Научная статья на тему 'Сохранение традиций Урало-Сибирской росписи – приоритет проектной деятельности студентов факультета '

Сохранение традиций Урало-Сибирской росписи – приоритет проектной деятельности студентов факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственная культура / уральская народная живопись по металлу и дереву / Нижний Тагил / выпускная квалификационная работа / художники-педагоги / факультет художественного образования / традиции уральской росписи. / spiritual and moral culture / Ural folk painting on metal and wood / Nizhny Tagil / graduation projects / teachers-artists / department of art education / traditions of Ural painting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н. С., Чебакова Е. А.

В статье анализируется опыт создания выпускных квалификационных работ, выполненных студентами факультета художественного образования филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в Нижнем Тагиле в традициях уральской росписи по металлу и дереву. Авторы исследуют проблему сохранения традиций уральской росписи на примере организационно-педагогического опыта освоения народных художественных промыслов и ремесел в ходе выполнения выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Н. С., Чебакова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of the traditions of Ural-Siberian painting is a priority of the project activity of students of the faculty

The article analyzes the experience of creating final qualifying works performed by students of the faculty of art education of the branch of the Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil in the traditions of Ural painting on metal and wood. The authors investigate the problem of preserving the traditions of Ural painting on the example of organizational and pedagogical experience of mastering folk arts and crafts during the completion of final qualifying works.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиций Урало-Сибирской росписи – приоритет проектной деятельности студентов факультета »

УДК 378.6:745+7.071.1+069.5

Ермакова M.B., кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: [email protected]

Ermakova M.V., PhD in Pedagogy, deputy director for scientific and methodical work, Fedoskino institute of lacquer miniature painting - branch of the «Higher school of folk arts (academy)», 141052, Moscow region, village Fedoskino, Lukutinskaya St., e-mail: [email protected]

Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи: история, достижения и перспективы Fedoskino institute of lacquer miniature painting: history, achievements and prospects

Аннотация. В статье представлена краткая история развития Федоскинского институт лаковой миниатюрной живописи. Открытие в 1931 году Федоскинской профессионально-технической школы заложило основы развития профессионального образования художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи, жостовской художественной росписи и художественной росписи по эмали. Автор исследует особенности работы образовательного учреждения и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи, Федоскино, жостовкая художественная роспись, художественная роспись по эмали, непрерывное профессиональное образование, юбилей учебного заведения.

Abstract. A brief history of the development of the Fedoskino institute of lacquer miniature painting is given. The opening of the Fedoskino vocational school in 1931 laid the foundation for the development of professional education for artists of Fedoskino lacquer miniature painting, Zhostovo art enamel painting. The author explores the features of the work of an educational institution and the prospects of the development of a system of continuous professional education.

Keywords: Fedoskino institute of lacquer miniature painting, Fedoskino, Zhostovo art painting, art painting on enamel, continuous professional education, anniversary of the educational institution.

Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - уникальное учебное заведение России, расположенное в исторически сложившемся месте бытования традиционного художественного промысла. Именно здесь, в подмосковном сельце Данилково в 1795 г. московский купец Пётр Иванович Коробов открыл табакерочную фабрику [16, с. 148]. В период владения фабрикой купцами Лукутиными успешно развивающееся производство

лаковых изделий, украшенных искусной реалистической масляной живописью, способствовало не только росту популярности лукутинских табакерок в России и за рубежом, но и формированию богатого опыта производства изделий, развитию технологии выполнения многослойной масляной живописи с применением различных декоративных материалов и видов декоративного оформления.

Постепенно на промысле сформировался круг художников-миниатюристов, которые не только заложили основы традиционной федоскинской лаковой миниатюрной живописи, но и стали основоположниками известных федоскинских династий: Ивановы, Лавровы, Крутиковы, Рогатовы, Головченковы, Пашинины, Монашевы и др., обеспечив преемственность в передаче уникального опыта и знаний [4]. Благодаря стремлению мастеров сохранить своё искусство и передать знания молодому поколению, промысел не угас после закрытия в 1904 г. лукутинской фабрики.

Трудности переходного периода начала XX века не испугали художников, а позволили им выйти на новый уровень самоорганизации и объединиться в «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных» и задуматься о необходимости профессиональной подготовки молодых художников [8].

