УССУРИЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК: история и современность
Валентина Васильевна ВОРОБЬЕВА,
кандидат сельскохозяйственных наук, член-кор.
Международной академии аграрного образования
Один из старейших заповедников Приморского края Уссурийский (ранее Супу-тинский) носит имя академика Владимира Леонтьевича Комарова, крупнейшего отечественного ботаника, исследователя флоры Восточной Азии (фото. 1).
В 1913 г. В.Л. Комаров обследовал территорию, ныне входящую в заповедник, совершив экспедиционный поход из г. Никольска-Уссурийского (теперь Уссурийск) до с. Шкотово, и дал первое описание покрывавших его лесов. В 1917 г., составляя общую характеристику господствовавшего на юге Сихотэ-Алиня типа растительности — «тайги или смешанного леса», В.Л. Комаров основывался прежде всего на материалах, собранных в бассейне р. Супутинки (ныне Комаровка). Он писал: «Супутинка представляет собой небольшую, но довольно типичную для Южно-Уссурийского края водную систему.. Супутинские леса смешанные и местами очень богаты ценными хвойными породами. Кедр растет группами как по тальвегам, так и по склонам, цельнолистная пихта, следующая за ним по размерам также очень обыкновенна.» (5, с. 248). Эти наблюдения, дополненные другими, привели В.Л. Комарова к выводу, получившему большое развитие в дальнейших исследованиях по ботанической географии Приморья: «Я думаю, что широколиственный лес без примеси хвойных есть всюду в Южно-Уссурийском крае—явление вторичное, возникающее благодаря уничтожению хвойных и трудности и медленности их возобновления» (5, с. 248).
О В.Л. Комарове написаны десятки статей. Научное печатное наследие его огромно. Избранные сочинения ученого, изданные в 1945—1958 гг., составляют 12 обширных томов, многие работы вошли в золотой фонд советской ботанической науки, около полутора сотен работ посвящены разным растениям и районам Сибири и Дальнего Востока (8).
Вопрос о том, что лесной массив верховий Супутинки заслуживает специальной охраны, был поставлен В.Л. Комаровым еще в дореволюционные годы. Однако возможность его решения появилась лишь в советское время с организацией Дальневосточного филиала Академии наук СССР. В мае 1932 г. на совещании при уполномоченном Народного комиссариата земледелия СССР по Дальневосточному краю был рассмотрен вопрос об организации Супутинского горнотаежного заповедника с научно-исследовательской станцией при нем. Решение о его организации было принято только 7 августа 1934 г. Эта дата отмечается как День рождения заповедника. Окончательное утверждение Супутинского заповедника последовало в октябре 1949 г. распоряжением Совета Министров СССР. Первоначально его площадь составляла 16 679 га, почти не измененных деятельностью человека. В 1973 г. его территория была увеличена почти в 2,5 раза и в настоящее время составляет 40 432 га. Помимо этого в 1975 г. решением Приморского крайисполкома заповеднику были выделены 22 га земли для служебного и жилищного строительства в районе с. Каймановки, в 7 км от его границы. В настоящее время заповедник подчинен Биолого-почвенному институту ДВО РАН (3, 1). Изначальная его цель — охрана природы как комплекса экосистем, сохранение лесов от рубки и огня, всестороннее изучение местной природы.
Фото. 1. Академик В.Л. Комаров (1869—1945). Президент Академии наук СССР с 1936 г., председатель ДВО АН, президент Всероссийского общества охраны природы с 1938 г.
Фото. 2. Домик В. Л. Комарова (Кобалик Л. Командировка в осень: Уссурийскому заповеднику 70 лет).
Уссурийский заповедник расположен на территории Уссурийского и Шко-товского районов Приморья, на южных отрогах хребта Пржевальского горной страны Сихотэ-Алинь, в бассейнах верхней части рек Комаровки и Артемовки (Майхе). Территорию заповедника можно считать естественным музеем, в котором показан горно-лесной ландшафт Южного Приморья с характерными для него реками, ключами и лесной растительностью. В лесах заповедника, как было установлено исследованиями, встречаются виды растений и животных, широко распространенные по всему российскому Дальнему Востоку. Кроме того, много редких реликтовых форм, сохранившихся с третичного периода до наших дней, которые разъясняют историю формирования местной природы (4, 12, 10, 7).
