Научная статья на тему 'Ажурное строчевое шитье Рязанской и Тверской областей – мураевенская и ведновская строчки'

Ажурное строчевое шитье Рязанской и Тверской областей – мураевенская и ведновская строчки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ажурная вышивка / орнамент / ведновская строчка / мураевенская вышивка / научно-исследовательская экспедиция. / openwork embroidery / ornament / Vednovskaya stitch / Muraevenskaya embroidery / research expedition.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева С.Ю.

В статье рассматриваются традиционные приемы художественной вышивки Рязанской и Тверской областей. Основное внимание уделено истории и развитию строчевой художественной вышивки, как культурно-историческому феномену традиционного прикладного искусства. Раскрываются орнаментальные и технологические особенности строчевых техник вышивки. В статье акцентируется проблема изучения и сохранения старинных техник строчевой вышивки. Дан краткий обзор направленности работы студентов, по организации научно-исследовательских экспедиций в места бытования этих видов вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Openwork stitch sewing of the Ryazan and Tver regions Muraevenskaya and Vednovskaya stitch

The article discusses traditional techniques of artistic embroidery of the Ryazan and Tver regions. The main attention is paid to the history and development of artistic stitch embroidery, as a cultural and historical phenomenon of traditional applied art. The ornamental and technological features of stitch embroidery techniques are revealed. The article focuses on the problem of studying and preserving ancient stitch embroidery techniques. A brief overview of the orientation of the students’ work on the organization of research expeditions to the places of existence of these types of embroidery is given.

Текст научной работы на тему «Ажурное строчевое шитье Рязанской и Тверской областей – мураевенская и ведновская строчки»

УДК 746.32:371.38

Камнееа С.Ю., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: makarova050672@yandex. ru

Kamneva S.Yu., PhD in Pedagogy, head of the department of professional disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy», 115573, Moscow, 14 Musa Jalil str., building 2, e-mail: makarova050672@yandex.ru

Ажурное строченое шитье Рязанской и Тверской областей -мураевенская и ведновская строчки Openwork stitch sewing of the Ryazan and Tver regions -Muraevenskaya and Vednovskaya stitch

Аннотация. В статье рассматриваются традиционные приемы художественной вышивки Рязанской и Тверской областей. Основное внимание уделено истории и развитию строчевой художественной вышивки, как культурно-историческому феномену традиционного прикладного искусства. Раскрываются орнаментальные и технологические особенности строчевых техник вышивки. В статье акцентируется проблема изучения и сохранения старинных техник строчевой вышивки. Дан краткий обзор направленности работы студентов, по организации научно-исследовательских экспедиций в места бытования этих видов вышивки.

Ключевые слова: ажурная вышивка, орнамент, ведновская строчка, мураевенская вышивка, научно-исследовательская экспедиция.

Abstract. The article discusses traditional techniques of artistic embroidery of the Ryazan and Tver regions. The main attention is paid to the history and development of artistic stitch embroidery, as a cultural and historical phenomenon of traditional applied art. The ornamental and technological features of stitch embroidery techniques are revealed. The article focuses on the problem of studying and preserving ancient stitch embroidery techniques. A brief overview of the orientation of the students' work on the organization of research expeditions to the places of existence of these types of embroidery is given.

Key words: openwork embroidery, ornament, Vednovskaya stitch, Muraevenskaya embroidery, research expedition.

Художественная вышивка являлась одним из доминирующих видов художественного декорирования тканей у многих народов в древние времена, широко используется и в настоящее время. Художественная вышивка традиционно была неотъемлемым элементом одежды и предметов быта, религиозной атрибутики, церковного облачения и парадного костюма у всех народов. Этнографический характер её истоков очевиден. Любое

искусство необходимо рассматривать в логике его истории, динамики развития, связи с другими видами традиционного прикладного искусства и народного творчества. Поэтому процесс обучения художественной вышивке логически должен начинаться с введения обучающегося в историческую систему формирования вышивки, как народного искусства, её социальной и прикладной роли. Народные мотивы художественной вышивки не могут оставаться неизменными, с течением времени они приобретают более современное звучание, появляются новые детали и элементы, соответствующие её специфическим особенностям. Одним из культурно-исторических феноменов традиционного прикладного искусства является строчевая художественная вышивка

Несмотря на то, что в Институте традиционного прикладного искусства, как и в головном вузе - Высшей школе народных искусств (академии), изучают практически весь спектр основных техник художественной вышивки России, многие из них еще недостаточно изучены, например, ведновская строчка и мураевенская строчевая вышивка. Богатство и разнообразие вышивок обусловлено тем, что в каждом регионе и даже в каждой семье технологические приемы и орнаменты могли отличаться. Если учесть тот факт, что многие секреты вышивки оставались внутри семьи, а рисунки, схемы, технические приемы вышивки многократно копировались и каждая мастерица вносила что-то от себя, становится очевидно, что все орнаменты и техники вышивки даже собрать невозможно.

