Научная статья на тему 'Роль познавательного компонента в становлении экологического мировоззрения будущих военных инженеров'

Роль познавательного компонента в становлении экологического мировоззрения будущих военных инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева В. В.

Ядром экологической культуры является экологическое мировоззрение, которое академик Н.Н. Моисеев рассматривает как «взгляд на современность сквозь призму экологии» [16, с. 21]. Для экологического мировоззрения характерны высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. В современных условиях оно является актуальным, так как связано с идеей гуманизации образования и поиском путей устойчивого развития общества. Знание общей экологии или законов природы, «которая знает лучше», обязательно для любого специалиста, связанного с проблемами природопользования, включая военных специалистов, тем более что в Вооруженных силах России, несмотря на принимаемые меры, экологическая обстановка остается сложной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль познавательного компонента в становлении экологического мировоззрения будущих военных инженеров»

© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 53 - 61.

Воробьева В.В.

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Ядром экологической культуры является экологическое мировоззрение, которое академик Н.Н. Моисеев рассматривает как «взгляд на современность сквозь призму экологии» [16, с. 21]. Для экологического мировоззрения характерны высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. В современных условиях оно является актуальным, так как связано с идеей гуманизации образования и поиском путей устойчивого развития общества. Знание общей экологии или законов природы, «которая знает лучше», обязательно для любого специалиста, связанного с проблемами природопользования, включая военных специалистов, тем более что в Вооруженных силах России, несмотря на принимаемые меры, экологическая обстановка остается сложной.

На становление у будущего специалиста высокого уровня экологического мировоззрения и экологической культуры, как считают ученые, оказывает влияние ряд факторов: мотивационная готовность к решению экологических задач; развитость нравственно-этических качеств личности; экологическая компетентность, заключающаяся в эколого-профессиональной грамотности; включенность в экологическую деятельность с пониманием ее как ценностного ориентира личности; развитая направленность на саморазвитие и личностно-профессиональный рост [13]. Важное место среди них занимает экологическая компетентность, основанная на теоретических и практических знаниях в области экологии, которые необходимы будущим специалистам, особенно военным инженерам, для участия во всех видах профессиональной деятельности.

Становление экологического мировоззрения курсантов в высшей военной школе требует комплексного подхода, включающего создание условий для развития:

- экологических убеждений личности, которые определяют ее активную жизненную позицию - мотивационный аспект;

- гуманистического мироощущения личности, осознания и переживания мира, ценностного отношения к природе - эмоционально-чувственный аспект;

- научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы -гностический аспект;

- волевого фактора, без которого невозможно воплощение в жизнь экологических знаний, организаторских природоохранных умений, включая эколого-просветительскую деятельность с личным составом - процессуальный аспект.

Цель данной статьи - довести до научной общественности, специализирующейся в области экологического образования, основные итоги проводившихся в течение 10 лет исследований по выявлению эффективности дополнительных занятий с курсантами военных вузов в области экологии и их влияния на повышение уровня экологического мировоззрения будущих военных инженеров.

В процессе опытно-поисковой исследовательской работы (по терминологии В.И. Загвязинского и Р. А. Атаханова [2]) был проведен комплексный педагогический эксперимент1. Исследование на этапе констатации позволило изучить начальный уровень развития экологического мировоззрения будущих военных специалистов, а преобразующий эксперимент - результативность обновленного процесса становления их экологического мировоззрения. В итоге необходимо было решить важную задачу - создать экологически развивающую и воспиты-

1 В эксперименте приняли участие курсанты Дальневосточного высшего военного автомобильного командно-инженерного училища /военного института/ (далее - ДВВАКИУ) и Тихоокеанского военно-морского института им. адмирала О.С. Макарова (далее - ТОВМИ). Из них были сформированы контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальные группы включали тех курсантов ДВВАКИУ, с которыми преподавание дисциплины «Экология» и все описанные в опубликованных работах [4-12] многофакторные действия были проведены лично автором. В контрольных группах занятия по экологии вели другие преподаватели. Тестирование и анкетирование всех курсантов в обоих военных вузах было сделано автором при содействии других педагогов. В анкетировании участвовали курсанты 6 контрольных групп (2 -ТОВМИ и 4 - ДВВАКИУ) и одной экспериментальной (дВвАКИУ). ТОВМИ: 1 группа 0-Т (130 чел.) - курсанты, не изучавшие дисциплину «Экология» в военном вузе (I курс, до начала

