Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-педагогическое образование / специальные художественные дисциплины / творческий подход / контактная и самостоятельная работа / мотивация / организационные условия / artistic and pedagogical education / special artistic disciplines / creative approach / contact and independent work / motivation / organizational conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.А. Кравченко, Н.С. Сердюкова

Статья посвящена анализу проблем подготовки бакалавров в системе высшего художественно-педагогического образования. Автором рассматривается создание новых организационно-педагогических условий, которые будут строиться на активизации самостоятельной творческой деятельности студентов. В статье отмечается необходимость пересмотреть содержание и организацию учебного процесса по специальным художественным дисциплинам. В связи с этим важными становятся вопросы организации как контактных занятий, так и самостоятельной работы, в которых важна четкая структура, взаимосвязь заданий и упражнений, а также понимание и принятие студентами учебно-творческих задач. Особо отмечается необходимость создания целостного непрерывного учебно-творческого процесса в ходе освоения всех профильных дисциплин и практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.А. Кравченко, Н.С. Сердюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ORGANIZING THE MODERN TRAINING PROCESS AT ART FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to the analysis of problems of training bachelors in the system of higher artistic and pedagogical education. The authors consider the creation of new organizational and pedagogical conditions that will be based on the activation of independent creative activity of students. The article notes the need to reconsider the content and organization of the educational process in special artistic disciplines. In this regard, the issues of organizing both contact classes and independent work become important, in which a clear structure, the relationship of tasks and exercises, as well as students’ understanding and acceptance of educational and creative tasks are important. Particularly noted is the need to create a holistic, continuous educational and creative process in the course of mastering all specialized disciplines and practices.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

2. Соболева О.В. Формирование творческого мышления будущего инженера в курсовом и дипломном проектировании. Вестник ТГПУ. 2009; Выпуск 11 (89): 35-38.

3. Кузнецов Е.Ф. Психология визуального восприятия и творческая подготовка художника-педагога. Педагогическое образование и наука. 2008; № 2: 43-46.

4. Рощин С.П. Художественная грамота в контексте образовательных дисциплин художника-педагога. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2018: 43-50.

5. Савинов А.М. Система педагогических взаимоотношений в процессе обучения академическому рисунку. Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019: 80-85.

6. Ломов С.П., Ломова Н.Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России: монография. Москва, 2018.

7. Ломов С.П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов. Москва, 2018: 5-13.

8. Медведев Л.Г, Шаров А.С. Художественное познание в подготовке к профессиональной изобразительной деятельности. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019; № 1 (22): 115-117.

9. Медведев Л.Г., Маврин С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 4 (21): 126-128.

10. Медведев Л.Г О состоянии художественного образования. Профессиональное образование. Столица. 2014; № 8: 14-16.

11. Медведев Л.Г Художественное образование в социокультурном пространстве. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; № 3 (52): 46-52.

12. Шаляпин О.В., Кучеревская М.О. Принцип преемственности в непрерывном художественном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2020; № 3: 47-54.

13. Шаляпин О.В., Кучеревская М.О. Подготовка магистрантов в современном художественно-педагогическом образовании. Сибирский педагогический журнал. 2020; № 5: 68-74.

14. Шаляпин О.В. Изобразительное искусство в современном художественно-педагогическом образовании. Грани великой степи: художественное образование на современном этапе: материалы Международного Арт-Форума, посвященного 50-летию Института искусств, культуры и спорта КазНПУ им. Абая. 2019: 32-35.

15. Шаляпин О.В., Кравченко К.А. Методическое построение учебно-изобразительного процесса в системе подготовки художника-педагога. Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2017; № 1: 107-111.

16. Шаляпин О.В. Художественно-педагогическое образование. Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2015: 49-56.

17. Шаляпин О.В. Инновационные модели обучения в художественно-педагогическом образовании. Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. Омск, 2010; № 3 (67): 228-231.

18. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку. Диссертация доктора педагогических наук. Москва, 1987.

19. Сухарев А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку. Диссертация кандидата педагогических наук. Омск, 1999.

20. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа. Диссертация кандидата педагогических наук. Омск, 2009.

21. Кравченко К.А. Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования. Философия образования. Новосибирск, 2014; № 5: 117-127.

22. Кравченко К.А., Сухарев А.И. Формирование и критерии оценки декоративного восприятия на занятиях спецрисунком. Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. Омск, 2012; № 4 (111): 269-272.

23. Сухарев А.И. Совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Омск, 2015; № 4 (8): 103-105.

References

1. Dvoreckij S.I., Muratova E.I. Formirovanie gotovnosti studentov inzhenernyh special'nostej k innovacionno-proektnoj deyatel'nosti v processe kursovogo i diplomnogo proektirovaniya. Vestnik TGTU. 2003; T. 9, № 4: 725-740.

2. Soboleva O.V. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya buduschego inzhenera v kursovom i diplomnom proektirovanii. Vestnik TGPU. 2009; Vypusk 11 (89): 35-38.

3. Kuznecov E.F. Psihologiya vizual'nogo vospriyatiya i tvorcheskaya podgotovka hudozhnika-pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2008; № 2: 43-46.

4. Roschin S.P. Hudozhestvennaya gramota v kontekste obrazovatel'nyh disciplin hudozhnika-pedagoga. Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i 'esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2018: 43-50.

5. Savinov A.M. Sistema pedagogicheskih vzaimootnoshenij v processe obucheniya akademicheskomu risunku. Problemy hudozhestvenno-tehnologicheskogo obrazovaniya v shkole i vuze: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 80-85.

6. Lomov S.P., Lomova N.F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolah Rossii: monografiya. Moskva, 2018.

7. Lomov S.P. Metodologiya hudozhestvenno-obrazovatel'noj deyatel'nosti kak osnova nauchnoj shkoly. Puti i sredstva povysheniya kachestva hudozhestvennogo obrazovaniya i 'esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2018: 5-13.

8. Medvedev L.G., Sharov A.S. Hudozhestvennoe poznanie v podgotovke k professional'noj izobrazitel'noj deyatel'nosti. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 1 (22): 115-117.

9. Medvedev L.G., Mavrin S.A. O problemah sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (21): 126-128.

10. Medvedev L.G. O sostoyanii hudozhestvennogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2014; № 8: 14-16.

11. Medvedev L.G. Hudozhestvennoe obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2014; № 3 (52): 46-52.

12. Shalyapin O.V., Kucherevskaya M.O. Princip preemstvennosti v nepreryvnom hudozhestvennom obrazovanii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3: 47-54.

13. Shalyapin O.V., Kucherevskaya M.O. Podgotovka magistrantov v sovremennom hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 5: 68-74.

14. Shalyapin O.V. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennom hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Grani velikoj stepi: hudozhestvennoe obrazovanie na sovremennom 'etape: materialy Mezhdunarodnogo Art-Foruma, posvyaschennogo 50-letiyu Instituta iskusstv, kul'tury i sporta KazNPU im. Abaya. 2019: 32-35.

15. Shalyapin O.V., Kravchenko K.A. Metodicheskoe postroenie uchebno-izobrazitel'nogo processa v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga. Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 2017; № 1: 107-111.

16. Shalyapin O.V. Hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie. Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna. 2015: 49-56.

17. Shalyapin O.V. Innovacionnye modeli obucheniya v hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk, 2010; № 3 (67): 228-231.

18. Medvedev L.G. Puti formirovaniya graficheskogo hudozhestvennogo obraza na zanyatiyah po akademicheskomu risunku. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1987.

19. Suharev A.I. Formirovanie kompozicionno-prostranstvennogo vospriyatiya u studentov na zanyatiyah po risunku. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 1999.

20. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah po risunku u studentov hudozhestvennogo kolledzha. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

21. Kravchenko K.A. Puti sovershenstvovaniya sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk, 2014; № 5: 117-127.

22. Kravchenko K.A., Suharev A.I. Formirovanie i kriterii ocenki dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah specrisunkom. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk, 2012; № 4 (111): 269-272.