В ряду не полностью изученных техник ажурного строчевого шитья Рязанской и Тверской областей находятся мураевенская (рис. I19) и ведновская строчки (рис. 220). Строчевое шитье представляет собой разновидность ажурного сквозного шитья, которое отличается легкими прозрачными узорами, напоминающими кружево.

Вышивка по выдергу, белым по белому, или белая строчка, характерна более для Ярославской, Новгородской, Владимирской и Ивановской областей. В Рязанской области, где всегда была популярна цветная перевить, белая строчка была распространена лишь в нескольких местностях: сёла Ягодное, Кочур и Мураевня. Белая строчевая вышивка появилась здесь в XVI - XVII вв. благодаря заселению южной части Московского государства служилыми людьми из северных областей, где были распространены вышивки «белым по белому» [2, 7]. Так, Н.И. Лебедева, известный этнограф, изучая костюм Рязанской губернии, выделяет группу костюмов с чертами костюма северо-великорусского [6].

19 Рис. 1. - Жирова И.А. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье / И.А. Жирова, C.B. Иноземцева, Е.Г. Смолеевская. - Липецк: Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, 2012. - С. 8.

20. Рис. 2. - Новожилова Н.М. Ведновская строчка вручную и на швейной машине: учебное пособие / H. М. Новожилова. - Тверь: Репроцентр, Тверская фабрика печати, 2010. - С. 67.

Рис. 1. Образец вышивки «Белая строчка» на переднике-завеске. Село Ягодное (деревня Арсёновка) Данковского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX века. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства

Рис. 2. Новожилова Н.М. Свадебное полотенце «Орнаментальное». «Ведновская строчка» в сочетании с цветными продержками, мережками и росписью. 1988 г.

В северных областях была известна не только белая строчевая вышивка, но и строчка с цветным контуром мотивов («строчка с цветной обводкой») и цветным заполнением внутреннего пространства орнаментальных фигур (в этих случаях основная сетка под фигурами белой нитью не перевивалась).

В южных районах Тверской губернии бытовали цветные строчевые вышивки с геометрическим орнаментом, выполненные шерстью. Вышивка была скомпонована из ромбов с ровными краями, одинаковых по очертанию, но разных по размеру, выделенных на строчевой сетке нитками различных оттенков.

Узоры, выполненные белой строчкой с цветной обводкой, бытовали в Калужской, Тульской и Орловской губерниях и не отличались по своему характеру в большинстве случаев от узоров, вышитых цветной перевитью. Исключение представляют Тульские, Калужские и Рязанские белые вышивки с крупными фигурами барсов и большими цветущими кустами, покрытыми узорными разделками, напоминающими подобные вышивки русского Севера. В белых и цветных вышивках различных областей среднерусской полосы можно наблюдать много общих черт [1, с. 62].

Наиболее крупным и характерным центром строчевышивального производства является Рязанская область, которая богата вышивками с ярко выраженными местными особенностями. В бывшем Михайловском уезде вышивка праздничных рубах и передников исполнялась, в основном, красными нитками, иногда в неё вводились небольшие вкрапления синего и зелёного цветов.

Природа, история и экономика края отразились на мастерстве шитья, колоритности и яркости расцветок, разнообразной технике приёмов, многообразии форм орнамента. Вышивке присущи чёткость узорных очертаний, необычайная сочность, красочность и яркость расцветок, смелость композиции, сочетание тонов, ритм и динамика орнаментации. Кроме этого население Рязанской области представляло собой сложный контингент различных народностей, осевших в своё время на территории области, что нашло отражение в разнообразии художественной орнаментации и колористики, свойственных рязанской вышивке.

