Научная статья на тему 'Выгоды и потери от межрегиональной конкуренции за экологические ресурсы'

Выгоды и потери от межрегиональной конкуренции за экологические ресурсы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
321
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / "ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА" / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / BORDER AREAS / COMPETITIVE ADVANTAGES / ECOLOGICAL RESOURCES / QUALITY OF LIFE / SHARING / COMPETITIVE INTERACTION / ENVIRONMENTAL POLICY / "GREEN ECONOMY" / GLOBAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Угрюмова А.А., Капустина Т.А.

Предмет, цель работы: В качестве предмета исследования в работе были определены приграничные регионы РФ. В условиях усиливающихся приграничных контактов резко возрастают барьерные и контактные функции границ. Особенно ярко эта тенденция проявляется в совместном использовании экологических ресурсов. Существенная часть приграничных ресурсов относятся к категории не возобновляемых и утрата или существенное ухудшение качества этих ресурсов, несомненно, отразится на качестве жизни не только существующего поколения, но и будущего. Увеличение количества регионов РФ, несущих приграничные функции, также обосновывает необходимость проведения представленного исследования, подтверждает его актуальность и своевременность. Основной целью представленной статьи была поставлена систематизация выгод и потерь от межрегиональной конкуренции за экологические ресурсы. Метод, методология проведения работы: В настоящей работе были использованы методы логического и сравнительного анализа, метод обобщений. Был реализован системный анализ факторов, применены методологии целевого управления территориальными системами. Результаты работы: В качестве результатов исследования в работе выделены основные потери межрегионального конкурентного взаимодействия в сфере потребления экологических ресурсов приграничных регионов РФ. Обозначены механизмы реализации региональной экологической политики в приграничных регионах. Конкретизированы важнейшие выгоды и преимущества приграничного сотрудничества в области использования экологических ресурсов. Область применения результатов: Важнейшие результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных органов управления приграничных субъектов РФ, а также аналогичных органов других стран, заинтересованных в рациональном использовании приграничных экологических ресурсов и в повышении конкурентоспособности своих регионов. Выводы: Изучение и обогащение опыта приграничного сотрудничества в области совместного использования экологических ресурсов позволяет эффективно и рационально управлять природным капиталом территорий и формировать благоприятные условия жизнедеятельности населения, обеспечивать реализацию взаимных интересов для всех субъектов конкуренции приграничных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object, purpose: As a subject of research some border regions of Russia were identified. Facing increasing of cross-border contacts the barrier functions of the contact boundaries are dramatically growing. The strong trend is in the sharing of environmental resources. A substantial part of cross-border resources belongs to the category of non-renewable, and the loss of or a significant deterioration in the quality of these resources will certainly affect the quality of life not only for the current generation, but also for the future. Increasing the number of Russian regions, supporting cross-border functions, also substantiates the need for the present study confirms its relevance and timeliness. The main purpose of the present article was systematization of gains and losses on inter-regional competition for environmental resources. Method, methodology of work: In this paper were used the methods of logic and comparative analysis, generalized method. A systematic analysis of the factors used target management methodology and territorial system has been implemented. Results: As the results of the study highlighted the major losses of inter-regional cooperation in the field of competitive consumption of environmental resources of border regions of Russia. Some regional mechanisms for the implementation of environmental policy in the border regions were marked. The most important benefits and advantages of cross-border cooperation in the use of environmental resources were also concretized. Application of the results: The most important results of the study can be used in the practice of public authorities of subjects of the Russian border, as well as similar bodies of other countries interested in the management of cross-border environmental resources and to increase the competitiveness of their regions. Conclusions: The study and enriching of the experience in cross-border cooperation in the field of environmental resource sharing allows you to effectively and efficiently manage natural capital territory and create favorable living conditions of the population and to ensure the realization of mutual interest for all subjects of competition of frontier territories.

Текст научной работы на тему «Выгоды и потери от межрегиональной конкуренции за экологические ресурсы»

УДК 330.15

ВИГОДИ I ВТРАТИ В1Д М1ЖРЕГЮНАЛЬНО1 КОНКУРЕНЦП ЗА ЕКОЛОГ1ЧН1 РЕСУРСИ

Угрюмова А.А., Капустша Т.А.

Ключов'1 слова: прикордонн територн, конкурента переваги, екологiчнi ресурси, яксть життя, спльне використання, конкурентна взаемод/'я, екологчна полтика, «зелена економка», глобальна конкуренця.

ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ ОТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Угрюмова А.А., Капустина Т.А.

