Научная статья на тему 'Выговская безпоповщинская пустынь в первое время её существования: особенности учения и важнейшие события'

Выговская безпоповщинская пустынь в первое время её существования: особенности учения и важнейшие события Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выговская безпоповщинская пустынь в первое время её существования: особенности учения и важнейшие события»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Смирнов Выговская

безпоповщинская пустынь в первое время её существования:

особенности учения и важнейшие события

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 7-8. С. 910-934.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Выгѳвсш безпоповщинекая пустынь въ первое время ея существованія.

ЩЕ не успѣлъ Семенъ Денисовъ, бѣжавшій изъ Новго-

родской тюрьмы, прибыть на Выгъ, какъ здѣсь явилась но-

вая «крамола діавола»: на Петровскихъ заводахъ былъ % арестованъ Выговскій киновіархъ Даніилъ Викуловъ. Это I было въ 1718 году. Арестъ произошелъ при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Одинъ Выговскій житель, бѣжавъ на Волгу, попался тамъ въ воровствѣ. «Но испытаніи, за воровство хо-тяхѵ его смерти нредати; оный же, избывая смерти, сказа за собою слово Государево». Поэтому пойманнаго «свезоша въ Москву», въ Преображенскій приказъ. Здѣсь допрашиваемый сдѣлалъ доносъ на Выговскую пустынь. Послали указъ «на Петровскій заводъ къ начальнику заводскому иноземцу Вильяму Геннингу, чтобъ Даніила Викулова, и другихъ, которымъ былъ составленъ реестръ, взять къ розыску. «Въ то время отецъ Даніилъ для иныхъ нуждъ случися пріѣхати на заводы, и онаго Даніила взяша за караулъ и посадиша въ приказъ, а по иныхъ послаша капитана, да съ нимъ солдатъ, Г2-ть человѣкъ или больше, и бысть тогда въ монастырѣ и скитахъ велій страхъ и ужасъ, и трепетъ на всѣхъ, наипаче же во обителѣхъ». Всѣхъ, находившихся въ Выговской пустыни, ка

(Особенности ученія и важнѣйшія событія).*).

III

Арестъ Даніила Викулова.-—Посланіе Андрея Денисова по чтому поводу Освобожденіе Даніила и пріѣздъ его на Выгъ и Лексу.

*) Окончаніе. См. май—іюнь.

питанъ переписалъ. «И взявъ сказки подъ смертною казнью, что другихъ людей у нихъ въ монастырѣ не сыскалося на лицо и не бывало, свезе сказку на заводы. Въ то время бысть во обоихъ монастырѣхъ велія печаль и плачъ къ Богу, и моленіе, и постъ, наипаче же въ дѣвичьемъ монастырѣ, на ЛексІ>. Старухи и изъ часовни не выхождаху, плачуще и моляще человѣколюбіе Божіе» 3о).

Къ этому времени относится особое посланіе на Выгъ Андрея Денисова, въ которомъ онъ просилъ молиться Богу объ избавленіи Даніила, и подать царю челобитную. Посланіе это написано на текстъ 40 псалма: «Ядый хлѣбы моя, возвеличилъ на мя лесть». Денисовъ имѣетъ въ виду то. что Даніилъ былъ арестованъ по доносу бывшаго жителя Выговской пустыни. Такъ всегда, говоритъ Денисовъ, дѣйствовалъ діаволъ: противъ Авеля послалъ Каина, противъ Моисея—Дафана и Авирона, противъ Христа — Іуду. «Якоже и нынѣ, слышно, употреби діаволъ нѣкоего себѣ сосуда, якоже клеветника, злаго лжесловца, іудоподражательнаго, не Каина—токмо братоубійцу, но произволеніемъ его злымъ и лжесловствомъ—не на единаго отца и матерь, но на многосоживущіе благочестно разорительныя сѣти простирающаго; и клевещетъ убо злый на благіе, осужденный—на свободные рабы Божіи, недостойный земли— на достойные небеснаго царствія». Такъ характеризуя поступокъ доносчика, Андрей добавлялъ: «оле, моея жалости! мы и его безумія сожалѣемъ, и скорби его скорбимъ: того же языкъ понуди клеветати, яко же намъ, аще и не яснѣ, извѣ-стися». Очевидно, Андрей Денисовъ только еще получилъ первое извѣстіе объ арестѣ. «Уже смирѳншій и нрекроткій Даніилъ карауломъ обымается; уже воинство нечаянно на смиренныя овцы попутается». Извѣщая объ этомъ, Андрей взывалъ къ милости Божіей: «Ты и нынѣ бѣдствуемые твоя рабы помилуй; Ты и Даніила прекроткаго спаси и помилуй». Послѣ этого Андрей обращался уже къ Выговскимъ сожителямъ: «Вы же,—о, преподобное, пустынное населеніе! христорачи-тельное совокупленіе! богосовокупленное сочлененіе! христо-радное терпѣніе! иже выну Бога молящіе, вы же и страждущіе! иже всегда въ преподобныхъ подвизѣхъ пребывающіе, вы же земнѣ и навѣтуемые! вѣрою вскормленные, любовію

d5) Ист. Выговской пустыни, стр. 15-—153.

воспитанные, шкс отъ иссохшаго тернія, злаго клеветника, страждущіе! Не вѣмъ, что рещи? не распуженіи лп всѣ но дебремъ? не разгнанніи ли по курговинамъ и пещерамъ? яко агнцы напужанніи, ѵмиленнѣ другъ по друзѣ блекотающе; яко ластовицы, жалостными гласы щебещуще; яко горлицы, со слезами плачевнѣ вопіюще. Не ниспадосте ли до конца? не отчаясте ли ся? не восплакасте ли со Іовомъ: увы, мнѣ, мати. почто мя роди? не возглагола ли съ древнимъ Сіономъ: яко забы мя Богъ?» Такъ изобразивъ состояніе выговцевъ, ихъ внутреннюю настроенность, Андрей Денисовъ приглашалъ: «но возстаните, о, боголюбивые, отъ печали унынія, возстаните, услышите, что пророкомъ глаголетъ Господь: аще оставитъ жена отрождепіе свое, но азъ не оставлю вы... Не ослабѣвайте во время скорбей церковныхъ, не дадите плещи супостату во время навѣтовъ его, но подвигнитеся молитвами... и великому государю біюще челомъ, и господоначальникомъ плачущеся» :,fi).

На сей разъ надежды Андрея Денисова оправдались. «Съ Петровскихъ заводовъ начальникъ заводскій, иноземецъ Билимъ (Геннингъ), написавъ отписку милостиву противъ данной съ монастыря сказки, въ Москву, къ его императорскому величеству, посла съ отпискою своего деньщика, да монастырскаго съ нимъ брата Никифора Семенова». Эти посланные пріѣхали въ Москву. «А въ то время бысть на Москвѣ и иные государевы великія розыскныя дѣла въ пѣкіихъ великихъ, важныхъ винахъ о нѣкоихъ боярѣхъ. И его императорское величество въ то время бѣ вельми гнѣвенъ и печаленъ». Поэтому никто не рѣшался подать государю отписку Геннинга. Тогда «показаста господину Андрею Ивановичу Ушакову, и сказаста про дѣло словесно, и отъ Билима заводскаго грамотки ѳмѵ подаша». Ушаковъ согласился подать отписку государю и. дѣйствительно, подалъ. Государь «пріятъ, разсмотрѣвъ ю неоднократно, положилъ ее къ себѣ въ свой карманъ, а подъячему своему сказа: какъ будемъ въ Новгородѣ, помяни о семъ мнѣ и не забуди». Въ Новгородѣ государь, «призвавъ писаря, повелѣ написати на заводъ указъ къ заводскому начальнику. чтобъ онаго пустынника Даніила Викулова изъ подъ

караула спустить на свободу въ свою пустыню». Призвавъ «сержанта Преображенскаго полка, государь велѣлъ немед-ленно ѣхать съ этимъ указомъ на заводъ. Очевидно, всЬ «господа начальствующіе» хорошо были задобрены выговцами, если ихъ хлопоты быстро увѣнчались успѣхомъ предъ государемъ. Но историкъ Выговской пустыни этотъ успѣхъ считаетъ прямо чудомъ и, не колеблясь, благоговѣетъ предъ нимъ. Такимъ образомъ, Даніилъ Викуловъ былъ освобожденъ. «И видѣша хіе преславное чудо, градскіе и заводскіе люди вси удивишася и прославиша Бога. А Даніилъ съ прочими своими, прилунившимися въ то время на заводахъ, шедъ на подворье, пѣша молебны». Потомъ онъ поѣхалъ «къ дому и пріѣхалъ въ монастырь. И видѣша вси братіе нечаянное, возрадовашася вси радостію, и стекошася съ нимъ въ часовню, и съ великимъ усердіемъ испущающа радостныя теплыя слезы, пѣша молеб-ная пѣнія... обнимающе вси отца своего; онъ всѣмъ миръ давъ, отпускъ свой имъ возвѣсти... Такожде скоро ѣхавъ въ другой, дѣвической, монастырь, на Лексу: и вси срѣтоша его у вратъ съ великою радостію; шедше вси въ часовню, съ великою вѣрою и усердіемъ, растворяюще слезы съ радостью, пѣша мо-лебная пѣнія» 31).