23. Suharev A.I. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya akademicheskomu risunku studentov fakul'tetov iskusstv pedagogicheskih vuzov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Omsk, 2015; № 4 (8): 103-105.

Статья поступила в редакцию 11.12.23

УДК 378

Kravchenko K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kka-78@mall.ru Serdyukova N.S., teaching assistant, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mall: serdyukovan-2016@mall.ru

SOME ASPECTS OF ORGANIZING THE MODERN TRAINING PROCESS AT ART FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article is devoted to the analysis of problems of training bachelors in the system of higher artistic and pedagogical education. The authors consider the creation of new organizational and pedagogical conditions that will be based on the activation of independent creative activity of students. The article notes the need to reconsider the content and orga-

nization of the educational process in special artistic disciplines. In this regard, the issues of organizing both contact classes and independent work become important, in which a clear structure, the relationship of tasks and exercises, as well as students' understanding and acceptance of educational and creative tasks are important. Particularly noted is the need to create a holistic, continuous educational and creative process in the course of mastering all specialized disciplines and practices.

Key words: artistic and pedagogical education, special artistic disciplines, creative approach, contact and independent work, motivation, organizational conditions

К.А. Кравченко, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: kka-78@mail.ru Н.С. Сердюкова, асс, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: serdyukovan-2016@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Статья посвящена анализу проблем подготовки бакалавров в системе высшего художественно-педагогического образования. Автором рассматривается создание новых организационно-педагогических условий, которые будут строиться на активизации самостоятельной творческой деятельности студентов. В статье отмечается необходимость пересмотреть содержание и организацию учебного процесса по специальным художественным дисциплинам. В связи с этим важными становятся вопросы организации как контактных занятий, так и самостоятельной работы, в которых важна четкая структура, взаимосвязь заданий и упражнений, а также понимание и принятие студентами учебно-творческих задач. Особо отмечается необходимость создания целостного непрерывного учебно-творческого процесса в ходе освоения всех профильных дисциплин и практик.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, специальные художественные дисциплины, творческий подход, контактная и самостоятельная работа, мотивация, организационные условия

В условиях реформирования системы высшего образования остро обозначилась проблема становления и развития творческой личности будущего художника-педагога, способного к гибкости и вариативности в реализации профессиональной педагогической деятельности, так как современная школа, как и система дополнительного образования, предъявляет все более высокие требования к подготовке педагога.

«Система высшего профессионального образования стремительно меняется: переход высшей школы на обучение по программе бакалавриата и магистратуры сопряжено с резким сокращением учебных часов на специальные профессиональные дисциплины, что повлекло за собой поверхностное знакомство студентов с будущей профессией. К тому же перманентная «модернизация» образования, состоящая в активном создании видимости инновационных процессов в учебной работе, создает психологически неустойчивую среду, отрицательно влияющую на качество обучения» [1, с. 126].

Рассматривая современные условия становления и развития творческой личности будущего художника-педагога, необходимо определить движущие силы педагогического процесса, их единство в учебно-воспитательном процессе, а также развитие способностей студентов к художественно-творческой деятельности в системе высшего художественно-педагогического образования.

Анализ современных инновационных процессов в образовании позволил определить возможности взаимодействия традиционного подхода к процессу обучения специальным художественным дисциплинам с инновационным творческим подходом.

В ходе становления и развития системы высшего художественно-педагогического образования в России сложился традиционный подход, обеспечивающий достаточно высокое качество подготовки выпускника. Этот подход в своей основе имеет преобладающую репродуктивную деятельность студентов. «Основными категориями при этом являются эффективность обучения, критерии усвоения (эталонные образцы), формирующая и суммирующая оценка, предъявление информации и эталонов усвоения, коррекция учебных целей, обратная связь, обучающие процедуры, полное усвоение знаний и умений» [2, с. 102].

Ранее обучение специальным художественным дисциплинам требовало больших временных затрат, так как было направлено на длительную «штудию» и многократное выполнение изображений натурных постановок, моделей и разнообразных объектов различными художественными средствами.