Предмет, цель работы: В качестве предмета исследования в работе были определены приграничные регионы РФ. В условиях усиливающихся приграничных контактов резко возрастают барьерные и контактные функции границ. Особенно ярко эта тенденция проявляется в совместном использовании экологических ресурсов. Существенная часть приграничных ресурсов относятся к категории не возобновляемых и утрата или существенное ухудшение качества этих ресурсов, несомненно, отразится на качестве жизни не только существующего поколения, но и будущего.

Увеличение количества регионов РФ, несущих приграничные функции, также обосновывает необходимость проведения представленного исследования, подтверждает его актуальность и своевременность.

Основной целью представленной статьи была поставлена систематизация выгод и потерь от межрегиональной конкуренции за экологические ресурсы.

Метод, методология проведения работы: В настоящей работе были использованы методы логического и сравнительного анализа, метод обобщений. Был реализован системный анализ факторов, применены методологии целевого управления территориальными системами.

Результаты работы: В качестве результатов исследования в работе выделены основные потери межрегионального конкурентного взаимодействия в сфере потребления экологических ресурсов приграничных регионов РФ. Обозначены механизмы реализации региональной экологической политики в приграничных регионах. Конкретизированы важнейшие выгоды и преимущества приграничного сотрудничества в области использования экологических ресурсов.

Область применения результатов: Важнейшие результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных органов управления приграничных субъектов РФ, а также аналогичных органов других стран, заинтересованных в рациональном использовании приграничных экологических ресурсов и в повышении конкурентоспособности своих регионов.

Выводы: Изучение и обогащение опыта приграничного сотрудничества в области совместного использования экологических ресурсов позволяет эффективно и рационально управлять природным капиталом территорий и формировать благоприятные условия жизнедеятельности населения, обеспечивать реализацию взаимных интересов для всех субъектов конкуренции приграничных территорий.

Ключевые слова: приграничные территории, конкурентные преимущества, экологические ресурсы, качество жизни, совместное использование, конкурентное взаимодействие, экологическая политика, «зелёная экономика», глобальная конкуренция.

GAINS AND LOSSES ON INTER-REGIONAL COMPETITION FOR ENVIRONMENTAL RESOURCES

Ugryumova A.A., Kapustina T.A.

Object, purpose: As a subject of research some border regions of Russia were identified. Facing increasing of cross-border contacts the barrier functions of the contact boundaries are dramatically growing. The strong trend is in the sharing of environmental resources. A substantial part of cross-border resources belongs to the category of non-renewable, and the loss of or a significant deterioration in the quality of these resources will certainly affect the quality of life not only for the current generation, but also for the future.

Increasing the number of Russian regions, supporting cross-border functions, also substantiates the need for the present study confirms its relevance and timeliness.

The main purpose of the present article was systematization of gains and losses on inter-regional competition for environmental resources.

Method, methodology of work: In this paper were used the methods of logic and comparative analysis, generalized method. A systematic analysis of the factors used target management methodology and territorial system has been implemented.

Results: As the results of the study highlighted the major losses of inter-regional cooperation in the field of competitive consumption of environmental resources of border regions of Russia. Some regional mechanisms for the implementation of environmental policy in the border regions were marked. The most important benefits and advantages of cross-border cooperation in the use of environmental resources were also concretized.

Application of the results: The most important results of the study can be used in the practice of public authorities of subjects of the Russian border, as well as similar bodies of other countries interested in the management of cross-border environmental resources and to increase the competitiveness of their regions.

Conclusions: The study and enriching of the experience in cross-border cooperation in the field of environmental resource sharing allows you to effectively and efficiently manage natural capital territory and create favorable living conditions of the population and to ensure the realization of mutual interest for all subjects of competition of frontier territories.

Keywords: border areas, competitive advantages, ecological resources, quality of life, sharing, competitive interaction, environmental policy, «green economy», global competition.

Конкурентные преимущества межрегиональной конкуренции представлены в работах таких зарубежных исследоватей, как: И.Ансоффа, Х.Итами, дЖ.Коллинза, Б.Дж.Нейлбаффа, Т.Питерса, М.Портера, Р.Уотермана, Г.Хамела и др. Среди российских учёных выделяются труды: А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, В.Н. Лексина, В.П. Орешина, А.П. Панкрухина, Р.А. Фатхутдинова и др.

К явным преимуществам межрегиональной конкуренции можно отнести:

- эффективное распределение ресурсов и формирование взаимовыгодных условий для участников конкурентных отношений;

- реализацию оптимальных условий для жизнедеятельности и функционирования населения, бизнеса и инвесторов и других заинтересованных субъектов;

- ориентацию властных органов и структур на важнейшие «рыночные сигналы» участников рынка;

- реализацию принципа состязательности, обеспечивающего активное взаимодействие конкурирующих сторон.