Такимъ образомъ «бѣда» съ Даніиломъ Викуловымъ кончилась вполнѣ благополучно и выговцы постарались извлечь изъ этого дѣла все, что находили полезнымъ для себя.

ІУ.

Пріѣздъ па Выгъ іеромонаха Неофита.—Посланіе Андрея Денисова по этому поводу. — Наставленіе въ скиты.—Вопросы Неофита. — Посланіе Андрея Денисова съ присылкою отвѣтовъ.—Сентябрскія собесѣдованія.— Конецъ всего дѣла миссіи на Выгѣ.

Много хлопотъ Выговской пустыни причинилъ также пріѣздъ на Выгъ іеромонаха Неофита для собесѣдованій. Этотъ пріѣздъ состоялся по повелѣнію Государя, которое было дано 22 апрѣля 1722 года. Св. Сѵнодъ, отъ котораго зависѣло осуществленіе повелѣнія, выбралъ іеромонаха Неофита, какъ ученика извѣстнаго миссіонера Питирима, и какъ человѣка, знавшаго всѣ раскольническіе «падежи». Обезпеченный годовымъ жалованіемъ и снабженный книгами, Неофитъ получилъ иы-

Иет. Выговской пустыни, стр. 153—155.

струкцію, которою долженъ былъ руководиться при веденіи поручаемаго ему дѣла, и 23 сентября прибылъ на Петровскіе заводы, гдѣ ему отведена была готовая квартира 38 *). Выговцы уже знали объ этомъ дѣлѣ заранѣе, и еще въ іюнѣ 1722 года Андрей Денисовъ, преслѣдуя цѣли предосторожности, предлагалъ выговскому «собору» сдѣлать постановленіе: называть императора Петра I «благочестивымъ». Тогда это предложеніе успѣха не имѣло зэ), но теперь выговцы поняли, что нужно вести дѣло старательно и крайне осторожно, потому что наступилъ моментъ, дѣйствительно, серьезный.

Андрей Денисовъ, выѣхавшій изъ Выговской пустыни,— частію для сохраненія своей личности, частію для собранія доказательствъ въ оправданіе старообрядчества,—прислалъ на Выгъ посланіе, въ которомъ просилъ братію прежде всего не унывать и молиться. «Аще бо верховному апостолу Петру, въ темницѣ связану, прилежная молитва, бывающая отъ церкви Богу, пособствова: много паче мы, немощнѣйшіе, требуемъ отъ удовъ церковныхъ прилежнѣйшихъ молитвъ, требуемъ отъ боголюбивѣйшихъ сердецъ братоболительныхъ Богу вос-кликновеній, да не попуститъ надъ силу искуситися, но милостію своею отъ нападающихъ да избавитъ, отъ ратующихъ да заступитъ, отъ злодышащихъ да исходитъ, въ напастѣхъ да помоществуѳтъ. Тѣмъ вси, елико единоблагочестіемъ дышущіе; вси, елико боголюбіемъ и братолюбіемъ единоусердствующіе не ниспадаемъ, яко ратуеми, но возусердствуемъ, яко хри-стопомогаеми; не зѣло унываемъ, яко напаствуемы, но возревнуемъ, яко со Христомъ страждемъ; яко съ матерію, церковью, сболѣзнуемъ; яко со святыми единополчествуемъ. Не низложимся безнадежіемъ. но возъюпошествуемъ на Бога упованіемъ. Не зѣло опечалимся, яко на земли разоряеми, но возрадуемся яко на небесѣхъ устрояеми. Не востужимъ, яко тлѣнныхъ лишаеми. но возвеселимся, яко вѣчныхъ благихъ сами сподоблеваеми... Не въ похотѣніяхъ тлѣнныхъ себе разслабимъ, но въ боголюбіи и въ наказаніи Божіи себе просвѣщаемъ... Аще въ напастѣхъ есмы или предъ напастьми, всежеланнѣ воззовемъ Вдадычню помощь, всерачительно по-молимъ о заступленіи, по реченному: помолитеся, да не вни-дете въ напасть. Сице о себѣ, сице другъ о друзѣ» 40).

;,ь) Собр. пост. в. и. и. И. 203—209; Опис, док. и дѣл. Син. 1, 475—476.

:'9) Сиоры и раздѣленія въ русскомъ расколѣ, стр. 346—348.

*") Рукой. Румянцевскаго музея 2555, лл. 161 об.—152 об.

. Слѣдуя этому указанію, выговцы написали въ октябрѣ мѣсяцѣ «боголюбивымъ скитяиомъ всякаго чина, рода и возраста» особое наставленіе: какъ вести себя, что нужно дѣлать, какъ относиться къ присланному іеромонаху Неофиту, какъ выражаться о Сѵнодѣ. Это «письмо» было разослано по всѣмъ скитамъ поморскимъ 41). «Понеже нынѣ,—говорилось здѣсь —по указу императорскаго величества, изъ Правительствующаго Духовнаго Синоду пріѣха на Петровскіе заводы учитель іеромонахъ Неофитъ, который насъ, пустынножителей, Созываетъ на отвѣтъ: о нашихъ жительствахъ, и о содержаніи благочестія, и еже не^ сообщаемся съ ними въ духовныхъ ихъ чинодѣйствіяхъ. Тако же и отъ господина ландрата о семъ намъ на разговоры пріити приказывается. Что же убо мы, бѣдные пустынножители, на сія чинити будемъ? и о готовомъ святѣйшемъ святоотеческомъ благочестіи какіе отвѣты пріуготовлять будемъ? Зане потребно на таковая отвѣтствованія риторскихъ языковъ, философскаго знанія, богословскаго пре-дувѣденія, къ симъ же и защищенія высокихъ лицъ. Мы же вси, яко же сами вѣете, грубы, и нищи, и беззаступни, и простыми душами послѣдствуемъ готовому святыхъ чиносодержанію. И како нищіи съ высокими, гониміи и осужденные съ грозными владыками стязатися возможемъ? Аще от-вѣтствовати отречемся, яко безотвѣтніи отъ нихъ осудимся.' Аще ли отвѣтствовати возусердствуемъ, то опасство прежде бывшихъ: кои старовѣрцы отвѣтства подаша, яко хулышцы и досадницы изгнашася». Конечно, выговцы имѣли высокое понятіе о томъ, чѣмъ намѣревались защищать безпоповщину предъ возраженіями Неофита, но чтобы поморцы лучше и болѣе оцѣнили ихъ труды по этому дѣлу, выраяшотся съ такимъ смиреніемъ и приниженно. Вмѣстѣ съ тѣмъ они желали оправдать и характеръ самого наставленія. «Въ таковыхъ обстояніяхъ,—говорилось здѣсь,—должно намъ молитися Господу Богу съ постомъ, и плачемъ, и сокрушеніемъ сердечнымъ... Чесо ради общесовѣтнѣ, въ общежительствѣ, скитстіи староста и выборные, вкупѣ сболѣзновавше, всѣмъ пустынножителемъ приказываемъ: дабы съ нынѣшняго воскресенія седмицу всю въ постѣ и молитвахъ пребыли, — пять дней безъ рыбы и скорому, по единово на день токмо яли. Аще бы кто

1 ) 1>ь рукоп. Кіевской академіи Au. 125, лл. 14—15 обор. данный ииматішкъ озаглавленъ такъ: „Письмо ивъ общожнтелк.. кд“.

