ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ВЫХОД ИЗ СТАГНАЦИИ С ПОМОЩЬЮ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ
В.Д. Белкин, В.П. Стороженко
Статья содержит критику состояния и перспектив развития российской экономики. Рассмотрен опыт преодоления стагнации Россией и другими странами. Предлагается изменить стратегию развития и направить его на потребительский рынок.
Ключевые слова: стагнация, исторический опыт, потребительский спрос, резервы, инвестиции.
НЕ РЕЦЕССИЯ, А СТАГНАЦИЯ
Экс министр финансов А. Кудрин, его коллеги и последователи (имеющие наибольшее влияние на Президента В.В. Путина) завели страну в тупик, из которого трудно выбраться. Советник Президента РФ по экономике А. Белоусов предупреждал, что происходящее в экономике может к концу 2013 г. закончиться рецессией. Принимаемые правительством меры не обеспечат выполнение известных Майских (2012 г.) Указов Президента России по вопросам социально-экономического развития страны.
Пессимистично настроен и председатель правительства Д. Медведев, сетующий на плохой инвестиционный климат.
На заседании «Открытой трибуны» в Государственной Думе в мае 2013 г. А. Кудрин занялся самокритикой: «"Единая Россия"
© Белкин В.Д., Стороженко В.П., 2014 г.
должна принять на себя всю ответственность за стагнацию, к которой пришла наша страна. Нам, даже если сейчас засучить рукава, года три или пять придется пахать, чтобы выйти на новые элементы эффективности» (Лента Новостей, 2013).
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева говорит: «Утверждение всех кудринских бюджетов с 2001 по 2011 г. напоминало спектакли в театре абсурда... но теперь Кудрин довел этот абсурд до Абсолюта» (Советская Россия, 2014).
По данным международного института Legitum Institute, по уровню коррупции и эффективности управления экономикой страны Россия занимает 96 место, по уровню свободы граждан - 87 и по рейтингу безопасности - 82 место. Подобные удручающие рейтинги переполняют наше информационное пространство, но и без того ясно, что тупиковую стратегию надо срочно менять на перспективную. Нужна перезагрузка российской экономики.
Принимаемые правительством меры недостаточны для преодоления ситуации спада. Об этом красноречиво свидетельствует снижение годовых темпов роста ВВП до 1,41,5% в 2013 г. К тому же составителям планов, по мнению Президента РФ, так и не удалось перейти «на новый язык - не бюрократический, а понятный гражданам. - слишком много общих формулировок и расплывчатых фраз. пожеланий «светлого будущего». Нужна конкретная, понятная для граждан картина изменений: как они отразятся на качестве жизни людей» (Замахина, 2013).
За последние годы было подготовлено немало концепций, прогнозов, программ и стратегий социально-экономического развития России. Они разрабатывались профессионалами, коллективами известными известных ученых, но оказывались не выполненными вообще, либо недовыполненными.
Ни «Стратегия - 2020», ни «Прогноз -2030» не вдохновили население страны, пребывающее в состоянии тягостного ожидания экономического чуда, или хотя бы понятной перспективы улучшения социально-экономической обстановки.
Сложившаяся сегодня ситуация не внушает оптимизма. Президент РФ провел немало совещаний с авторами стратегических планов развития, но ничего конструктивного так и не прозвучало. По прежнему говорили о долгосрочных инвестиционных мегапро-ектах, как двигателе развития экономики, об использовании пенсионных накоплений и средств Фонда национального благосостояния как источнике так называемых «длинных» инвестиционных денег, необходимых для запуска крупных, инфраструктурных проектов, - основы для будущего роста.
Однако за истекшие годы подмечено, что, сколько бы ни получала страна от экспорта ресурсов, эта «дополнительная» выручка поглощается на «верхних этажах» вертикали власти. Успехи макроэкономики должны сопровождаться не меньшими успехами в жизни людей, росте их материального и духовного благополучия. Но людям достаются обычно крохи, которые и демонстрируют рост благосостояния народа. В докладах и выступлениях руководителей приводятся средние цифры: средние зарплаты, средние доходы, средняя обеспеченность жильем, качественными медицинскими услугами и т.д.