В 1931 г. была открыта Федоскинская профессионально-техническая школа, преемником которой сегодня является Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

В 2021 г. исполнилось 90 лет со дня открытия Федоскинской профессионально-технической школы. В 2023 г. отметил 90-летие первый и единственный выпуск мастеров-заготовителей, обучавшихся

особенностям изготовления и обработки полуфабриката из папье-маше. В дальнейшем таких мастеров секретам навивки, шлифовки, опиловки и многим другим операциям стали обучать сразу на производстве.

В 2024 г. исполнилось 90 лет со дня первого выпуску живописцев по папье-маше. Первые выпускники получали удостоверение об окончании профессионально-технической школы (рис. I)50.

Череда юбилейных дат - это не только радость и гордость за труд многих поколений художников и преподавателей,

организовавших и поддерживающих на

!! Рис. 1-18. - фото из архива Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи -филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

ВСЕКОПРОМС1ЖТ МйаШВШИ ЯЕЛАС7НОЙ СОВЕТ ПРО^ТЙСЛЭЗОЙ-КООПЕВЩКИ

МОСКОПРЬМСОВ£ Т (Ед!

ИЯ * ***** Щ

*** УДОСТОВЕРЕНИЕ 535

Выдано тсв. ЗОРЯМИ ООЙ*. ^ о тон, что он поступил

а _году на базе ' Катки и обучап-л- а ней до I ' 193 * г..

пройдя полный----¿Л годичный нурс обучения, а именно:

I. Производственное обучение' по Специальности и кроме того следующие вспсногатец^иые срециалмости -—

2. Теоретическое обучение, а ищи-и о I) обществе ведение, 2) русский наын, 3» Bucmtuí. дело. 4) фиякугетуру б) кдгеиатику, Гц физику, 7) химию, в) технологию, 9) сплело. 10> черчеиве, 11) цоеп. плен Ленина 12) организацию cipcmwsfcHOft-ntiowHOOKi'fwliHH, '31 яэефгигият/ ,

. . '¿««Л ' •«*

Кроме того ros -Т У успешно выполнил от-

пускную работу!^ittUuC

U-ll^ "ftJ—|—JSB^— Iblvi Ц

i-thoro íof v'» определена

4

w. S&

y... „,„, »„n,., „„=, , ,V.

Рис. 1. Удостоверение об окончании Федоскинской профессионально-технической школы, 1934 г.

протяжении всего времени обучение уникальному виду искусства, но и повод проанализировать деятельность учебного заведения, проследить интересный путь развития: профессионально-техническая школа (1931) - художественно-промышленное училище (1986) - Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи (с 2019 г по настоящее время) (рис. 2-4).

Начиная с 1940-х гг. и до 2008 г. в учебном заведении готовили художников для Жостовской фабрики. Первыми преподавателями были ПИ. Плахов и В.И. Дюжаев. В 2021 г. с ООО «Жостовская фабрика» подписан договор о создании базовой кафедры «Жостовская художественная роспись». Обучение студентов возобновлено (рис. 5) и в настоящее время студенты Рис. 2. Федоскинская профессионально- осваивают технологию выполнения техническая школа 1931-1950-е гг. жостовской росписи под руководством

Веры Юрьевны Широковой.

Рис. 3. Федоскинская школа 1950-1970-е гг. Рис. 4. Федоскинский институт лаковой

миниатюрной живописи

Искусство тонкой миниатюрной

живописи огнеупорными красками на

эмалевых пластинах - художественная

роспись по эмали - стала ещё одним

направлением подготовки мастеров в

Федоскинской школе миниатюрной

живописи. Первые преподаватели

ростовской финифти A.A. Парфенов и

Н.Г. Марчуков, сегодня осваивать

мастерство художественной росписи по

о г г» эмали студентам помогает

Рис. 5. Выполнение копии жостовского

цветочного букета преподаватель Н.Е. Скрипунова. При

выполнении работ большое внимание

уделяется традиционным ростовским пейзажам, цветочным и жанровым композициям (рис. 6, 7).

Рис. 6. Роспись эмалевой пластины Рис. 7. Обжиг эмалевой пластины

Искусству федоскинской лаковой миниатюры студентов обучают И.В. Лейтланд, Л.В. Кабашова, О.В. Головченков, М.Н. Мочалова. Студенты пробуют свои силы в различных жанрах миниатюрной живописи, учатся работать с декоративными материалами и изучают особенности традиционных федоскинских композиций (рис. 8, 9).