моглъ, и вяіцпіе поститися. Поклоновъ же да творятъ вси, сверхъ церковныхъ и келейныхъ, по триста». Далѣе описывалось: какъ нужно полагать поклоны. «На первомъ стѣ глаголати общая молитва: Господи, Ісѵсе Христе, Сыне Божій, помилуй пасъ. На второмъ стѣ, на 50-ти поклонѣхъ, глаголати: Спаси, Господи, и помилуй посланные и сболѣзнующіе за насъ»; на другое 50-тъ глаголати: Пресвятая Госпоже. Богороднце. спаси насъ и помози намъ. На третьемъ стѣ, на 50-ти, глаголати: Святіи вси, молите Бога о насъ; на другое 50-тъ: Святіи вси, русскіе чудотворцы, молите Бога о насъ». Въ заключеніе прибавлялось: «И сія вси поклоны не едину седмицу, но до окончанія дѣла полагати. Вси елицы боголюбивіи молитвенницы, потщитеся, усердно молитеся! Елицы лѣнивіи, воздвигнемся отъ лѣности нашея, и возусердствуемъ. Елицы во грѣсѣхъ бывшіе, потщимся покаяніемъ и плачемъ милостива Бога учинити, и молитися прилежно о помощи Божіей въ настоящую нужду и стязаніе. Отложимъ вси всяко нерадѣніе, боголюбное же усердіе воспріимемъ. Отложимъ свары и ненависти другъ съ другомъ, прощеніе же, примиреніе и любовь воспріимемъ. От-вержемъ невоздержные нравы и грѣхолюбные, воспріимемъ же добродѣтели и воздержаніе, по реченному апостоломъ: всякъ подвизайся, отъ всего воздержится. Во смиренныхъ и кроткихъ нравахъ пребываемъ, смиренно живемъ, смиренно да ходимъ, смиренно глаголати да обучаемся. Такоже и о прибывшемъ учителѣ, и о всемъ Синодѣ всякъ учтиво и неукорно бъ говорилъ, но смиренно и кротко бъ поступали, якоже и всегда на смрреніе отъ святыхъ книгъ поучаемы бываемъ. Да исполнится писанное пророческое слово: яко во смиреніи нашемъ помяну пы Господь, и избавилъ ны есть отъ врагъ нашихъ» 42). Очевидно, о требованіи этого наставленія и говоритъ Выговскій историкъ, когда замѣчаетъ, что «егда сіе», т. е. пріѣздъ Неофита «сущіе въ насъ, Выгорѣцкихъ пустынь, жители услы-шавше», то «постъ и молитву во всѣхъ пустынножительствахъ проповѣдаша» 43).

Затѣмъ, выговцы рѣшили добиться того, чтобы сношенія съ Неофитомъ ограничить письменными объясненіями, которыя надѣялись удобно обратить въ свою пользу. И вотъ, явились депутаты и стали просить Неофита изложить на письмѣ, о

чомъ онъ будетъ вести «разговоры» 44). Не видя въ этой просьбѣ прямого противорѣчія своей инструкціи, Неофитъ написалъ 106 вопросовъ и передалъ ихъ по назначенію. Долго пришлось ожидать отвѣтъ со стороны раскольниковъ: одинъ за другимъ проходили мѣсяцы, одинъ за другимъ посылались вы-говцамъ указы, чтобы они ускорили присылку отвѣтовъ: все было напрасно. Только въ февралѣ 1723 года приходили выборные для собесѣдованія: Мануилъ Петровъ—«отъ общежи-тельства», и Иванъ Акиндиновъ—«отъ скитянъ», но какъ было дѣло—сказать затруднительно, потому что разглагольствіе передается только раскольническимъ писателемъ, который представляетъ Неофита, конечно, сконфуженнымъ 43).

Послѣ этого прошло еще иолгода, пока раскольники представили свои отвѣты на вопросы Неофита. Главный трудъ по составленію отвѣтовъ палъ, конечно, на Андрея Денисова. «Предводитель Андрей Денисіевъ пріимъ о семъ веліе попеченіе,—говорится въ Исторіи Выговской пустыни,—и труды къ трудамъ нощеденно приложи. Кійждо бо вопросъ и отвѣтъ съ подлинными свидѣтельствъ] и обыскиваніемъ написоваше. Пособство-ваше ему и братъ его Симеонъ, и Трифонъ Петровъ, яже общимъ совѣтомъ разсмотряюіце и засвидѣтельствующе. Но Андрей все самъ писаніе, а на соборъ, на свидѣтельство, всегда полагаше: и читающе, и разсуждающе, и совѣтоваше» 40). Мы имѣемъ «посланіе А. Д—ча о написаніи отвѣтовъ противъ вопросовъ іеромонаха Неофита».

Андрей Денисовъ въ данное время въ Выговской пустыни не жилъ, пребывая то въ Москвѣ, то въ другихъ городахъ, и отыскивая свидѣтельства въ защиту старообрядчества. Данное посланіе было отправлено по поводу посылки на Выгъ отвѣтовъ, на вопросы Неофита, сколько было ихъ написано. Денисовъ просилъ «соборнѣ» прочитать написанное и подлежащее исправленію передѣлать, и добавлялъ, что «отвѣты» еще не окончены. Вы,—писалъ Денисовъ выговцамъ,—«сами богатшіи, отъ насъ, убогихъ, крупицъ ожидаете... Крупицы глаголю желаемое вами собраніе отвѣтное... Убо вашего священнаго желанія, вашего нотщательнаго исканія, вашего не-

44) Онис. док. и дѣл. Синода, т. 1, стр. 477.

4Г') Ист. Выговской пустыни, стр. 173—176.

4|') Ист. Выговской пустыни, стр. 172.

скучливаго ожиданія, вашихъ священныхъ молитвъ поможеніемъ собранные труды благоволите нынѣ воспріяти. Благоволите же и вину толикаго ожиданія и тщанія нашего въ нихъ, чесо ради бысть, услышати». Такую «вину» онъ указывалъ въ четырехъ пунктахъ. 1. «Понеже ваше многажды слышахъ усердное желаніе о сихъ». 2. «Жалость дома Божія, по пророку рещи. снѣсть мя». 3. «Общимъ собраніемъ, въ любви многихъ, мно-жайшая могутъ собратися свидѣтельства, якоже рѣка, дальше текущая и пріемлющая въ себѣ ины водотечцы, пространнѣйша водою, глубльши и быстрѣйши бываетъ». 4. «Отъ распрей полюбовныхъ сѣченіе, свары, клеветы и христіанству пагуба, якоже отъ мороваго повѣтрія, бываетъ. Отъ мирныя же любви разсужденіе и миротворство рождается. Отъ чего и во отвѣтствовали польза всѣмъ плодствуотся, понеже тамо о разностяхъ многихъ вопрошано». Однимъ словомъ, Андрей Денисовъ взялся за написаніе отвѣтовъ, по его словамъ, потому, что и самъ сильно желалъ дать отвѣты, и другіе многіе просили его объ этомъ. Если же онъ тянулъ дѣло долго и часто обращался за совѣтомъ къ выговцамъ, то дѣлалъ это въ надеждѣ на углубленіе своихъ разсужденій и вообще на улучшеніе отвѣтовъ. «Польза же отъ собранія отвѣтовъ можетъ плодствоваться: и защищеніе другъ другу, и засвидѣтельствованіе о древлецерковныхъ, и совѣсти чистота, и утвержденіе о православіи, и другъ на друга ненавѣтованіе». Въ виду этого Денисовъ прилагалъ всѣ старанія къ тому, чтобы привести начатое дѣло къ концу. «Аще и всякими труды, не по мѣрѣ нашей, объяты въ сихъ, но обаче за вышепомяновеи-ныя вины нретерпѣхомъ, вся желающе: да и вашей любви принесемъ плодъ, еже п посылаемъ. А совершенія ради конечнаго въ сихъ странахъ до зимы остаемся, да совершенное извѣстіе получимъ». Такъ объяснивъ положеніе дѣла, указавъ свои старанія для него, Андрей Денисовъ обращался и къ выговцамъ съ просьбою. «Ваше же священное совокупленіе молимъ ко исправленію и совершенію сихъ трудовъ, и къ заіцищенію труждающихся: молитвы теплы источите къ премудрости наставнику и нищихъ защитителю. Вины же сея, чесо ради замедленіе наше бываетъ, окончанія дѣла ожидающее, слышавше, милосердое прощеніе намъ дарствуйте, да за вашими молитвами совершенно вѣдѣніе вашей любви принесемъ». Пока же Денисовъ просилъ принять посылаемое, хотя оно и не окончено еще. «ІІріимите разверстыми душами, и

ѵтѣшьтеся, яко въ согласныхъ небеснымъ жителемъ догматахъ пребываете... Почуйте, яко врата скрыиячая адова церковной твердости одолѣти. не могутъ... И елико убо обрящете полезно въ семъ собраніи, и православію незазорное утвержденіе, и вамъ любезное, за сія Богу, помогшему, благодареніе соборное да воспошлете, и труждающихся молитвеннымъ защищеніемъ, просимъ, да дарствѵете. Елико же нерадѣніемъ, небрежоиіемъ и малоуміемъ нашимъ неисправно что и погрѣшно обрящете. сія соборному церковному исправленію дюдлагаемъ, и униженно за сія прощенія просимъ, и молимъ отъ вашего преподобія милостивому прощенію дарствоватися намъ». Въ заключеніе Денисовъ просилъ прочитать посылаемое «соборнѣ» и обсудить, а «списывати никако же еще и никому, понеже любве ради и пользы посылается»,—даже «до вашего пріѣзду... И ваше святое преподобіе по зимѣ да узримъ, и благодатныя пользы насладимся о Христѣ» и).

