Научная статья на тему 'Выпуск мусульманских изданий в конце XX начале XXI в.'

Выпуск мусульманских изданий в конце XX начале XXI в. Текст научной статьи по специальности «Издательское дело»

371
29
Поделиться
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / ИЗДАНИЕ КНИГ ИСЛАМСКОЙ ТЕМАТИКИ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МУСУЛЬМАНСКАЯ КНИГА

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович

Рассматривается деятельность мусульманских издательств по выпуску печатной продукции исламской тематики в конце XX начале XXI в.

Текст научной работы на тему «Выпуск мусульманских изданий в конце XX начале XXI в.»

УДК 655+297 ББК 76.17+86.38

ВЫПУСК МУСУЛЬМАНСКИХ ИЗДАНИЙ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

© В.Л. Данилов, 2006

Омский государственный университет 644077, г. Омск, пр. Мира, 55а

Рассматривается деятельность мусульманских издательств по выпуску печатной продукции исламской тематики в конце XX - начале XXI в.

Ключевые слова: мусульманское книгоиздание, издание книг исламской тематики, мусульманская литература, мусульманская книга.

Обращаясь к истории издания книг исламской проблематики в Сибири в конце XX-начале XXI в., хотелось бы подчеркнуть, что возникновение и последующее развитие современного мусульманского книгоиздания на территории рассматриваемого региона явилось следствием активной религиозно-просветительской деятельности ряда российских и зарубежных мусульманских благотворительных организаций. На средства, выделенные данными учреждениями, в Сибири в самом начале 1990-х гг. была организована работа мусульманских издательств, выпускающих произведения печати соответствующей тематики.

Первым таким предприятием стало издательство «Рахман». Оно появилось в 1991 г. в Тюмени. Его основатель, местный предприниматель Руслан Хайруллин, считал, что печатная продукция издательства должна способствовать дальнейшему распространению ислама в Урало-Сибирском регионе /1/.

В первый год своего существования вышеназванное издательство выпустило в свет 12 книг («Основы ислама» (2 000 экз.); А.-Х. Бараев «Культура мусульман» (1 000 экз.); С. Ибрагимов «Ислам и “Люди Писания”» (720 экз.); Ш. Шаяхметов «Познакомьтесь с исламом» (450 экз.); Л. Файзул-лина «Ислам и женщина» (3 000 экз.); «Ислам среди сибирских татар» (1 000 экз.); Р. Тарджуманов «Ислам - религия мира» (500 экз.); Ф. Гареева «Вера отцов - ислам» (325 экз.); М. Салтанова «Женщина в исламе» (500 экз.); П. Двахов «О вере без сомнений» (2 050 экз.); Ж. Фаридова «Мусульмане и Советское государство» (300 экз.), Р. Джоев «Справочник для мусульманина» (600 экз.) /2/.

В 1992 г. издательство заключило договор с московским представительством мусульманского благотворительного фонда «Арабия» (Саудовская

Аравия), согласно которому выпуск мусульманской книжной продукции был продолжен.

Всего в договоре фигурировало 30 наименований книг, которые предполагалось выпустить общим тиражом в 100 тыс. экз. для бесплатного распространения среди мусульман Западной Сибири.

Однако к моменту прекращения своей деятельности «Рахман» сумел выпустить в свет всего лишь 11 книг общим тиражом в 19 900 экз. по следующим тематическим направлениям:

• мусульманское вероучение - 5 книг (Д. Идрисов «Акыда» (1 400 экз.), М. аль-Беруни «Соблюдая пост» (1 800 экз.), С. Кутб «Будущее принадлежит исламу» (5 000 экз.), Х. Ас-Захрави «99 имен Аллаха» (1 000 экз.), Х. Хуссейн «Грех в исламе» (1 500 экз.);

• арабо-мусульманская философия и право -2 книги (общий тираж книг - 5 700 экз.);

• арабо-мусульманская культура - 1 книга (В.В. Бартольд «Культура мусульманства» (1 000 экз.);

• жизнеописания пророка Мухаммеда и его сподвижников - 1 книга (А.-Х. Джуда аль-Саххар «Истории жизнеописания посланника Аллаха» (книга первая) (2 000 экз.);

• мусульманские обряды и праздники - 1 книга (А. Насибуллина «Великие праздники в исламе» (500 экз.) /3/.