Лаконичная и меткая характеристика экологической обстановки в Уссурийском заповеднике была дана одним из работавших здесь зоологов: «Сплошная, без просветов, тайга» (5, с. 261). (Заметим, что в разговорной речи хвойно-широколиственные леса Дальнего Востока называют тайгой, но в точном биогеог-рафическом смысле такое словоупотребление неприемлемо.)
Первые научные исследования на территории Уссурийского заповедника были начаты В.Л. Комаровым с сотрудниками задолго до его создания. С 1932 г. со дня организации заповедника его природу изучали сотрудники Горнотаежной научно-исследовательской станции. Здесь работали многие выдающиеся ученые, в разные годы изучавшие природу Дальнего Востока: Е.Н. Павловский, А.А. Емельянов, Б.П. Колесников, К.Г. Абрамов, А.И. Куренцов, Г.Э. Куренцова, Е.Н. Алисова-Клобукова, Г.Ф. Бромлей, Д.П. Воробьев и др.
В 1932—1938 гг. выполнены большие работы по фенологии, исследованию флоры и растительности, энтомофауны, растительных кормов птиц и млекопитающих. В 1936 г. составлен первый список млекопитающих заповедника (А.А. Емельянов), а в конце 1930-х годов проведен их первый учет (А.И. Куренцов). Академик Е.И. Павловский с сотрудниками занимались изучением грызунов, птиц и пр. Одновременно участники экспедиции разработали эффективные способы борьбы с паразитическими клещами. З.И. Гутникова изучала медоносные растения заповедника, а также экологию и биологию женьшеня на плантациях. Результаты исследований послужили методической основой для организации в конце 1950-х годов совхоза «Женьшень» в Анучинском районе Приморского края и при создании плантаций женьшеня в Тебердинском заповеднике Ставропольского
края. Результаты проведенного в 1930-х годах изучения флоры, растительности и фауны заповедника изложены в трех первых томах «Трудов Горнотаежной станции ДВФ АН СССР» (1936, 1938, 1939 гг.). Часть материалов публиковалась в «Вестнике ДВФ АН СССР» и других изданиях (1).
В 1941 г. в связи с началом войны работа была подчинена условиям военного времени. Дальневосточный филиал Академии наук временно прекратил свою деятельность; многие сотрудники переехали на Горнотаежную станцию. В этот период наряду с научной работой сотрудники занимались и прикладными вопросами. Например, А.И. Куренцов привлекался к работе лесоустроительной партии, отправлявшей лес с Дальнего Востока на Урал и в Сибирь для строительства предприятий; на самой Горнотаежной станции развернулись широкие работы по разведению и выращиванию лекарственных растений и т.д. В 1945 г. правительство наградило А.И. Куренцова орденом Трудового Красного Знамени, а затем медалью «За доблестный труд в период Великой отечественной войны» (9).
В 1940-е и начале 1950-х годов наблюдался спад научных исследований чисто заповедной направленности. После создания в 1962 г. Биолого-почвенного института в заповеднике были развернуты биогеоценологические исследования. Особое внимание уделялось водоохранной роли лесной растительности. Более планомерным стало изучение флоры, растительности, животного мира и почвенного покрова. Был создан музей природы заповедника. В 1980-х годах большое внимание уделялось изучению возрастной динамики кедрово-широколиственных лесов.
Все основные биогеографические и биологические исследования, проводившиеся на Дальнем Востоке с 1930-х годов и во второй половине XX в., традиционно связывают с именем выдающегося ученого, подлинного знатока уникальной дальневосточной природы Алексея Ивановича Куренцова (1896—1975) (9). Особенно много им было сделано в области энтомологии. Из более чем двухсот его научных работ большинство посвящено насекомым. На примере видового и зоогеографического распределения различных групп насекомых он впервые раскрыл закономерности эволюционного становления и распределения животного мира дальневосточного региона нашей страны, ввел ряд новых зоогеогра-фических понятий. Все это легло в основу его фундаментальных трудов по фауне и зоогеографическому распределению насекомых Дальнего Востока. Особенно любил Алексей Иванович чешуекрылых. Неповторимая красота бабочек приводила его в восхищение. Это восхищение красотой природы он подарил нам, в книге «В убежищах Уссурийских реликтов» (7). В 1936 г. Алексей Иванович стал первым кандидатом биологических наук на Дальнем Востоке. Ученый совет ВАК постановил присудить ему эту ученую степень и звание старшего научного сотрудника «за совокупность его работ по биологии и зоогеографии чешуекрылых Уссурийского края» (9, с. 13). Монография «Короеды Дальнего Востока» защищена им в качестве докторской диссертации. Он был выдающимся ученым, одним из основателей исторического и динамического направлений в современной биогеографии.
