Научная статья на тему 'Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов обучения в области художественной вышивки'

Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов обучения в области художественной вышивки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускная квалификационная работа / структурные компоненты выпускной квалификационной работы / междисциплинарный подход / высокохудожественное изделие с вышивкой / пояснительная записка / ручная вышивка / художественная вышивка / регионально-исторические и художественно-технологические традиции художественной вышивки / традиционные художественные промыслы / final qualifying work / structural components of final qualifying work / interdisciplinary approach / highly artistic product with embroidery / text of the Explanatory Note / hand embroidery / artistic embroidery / regional and historical traditions of artistic embroidery / artistically technological traditions of artistic embroidery / traditional artistic crafts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расторгуева А.М.

В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества подготовки студентов высшего образования в области художественной вышивки к выпускной квалификационной работе. Научно обосновывается междисциплинарный подход к разработке содержания и структуры выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки. Результаты анализа процесса подготовки студентов к выполнению выпускных квалификационных работ сопровождаются демонстрацией иллюстративных материалов. Определяются перспективы организации и проведения педагогического эксперимента на базе Высшей школы народных искусств (академии)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Final qualifying work as a form of presentation of learning results in the field of artistic embroidery

The article discusses the current problem of improving the quality of training of students of higher education in the field of artistic embroidery for their final qualifying work. An interdisciplinary approach to developing the content and structure of a final qualifying work as a form of presenting learning outcomes in the field of artistic embroidery is scientifically substantiated. The results of the analysis of the process of preparing students for final qualifying works are accompanied by a demonstration of illustrative materials. The prospects for organizing and conducting a pedagogical experiment on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Higher school of folk arts (academy)» are determined

Текст научной работы на тему «Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов обучения в области художественной вышивки»

УДК 378.6:746.3

Расторгуева A.M., начальник учебного отдела, преподаватель кафедры профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», член Союза Дизайнеров Москвы, 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: ant on inarastorgueval 28@gmail. com

Rastorgueva A.M., head of the educational department, teacher of the department of professional disciplines of the Institute of traditional applied art -Moscow branch of the «Higher school of folk arts (academy)», member of the Union of Moscow Designers, 115573, Moscow, 14 Musa Jalil str, building 2, e-mail: antoninarastorgueval28@gmail. com

Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов обучения в области художественной вышивки Final qualifying work as a form of presentation of learning results in the field

of artistic embroidery

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества подготовки студентов высшего образования в области художественной вышивки к выпускной квалификационной работе. Научно обосновывается междисциплинарный подход к разработке содержания и структуры выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки. Результаты анализа процесса подготовки студентов к выполнению выпускных квалификационных работ сопровождаются демонстрацией иллюстративных материалов. Определяются перспективы организации и проведения педагогического эксперимента на базе Высшей школы народных искусств (академии).

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, структурные компоненты выпускной квалификационной работы, междисциплинарный подход, высокохудожественное изделие с вышивкой, пояснительная записка, ручная вышивка, художественная вышивка, регионально-исторические и художественно-технологические традиции художественной вышивки, традиционные художественные промыслы.

Abstract. The article discusses the current problem of improving the quality of training of students of higher education in the field of artistic embroidery for their final qualifying work. An interdisciplinary approach to developing the content and structure of a final qualifying work as a form of presenting learning outcomes in the field of artistic embroidery is scientifically substantiated. The results of the analysis of the process of preparing students for final qualifying works are accompanied by a demonstration of illustrative materials. The prospects for organizing and conducting a pedagogical experiment on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Higher school of

folk arts (academy)» are determined.

Keywords: final qualifying work, structural components of final qualifying work, interdisciplinary approach, highly artistic product with embroidery, text of the Explanatory Note, hand embroidery, artistic embroidery, regional and historical traditions of artistic embroidery, artistically technological traditions of artistic embroidery, traditional artistic crafts.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формой представления результатов обучения студентов высшего образования признана Государственная итоговая аттестация [11]. Государственная итоговая аттестация студентов высших учебных заведений отражает специфику профессиональной деятельности выпускников. Это оказывает влияние на определение требований к подготовке выпускной квалификационной работы.

Порядок выполнения и критерии оценки выпускной квалификационной работы устанавливаются организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования [9]. В Высшей школе народных искусств (академии) нормативно-правовое регулирование процесса подготовки выпускной квалификационной работы определено в «Положении о подготовке к защите и защите выпускных квалификационных работ (проектов) по образовательным программам высшего образования в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах» [8]. Данное Положение содержит представление о видах профессиональной деятельности будущего художника традиционных художественных промыслов и указание на то, что «выпускная квалификационная работа определяет готовность выпускника к осуществлению основных и резервных направлений профессиональной деятельности в качестве индивидуального художника, на предприятиях художественной промышленности, а также в области частного предпринимательства» [8, с. 6].

