этюдов. Окончательный эскиз должен быть представлен в материале и оформлен в соответствии с современными требованиями.

Курсовая работа по специальным художественным дисциплинам является итогом трехлетнего изучения большого предметного цикла, она аккумулирует компетенции, сформированные в ходе изучения цветоведения, пропедевтики,

Библиографический список

перспективы, пластической анатомии, композиции, рисунка, живописи, скульптуры и других дисциплин, и практик (пленэрная практика, научно-исследовательская работа и т. д.). Такая фундаментальная база позволяет студентам довольно осознанно подходить к процессу создания художественного образа различными материалами и средствами.

В процессе курсового исследования основное внимание студентов концентрируется на композиционном решении, то есть на важнейших композиционных моментах художественной формы, которые придают произведению единство и целостность, подчиняя элементы друг другу и образуя единое целое. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в искусстве композиция сочетает в себе также отдельные моменты (реальные или иллюзорные образования пространства и объема, симметрию и асимметрию, масштаб, ритм и пропорции, нюансы и контрасты, составляющие художественную форму, перспектива, группировка, цветовая гамма и т. д.).

В ходе работы рекомендуется применять основные принципы сочинения композиции путем проведения предварительного композиционного эскизирова-ния, которое является частью подготовительного этапа работы. В процессе создания произведения размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме, по логической последовательности, установленной автором работы. Изобразительные средства, выбранные студентом, должны быть гармонизированы и подчинены целому, нельзя забывать о деталях, в которых важна убедительность и узнаваемость. Поэтому в подготовительный этап курсового исследования помимо композиционного поиска включается поиск тонального и колористического решения, эмоционально-образного стилистического решения, и только после этого студент переходит к работе непосредственно над итоговым изображением.

Процесс создания художественного произведения должен быть подробно описан в текстовой части курсовой работы, которая увязана по смыслу с предыдущей курсовой работой по истории изобразительного искусства, так как выполнение собственного произведения студент соотносит с тенденциями развития современного искусства.

На четвертом курсе студенты выполняют курсовую работу по методике преподавания в области изобразительного искусства. Это логическое продолжение исследований в области педагогики, психологии художественного творчества, психологии возрастного развития и методологии, а также художественных дисциплин (композиция, цветоведение, живопись, рисунок, графика, скульптура и другие). В процессе понимания законов изобразительной грамотности, средств и приемов необходимо привлечь внимание студентов к современным проблемам образовательного процесса и эстетического воспитания в общеобразовательных школах, а также в системе дополнительного образования. В процессе изображения он создает художественные образы и указывает пути и средства решения этих задач. Важно, чтобы теоретические положения не отделялись от практических художественных работ.

Процесс разработки студентом авторской методики следует связывать с его живым изобразительным опытом в процессе выполнения учебных и творческих работ, а также курсовой работы по специальным художественным дисциплинам.

Курсовая работа по методике обучения и воспитания является одним из видов учебной деятельности, способствующей развитию самостоятельности в приобретении необходимых профессионально-педагогических качеств. Цель -углубить теоретические знания о художественном образовании и обеспечить более тщательную практическую подготовку к будущей педагогической должности учителя рисования или педагога дополнительного образования.

Таким образом, курсовое проектирование интегрируется в структуру выпускной квалификационной работы будущего художника-педагога. Длительное, разностороннее и глубокое изучение темы, общение с преподавателями различных дисциплин в контексте проведения такого исследования существенно активизируют самостоятельность научной и творческой мысли студента, повышают уровень профессионального художественного и педагогического мастерства, а также степень самостоятельности выводов и обобщений.

Практика работы в системе высшего художественно-педагогического образования показала, что подобный подход к организации курсового и дипломного проектирования повышает уровень заинтересованности и мотивации студента. Кроме того, такое экономное распределение времени дает возможность студентам-дипломникам на пятом курсе выполнить более качественно серьезную творческую работу в выбранной художественной технике, так как работа над текстом сводится к объединению трех курсовых работ, а практическая часть второй курсовой работы в полном объеме входит в состав поисковой части диплома.

