Научная статья на тему 'Выездные занятия по экологии в военном вузе'

Выездные занятия по экологии в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выездные занятия по экологии в военном вузе»

г

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

В. ВОРОБЬЁВА, доцент Дальневосточное высшее военное автомобильное командноинженерное училище

Экология является естественно-научной дисциплиной, вместе с тем она носит как мировоззренческий, так и прикладной характер и в военном вузе состоит из двух разделов: «Основы экологии» и «Военная экология». Главная цель обучения состоит в повышении уровня экологического образования курсантов для обеспечения экологической безопасности военной деятельности. Дисциплина призвана повышать профессиональные навыки в охране природы, экологическую культуру в целом, формировать научное экологическое мировоззрение.

Современные цели обучения охватывают развитие не только интеллекта, но и эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов. Здесь могут быть самые разнообразные подходы, к которым можно отнести и выездные занятия.

В Дальневосточном высшем военном автомобильном командно-инженерном училище (военном институте) курсанты изучают дисциплину экологию с 1999 г. Каждую весну или осень мы проводим занятия в Уссурийском природном заповеднике им. акад. В.Л. Комарова.

Выездные занятия являются одной из организационных форм учебного процесса, образовательно-воспитательной работы с курсантами, дающей возможность изучать предметы и явления в естественной обстановке. Построенные на принципах наглядности и самодеятельности обучаемых, они развивают у них вкус к учению, «умственный аппетит», расширяют экологический кругозор, учат рассматривать факты и явления природы во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, «видеть» реальную

Выездные занятия по экологии в военном вузе

действительность. Главная их задача — создание экологически развивающей, эколо-го-воспитывающей среды.

Подготовка выездных занятий требует от преподавателя организаторских способностей в достижении намеченных целей, напряжённой многосторонней деятельности и большого энтузиазма. Возможно, поэтому такие занятия — редкость, но результаты превосходят все ожидания.

В заповеднике обитают широко распространённые виды животных, такие как дальневосточная жерлянка, амурский полоз, щитомордник, рябчик, поползень, барсук, соболь, косуля, бурый медведь. Здесь живут и редкие обитатели: уссурийский без-лёгочный тритон, чёрный аист, утка-мандаринка, гигантская бурозубка, тигр, дальневосточный лесной кот, белогрудый медведь.

Курсанты увидели экспонаты красивейших животных: тигрёнка, барса, диких кабанов, бурого и белогрудого медведей, кабарги и многих других. «Пернатые просто завораживают своим видом: грозные хищники беркут и ястреб-тетеревятник, яркая уточка мандаринка, занесённые в Красную книгу, и такие малыши, как длиннохвостый снегирь или обыкновенная белоглазка!» — поделился впечатлением курсант Н. Косуха. Поражает яркая коллекция бабочек, среди которых — красавец махаон Маака. В музее показаны представители флоры и фауны из Красных книг Российской Федерации и её восточных регионов.

К.Д. Ушинский писал в дневнике: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым труд-

Редакционная почта

147

но соперничать влиянию педагога; что день, проведённый... среди рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье.» [1, с. 52—53]. Классик педагогической науки горячо призывал расширить общение с природой и удивлялся тому, что «.воспитательное влияние природы. так мало оценено в педагогике» [1, с. 56].

Всем очень понравились путешествия и по музею, и по экологической тропе. Вот лишь некоторые высказывания курсантов после посещения заповедника. «Занятие в Уссурийском заповеднике нам понравилось тем, что это было не только познавательно и зрелищно, но и тем, что там чувствуешь себя частью природы, понимаешь, что ты отвечаешь за это чудо и сожалеешь о том, что таких уголков остаётся всё меньше» (А. Дво-рянинов). «Если в нашей стране большинство людей станут экологически образованными, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации» (С. Игнащенко).

Положительное коллективное настроение личного состава является стимулом для воспитания бесстрашия, организованности, дисциплинированности [2]. Курсантам это очень пригодится и в учёбе, и в службе, и в воспитании подчинённых. Известны слова М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину». Важно убедить курсантов в том, что от их знаний, убеждений, установок в социальной деятельности зависит дальнейшее развитие не только их самих как индивидов, но и общества в целом. «Отражение знаний в эмоциях — важ-

ное условие перехода знаний в убеждения, условие становления убеждённости и мировоззрения. Эмоциональное состояние имеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизнь.» — писал В.А. Сухомлинский [3, с. 269].

В выездных занятиях в природный заповедник присутствуют, по признанной педагогической классификации Я.И. Лернера, все четыре необходимых элемента образования: знания, навыки и умения, опыт творчества и опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам природы и реальной действительности. Как педагогической факт можно констатировать наличие связи между условиями природной среды и факторами развития личности.

Таким образом, выездные занятия или экскурсии, направленные на непосредственное активное общение с природой, высокоэффективно претворяют в жизнь экологическое образование и воспитание курсантов в военном вузе. Они также направлены на формирование экологического мировоззрения, экологической этики, культуры ответственности как базисных качеств личности, без которых невозможно поведение в системе «общество — природа».

Литература

1. Ушинский К.Д. Материалы биографичес-

кие и библиографические // Собр. соч.: В

11 т. - М.; Л., 1952. - Т. 11.

2. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: пси-

хология военного управления. - М., 1989.

3. Сухомлинский В.А. Рождение граждани-

на. - Владивосток, 1974.

В. ЧЕРНОВ, доцент Московский гуманитарный педагогический институт

«Воспитатель должен быть воспитан». Этот банальный тезис позволяет уяснить: известные недостатки современного школьного воспитания в значительной мере явля-

Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин

ются отражением проблем в области педагогического образования.

Сегодняшние реалии таковы, что образовательный процесс в педагогических ву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.