Издательство «Рахман», зарегистрированное как частное предприятие, основным видом деятельности которого являлся выпуск книг, просуществовало недолго и было закрыто в 1994 г.

Одной из причин закрытия издательства могла стать неблагоприятная для российских производителей, коими являлись и издатели, макроэкономическая ситуация в стране. Косвенным подтверждением данного обстоятельства можно считать аналогичные высказывания ряда российских специалистов в области книжного дела. Именно с этим

временем некоторые исследователи и связывают первый серьезный кризис в новом российском книгоиздании /4/.

В 1993 г. в Тюмени было открыто издательство «Нур». Согласно документам, хранящимся в Государственном архиве общественных и политических объединений Тюменской области, его учредителем выступил местный предприниматель Азамат Доксенбаев. Главной целью работы издательства было провозглашено возрождение культурных традиций сибирских татар посредством проведения агитационно-просветительской работы. По мнению учредителя, поставленная цель могла быть достигнута, в том числе посредством изготовления и распространения соответствующей книгопечатной продукции /5/.

Издательство «Нур» просуществовало чуть больше полугода, успев выпустить 4 книги (К. Ша-рипов «Жизнеописание Пророка» (3 000 экз.), Д. Зарипов «Исламская акыда» (1 300 экз.), М. Ячанов «История ислама в России» (1 000 экз.) и А. Исхаков «История мусульманских идей» (2 000 экз.). В феврале 1994 г. издательство поменяло свой юридический и фактический адрес, перебравшись в Петропавловск (Казахстан) /6/.

В 1992 г. в Тобольске было зарегистрировано частное предприятие «Тобол». Согласно уставу, одним из видов его деятельности было издание и распространение мусульманской религиозной литературы /7/.

Вышеназванная организация имела в своем распоряжении собственный издательско-полиграфический комплекс, который был рассчитан на выпуск 100 книг в год (средним объемом в 150170 страниц) /8/.

Первоначально «Тобол» занимался лишь распространением произведений печати исламской тематики на территории Западной Сибири. Однако с февраля 1993 г. был начат выпуск собственной книжной продукции. В основном это были издания, посвященные жизни и деятельности пророка Мухаммеда, истории ислама и Арабского Халифата, арабо-мусульманской культуре, исламскому вероучению, религиозным обрядам и праздникам.

Это стало возможным благодаря финансовой поддержке, которая была оказана издательству саудовским благотворительным фондом «Аль-Махдия». Единственным условием предоставления финансовой помощи являлось скорейшее налаживание выпуска мусульманской книжной продукции и ее последующее распространение среди мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока /9/.

К сожалению, сегодня не представляется возможным указать хотя бы приблизительное количество наименований вышедших в издательстве мусульманских книг по причине отсутствия в отечественных источниках (включая архивные) каких-либо данных, освещающих этот вопрос.

Динамика выпуска издательством «Тобол» мусульманской книжной продукции с февраля 1993 по июнь 1996 г.

Год выпуска Суммарный тираж (экз.)

Февраль - июль 1993 7 000

Август - декабрь 1993 6 570

1994 14 710

Январь - май 1995 8 650

Июнь - декабрь 1995 9 210

Январь - март 1996 4 100

Апрель - июнь 1996 3 410

Итого: 53 650

В июне 1996 г. издательство «Тобол» прекратило свое существование. Главной причиной его закрытия стали серьезные финансовые нарушения, в связи с чем благотворительный фонд «Аль-Махдия» отказал издательству в дальнейшем финансировании /10/.

В августе 1992 г. в Омске начала функционировать типография «Звезда Востока». Ее учредителем выступил Равиль Тигиев, соучредителем -Кайрат Шауров. О них известно, что оба переехали в Омск в 1991 г. из Алма-Аты (Казахстан). До смены места жительства основным видом деятельности обоих было книгоиздание. В 1988 г. в Алма-Ате они основали типографию «Алма», выпускавшую литературу религиозно-просветительского характера.

Согласно учредительным документам, «Звезда Востока» была основана для духовного возрождения религиозных и культурных традиций казахов Омского Прииртышья /11/.

За весь период своего существования (19921995 гг.) издательство выпустило 67 наименований книг, общий тираж которых составил 59 700 экз. 64% выпущенных книг, брошюр, буклетов (всего 43 наименования общим тиражом в 51 200 экз.) было предназначено для распространения среди мусульман Сибирского региона /12/.