I семестра), 2 группа 1-Т (201 чел.) - курсанты, изучившие полный курс «Экология» (I курс, конец II семестра); ДВВАКИУ: 3 группа 1-У (170 чел.) - курсанты, не изучавшие экологию в военном вузе (I курс, I семестр), 4 группа П-У (207 чел.) - курсанты, освоившие раздел «Основы экологии» (II курс, окончание IV семестра), 5 группа Ш-У (115 чел.) - курсанты, изучившие полный курс «Экология» (III курс, конец V семестра), 6 группа V-У (137 чел.) - выпускники (V курс, окончание X семестра). Экспериментальная группа V-У (63 чел.) - курсанты-выпускники ДВВАКИУ (V курс, X семестр). Всего в эксперименте приняли участие 1447 курсантов, в том числе в анкетировании - 1023 чел. - В.В.

вающую среду. Педагогическое обеспечение этого процесса1 описано во многих работах автора [см.: 4-12].

Поскольку методики экспериментальных исследований, позволяющие установить уровень развития экологического мировоззрения будущих специалистов, разработаны недостаточно, то его можно оценить опосредованно через их экологические знания и представления, восприятие ими экологических проблем, направление на поиск решения экологических кризисных ситуаций на основе устойчивого развития общества и сохранения природы, через участие в экологической деятельности, стремление к саморазвитию и др. В связи с этим в ходе эксперимента использовались, как опубликованные в научной литературе анкеты с дополнениями и изменениями, так и разработанные самостоятельно.

Статистическая обработка результатов измерений проводилась с помощью пакета статистических программ, предложенных В. Боровиковым [3]. Автор выбрала уровень значимости отвержения нулевой гипотезы а не более 0,05.

Вначале были проанализированы ответы курсантов, позволяющие иметь представление об адекватности восприятия ими основных понятий «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическая культура», «экологическое поведение» и «устойчивое экологическое развитие общества». Особенностью данного анализа стал тот факт, что курсанты уже имели некоторые экологические представления из школьного курса. Анализ показал, что большинство анкетируемых имеют довольно правильные представления об этих понятиях. Тем не менее, понятие «устойчивое развитие общества» еще должно занять достойное место в экологических представлениях будущих военных специалистов.

О важности экологического мировоззрения как личностного образования можно было судить по ответам респондентов на вопрос: «Развитию каких качеств и способностей личности необходим высокий уровень экологического мировоззрения?». Каждый курсант мог выбрать 2-3 варианта ответа, поэтому сум-

1 На основе лекционного курса было подготовлено авторское учебное пособие «Основы экологии», которое удостоено диплома III степени в I Всероссийском конкурсе на лучшую книгу в области экологии, проводившимся Российским университетом дружбы народов в 2010 г. Дополнительно к учебной программе курсанты писали многочисленные рефераты и выступали с докладами на занятиях и научных конференциях как в своем институте, так и в других вузах. Регулярно проводились занятия в музее природы, выездные занятия в Уссурийском заповеднике, Владивостокской крепости и других местах. Экологические аспекты находили отражение и в дипломных проектах. - В.В.

марное число предпочтений не равно 100 %. Результаты анкетирования представлены в табл. 1.

Группа Высокий уровень экологического мировоззрения

необходим для развития...

профес- организа- эмоцио- способно- индивидуаль- готовности к

сиональных способностей торских способностей нально-чувственной сферы сти к творчеству ных качеств (интеллигентности и др.) решению проблем устойчивого эколог. развития общества

1 Контрольная 0-Т 20,00 10,40 6,40 5,60 20,80 52,00*

2 Контрольная ЬТ 24,12 15,08 12,56 6,53 24,62 57,79

3 Контрольная ЬУ 22,70 8,51* 8,51 12,77 14,89* 58,87

4 Контрольная П-У 25,93 8,99* 17,46 8,47 17,46* 50,79*

5 Контрольная Ш-У 16,22 13,51 12,61 5,41 16,22* 64,86

6 Контрольная У-У 30,08 8,94 8,94 5,69 17,89 47 97**

7 Эксперименталь- 23,73 18,64 10,17 10,17 28,81 67,80

ная У-У

Примечание. Здесь и далее для проверки зависимости между мнениями обучаемых различных контрольных групп по отношению к мнению обучаемых экспериментальной группы мы выбрали уровень значимости а и условные обозначения следующие: * а < 0,05; ** а < 0,01; *** а < 0,001. (Эти данные статистически достоверны или высокодостоверны). Статистическая обработка ответов проведена с помощью критерия Фишера.