Средние цифры давно никого не убеждают!.. Они только маскируют недостатки. Недовольные, согласно социологическим исследованиям, постоянно задают естественный, неприятный для власть предержащих, вопрос: почему при несметных богатствах России мы так позорно бедны? В то же время примеры социальной несправедливости, наблюдаемые на каждом шагу, вызывают в обществе чувства бурного негодования.
Подсчитано, что на каждого жителя нашей страны приходится на 165 тыс. долл. запасов природных ископаемых - в 35 раз больше, чем в среднем в мире (ПРАЙМ, 2013). По количеству газа, нефти, плодородных земель, лесов, пресной воды мы всегда впереди других - развитых стран, догнать которые так стремимся. И людей образованных, толковых, у нас - не счесть. Но многие из них в последние годы эмигрируют в благополучные страны...
В сложившейся ситуации нашим экономистам начинать составлять прогнозы необходимо с самого главного - с того, что заботит людей изо дня в день: их питание, жилище, воспитание и обучение детей, лечение, их доходы и расходы - с микроэкономики, потребительского рынка, а уж потом переходить к прогнозам в области макроэкономики. Важно решить, из каких «закромов» черпать средства. Тут возможно многие воскликнут: это не серьёзно, это - популизм! Спросят: а как же инвестиции, капиталовложения, без которых экономика не будет развиваться.
ИСТОРИЯ РЫНКА УЧИТ
Высказанная выше идея - не популистская, а популярная, и состоит она в том, что надо развивать экономику с опорой на потребительский рынок. Эта идея - логична, понятна не только специалистам, многократно проверена в разные времена и в разных странах.
На различных этапах истории задачи экономического развития уточняются, обновляются, меняются местами по важности и очередности исполнения: только потребительский рынок в годы застоя и деградации становится движущей силой развития.
В послевоенной Германии в условиях разрухи и упадка канцлер Людвиг Эрхард, творец немецкого чуда, в своей книге «Благосостояние для всех» объяснил, как произошло ее восстановление и развитие в условиях разрухи и упадка. «Я исходил из желания, - писал Эрхард, - преодолеть старую консервативную социальную структуру путем создания массовой покупательной способности населения. Умножение благосостояния в послевоенной полунищей Германии стало возможным лишь посредством "экспансии хозяйства"».
Правда, ориентация на потребление в развитии страны может осложниться проблемами в структуре производства, в устойчивости денежно-кредитной политики. Поэтому
руководство ФРГ первостепенное внимание уделяло противодействию инфляции. Но это противодействие не было пассивным. Средства не омертвлялись в неприкосновенных запасах, напротив - каждый пфенниг вкладывался в эффективные проекты, своевременно и полностью использовалась рыночная конъюнктура, всячески поощрялось предпринимательство. В результате реализовался экономический феномен: увеличение заработков при снижающихся ценах. В 1952-1953 гг. рост доходов населения, повышение платежеспособного спроса привели к 60%-му росту в секторе товаров широкого потребления. В условиях возрастающего доверия населения к реформам росли и сбережения немецких трудящихся.
Принципиально важный для долгосрочного прогнозирования вопрос - определение рациональных пропорций между потреблением и накоплением. У нас сложилась за последнее десятилетие однобокое понимание того, что стоит за обеспечением устойчивости экономики. Эту устойчивость, якобы, наилучшим способом обеспечивает накопление денежных резервов... Но Людвиг Эрхард понимал устойчивость по-другому: «Если по ряду причин невозможно добиться оптимальной пропорции между капиталом. инвестиционными нуждами народного хозяйства и потреблением, тогда я считаю. выгоднее сохранить потребительскую конъюнктуру, идя при этом на риск затруднений в области капиталовложений» (Эрхард, 1991).