Остальные 36% (24 издания общим тиражом в 8 500 экз.) мусульманских книг были изданы по заказу мусульманских общин Казахстана (Павлодар, Караганда, Петропавловск) для распространения среди мусульман сопредельного государства. Данное обстоятельство нельзя отнести к разряду случайных контактов. Анализ динамики выпуска книг исламской тематики в Казахстане, проведенный А. М. Исмаиловым, свидетельствует, что в первой половине 1990-х гг. на территории сопредельного государства наблюдалась устойчивая тенденция резкого снижения числа названий /13/.

В период с 1991 по 1993 г. общий тираж соответствующей книгопечатной продукции сократился с 166,2 тыс. экз. до 15 тыс. экз. В 1994-1995 гг. наблюдается небольшой подъем (с 22 тыс. экз. до 28 тыс. экз.). Однако в 1996 г. был зафиксирован самый низкий показатель выпуска мусульманских книг - 1,5 тыс. экз. /14/. Эти данные позволяют предположить, что сотрудничество издательства «Звезда Востока» с мусульманскими общинами Казахстана было вызвано не только стремлением решить проблему книжного дефицита, но и посредством книги познакомить русскоязычного читателя с исламом, а также способствовать лучшему пониманию особенностей быта и культуры народов мусульманского Востока.

В 1994 г. «Звезду Востока» покинул один из ее основателей - К. Шауров. В этом же году им было основано новое издательство - «Нуллар». Оно просуществовало недолго и было закрыто в марте 1995 г. решением Омского областного суда за выпуск и последующее распространение на территории Омска и Омской области книги К. Шаурова «Завоевание Чечни. Как это было». Согласно судебному решению, книга содержала материалы, призывающие к смене существующего строя, массовым беспорядкам и религиозной вражде /15/.

В марте 1995 г. «Звезда Востока» также прекратила свое существование. Причины ликвидации издательства установить не удалось.

Стоит отметить, что рассмотренное выше учреждение было последним мусульманским издательством, осуществлявшим свою деятельность в Сибири в современный период отечественной истории.

Говоря о практике выпуска книг исламской проблематики в Сибири в конце XX - начале XXI в., отметим, что в настоящее время в указанном регионе собственно мусульманские издательства отсутствуют.

На сегодняшний день выпуском книжной продукции мусульманской тематики эпизодически занимаются некоторые государственные и частные предприятия. Подобного рода работу вышеуказанные организации выполняют исключительно на договорной основе. Главными заказчиками в большинстве случаев выступают мусульманские общественные и религиозные организации Сибирского региона.

Так, в новосибирской типографии «Диамант Компани» ежемесячно выходит газета Духовного управления мусульман Сибири (Омский муфтият) «Истина в Сибири». Ее заказчиком выступает фонд Исламского духовного возрождения «Ан-сор», функционирующий в настоящее время при Соборной мечети Новосибирска. Также стоит отметить, что в 2004 г. в вышеназванной типографии вышла книга имама местной Соборной мечети Са-

лияна Шакирзянова «Основы ислама», разъясняющая в доступной форме основные положения мусульманской религии. Ранее, в 1995 г., новосибирским издательством «ЭКОР» был выпущен в свет ряд мусульманских книг, среди которых «Взгляд на ислам» Хаммуды Абдалати, «Послание Мухаммеду», сборник «Сорок хадисов» Шейха Сайда Сулеймана ан-Надви. В 1996 г. данное издательство по заказу мусульманской общины Новосибирска выпустило серию книг, посвященных социальной доктрине ислама, автором которых являлся Хуссейн Хамид Хассан: «Право на частную собственность в исламе», «Право на труд в исламе», «Права зиммиев в исламе», «Право на социальную защиту в исламе», «Право на равенство в исламе». Тираж каждого издания составил 10 тыс. экз. В этом же году были изданы труды мусульманского богослова Мухаммеда Таки Ус-мани «Манифест ислама» и «Власть Сунны».

В 2004 г. издательским домом «ООО “Наука”» (Омск) по заказу одной из московских мусульманских организаций был напечатан один из трудов турецкого богослова Саида Нурси «Плоды веры».

С 1999 г. по июнь 2004 г. в Тюмени в государственном унитарном предприятии «Тюменская типография» ежемесячно, тиражом в 10 тыс. экз., выходила в свет газета Духовного управления мусульман азиатской части России «Мусульмане Сибири». Это издание, публиковавшее материалы духовного, культурно-просветительского и историко-публицистического содержания, помещало на своих страницах заметки о выходе новых мусульманских книг, рассказывало о деятельности мусульманских издательств и производимой ими печатной продукции.