Вопросы подготовки студентами выпускной квалификационной работы становились предметом исследования С.Ю. Камневой, А.А. Николаевой, Е.В. Сайфулиной, О.В. Швецовой [2; 6; 12; 14]. Аспектный анализ процесса обучения художественной вышивке в высшем и среднем профессиональном образовании позволил ученым доказать необходимость повышения качества подготовки студентов к выполнению выпускной квалификационной работы. Такие выводы ученых повлияли на формирование интереса к исследованию актуально значимой проблемы подготовки студентов к созданию выпускной квалификационной работы. Изучение этой проблемы мотивировано потребностью определения уровня теоретической и практической подготовки будущего художника в области художественной вышивки к выполнению профессиональных задач, соответствующих профилю выбранной профессиональной деятельности. Таким образом, появились основания рассматривать решение этой проблемы с позиции признания выпускной

квалификационной работы формой представления результатов обучения в области художественной вышивки [5].

Подготовка к государственной итоговой аттестации студентов Высшей школы народных искусств (академии), получающих высшее образование в области художественной вышивки, характеризуется целенаправленной системностью, непрерывным влиянием на весь процесс обучения [4]. Этот процесс завершается созданием и защитой будущими художниками в области художественной вышивки выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения. В условиях выполнения выпускной квалификационной работы актуализируются знания, умения, навыки, профессиональные компетенции, освоенные студентами в процессе обучения профильным дисциплинам. Целенаправленность процесса поддерживается ориентированностью на реализацию дидактической задачи интеграции освоенных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций в полноценную деятельность по созданию целостного продукта - выпускной квалификационной работы. Содержание выпускной квалификационной работы [10] будущего художника в области художественной вышивки реализуется в структуре - через ее специфические компоненты:

- выполнение изделия (либо коллекции изделий) традиционного прикладного искусства с художественной вышивкой, отражающего регионально-исторические и художественно-технологические особенности

[3];

- создание художественно-графического проекта изделия (либо коллекции изделий);

- написание текста пояснительной записки, включающей разделы: историко-художественный, технологический, экономический, педагогический;

- оформление приложения к тексту пояснительной записки по разделам: историко-художественному и технологическому.

Важным этапом деятельности студентов при подготовке к выпускной квалификационной работе является выбор темы и обоснование ее актуальности. Актуальность темы исследования раскрывается в тексте пояснительной записки к выпускной квалификационной работе. Историко-художественный раздел записки включает результаты анализа информационных источников по теме исследования. Выявляется сущность исследуемой проблемы, рассматриваются базовые теории, концепции, исторические вопросы в области художественной вышивки, доказывается новизна исследуемой проблемы выпускной квалификационной работы. Теоретическая база, представленная в данном разделе, раскрывает ключевые понятия и термины, позволяет описать современное состояние художественной вышивки как вида традиционного художественного промысла. Обязательным условием написания данного радела является владение студентами профессиональными компетенциями, освоенными в процессе изучения теории и истории традиционных художественных

промыслов, истории искусств, основ научно-исследовательской работы в области традиционного прикладного искусства, конструирования одежды с художественной вышивкой (в части изучении истории костюма), моделирования одежды с художественной вышивкой (в части изучения истории моды), научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

В технологическом разделе пояснительной записки описывается технологический процесс выполнения одной или нескольких техник художественной вышивки, выбранной студентом (из более чем 80 различных видов). Этот процесс описывается с позиций сохранения художественно-технологических традиций [3] с учетом региональных, художественно-стилистических, орнаментальных особенностей, характерных для видов вышивки, использованных в выпускной квалификационной работе для раскрытия художественного образа. Обязательным условием написания раздела является владение студентами профессиональными компетенциями, освоенными в процессе изучения технологии и материаловедения, технического рисунка, проектирования, мастерства. В данном разделе студент проявляет готовность к объяснению причин выбора оборудования, инструментов, материалов, применяемых для выполнения проекта изделия или коллекции в материале, к описанию последовательных этапов технологического процесса.

В экономическом разделе пояснительной записки определяется цена проектируемого изделия или коллекции изделий с художественной вышивкой, обосновывается расчет затрат на выбор материала и технологии исполнения вышивки. Студенты применяют знания, сформированные при изучении экономики и менеджмента в народных художественных промыслах, правового обеспечения профессиональной деятельности.