Современное высшее художественно-педагогическое образование характеризуется некоторыми особенностями организации учебного процесса. Учебные планы содержат часы контактной и самостоятельной работы по специальным художественным дисциплинам (рисунок, живопись, скульптура, композиция и т. д.), при этом количество часов самостоятельной работы зачастую существенно превышает контактные.

Современные проблемы обучения специальным художественным дисциплинам находятся в зоне пристального внимания ученых-методистов (И.А. Баш-катов, А.И. Иконников, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Л.П Медведев, О.В. Шаляпин и др.), которые предлагают разнообразные пути их решения. Их исследования направлены на изучение вопросов интеграции в художественно-педагогическом образовании, на применение инновационных подходов к преподаванию отдельных дисциплин и так далее.

Разработка нового подхода к образовательному процессу строится на анализе существующих проблем и результатов реформирования современной системы высшего образования. «Сфера образования формирует разноплановые способы организации педагогической деятельности различного направления, где необходимо развитие новых педагогических идей, нацеленных на повышение уровня знаний, умений и способности к самообразованию у обучающегося как субъекта образовательного процесса» [3, с. 83].

Применение привычного подхода к учебному процессу подготовки выпускника на художественных факультетах педагогических вузов наталкивается на современные требования, диктуемые государственными стандартами и другими нормативными документами. Это вызывает множество противоречий, влияющих на качество овладения профессиональными компетенциями. В частности, контактные занятия представляют собой ряд сменяющих друг друга длительных натурных постановок, при этом самостоятельная работа ограничивается выполнением набросков и этюдов. Учитывая количество контактных часов в действующих учебных планах, студенты успевают выполнить не больше двух-трех длительных работ. Этот факт не способствует овладению студентами профессиональными умениями по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и другим специальным дисциплинам.

Таким образом, традиционный подход, требующий длительного времени для овладения профессиональными компетенциями, не вписывается в современные условия обучения в высшей школе. Необходимо акцентировать внимание на формировании личности будущего художника-педагога в контексте применения методов исследовательского и проблемного обучения специальным художественным дисциплинам.

К проектированию содержания образовательного процесса следует отнестись творчески, находя новые гибкие вариативные условия и методики обучения будущего художника-педагога, так как эти качества являются естественными для его будущей профессиональной деятельности. «Целью данного подхода является развитие у студентов возможности самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов» [4].

Перед высшим художественно-педагогическим образованием ставятся вопросы, касающиеся сохранения системы высшего художественно-педагогического образования в тяжелых условиях модернизации и реформирования.

«Современные государственные стандарты направлены на уничтожение профессионального образования, поскольку сокращены не только сроки обучения, но и аудиторные учебные часы, отводимые на специальные дисциплины, а также на профессиональные практики. Приоритетом стала самостоятельная работа обучающихся, которая не требует никаких затрат, однако никак не может заменить контактное обучение» [5, с. 189].

В контексте содержания современных ФПОС, учебных планов и других нормативных документов, перераспределяющих акцент с контактных занятий на самостоятельную работу, требуется применение нового творческого подхода к процессу обучения в высшей школе, который возможен только при условии личной заинтересованности профессорско-преподавательского состава структурных подразделений вуза, его подготовленности к реализации инновационных подходов. Это важное условие позволит построить образовательный процесс, направляя его на развитие определенных профессиональных качеств будущего художника-педагога: художественное эмоционально-образное восприятие, системное аналитическое мышление, которое влечет за собой понимание сути процесса художественно-творческой деятельности. Все дисциплины и практики, входящие в учебный план, должны стать четкой системной интегрированной структурой, опосредованно приучающей студентов к проведению разноплановых исследований: научных, методических, творческих.

Образовательный процесс в современных условиях будет функционировать наиболее эффективно только в том случае, если любое действие студента будет представлено как поисковая деятельность. Метод проблемного обучения становится определяющим. Каждая небольшая учебная задача, натурная постановка, тема являются проблемной ситуацией, решение которой находится только в результате активного поиска. Студент включен в этот процесс и является активным субъектом.

Все это требует, во-первых, создания совершенно иных организационно-педагогических условий, которые будут строиться на активизации самостоятельной творческой деятельности студентов.