Говоря об отсутствии в рассматриваемый период на территории Сибири мусульманского книгоиздания, необходимо отметить, что данное обстоятельство является в том числе следствием процесса, уходящего корнями в дореволюционное прошлое.

В настоящее время в развитии издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, негативный характер которой преодолеть до сих пор не удалось. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации в данном регионе издательской активности.

Это обусловлено объективными причинами: исторически сложившейся инфраструктурой, наличием полиграфических мощностей, развитой транспортной системы, основной массы оптовых потребителей и значительного розничного рынка сбыта книжной продукции и т.д. /16/.

Подобное положение дел, по мнению профессора Б.В. Ленского, существенно тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффек-

тивное обеспечение книгами населения отдаленных территорий, а также сдерживает и не способствует развитию регионального книгоиздания /17/.

Это утверждение в полной мере применимо и к ситуации, сложившейся в сфере мусульманского книгоиздания в Сибири на рубеже веков. В связи со всем вышесказанным, есть все основания утверждать, что на территории рассматриваемого региона в конце XX - начале XXI в. мусульманская книгоиздательская практика должного развития не получила.

Список литературы

1. Нуруллаева, З. «Рахман» означает «милостивый». В Тюмени открылось мусульманское издательство // Тюмен. правда. - 1991. - № 13. - С. 1.

2. Шайдуллина, Ф. А. Мусульмане земли сибирской. Исторический очерк. - Тюмень, 1997. - С. 37-38; Яковлева, О. В. Тюмень: вчера, сегодня, завтра. -Свердловск : Урал-ПРЕСС, 1994. - С. 113.

3. Газизова, А. З. Ислам на сибирской земле. - Тюмень : Имола, 1996. - С. 24; Зайнуллин, И. И. Наследники Н. Сейдукова. - Тюмень, 1997. - С. 67-68.

4. См., напр.: Ленский, Б. В. Книгоиздательская система современной России. - М. : Наука, 2001. - 207 с.

5. Государственный архив общественных и политических объединений Тюменской области, ф. 9, оп. 2,

д. 22, л. 2. Далее: ГАОПОТО; Лужина, Н. В. Тюмени открыто новое издательство // Тюмен. правда. -1993. - № 34. - С. 3.

6. ГАОПОТО, ф. 9, оп. 2, д. 22, л. 12-13; Зайнуллин, И. И. Наследники Н. Сайдукова. - С. 41-42.

7. Государственный архив г. Тобольска, ф. Р-462, оп. 1, д. 201, л. 29.

8. Там же, д. 211, л. 10.

9. Ногайбаева, З. Мусульманские книги издают в Тобольске // Тюмен. правда. - 1993. - № 7. - С. 1.

10. Курмангалиева, З. В Тобольске закрыто единственное мусульманское издательство // Сиб. панорама. -1996. - № 59. - С. 5.

11. Центр документации новейшей истории Омской области, ф. 17, оп. 4, д. 22, л. 16, 17, 21.

12. Там же, ф. 9507, оп. 1, д. 2, л. 26-32; д. 22, л. 27-29; д. 17, л. 24-25.

13. Исмаилов, А. М. О русскоязычных книгах исламской проблематики в Казахстане (1991-2000 гг.) // Гума-нит. науки в Сибири. - 2004. - № 3. - С. 50.

14. Исмаилов, А. М. О русскоязычных книгах... - С. 50.

15. Левашова, Т. Завоевание Чечни. Как это было? // Вечер. Омск. - 1995. - № 46. - С. 2.

16. Андреева, О. В. История книги / О. В. Андреева, Л. Л. Волкова, А. А. Говоров и др., ред. А. А. Говоров, Т. Г. Куприянова. - М. : Светотон, 2001. - С. 375.

17. Российская книга в XXI веке : стат. обзор (20012003 гг.) / Авт. ввод. ст. и сост. Б. В. Ленский. - М. : Наука, 2004. - С. 5.

Материал поступил в редакцию 24.10.2005 г.

Сведения об авторе: Данилов Вячеслав Леонидович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории религии факультета теологии и мировых культур, тел. (381-2) 22-98-08, e-mail: dv76@mail.ru