Научная статья на тему 'Использование практико-ориентированного подхода для формирования исследовательских умений в преподавании дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах»'

Использование практико-ориентированного подхода для формирования исследовательских умений в преподавании дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские умения и навыки / практико-ориентированный подход / экономика / менеджмент / традиционные художественные промыслы / художественная вышивка / маркетинговые исследования / индивидуальный предприниматель / портрет потребителя / платформы для онлайн-опросов / research skills / practice-oriented approach / economics / management / traditional crafts / artistic embroidery / marketing research / individual entrepreneur / consumer portrait / online survey platforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архангельская О.В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты практико-ориентированного подхода формирования исследовательских навыков в процессе проведения студенческих исследований в области маркетинга и менеджмента в традиционных художественных промыслах. Определены задачи возможных исследований профессиональной направленности, представлены возможные технологии и методики проведения маркетинговых исследований, осуществлен отбор вопросов для анкетирования. Проанализированы результаты анкетирования, составлен «портрет потребителя» изделий традиционных художественных промыслов в сравнении с имеющимся «портретом», подготовленным Минпромторгом России в 2016 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of practice-oriented approach to the formation of research skills in teaching the discipline «Economics and Management in Folk Arts and Crafts»

The article deals with theoretical and practical aspects of practice-oriented approach to the formation of research skills in the process of conducting student research in the field of marketing and management. The tasks of possible research of professional orientation from a theoretical point of view are defined, possible technologies and methods of marketing research are presented, the selection of questions for questionnaires is carried out. The results of the questionnaire are analyzed, the «portrait of the consumer of traditional arts and crafts products» is compiled in comparison with the available "portrait" prepared by the Ministry of Industry and Trade in 2016

Текст научной работы на тему «Использование практико-ориентированного подхода для формирования исследовательских умений в преподавании дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах»»

УДК 338.45:746.3

Архангельская О.В., кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательского отдела, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, е-mail: chaika_olga@list.ru

Arkhangelskaya O.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Research Department, Institute of Traditional Applied Arts - Moscow Branch of the Higher school offolkarts (academy), 115573, Moscow, Musa Dzhalilya st., 14, bldg. 2, e-mail: chaika_olga@list.ru.

Использование практико-ориентированного подхода для формирования исследовательских умений в преподавании дисциплины «Экономика и

менеджмент в народных художественных промыслах» The use of practice-oriented approach to the formation of research skills in teaching the discipline «Economics and Management in Folk Arts and Crafts»

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты практико-ориентированного подхода формирования исследовательских навыков в процессе проведения студенческих исследований в области маркетинга и менеджмента в традиционных художественных промыслах. Определены задачи возможных исследований профессиональной направленности, представлены возможные технологии и методики проведения маркетинговых исследований, осуществлен отбор вопросов для анкетирования. Проанализированы результаты анкетирования, составлен «портрет потребителя» изделий традиционных художественных промыслов в сравнении с имеющимся «портретом», подготовленным Минпромторгом России в 2016 году.

Ключевые слова: исследовательские умения и навыки, практико-ориентированный подход, экономика, менеджмент, традиционные художественные промыслы, художественная вышивка, маркетинговые исследования, индивидуальный предприниматель, портрет потребителя, платформы для онлайн-опросов.

Abstract. The article deals with theoretical and practical aspects of practice-oriented approach to the formation of research skills in the process of conducting student research in the field of marketing and management. The tasks of possible research of professional orientation from a theoretical point of view are defined, possible technologies and methods of marketing research are presented, the selection of questions for questionnaires is carried out. The results of the questionnaire are analyzed, the «portrait of the consumer of traditional arts and crafts products» is compiled in comparison with the available "portrait" prepared by the Ministry of Industry and Trade in 2016.

Keywords: research skills, practice-oriented approach, economics, management, traditional crafts, artistic embroidery, marketing research, individual entrepreneur, consumer portrait, online survey platforms.