Еще более впечатляющий и близкий ситуации нашего времени пример прогресса в социально-экономическом развитии за счет опережающего роста потребительского рынка последние 20 лет демонстрирует миру Китай. С тех пор, как Дэн Сяопин провозгласил построение в стране «социальной рыночной экономики», темпы социально-экономического развития Китая поражают мир. Были реализованы понятные и близкие народу цели развития сельского хозяйства, производства товаров повседневного спроса, жилищного строительства. Мотивация труда, доверие
граждан к перестраиваемому хозяйству, поддержка государством частной инициативы на малых предприятиях и на уровне домохо-зяйств, благоприятствовали инновационному развитию, технико-технологическому прогрессу, ориентированному на мировой опыт.
Сегодня мировой экономический кризис ослабил спрос на экспортные китайские товары, поддерживавший на протяжении десятилетий беспрецедентный экономический рост Китая. Власти решили, что рост внутреннего потребления должен стать новым эффективным двигателем для страны. При этом доход на душу населения уже к 2020 г. предстоит удвоить. В результате снизится зависимость Китая от экспорта - важнейшего двигателя его экономики.
Поскольку дешевая рабочая сила - главное конкурентное преимущество Китая - утрачивает свое значение, Китай, по-видимому, будет развивать собственные инновационные производства. В результате высоких темпов роста ВВП Китай уже вышел на второе место в мире, а к 2030 г., по-видимому, займет первое.
Все вышесказанное происходило и происходит во второй половине прошлого века в Германии и начале нынешнего - в Китае.
Но самый яркий и наглядный пример выхода из тяжелейшего послевоенного и послереволюционного кризиса с помощью потребительского рынка являет собой Россия. Революция, борьба с рынком, бедствующее население, голод, продразверстка, развал денежного обращения привели Россию на край катастрофы. В.И. Ленин писал: «Никакого сомнения в том, что мы понесли поражение на экономическом фронте. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, раньше нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским» (Кузовков, 1925).
По поручению В.И. Ленина нарком финансов Г.Я. Сокольников в кратчайшие сроки в 1922-1924 гг. провел самую эффективную и продуктивную денежную реформу. В стране была объявлена новая экономическая по-
литика (НЭП). Потребительский рынок стал развиваться невиданно быстрыми темпами. Словно грибы после летнего дождя, вырастали десятки тысяч малых предприятий, артелей, центров торговли и разнообразных услуг. В результате, уже концу 1926 г. экономика России достигла довоенного уровня - 1913 г. Население России из голодного и полуголодного стало сытым - не только в Москве и Петрограде, но и на Украине, Белоруссии, в Туркменистане - во всей стране.
Наиболее верный показатель благополучия жителей любой страны - демографическая динамика. В течение трех лет нэпа - 1924, 1925, 1926 гг. - прирост населения составил -1,9% в год. В нашей стране ни до, ни после этого периода такого роста не наблюдалось (Симчера, 2006, с. 101).
СЕГОДНЯ МЫ ТОПЧЕМСЯ НА МЕСТЕ
Что происходит в экономике России сегодня? Некоторое движение, хотя и медленное, в нужном направлении продемонстрировано в подготовленном Минэкономразвития РФ прогнозе «Россия-2030», где предусмотрено увеличение роли домохозяйств и ненефтегазового сектора экономики. Но даже это робкое оживление подверглось суровой критике противников ускоренного роста потребительского рынка: мол, рост кредитования граждан намного опережает рост оплаты труда, это, дескать, обрушит финансовую систему. Хотя, как отмечает, профессор Н. Кри-чевский (Кричевский, 2012), оснований для этого нет. В 2012 г., например, объем выданных кредитов увеличился всего на 2,2 трлн р., тогда как совокупный фонд оплаты труда по экономике - на 3,9 трлн р. Задача в том, чтобы направить дополнительные средства на развитие реального, преимущественно инновационного производства.