Рис. 8. К.В. Дудукина. Ларец Рис. 9. П.С. Рогатов. Шкатулка «Левша».

«Натюрморт с цветами», Преподаватель И.В. Лейтланд. 2014 г.

копия работы Р. Рюйш.

Преподаватель O.A. Деткова. 2018 г.

Федоскинский институт бережно хранит традиции обучения, основанные на преемственности в передаче уникального опыта выполнения изделий традиционного прикладного искусства, заложенные первыми преподавателями Федоскинской профтехшколы [19, с. 129]. Вместе с тем, старается отвечать современным вызовам и предлагает студентам новые идеи

и подходы к организации профессионального образования. Так, М.А. Салтановым, директором Федоскинского института, на основе сформулированных академиком РАО В.Ф. Максимович положений о непрерывном профессиональном образовании, учитывающих специфику каждого вида традиционного прикладного искусства в подготовке художников, была разработана и внедрена система непрерывного профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи [17,18]. Обучающиеся имеют возможность получить среднее профессиональное

образование по одному из трёх видов традиционного прикладного искусства, затем продолжить обучение на уровне бакалавриата и магистратуры, а также пройти обучение в аспирантуре Высшей школы народных искусств. Это позволяет стать не только высококвалифицированным художником-миниатюристом, но и учёным, исследователем, чья деятельность направлена на изучение, сохранение и развитие традиционного прикладного искусства.

Работы студентов бакалавриата, представленные на рисунках 10, 11, демонстрируют высокий уровень владения мастерством федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Рис. 10. А.Д. Запруднова Комплект «Царская семья». Преподаватель М.А. Салтанов. 2015 г.

разработано обучения мастерству лаковой

М.Н. Мочаловой содержание исполнительскому федоскинской

миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании, основанное на специфических сущностных художественных регионально-исторических традициях и особенностях ручного художественного труда в этой области искусства [13,14]. JI.B. Кабашовой впервые

систематизированы сведения о

материалах, применяемых при выполнении федоскинской лаковой миниатюрной живописи [10]. М.В. Ермаковой и О.В. Головченкым ведётся работа по сбору и изучению профессиональной лексики художника-миниатюриста [9].

Рис. 11. В.В. Рогатина. Панно «Рождество». Преподаватель Л.В. Кабашова. 2022 г.

В Федоскинском институте сформирован богатый фонд работ, выполненных студентами в разных техниках живописи и жанрах. Основой коллекции стали экспонаты XIX века, связанные с историей развития лакового промысла в сельце Данилково Московской губернии.

В 2022 г. в Федоскинском институте проведена модернизация музейного и методического фондов и организовано музейно-выставочное пространство «Лукутинские традиции» [7]. Начало формированию уникального фонда учебного заведения положила приобретенная в 1937 г. у московского коллекционера Алексея Степановича Мокроусова коллекция лаковых изделий XIX века фабрики Лукутиных [21, с. 84].

Коллекция лаковой миниатюры представляет значительную художественную ценность, имеет большое значение для становления профессионального мастерства художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи, даёт богатый материал для изучения и освоения техники письма первых мастеров, позволяет сохранять преемственность в процессе обучения молодого поколения искусству федоскинской лаковой миниатюрной живописи [5]. Коллекция лукутинских изделий даёт наглядное представление о развитии техники миниатюрной живописи, ассортименте изделий, жанровом разнообразии живописных сюжетов, богатстве декоративного оформления изделий. Изделия коллекции, многим из которых уже более 200 лет, демонстрируют высокое качество изготовления тонкого и изящного папье-маше и высокую сохранность живописного и лакового слоёв. «Сами Лукутины отмечали высокий профессионализм мастеров в выполнении копии с чрезвычайной верностью и сходством; совершенствование технологий, улучшение качеств лака, который имеет отличный глянец и большую прочность» [16, с. 216]. За высокое качество лаковой миниатюры Лукутины четыре раза награждались Правом употребления государственного герба.