Во-вторых, необходимо пересмотреть содержание и организацию учебного процесса по специальным художественным дисциплинам. В связи с этим важными становятся вопросы организации как контактных занятий, так и самостоятельной работы, в которых необходима четкая структура, взаимосвязь заданий и упражнений, а также понимание и принятие студентами учебных задач.

Инновационный творческий подход представляет собой комплекс мер, направленных на активизацию и эффективность образовательного процесса в вузе:

- усиление мотивации студентов, перерастающей в потребность в занятиях художественно-творческой деятельностью;

- взаимодействие контактной и самостоятельной работы на уровне организационных условий, а также тематического содержания и учебно-творческих задач специальных художественных дисциплин;

- необходимость создания целостного непрерывного учебно-творческого процесса в ходе освоения профильных дисциплин и практик.

Процесс мотивирования студентов к занятиям по специальным художественным дисциплинам напрямую связан с созданием благоприятных организационных условий.

Во-первых, необходимы специально оборудованные аудитории по рисунку, живописи, скульптуре, в которые студенты имеют свободный доступ для выполнения самостоятельной работы. Важным здесь является составление содержания самостоятельной работы, подробное проектирование задач каждой натурной постановки или задания, понимание и принятие их студентами. Регулярные консультации по самостоятельной работе должны осуществляться по графику. Эти условия создадут у студентов ощущение важности их учебно-творческой деятельности, ощущение заботы о них и внимания.

Во-вторых, важен процесс внеурочной деятельности студентов, их творческое взаимодействие с преподавателями, активное участие в научной и творческой работе кафедры. Выставки, конференции, публикации статей, творческие и научные олимпиады и конкурсы являются не только возможностью для студентов попробовать свои силы, стремиться к профессиональным достижениям, но и выступают частью учебного процесса, так как имеют в своей основе определенную последовательность действий, требуют системного мышления от студента, а также в процессе подготовки к каждому мероприятию решения комплекса задач.

В-третьих, мотивация студентов к занятиям художественно-творческой деятельностью намного усилится, если они четко себе представляют конечный результат каждой практической работы, осведомлены о критериях оценки учебно-творческих работ.

Критерии оценки разрабатываются для каждой дисциплины по трем уровням: восприятие, представление, техническое исполнение. Уровень восприятия при этом отвечает за профессиональный творческий подход к изобразительному процессу, так как гармоничное художественное восприятие, эмоционально-образное отношение к изобразительной деятельности являются ключом к становлению личности художника-педагога. Уровень представления оценивает научные знания по дисциплинам и реализацию их на практике. Уровень технического исполнения демонстрирует профессиональное владение различными художественными средствами, материалами и инструментами. Принятая в современной науке структура критериев оценки учебно-творческих работ является наиболее оптимальной, так как позволяет оценить процесс обучения наиболее объективно.

Каждая дисциплина должна иметь универсальные критерии оценки на весь период обучения. Критерии оценки разрабатывались многими учеными-методистами в контексте изучения проблем современного высшего художественно-педагогического образования (И.А. Башкатов, А.И. Иконников, К.А. Кравченко, С.П. Ломов, Л.П Медведев, О.В. Шаляпин и др.) таким образом, чтобы отразить все задачи обучения каждой художественной дисциплине, а в итоге у студентов были бы сформированы необходимые профессиональные компетенции.

Следующим условием внедрения творческого подхода к обучению художника-педагога является взаимодействие контактной и самостоятельной работы

Библиографический список

на уровне организационных условий, а также тематического содержания и учебно-творческих задач специальных художественных дисциплин.

Система взаимодействия контактных и самостоятельных занятий является универсальной для всех специальных художественных дисциплин и выстраивается в следующую структуру: часы контактной работы направлены на изучение принципов изображения (кратковременно-тренировочные упражнения), а также на поиск решений проблемных ситуаций (поисковые упражнения). Часы самостоятельной работы направлены на выполнение длительно-творческих заданий, в процессе которых реализуются знания и умения, полученные на контактных занятиях.