Такъ составлялись «Поморскіе отвѣты»! Безпоповцы только 1 іюля доставили ихъ Неофиту. Упросивъ оберъ-гофмейстера двора подать «отвѣты» императору, между тѣмъ какъ другой экземпляръ «отвѣтовъ» былъ посланъ Неофитомъ въ Синодъ, раскольники стали нудить миссіонера, чтобы быть разглагольствію скорѣе. Они видѣли, что теперь возможно все дѣло свести на выгодное для нихъ чтеніе «отвѣтовъ». Къ сентябрю 1723 года Неофитъ успѣлъ составить «краткія возобличенія» на раскольническіе «отвѣты». 4 и 5 чиселъ происходили многолюдныя собранія: Неофитъ читалъ свои «возобличенія», вы-говцы требовали своихъ «отвѣтовъ», въ устныхъ же замѣчаніяхъ. если дѣлали ихъ, были весьма уклончивы. Вслѣдствіе такой тактики, разглагольствіе, вмѣсто ожидаемой пользы, только повредило дѣлу Неофита. Тѣ изъ простого народа, которые дотолѣ ходили къ Неофиту, и слушали его увѣщанія, послѣ разглагольства, стали, по его словамъ, «похвалять лживое отвѣтствованіе» раскольниковъ 4S). Видя, и вполнѣ справедливо, что миссія много терпитъ отъ общаго положенія поморскаго раскола, Неофитъ сталъ предлагать Синоду, «изысканіе» раскольниковъ, особенно требоисгіравителей, а также

4') Рукоп. Румянцевскаго муаея (Ундольс-каго) .V 1252. лл. 292—296 oö. ер. рукой. И. II. Б. ІІ XVII. 2оо, лл. 196 -198.

4Н) Исг. Выговскоіі пустыни, стр. 178 — 187. Описаніе док. и дѣл. Синода, I, стр. 479—480.

отобраніе отъ нихъ книгъ, но опредѣленія въ этомъ родѣ 4У) были не страшны раскольникамъ, потому что въ рукахъ лан-драта Муравьева, знавшаго, что изъ Сената кара за сіе не постигнетъ, бумага оставалась бумагой л0). Неофиту вслѣдствіе этого окончательно нечего было дѣлать на заводахъ. «Бездѣльно дни провождаю.» писалъ онъ въ Синодъ, и, жалуясь на свою «старость», просилъ уволить его отъ миссіи, но просьба его не была уважена. Тамъ, на заводахъ, Неофитъ и умеръ (у 7 апрѣля 1727 года). Оставшіяся послѣ него книги отосланы были въ Москву, въ духовную дикастерію. Синодъ сообщилъ Сенату вѣдѣніе объ отобраніи на Выгѣ книгъ и о присылкѣ киновіарховъ въ Синодъ, но оно осталось безъ послѣдствій 5‘). Миссія на Олонцѣ, на этотъ разъ, тѣмъ и кончилась.

У.

Частныя посланія Андрея Денисона на Выгъ. —Посланіе съ Волги.—Посланіе съ наставленіемъ „творить судъ и правду“.—Посланія „Вышняго Іерусалима гражданомъ“ и „чадамъ церковнымъ“. — Посланіе о „блаженствѣ терпѣнія“.—Посланіе изъ Москвы.

Въ разсматриваемое нами время Андрей Денисовъ рѣдко жилъ въ Выговской пустыни, пріѣзжая сюда лишь на время. Сначала вынужденный заботами о пропитаніи и отысканіемъ свидѣтельствъ въ защиту старообрядчества, затѣмъ—дѣломъ ареста Семена Денисова и пріѣздомъ на Выгъ іеромонаха Неофита, Денисовъ часто предпринималъ путешествія въ разные города Россіи, и особенно въ Москву и Петербургъ, гдѣ иногда проживалъ цѣлыми годами. Но своего общенія съ Вы-гомъ Андрей никогда не прерывалъ: изъ разныхъ мѣстъ своего пребыванія онъ нерѣдко присылалъ на Выгъ посланія, въ которыхъ разъяснялъ разные вопросы и утѣшалъ въ нужныхъ случаяхъ братію. Мы имѣемъ нѣсколько такихъ посланій.

Одно изъ нихъ было адресовано «ангелолѣпнымъ отцемъ II. и Ѳ. и всеусерднѣйшимъ въ наставленіи, братолюбивѣй-іпимъ Д. В—чу и II. II—чу, вкупѣ же краснѣйшему всецер-

4!)) Собр. пост. в. и. и. IV, 260—262.

Опис. док. и дѣл. Синода. I, стр. 481—482.

:,1J Собр. пост. и. и. и. IV, 261.—VI, 75—76.

ковномѵ совокупленію». Въ послѣднемъ случаѣ разумѣются, конечно, Даніилъ Викуловъ и Петръ Прокопьевъ, а въ первомъ: Пафнутій, пришедшій на Выгъ «съ Кольскаго города» еще «въ первыя лѣта» и постриженный «по смерти Павла отца» 51). и Ѳеодосій, пришедшій на Выгъ еще «въ началѣ» и постриженный потомъ Пафнутіемъ Соловецкимъ ’■). Впрочемъ, настоящее посланіе было писано уже въ то время, когда Выговское «братство» изъ «Преображенскаго» было переименовано въ «Богоявленское», потому что адресовалось посланіе такъ: «Въ Богоявленскомъ общежитіи благочестно едшю-дышущимъ, благолюбному сочлененію». Повидимому, посланіе было прислано съ Волги, куда Андрей Денисовъ отправился въ то время, когда Выговская пустынь переживала «зяблые годы» и на Выгѣ ѣли «саломенный хлѣбъ», а рожь носили «изъ ІІигматки въ крошняхъ» о3). По крайней мѣрѣ Андрей такъ утѣшалъ выговцевъ, называя «путь служенія» ихъ путемъ «въ вѣчную утѣху, въ нескончаемый прохладъ», и адресуя: «здѣ смирившимся, тамо прославляющимся... здѣ въ молитвахъ постѣхъ, и д у щ е съ крошнями, съ трудными прочими орудіи; въ поварняхъ, хлѣбняхъ, въ блатахъ. страждуще отъ комаровъ, мшицъ, прочихъ идущихъ, отъ бѣсовъ и человѣкъ ратующихъ. Посланіе имѣетъ подпись: «При семь краткаго ради времени, но всеѵсердно грѣшный А. съ 3. іі Г. М. августа 19, низоземно челомъ бьемъ» г’4).

Къ равнѣйшимъ же посланіямъ нужно отнести п посланіе о необходимости «творить судъ и правду» и жить «благочестью». Писано оно, очевидно, въ то время, когда внѣшнія невзгоды еще не коснулись жизни выговцевъ, а правила внутренней жизни еще не были установлены. Что дѣйствительно данный памятникъ былъ посланіемъ, это видно изъ приписки автора: «Боголюбезпѣйшимъ, тако начальствующимъ, яко и послушнымъ скитяномъ многогрѣшный А. Д—въ чрезъ сей листъ рабоунижегшо челомъ бью». А въ концѣ посланія юворится: «Подайте же ми въ дерзновеніи прощеніе, еже

м) Иет. Выговекой пустыни, стр. 257—258.

г'2) Тамъ же, стр. 278—280.

53) Споры и раздѣленія въ расколѣ, сгр. 14 — 15. Спб. 1909.

"') Рукоп. Румянцевскаго музея (Уидольскаго) Л° 1252, лл 222 — 223 об.