Практико-ориентированный подход рассматривался в теории педагогики как возможность подготовки к профессиональной деятельности студентов. И.М. Буслаевой практико-ориентированный подход исследуется в социально-экономической подготовке [2, с. 25]. Работодатели заинтересованы в специалистах, знакомых с производством, овладевших за период обучения профессиональными навыками, сформировавших компетенции. В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (2020 г.) отмечается, что в рамках освоения программы бакалавриата выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности, одна из которых - научно-исследовательская в области одного из видов традиционных художественных промыслов [5]. При этом студент будет «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» [5, с. 8].

Практико-ориентированный подход предполагает освоение образовательной программы в условиях, приближенных к реальному производству, способствует развитию навыков исследовательской работы в конкретных профессиональных направлениях.

Специфика традиционных художественных промыслов определяет особенности деятельности, в которой необходимость сохранить, проанализировать, дать новую интерпретацию использования исторических материалов и технологий, соответствующих современным вызовам, является важной составляющей профессионализма.

В Высшей школе народных искусств С.Ю. Камневой и Е.В. Сайфулиной разработаны вопросы, связанные с реализацией практико-ориентированного подхода обучения в области художественной вышивки. Так, С.Ю. Камнева рассматривала проектную деятельность как форму организации практико-ориентированной подготовки в выпускных группах студентов высшего образования [3]. Е.В. Сайфулина исследовала понятие готовности к инновационной профессиональной деятельности, которая отражает уровень создаваемых проектов, «обеспечивает интеллектуальную профессиональную самореализацию; способствует не только адаптироваться к изменениям в содержании профессиональной деятельности в области художественной вышивки при появлении новых технологий и материалов» [6, с. 28]. Раскрыть поставленные задачи было возможно только в процессе практико-ориентированного подхода в организации обучения студентов.

Для профессионального образования организация практико-ориентированной работы студентов по дисциплине «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах» логично завершается исследовательскими разработками: маркетинговыми исследованиями,

перспективной работой с ассортиментом и выбором художественного изделия для выпускной квалифицированной работы.

Переход в процессе изучения дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах» от теоретических знаний к прикладным аспектам дисциплины позволяет мотивированно отнестись к исследовательским задачам. Знакомые студентам термины и понятия: производство, отрасль экономики, прибыль и др. «приобретают конкретные очертания», получают связь с профессиональной деятельностью студента. Для этого студентам предлагается проведение маркетинговых исследований рынка изделий традиционных художественных промыслов: выявление основных групп потребителей, уточнение их вкусов и предпочтений; определение ценовой политики производителей на рынке и возможного ценового интервала покупок. В результате студенты должны сделать вывод: существует ли спрос на продукцию традиционных художественных промыслов и как часто приобретаются изделия?

Решение поставленных задач позволяет уточнить востребованность изделий традиционных художественных промыслов. Это требует от студентов применения полученных теоретических знаний на практике, работы с литературой, большим количеством данных, умения анализировать информацию, делать выводы, принимать управленческие решения.

При подготовке студентов к маркетинговым исследованиям рынка традиционных художественных промыслов была актуализирована визуальная схема - пирамида Маслоу. Студенты определили, что изделия, которые будут созданы в результате их трудовой деятельности, не относятся к товарам первой необходимости. Следовательно, спрос и потребность в ежедневном приобретении изделий традиционных художественных промыслов, отсутствует. Вместе с тем, изделия традиционных художественных промыслов способны удовлетворять более высокие потребности человека.

В рамках изучения теории маркетинга и подготовки к маркетинговым исследованиям, начиная с 2019 г., студенты знакомятся с такими методами проведения исследований как опрос, интервьюирование, анкетирование, наблюдение. Были изучены образцы анкет для интервьюирования покупателей организациями, реализующими на рынке изделия легкой промышленности, продукты питания, соки и др. Студенты тренировались в составлении анкет, придерживаясь общих правил по использованию прямых, кратких и однозначных формулировок, отсутствия сложной терминологии. При подготовке вариантов ответа четко формулировали его, предусматривали опцию «свой вариант ответа», оставляли место для «замечаний и предложений».