Строчевышивальными артелями Рязанской области применялась только часть всего разнообразия швов и рисунков, которые существовали в рязанской вышивке, судя по образцам, сохранившимся в музеях и у местного населения. В образцах, выполняемых в настоящее время, практикуется главным образом строчка, мережка, крест, роспись, прямая стежка, вениз (кадомское венецианское шитьё).

Мастерицы использовали в своём творчестве традиционные швы: вышивку по плетёной сетке-филе, счётную гладь, строчку, где узор традиционный геометрический, из гребенчатых ромбов и других мотивов, чётко выделяющихся на редкой прозрачной сетке, полукрест и вениз и бережно сохраняют традиционные особенности Рязанского народного искусства до сих пор.

На востоке и юге Рязанской губернии вышивки шерстяными нитками украшали крупным геометрическим узором, данным в сочном сочетании красного с зелёным. Вышивки льняными и шёлковыми нитками покрывали тончайшим красно-белым орнаментом женскую одежду.

В конце XIX - начале XX века строчевая вышивка «белым по белому» была распространена в сёлах Данковского и Раненбургского уездов Рязанской губернии и получила широкую известность благодаря школе-мастерской в селе Мураевня, которая является частью культурного наследия Рязанской и Липецкой областей. Мураевенская вышивка нуждается в бережном сохранении ее для будущих поколений. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства вносит посильный вклад в сохранение и популяризацию уникального культурного наследия края. В рамках музейной «Школы ремёсел» (одно из направлений работы музея) происходит обучение основам белой строчки. Вышивка заполняется разделками в виде «копеечек», «жучков», «воздушных петель», плотных настилов и других различных швов.

«Мураевенская вышивка» является одной из самобытных техник художественной вышивки, которая основана на исторических художественных традициях, требующих сохранения, изучения и развития. Это практически забытая вышивка Липецко-Рязанской земли, которая получила свое название от села Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (в настоящее время Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, выполняемому по сетке, образованной в результате выдёргивания нитей

ткани. Крестьянки использовали вышивку в качестве украшения предметов убранства и одежды, а орнаменты служили символами защиты, плодородия и всеобщего благополучия.

В конце XIX - начале XX века в селе Мураевня существовала вышивальная школа князей Шаховских, которую поддерживал государственный и общественный деятель, известный географ, П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Вышивка Мураевенской школы экспонировалась на выставках и славилась высоким качеством исполнения. В 1920-1960 гг. в селе Мураевня работала и строчевышивальная артель «Свободный труд» [4, с. 3].

В вышивке данного района применялся в основном геометрический орнамент, но встречались и изображения коней, птиц, женщин, всадников и деревьев, фантастических животных - барсов и грифонов (рис. З21). Все эти мотивы художественной вышивки были распространены практически во всех регионах России. В 1872 г. В.В. Стасов, исследователь русских народных орнаментов написал, что определить, какие именно узоры свойственны русским губерниям, невозможно, т.к. вследствие исторических причин, народонаселение наших земель смешано, и большинство узоров вместе с переселившимися людьми, переезжая из одной местности в другую, получили одинаковое распространение [8, с. 20].

Рис. 3. Конец полотенца. Школа-мастерская кн. Шаховской. Село Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии. Начало XX века

Особенность мураевенской вышивки в том, что, распространённая на юге Рязанской области, она сохранила старинные мотивы и технику

21 Рис. 3. - Жирова И.А. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье / И.А. Жирова, C.B. Иноземцева, Е.Г. Смолеевская. - Липецк: Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, 2012. - С. 4

исполнения, характерные более для северорусских земель. Для мураевенской строчевой вышивки характерна белая строчка по мелкой выдернутой сетке, которая обвивалась белой ниткой. Строчевые разделки традиционны для разных регионов России. В технологических приемах присутствует настил, прямая и косая штопка, воздушные петли, эти швы придают орнаменту нарядность за счёт игры контрастов: плотных и ажурных сквозных элементов орнамента. Одной из особенностей можно считать, что частично рисунок может выполняться по неперевитой сетке, что создает впечатление цельной ткани. Рисунок также может частично выполняться цветной нитью. По контуру орнамента выполняется пластичная обводка-цепочка, которая также могла выполняться цветной нитью. На некоторых образцах гибкая обводка выполнена золотистой шёлковой нитью. Орнамент часто заканчивался зубчатым краем.

