Научная статья на тему 'ВЫХОД БЕЛОРУССКИХ ЭКСПОРТЕРОВ НА РЫНКИ АФГАНИСТАНА И ПАКИСТАНА'

ВЫХОД БЕЛОРУССКИХ ЭКСПОРТЕРОВ НА РЫНКИ АФГАНИСТАНА И ПАКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ПАКИСТАН / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тавгень Екатерина

В статье анализируются перспективные направления развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с исламскими республиками Афганистан и Пакистан. Рассматривается товарная структура отечественного экспорта на рынки этих стран, дается краткий экономический обзор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The entry of Belarusian exporters to the markets of Afghanistan and Pakistan

The article analyzes the prospects of foreign trade development between the Republic of Belarus and the Islamic Republic of Afghanistan and the Islamic Republic of Pakistan.

Текст научной работы на тему «ВЫХОД БЕЛОРУССКИХ ЭКСПОРТЕРОВ НА РЫНКИ АФГАНИСТАНА И ПАКИСТАНА»

ВЫХОД БЕЛОРУССКИХ ЭКСПОРТЕРОВ НА РЫНКИ АФГАНИСТАН И ПАКИСТА

Екатерина Тавгень,

научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси

Аннотация. В статье анализируются перспективные направления развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с исламскими республиками Афганистан и Пакистан. Рассматривается товарная структура отечественного экспорта на рынки этих стран, дается краткий экономический обзор. Ключевые слова: Афганистан, Пакистан, внешнеторговые отношения, торгово-экономическое сотрудничество, экспорт.

Афганистан и Пакистан находятся на перекрестке Южной и Центральной Азии, Китая и Ближнего Востока, в эпицентре регионального рынка с многочисленным населением, обширными и разнообразными запасами ресурсов и огромным торговым потенциалом. Обладая важными стратегическими возможностями для дальнейшего экономического развития, эти страны открывают широкие перспективы для торговых партнеров и предлагают точки доступа к быстрорастущему Азиатскому региону. В этой связи расширение взаимовыгодного сотрудничества с Афганистаном и Пакистаном с целью диверсификации внешнеторговой деятельности представляется весьма актуальным для Республики Беларусь.

Исламская Республика Афганистан

Несмотря на постепенное улучшение таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень доходов

и грамотности, Афганистан по-прежнему является одной из самых бедных стран мира, с ВВП на душу населения в размере 2 тыс. долл. Коррупция, проблемы с обеспечением безопасности, неразвитость инфраструктуры, а также сильная зависимость от иностранной помощи серьезно ограничивают перспективы экономического роста государства.

По оценке МВФ, в 2018 г. ВВП Афганистана составил 20,4 млрд долл. При этом на сельскохозяйственный сектор приходится около 23% ВВП (с учетом только легальной деятельности). Промышленность развита слабо, и ее доля составляет 21%, в то время как на услуги приходится 56% ВВП. Ежегодный дефицит торгового баланса в размере 33% ВВП финансируется за счет иностранной помощи.

Афганистан - полиэтничное государство, его населяют более 20 народностей, большинство из которых пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%),

туркмены (2%), белуджи (0,5%). Здесь проживают также арабы, курды, казахи, киргизы, монголы и др. Следовательно, афганцы не сформировались в качестве единой гражданской нации, и экономика этой страны неотделима от региональных, межэтнических, меж- и внутриконфессиональных противоречий.

Хотя афганский средний класс в основном составляют экспатрианты, выросшие в Иране или Пакистане, их, как правило, не устраивает экономическая и политическая ситуация в стране. В связи с этим в последние годы значительно возросла иммиграция на Запад, что представляет собой угрозу для долгосрочного экономического развития [1].

Тем не менее Афганистан является новым и перспективным рынком для многих зарубежных компаний, поскольку государство импортирует весьма широкий спектр товаров: муку, торф, тесьму, животные жиры и масла, газ и другие на сумму около 7 млрд долл., а основными торговыми партнерами выступают Иран, Пакистан, Китай, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Индия.