Коллекция лаковой миниатюрной живописи насчитывает более 100 экспонатов: табакерки, папиросники, шкатулки, ларцы, панно, подносы, пасхальные яйца, обложки для альбомов и меню, запонки и другие виды изделий. Более 30 видов изделий, изучая которые можно наблюдать не только эволюцию лакового производства, но и следить за развитием научных достижений, моды и потребностей общества в конкретный исторический период. Все экспонаты коллекции впервые опубликованы в научном каталоге «Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи» [6, 11]. Даже беглого взгляда на коллекцию хватит, чтобы понять и оценить её значение в воспитании и обучении современных художников-миниатюристов. Здесь представлены работы различных жанров живописи, выполненные с применением разнообразных техник письма, различных декоративных материалов. Копируя картины известных художников К.А. Трутовского, К.К. Гампельна, А.О. Орловского, К.Е. Маковского, лукутинские мастера применяли творческий подход, адаптируя сюжет под форму изделия, используя декоративные подкладки сусального золота и перламутра, а также

техники письма по-сквозному и по-плотному. Нельзя не согласиться с мнением Л.Я. Супрун о том, что основной принцип работы лукутинских мастеров - варьирование, «творческая переработка сюжета станкового произведения» [20, с. 184].

Экскурсии (рис. 12,13), мастер-классы, встречи с художниками (рис. 14), экспедиции (рис. 15) [1], реализуемые на базе музейно-выставочного пространства помогают развить интерес обучающихся к истории развития лаковой миниатюры, способствуют развитию понимания её эстетической ценности, художественного и стилистического своеобразия, технологии ручного труда; уважения к творчеству ведущих художников промысла, воспитанию чувства восхищения культурой и традициями нашего народа, изучению русской литературы и истории нашей страны.

Рис. 12. Встреча начальников управления образования Московской области с первым заместителем министра образования московской области Е.А. Михайловой

Рис. 13. М.А. Салтанов проводит экскурсию «Жанровое своеобразие Лукутинской коллекции»

Рис. 14. М.В. Лебедев, Заслуженный художник, главный художник ООО «Жостовская фабрика» проводит

мастер-класс для студентов Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи

Рис 15. Экспедиция по центрам традиционного прикладного искусства. М.А. Салтанов проводит экскурсию по Федоскинскому институту лаковой миниатюрной живописи

Для Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи эта коллекция является проводником к истокам лаковой миниатюрной живописи, хранителем высокой культуры исполнения живописи и традиций, заложенных лукутинскими мастерами в этом виде традиционного прикладного искусства. Невозможно обучать традициям и культуре, познавать дух и стиль конкретного вида традиционного прикладного искусства, не имея возможности проследить весь путь становления лаковой миниатюрной живописи на примере изделий разных периодов. Нельзя овладеть навыками и приёмами мастерства в полной мере, если не овладеть системой языка искусства народного промысла, как пишет М.А. Некрасова [15, с. 64]. Будущий художник воспитывается самой средой, сформировавшейся в месте бытования промысла. Обучение будет неполным без изучения истории развития промысла, без знакомства с творчеством выдающихся художников, без анализа особенностей жанровых и сюжетных композиций.

Эти работы хранят тепло рук лукутинских мастеров, помнят грандиозный успех выставок и гордость владельцев фабрики, награждаемых правом ставить государственные гербы на изделиях, как свидетельство всеобщего признания, уважения и оценки высокого качества изделий. Мы имеем возможность не только любоваться мастерски выполненными работами, но и изучать технику мастеров XIX века, узнавать особенности применения декоративных материалов, восхищаться затейливостью оформления изделий и гордиться славой наших предшественников.

Благодаря последовательной работе преподавателей по отбору образцов и формированию фондов, за 90 лет в музейной коллекции федоскинского института представлены работы каждой группы, обучавшейся в нашем образовательном учреждении.

Анализируя эти работы, мы можем наглядно представить основные этапы развития образовательного учреждения, увидеть стиль и манеру обучения ведущих преподавателей исполнительского мастерства, рисунка и живописи, проанализировать наиболее востребованные в разные периоды жанры и темы.

Рис. 16. A.B. Гарусова. Шкатулка, копия с работы «Вид Кремля со стороны Балчуга» фабрики П. и А. Лукутиных. Преподаватель И.В. Лейтланд. 2021 г.

Рис. 17. Е.В. Карпова. Шкатулка, копия с

работы «Старая Москва. Красная площадь» фабрики П. и А. Лукутиных. Преподаватель И.В. Лейтланд. 2021 г.