Анкетирование осуществлялось во внеурочное время, респондентами были сокурсники и люди ближайшего окружения - родственники и знакомые. Студенты выявили тенденции и закономерности, влияющие на предпочтения потребителей изделий традиционных художественных промыслов. Для решения поставленных задач, таких как выбор темы исследования, изучаемой аудитории, способа проведения и способа обработки и представления данных

маркетинговых исследований были применены дискуссия, мозговой штурм, проектная деятельность. Результаты выполненных заданий обязательно обсуждались с преподавателем, после чего презентации корректировались, обосновывались выводы и заключения.

Метод «учебная демонстрация» применялся для раскрытия содержания экономических терминов и понятий («производительность труда», «себестоимость», «калькуляция изделия» и др.); для разъяснения системы планирования, управления производством; наглядной демонстрации моделей - схем, таблиц, компьютерных имитационных игр, видеоматериалов.

В 2023 г. студенты, занимающиеся художественной вышивкой, провели маркетинговые исследования рынка изделий с вышивкой (анкетирование покупателей), используя для этого бесплатные сервисы (Google Forms, Yandex Forms), которые предлагают различные форматы вопросов: от выбора вариантов или ответа да/нет - до развернутых ответов, использования фото и видео ответов, отображения результатов в диаграммах и таблицах.

В процессе подготовки и проведения исследований была разработана анкета, содержащая не более 25 вопросов, на которые ответили 99 опрошенных (92% женщины, 8% мужчины). Приведем некоторые вопросы анкеты: что для Вас является важным при выборе одежды? Что для Вас значит покупка одежды?

Ниже представлены:

- гистограмма ответа на вопросы «Где вы чаще всего покупаете одежду» с подавляющим превосходством ответов покупателей о покупках в крупных торговых центрах (рис. I23);

- диаграмма ответа покупателей на вопрос «Зависит ли решение о покупке одежды от степени известности бренда?» с подавляющими ответами покупателей о безразличии к брендам (рис. 2).

Где Вы чаще всего покупаете одежду?* [О Копировать

Выберите один или несколько ответов

94 ответа

Другое Г -7 (7.4

на рынке, в разных магазинах! -1 tu %)

Ател&е}| — 1 (i,t

■ ■ 1 (1.1 W)

1 (!,( %)

Шью. вяху. Ношу то. ЧТО ОТ£Э ... 5 (t.1 44)

Микс всех ответов! 1 (t,1 %)

а 10 20 30 40 50

Рис. 1. Гистограмма результатов опроса потребителей

23 Рис. 1, 2, 4-10. - фото автора статьи.

Зависит ли решение о покупке одежды от степени известности бренда?* Выберите один ответ

94 ответа

(□ Копировать

(

55.3%

i

1

Да, покупаю только инвестаые bp езды Покупаю по-раз ком у как брендовьк ае_,и. так и совсем Неизвестных производителен Не обращаю внимания на Бренды Другое

неизЕе:тт-ы:< производителей В =-орала одвхду 2-3 фирм, оэсон=-которой мне мао^е всего подходят и захожу, прежде всего, в- эти магазины

Рис. 2. Диаграмма результатов опроса потребителей

Обработка ответов дает возможность с некоторой осторожностью предположить, что приобретать изделия с вышивкой клиенты могут в крупных магазинах (46% опрошенных), более 55% респондентов не обращают внимания на бренд изделия.

На вопрос «Является ли цена важным фактором принятия решения о покупке?» более 64% опрошенных заявили, что стараются приобретать одежду исходя из оправданного сочетания «цена - качество», где цена является решающим фактором.

На вопрос «Какой стиль в одежде вы предпочитаете?» 51% опрошенных ответили, что классический стиль является более привычным, хотя пользуется спросом и спортивный стиль - 26% и casual - 38% (рис. 3).