Таким образом, страна открывает большие перспективы для дистрибуции продуктов или услуг,

Го Экспорт товаров,

млн долл.

2010 14,7

2011 140,3

2012 156,3

востребованных на рынках развивающихся стран. Среди преимуществ Афганистана для внешнеторговой и инвестиционной деятельности можно выделить:

■ низкий уровень конкуренции, который создает благоприятные условия для торговли новой продукцией с потенциально хорошей прибылью;

■ сотрудничество с компаниями из Пакистана и ОАЭ, имеющими доступ к местному рынку и предлагающими варианты с минимальными рисками для выхода на него;

■ рост численности населения, 70% которого не старше 25 лет;

■ активизация борьбы с коррупцией;

■ наличие значительного потенциала для разведки полезных ископаемых, нефти и газа. Однако при ведении бизнеса

в Афганистане могут возникнуть типичные для страны и региона в целом проблемы:

■ напряженная ситуация в сфере безопасности, негативно сказывающаяся на частных инвестициях и потребительском спросе;

высокий уровень бюрократии;

■ неспособность правовой системы обеспечить решение сложных коммерческих вопросов;

■ отсутствие опыта в разработке проектов и их управлении [2].

Что касается двусторонней торговли Беларуси и Афганистана, то по итогам 2018 г. взаимный товарооборот составил 34,3 млн долл.; экспортировано отечественных товаров на сумму 34,0 млн долл., импортировано из Афганистана - на 0,3 млн долл. [3]. При этом более 97% белорусского экспорта пришлось на две товарные позиции - нефтепродукты (30,1 млн долл.) и тракторы (3,0 млн долл.). Помимо этого в страну поставлялись прутки и профили из алюминиевых сплавов, лекарственные средства, трансмиссионные валы, сцепления, коробки передач и пр.

Особый интерес для зарубежных компаний представляют такие секторы экономики Афганистана, как продовольствие и сельское хозяйство, строительство, транспорт и логистика, разведка и добыча полезных ископаемых, машино- и станкостроение.

Несмотря на то что сельское хозяйство остается одной из главных движущих сил экономики Афганистана, потенциал его развития ограничен неэффективной и технологически устаревшей системой переработки и хранения пищевых продуктов. Это обусловливает потребность страны в холодильных установках, а также оборудовании для дробления, прессования, пастеризации, фильтрации, сушки, сортировки, наполнения и упаковки. Кроме того, отмечается спрос на некоторые категории продовольствия, в том числе на молочные продукты, муку, фруктовые соки, джемы и томатную пасту, говядину, мясо птицы. Большинство промышлен-но обработанных и упакованных

Импорт товаров, Внешнеторговый Сальдо внешней млн долл. оборот, млн долл. торговли, млн долл.

2,0 16,7 12,7

2,8 143,1 137,5

1,5 157,8 154,8

2013 4,8 1,2 6,0 3,6

2014 4,2 1,4 5,6 2,8

2015 15,9 0,4 16,3 15,5

2016 15,0 10,9 25,9 4,1

2017 18,8 0,9 19,7 17,9

2018 34,0 0,3 34,3 33,7

Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с Исламской Республикой Афганистан в 2010-2018 гг.

товаров, представленных на афганском рынке, импортируется из Ирана и Пакистана.

Хотя темпы роста сектора добывающей промышленности в последние годы были невысоки, оценки месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов гарантируют, что данная отрасль будет играть заметную роль в экономическом развитии Афганистана в средне- и долгосрочной перспективе. Так, в стране имеется более 1 тыс. потенциальных месторождений железной руды, меди, угля, цинка, свинца, золота, серебра, урана, лития, драгоценных и полудрагоценных камней, например лазурита, изумруда, рубина, турмалина, сапфира, кварца, аметиста. Однако лишь немногие из этих запасов используются в коммерческих целях, что предоставляет импортерам возможности поставок оборудования, необходимого для добычи и переработки сырья.