К потерям межрегиональной конкуренции можно отнести:

- наличие прецедентов, когда игнорируются потребности участников конкурентного взаимодействия;

- развитие дивергентных тенденций, как следствие межрегиональной конкуренции;

- ухудшение социально-экономического положения субъектов межрегиональной конкуренции.

В 1908 г. П. Столыпин писал: «При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, сибирская окраина не останется пустынной. В нее просочится иностранец, если раньше туда не придет русский, и это просачивание, господа, уже началось... Край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся,... он окажется русским только по названию» [3].

Так, ещё в начале ХХ века предостерегал известный политик и экономист П. Столыпин о необходимости внимательного отношения к удалённым регионам страны.

В настоящее время проблема использования приграничных территорий становится всё более актуальной вследствие усиления глобализационных процессов, ориентации на открытую экономику, интенсификацию процессов перемещения капиталов, труда и иных ресурсов.

Для Российской Федерации проблемы использования трансграничных природных ресурсов особенно актуализировались в последние 25 лет. В связи с распадом Советского Союза существенное количество регионов Российской Федерации получили статус приграничных территорий. На сегодняшний день общая протяженность государственной границы составляет около 13 тыс. км, поэтому приграничные районы отличаются значительным разнообразием природно-климатических факторов, конфессиональных и социально-экологических условий, развитостью экономических отношений и политических институтов, наличием и надежностью трансграничных транспортных и информационных коммуникаций.

Главная внешнеполитическая проблема в том, что ряд регионов Российской Федерации оказались пограничными в последнее десятилетие прошлого века, а большая часть новых границ России не получила нормативно-правового обеспечения в соответствии с нормами международного законодательства, и ряд территорий являются спорными.

Особые крупные экологические и политические проблемы возникли при использовании трансграничных водных ресурсов, так как Российская граница проходит через территории, где расположены более 1 000 трансграничных водных объектов, в том числе 70 бассейнов крупных и средних рек. В международных водных бассейнах имеется множество технологических проблем вододеления, водопользования, согласования водохозяйственных нормативов, фиксации загрязнения, которые перерастают в политические, в связи с необходимостью определения вклада каждой из пограничных стран в загрязнение вод, источники которых расположены на территории разных стран, и их ответственности за него [4].

Отрицательные экологические и экономические последствия природопользования, возникают в связи отсутствием нормативно-правового регулирования, что приводит к снижению эффективности хозяйственной деятельности и расхищению природных богатств приграничных районов, в том числе за счет: браконьерства, хищнического использования сельскохозяйственных земель и водных ресурсов, незаконных порубок леса. Такая ситуация объективно вызывает риск возникновения чрезвычайных природных явлений и экологических катастроф.

Усиление международной и региональной конкуренции также оказывает непосредственное влияние на развитие приграничной конкуренции за экологические ресурсы и особенно совместного использования.

Далеко не всегда имеющиеся в совместном использовании природные ресурсы поддаются жёсткому разграничению, что закономерно вызывает экстерналии и потери.

Серьезные экологические, социальные и экономические проблемы, при использовании трансграничных водных объектов для России, вызывает реализация крупных водных проектов Китайской Народной Республикой.

По мнению Рогожиной Н.Г.: «Началась жесткая конкуренция за водные ресурсы в верховьях Амура, способная резко ухудшить экологическую ситуацию в регионе. Экономический рост северо-восточной части Китая неизбежно влечет за собой необходимость увеличивать водозабор из рек Аргунь, Амур и Уссури. Поэтому на Северо-Востоке Китая поощряется развитие водоемких производств и субсидируется создание гидротехнических сооружений» [7].

Хищническая эксплуатация водных ресурсов и нерациональное водопользование со стороны КНР отрицательно сказываются на гидрологическом режиме и экологическом состоянии реки Амура, вода которой непригодна для питьевых целей, так как допустимые концентрации вредных веществ превышают принятые санитарные нормы в десятки раз. Это приводит к деградации трансграничных экосистем и ухудшению качества жизни населения в зоне амурского водного бассейна, значительная часть которого -820 тыс. кв. км, находится в китайской юрисдикции. При этом демографическое напряжение в бассейне реки со стороны Китая превосходит российское в 14 раз, а значительная часть промышленно-бытовых и сельскохозяйственных стоков сбрасывается неочищенными или плохо очищенными [1].

Наибольшую сложность в правовом и практическом регулировании водопользования среди трансграничных водных объектов, представляет бассейн Иртыша, где пересекаются жизненно-важные интересы России, Казахстана и Китая.