Что действительно угрожает благосостоянию граждан, особенно пенсионеров, так
это безудержный рост тарифов естественных монополий, которые по указанию Президента Путина должны ограничить рост тарифов, хотя бы ЖКХ, 6%. Согласно «Сценарным условиям, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг.», разрабатываемым Минэкономразвития, при инфляции в 2014-2016 гг. в 4-6% рост тарифов ЖКХ в 2014 г. составит 9,5-10%, в 2015 г. - 10,5%, в 2016 г. - 8,4% (Сценарные условия., 2012).
Рост тарифов на электроснабжение в эти годы составит 12-15%, газоснабжение - 15%, пассажирские железнодорожные перевозки -10%. Как видим, рост тарифов естественных монополий кратно превышает темп инфляции и намечаемый прирост зарплаты и пенсий.
ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА
Рост сферы потребления должен обеспечиваться опережающим форсированным развитием малого предпринимательства, высвобождением главного ресурса общества -созидательной инициативы людей, скованной тисками всесильной российской бюрократии.
Известный русский философ Александр Пятигорский писал: «Сила страны не в мощи государства, не в экономике или природных богатствах, а в феноменальных человеческих ресурсах» (Пятигорский, 2008). Вот этот-то главный ресурс у нас, по сути, не задействован. Первейшая задача политико-социально-экономического руководства - разблокировать творческую инициативу людей.
Кто же сегодня будет препятствовать развитию малого предпринимательств? На практике «малым предпринимателям» и индивидуалам чинят препятствия. Виноваты не только местные бюрократы. Об этом свидетельствует, например, упомянутое повышение страховых взносов. Они увеличились с начала 2013 г. с 17,2 тыс. до 35,6 тыс. р. в год. В результате проведения этой вредоносной акции
только за три месяца прекратили функционировать около 350 тыс. малых предприятий (к концу 2013 г. это число возросло до 600 тыс.). Из-за непродуманных действий правительства государственный бюджет лишился примерно 3,5 млрд р. социальных выплат и 47 млрд р. не получит Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Более того, армия безработных за неполные три месяца увеличилась на 97 тыс. человек. Когда молодым людям некуда идти, а кормить семью надо, они попадают в сети криминала. Вот откуда рост бандитизма и прочей преступности. Виновата, в конечном счете - власть.
Такое отношение приведет к катастрофе массу малых предпринимателей в небольших населенных пунктах и на селе. Возрастет люмпенизация населения, что создает дополнительные проблемы для всего общества.
ОПОРА НА МАЛЫЙ БИЗНЕС
Согласно прогнозу «Россия-2030», доля работников, занятых на МСП, и индивидуалов в общей численности занятого населения достигнет 32,2%. Это очень малая доля с позиций опережающего развития предпринимательского рынка. По-видимому, понадобится коренной пересмотр темпов и объемов развития малого бизнеса и ИП. Особенно он должен затронуть сельское хозяйство: деревня, крестьянский двор, тут есть, где развернуться малым предприятиям, индивидуалам. Сегодня деревня держится на энтузиазме самородков-предпринимателей.
Наряду с сельским хозяйством, программа жилищного строительства, особенно малоэтажного индивидуального, дает простор развитию малых предприятий. Один из главных двигателей ускоренного развития потребительского рынка и экономики в целом, -жилищное строительство, в частности, с помощью ипотечного кредитования. Однако в нашей стране ипотека не для малоимущих. Во
многих странах мира ипотека ограничивается 1-2% годовых, причем кредит предоставляется на 20-40 лет. В этих условиях молодые семьи обретают гарантию долгосрочного благополучного существования. Имея собственную крышу над головой, семья растет, обзаводится имуществом - мебелью, техникой и т.п.
