ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ И ОБОСНОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СЫРЬЕВЫХ ТОЧЕК РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-9-11
Аннотация. В статье определена пищевой и перерабатывающей промышленности в экономику региона. Сказано о рентабельности предприятий отрасли, приведены данные о привлеченных отраслью объемах инвестиций и представлена их структура. В то же время говорится о невыполнении части индикаторов, дано сопоставление плановых показателей и результатов работы отрасли. На основании чего отмечены ряд точек развития и мероприятий по улучшению показателей отрасли.
Ключевые слова: пищевая и перерабатывающая промышленность, рентабельность, инвестиции, структура, индикаторы развития, точки роста.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Алтайского края является одной из ведущих динамично развивающихся отраслей и вносит значимый вклад в экономику региона [1].
По итогам деятельности крупных и средних предприятий уровень рентабельности проданных товаров, продукции, работ и услуг в целом по производству пищевых продуктов составил 8,5%, по производству напитков 6,5%. По отдельным видам деятельности уровень рентабельности составил: производство прочих пищевых продуктов - 32,9%; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий - 8,6%; масложировая промышленность - 3,8%; производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, крахмала и крахмалосодержащих продуктов - 3,0%; мясная промышленность -2,1%; молочная промышленность -1,7% [2].
По итогам 2021 года в развитие крупных и средних предприятий вложено 4162,2 млн. рублей, в том числе в производство пищевых продуктов 3166,0 млн. рублей, в производство напитков -996,0 млн. рублей. Индекс физического объема инвестиций в производстве пищевых продуктов составил 85,5%, в производстве напитков - 160,0%. Из общего объема инвестиций в основной капитал пищевых производств наибольшие вложе-
ния осуществлены предприятиями молочную промышленности, на которые приходится четверть объема инвестиций, на две подотрасти мясную и мукомольно-крупяную промышленность. В целом в производстве пищевых продуктов, включая напитки, инвестиционную деятельность осуществляли 60 крупных и средних предприятий [3; 4].
За отчетный год в бюджеты всех уровней производителями пищевых продуктов и напитков уплачено 11,5 млрд. рублей налогов, платежей и сборов, что составляет 9,5% от всех поступлений экономики региона [2].
За январь-декабрь 2021 года темп роста среднемесячной заработной платы одного работника в производстве пищевых продуктов составил 112,4% к соответствующему периоду предшествующего года, ее размер составил 29129,6 рубля. В производстве напитков темп роста среднемесячной заработной платы одного работника -103,4%, при размере в 28766,1 рубля.
В 2021 году из 10 целевых индикаторов, предусмотренных государственной программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» для отрасли, не выполнены 6 показателей: «Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году», «Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) по отношению к преды-
дущему году», «Объем производства муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них (тыс. тонн)», «Объем производства хлебобулочных изделий, обогащенных микронутри-ентами, и диетических хлебобулочных из-
делий (тыс. тонн)», «Объем производства плодоовощных консервов (млн. усл. банок)» и «Объем производства сыров и сырных продуктов (тыс. тонн)» (табл. 1) [4].
Таблица 1. Выполнение основных индикаторов развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края ГП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» в 2021 году [41___
Наименование целевого индикатора План Факт % выполнения
Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году, % 102,0 99,6 -2,4 п.п.
Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году, % 101,0 99,5 -1,5 п.п
Объем производства муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них, тыс. тонн 1060,0 946,5 89,3
Объем производства крупы, тыс. тонн 420,0 434,9 103,5
Объем производства хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий, тыс. тонн 2,3 1,96 85,2
Объем производства плодоовощных консервов, млн. усл. банок 70,5 58,0 82,3
Объем производства белого свекловичного сахара втвердом состоянии, тыс. тонн 156,2 162,7 104,2
Объем производства нерафинированного подсолнечного масла и его фракций, тыс. тонн 108,0 112,5 104,2
Объем производства сливочного масла, тыс. тонн 18,3 20,5 112,0
Объем производства сыров и сырных продуктов, тыс. тонн 91,5 89,7 98,0
Индекс производства напитков может быть повышен за счет роста производства пива. Сегодня среднегодовая потребность российских пивоваренных предприятий оценивается в 8 000 т хмеля при условии сохранения уровня потребления пива в Российской Федерации на уровне 50-55 л на душу населения в год. Чтобы к 2030 году получать стабильные урожаи хмеля на указанном уровне, требуется до 2024 года увеличить площади хмельников почти в 50 раз, с имеющихся 70-80 га до 4000 га [4; 5].