С 1974 г. в Уссурийском заповеднике ежегодно проводятся исследования в рамках «Летописи природы». Именно с этого времени здесь начаты постоянные наблюдения за почвенными животными. В план работ включены ежегодные учеты млекопитающих. С 1997 г. ежегодно выполняется мониторинг тигра и копытных в заповеднике и на окружающей его территории. С 1970-х годов иссле-
Рис. 4. Эмблема Уссурийского заповедника
дуются амфибии и рептилии заповедника, а с 1997 г. — птицы (10).
Впервые общий очерк природы заповедника был опубликован Г.Ф. Бромлеем и З.И. Гутниковой в 1955 г. (3). Итоги инвентаризации флоры и описания растительности на охраняемой территории подведены в монографии коллектива ботаников под руководством С.С. Харкевича в 1978 г. (12).
Комплексная характеристика растительного и животного мира Уссурийского заповедника дана в монографии Г.Ф. Бромлея,
Н.Г. Васильева, С.С. Харкевича и В.А. Нечаева в 1977 г. (4). Аннотированный список видов позвоночных животных Уссурийского заповедника составлен в 2003 г. (10).
С 1999 г. при Уссурийском заповеднике действует единственный в Сибири и на Дальнем Востоке «Реабилитационный центр по воспитанию медвежат-сирот» (11), с 1996 г. — эколого-информационный центр «Уссурийский эндемик». Экоцентр располагает музеем природы, экологическими
тропами, видеозалом и творческой мастерской, его ежегодно посещают около 3500 чел. [2, 6]. Широкому кругу посетителей предлагаются маршруты, наиболее доступные и содержательные по представительности флоры и фауны вдоль западной границы заповедника, завершающиеся смотровой площадкой, с которой открывается великолепная панорама горных лесов. В центре заповедника можно посетить домик академика В.Л. Комарова, построенного в затейливом китайском стиле на берегу р. Комаровки (фото. 2) и могилу известного дальневосточного зоолога, одного из первых организаторов заповедного дела в Приморье К.Г. Абрамова (рис. 3).
В заповеднике выполняется большой объем научных исследований и проводится воспитательная и просветительная работа с учителями, школьниками, местным населением и многочисленными экскурсантами.
Богатство заповедника — это сравнительно крупный массив девственных лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, почти не сохранившихся на территории российского Дальнего Востока и сопредельных стран. Лесами занято 99% территории. Безраздельно господствует маньчжурский флористический комплекс, для которого особенно типичны многочисленные лиственные породы, а из хвойных — кедр корейский. В растительном покрове четко выделяются высотные пояса. Флора сложена исключительно лесными видами. Наиболее типичными для большинства кедровых лесов являются дуб монгольский, береза желтая, клен мелколистный и маньчжурский, пихта белокорая, ильм долинный, ясень маньчжурский, бархат амурский, орех маньчжурский, липа амурская, маньчжурская, Таке и др. Флора заповедника своеобразна и насчитывает большое число видов: водорослей — 210, грибов 1364, мохообразных — 252, лишайников — 118, сосудистых растений — 878. Не случайно, что Уссурийский заповедник создавался как флористический (12). Здесь наилучшие условия для процветания типичных представителей фауны.
Фауна млекопитающих включает в себя 56 видов. В заповеднике выявлены 24 вида рыб, 13 — амфибий и рептилий, 190 видов птиц, а также дальневосточная
Фото. 3. Памятник Константину Георгиевичу Абрамову, инициатору организации заповедного дела, руководителю Уссурийского заповедника с 1945 по 1958 гг. (Ко-балик Л. Командировка в осень. Уссурийскому заповеднику 70 лет).