Так, например, выпускниками 2021 г. в качестве традиционной федоскинской работы в жанре архитектурный пейзаж выполнялись копии лукутинских изделий XIX века, представленные в коллекции Федоскинского института (рис. 16, 17).

Такая работа позволила обучающимся не только узнать об особенностях выполнения работ лукутинскими мастерами, применяемых технических приемах и декоративных материалах, но они смогли взглянуть по-новому на Москву белокаменную, увидеть недоступные сегодня виды усадьбы Лукутиных, и Марфино, запечатленные на шкатулках. В ходе работы было установлено, что чаще всего источником для выполнения архитектурных пейзажей служили литографические альбомы «Виды Москвы и её окрестностей» 1844 г. и «Виды Петербурга и его окрестностей, посвященных императору Николаю I, императору России от Фердинанда Перро» 1844 г. издание литографий Дациаро. Литографии мастерски выполнены, качественно напечатаны и имели не только художественную ценность, но и историко-культурную. О Джузеппе Дациаро (1806-1865) известно, что, приехав в Россию из Италии, в начале 1830-х гг. он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 г. стал владельцем магазина в Петербурге. Лев Николаевич Толстой в повести «Юность» упоминает этот магазин на Кузнецком мосту: «При обращенных со всех сторон на меня взглядах и при ярком блеске солнца на моих пуговицах, кокарде шляпы и шпаге я приехал на Кузнецкий мост и остановится подле магазина картин Дациаро» [12, с. 110]. Выполнение копий с таких работ позволяет почувствовать сопричастность к истории страны, увидеть тесную связь между разными видами искусства, событиями и фактами истории, воспитывает осознание себя как гражданина великой страны с богатой историей.

Ещё один пример работы обучающихся с экспонатами коллекции -изучение приёмов декоративного оформления, присущих федоскинской миниатюрной живописи, многие из которых были разработаны лукутинскими мастерами. Как вспоминает М.С. Чижов, к началу XX века многие приемы были утрачены. Восстановлению таких приёмов оформления как черепашка, под-малахит, скань, цировка способствовало изучение образцов лукутинской коллекции преподавателями и художниками в 1960-е гг. [21].

Развитие музейно-выставочного пространства способствовало осмыслению вклада отдельных художников в сохранение и развитие традиций и культуры федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Преподавателем О.В. Головченковым была проведена кропотливая работа по сбору информации о Народных и Заслуженных художниках, работающих в технике федоскинской лаковой миниатюрной живописи, собрана информация о ведущих художниках промысла. Такие сведения позволяют обучающимся увидеть возможные траектории развития творческого пути художника, познакомиться с успешными художниками, вдохновляться успехом и искать пути самореализации в современном обществе, повышают престижность профессии художника в глазах современных подростков и молодежи.

Среди федоскинских мастеров звания «Народный художник Российской Федерации» удостоены: В.Д. Липицкий, Г.И. Ларишев, П.Н. Пучков, Ю.В. Карапаев, Н.М. Солонинкин [3]. Звания «Заслуженный художник Российской Федерации» удостоены: М.Г. Пашинин, М.С. Чижов, В.Д. Антонов, В.Н. Фролов, Ю.В. Гусев, Н.Г. Марчуков, С.И. Козлов, A.A. Федоров, С.С. Рогатов и др. [2].

Изучением творчества ведущих художников занимаются и студенты. Впервые были подготовлены и представлены на студенческих Форумах и научных семинарах доклады о творчестве М.С. Чижова студенткой Е. Секачевой, Н.М. Солонинкина студенткой С. Ивановой, Ю.В. Карапаева студенткой И. Новожиловой.

Литература

1. Бесшапошникова Ю.А. Содержание экспедиции по центрам традиционных художественных промыслов - Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй / Ю.А. Бесшапошникова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2023. - № 2 (45). - С. 45-54. - EDN DZSXVD.

2. Головченков О.В. Вклад Заслуженных художников Российской Федерации в развитие профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). - С. 192-204. - EDN DKJOQC.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Головченков О.В. Вклад Народных художников Российской Федерации в сохранение и развитие традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. -2022. - № 2 (41). - С. 216-225. -DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-216-225. -EDNERTICM.

4. Головченков О.В. Знаменитые династии в лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 4(27). - С. 144-151. - EDN YQKGZV.