Помимо сельского хозяйства и жилищного строительства, потребительский рынок должен расти опережающими темпами по многим другим направлениям. Жилье, конечно, более инерционная сфера экономики, чем производство товаров повседневного спроса. Не надо примеров нашего отставания в сфере бытовой электроники - они известны каждому - ни конкурентоспособных отечественных мобильных телефонов, ни телевизоров, ни компьютеров, ни многих других сложных устройств нам в ближайшей перспективе не произвести. А пылесосы, мясорубки, кастрюли-сковородки, игрушки, спортивные товары, тысячи предметов бытовой техники текут в нашу страну нескончаемым потоком из Китая и других стран, этим импортом заполнены магазины во всем мире. Неужели нашего научно-технического потенциала не хватает?..
А сотни заводов оборонной промышленности, которым из года в год вменяют в обязанность работать на широкий рынок. Оборонная промышленность может много сделать для развития потребительского рынка. Военные специалисты, как правило, пренебрегают гражданской продукцией, считают ее «обузой»: мы выпускаем лучшие в мире ракеты, а нас заставляют какие-то кастрюли. В новой программе развития России с опорой на потребительский рынок, этот вопрос мог бы решаться с выгодой как для граждан, так и для предприятий ВПК.
Для крупных преобразований в экономике и социальной сфере недостаточно сочинить убедительную стратегию и прогноз долгосрочного развития. Необходимо возродить доверие населения, личную заинтересованность каждого в предлагаемых изменениях.
Успехи макроэкономики, если даже они есть, могут порадовать понимающих, но они не вызовут восторга и подъема, они не могут всколыхнуть и сплотить страну. А без этого - учит история - никакие кардинальные изменения в экономике и социальной сфере невозможны.
Что бы ни говорили противники «философии потребительства», рост всенародного потребления материальных и духовных благ - самый верный и короткий путь к преобразованиям экономики. Конечно, речь идет не только о ширпотребе, - товарах народного потребления. Предприятия легкой и пищевой промышленности, производство строительных и дорожных машин, сельскохозяйственной техники, - все это работает на развитие потребительского рынка. Здесь открывается простор для участия «оборонки», которая в потенции способна создавать машины не хуже «Катерпиллера».
Противники «потребительской» стратегии спрашивают: откуда средства? Мы проедим все, что у нас есть. А дальше? А инфляция?
Чтобы не было инфляции, рост производства должен опережать рост потребления за счет производительности труда, которая в цивилизованном обществе растет в основном благодаря инновациям. Это - азбука. Здесь главная роль принадлежит самобытному, раскрепощенному, инициативному мышлению людей дела, сосредоточенных не только в крупной индустрии, но, большей частью в малом и мелком бизнесе. Творцы (вспомним Сергея Королева, Генри Форда, Билла Гейтса!), даже в сараях, гаражах и подсобках работали на будущее.
Тормозит развитие российской экономики ее необоснованная милитаризация. Треть расходной части бюджета уже длительное время направляется армии и полиции. В 2013 г., им было выделено 4,3 трлн из 13,3 трлн р. бюджетных расходов.
Нынешней осенью в Государственной Думе обсуждался закон о бюджете России на 2014-2016 гг. премьер-министр Дмитрий Медведев отметил: «Есть перекос в сторону финансирования затрат на силовую составля-
ющую». И как ни удивительно, он этот перекос одобрил. Хотя реальных оснований для этого нет: ни одна страна нападать на Россию не собирается (Бородкин, 2013, с. 7). Россия обладает огромным оборонным потенциалом и финансовыми резервами, которые ежегодно пополняются, но почти не используются. Главные из них - золотовалютные резервы (ЗВР), из которых формируется резерв, для благозвучия называемый «Фондом благосостояния».
Чтобы использовать большую часть ЗВР действительно для повышения благосостояния надо их не накапливать, а расходовать на развитие отечественной экономики и социальной сферы. Ныне ЗВР России превышают 600 млрд долл.; подобных же средств больше - только у Китая и Японии. Принятый во всем мире критерий достаточности ЗВР - трехмесячный импорт товаров и услуг. Остальные ЗВР должны «работать», а не пролеживать. Убыточно для России - держать сверхдостаточные резервы в зарубежных банках, под 1-2% годовых при одновременном заимствовании под 5-7%.