Огромная часть иностранных инвестиций в Афганистан направлена на реализацию проектов, связанных с масштабной реконструкцией транспортной, энергетической и водной инфраструктуры, возведением жилья и медицинских учреждений. При этом потребность во многих видах строительных материалов, таких как мрамор, брусчатка, цемент, бетонные блоки, кирпич, гравий, дерево, сталь, песок, стекло, плитка, будет оставаться высокой в течение следующих нескольких лет, учитывая рост населения и увеличение доходов. Однако доступ к реализуемым проектам, как и возможность поставок необходимого оборудования, открыты для тех стран, которые их и финансируют.

Поскольку самостоятельный выход на розничный рынок

Афганистана сопряжен с серьезными рисками, основная стратегия иностранных экспортеров заключается в работе с трейдерами, осуществляющими получение товара на границе [4]. Учитывая по-лиэтничность Афганистана и компактное проживание отдельных этнических групп, целесообразно использовать для продвижения белорусских товаров на внутренний рынок этой страны следующие направления:

■ через Туркменистан в направлении Кушка - Герат - Шин-дант - Кандагар, охватывая западные провинции;

■ через Узбекистан в направлении Термез - Хайратон - Ма-зари-Шариф - Кабул - Дже-лалабад для доставки товаров в центральные и южные регионы;

■ через Таджикистан в направлении Пяндж - Кундуз - Талукан -Файзабад - Бадахшан, в северо-восточные районы. Китайская инициатива «Один

пояс - один путь» открывает широкие перспективы для доставки товаров на территорию Афганистана. По уже действующему железнодорожному маршруту Китай - Западная Европа, можно направлять экспортные товары до г. Кашгар, расположенного в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, имеющем общую границу с Исламской Республикой Афганистан.

Согласно подписанному в 2010 г. Афгано-пакистанскому соглашению о транзитной торговле, товары, предназначенные для афганского рынка, поступают в морские порты Пакистана и далее направляются транзитом через всю страну.

Таким образом, несмотря на широкую номенклатуру

потенциальных импортных поставок, растущий спрос со стороны местного населения и относительно низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке, сложная военно-политическая обстановка, сохраняющаяся на территории Афганистана, остается одним из основных препятствий на пути развития прямых внешнеторговых отношений.

Исламская Республика Пакистан

Исламская Республика Пакистан с численностью населения порядка 190 млн человек и общим объемом ВВП на уровне 300 млрд долл. является седьмым по величине рынком в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. В течение последних трех лет темпы рост ВВП составляли более 4%.

Тем не менее перед Пакистаном стоит ряд важных задач, требующих решения, в том числе обеспечение благоприятной деловой среды, уменьшение зависимости от иностранных доноров и расширение налоговой базы. Сохранение макроэкономической стабильности и дальнейшая реализация структурных реформ должны стать одной из главных предпосылок для устойчивого развития государства.

К благоприятным факторам ведения экономической деятельности с Пакистаном относятся емкий внутренний рынок и высокий уровень спроса, поддерживаемый положительной демографической динамикой; значительные объемы денежных переводов от мигрантов, работающих за границей; богатство природных ресурсов (страна занимает 3-е место в мире по величине запасов угля);

географическая близость к быстрорастущему азиатскому региону; позитивный прогноз развития Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК).

Активизации внешнеторговой и инвестиционной деятельности Пакистана препятствуют напряженная геополитическая обстановка и проблемы с обеспечением внутренней безопасности (угроза терроризма, наличие границы с Афганистаном); низкие доходы на душу населения и высокий уровень бедности; значительный дефицит торгового баланса и государственного бюджета; обширный теневой сектор экономики (40% ВВП); неразвитость финансовой системы; наличие большого числа бюрократических формальностей и распространение коррупции; слабая инфраструктура.