Тяжелая экологическая ситуация создалась в Российской части водного бассейна расположенного в низовьях Иртыша, где уменьшение стока привело к появлению проблем для судоходства и снижению санитарно-эпидемиологического качества воды в реке, которая является практически единственным источником питьевого водоснабжения Омска. Основными угрозами экологической безопасности трансграничных водных объектов являются: загрязнение вод стоками промышленных объектов и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, дефицит водных ресурсов, перераспределение водных ресурсов трансграничных водных объектов, неблагоприятные гидрологические процессы, недостаточно развитая сеть системы мониторинга и нормативно-правовая база.

Россия и страны Центральной Азии, в том числе Казахстан и Китай, могут сформировать международную систему использования водных ресурсов, позволяющую экономически справедливо и экологически бесконфликтно разрешить проблемы трансграничных водных отношений только при рассмотрении бассейнов трансграничных рек как единой экологической системы.

Достаточно распространённым является мнение, которое рассматривает размещение предприятий и инвестирование в новые производства, прежде всего с точки зрения минимизации затрат. При этом не принимается во внимание сопутствующие затраты на экологическое восстановление окружающей среды.

Подтверждением данной мысли служат слова американского учёного Мелани Харта: «Китай прекрасно подходит для размещения производств с целью повышения размеров прибыли, особенно на производствах с низкой добавленной стоимостью в обрабатывающей промышленности, где доходы не слишком велики. Но следует помнить, что загрязнение окружающей среды несет прямую угрозу и экономике Китая» [11].

Следовательно, межрегиональная конкуренция за приграничные экологические ресурсы затрагивает не только интересы граничащих между собою стран, но и инвесторов, которые могут представлять интересы третьей стороны.

Обобщённый взгляд на межрегиональное конкурентное взаимодействие в сфере потребления экологических ресурсов приграничных регионов РФ может быть представлен в виде табл.1.

Как наглядно показывает данная таблица, в РФ практически не существует приграничных регионов, которые бы не подвергались активному конкурентному взаимодействию с приграничными странами по использованию экологических ресурсов.

В этой связи, необходимо подчеркнуть значимость разработки и реализации региональной экологической политики, которая продиктована насущной необходимостью отказа от традиционных макроэкономических показателей, как основного ориентира регионального социально-экономического развития.

Дальнейшая доминирующая ориентация на безудержное потребление и рост макроэкономических показателей территории любой ценой приведёт не только к резкому ухудшению качества жизни большинства стран и регионов мира, но и к прямым потерям человеческого потенциала.

Ведущей и основной целью региональной экологической политики становится создание условий для развития благоприятной социальной среды, сопряжённое с совершенствованием природопользования в регионах РФ и ориентированное на переход к «зелёной» экономике.

При этом под «зелёной» экономикой понимается такая экономика, которая способствует повышению благосостояния населения и обеспечивает социальную справедливость с одновременным снижением рисков и деградации окружающей среды.

Реализация региональной политики в РФ осуществляется в соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», где детализируются её базовые принципы.

Ведущие принципы региональной экологической политики приграничных регионов включают: защищённость, научную обоснованность, комплексность, приоритетность, ответственность и др.

Таблица 1. Потери межрегионального конкурентного взаимодействия в сфере потребления экологических ресурсов приграничных регионов РФ__

Основные Приграничные регионы РФ,

Объект конкуренции приграничные участвующие в конкуренции за

страны-конкуренты экологические ресурсы

Выброс парниковых газов КНР Все регионы РФ

Водозабор из рек КНР Амурский край

Переброска водных ресурсов рек, снижающая водоснабжение КНР Амурский край

Увеличение производства гидроэлектроэнергии и орошения сельскохозяйственных угодий в пограничных областях КНР Амурский край, Читинская область, Еврейская АО

Нелегальная вырубка леса КНР Дальний Восток, Сибирь (Хабаровский край, Приморский край, Еврейская АО, Читинская область, Амурский край и др.)

Незаконно вывозимые дериваты редких животных - это струя кабарги, желчь медведя, клыки медведя, кости амурского тигра и др. КНР, Республика Корея и КНДР Дальний Восток, Сибирь (Хабаровский край, Еврейская АО, Читинская область, Приморский край, Амурский край и др.)

Незаконный вывоз образцов дикой природы: корней женьшеня, грибов и др. КНР, Республика Корея, Япония, КНДР Дальний Восток, Сибирь (Хабаровский край, Приморский край, Еврейская АО, Читинская область, Амурский край и др.)