В педагогическом разделе анализируются теория и практика обучения художественной вышивке с позиции истории и современного состояния, рассматривается специфика обучения художественной вышивке с учетом региональных и технологических особенностей выбранной техники вышивки. В текст раздела включен разработанный план-конспект практического занятия (по выбранной технике). При написании этого раздела студенты опираются на знания, умения, навыки, универсальные компетенции, сформированные при изучении психологии, педагогики, методики преподавания специальных дисциплин, основ научно-исследовательской работы в области традиционного прикладного искусства, научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы), педагогической практики [13].

Необходимой частью выпускной квалификационной работы является приложение. Приложение содержит важные демонстрационно-наглядные материалы к историко-художественному и технологическому разделам. По содержанию и видам представленные в приложении материалы разнообразны: иллюстрации, эскизы, варианты колористических решений, зарисовки орнаментов, зашивки, зарисовки моделей одежды, выкройки, фото

этапов работы и др. При подготовке приложения студенты проявляют способность применять профессиональные компетенции, освоенные в процессе изучения технологии и материаловедения, технического рисунка, проектирования, конструирования одежды с художественной вышивкой, моделирования одежды с художественной вышивкой, исполнительского мастерства, академического рисунка, академической живописи, декоративного рисунка, декоративной живописи.

Важным структурным компонентом, логично отражающим целостность содержания выпускной квалификационной работы, является художественно-графический проект, выполненный в натуральную величину. В художественно-графическом проекте отражаются художественно-технологические традиции выбранного студентом вида вышивки, особенности колористического и конструктивного решения с применением художественно-выразительных средств [3]. При разработке и выполнении художественно-графического проекта студенты опираются на базовую основу - знания, умения, навыки, общепрофессиональные и универсальные компетенции, сформированные при изучении технического рисунка, проектирования, конструирования одежды с художественной вышивкой, моделирования одежды с художественной вышивкой, академического рисунка, академической живописи, декоративного рисунка, декоративной живописи. Художественно-графический проект, являясь демонстрационным материалом при проведении и защите выпускной квалификационной работы, может в дальнейшем применяться как наглядное дидактическое пособие для студентов на занятиях по проектированию художественной вышивки. Более того - может становиться культуроориентированным средством обучения студентов на занятиях по мастерству.

На завершающем этапе подготовки выпускной квалификационной работы осуществляется процесс выполнения проекта в материале [7]. Результатом процесса является изделие (коллекция изделий) традиционного прикладного искусства с художественной вышивкой. При выполнении проекта изделия в материале студенты опираются на базовую основу -знания, умения, навыки, профессиональные компетенции, сформированные при изучении технологии и материаловедения, мастерства. Созданное изделие соответствует конкретному виду художественной вышивки, выбранной студентом, передает художественно-стилистические, орнаментальные особенности, а также особенности колористического и конструктивного решения с учетом региональной и технологической специфики. При этом изделие характеризуется тем, что в нем отражено современное состояние модели кроя. Такой подход к выполнению выпускной квалификационной работы поддерживает процесс сохранения традиций и развития художественной вышивки в современной моде [1].

Например, выпускная квалификационная работа С. Братчиковой на тему «Создание современного орнаментального решения женской одежды с применением традиционных приемов "Ночные цветы"» выполнено в технике

вышивки «ивановская строчка», (рис. 1, 236) Автору удалось, сохранив традиционные технологии выполнения вышивки в сочетании с органично подобранным колористическим решением и проработкой кроя, создать изделие, раскрывающее тему. В изделии воплощен образ вечернего платья, соответствующий требованиям современной моды. Данное изделие с 2019 г. неоднократно экспонировалась на различных выставках, проводимых Институтом традиционного прикладного искусства.

Рис. 1, 2. С. Братчикова «Ночные цветы». Выпускная квалификационная работа «Создание современного орнаментального решения женской одежды с применением традиционных приемов». 2019 г. Руководитель С.Ю. Камнева

Автору выпускной квалификационной работы П. Мищенко на тему «Традиционные приемы "ивановской строчки" и "цветной глади" в оформлении вечернего платья "Песни цветущих лугов"» удалось объединить две техники, которые удачно сочетаются и дополняют друг друга (рис. 3-5).

36 Рис. 1-5. - фото автора статьи.