Табл. 1. Результаты анкетирования (в %).

Из полученных результатов можно сделать следующие выводы. Курсанты экспериментальной группы У-У утверждают, что высокий уровень экологического мировоззрения необходим для развития организаторских способностей (18,64 % против 8,51 - 15,08 % курсантов в контрольных группах); с группами I-У, 11-У разница статистически достоверна: а = 0,03 и а = 0,04 соответственно. То есть у курсантов названных контрольных групп не развита направленность на организацию экологического действия других людей, на что надлежит обратить внимание педагогов. Кроме того, обучаемые экспериментальной группы достоверно чаще считают по сравнению с курсантами контрольных групп 1-У, 11-У, III-У, что высокий уровень экологического мировоззрения необходим для воспитания индивидуальных качеств, в частности, интеллигентности (28,81 % против 14,89-17,46 %; а = 0,019-0,04). Обучаемые экспериментальной группы также считают, что высокий уровень экологического мировоззрения необходим для развития готовности к решению проблем устойчивого экологического развития общества. Разница статистически достоверна с контрольными группами 0-Т, II-У, У-У (67,80 % против 47,97-52,00 %; а = 0,008-0,03).

Ответы можно сгруппировать по условным интегральным признакам:

- профессиональному (профессиональные и организаторские способности);

- личностному (развитость эмоционально-чувственной сферы, способность к творчеству, интеллигентность);

- социальному (готовность к решению проблем устойчивого экологического развития общества).

Высокий уровень экологического мировоззрения необходим для развития следующих признаков

I профессиональный ■ личностный I социальный

Рис. 1. Диаграмма ответов курсантов на вопрос о важности экологического мировоззрения.

Как видно из данных, приведенных в табл. 1 и рис. 1, выше всех значение экологического мировоззрения оценивали курсанты экспериментальной группы V-У: высокий уровень экологического мировоззрения необходим для развития профессиональных признаков - 42,37 %, личностных - 49,15 % и социальных -67,80 %.

Таким образом, экологическое мировоззрение, которым в той или иной степени обладают курсанты, воспринимается ими как необходимость для полной личностной реализации в профессиональной сфере, готовности решать проблемы устойчивого экологического развития общества и совокупно способствует их деятельности в эколого-профессиональной сфере. Следует отметить, что многие курсанты контрольных групп не осознают значение экологического мировоззрения для вырабатывания у них организаторских способностей, способности к творчеству и эмоционально-чувственной сферы, что для будущих командиров неприемлемо. Педагогам необходимо обращать на это особое внимание.

В констатирующем эксперименте, целью которого являлось измерение начального уровня экологических знаний, первокурсникам ТОВМИ и ДВВАКИУ1 до начала изучения экологии в военном вузе были выданы билеты-задания с предложением ответить на 4 вопроса: о понятиях экосистемы, о биосфере, о кру-

1 В ТОВМИ (группа 0-Т) в констатирующем эксперименте участвовали 130, а в ДВВАКИУ (группа ¡-У) - 146 первокурсников. Высокий уровень знаний по экологии показали соответственно 1,5 и 2,8 % курсантов, средний - 16,9 и 17,1 %, а низкий - 81,6 и 80,1 %. - В.В.

говороте веществ и элементов в биосфере и об экологических проблемах военной деятельности. Первые три вопроса относятся к основополагающим фундаментальным вопросам экологии, а четвертый - к прикладной военной экологии. Оценка знаний осуществлялась по следующему критерию: 3 или 4 правильных ответа давали основание оценивать знания как «высокий уровень», 2 правильных ответа - «средний уровень», 1 правильный ответ или вообще их отсутствие -«низкий уровень».

Выяснилось, что более всего первокурсники (43,8 % в ТОВМИ и 32,9 % в ДВВАКИУ) обладают определенной информацией об экологических проблемах, связанных с военной деятельностью. По их мнению, одной «из самых страшных экологических проблем» является наличие в мире ядерного оружия, а также другого оружия массового поражения и создание новых видов вооружения. В ответах респондентов были указаны экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды в результате испытаний оружия, чрезвычайных ситуаций и небольших аварий, при использовании военной техники, а также проблемы, обусловленные утилизацией и захоронением радиоактивных веществ. Курсанты-автомобилисты отметили загрязнение природы при эксплуатации автомобильной техники выхлопными газами, отработанными горюче-смазочными материалами и использованными автошинами.