совнесохъ привоспоминаніемъ симъ къ вашему многому бого-любному усердію малое, убогое мое потщаніе, и скудость даровъ не осудите, но благоволеніе пославшаго пріимите». Самыя наставленія въ посланіи выражены такъ: «Попецемся, да елипы старѣйшинствуютъ, такъ въ общихъ, яко и во особ-пыхъ скитѣхъ, да возымѣютъ судъ и правду, злобу же и неправду да подщатся истребляти. Староствующіе со выборными да облекутся со Іовомъ въ судъ и правду, яко въ ризы сугубы, бѣгающе даропріемства и въ счетахъ лихоимиаго похищенія, слышаніе: яко таковые неправедные прибытки домы пожигаютъ, души оскверневаютъ, ярость Божію воспаляютъ.. Тако старѣйшинствующимъ, яко и всѣмъ скитствующимъ нуж-девствуемъ судомъ и правдою себе и подначальныхъ своихъ управляти, и въ совѣтѣхъ общоцерковныхъ руководити. Запре-щати домочадцемъ: и дѣломъ и помысломъ своимъ да удалятся отъ беззаконій, въ праведныхъ же дѣлѣхъ да пасутся... Внутрь вѣру, надежду, любовь введемъ; въ мудрость, цѣломудріе, правду облечемся; во святыни чистоты и въ мірѣ безгиѣвія пребудемъ; молитвою, и постомъ, и прочими добродѣтельми живу ще». 55)

Далѣе слѣдуетъ поставить два посланія: а) «Вышняго Іерусалима гражданомъ, въ черныхъ дебрѣхъ живущимъ», и б) «боголюбивымъ и послушнымъ чадамъ церковнымъ». Въ первомъ многократно прославляется «нустынножитіе» выговцевъ, и прежде всего здѣсь рѣшается вопросъ: чѣмъ и какъ привѣтствовать ихъ? «Обычай есть,—говорится здѣсь,—устраненнымъ другъ отъ друга: братіи отъ братій, дѣтемъ отъ отцовъ, любезнымъ отъ любезныхъ» посылать другъ другу «посланія, любезныя цѣлованія, поздравленія». «Кія же азъ, дары отдавшимъ себе Богови, пошлю? Кія же словеса, пе словесами, но добродѣтельми богатствующимъ, принесу? Утѣшати ли утѣшеніемъ о Христѣ духовномъ восхощу? Но не доумѣваю. Усла-дити ли питіемъ слова Христова трудолюбцы потщуся? Но нищетою разума одержимъ есмь. Украсити ли боголюбивое ополченіе возжелаю? Но неукрашенный безстрастіемъ укра-шати негодствую: не красна бо, рече Божіе слово, цохвала во устѣхъ грѣшпичихъ. Умолчу ли? Но понуждаемъ желаніемъ.

Возглаголю ли? Но обдержимъ недоумѣніемъ: убо же церковнымъ любителемъ церковный гласъ любезно возглашу». Такое сомнѣніе и такая противорѣчивость въ рѣшеніи даннаго во-, проса проистекаетъ, по словамъ автора, отъ того, что выгов-скіе пустынножители ни въ какой похвалѣ не нуждаются, такъ какъ всѣмъ обильно богаты. «Поищи кто въ церковныхъ книгахъ, и обрящеши: пустынножители паче инѣхъ небесными дары обогащены. Кіи страсти побѣдиша и безстрастіемъ усвѣт-лишася? Пустынножители. Кіи постническими труды просла-вишася? Пустынножители. Кіи молитвенною святостію про-сіяша? Пустынножители. Кіи послушанія вѣнцы украсишася? Пустынножители. Кіи діавола попроша, бѣсы одолѣша, грѣхи и страсти отгнаша? Пустынножители. Кіи въ добродѣтелѣхъ вѣчною славою прославишася? Пустынножители». Такимъ образомъ «пустынножители» всѣмъ и обильно богаты. Нужно только оговориться: о какихъ «пустынножителяхъ» рѣчь идетъ? Не о «пустынножителяхъ» только по имени, но о «пустынножителяхъ» по существу. «Не глаголи ми—тые пустынножители: иже едва изъ міра изыдоша—и паки мірскими нравы дышутъ: едва пустынные труды увидѣша—и въ мірскія сласти обратишася; едва врага увидѣша—и хребетъ ему обратиша; едва пустынножителей примѣсишася—и своевольствами восхо-тѣша. Таковіи бо бываютъ: страстѣмъ жилище, бѣсомъ игралище, церкви досада, пустынѣ срамота, братіи терніе, настоятелемъ остно. Но воззри умными очима на тые: иже міръ оставльше—Христа возлюбиша, иже Богу служити пришедше— Божію волю рсполнити тщатся; иже церковнымъ благочестіемъ, яко свѣтъ, сіяютъ: молитвами и постомъ, яко мѵро, благоухаютъ; милостынею и любовію, яко цвѣтникъ, цвѣтятъ; смиреніемъ свѣтятъ, яко христоподражательніи овцы; кратостію дышатъ, яко незлобивіп агнцы; чистотою ароматствуютъ, яко рай богонасажденный; послушаніемъ доблествуютъ, яко воины Христовы избраніи, которые суть благопослушная церковная чада, церкви украшеніе, пустынное свѣтлѣніе, благочестію слава, пустынноживущимъ красота... Дивне видится и радостно слы-шатн, егда кого царь земной любезно прославитъ, сыномъ высокимъ вознесетъ, всѣмъ его друга и родителя возвеличитъ. Не паче ли дивнѣе будетъ, егда царствующихъ царь и архангельскій Владыка предъ тьмы тьмами ангелъ и архангелъ прославитъ своего земного служителя вѣчною славою, и воззоветъ его благодатнѣйшимъ утѣшеніемъ: благій рабе и вѣрный!

въ малѣ бысть вѣренъ, надъ многимъ тя поставлю; вниди въ радость Господа Своего». Такую награду обѣщалъ Денисовъ насельникамъ Выговской пустыни! Поэтому далѣе онъ заканчивалъ такъ: «Тецыте, тецыте, благословенніи Христовы рабы! Не ослабѣвайте, воины небеснаго царя! Не унывайте, позваниіи на пиръ небеснаго веселія! Радующеся, тецыте другъ предъ другомъ въ прекрасный чертогъ вѣчныя свѣтлости! И о насъ, волнуемыхъ въ буряхъ міра сего, помолитеся, помолитеся, братолюбцы и чадолюбцы благословенніи, да сохранени будемъ отъ всеядовитыхъ челюстей всеядна змія, и отъ всѣхъ козней его и навѣтовъ соблюдешь Да сподобитъ насъ Господь съ вами вкупѣ, вещію же и гласомъ пустыннымъ воспѣти пресладкую пѣснь». Посланіе имѣетъ приписку: «Писавый грѣшный до земли усердно кланяюся н прощенія прошу» 5в). Очевидно. посланіе писано въ такое время, когда въ Выговской пустыни все текло благополучно, а Андрей Денисовъ, Выгов-скій архпктпторъ, находился гдѣ-то въ продолжительной отлучкѣ. имѣя вращеніе «въ буряхъ міра» и прося для себя молитвъ со стороны выговцевъ.

Въ посланіи «боголюбивымъ и добропослушнымъ чадамъ церковнымъ» Андрей Денисовъ опять восхвалялъ «подвиги» выговцевъ и говорилъ, что выговцы получатъ великую награду, какъ должный плодъ за эти «подвиги». «Всѣ убо подвизающіеся и трудящіеся добрѣ плодъ отъ трудовъ своихъ утѣшенія пріемлютъ... Кольми паче о вѣчныхъ благихъ трудящіеся: иже о спасеніи души подвизающіеся; иже о небесномъ царствіи поты проливающіе; иже молитвами воздержаніемъ и дѣвственною чистотою сіяющіе; иже свѣтлымъ послушанія путемъ бо-голюбно въ различныхъ трудахъ шествующіе». Всѣ эти «подвиги» и «добродѣтели» Денисовъ приписывалъ выговцамъ въ высокой степени и потому обѣщалъ имъ высшую награду. «Тѣмъ же вы, Божіи, церковніи и братственніи послушницы, пріимите за боголюбные ваши труды, въ надеждѣ воспріятія вѣчныхъ благъ, воспоминателыіое утѣшеніе. Пріимите за вѣрное ваше послушаніе уготованные послушникомъ вѣнцы въ вѣчномъ Божіи царствіи. Ожидайте за повременные поты вѣчное царствіе, за малое почернѣніе вѣчную красоту, за малое терпѣніе вѣчное упокоеніе, за окоптѣлыя одежды пре-

92:,

свѣтлыя багряницы, за всякія богородныя нужды мѣста свѣтла, мѣста покойна, отнюду же отбѣже всяка болѣзнь, и печаль, п воздыханіе». Такимъ образомъ, утѣшая «подвизающихся». Денисовъ поддерживалъ ихъ стойкость и мужество и на будущее время ,‘г).