На вопрос «Хотели бы вы приобрести одежду с ручной вышивкой?» 80% респондентов ответили положительно (рис. 4).

Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?* Выберите один или несколько ответов

93 ОТВЕ7Л

[П копировать

Спорти БНЫИ Клэсанцесшй

51 (54.3 %)

Ромэь/тачб^шй

Рис. 3. Гистограмма результатов опроса потребителей

Вы бы хотели приобрести одежду с ручной вышивкой?

95 ответов

[О Копировать

• Д»

• Нет

Рис. 4. Диаграмма результатов опроса потребителей

Ответы целевой аудитории на вопросы анкеты после их анализа позволяют создать портрет типичного покупателя традиционных художественных промыслов 2023 года. Как правило, для создания портрета используют вопросы четырех групп: демографические (возраст, пол), географические (регион проживания), социально-экономические (социальный статус, профессия, уровень образования) и психографические (ценности, привычки, проблемы).

Для сравнения и анализа результатов анкетирования в 2023 г. студенты использовали «Портрет покупателя народных художественных промыслов», представленный на сайте Минпромторга в 2016 г. (рис. 524).

Д МИНПРОМТОРГ /_ РОССИИ

Портрет типичного покупателя НХП*

- Пол: женский

- Возраст: 32 года

- Образование: высшее

- Бюджет: 19 ООО р./мес

- Сем. пол.: замужем

- Покупает НХП 1 раз в год

- Тратит на НХП 700р. в год

Ü

* Опрос более 1 ООО респондентов, граждане РФ

Приобретали ли Вы хоть раз изделия НХП?

72%

Да

Нет

Если приобретали, как часто совершали покупки?

46%

30%

13%

6%

Реже 1 раз в год 2-3 раза в год Чаще

5%

Другое

Если приобретали, какова средняя цена одного изделия?

29%

14% 12%

8%

< 500 руб 500-1000 руб 1000-1500 руб 1500-2500 руб > 2500 руб

Рис. 5. «Портрет покупателя народных художественных промыслов» 2016 г.

24 Рис. 3. - Отрасль народных художественных промыслов (презентация Минпромторга РФ-

2018). - URL: https://www.yarregion.ш/depts/der/Documents/Kapaвaeв0/o20Hикoлaй0/o20Bacи льевич/презентации/0трасль%20народных%20художественных%20промыслов%20(презе нтация%20Минпромторга%20РФ-2018).pdf (дата обращения: 03.05.2024).

Представленная Мнннромторгом информация 2016 года о типичном покупателе изделий народных художественных промыслов - женщина 32 лет с семейным бюджетом 19 тысяч рублей (по уровню цен 2016 г.). Покупки изделий традиционных художественных промыслов совершает один раз в год. Предполагаемая сумма покупки около 700 рублей (по ценам 2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта обобщенная

информация не предполагает, что все покупатели - женщины, но позволяет более детально изучить среднестатистического покупателя. Для производителя товара данная информация является ценной при выборе ассортимента и ценовой политики.

Проведенные исследования позволили студентам представить «Портрет покупателя изделий традиционных художественных промыслов (профиль

художественная вышивка) 2023 г.» (рис. 6). Это женщина в возрасте 25-30 лет, с размером одежды 40-48. Данная возрастная группа покупательниц выбирает комфортную одежду; 64,5% делают покупки соизмеримо со своим бюджетом; 80% хотели бы приобрести одежду с использованием ручной вышивки. Сравнив с данными 2016 г. можно сделать вывод, что потенциальный «покупатель» помолодел, доходы позволяют ему приобретать товары в больших торговых центрах. «Покупатель» имеет представление о возможности приобретать изделия с вышивкой, отдает предпочтение не только классической одежде, но и casual (38%), спортивному стилю (26% респондентов). За эти семь лет увеличился уровень дохода, расширился ассортимент изделий на рынке традиционных художественных промыслов.