5. Ермакова М.В. Коллекция лукутинских изделий: классификация, периодизация, описание / М.В. Ермакова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2023. - № 1(44). - С. 238-248. - EDN VZSJHX.

6. Ермаков М.В. Обзор издания «Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи» / М.В. Ермакова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). - С. 214-217. - EDN WMWPUL.

7. Ермакова М.В. Открытие музейно-выставочного пространства «Лукутинские традиции» в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» / М.В. Ермакова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). - С. 8-10. - EDN LMNMTU.

8. Ермакова М.В. Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой

миниатюрной живописи / M.B. Ермакова // Традиционное прикладное искусство и образование: сетевой электронный научный журнал. - 2020. - № 2 (33). - С. 14-23. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-02.pdf (дата обращения: 18.09.2021).-DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00026.

9. Ермакова М.В., Головченков О.В. Словарь профессиональных понятий. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись. Словарь профессиональных понятий для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись) / М.В. Ермакова, О.В. Головченков. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 78 с. - ISBN 978-5-907569-05-8.

10. Кабашова JI.B. Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи Федоскино: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись) / JI.B. Кабашова. -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019.-28 с.

11. Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - 168 с. - ISBN 978-5-94431-471-0

12. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. Т. 2. Отрочество. Юность под общей редакцией В.Г. Черткова. - Москва: Художественная литература, 1935. - 427 с.

13. Мочалова М.Н. Исполнительское мастерство федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании: содержание обучения: монография. В 2-х ч. / М.Н. Мочалова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - Ч. I. - 104 с. - ISBN 978-5-907193-78-9.

14. Мочалова М.Н. Исполнительское мастерство федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании: содержание обучения: монография. В 2-х ч. / М.Н. Мочалова; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - Ч. II. - 100 с. - ISBN 978-5-907193-77-2.

15. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре / М.А. Некрасова. - Москва: Коллекция М, 2003. - 254 с.

16. Пржевальская JI.K. Лукутины: очерки / Л.К. Пржевальская, Н.М. Пржевальский. - Москва: ЭйПиСиПаблишинг, 2020. - 546 с.

17. Салтанов М.А. Высшее образование в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи как система: монография. В 2 ч. / М.А. Салтанов; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - Ч. I. - 83 с. - ISBN 978-5-907542-72-3.

18. Салтанов М.А. Высшее образование в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи как система: монография. В 2 ч. / М.А.

Салтанов; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - Ч. II. - 80 с. - ISBN 978-5-907542-79-2.

19. Салтанов М.А Особенности профессионального образования в федоскинской лаковой миниатюрной живописи / М.А. Салтанов, М.Н. Мочалова, М.В. Ермакова // Современное состояние профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: монография / Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора, академика РАО JI.B. Школяр; Институт традиционного прикладного искусства. - Москва: ИТПИ ВШНИ. - 2022. - С. 125-146. - ISBN 978-907542-93-8.

20. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. -Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 318 с.

21. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.

References

1. Besshaposhnikova Yu.A. Soderzhanie e'kspedicii po centram tradicionnyx xudozhestvenny' x promy slov - Fedoskino, Palex, Mstyora, Xoluj / Yu.A. Besshaposhnikova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2023. - № 2 (45). - S. 45-54. - EDN DZSXVD.

2. Golovchenkov O.V. Vklad Zasluzhenny x xudozhnikov Rossijskoj Federacii v razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 4 (43). - S. 192-204. - EDN DKJOQC.

3. Golovchenkov O.V. Vklad Narodny' x xudozhnikov Rossijskoj Federacii v soxranenie i razvitie tradicij fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. -№ 2 (41). - S. 216-225. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-216-225. - EDN ERTICM.

4. Golovchenkov O.V. Znamenitye dinastii v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2018. -№4(27). -S. 144-151. - EDN YQKGZV.

5. Ermakova M.V. Kollekciya lukutinskix izdelij: klassifikaciya, periodizaciya, opisanie / M.V. Ermakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2023. - № 1(44). - S. 238-248. - EDN VZSJHX.

6. Ermakov M.V. Obzor izdaniya «Kollekciya lukutinskix izdelij A.S. Mokrousova - zhemchuzhina muzejnogo fonda Fedoskinskogo instituía lakovoj miniatyurnoj zhivopisi» / M.V. Ermakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 4 (43). - S. 214-217. - EDN WMWPUL.