Для реализации этого условия требуются аудитории, специально подготовленные преподавателем. В аудиториях необходимо подготовить наглядные методические пособия, инструкционные карты, поставить натурные постановки, разработать и довести до студентов рекомендации по выполнению учебно-творческих работ, перечень задач к каждому заданию, составить четкий график их выполнения и расписание консультаций. На контактных занятиях студенты получают точные рекомендации по выполнению длительно-творческих заданий, а также выполняют серию поисковых упражнений, предваряющих эту самостоятельную работу.

В ходе занятий по специальным художественным дисциплинам преподавателями проводятся аналогии между содержанием всех дисциплин, и программы выстраиваются так, чтобы тематика дисциплин представляла собой единую структуру и была направлена на системное усвоение профессиональных умений: умение воспринимать натуру с учетом задач каждой постановки, умение компоновать, умение строить объем на изобразительной плоскости (рисунок, живопись) или в пространстве (скульптура), умение решать тональные и цветовые задачи, умение создавать выразительные художественно-образные решения и т. п. При этом задания по этим дисциплинам разрабатываются так, чтобы последовательно использовались знания и умения по таким дисциплинам, как композиция (формальная, станковая), начертательная геометрия, перспектива, пластическая анатомия, цветоведение и т. д.

Эффективность подготовки выпускников художественных факультетов педагогических вузов напрямую зависит от системного творческого подхода к обучению, от создания целостного непрерывного учебно-творческого процесса в ходе освоения специальных художественных дисциплин и практик. Конечной целью обучения является выполнение и защита выпускной квалификационной работы, в связи с чем необходимо выстроить весь процесс обучения комплексно.

Постепенный и непрерывный профессиональный рост студентов должен базироваться на основе самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, разработанных преподавателями для каждой учебной дисциплины на основе межпредметных связей. Наиболее полно эффективность взаимосвязи между дисциплинами и практиками проявляется в процессе выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Содержание курсовых работ должно выстраиваться таким образом, чтобы в каждой из них реализовывались знания и умения, полученные от изучения комплекса дисциплин и практик каждого этапа обучения, а в конечном итоге курсовые работы становятся содержательной основой для выпускной квалификационной работы. Таким образом выстраивается непрерывность профессионального роста художника-педагога.

Рассмотренный инновационный творческий подход к проектированию образовательного процесса в педагогическом вузе создает все условия для повышения качества подготовки художника-педагога. Интеграция, непрерывность и взаимодействие структурных элементов учебного процесса строится в нескольких направлениях: создание благоприятных, комфортных организационно-педагогических условий, сопровождающих студентов весь период обучения в вузе, интеграция на уровне содержания дисциплин и практик, интеграция содержания узловых моментов учебного процесса (курсовые и выпускные квалификационные работы). Все это составляет комплексную методическую систему, эффективно выполняющую основную функцию - подготовку конкурентоспособного выпускника, обладающего гибкостью мышления, способного к постоянному самосовершенствованию.

1. Медведев Л.Г., Маврин С.А. О проблемах современного художественно-педагогического образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 4 (21): 126-128.

2. Ананич М.И. Перспективы развития системы образования и эффективного использования кадров в Новосибирской области. Философия образования. Новосибирск, 2008: 99-116.

3. Глушков В.Ф. Психология учебного процесса. Новосибирск: СГУПС, 1995.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 1994.

5. Медведев Л.Г Изобразительное искусство в современном отечественном образовании. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022; № 3 (36): 188-190.

References

1. Medvedev L.G., Mavrin S.A. O problemah sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (21): 126-128.

2. Ananich M.I. Perspektivy razvitiya sistemy obrazovaniya i 'effektivnogo ispol'zovaniya kadrov v Novosibirskoj oblasti. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk, 2008: 99-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Glushkov V.F. Psihologiya uchebnogoprocessa. Novosibirsk: SGUPS, 1995.

4. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva, 1994.

5. Medvedev L.G. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennom otechestvennom obrazovanii. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2022; № 3 (36): 188-190.

Статья поступила в редакцию 11.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.