Есть А. Д. посланіе «о блаженствѣ терпѣнія», которое по нашему мнѣнію, относится также къ разряду ранпѣйшихъ. Денисовъ восхвалялъ эту добродѣтель и совѣтовалъ вооружиться ею. «Мы, убозіи, ятые вашею любовію,—о, трудопо-слушніи ревнители,—понуждаемся нѣчто въ утѣшеніе вамъ послати... Мы усердствуемъ, надѣющеся, яко въ тацѣмъ вамъ, благопослушномъ, отшествіи посылаемое плодъ добръ принесетъ». Повидимомѵ, посланіе было отправлено той части «братіи», которая куда-то отправилась изъ Выговской пустыни, можетъ быть—на морскіе промыслы 58). Во всякомъ случаѣ и это посланіе отличается не меньшими ораторскими пріемами, чѣмъ и другія посланія. «Что же ли почаете посылаемое къ вамъ»? Посылается не серебро и золото, не цвѣтныя одежды, не сладкія брашна, не что-либо отъ «словесъ ласкательныхъ». Посылается «отъ немногихъ литеръ сложенное, но во всю жизнь спасающихся распространяемое, которое самъ Господь въ Лукинѣ благовѣстіи, заповѣдая намъ, сице глаголетъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите душа ваша». Почему же мы должны особенно заботиться о терпѣніи? «Велико, чудно есть, братіе, спасительное терпѣніе». Денисовъ подробно раскрывалъ, что безъ терпѣнія не совершается ни одна добродѣтель. Поэтому въ заключеніе онъ писалъ: «Вонмемъ, люборачительніи послушницы, возрадуемся о дарѣхъ терпѣнія. Вразумимся о ре-ченныхъ, яко терпѣніе дѣйствуетъ многое прохлажденіе, терпѣніе не отдаетъ любителей своихъ многимъ скорбѣмъ. Сихъ ради омерзимъ нетерпѣливое малодушіе; возлюбимъ же и пріимемъ великодушное терпѣніе; углубимъ въ сердца наша сладкое Христово слово, глаголющее: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваши. Всю жизнь нашу отдадимъ въ богоугож-депіе, утверждающсся во всѣхъ дѣлѣхъ благодатнымъ терпѣ-

") рУКОіі. И. П. Б. О. XV. 15, лл. 133-134 обор.

;>н) Поэтому въ рукоп. Румянцевскаго музея № 2555, лл. 185 об.—191, Данное посланіе надписывается такъ: „Къ братіи, во отшельной службъ тРУждающимся.

ніемъ... Воскликнемъ въ терпѣніи и воспроповѣдаемъ иго Христово благо и бремя Его легко... И тако, въ благодатномъ терпѣніи, благодарно живуще, присно насладимся Божія заступленія, мирно настоящую жизнь препроводимъ и будущихъ благихъ насладимся». 59).

Есть еще «посланіе Андреево изъ Москвы въ общебратство», въ которомъ описывается пріѣздъ въ Москву «персидскаго посла со звѣрьми и птицами» и говорится о томъ, въ какомъ большомъ количествѣ собрался народъ посмотрѣть это зрѣлище, особенно интересуясь слономъ, которымъ управлялъ особый всадникъ, а въ заключеніе дѣлается наставленіе. «Аще убо толико усердіе показаша народи видѣти безсловеснаго звѣря, не паче ни возусердствуемъ мы въ торжества и праздники на вѣдѣніе Бога и святыхъ Его... Аще тако честно, подобно и чинно украшено иноцарственнаго посла пріятіе... не паче ли въ духовныхъ дѣлѣхъ, и молитвахъ, и торжествахъ духовиіи начальницы и причетники долженствуемъ благоѵкра-шати и благоговѣинствовати на у моленіе и пріятіе самого царствующихъ царя, и Пречистыя Его Богоматери, и святыхъ угодниковъ Его. И аще такъ великій звѣрь малому при немъ всаднику повинуется и водится отъ малосильнаго многомощное безсловесное диво., кольми паче мы, словесная Божія тварь, создателя своего повелѣнія долженствуемъ не забывати и озвѣршія страсти наши обуздовати... Да не како похулится нами, беззаконій ради нашихъ, но паче да прославится, во исправленіе добрыхъ дѣлъ, великолѣпное Божіе имя?» 60)

УІ.

Посланіе „во вся скиты“.—Два посланія въ Боровскій скитъ.—Посланіе па Воскресенскіе заводы.

Быговское мужское общежитіе и Лексинское женское были главными безпоповщинскими поселеніями въ Поморьѣ. Но и помимо этихъ убѣжищъ расколъ имѣлъ послѣдователей въ Поморьѣ вездѣ,—во всѣхъ направленіяхъ по нынѣшнихъ губерніямъ: Архангельской, Олонецкой и Вологодской. Во всѣхъ

уѣздахъ этихъ губерній было множество «скитовъ», при которыхъ но большей части имѣлись часовни и которые въ большинствѣ состояли йодъ вѣдѣніемъ Выговской пустыни. Памятники указываютъ 18-ть безпоповщинскихъ часовенъ: столько же приблизительно извѣстно и безпоповщинскихъ скитовъ ,и). Мы имѣемъ посланія, которыя посылались изъ Выговской пустыни—частію «всѣмъ скитамъ», частію только нѣкоторымъ. 'Имѣемъ также посланіе, адресованное «труждаю-щимся во асійскихъ частѣхъ, на Воскресенскихъ заводахъ»

Посланіе «изъ братства во вся скиты» было адресовано такъ: «Благовѣрнымъ пустынноскитскаго пребыванія, согласующимъ о Христѣ отііемъ и братіи всякаго чина и возраста, христоименитымъ людемъ». Написано было, конечно. Андреемъ Денисовымъ, и рекомендовалось, какъ «общесоборное, яко Богоявленскаго общежительства, тако разныхъ скитовъ, книжныхъ и прочихъ собравшихся братій со старостою и выборными, увѣщательное, молительное, обличительное и запретительное въ свитцѣ семъ написаніе отъ божественныхъ Писаній». По времени написанія посланіе относится, повиди-мому, къ равнѣйшему періоду, хотя Выговское общежитіе именуется здѣсь уже «Богоявленскимъ». Предметомъ посланія служить именно вопросъ о постѣ, такъ какъ стало извѣстно, что въ «скитахъ» нѣкоторые «презираютъ» принятыя правила о постѣ, — «противостоятъ постному среды и пятка единотрапезпому уставу». «Сего ради, — говорится здѣсь,—въ наученіе и обличеніе тѣмъ, а противоупрямствѵю-щимъ въ обличеніе, благопокорнѣйшимъ же сыновомъ церкви, матери, къ утвержденіе» и было составлено настоящее писаніе, какъ результатъ «соборнаго» разсужденія. Въ самомъ текстѣ посланія приведены были подробныя выдержки о постѣ изъ разныхъ старопечатныхъ книгъ. Потомъ давалось наставленіе: «Вы же убо, скитскіе, соборные братіе, потщитеся кождо въ своихъ скитахъ всѣмъ всякаго чина пустынноживущимъ въ благовѣрнѣмъ согласіи, собравъ ихъ, сіе наше общее соборное написаніе прочитати. И аще въ коихъ скитѣхъ обря-щутся преступники священнаго постнаго устава, такожде и мясоядцы и пьянственноиійцы, и вы ихъ истяжите: чесо ради

в1) Сиоры и раздѣленія въ расколѣ, стр. 29.

тые живутъ въ пустынѣхъ, скитахъ, а преступаютъ общее соборное, по божественнымъ Писаніямъ, тіустынноскитское совѣщаніе. И аще которіи истиннаго о томъ покаянія и предъ всѣми смиреннаго прощенія не принесутъ, и обѣщанія о томъ нелестнаго, еже тако имъ не преступати законовъ Божіихъ о постѣ Господнѣ, и двоядства не разрѣшати, и о прочихъ вышепоказанпыхъ, аще не дадутъ вамъ, но въ упорствѣ и непокорствѣ быти возупорствѵютъ, и вы таковыхъ имѣйте отлученныхъ, по священнымъ правиламъ и по апостольскому велѣнію, глаголющему: повелѣваемъ же вамъ, братіе, о имени Господа нашего Ісуса Христа отлучатися вамъ отъ всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданію, еже пріяша отъ насъ». Къ этому, далѣе, прибавлялось еще: «Да будетъ ваше, и во иная полезное, прилежное попеченіе и возбраненіе, аще да будетъ у кого съ зазорнымъ лпцемъ сожитіе; по другимъ келіямъ блазненное, безчинное хожденіе; возбраняйте же въ міръ безнѵждная хожденія; клеветная блядо-словія; за трапезами и на вечерняхъ пемолчаніе... Вси будьте боголюбцы, а не сластолюбцы, чистоты ревнители, а не страстные сквернители, къ Писанію прилежны, въ молитвахъ не лѣностивы, постники, воздержники, смиренніи же кротцы и цѣломудренни, братолюбцы и страннолюбцы, милостивы къ нищимъ, раздорниковъ чужды, мятсжетворневъ отвратни, зло-творцевъ обличители, безчинниковъ наказатели, церковная ревнители, благочествія творитѳли, райскія доброты желатели, царствію небесному послѣдователи» 62). Такимъ образомъ, давая наставленіе о постѣ и констатируя нарушеніе таковаго во всѣхъ скитахъ, посланіе заповѣдывало и другія всякія «добродѣтели», уклоненіе отъ которыхъ также было, очевидно, всеобщимъ.