жерлянка, амурский полоз, каменистый щитомордник, рябчик, поползень, барсук, соболь, косуля, бурый медведь; редкие птицы и животные — черный аист, утка-мандаринка, гигантская бурозубка, амурский тигр, дальневосточный лесной кот, белогрудый медведь и др. Особенно много восточноазиатских эндемиков и реликтов. Здесь еще обычен гигантский дровосек, или гигантский усач, — самый крупный жук фауны России, третичный реликт, а также небесный усач. В чистых горных ручьях обитают редчайшие уссурийские безлегоч-ные тритоны (4, 10, 7).
Видовое разнообразие животных иногда пытались «обогатить» искусственно, однако это не приносило ожидаемых результатов. Так, выпуск в заповедник партии баргузинских соболей в 1953 г. был неэффективен. Вселение соболя в заповедник начали путем расселения его из остаточного «очага» популяции на Шкотовском плато. Интродукция пятнистого оленя принесла отрицательные результаты. Лесная растительность в районах постоянного обитания примерно двухсот особей в течение двадцати лет приобретает парниковый вид, а заповедник теряет свою флористическую ценность.
Большая научная и практическая ценность природного комплекса Уссурийского заповедника обусловлена самим феноменом существования на урбанизированной территории «островка» практически девственных лесов уссурийской «тайги». Этот «островок» по-прежнему нуждается в заботе и внимании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов В.К., Петропавловский Б.С., Харкевич С.С. Уссурийский государственный заповедник имени В.Л. Комарова // Вестн. ДВО РАН. 1996. № 1. С. 70—78.
2. Бисикалова В.Н. Экоцентру при Уссурийском заповеднике пять лет // V Дальневост. конф. по заповедному делу, посвящ. 80-летию со дня рождения акад. А.В. Жирмунского. Владивосток: Даль-наука, 2001. С. 39—41.
3. Бромлей Г.Ф., Гутникова З.И. Супутинский заповедник: (науч.-популяр. очерк). Владивосток: Приморское кн. изд-во, 1955.
4. Бромлей Г.Ф., Васильев Н.Г., Харкевич С.С., Нечаев В.А. Растительный и животный мир Уссурийского заповедника. М.: Наука, 1977.
5. Васильев Н.Г., Матюшкин Е.Н., Купцов Ю.В. Уссурийский заповедник имени академика В.Л. Комарова // Заповедники Дальнего Востока / ред. В.Е. Соколов, Е.Е. Сыроечковский. М.: Мысль, 1985. С. 249—267.
6. Воробьева В.В., Христофорова Н.К. Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании курсантов военного высшего учебного заведения // Региональная экология. Владивосток: РАН, 2006. С. 96—104.
7. Куренцов А.И. В убежищах уссурийских реликтов. Владивосток: Приморское кн. изд-во, 1961.
8. Крылов Г. В., Салатова Н.Г. История ботанических и лесных исследований в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирск: Наука, 1969.
9. Могучев А.П. А.И. Куренцов — ученый и исследователь Дальнего Востока России. К 100-летию со дня рождения А.И. Куренцова (1896—1996) (по материалам доклада, прочитанного 6 февраля 1996 г. на энтомологическом семинаре секции зоологии Московского общества испытателей природы). М., 2000.
10. Позвоночные животные Уссурийского государственного заповедника: аннот. список видов. Владивосток: Дальнаука, 2003.
11. Скрипова К.В. О Центре реабилитации осиротевших медвежат в Уссурийском заповеднике // V Дальневост. конф. по заповедному делу, посвящ. 80-летию со дня рождения акад. А.В. Жирмунского. С. 263—265.
12. Флора и растительность Уссурийского заповедника / под ред. С.С. Харкевича. М.: Наука, 1978.
SUMMARY: The article of Valentina Vorobyova, Candidate of History, is about history of the Komarov Ussuriysk forest reserve, the one of the most wonderful places of Primorye. The author is worried about the future of reserve since the many of its species of flora and fauna have already gone extinct.