Загрязнение акваторий морей и рек КНР Амурский край

Вырубка и заготовка леса Финляндия Карельская республика

Вывоз торфа Финляндия Карельская республика

Незаконный отлов рыбы и морепродуктов Япония, КНР Приморский край, Камчатский край, Курильские острова, Сахалинская область, Амурская область, Мурманская область

Незаконный отлов рыбы и морепродуктов Норвегия Калининградская область, Ленинградская область

Незаконный отлов рыбы Азербайджан, Республика Корея Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская область, Ростовская область

Незаконная добыча и вывоз янтаря Польша, Литва Калининградская область

Незаконный вывоз мёда, пиломатериалов, вырубка и заготовка леса Республика Казахстан Алтайский край, республика Алтай, Новосибирская область

Вырубка и заготовка леса Республика Казахстан Новосибирская область

Реализация вышеперечисленных принципов позволяет сформулировать возможные выгоды от межрегиональной конкуренции за приграничные экологические ресурсы.

Прежде всего, речь может идти о привлечении инвестиций в удалённые, слабо освоенные и заселённые регионы страны.

Чаще всего такие регионы обладают низкой инвестиционной привлекательностью для отечественного бизнеса и возможность использовать их стратегическое преимущество (приграничное положение) выступает весомым импульсом экономического развития данных территорий.

Анализируя выгоды приграничного использования экологических ресурсов, нельзя забывать о двойственном восприятии инвестиций инвестором и инвестируемым объектом. Разница целей инвестора и инвестируемой территории может превратить выгоды от совместного использования экологических ресурсов в потерю экологического потенциала приграничного региона [11].

Так, подписанное соглашение о сотрудничестве на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири РФ и северо-востока КНР предполагает совместную разработку российских месторождений, но перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории [5].

Приграничная конкуренция может развиваться в рамках различных сценариев и не должна выходить за пределы стратегических государственных интересов и ориентиров, связанных с социально-экономическим развитием конкретных регионов.

За последнее время наибольшее распространение получили следующие сценарии приграничного развития регионов РФ:

• вахтовый сценарий - характерен для северных регионов РФ (Чукотка);

• концессионный сценарий - реализуется преимущественно в южной части Дальнего Востока, Сахалинской обл. и др.;

• транзитный сценарий - наиболее востребован для регионов РФ, граничащих с более развитыми территориями (Смоленская область, Республика Карелия и др.).

В наибольшей степени усилению конкуренции за экологические ресурсы в приграничных регионах РФ содействует концессионный сценарий, который позволяет иностранным предпринимателям на основе концессионных соглашений получать право на эксплуатацию природных ресурсов.

В этой связи особо актуальными становятся расчёты по оценке упущенной выгоды из-за конкурентных потерь в результате утраты региональных (национальных) экологических ресурсов. Так, Грибова С.Н. в своём исследовании приводит расчёт подобных потерь на примере лесопромышленного комплекса Забайкальского края [2].

Преимущества приграничного взаимодействия должны строиться в направлении от формирования цепочек совместной добавленной стоимости до создания совместных высокотехнологичных кластеров. В этом случае все взаимодействующие стороны могут получить ряд позитивных эффектов. Эти эффекты будут объединять как социально-экономические результаты деятельности, так и улучшение экологической среды.

Реализация государственной политики в области экологического развития в приграничных регионах может быть отражена в виде следующей системы механизмов, отражённых в табл. 2.

Таблица 2. Механизмы реализации региональной экологической политики в приграничных регионах

№ Направления реализации механизмов Виды механизмов

1. Эффективная система управления экологической средой - чёткое разграничение полномочий органов государственной власти в области экологии; - выработка критериев, позволяющих оценить эффективность управляющего воздействия деятельности органов государственной власти на состояние окружающей среды и экологическую безопасность; - повышение результативности экологического надзора на всех уровнях власти; - оценка экологических рисков.

2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения - совершенствование законодательства в области экологии; - разработка нормативно-правового обеспечения и стратегических экологических планов и программ, направленных на долговременное управление окружающей средой; - усиление ответственности за нарушение законов РФ об охране окружающей среды.

3. Экологически ориентированный на переход к «зелёной» экономике - создание конкурентоспособной «зелёной» экономики; - внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; - применение абсолютных и удельных показателей эффективности использования ресурсов в регионах.

4. Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду - развитие экологического нормирования для формирования приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения; - снижение и сокращение сверхнормативных выбросов и сбросов в окружающую среду; - ориентир на уменьшение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образования отходов до уровня экономически развитых стран; - введение обязательной государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов; - совершенствование методологии оценки воздействия на экологическую среду и приведение её в соответствие с международными договорами РФ; - увеличение объектов недвижимости сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации; - реализация мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на её реализацию.