Рис. 3, 4, 5. П. Мищенко «Песни цветущих лугов». Выпускная квалификационная работа на тему «Традиционные приемы "ивановской строчки" и "цветной глади" в оформлении вечернего платья». 2022 г. Руководитель С.Ю. Камнева

На данном этапе исследования проблемы подготовки студентов к выпускной квалификационной работе как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки определены характеристики выпускной квалификационной работы с позиции целостности содержания и логико-композиционного единства его компонентов. При этом выпускная квалификационная работа рассматривается как форма представления результатов обучения в области художественной вышивки. Основным принципом организации подготовки студентов к выполнению выпускной квалификационной работы признается принцип междисциплинарного подхода к организации процесса обучения - целенаправленного, непрерывного. Теоретико-методологическая основа исследования отражает концептуальные позиции научно-педагогической школы академика В.Ф. Максимович. Планирование теоретического и практического значения результатов научного исследования соответствует миссии и основным направлением стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии).

Литература

1. Ванюшкина JT. М. Научно-педагогическая школа В. Ф. Максимович «Теория и практика непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»: феноменологическая характеристика / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров // Традиционно прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2019. - №2 (28). - С. 56-66. - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00028. - URL: https://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-10.pdf (дата обращения:

23.03.2024).

2. Камнева С. Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Камнева Светлана Юрьевна; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с. - Место защиты: Высшая школа народных искусств.

3. Максимович В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства /

B. Ф. Максимович // Научный диалог. - Екатеринбург, 2016. - № 12 (60). -

C. 387-400.

4. Максимович В. Ф. Целевая модель стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030: качественные характеристики / В. Ф. Максимович, JI. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров // Традиционно прикладное искусство и образование : электронный журнал. -Санкт-Петербург, 2022. - №2 (40). - С. 25-37. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-25-37. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-08.pdf (дата обращения: 22.03.2024).

5. Михайлова Н. Н. Обучение бакалавров в условиях интеграции традиционных и машинных технологий художественной вышивки / Н. Н. Михайлова, А. М. Расторгуева // Традиционно прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2022. - № 2 (40). -С. 160-175. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-160-175. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-20.pdf (дата обращения: 22.03.2024).

6. Николаева А. А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Николаева Анна Алексеевна; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2017. - 23 с. - Место защиты: Высшая школа народных искусств.

7. Подготовка, выполнение и защита выпускной квалификационной работы по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата): методическое пособие для преподавателей / И. Э. Агапова, С. Ю. Камнева, Е. В. Лакарова [и др.]. - Москва: ВШНИ, 2019. - 92 с. -ISBN 978-5-906704-11-5.

8. Положение о подготовке к защите и защите выпускных квалификационных работ (проектов) по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия) и в филиалах академии: официальный сайт. - Текст : электронный // ВШНИ. Локальные нормативные акты : официальный сайт. -URL: http://www.vshni.ru/doc/polopodgzashvkr.pdf (дата обращения: 22.02.2024).

9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: приказ Минобрнауки РФ от 29.06.2015 № 636 (ред. от 27.03.2020). - Текст : электронный // Законы кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mmobrnauki-rossii-ot-29062015-п-бЗб/ (дата обращения: 12.02.2024).

10. Рабочая программа государственной итоговой аттестации. Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы / разработчик : Е. В. Сайфулина ; Высшая школа народных искусств. - Текст: электронный. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2023. - 47 с.-URL: https://www.vshni.ru/doc/uchprogr/bak/43. mhv GIА_54.03.02 2023.pdf (дата обращения 27.01.2024).

11. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 29 декабря 2012 года, ред. от 25.12.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024]). Статья 59. Итоговая аттестация. Текст : электронный // Законы кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-6/statja-59/ (дата обращения: 12.02.2024).

12. Сайфулина Е. В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сайфулина Елена Витальевна ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2014. - 222 с.

13. Шаповалова И. А. Междисциплинарный подход к организации процесса обучения будущих художников традиционных художественных промыслов / И. А. Шаповалова // Традиционно прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2023. - № 2 (44). -С. 106-125. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-2-106-125. - URL: https://dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-15.pdf (дата обращения: 22.03.2024).

14. Швецова О. В. Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании: специальность 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Швецова. Ольга Викторовна; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2022. - 202 с.

References

1. Vanyushkina L. М. Nauchno-pedagogicheskaya shkola V. F. Maksimovich «Teoriya i praktika neprery' vnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere tradicionnogo prikladnogo iskusstva»: fenomenologicheskaya xarakteristika / L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov // Tradicionno prikladnoe

iskusstvo i obrazovanie : elektronnyj zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2019. - № 2 (28). - S. 56-66. - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00028. - URL: https://dpio.ru/stat/2019 2/2019-02-10.pdf (data obrashheniya: 23.03.2024).

2. Kamneva S. Yu. Formirovanie proektnoj kul tury studentov vysshej professionaFnoj shkoly' v oblasti xudozhestvennoj vy'shivki : special'nosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaFnogo obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Kamneva Svetlana Yurevna; Vy' sshaya shkola narodny' x iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2013. - 22 s. - Mesto zashhity': Vy'sshaya shkola narodnyx iskusstv.