Если посланіе о постѣ предназначалось «во вся скиты» и было вызвано возникшими въ скитахъ непорядками, то извѣстны посланія, писанныя въ частные скиты и вызванныя празднествами. Сохранилось, напримѣръ, два посланія въ Боровскій скитъ. Одно писано «въ 7228 году», т. е. въ 1720 «августа 6 дня», въ день праздника Преображенія Господня, на текстъ: «Ѳаворъ и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуются». «Скитъ Боровскій,—говорится здѣсь,—весь торжествомъ ве-

сельствуетъ. и вси скитяне, на честь праздника, предуготовляются, и храмъ молитвенный Спаса Христа свѣщнымъ свѣтомъ, яко звѣзднымъ сіяніемъ, воскипѣваетъ... И вси праздно-любніи всевѣрными сердцы къ Спасу Христу молитвенные дары приносятъ и просвѣщенніи вѣрою служители иѣсненное хвалоприношеніе бряцати усердствуютъ, и вселюбовное къ намъ званіе отъ любовныхъ сердецъ источается». Въ Боровскомъ скитѣ, очевидно, была часовня во имя Преображенія Господня и жители этого скита приглашали къ себѣ на праздникъ Андрея Денисова. Послѣдній отвѣчалъ, что быть на праздникѣ онъ не можетъ, но «малымъ симъ начертаніемъ священному торжеству, яко лицевидно пріобщался, совноситъ усердіе и словесными Маргариты почитаетъ священное празднество». Именно онъ такъ воспѣваетъ величіе и значеніе праздника. «Якоже желѣзо, егда положено будетъ въ горящій горнецъ, наполнится и само огненныхъ искръ, и неприкасаемо бываетъ вещемъ, отъ огня палимымъ, понеліе палитъ нещадно огненнымъ пламенемъ: сине умиленная душа, вѣрою приходяще къ празднственному свѣту, наслаждается торжества, утѣшается пѣсненнымъ бряцаніемъ, просвѣщается таинственнымъ навыка-ніемъ, насыщается небесныя премудрости, научается о вѣчномъ царствіи Божіи, оставляетъ маловременную суету, возревнуетъ о вѣчномъ, всекрасномъ царствіи небесномъ, возгорается благодатію, востеплѣетъ усердіемъ, воскипитъ вѣрою, испуститъ изъ себе горящія искры боголюбныя». Поэтому всѣхъ, нынѣ празднующихъ, посланіе призывало пріобрѣсти «благодатная»: «престарѣліи—боголюбіе, юнніи—благовѣріе, здравіи—цѣломудріе, немощніи—терпѣніе, довольніи — милосердіе, нищіи — благодареніе, дѣвственніи — цѣломудренную свѣтлость, вдовствующій — чистолюбную ясность, грѣшніи— умиленное покаяніе, молитвенницы — мѵроюханное моленіе, читатели—книжное поученіе, пѣвцы—сладкопѣсненное бряцаніе. пастыри—тщательное пасеніе, христоименитое стадо— усердное послушаніе. Вси въ мирѣ, вси въ любви, вси въ бо-голюбіи, вси украющѳ торжество, вси вкупѣ прославимъ Преобразившагося Спаса Христа». Подпись подъ этимъ посланіемъ такая: «ІІисавый многогрѣшный Андрей Д. чрезъ сей листъ усердно вамъ кланяюся, и молитвъ вашихъ боголюбныхъ за мене къ Спасу всеусердно датися прошаю» **). *

Рукоп. Румянцевскаго музея (Ундольскаго) № 1252, лл. 198 об.—

Вторымъ посланіемъ нъ Боровскій скитъ мы считаетъ то, которое имѣетъ надписаніе: «На Преображеніе Господне посланіе Андреево», такъ какъ именно въ этомъ скитѣ была часовня во имя Преображенія Господня. Андрей Денисовъ здѣсь въ предисловіи говоритъ, что онъ «краткословесное воспоминаніе о празднпцѣ» боровцамъ приноситъ, а боровцевъ проситъ посылаемое принять. «Вы же, священное сословіе, праздничными Маргариты и торжественными златоблещаніи торжество украшающе, пріимите къ дражайшему васъ приношенію грубословное насъ совнесеніе, и усердно, праздника и праздничныхъ даровъ навыкше, вкупѣ восторжествуемъ, лѣ-потнѣ же и богоугоднѣ». Самое содержаніе посланія излагаетъ похвалу и прославленіе праздника. Въ заключеніе Андрей Денисовъ призывалъ боровцевъ: «Вси вѣру, любовь, надежду, вей правду, смиреніе, кротость и безгнѣвіе, вси благочестіе, воздержаніе съ ревностію боголюбною праздничному торжеству принесемъ... Не удалимся отъ пресладкаго свѣтъ-Христова милосердія. Но омыѳмъ скверну грѣховную чистотою покаянія, и съ престатіемъ грѣха и благоволеніемъ усердно и боголюбно примѣсимъ себе торжеству... и будущія свѣтлыя, показанныя Преображеніемъ Спасовымъ, славы на-сладитися сподобимся» °4). Когда писано настоящее посланіе, не извѣстно.

Сохранилось еще посланіе «Благоревностнымъ, люборачи-тельнымъ и трудоподвизателыіымъ тщателемъ, во Асійскихъ частѣхъ, на Воскресенскихъ заводахъ, подвизающимся». Тамъ работали лица, принадлежавшія къ Выговской братіи, посланныя туда общиной нарочито: за «ревность въ трудодѣланіи». Денисовъ передаетъ адресатамъ благодарность. «Ничто же,— говорилось здѣсь, — тако есть свойственнѣ христіанамъ, но еже всюду благоревностное житіе имѣти. Ничто же тако прилично, но еже великодушіемъ и* терпѣніемъ украшатися. Ничто же тако подобно, но еже правдою и истиною свѣтлѣ-тися... Откуду и ваше всеусердное тщаніе благодарствуемъ и трудоподвижную ревность похваляемъ, юже благоревностнѣ всепредобрыхъ благотщаній всюду благопріятну показуете... Чесо ради ваше о Христѣ усердіе и добрую благопослушанія

ревность вселюбезно молимъ и впредь во ономъ добротщаніи благотруднѣ и благоревностнѣ подвизатися». Почему же такъ просилъ Денисовъ эту «братію»? Что побуждало его къ этомѵ? «Труды таковы содѣваете,—говоритъ онъ адресуемымъ,— подвиги сицевы являете, еже не точію намъ, общебратству и сиротству, весьма полезны, но и всей Россійской имперіи изрядную честь и дивную славу во всѣхъ странахъ возвышаютъ». Поэтому посланіе заканчивалось такими словами: «Да вашимъ всеблагоревностнымъ тщаніемъ и подвиги и пресвѣтлымъ житіемъ Божіе, святое и превысокое, прославится имя; и христіанское древлеблагочестіе всеизрядно прославится; и полезная, спасительная и прибыльная всюду всепредивно возсіяютъ и преизобильствуютъ о Христѣ Ісусѣ» 65).

YII.

Привѣтствія Андрею Денисову въ день рожденія и въ день именинъ отъ Выговскаго общежитія.—Частныя привѣтствія.

Если Андрей Денисовъ, какъ Выговскій архиктиторъ, прилагалъ большія старанія по организаціи пустыни, если онъ не жалѣлъ хлопотъ и трудовъ къ преодолѣнію послѣдствій разныхъ тревогъ и напастей, то и братія Выговской общины, всѣ члены организованнаго на Выгѣ общежитія всегда были сердечно признательны своему настоятелю и свои чувства выражали при каждомъ удобномъ случаѣ. Мы имѣемъ два привѣтственныя поздравленія, писанныя отъ лица всей Выговской общины, по случаю дня рожденія Андрея и дня его именинъ. Кромѣ того есть еще частное именинное привѣтствіе Андрею, писанное какимъ-то «сиротою I. I.».