7. Ermakova M.V. Otkrytie 1ш^пол^ул stavochnogo prostranstva «Lukutinskie tradicii» v Fedoskinskom institute lakovoj miniatyurnoj zhivopisi -filiale FGBOU VO «Vy'sshaya shkola narodny x iskusstv (akademiya)» / M.V. Ermakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 4 (43). - S. 8-10. - EDN LMNMTU.

8. Ermakova M.V. Obshheobrazovaternaya podgotovka v kontekste istorii professional'nogo obucheniya xudozhnikov fedoskinskoj lakovoj

miniatyurnoj zhivopisi / M.V. Ermakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: setevoj e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. - 2020. - № 2 (33). - S. 14-23. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-02.pdf (data obrashheniya: 18.09.2021). -DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00026.

9. Ermakova M.V., Golovchenkov O.V. SI ovar' professional'ny'x ponyatij. Fedoskinskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis\ SI ovar professional'ny'x ponyatij dlya obuchayushhixsya po programme podgotovki specialistov srednego zvena po spécial'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy'sly' (lakovaya miniatyurnaya zhivopis) / M.V. Ermakova, O.V. Golovchenkov. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2022. - 78 s. - ISBN 978-5-907569-05-8.

10. Kabashova L.V. Materialovedenie v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi Fedoskino: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy'sly'» po vidam (lakovaya miniatyurnaya zhivopis' ) / L.V. Kabashova. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2019.-28 s.

11. Kollekciya lukutinskix izdelij A.S. Mokrousova - zhemchuzhina muzejnogo fonda Fedoskinskogo instituía lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Nauchny'j katalog / Pod nauchnoj redakciej M.A. Saltanova. - Moskva: Severny'j Palomnik, 2022. - 168 s. - ISBN 978-5-94431-471-0

12. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. T. 2. Otrochestvo. Yunosf pod obshhej redakciej V.G. Chertkova. - Moskva: Xudozhestvennaya literatura, 1935. -427 s.

13. Mochalova M.N. Ispolnitef skoe masterstvo fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii: soderzhanie obucheniya: monografíya. V 2-x ch. / M.N. Mochalova; Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatef noe uchrezhdenie vy'sshego obrazovaniya «Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya)». - Sankt-Peterburg: VShNI, 2021. - Ch. I. - 104 s. - ISBN 978-5-907193-78-9.

14. Mochalova M.N. Ispolnitef skoe masterstvo fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii: soderzhanie obucheniya: monografíya. V 2-x ch. / M.N. Mochalova; Vy' sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2021. - Ch. II. - 100 s. - ISBN 978-5-907193-77-2.

15. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture / M.A. Nekrasova. - Moskva: Kollekciya M, 2003. - 254 s.

16. Przheval' skaya L.K. Lukutiny' : ocherki / L.K. Przhevaf skaya, N.M. Przhevaf skij. - Moskva: FjPiSiPablishing, 2020. - 546 s.

17. Saltanov M.A. Vy' sshee obrazovanie v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi kak sistema: monografíya. V 2 ch. / M.A. Saltanov; Vy' sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2021. - Ch. I. - 83 s. - ISBN 978-5-907542-72-3.

18. Saltanov M.A. Vy'sshee obrazovanie v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi kak sistema: monografíya. V 2 ch. / M.A. Saltanov;

Vy sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2021. - Ch. II. -80 s. - ISBN 978-5-907542-79-2.

19. Saltanov M.A Osobennosti professional'nogo obrazovaniya v fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / M.A. Saltanov, M.N. Mochalova, M.V. Ermakova // Sovremennoe sostoyanie professional'nogo obrazovaniya v tradicionnom prikladnom iskusstve: monografiya / Pod nauchnoj redakciej doktora pedagogicheskix nauk, professora, akademika RAO L.V. Shkolyar; Institut tradicionnogo prikladnogo iskusstva. - Moskva: ITPI VShNI. - 2022. - S. 125-146. - ISBN 978-907542-93-8.

20. Suprun L.Ya. Lakovaya miniatyura Fedoskino / L.Ya. Suprun. -Moskva: Legpromby'tizdat, 1987. -318 s.

21. Chizhov M.S. Sredi miniatyuristov. Zapiski fedoskinskogo mastera / M.S. Chizhov. - Leningrad: Xudozhnik RSFSR, 1982.-261 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.