Разработанная методика организации работы над ВКР бакалавра создает оптимальные условия обучения выпускников для совершенствования своей учебно-познавательной деятельности на каждом этапе, овладения современными методиками, организационными формами и средствами проведения исследования, а также системного и всестороннего понимания сущности будущей профессиональной деятельности художника-педагога.

1. Дворецкий С.И., Муратова Е.И. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к инновационно-проектной деятельности в процессе курсового и дипломного проектирования. Вестник ТГТУ. 2003; Т. 9, № 4: 725-740.

2. Соболева О.В. Формирование творческого мышления будущего инженера в курсовом и дипломном проектировании. Вестник ТГПУ. 2009; Выпуск 11 (89): 3б-38.

3. Кузнецов Е.Ф. Психология визуального восприятия и творческая подготовка художника-педагога. Педагогическое образование и наука. 2008; № 2: 43-46.

4. Рощин С.П. Художественная грамота в контексте образовательных дисциплин художника-педагога. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2018: 43-б0.

б. Савинов А.М. Система педагогических взаимоотношений в процессе обучения академическому рисунку. Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019: 80-8б.

6. Ломов С.П., Ломова Н.Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России: монография. Москва, 2018.

7. Ломов С.П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2018: б-13.

8. Медведев Л.Г, Шаров А.С. Художественное познание в подготовке к профессиональной изобразительной деятельности. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019; № 1 (22): 11б-117.

9. Медведев Л.Г., Маврин С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 4 (21): 126-128.

10. Медведев Л.Г О состоянии художественного образования. Профессиональное образование. Столица. 2014; № 8: 14-16.

11. Медведев Л.Г Художественное образование в социокультурном пространстве. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; № 3 (б2): 46-б2.

12. Шаляпин О.В., Кучеревская М.О. Принцип преемственности в непрерывном художественном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2020; № 3: 47-б4.

13. Шаляпин О.В., Кучеревская М.О. Подготовка магистрантов в современном художественно-педагогическом образовании. Сибирский педагогический журнал. 2020; № б: 68-74.

14. Шаляпин О.В. Изобразительное искусство в современном художественно-педагогическом образовании. Грани великой степи: художественное образование на современном этапе: материалы Международного Арт-Форума, посвященного б0-летию Института искусств, культуры и спорта КазНПУ им. Абая. 2019: 32-3б.

1б. Шаляпин О.В., Кравченко К.А. Методическое построение учебно-изобразительного процесса в системе подготовки художника-педагога. Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2017; № 1: 107-111.

16. Шаляпин О.В. Художественно-педагогическое образование. Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 201б: 49-б6.

17. Шаляпин О.В. Инновационные модели обучения в художественно-педагогическом образовании. Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. Омск, 2010; № 3 (67): 228-231.

18. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку. Диссертация доктора педагогических наук. Москва, 1987.

19. Сухарев А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку. Диссертация кандидата педагогических наук. Омск, 1999.

20. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа. Диссертация кандидата педагогических наук. Омск, 2009.

21. Кравченко К.А. Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования. Философия образования. Новосибирск, 2014; № б: 117-127.

22. Кравченко К.А., Сухарев А.И. Формирование и критерии оценки декоративного восприятия на занятиях спецрисунком. Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. Омск, 2012; № 4 (111): 269-272.

23. Сухарев А.И. Совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Омск, 201б; № 4 (8): 103-10б.

References

1. Dvoreckij S.I., Muratova E.I. Formirovanie gotovnosti studentov inzhenernyh special'nostej k innovacionno-proektnoj deyatel'nosti v processe kursovogo i diplomnogo proektirovaniya. Vestnik TGTU. 2003; T. 9, № 4: 72б-740.