5. Восстановление нарушенных естественных экологических систем - выявление территорий с неблагополучной экологической ситуацией для реализации программ, связанных с ликвидацией экологического ущерба, включая оценку и возмещение этого ущерба; - сохранение и восстановление естественных экологических систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами - предупреждение и сокращение образования отходов; - использование малоотходных и ресурсосберегающих технологий; - строительство и совершенствование инфраструктуры экологически безопасного использования и утилизации отходов; - обеспечение запрета на захоронение отходов, не подвергшихся сортировке, а также отходов, которые можно подвергнуть дальнейшей переработке; - введение обязательной ответственности производителей, за утилизацию или удаление продукции и упаковки, утратившей свои потребительские свойства; - обеспечение экологической безопасности хранения отходов и экологическое восстановление территорий.

7. Сохранение природной среды - охрана особо охраняемых природных территорий РФ любого уровня подчинения; - сохранение редких и исчезающих объектов животного и растительного мира; - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; - недопущение бесконтрольного распространения в РФ чужеродных видов животных и растительных организмов; - сохранение диких животных; - решение региональных экологических проблем.

№ Направления реализации механизмов Виды механизмов

8. Развитие экономического регулирования охраны окружающей среды - введение платы за негативное воздействие на окружающую среду; - расширение практики возмещения вреда окружающей среде; - создание стимулов для предприятий, реализующих экологическую модернизацию производства и осуществляющих восстановление территорий; - расширение выпуска экологически безопасной продукции, технологий и оборудования; - уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, рачительное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов; - совершенствование рыночных инструментов экологического регулирования; - приоритет размещения государственных заказов для предприятий, работающих в соответствии с экологическими требованиями; - формирование инвестиционной привлекательности эффективного использования природных ресурсов, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции; - реализация экологического аудита; - регулирование на федеральном уровне ввоза в РФ техники и технологий, не отвечающих экологическим требованиям.

9. Создание системы государственного экологического мониторинга - формирование и совершенствование системы экологического мониторинга; - разработка и применение разнообразных методов учёта негативного воздействия на окружающую среду; - реализация наблюдений и введение специализированных программ обработки данных, предоставляющих полную информацию об экологическом состоянии; - применение экологического мониторинга для решений о экономической или другой деятельности.

10. Научное и информационно-аналитическое обеспечение экологической среды и безопасности - развитие системных исследований по прогнозированию угроз экологического характера; - совершенствование показателей, позволяющих оценивать техногенное воздействие на окружающую среду; - осуществление НИОКР в экологической сфере.

11. Формирование экологической культуры - формирование у всех слоев населения, экологически ориентированного мировоззрения; - распространение и тиражирование информации с экологической и ресурсосберегающей тематикой; - введение экологической проблематики в образовательные стандарты; - воспитание экологически ориентированного поведения учащихся на всех ступенях образования; - обеспечение поддержки обучения в области экологозащитной тематики.

12. Участие граждан и других общественных сообществ в решении экологических вопросов - участие населения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; - соблюдение интересов всех сторон в процессе проведения оценки воздействия какой-либо экономической (или иной) деятельности на окружающую среду; - соблюдение принципов гласности и доступности информации о состоянии экологической среды; - соблюдение прозрачности информации о деятельности предприятий по негативному воздействию на окружающую среду.

13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды - активизация международного сотрудничества в природоохранной сфере; - стимулирование международного обмена опытом в области охраны окружающей среды; - реализация международных экологических стандартов; - синхронизация законов РФ об охране окружающей среды с международным законодательством.

По мнению ряда учёных [7], [10] выгоды межрегионального сотрудничества необходимо увязывать с точками экономического роста конкретных территорий. Так, Раевский С.В. считает, что эффективное управление развитием региона должно вызывать финансовые, социальные и мультипликативные эффекты.

К сожалению, охрана окружающей среды до сих пор так и не вошла в число национальных приоритетов Российской Федерации. Этот факт явно противоречит усиливающему вниманию к вопросам устойчивого развития, использования трансграничных природных ресурсов и повышению эффективности природоохранной деятельности.

В условиях обостряющейся глобальной конкуренции за природные ресурсы, необходима система общественно-политических, информационных и научно-технических мероприятий направленных на повышение реального участия России в процессе международного природоохранного сотрудничества и обсуждения проблемы использования природных ресурсов на различных международных форумах.

Использование высокого транзитного потенциала приграничных регионов по мнению Савельевой М.В. [8] может стать основанием для превращения этих регионов в «локомотивы роста» РФ, однако препятствием такого развития может стать непродуманная экологическая политика.