А как же росла экономика России и СССР раньше, без огромных нефтегазовых доходов? Вспомним в этой связи событие почти вековой давности - денежную реформу 1922-1925 гг. - основу новой экономической политики (НЭП).
Успех денежной реформы открыл широкие возможности для займовых и вкладных операций, обеспечил сберегательную деятельность населения. Денежная реформа благотворно сказалась на развитии экономики страны: в 1922-1925 гг. - за три года - продукция сельского хозяйства возросла в 1,4 раза, промышленности - почти в два раза.
ОТКУДА ДЕНЬГИ?
Спрашивается, откуда государство будет черпать огромные дополнительные средства в помощь малому бизнесу и индивидуалам?
Источники хорошо известны, но включить их непросто. Например, использование части сверхдостаточных ЗВР в интересах экономики и социальной сферы в размере, например, 10% их объема, а это - порядка 50 млрд долл. в год. Эту возможность неоднократно обосновывали многие ученые и практические деятели в научных статьях, публикациях и выступлениях в СМИ.
Необходимо сократить отчисления в резервные фонды. Актуальность и реальность этой меры демонстрировала дискуссия при подготовке бюджета, между сторонниками 7%-ных и 5%-ных отчислений в фонды.
Конечно, важный потенциальный резерв - отечественные инвестиции: средства предприятий и накопления на банковских вкладах населения. Правда, о масштабных инвестициях предприятий можно будет более уверенно говорить по мере нормализации и укрепления их финансовой базы, ориентированной на потребительский спрос. Использование же банковских вкладов населения для инвестиций было бы допустимо в объемах, не нарушающих гарантии их сохранности во времени. Это представляется возможным с учетом огромной инертной массы сбережений, которая даже в кризисные периоды демонстрирует достаточную устойчивость.
Вопрос о решающей роли иностранных инвестиций постоянно обсуждается экономистами и предпринимателями. На этот источник возлагаются большие надежды. Но мы видим, что отток капиталов не только не прекращается, но бьет рекорды.
Иностранные вложения, в случае улучшения инвестиционного и политического климата, могли бы сыграть решающую роль в программах инновационного развития. К сожалению, власть не ощущает прямой зависимости притока и оттока иностранного капитала от нагнетания негативной социально-политической атмосферы в нашей стране (Сигал, 2013). «Реального улучшения делового климата в России ждать не стоит. Все, что для этого делается, носит формальный характер, и к тому же не доводится до конца. Но главное,
что мешает бизнесу расцвести на российской почве, это нездоровый политический климат».
Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-йоркского университета, в интервью газете «Ведомости» заявил, что для ускорения экономического роста в России необходим «другой политический климат, более дружественный по отношению к иностранным инвесторам» (Рубини, 2011).
Политический климат напрямую влияет на инвестиционный. Иностранному бизнесмену, болезненно реагирующему на сужение гражданских свобод в стране, неправомерные решения по резонансным судебным делам, ограничения сохранности и свободы бизнеса, представляются менее рискованными вложения капитала в страны с более благоприятным социально-политическим климатом. Многочисленные оценки и удручающие рейтинги места России в мире по этому параметру постоянно приводятся в СМИ.
Наши внутренние резервы, например, привычный доход от приватизации, несмотря на разногласия в обществе, достаточно изучен и оценен, сроки и адреса определены.
Налог на недвижимость - также известная и остро дискуссионная тема. Давно находится в стадии подготовки законодательная база, но, по-видимому, из корыстных интересов ее движение тормозится собственниками - владельцами дорогой недвижимости. Сегодня, кажется, вопрос близок к разрешению.
Еще один важный источник - действенный налог на неиспользуемые ресурсы - землю, жилье и др. В стране - миллионы гектаров земли же много лет не используются, зарастают бурьяном, кустарником. При острой нехватке жилья тысячи квартир хронически пустуют, вызывая недовольство нуждающихся граждан. У владельцев неиспользуемой собственности - земли и жилья, конечно, нельзя отобрать их имущество, но введением прогрессивного налогообложения на эти ресурсы, можно добиться желаемого результата, не нарушая права собственника.