2. Soboleva O.V. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya buduschego inzhenera v kursovom i diplomnom proektirovanii. Vestnik TGPU. 2009; Vypusk 11 (89): 3б-38.

3. Kuznecov E.F. Psihologiya vizual'nogo vospriyatiya i tvorcheskaya podgotovka hudozhnika-pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2008; № 2: 43-46.

4. Roschin S.P. Hudozhestvennaya gramota v kontekste obrazovatel'nyh disciplin hudozhnika-pedagoga. Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i 'esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2018: 43-б0.

б. Savinov A.M. Sistema pedagogicheskih vzaimootnoshenij v processe obucheniya akademicheskomu risunku. Problemy hudozhestvenno-tehnologicheskogo obrazovaniya v shkole i vuze: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 80-8б.

6. Lomov S.P., Lomova N.F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolah Rossii: monografiya. Moskva, 2018.

7. Lomov S.P. Metodologiya hudozhestvenno-obrazovatel'noj deyatel'nosti kak osnova nauchnoj shkoly. Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i 'esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2018: б-13.

8. Medvedev L.G., Sharov A.S. Hudozhestvennoe poznanie v podgotovke k professional'noj izobrazitel'noj deyatel'nosti. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 1 (22): 11б-117.

9. Medvedev L.G., Mavrin S.A. O problemah sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (21): 126-128.

10. Medvedev L.G. O sostoyanii hudozhestvennogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2014; № 8: 14-16.

11. Medvedev L.G. Hudozhestvennoe obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2014; № 3 (б2): 46-б2.

12. Shalyapin O.V., Kucherevskaya M.O. Princip preemstvennosti v nepreryvnom hudozhestvennom obrazovanii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3: 47-б4.

13. Shalyapin O.V., Kucherevskaya M.O. Podgotovka magistrantov v sovremennom hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № б: 68-74.

14. Shalyapin O.V. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennom hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Grani velikoj stepi: hudozhestvennoe obrazovanie na sovremennom 'etape: materialy Mezhdunarodnogo Art-Foruma, posvyaschennogo 50-letiyu Instituta iskusstv, kul'tury i sporta KazNPU im. Abaya. 2019: 32-3б.

1б. Shalyapin O.V., Kravchenko K.A. Metodicheskoe postroenie uchebno-izobrazitel'nogo processa v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga. Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 2017; № 1: 107-111.

16. Shalyapin O.V. Hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie. Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 201б: 49-б6.

17. Shalyapin O.V. Innovacionnye modeli obucheniya v hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk, 2010; № 3 (67): 228-231.

18. Medvedev L.G. Puti formirovaniya graficheskogo hudozhestvennogo obraza na zanyatiyah po akademicheskomu risunku. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1987.

19. Suharev A.I. Formirovanie kompozicionno-prostranstvennogo vospriyatiya u studentov na zanyatiyah po risunku. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 1999.

20. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah po risunku u studentov hudozhestvennogo kolledzha. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

21. Kravchenko K.A. Puti sovershenstvovaniya sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk, 2014; № б: 117-127.

22. Kravchenko K.A., Suharev A.I. Formirovanie i kriterii ocenki dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah specrisunkom. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk, 2012; № 4 (111): 269-272.

23. Suharev A.I. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya akademicheskomu risunku studentov fakul'tetov iskusstv pedagogicheskih vuzov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Omsk, 201б; № 4 (8): 103-10б.

Статья поступила в редакцию 11.12.23

УДК 378

Kravchenko K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kka-78@mail.ru Serdyukova N.S., teaching assistant, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: serdyukovan-2016@mail.ru

SOME ASPECTS OF ORGANIZING THE MODERN TRAINING PROCESS AT ART FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article is devoted to the analysis of problems of training bachelors in the system of higher artistic and pedagogical education. The authors consider the creation of new organizational and pedagogical conditions that will be based on the activation of independent creative activity of students. The article notes the need to reconsider the content and orga-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.