Помощь в определении актуального ассортимента одежды с вышивкой оказали практические работы «Принятие управленческих решений» раздела «Менеджмент» курса дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах». На теоретическом занятии были рассмотрены технологии «принятия решений», «выбора».

Простейший способ принятия решения предполагал использование ограничений и критериев с перечнем предлагаемых вариантов решения вопроса. Студенты принимали управленческое решение в отношении спроса на изделия с художественной вышивкой. Необходимо было выбрать те изделия с вышивкой, которые пользуются спросом у современного потребителя, которые умеют проектировать и вышивать студенты при

Возраст: 25-30 лет

Размер одежды: 40-48 62,4% покупателей

выбирают комфортную и практичную одежду

64,5 % опрошенных людей покупают одежду исходя из своего бюджета

80% потенциальных покупателей хотели бы приобрести одежду с использованием ручной вышивки

84% надели бы одежду с вышивкой

Рис. 6. «Портрет» покупателя изделий традиционных художественных промыслов 2023 г. (художественная вышивка)»

Рис. 8. Перфилова X., вышитый элемент изделия

Рис. 7. Перфилова X. Фор-эскиз худи

выполнении выпускной квалификационной работы. В качестве ограничений студенты выбрали: «ограничение по времени, связанное с длительностью выполнения выпускной квалификационной работы», «финансовые затраты», «востребованность, популярность у покупателей», «технические и технологические возможности».

Ассортимент изделий: скатерть с салфетками, воротник, блуза, комбинезон, платье, худи. Практическая работа позволила студентам сделать предположение, что в 2023-2024 учебном году выбор был сделан в пользу худи. Данный вид изделия получил положительную оценку: на изготовление требуется меньше времени, достаточно экономно расходуются ресурсы при производстве, что делает изделие более прибыльным для производителя. Худи с вышивкой актуально для современного покупателя, что обеспечивает стабильный спрос. По результатам исследований студенты пришли к заключению что худи является востребованным ассортиментом и представили фор-эскизы к своим проектам.

В настоящее время три выпускника работают по этим эскизам и уже готовят вышитые изделия для выпускной квалификационной работы (рис. 7, 8). Одна из идей получила творческую и технологическую переработку и превратилась в тонкую и кропотливую работу на стыке ручной и машинной вышивки (рис. 9, 10).

Как отмечали экономисты школы Л.И. Абалкина «индивидуализация потребительского спроса способствуют деконцентрации производства, обуславливают изменение размерности предприятий, и наблюдается нечто вроде ренессанса мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг» [1, с. 64]. Следовательно, чрезвычайная динамичность внешней среды на рынке заставляет выпускников вуза адаптироваться к последствиям внедрения

научно-технического прогресса и росту конкуренции на рынке традиционных художественных промыслов, наблюдается тенденция востребованности в специалистах способных самостоятельно вести свой бизнес.

Практико-ориентированный подход при изучении дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах», усиленный исследовательскими умениями, способствует вхождению студентов в самостоятельную профессиональную деятельность, принятию рациональных решений, служащих основой совершенствования профессиональных качеств. Как подчеркивает В.Ф. Максимович, «это обеспечивается пересмотром содержания профессионального образования в каждом конкретном виде традиционных художественных промыслов, включая обучение разработке социально-экономических бизнес-планов по созданию художественно-творческих мастерских по конкретному виду традиционных художественных промыслов» [4, с. 15].

Следует отметить, что для выпускников вуза, досконально владеющих технологией художественной вышивки, усиливается важность навыков принятия управленческих решений в области маркетинговой деятельности в традиционных художественных промыслах.

По результатам использования практико-ориентированного подхода и формирования исследовательских умений в области экономики в перспективе профессиональное поведение студентов - будущих специалистов в области художественной вышивки должно сменить стратегическое поведение, далее стратегическое планирование и в дальнейшем стратегическое управление процессом создания произведений традиционных художественных промыслов.