Мотивы строчевой вышивки в селе Мураевня и некоторых сёлах Данковского и Раненбургского уездов разнообразны и включают традиционные геометрические орнаменты и изобразительные архаические мотивы. Геометрический орнамент относится к наиболее древним мотивам, особенно распространён ромбический орнамент с «орепьем» (ромбом с продолженными линиями), а также его варианты: ромб с крючками, гребенчатый ромб и другие. Подобный геометрический узор использовался и в белой строчке. В ромб часто вписывали другие фигуры - кресты, звёзды, розетки. Антропоморфные изображения схематичны. Голова изображается в виде ромба, треугольника, многогранника, розетки или звезды. На голове -лучи или рогатый головной убор [3, с. 88].

В первой половине XX века в Калининской области существовало семь артелей, основными артелями были Торжокская, Артель имени 8 марта и Ведновская артель. Строчевышитые изделия изготавливались в цехах города Калинина и с. Бедное. В 1928 г. в с. Бедное организована фабрика «Красный вышивальщик». В ассортименте изделий женская и детская одежда на светлых и цветных тканях, столовое и постельное бельё с ручной и машинной вышивкой.

Для строчевышивального промысла Калининской области характерны яркость расцветок с большим разнообразием техник, сочетание вышивки с цветными тканями, художественный орнаментальностью рисунка, в котором тематическое содержание получает сравнительно малое применение. Художники и мастерицы с. Бедное творчески использовали богатое народное наследие. В изделиях они умело сочетали традиционные приёмы вышивки с новыми декоративными швами, которые создавали фактурное богатство узора.

В Тверской области особое место занимает белая филейная вышивка, получившая название «ведновская строчка» от наименования промыслового центра - с. Бедное, в котором возникла во второй половине XIX века. Отличается от других ажурных вышивок выполнением орнамента по мелкой сетке. Основной цвет вышивки - белый, иногда с применением цветной нити

в обводном шве. Ведновская строчка - вид русского народного художественного промысла, вид строчевой вышивки.

Наиболее распространенные рисунки белой строчевой вышивки делились на три группы: геометрический орнамент

(уступчатый ромб, квадрат и зигзаг); геометризованный орнамент

растительного характера (бордюр из волнообразной ветви с завитками или условными цветками, мозаично построенными из мелких

геометрических фигур - ромбиков, треугольников и квадратов), растительный орнамент (розы, цветы виноград и т.д.) Орнаменты могли выполняться отдельно или повторяться по всей длине [4, с. 11-13].

Для всех видов мелкой строчки характерен геометрический орнамент. В строчевой вышивке

выразительность геометрических и растительных мотивов достигается контрастом плотного белого узора и сквозного фона, белоснежная вышивка дополняется мелкими узорами (рис. 4 -).

Тверская вышивка отличается отсутствием в орнаментах алконостов, сиринов, барсов, встречающихся довольно часто в других центрах русского вышивального искусства.

Для создания высокохудожественных произведений необходим опыт копирования старинных образцов, знание технологии и специфические приемы выполнения художественной вышивки, традиционная орнаментика, химические свойства материалов и специфика воплощения изделия в материале. Каждая техника уникальна по своим художественно-стилистическим и технологическим особенностям и вызывает особый интерес. Обычно вышивали на тонком льне или батисте простыми белыми льняными нитками, создавая тонкие узоры. Иголка была обрезанной, самодельной. Иглу с большим ушком обламывали пополам, заостряли обломанный кончик укороченной иглы, длиной 2-2,5 см.

Мотивы ведновской строчки просты: ромбы, иногда встречается цветочная розетка. В конце XIX - начале XX вв. в изделиях появились

22 Рис. 4. - Новожилова Н.М. Ведновская строчка вручную и на швейной машине: учебное пособие / Н.М. Новожилова. - Тверь: Репроцентр, Тверская фабрика печати, 2010. - С. 68.

Рис. 4. Новожилова Н.М. Свадебное полотенце «Хрустальное». Цветная «ведновская строчка» в сочетании с белой «росписью». 1988 г.