В ответе на вопрос о понятии «биосфера» 23,8 и 27,4 % первокурсников (соответственно ТОВМИ и ДВВАКИУ) ограничились в лучшем случае определениями, что «биосфера - это живая оболочка земли», «это сфера обитания всего живого», «это сфера, где существует жизнь». О понятиях «экосистема» и «круговорот веществ и элементов в биосфере» правильно ответили соответственно 1,5 и 4,6 % курсантов ТОВМИ и 5,5 и 7,5 % курсантов ДВВАКИУ.

В целом констатирующий эксперимент показал, что начальный уровень знаний по экологии у курсантов обоих военных вузов почти одинаковый и у большинства поступивших курсантов он низкий. Экологические проблемы военной деятельности им более или менее известны.

Таким образом, при изучении дисциплины «Экология» следует уделить особое внимание основополагающим, фундаментальным знаниям, которые в первую очередь формируют научное экологическое мировоззрение. В дальнейшем это позволит обеспечить сознательное и добросовестное отношение военнослужащих к выполнению природоохранных мероприятий в процессе военной деятельности, не разрушая тот «живой» мир, которой нас окружает.

Одним из критериев развития экологического мировоззрения будущего военного инженера может выступить результат учебной деятельности - наличие глубоких экологических знаний и представлений. Более того, учебная деятельность выступает как элемент социального взаимодействия курсантов с преподавателями и друг с другом. Совместная продуктивная, познавательная деятельность обеспечивает мощную активизацию процессов целе- и смыслообразования, являющихся главным условием успешности учебной деятельности и одновременно личностного роста. Главным результатом учебной деятельности является выработка у курсантов экологического сознания и мышления.

Сразу после изучения курса «Экология» (окончание II семестра в ТОВМИ) и первого раздела «Основы экологии» (конец IV семестра в ДВВАКИУ) было проведено тестирование курсантов1 по авторским педагогическим измерительным материалам: тестам-билетам в закрытой форме. Тесты включали вопросы об основных понятиях в экологии: «биосфера», «экологическая система; ее структура», «среда обитания» (окружающая среда), «ландшафт», «природопользование» и законы толерантности-выносливости (В. Шелфорда), минимума (Ю. Либиха), внутреннего динамического равновесия (Н. Реймерса), который является экологическим аналогом законов сохранения энергии и массы.

Сначала осуществлялась проверка однородности всех групп по обучаемости. Она оценивалась на основе среднего балла вступительных экзаменов по математике, физике и русскому языку с использованием критерия Манна-Уитни [3]. Нулевой гипотезой (Н0) в данном случае является положение, что однородности успешности обучения нет. Результаты проверки представлены в табл. 2.

Сравниваемые выборки Учебная дисциплина Объем сравниваемых выборок

математика физика русский язык

Уровень отвержения Н0, а (однородный критерий)

Эксперимент./контрол. - 0,0005*** - 0,001*** - 0,00008*** 210/297

Табл. 2. Результаты проверки однородности уровней знаний по учебным дисциплинам на вступительных экзаменах.

Из данных, приведенных в таблице 2, следует вывод, что уровни знаний неоднородны. Изначально уровень знаний по всем трем дисциплинам выше у курсантов контрольной выборки, о чем свидетельствует знак минус. Разница ста-

1 В контрольных группах участвовали 137 курсантов в ТОВМИ и 361 в ДВВАКИУ. В экспериментальной группе было 326 курсантов ДВВАКИУ. - В.В.

тистически высокодостоверна (а < 0,001). Но при этом курсанты контрольных групп показали достоверно худшие знания по дисциплине «Экология» по сравнению с курсантами экспериментальной группы.

В табл. 3 представлены результаты проверки нулевой гипотезы (Н0), которая заключается в положении, что уровни экологических знаний курсантов экспериментальной и контрольных групп однородны.

Сравниваемые учебные группы Значение статистики критерия Манна-Уитни Значение критического числа, Z Уровень отвержения Н0, а Объемы сравниваемых выборок

Экспериментальная / контрольная (ДВВАКИУ) 11093,5 19,05 0 о*** 326 / 361

Экспериментальная / контрольная (ТОВМИ) 3788 14,61 о о*** 326 / 137

Табл. 3. Результаты проверки однородности уровней знаний по экологии курсантов экспериментальной и контрольных групп с помощью критерия Манна-Уитни.