Требуется осуществление национальной экологической политики, совершенствование системы управления окружающей средой и международно-правового оформления прав России на ее национальное достояние, находящееся в зонах международного права. Необходимо разработать доктрину межгосударственного взаимодействия и долгосрочную программу деятельности Российской Федерации в области эксплуатации приграничных природных ресурсов на длительную перспективу.

В отношениях с приграничными государствами важно инициировать шаги по созданию системы интегрированного управления природными ресурсами и проведения согласованной региональной и национальной политики природопользования.

Список использованных источников

1. Государственный доклад о состоянии и использовании водных ресурсов РФ в 2014г. http://mnr.gov.ruregulatory/list.

2. Грибова С.Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Улан-Уде. 2011. С.41. http://job.esstu.ru/dissertation/download. htm?dissertationId=265

3. Пётр Аркадьевич Столыпин: http://citaty.info/man/petr-arkadevich-stolypin

4. Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России. / А.А.Орлов, А.Л. Чечевишников, С.И. Чернявский. - об. и ред., Е.С. Алексеенкова, К.П. Боришполец, А.В. Крылов. -Москва: МГИМО-Университет, 2011. - 87 С.

5. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009 - 2018 годы). http://www.lawinrussia.ru/kabinet-yurista/zakoni-i-normativnie-akti/2010-07-18/programma-sotrudnichestva-mezhdu-regionami-dalnego-vostoka-i-vostochnoy-sib

6. Раевский С.В. Формирование и развитие точек роста в промышленном районе: Монография. -Москва: Экономическое образование, 2015. - 177 с.

7. Рогожина Н.Г. Проблема экологической безопасности во внешней политике Китая и перспективы регионального сотрудничества с Россией. Новое Восточное Обозрение. http://journal-neo.com

8. Савельева М.В. Управление развитием конкурентных преимуществ регионов - «локомотивов роста»: Монография. - М.:МАКС Пресс, 2013. - 320 с.

9. Угрюмова, А. А. Оценка экономического благосостояния региона и возможностей его увеличения по ведущим точкам экономического роста / А. А. Угрюмова // Финансы и кредит, №13, 2005, С.82-88.

10. Угрюмова, А.А. Региональная безопасность инвестиционных процессов: угрозы и последствия / А.А. Угрюмова // Устойчивое развитие экономики: национальный и региональный аспекты. Сборник тезисов докладов и статей научно-практической конференции. 8 ноября 2012 г. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. -178 с.

11.Melanie Hart. Environmental Standards Give the United States an Edge Over China // Center for American Progress 20.04.2012. http://www.americanprogress.org/issues/green/news/2012/04/20/11503/ environmental-standards-give-the-united-states-an-edge-over-china/

References

1. National report on the status and use of water resources of the Russian Federation in 2014. http: //mnr.gov.ruregulatory/list.

2. SN Gribova The development of the border regions of Russia: methodology and practice. Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences. Ulan-Ude. 2011. P.41. http://job.esstu.ru/dissertation/download.htm?dissertationId=265

3. Pyotr Stolypin http://citaty.info/man/petr-arkadevich-stolypin

4. The problem of fresh water. The global context of Russia's policy. / A.A.Orlov, A.L.Chechevishnikov, SI Chernyavskiy.-about. anded., ES Alekseyenkova, KPBorishpolets, A.V.Krylov. - Moscow: MGIMO-University, 2011. - 87 S.

5. The program of cooperation between the regions of the Far East and Eastern Siberia, Russia and Northeast China (2009 - 2018). http://www.lawinrussia.ru/kabinet-yurista/zakoni-i-normativnie-akti/2010-07-18/programma-sotrudnichestva-mezhdu-regionami-dalnego-vostoka-i-vostochnoy-sib

6. S. Rajewski Formation and development of points of growth in the industrial area: Monograph. - Moscow: Economic Education, 2015. - 177 p.

7. Rogozhina N.G. The problem of environmental safety in China's foreign policy and the prospects for regional cooperation with Russia. New Eastern Outlook. http://journal-neo.com

8. Saveliev MV Managing the development of competitive advantages of the regions - «engines of growth»: Monograph. - Moscow: MAKS Press, 2013. - 320 p.

9. Ugryumova, AA Assessment of the economic welfare of the region and opportunities to increase it to the leading points of economic growth // Finances and Credit, №13, 2005 S.82-88.

10. Ugryumova, AA Regional security investment processes: the threat and consequences // Sustainable economic development: national and regional aspects. Abstracts of the articles and scientific-practical conference. November 8, 2012 - M.: VPO «REU them. GV Plekhanov «, 2012. - 178 p.