Иными словами, внутренние резервы далеки от исчерпания, но слабо вовлекаются в
оборот. Государственные и муниципальные займы - источники, широко используемые в зарубежных странах; корректировка оборонных и других государственных расходов; сокращение затрат на «суперпроекты»; не говоря уж о долгожданной отмене злополучной плоской налоговой шкалы и многих других источников - вот неполный перечень источников, которые могли бы использоваться для поддержания новой потребительской стратегии.
Читатель усомнится: разве все это возможно в сегодняшнем застое? Разве это не фантастика? О каких деньгах идет речь? Можно представить себе хотя бы порядок цифр?
Действительно, пока это фантастика, тема для обсуждения, для критики. Предлагаемый новый подход, если всерьез им заняться, потребует принятия многочисленных институциональных решений, конкретных программ и соответствующих расчетов. «На вскидку», объем ресурсов может составить до 5 трлн р. в год. Считайте: 50 млрд долл. -10% ЗВР, о которых мы упомянули выше, а это уже 1,5 трлн р.; реально - уменьшение военно-полицейских и других государственных расходов на 1-1,5 трлн р.; столько же можно получить из других источников - резервных фондов, пенсионных накоплений, вложений предприятий, приватизации недвижимости, и т.д. Все это, конечно, весьма условно, но нас это не должно смущать, это - ориентир. А разве не условными выглядят важнейшие экономические показатели, рассчитываемые с точностью до десятых долей процента (!), в то время, как «в тени» находится половина ВВП и денежного оборота? К тому же, столько денег, наверное, и не потребовалось бы. Махину бы только столкнуть с места, - дальше она покатит разгоняясь.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
Как запустить дополнительные ресурсы, не «проедая», в дело: на инвестиции, на
кредитование производства в сфере потребительского рынка, на создание новых мощностей, на наращивание выпуска товаров замещающих экспорт, на разработку и освоение конкурентоспособной продукции?
Задача сложная не только и не столько для экономического моделирования, сколько для преодоления стереотипного поведения людей, сложившегося за десятилетия жизни в условиях дефицита продовольствия, жилья, бытовых удобств, качественной медицины и т.п. Что бы преодолеть преобладающую в обществе апатию и неверие в «светлое будущее», эти ресурсы необходимо разделить на потребление и накопление - инвестиции. Вот это гражданам - в потребительскую корзину, - на реальный рост благосостояния. А это -на увеличение производства, чтобы корзина не оскудела, а подрастала. Конечно, часть дополнительных ресурсов, направляемых на потребление, необходимо будет нейтрализовать, чтобы не разгонялась инфляция. Например, замораживая цены, дотируя производителей из тех же резервов.
Но как разделить деньги на потребление и накопления? Потребительская психология нашего нуждающегося обывателя известна. Свалившиеся с неба триллионы проглотят. Поэтому инвестиционные деньги не смешиваются с обычными деньгами. Их нельзя тратить на потребительские товары и услуги. Во всех документах, всех бухгалтерских проводках эти инвестиционные деньги учитываются отдельно, их движение, инвестиционный путь, прослеживается от начала до конца; технически это вполне осуществимо. Будет выстроен понятный барьер между безудержным потреблением и инвестированием. Это похоже на параллельную валюту, но, конечно, не совсем то, - не то время и не те условия. Хотя в подобной аналогии нет ничего страшного. В истории это бывало не раз.
Параллельные деньги вводились не случайно и в свое время играли положительную роль. В России экономические реформы Витте, Сокольникова, спасали от кризисов. Кстати и сегодня есть сферы ограниченно-
го адресного использования таких денег, например - материнский капитал. Его, правда, с 2017 г. собираются разрешить вкладывать в открытие своего дела.