Полученные данные безусловно свидетельствуют о более высоком уровне знаний у курсантов в экспериментальной группе по сравнению с курсантами контрольных групп, так как отвержение Н0 проводится на уровне значимости а = 0,0, а Z со знаком плюс свидетельствует о том, что отвержение гипотезы Но проводится в пользу большей выраженности признака у первой сравниваемой группы, т.е. у экспериментальной.

Для педагогических измерений в шкале порядка можно использовать только медиану (от лат. mediana - средняя) [3]. Она характеризует центр распределения. Как видно на рис. 2, медиана в экспериментальной группе курсантов составила 4,0, а в обеих контрольных группах - 2,0. То есть успешность обучения в экспериментальной группе курсантов составила 4 балла, а в обеих контрольных группах - 2 балла.

При анализе результатов измерения переменной их сгруппировали в несколько равных групп. Например, чтобы получить четыре равные группы, необходимо иметь значения, делящие исходные данные по 25 % в каждой группе. Существуют три таких значения (точки деления), которые называются квартилями (quartile), при этом средняя из них также называется медианой. Расчеты по определению квартилей показали, что 75 % курсантов экспериментальной группы получили оценки от 4 до 5, а в обеих контрольных группах - от 2 до 3 (рис. 2).

3 п

3

tc

СО

X =

4> У

ю о

■J

о

3

с

и

5.0 4.5 4.0 3,5 3,0 2,5 2,0 1.5

1

L, -1

1—1 1—1

ЕГ КГ КГТ

- минимум - максимум; | | - 25% -г- 75% - квартиль: ГП - медиана

Примечание: ЕГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа (ДВВАКИУ); КГТ - контрольная группа (ТОВМИ).

Рис. 2. Графическое отображение успешности обучения основам общей и военной экологии в учебных группах.

Представляет интерес и анализ правильных ответов курсантов контрольных групп, которые составили лишь 38,7 % (табл. 4).

Военный вуз Количество курсантов Правильные ответы (%)

Номера вопросов Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ТОВМИ (1-Т) 137 43,8 54,7 31,4 25,5 28,5 39,4 41,6 20,4 65,0 43,8 39,4

28,5

ДВВАКИУ (11-У) 1 поток 189 41,8 42,3 26,4 23,8 29,1 47,6 36,0 23,8 63,0 49,2 38,3

26,4

ДВВАКИУ (11-У) 2 поток 172 47,1 56,4 27,3 32,0 32,0 41,3 40,1 26,7 45,3 36,6 38,5

30,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 498 44,3 51,1 28,9 24,7 28,8 42,8 39,2 23,6 57,8 43,2 38,7

28,5

Табл. 4. Сводная информация о правильных ответах курсантов контрольных групп.

Из предложенных определений лучше всего курсанты выбрали понятия экосистемы (вопрос 2) - в среднем 51 % и ландшафта (вопрос 9) - 58 %. В то же время, как ни удивительно, на функциональные группы организмов экосистем, обеспечивающих биотический круговорот веществ и элементов, который нарушается человеком (вопросы 3, 4, 5), указали правильно около 28 % респондентов. Важное понятие в экологии «биосфера» (вопрос 1) смогли правильно выбрать в среднем 44 % курсантов. Понятие среды обитания (вопрос 6) или окружающей среды, как все наслышаны благодаря СМИ, правильно раскрыли только около 43 %. В понятии «природопользование» (вопрос 10) верный выбор сделали лишь 43 % курсантов. Наименьшее количество правильных ответов было на вопросы об известных законах экологии /законы толерантности-выносливости В. Шелфорда и минимума Ю. Либиха/ (вопрос 8): 24 % курсантов и законе внутреннего динамического равновесия Н. Реймерса (вопрос 7): 39 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что в высшей военной школе изучению фундаментальных основ экологии уделяется явно недостаточно внимания. Главная, очень практически важная задача экологии человека - знать законы развития биосферы и те процессы, которые в ней происходят, в военных вузах не решается. Это «подтверждает безусловный приоритет профессионального компонента над образовательным» [14, с. 57], т. е. технократическую направленность военного образования, которая, по мнению И.А. Алехина, обуславливает низкий уровень его эффективности [1].

Недостаточный уровень знания основ экологии военными специалистами уже привел, например, к появлению во всех учебниках по военной экологии ошибочного термина «военная экологическая система» [18, с. 191]. Согласно заключению известного эколога доктора биологических наук Б.М. Миркина, фундаментальные основы общей и военной экологии в этих учебниках излагаются не совсем корректно1 [15].