изображения растительности: виноградных листьев с завитками, роз, стеблей с листьями и ягод. Растительный орнамент стал очень популярен в мелкой строчке. Этому способствовало распространение печатных рисунков, взятых из журнала для рукоделия, с мыльных оберток и т.д. Печатные рисунки переводились на перевитую сетку. Это так называемый «броккаровский» орнамент с более реалистичным трактованием растительных и зооморфных орнаментов. Брокаровский стиль вышивки - это тенденция, которая появилась в середине XIX в. на территории Российской империи. Помимо изображения цветов, трав, винограда, животных и птиц в моду входили буквы, надписи, сценки из жизни. Появление популярных рисунков вышивки в России приходится на вторую половину XIX - начало XX века, и ее широкое распространение в России связывают, прежде всего, с именем Генриха Брокара. Его сотрудники посещали деревни и собирали образцы наиболее популярных узоров. Затем эти узоры перерабатывались в схемы для вышивки. И к каждой упаковке (например, мыла) прикладывалась схема с узором, в какой-то степени, знакомым деревенским жителям.

Ведновская строчка отличается от другого филейного шитья мелкой сеткой и аккуратной проработкой деталей и краев. Основным цветом является белый, иногда с применением цветной нити, с преобладанием настила, сочетавшимся с мережками. Как и в других строчевых вышивках, в ведновской строчке применялись узкие и широкие мережки.

Во всех техниках применяются определенные приемы, характерные для строчевой вышивки: это гладьевой валик, настилы, в том числе угловые и круговые (копеечки), штопки диагональная, одинарная, двойная и тройная. Клетки сетки практически одинаковы для трех техник по размеру (0,3-0,5 мм), обвив сетки, производится по диагонали. Различием можно считать применение тамбурного шва в ведновской строчке. Для дополнения всех видов мелкой сетки применяются простые и сложные мережки [6, с. 57].

В мураевенской вышивке применяются золотые и серебряные нити, в технологии - воздушные петли (паутинки), «стлань» - штопка по неперевитой сетке, более характерная для цветной перевити. Сетка иногда не перевивается. Вышивка может заканчиваться как прямой линией, так и фестонами (зубцами). Ведновская строчка иногда дополняется орнаментом из полукреста.

В настоящее время художественная вышивка активно развивается. В рамках высокой моды технологии художественной вышивки в современном мире чрезвычайно востребованы. Этот вид традиционного прикладного искусства приобрел статус элитарного и является привилегией профессионалов.

В период обучения в Институте традиционного прикладного искусства студенты включаются в научную жизнь института, участвуют с докладами в научных студенческих конференциях, пробуют свои силы в подготовке проведения и оформления мастер-классов, выставок, дефиле. В настоящее время курсовые и выпускные квалификационные работы студентов вышли на новый художественный уровень, учитываются тенденции современной моды,

технологические приемы и композиции вышивки комбинируются и усложняются в своем техническом исполнении.

В результате практической деятельности студента происходит развитие и формирование мотивационно-ценностной установки на важность художественно-творческой деятельности. Несомненной ценностью в подготовке будущих профессионалов обладает практика, проводимая в местах бытования промыслов.

Целью такой практической работы является обучение студента профессиональным навыкам с учетом технологических приемов и возможностей конкретных традиционных и современных техник художественной вышивки, с применением теоретических знаний и умений выполнения в материале техник вышивки разной степени сложности. В задачи практики входит изучение технологических особенностей старинных и инновационных техник художественной вышивки.

При непрерывной системе подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов практике-ориентированные учебные дисциплины «Исполнительское мастерство по художественной вышивке» и «Совершенствование мастерства по художественной вышивке» на разных уровнях образования обеспечивают обучение мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, в высшем - уже представляют собой и совершенствование мастерства, и выполнение проектных творческих работ, в магистратуре студенты изучают реновацию художественной вышивки, ведут исследовательские работы.

Декорирование одежды старинными видами вышивки может стать основой создания проекта эксклюзивной модели, примерами чего служат курсовые и выпускные квалификационные работы студентов, когда обучающиеся собирают материалы по теме исследования. Так, Лупанова Т.А., магистрант Высшей школы народных искусств (академии), проделала экспедиционную исследовательскую работу по изучению ведновской строчки, в рамках которой была организована научно-исследовательская экспедиция. Студентка посетила с. Ведное Рамешковского района Тверской области с целью ознакомления с экспозицией «Ведновская строчка» в областной библиотеке. Выставка «Ведновская строчка» была первой в проекте «Льняная дорога», организованной и проводимой Фондом развития малых исторических городов, в котором участвует различные регионы России Целью мероприятия является объединение городов и регионов, исконно выращивающих лён и располагающих исторической базой для основания и организации туристических, научно-исследовательских и культурно-познавательных маршрутов. Лупанова Т.А. посетила мастер-класс «красной вышивальщицы», потомственной мастерицы ведновской строчки З.А. Валентиновой, которая поделилась секретами и приемами ее выполнения.