11.Melanie Hart. Environmental Standards Give the United States an Edge Over China // Center for American Progress 20.04.2012. http://www.americanprogress.org/issues/green/news/2012/04/20/11503/ environmental-standards-give-the-united-states-an-edge-over-china/

ДАHI ПРО АBТОРIB:

Угрюмова Олександра Анатолпвна, доктор економiчних наук, професор, професор кафедри економки та менеджменту email: feminaa@mail.ru

Капустша Тетяна Олекспвна, доцент, кандидат техшчних наук, доцент кафедри товарознавства, ГОУ ВО МО Державний со^ально-гумаштарний ушверситет 14Q41Q, РФ, Московська обл., Коломна, вул. Зелена, д^ email: kapustina tat@inbox.ru

ДАННЫЕ ОБ АBТОРАX:

Угрюмова Александра Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента email: feminaa@mail.ru

Капустина Татьяна Алексеевна, доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения ГОУ ВО МО Государственный социально-гуманитарный университет. 14Q41Q, РФ, Московская обл., г. Коломна, ул. Зелёная, д^ email: kapustina tat@inbox.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Ugryumova Alexandra., Doctor of Economics, Professor, Department of Economics and Management email: feminaa@mail.ru

Kapustina Tatyana, Associate Professor, Ph.D., Associate Professor, Department of Commodity SEI IN MO State Socio-Humanitarian University. 14Q41Q, Russia, Moscow region, Kolomna, st. Green, 3Q email: kapustina tat@inbox.ru

УДК 339

СТАНОВЛЕНИЯ I РОЗВИТОК 1НВЕСТИЦ1ЙНО1 ПРИВАБЛИВОСТ1 КНР

Харина У.Я.

У статт/ досл'джуеться становлення / розвиток ¡'нвестицйно'У д'яльност'! КитайськоУ НародноУ Республки. Значна увага придляеться основним факторам, як сприяли швидкй та ефективнiй реалiзацiУ '¡нвестицшного потенцалу краУни.

Предметом статт/ е ¡нвестицтна д'яльн'сть КНР, зокрема заходи, пов'язан ¡з пдвищенням привабливост/ економки Китаю у галуз залучення та зростання /нвестицйноУ могутност/ краУни.

Метою статтi визначено дошдження становлення та розвитку ¡нвестиц/ино'У д'1яльнот КНР. Для досягнення мети використано теоретичн методи наукового досл дження, зокрема анал зу, класиф кац У та узагальнення, за допомогою яких виршено основы завдання: аналз сучасного стану ¡нвестиц/ино'У дiяльностi КНР; вивчення способв залучення ¡ноземного капталу в економ1ку Китаю та його витоку з КНР; виокремлення факторв, як сприяють бурхливому, головне, ефективному розвитку ¡нвестиц/ино'У дiяльностi Китаю.

У статтi проанал1'зовано сучасний стан та характернi риси /нвестицшноУ дiяльност/ Китаю, вивчено основн способи та шляхи залучення ноземного кап талу в економ ку КНР та його витоку, визначено фактори, як сприяють бурхливому , головне, ефективному розвитку нвестиц йноУ д яльност Китаю. Зокрема, встановлено, що обсяги притоку та витоку кап талу пост йно зростають, незважаючи на недавню св тову економ чну кризу та спов льнення темп в глобального економ чного зростання. Зроблено наголос на тому, що iнвестицiйнiй привабливот та могутност/ КНР сприяе ряд факторiв таких як, наприклад, зважена полтика Центрального банку, сприятливий режим оподаткування для Iнвесторв, створення та функц онування спец альних економ чних зон, високий р вень розвитку нфраструктури, наявнють ресурсв, включаючи дешеву робочу силу, в1дкритють китайськоУ економки та багато нших. У КНР на законодавчому рвн видлено низку галузей, у як необхiдне вливання ¡ноземного капталу, i таю, у як обмежено чи взагалi заборонено. Державою визначено клька основних характеристик сучасноУ ¡'нвестицино'У полтики Китаю, таких як постйний перегляд та змна списку галузей, у як бажане, обмежене та заборонене вливання ¡ноземного капталу, що св'дчить про перехiд вд кльксного приросту залучених нвестицЮ до яксного; змiщення акценту з преференцйноУ ¡нвестицино'У полтики до справедливоУ; створення та функцюнування рiзноманiтних спецальних економ'чних зон.

Результати дослдження можуть бути застосован як у теоретичному, так / у практичному розр'з, оскльки позитивний досв 'д Китаю може бути корисним не тльки для УкраУни, але i для будь-якоУ ¡ншо'У краУни, що розвиваеться.

Ключов'1 слова: '^вести^йна д'яльн'сть, прямi iноземнi iнвестицu, ¡ноземний каптал, iнвестицiйний потенцал, ¡нвестицтна привабливсть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.