Привѣтствіе Андрею Денисову въ день его рожденія написано на текстъ 18-го псалма: «День дни отрыгаетъ глаголъ». Что это привѣтствіе писано въ день рожденія Андрея, это видно изъ слѣдующаго начальнаго его выраженія: «Аще есть или бяше въ человѣцѣхъ кое другое время, — о, всечестнѣйшій нашъ отче, и учителю премудрый, — толикимъ свойственнѣйшимъ веселіемъ, толикимъ всекраснымъ ликованіемъ, толикою торжественною свѣтлостію кипящее, еже бы

"j Ру коп. И. II. Б. О. XV, 15, лл. 130 об.—132 обор.

сіяло славою паче дне чеЗювѣковъ рожденія,—рещи недо-умѣю». О собраніи, рѣшившемъ писать это привѣтствіе, въ послѣднемъ говорится такъ: «Не внѣ убо законнаго благолѣпія, не внѣ обычайнаго уставоположенія наше нынѣ толи кое усердное всѣхъ сристаніе, такъ всекупственное братства предстояніе стечеся: но на всеблагодарственное поздравленіе отеческаго ти любомудрія, въ настоящее твоего свѣтоносія торжество, въ настоящее ти радости празднество, совокупився, снидеся». О самомъ поводѣ этого собранія здѣсь говорится, что «настоящій день есть день намъ нынѣ всесладчайшій и свѣтозарнѣйшій, всекраснѣйшаго веселія время и всепразд-ственнаго торжествовали, и дне рожденія воспоминателыюе тебе, нашего вселюбезнѣйшаго отца, и учителя, и предводителя». Поэтому составитель привѣтствія отъ лица привѣтствующихъ взываетъ: «О, дабы вѣчнымъ, всежелательнымъ, царствованіемъ, яко наслѣдникъ дне, сынъ дне, провозгласилъ вашему боголюбію вѣчное святыхъ радости наслажденіе, по предложенному реченію: день дни отрыгаетъ глаголъ». Подвиги и совершенства привѣтствуемаго привѣтствіе такъ изображаетъ: «Что же время настоящія жатвы? Духовнаго тя дѣлателя показуя, евангельскіе класы мещуща въ небесную житницу. Что совершеннолунства дніе? Совершенна мужа тя извѣщаютъ, въ мѣру духовнаго приходяща возраста. Что четвертый седмицы гласитъ? Четырьми евангельскими добродѣ-тельми, яко четырьми столпами крѣпкими утверждена тя являетъ явственно... Здравствуй всерадостно, премудрѣйшій учитель и добрѣйшій пастырь, всекрасная мысленныхъ добротъ весно, претеплое разумнаго доброплодія лѣто, всеизрядная мѣра нашего къ Богу временошествія, всеблаголѣпное движеніе спасительнаго небесотеченія, вседобрѣйшее посредство Божіихъ и нашихъ, отъ шуіихъ къ деснымъ, отъ движимыхъ къ недвижимымъ, отъ временныхъ къ вѣчнымъ насъ возводя и подвизая благотщательно. О, да возведя, возведеши ны къ немѣримому оному и непресѣкаемому блаженному и всежелательному вѣку, паче же къ превѣчному и безконечному, нребожественному единству всесвятыя и всецарствующія Троицы непостыдны представити благодатію тоя всепѣпыя единицы». Такъ восхваляя привѣтствуемаго, писавшіе докладывали п о себѣ, что ихъ слова исходятъ отъ чистаго сердца. «Тѣмъ же убо, превысочайшій нашъ верше, не отъ притворнаго сердца, но истинно отъ сердечныя любви, твоими под-

визаеми совершенствъ!, по должности и силѣ прилежаніе наше показати тщимся, и честь, и покореніе, и любочестіе отда-вати убѣждаемся, паче же въ сій любезнѣйшій день». Въ заключеніе поздравлявшіе писали: «Тѣмъ же молимъ и просимъ: пріими, благосерднѣйшій, худое сіе сочиненіе и

почти въ цату вдовы евангельской, и прости въ дерзости словесъ и умышлеиій... Сіе тебѣ, прѳдивнѣйшій, на честь приносимъ; сими на славу привѣтствуемъ, да благоплод-ствуеши, да украшаешися, да услаждаешися ими, и никогда же премѣниши, развѣ въ лучшее и нетлѣнное, небесныя чести, и славы безконечное, еже всеусердно просимъ: о, даждь, даждь, Боже! Съ сими же купно церковницы и богомольцы, припадше до подножія твоего, поздравляемъ тя: здравъ трижды, благожизненъ, благочестенъ, благополученъ и долгодеи-ственъ буди»! 66).

Второе поздравленіе писано въ «благорадостнѣйшій тезо-именительства день» и отъ «всѣхъ общежителей». Надписывается въ рукописи этотъ памятникъ такъ: «Поздравленіе Андрею Діонисіевичу». Называя празднуемый день «днемъ радости», поздравленіе далѣе выражало благопожеланіе поздравляемому, съ молитвою къ Богу. «Ты же, о, Христе, Боже, всѣхъ царь и первѣйшій пастырю и начальниче христіанскаго сословія, соблюди Твоего раба, нашего же отца и предводителя, подъ благоутробнѣйшимъ кровомъ крнлу Твоего, яко прежде, тако и нынѣ, въ свойственный торжества его день и предтекущая лѣта всего цѣла, всего здрава, всего радостна, всего спасительна, просвѣіценна, мужественна, крѣпка, надсмо-трительна, права исправляюща слово Твоея истины». Въ заключеніе поздравлявшіе приписывали: «Вашего боголюбнаго, отеческаго предводительства послѣдніе и грубіи кельножители торжественная поздравленія всежелательно воздающе, днесь глаголемъ: здравъ, здравъ и благорадостенъ буди, честнѣйшій нашъ отче и учителю, Андрей Діонисіевичъ, на многая, всецѣлая и душеспасительная лѣта» 6,:).

Такого же содержанія привѣтствіе и частнаго лица, почтившаго Андрея въ день именинъ. Въ началѣ въ немъ есть обра- * *

66) Рукоп. И. П. Б. О. XV, 15. лл. 46—52.

*7) Рукоп. И. П. Б. О. XVII. 50. лл. 115-121 обор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щеніе къ привѣтствуемому: «ІІречестнѣйшій пастырю, благо-полезный, всесладчайшій учителю и наставниче, превозлюблен-ный, вседражайшій государь мой, батюшка, Андрее Діонисіе-вичъ». Сначала привѣтствующій говоритъ о томъ, какъ должны привѣтствовать и какъ дѣйствительно привѣтствуютъ именинника Выговскіе пустынножители, а потомъ пишетъ поздравленіе йотъ себя: «Что же я, малоумнѣйшій и послѣдній твой сирота, вселюбезному, всесладчайшему моему свѣту, учителю и прежеланнѣйшему родителю, принесу? Что моему всерадостному, нречестнѣйшему торжеству совнесу? Яже желаніе неусыпное имѣю, но иедоумѣю; яже иочтити всесердечно ретюся, но не вѣмъ, по достоинству, како; яже о всежеланномъ и вселюбезномъ ми твоемъ тезоименитствѣ всевѣрноусердствую: съ теплыми молитвенники съ теплотою недостойный ітривмѣ-шаюся; съ торжественными любезно сторжествую; съ благодарящими всеусердно благодарствую; съ любовными праздно-любцы всерадостно спразднствую; съ почитающими мученика вселюбезно спочитаю; съ прославляющими тезоименитство всѳ-любезное вселюбезно, всесердечно срадуюся... Тѣмъ же, въ надеждѣ благоутробныхъ родительскихъ твоихъ щедротъ, дѣтскими моими гласы малое мое сіе грубословіе приношаю... яко послѣдній во всѣхъ, и скудоумнѣйшій сирота своему благо-разсуднѣйшему пастырю, и многомилостивѣйшему добротвори-телю батюшкѣ. Всежелапно о сладчайшемъ здравіи и спасеніи твоемъ Бога моля... сице всеусердно восклицаю: здравъ трижды, благосчастенъ, многодѣтенъ, благополученъ, долгожителенъ, всерадостенъ, богохранимъ, богопросвѣіцаемъ, богонаучаѳмъ, богособлюдаемъ, и съ нами, твоими непотребными сиротами, неразлученъ всездравственно здѣ на премножайшая лѣта, въ будущемъ же превѣчномъ Божіи царствіи, вѣчныхъ благихъ наслаждаяся, вѣчно дай Богъ, буди дважды и буди» ü8).

П. Смирновъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.