Объем внешней торговли между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан относительно невелик и характеризуется достаточной устойчивостью. При этом сальдо складывается положительным для нашей страны. Так, в 2018 г. оно составило 26,2 млн долл. при экспорте в Пакистан 39,3 млн долл. и импорте в Беларусь - 13,1 млн долл. [3]. Следует отметить, что руководством двух стран поставлена задача увеличить до конца

2020 г. объем взаимного товарооборота до 1 млрд долл.

В товарной структуре белорусского экспорта в Пакистан наибольшую долю занимают тракторы, их части и принадлежности, шины и покрышки, калийные удобрения, синтетические волокна и нити, грузовые автомобили, газетная бумага, детское питание. Импортные поставки из Пакистана представлены в основном пищевыми продуктами, текстилем, хирургическими инструментами.

Для развития взаимовыгодной внешнеторговой деятельности между Беларусью и Пакистаном важно наращивать объем экспорта уже поставляемой продукции и выходить на рынок с новыми предложениями. К наиболее перспективным для внешнеторгового сотрудничества направлениям можно отнести потребительские товары, электроэнергетическое и нефтегазовое оборудование, сельскохозяйственную технику, здравоохранение, строительство, телекоммуникационное оборудование.

Сельскохозяйственный сектор Пакистана является основой экономики страны: на него приходится порядка 20% ВВП и 40% от общей численности рабочей силы [5]. Однако национальная промышленность способна

удовлетворить только 25% потребностей в соответствующей технике и оборудовании. Наибольшим спросом на пакистанском рынке пользуются тракторы, зерноуборочные комбайны, культиваторы, сеялки, сортировщики, укатывающие диски, бороны, глубокорыхлители, ротаторы, разбрасыватели удобрений, системы капельного орошения, рулонные пресс-подборщики, опрыскиватели, ирригационные насосы.

Примечательно, что Пакистан -четвертый по величине производитель непастеризованного молока в мире с ежегодным потенциалом роста экспорта в 20%. Однако только незначительная часть данного продукта попадает на переработку из-за нехватки необходимого технологического оборудования и слабой инфраструктуры.

В прошлом году строительный сектор страны продемонстрировал положительную динамику, что было обусловлено инициированием государственных инфраструктурных проектов и дальнейшей реализацией мероприятий в рамках КПЭК. Объемы внутреннего строительства находятся на достаточном уровне, однако большая часть техники, необходимой для отрасли, импортируется. К ней относятся подъемные и рабочие платформы, асфальтоукладчики, экскаваторы, погрузчики, кабеле-прокладчики, оборудование для приготовления бетонной смеси, буровое оборудование, самосвалы, грейдеры, грузовики и прицепы.

Поскольку Пакистан страдает от острого дефицита электроэнергии, хорошие перспективы открываются для импортеров оборудования для ее производства, передачи и распределения, включая системы для электрификации сельских районов.

Год Экспорт товаров, млн долл. Импорт товаров, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл. Сальдо внешней торговли, млн долл.

2010 33,7 15,7 49,4 18,0

2011 48,8 13,4 62,2 35,4

2012 53,9 11,9 65,8 42,0

2013 42,5 15,8 58,3 26,7

2014 42,6 6,5 49,1 36,1

2015 43,8 12,6 56,4 31,2

2016 50,4 13,3 63,7 37,1

2017 64,1 10,5 74,6 53,6

2018 39,3 13,1 52,4 26,2

Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с Исламской Республикой Афганистан в 2010-2018 гг.

Ввиду динамичного развития частного сектора здравоохранения и планов пакистанского правительства по увеличению числа медицинских учреждений ожидается рост спроса на респираторы, мониторы, вентиляторы, ортопедические приспособления, слуховые аппараты, рентгеновское оборудование, аппараты для диализа и анестезии. Ввозные пошлины варьируются от 0 до 25% в зависимости от категории товара [6]. Цена, качество и условия послепродажного обслуживания являются основными факторами при принятии решений о покупке, при этом участие в правительственных тендерах может занять много времени, тогда как в частных больницах данный процесс происходит быстрее.