Платицина Н.В., магистрант 1 курса, выбрала для исследования тему: «Условие создания проектов художественной вышивки в технике "мураевенская вышивка" для серийного и индивидуального производства с

применением современных технологий» малоизученную строчевую технику, выполнила сравнительный анализ техник с мелкой белой строчкой, которая была распространена в Тверской, Ивановской, Рязанской, Новгородской областях.

Научные экспедиции и выездные практики в историко-региональные центры традиционных художественных промыслов выступают как инструмент приобщение к отечественной культуре. Такой вид деятельности содействует возрождению центров художественной вышивки, восстановлению позабытых техник, введению в проектную деятельность современных изделий, оформленных вышивкой, совершенствованию творческой личности и творческого мышления.

Создание уникальных изделий с художественной вышивкой предполагает наличие мастерства и творческого подхода в создании уникального произведения, которое не будет иметь аналогов, отличающееся необычным композиционным решением и стилем. Продуманное сочетание современной моды и исторических технологий требует высокого профессионализма и чувства меры.

Поскольку художественная вышивка всегда национальна, её создание неотъемлемо от патриотического мировоззрения молодого художника. Освоение художественной вышивки дает не только возможность реализации собственного творческого потенциала, но и навык создания предметов, как утилитарного или художественного, так и утилитарно-художественного применения, возможность профессиональной ориентации для подростков к освоению первого этапа будущей профессии. Для этого необходимо формирование представлений о художественной вышивке, как виде искусства, благодаря которому формируется эстетический вкус, развивается моторика мелких движений, способствующая развитию речи и абстрактного мышления. А для этого нужно научиться понимать и ценить не только свои народные традиции, но традиции жителей других областей, других народов, что способствует взаимопониманию между народами. Формирование патриотизма, национальной гордости неотделимо от изучения родной культуры и искусства страны. Особую роль играет изучение народного творчества, фольклора, национальных традиций, из которых вырастает современное искусство во всех своих проявлениях.

Современная городская вышивка, как профессиональная, так и самодеятельная, сохраняет свою традиционность в разной степени. Современной русской вышивкой впитываются характерные особенности нового времени в соответствии с художественной и духовной спецификой, но основа вышивки всегда сохраняет свои корни. При освоении традиционной вышивки значительная роль принадлежит богатому этнографическому материалу, прежде всего, образцам местной художественной вышивки.

На уровне обучения в бакалавриате студенты приобретают навыки экспериментально-творческой работы, важные для их становления как художников по вышивке. Они изучают старинные приёмы вышивки,

орнаменты, композиции, создают копии вышитых работ в материале. Благодаря такой методике можно подготовить экспериментально-творческие работы, имеющие принципиальное значение для дальнейшего развития некоторых видов традиционной вышивки. Такая методика подготовки способствуют воспитанию высокопрофессиональных художников по вышивке, на практике изучивших различные виды русской народной вышивки, способных решать сложные творческие задачи, быть исследователями неизвестных видов народной вышивки, на основе местной художественной традиции создавать современные художественные изделия с вышивкой, оригинальное решение вышивки для современного кроя женской одежды, в котором гармонично сочетаются традиционная русская вышивка и современные модные тенденции.

В настоящее время судьба каждого центра традиционного прикладного искусства полностью зависит от профессиональных художников по конкретному виду традиционного прикладного искусства.

Исследования по техникам «ведновская строчка» и «мураевенская вышивка» в настоящее время прводятся магистрантами Высшей школы народных искусств и студентами бакалавриата.

Комбинирование техник художественной вышивки, разнообразие мотивов, увеличение числа орнаментальных и композиционных решений, применение и возрождение старинных технологий, использование новых приемов вышивки, применение современных материалов с учетом модных тенденций в моделях женской одежды стимулирует развитие искусства художественной вышивки [5, с. 135]. Хочется верить, что красота строчевой вышивки привлечет внимание художников по вышивке, которые, развивая народные традиции, смогут найти ей современное применение.

Литература

1. Божьева Н.П. Рождение строчевышивального промысла на примере Ивановской области / Н.П. Божьева; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. - 2013. - № 1. - 62-72 с. - URL: sbornik l-2013_light.pdf - Яндекс Документы (дата обращения: 21.08.2023). - EDN: RWYKJH.