Рис. 9. Селютииа Ю. Фор-эскиз худи

Рис. 10. Селютииа Ю. Вышитый элемент изделия

Литература

1. Архангельская О. В. Формирование экономической грамотности как средство начальной профессиональной подготовки учащихся лицеев: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук / Архангельская Ольга Владимировна. - Москва, 2004. -145 с. - Место защиты: Институт содержания и методов обучения РАО.

2. Буслаева И. М. Практико-ориентированный подход в социально-экономической подготовке учащихся как условие обучения предпринимательству: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Буслаева Ирина Михайловна ; Педагогический институт ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». -Ростов-на-Дону: 2007. - 27 с. - Место защиты: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».

3. Камнева С. Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Камнева Светлана Юрьевна; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2013. -22 с. - Место защиты: Высшая школа народных искусств (академия).

4. Максимович В. Ф. Традиционные художественные промыслы как востребованный тренд современной культуры / В. М. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -Санкт-Петербург. 2023. - № 3 (45). - С. 10-17. -DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (дата обращения: 07.06.2024).

5. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1010. - Текст : электронный // ФГОС : [сайт]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-ЮЮ/ (дата обращения: 30.05.2024).

6. Сайфулина Е. В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности области художественной вышивки: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сайфулина Елена Витальевна; Высшая школа народных искусств (академия) - Санкт-Петербург, 2014 -222 е.- Место защиты: Высшая школа народных искусств (академия). - URL: http://www.vshni.ru/doc/dissaifulina.pdf (дата обращения: 31.05.2024).

References

1. ArxangeF skaya O. V. Formirovanie e'konomicheskoj gramotnosti kak sredstvo nacharnoj professional'noj podgotovki uchashhixsya liceev: special'nost' 13.00.01 «Obshhaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie nauchnoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / ArxangeF skaya OFga Vladimirovna. - Moskva, 2004. - 145 s. - Mesto zashhity': Institut soderzhaniya i metodov obucheniya RAO.

2. Buslaeva I. M. Praktiko-orientirovanny'j podxod v social'no-e'konomicheskoj podgotovke uchashhixsya kak uslovie obucheniya predprinimateFstvu: special'nost' 13.00.01 «Obshhaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Buslaeva Irina Mixajlovna ; Pedagogicheskij institut FGOU VPO «Yuzhny'j federal'ny'j universitet». - Rostov-na-Donu: 2007.

- 27 s. - Mesto zashhity': FGOU VPO «Yuzhny'j federal'ny'j universitet».

3. Kamneva S. Yu. Formirovanie proektnoj kul'tury' studentov vy'sshej professional'noj shkoly' v oblasti xudozhestvennoj vy'shivki: special'nosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaFnogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki)» avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Kamneva Svetlana Yur' evna; Vy'sshaya shkola narodny' x iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg,2013. -22 s. - Mesto zashhity': Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya).

4. Maksimovich V. F. Tradicionny'e xudozhestvenny'e promy' sly' kak vostrebovanny'j trend sovremennoj kul'tury' / V. M. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e'lektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg. 2023.

- № 3 (45). - S. 10-17. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (data obrashheniya: 07.06.2024).

5. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vy' sshego obrazovaniya. Ob utverzhdeniiFederaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta vy' sshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy' sly' : prikaz Minobrnauki Rossii ot 13 avgusta 2020 g. № 1010. - Tekst : e'lektronny'j // FGOS : [sajt], - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-1010/ (data obrashheniya: 30.05.2024).

6. SajfulinaE. V. Formirovanie gotovnosti studentov vuzak professional'noj innovacionnoj deyateFnosti oblasti xudozhestvennoj vy'shivki: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaFnogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki)» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Sajfulina Elena VitaFevna ; Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya) -Sankt-Peterburg, 2014 - 222 s.- Mesto zashhity': Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya). - URL: http://www.vshni.ru/doc/dissaifulina.pdf (data obrashheniya: 31.05.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.