Для обеспечения растущей потребности в нефтепродуктах и смазочных маслах правительство Пакистана заинтересовано не только в создании новых, но и в расширении мощностей уже существующих нефтеперерабатывающих предприятий,что предоставляет ряд возможностей для внешнеторгового сотрудничества, например по линии поставок химикатов, измерительных приборов, труб и компрессоров, систем безопасности, нефтехимического оборудования. В нефтегазовом секторе Пакистана доминируют государственные компании.

Благодаря либерализации, проведенной в предыдущие годы, телекоммуникационная отрасль входит в число наиболее перспективных секторов пакистанской экономики [6]. Поэтому особым спросом пользуются коммутаторы, оборудование для радиосвязи, материалы для телекоммуникационных башен и опор, резервные генераторы.

Как и многие другие развивающиеся страны, Пакистан не располагает необходимой инфраструктурой для переработки и утилизации твердых отходов, что создает серьезные экологические проблемы. Так, на сегодняшний день их производится порядка 30 млн т в год, при этом данный показатель увеличивается в среднем на 2% по сравнению с предыдущим периодом [5]. Это обусловливает необходимость осуществления закупок оборудования для сбора и транспортировки вторсырья, установок по его переработке и очистке промышленных сточных вод, химикатов для устранения запаха на открытых свалках.

Почти 73% пакистанского населения составляют люди в возрасте до 35 лет, что открывает перспективы для расширения среднего класса в стране и увеличения покупательной способности. Это, в свою очередь, стимулирует спрос на различные категории потребительских товаров, такие как продукты питания, предметы одежды, косметические средства, бытовая электроника, хозяйственные товары, мебель.

Пакистан - весьма разнообразный и сложный рынок, требующий от импортеров настойчивости и способности адаптироваться к местным условиям. Для успешного осуществления

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

внешнеторговой деятельности решающее значение имеют выбор надежных местных партнеров и тщательное планирование своих действий. Крайне важно установление личных контактов, особенно при продаже производственно-технической продукции правительству или крупным корпорациям. При этом главным мотивом для совершения покупки остается цена, а также обеспечение послепродажного обслуживания.

Несмотря на нестабильную ситуацию в сфере безопасности и наличие типичных проблем, характерных для развивающихся стран, рынок Пакистана открывает большие возможности не только в торговле потребительскими товарами, но и в рамках инфраструктурного развития, в том числе благодаря созданию КПЭК. Белорусские компании обладают потенциалом для участия в таком проекте путем оказания услуг инжиниринга, выполнения проектных работ, поставки широкого спектра белорусской техники, в том числе карьерной, дорожно-строительной. В перспективе использование экономического коридора облегчит доступ отечественных товаров на рынки Юго-Восточной Азии, позволит расширить и укрепить двустороннее экономическое сотрудничество.

T-rMSiib http://innosfera.by/2019/07/Pakistan

1. Afghanistan: Country risk / Groupe Société Générale // https://import-export.societegenerale.fr/en/country/afghanistan/economy-country-risk.

2. Doing business in Afghanistan: Afghanistan trade and export guide / Department for International Trade // https://www.gov.uk/government/ publications/exporting-to-afghanistan/doing-business-in-afghanista n-afghanistan-trade-a nd-export-guide

3. Trade Map: Trade statistics for international business development / International Trade Centre // http://www.trademap.org/Index.aspx.

4. Путеводитель для бизнеса по экономическим показателям Афганистана / Портал информационной поддержки экспорта export.by // https:// export.by/afghanistan.

5. Pakistan Country Commercial Guide / The International Trade Administration (ITA), U. S. Department of Commerce // https://www.export.gov/ article?id=Pakista n-Market-Overview.

6. Opportunities / Emerging Pakistan // https://www.emergingpakistan.gov.pk/opportunities/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.