На потенциальные возможности введения параллельной валюты для нормализации денежной системы обратил внимание еще в 1990-е гг. В. Белкин, разработавший со своими единомышленниками предложения для власти (Белкин, Казьмин, Стороженко, 1991). К сожалению, правительство Е. Гайдара пренебрегло этой идеей.
Обращает на себя внимание появившаяся недавно книга А.О. Недосекина (Не-досекин, 2012), в которой обосновывается потребность российской экономики в инвестиционном рубле, по - сути, в параллельной валюте. Эта книга, если отбросить имперские замашки автора, содержит ценные для перестройки нашей экономики предложения.
В России, после революции собственные суррогатные деньги печатали волости, заводы, коммуны, даже школы, - все кому не лень. Лишь в 1935 г. на территории РСФСР они были запрещены. Дефицит денег был выгоден советской власти, потому что не хватало товаров и услуг для населения. В 1947 и 1991 гг. проводились конфискационные денежные реформы. Специальные денежные знаки вводились в некоторых закрытых для населения сферах. Например, в ГУЛАГЕ для внутреннего хождения выпускались свои чеки - например чеки Джесказганского ИТ Лагеря ГУЛАГа НКВД СССР. В известных магазинах «Березка» можно было покупать товары только на специальные чеки для внешней торговли - соблазнительный предмет для спекуляции; выпускались также чеки для моряков Морфлота.
Еще в 1990-е гг., когда монетизация снизилась с 75 до 15% в результате нехватки денег, 750 населенных пунктов и 25 тысяч предприятий выпускали собственные эрзац-деньги. На предприятиях зарплату давали чеками, на которые население отоваривало продукты и промышленные товары. «Местные деньги» появились в Татарстане, Нижего-
родской области, Хакасии, на Урале, - «уральские франки».
Решительно преодолевая инерцию спроса (стагнацию) с помощью незадейство-ванных еще инвестиционных ресурсов, мы получим подтверждение того, что оживление экономики зависит не только от судьбы десятка малодоходных, порой убыточных мега-проектов и даже не только от шестисот крупнейших предприятий, по которым статистика отслеживает тенденции развития экономики, но, прежде всего, от благополучия 6 млн производств малого и среднего бизнеса.
Конечно, в свете сегодняшней «злобы дня», когда аналитики предрекают, что бюджет в ближайшие три года не только не получит дополнительных доходов, но лишится 1,7 трлн р. (Прайм, 2013), трудно всерьез рассчитывать на предлагаемую спасительную стратегию, которая пока выглядит утопией.
Сигал Е. Бизнесу мешает расти нездоровый политический климат // Ъ-Деньги. 2013. 17 июня. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет. 1900-2000 гг. Исторические ряды. М.: Наука, 2006.
Советская Россия. 2014. 21 февр. URL: http://www. sovross.ru/.
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. М.: Минэкономразвития, 2012. 2 мая. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начало-Пресс, 1991.
Рукопись поступила в редакцию 19.12.2013 г.
Литература
Агентство экономической информации «Прайм». 2013. 9 мар.
Агентство экономической информации «Прайм». 2013. 6 дек.
Белкин В., Казьмин А., Стороженко В. Параллельный рубль // Независимая газета. 1991. 11 июня.
Бородкин С. Кровавые потери бюджета // Аргументы недели. 2013. № 37. 26 сент.
Замахина Т. В. Путин устроил разнос правительству // Московский комсомолец. 2013. 8 июня.
Кричевский Н. Капитуляция перед инфляцией // МК. 2012. 4 мая.
Кузовков Д.В. Основные моменты распада и восстановления денежной системы. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1925.
Лента Новостей. 2013. 22 мая. URL: http//komitetai/ news/576/UZyATnqK2d4.
Недосекин А.О. Два очерка о грядущей России. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012
Пятигорский А. // Аргументы и факты. 2008. 9 янв.
Рубини Н. Интервью //Ведомости. 2011. 15 февр.