2. Валькевич С.И. Строчевышивальный промысел в Ивановском крае XIX-XX веков / С.И. Валькевич // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 129 (05). - С. 287-296. - URL: http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/24.pdf (дата обращения: 04.09.2023).

3. Валькевич С.И. Строчевая вышивка как традиционный художественный промысел Ивановского края / С.И. Валькевич // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. JI.H. Толстого - 2022. - № 2 (42). -С. 80-98. - DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-80-98. - URL:

https://\v\vw.tsput.ru/fb/hum/2022/№2(42)/80/index.html (дата обращения: 09.09.2023).

4. Жирова И. А. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье / И.А. Жирова, C.B. Иноземцева, Е.Г. Смолеевская. -Липецк: Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, 2012.-60 с.

5. Камнева С.Ю. Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды / Традиционное прикладное искусство и образование- 2022. - № 4. - С. 123-140. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-21.pdf (дата обращения: 05.09.2023). -EDN: OWNPXS.

6. Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии: Труды Общества исследователей Рязанского края; Вып. XVIII / Н.И. Лебедева. - Рязань: Рязгостип, 1929. - 31 с.

7. Прыткова H.A. Вышивка старинный мелкий гипюр «горох» / H.A. Прыткова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 6. -С. 28-28. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31942 (дата обращения: 05.09.2023)

8. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып. 1. Шитьё, ткани, кружева / В.В. Стасов. - Санкт-Петербург: Типография Товарищества Общественная Польза, 1872. - Л. 54. -№ 161. - 129 с.

References

1. BozlVeva N.P. Rozhdenie strochevy' shival ' nogo promy sla na primere Ivanovskoj oblasti / N.P. Bozheva; Moskovskaya gosudarstvennaya xudozhestvenno-promy, shlennaya akademiya im. S.G. Stroganova // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGXPA im. S.G. Strogonova. - 2013. - № 1. - 62-72 s. - URL: sbornik_l-2013_light.pdf-Yandeks Dokumenty (data obrashheniya: 21.08.2023). - EDN: RWYKJH.

2. Varkevich S.I. Strochevy ' shi val ' nyj promy' sel v Ivanovskom krae XIX-XX vekov / S.I. Varkevich // Politematicheskij setevoj e lektronny j nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agramo go universiteta. - 2017. - № 129 (05). - S. 287-296. - URL: http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/24.pdf (data obrashheniya: 04.09.2023).

3. Vafkevich S.I. Strochevaya vy'shivka kak tradicionnyj xudozhestvenny j promy' sei Ivanovskogo kraya / S.I. Vafkevich // Gumanitarny e vedomosti TGPU im. L.N Tolstogo - 2022. - № 2 (42). - S. 80-98. - DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-80-98. - URL: https://www.tsput.ru/fb/hum/2022/№2(42)/80/index.html (data obrashheniya: 09.09.2023).

4. Zhirova I.A. Muraevenskaya vy'shivka: belaya strochka na lipeczko-ryazanskom porubezlfe / I.A. Zhirova, S.V. Inozemceva, E.G. Smoleevskaya. -Lipeczk: Lipeczkij muzej narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva, 2012. -60 s.

5. Kamneva S.Yu. Osvoenie studentami kafedry professionafny'x disciplin (profir «Modelirovanie s xudozhestvennoj vyshivkoj») modny x tendencij v ukrashenii sovremennoj odezhdy' / Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie- 2022. - № 4. - S. 123-140. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-21.pdf (data obrashheniya: 05.09.2023). -EDN: OWNPXS.

6. Lebedeva N.I. Materialy' po narodnomu kostyumu Ryazanskoj gubernii: Trudy' Obshhestva issledovatelej Ryazanskogo kraya; Vy p. XVIII / N.I. Lebedeva. - Ryazan : Ryazgostip, 1929. -31 s.

7. Pry tkova N.A. Vy shivka starinny j melkij gipyur «gorox» / N.A. Pry'tkova // Sovremenny'e naukoemkie texnologii. - 2013. - № 6. - S. 28-28. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31942 (data obrashheniya: 05.09.2023)

8. Stasov V.V. Russkij narodny j ornament. Vy p. 1. Shit yo, tkani, kruzheva / V.V. Stasov. - Sankt-Peterburg: Tipografiya Tovarishhestva Obshhestvennaya Pol za, 1872. -L. 54. -№ 161. - 129 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.