Условия произрастания хмеля есть в Республике Алтай, Алтайском крае, ряде других регионов. В Российской Федерации есть поддержка хмелеводам. Более того, в Российской Федерации государственные программы поддержки хмелеводов - до 3 лет плодоношения, тогда как, например, в Германии поддержка хмелеводов носит ежегодный характер. Для пива нужен продукт переработки хмеля, этому предприятию важно иметь статус сельхозпроизводителя (что возможно при организации кооператива - переработки производителями хмеля, государственная программа поддержки сельского хозяйства, СМП их поддерживает) [6; 7].
Поэтому необходимо:
- принять процедуру приоритетного (ускоренного) внесения требуемых иностранных сортов хмеля в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, так как без регистрации в реестре их невозможно легально ввезти в Российской Федерации (обычная процедура внесения в Реестр занимает минимум 2 года);
- провести конкурс районов и выделить территории для участия в подпрограмме (или обеспечить доступ к неиспользуемым землям в целях организации производства хмеля);
- участвовать в согласовании контрактов сельхозпроизводителей и потребителей (авансовые платежи сельхозпроизводителям, поставка саженцев, гарантии сбыта);
- внести изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по территориям, согласным на принятие подпрограммы, - выделение мероприятия «Развитие хмелеводства».
Библиографический список
1. Взаимосвязь развития и государственного регулирования пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края / П. В. Водясов, А. В. Миненко, М. Г. Хорунжин, М. В. Селиверстов // АПК: экономика, управление. - 2022. - № 3. - С. 83-91. - DOI 10.33305/223-83. - EDN JDTKMA.
2. Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://upp.alregn.ru/, свободный - (дата обращения 04.12.2022).
3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.:https://www.akstat.gks.ru, свободный - (дата обращения 02.12.2022).
4. Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России // Пищевая промышленность. - 2022. - № 9. - С. 6-7. - EDN KWBXAK.
5. Смирнова, Л. А. Новые подходы к формированию государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию / Л. А. Смирнова // Плодоводство и ягодоводство России. - 2020. - Т. 63. - С. 26-35. - DOI 10.31676/2073-4948-2020-63-26-35. - EDN HJFFTX.
6. Полухин, А. А. Основные проблемы селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур и пути их решения / А. А. Полухин, В. И. Панарина // Зернобобовые и крупяные культуры. - 2020. - № 3(35). - С. 5-11. - DOI 10.24411/2309-348X-2020-11178. - EDN BENVOH.
7. Мирзаев, С. А. Развитие пищевой промышленности - основное требование продовольственной безопасности и продовольственного обеспечения / С. А. Мирзаев // Colloquium-Journal. - 2022. - № 32-1(155). - С. 36-40. - DOI 10.24412/2520-6990-202232155-36-40. - EDN ZGAFBY.
MAIN ELEMENTS OF THE REGIONAL SUBSYSTEM OF THE UNIFIED STATE SOCIO-ECONOMIC POLICY IN THE FIELD OF FOOD SECURITY
A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article defines the importance of agricultural production and indicates the contribution of import substitution in the region. The main directions of work in the field of ensuring food security are indicated, measures for the implementation of support for the agro-industrial complex both at the state and regional levels are noted, in particular, a list of measures and policy documents aimed at increasing the investment potential of rural territories and their social sphere.
Keywords: agricultural production, food security, import substitution, state support, investments, priority areas.