3. Maksimovich V. F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy' podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / V. F. Maksimovich // Nauchny j dialog. - Ekaterinburg, 2016. -№ 12 (60). - S. 387-400.

4. Maksimovich V. F. Celevaya modeF strategicheskogo razvitiya Vy' sshej shkoly' narodny x iskusstv (akademii) - 2030 : kachestvenny e xarakteristiki / V. F. Maksimovich, L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov // Tradicionno prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2022. - № 2 (40). - S. 25-37. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-25-37. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-08.pdf (data obrashheniya: 22.03.2024).

5. Mixajlova N. N. Obuchenie bakalavrov v usloviyax integracii tradicionnyx i mashinnyx texnologij xudozhestvennoj vy' shivki / N. N. Mixajlova, A. M. Rastorgueva // Tradicionno prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2022. - № 2 (40). - S. 160-175. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-160-175. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-20.pdf (data obrashheniya: 22.03.2024).

6. Nikolaeva A. A. Soderzhanie obucheniya masterstvu xudozhestvennoj vy' shivki v sisteme neprery'vnogo professionaFnogo obrazovaniya : speciaFnosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaFnogo obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Nikolaeva Anna Alekseevna ; Vy sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2017. - 23 s. - Mesto zashhity': Vy'sshaya shkola narodnyx iskusstv.

7. Podgotovka, vypolnenie i zashhita vypusknoj kvalifikacionnoj raboty' po obrazovatek ny' m programmam vy' sshego obrazovaniya (programmam bakalavriata) : metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej / I. E\ Agapova, S. Yu. Kamneva, E. V. Lakarova [i dr.], - Moskva : VShNI, 2019. - 92 s. - ISBN 978-5-906704-11-5.

8. Polozhenie o podgotovke k zashhite i zashhite vy'puskny'x kvalifikacionny x rabot (proektov) po obrazovatek ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratmy v FGBOU VO «Vy'sshaya shkola narodny x iskusstv (akademiya) i v filialax akademii: otlciakny j sajt. - Tekst : e lektronny j // VShNI. LokaFny'e normativny'e akty' : oficiaFny'j sajt. - URL: http://www.vshni.ru/doc/polopodgzashvkr.pdf (data obrashheniya: 22.02.2024).

9. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovateknym programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam

bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratuty : prikaz Minobrnauki RF ot 29.06.2015 № 636 (red. ot 27.03.2020). - Tekst : eTektronny j // Zakony' kodeksy' i normativno-pravovy'e akty' Rossijskoj Federacii : [sajt], -URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29062015-n-636/ (data obrashheniya: 12.02.2024).

10. Rabochaya programma gosudarstvennoj itogovoj attestacii. Podgotovka k procédure zashhity' i zashhita vypusknoj kvalifîkacionnoj raboty' / razrabotchik : E. V. Sajfulina ; Vy' sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Tekst : eTektronny j. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2023. - 47 s. - URL: https://www.vshni.ru/doc/uchprogr/bak/43 ,_mhv_GIA_54.03.02 2023 .pdf (data obrashheniya 27.01.2024).

11. Rossijskaya Federaciya. Zakony\ Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Fédéral'ny'j zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 29 dekabrya 2012 goda, red. ot 25.12.2023, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2024]). Staf ya 59. Itogovaya attestaciya. Tekst : eTektronny'j // Zakony' kodeksy' i normativno-pravovy' e akty' Rossijskoj Federacii : [sajt], - URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-6/statja-59/ (data obrashheniya: 12.02.2024).

12. Sajfulina E. V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k professionafnoj innovacionnoj deyatefnosti v oblasti xudozhestvennoj vy'shivki : speciaTnosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaTnogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Sajfulina Elena Vitafevna ; Vy' sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2014.-222 s.

13. Shapovalova I. A. Mezhdisciplinarny'j podxod k organizacii processa obucheniya budushhix xudozhnikov tradicionny'x xudozhestvenny x promy slov / I. A. Shapovalova// Tradicionno prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2023. - № 2 (44). - S. 106-125. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-2-106-125. - URL: https://dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-15.pdf (data obrashheniya: 22.03.2024).

14. Shveczova O. V. Soderzhanie obucheniya ispolnitef skomu masterstvu xudozhestvennoj vy'shivki v srednem professionarnom obrazovanii : spécial'nost' 5.8.7 «Metodologiya i texnologiya professional nogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Shveczova. Ol ga Viktorovna ; Vy' sshaya shkola narodny' x iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2022. -202 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.