А ведь экология - фундаментальная основа для повышения качества и эффективности обеспечения экологической безопасности в Вооруженных силах Российской Федерации, основа неотъемлемая и совершенно необходимая. Все остальное - прикладные ее сферы. Ничего нельзя надежно построить без фундамента, причем фундамент вечен, а сооружаемое на нем - преходяще. Широкое

1 Рецензия на учебное пособие для руководящего состава Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации «Организация экологической безопасности военной деятельности». М.: Воениздат, 2005. 480 с.

базовое образование позволяет довольно быстро переключиться на смежные области профессиональной деятельности, а работа на перспективу, опережающее сопровождение возможны лишь на основе фундаментального знания, в том числе и экологического.

В требованиях по экологии в военных вузах в содержании соответствующей дисциплины предусмотрены два раздела: «Основы экологии» и «Военная экология» [17]. Изучение экологии начинается с темы «Основы общей и военной экологии». Тем самым подчеркивается, что у прикладной военной экологии, как и у других прикладных направлений в экологии, единая естественно-научная фундаментальная основа. В этом же документе рекомендуется обращать особое внимание на усвоение обучаемыми фундаментальных положений экологии; курсант должен знать: основные законы экологии, закономерности биогеохимических круговоротов и превращений веществ в окружающей природной среде, принципы рационального природопользования в войсках и др.

Обучающимся необходимо обеспечить возможность получения такого уровня экологических знаний, который бы удовлетворял современным требованиям и направлялся на решение экологических проблем в контексте устойчивого развития общества. Устремление же курсантов на поиск, усвоение таких знаний, на претворение их в деятельности должно стать их внутренней потребностью. Человек должен не только осознавать себя в единстве с природой, но и, самое

главное, понять свою созидательную, поддерживающую роль на Земле.

* * *

1. Алехин И.А. Педагогические основы опережающего развития военного образования в Российской Федерации // Вестник Военного университета. 2005. № 1. С. 55-64.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208 с.

3. Боровиков В. 8ТАГП8ГПСА: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2003. 688 с.

4. Воробьева В.В. Опыт локальной педагогической технологии «Экологические системы» // Концепция методики преподавания-2000 в сфере высшего и среднего образования: тезисы докл. на науч.-метод. конф. (Артем, 8 дек. 2000). Владивосток: ДГУ, 2000. С. 92 - 95.

5. Воробьева В.В. Освещение экологических законов в образовательном процессе // Перспективы высшего образования в малых городах: материалы второй регион. науч.-практ. конф. (Находка, 12-14 окт. 2000). Владивосток: ДГУ, 2001. С. 27 - 29.

5. Воробьева В.В. «Русские здесь остаются навсегда» // Воен.-ист. журн. 2004. № 7. С. 71 -76.

6. Воробьева В.В. Новая роль старой крепости // Армейский сборник. 2005. № 10. С. 53 -54.

7. Воробьева В.В., Христофорова Н.К. Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании курсантов военного высшего учебного заведения // Региональная экология. 2006. № 1 - 2 (26). С. 96 - 104.

8. Воробьева В.В. Междисциплинарный подход к изучению экологии в контексте реализации устойчивого развития общества // Интеграция образования. 2006. № 4 (45). С. 77 - 81.

9. Воробьева В.В. Основы экологии: учеб. пособие для курсантов высших военных учеб. заведений и студентов вузов. Уссурийск, ДВВАКИУ (ВИ), 2007. 368 с.

10. Воробьева В.В. Где же место экологии в военном вузе? // Военная мысль. 2008. № 2. С. 67-71.

11. Воробьева В.В. Эколого-патриотическое воспитание курсантов в социально-природных условиях Дальневосточного региона // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 62 - 66.

12. Ефимова Е.И. Экологическая культура: проблема становления: монография. М.: ГУП «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2001. 150 с.

13. Кабакович Г.А. Система военного образования и гражданские вузы // Военная мысль. 2001. № 6. С. 56 - 62.

14. Миркин Б. М. «Военная экология»: первые шаги // Экология и жизнь. 2006. № 6. С. 37 -39.

15. Моисеев Н. Н. Экологическое мировоззрение // Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 21 - 29.

16. О развертывании системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации: приказ министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. № 180 [Электронный ресурс] // Военное право: сб. документов: [сайт]. URL: http://www.voenprav.ru/docs/02-0192.doc

17. Экология. Военная экология: учеб. для высш. учеб. заведений Министерства обороны РФ / под общ. ред. В.В. Гутенева. 3-е изд., перераб. и доп. М.-Волгоград: ПринТерра, 2008. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.