Научная статья на тему 'Многоуровневая система экологической подготовки студентов нефтегазового профиля'

Многоуровневая система экологической подготовки студентов нефтегазового профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Алена Николаевна, Кочурова Пера Владимировна, Курчатова Анна Николаевна, Бойцов Александр Валерьевич

Анализ состояния современной системы образования показал недостаточный уровень профессиональной подготовки, особенно специалистов нефтегазового профиля для работы в условиях Сибири и Крайнего Севера. Авторы предлагают ввести электронный учебный курс по дисциплине «Геокриология», структура и содержание которого представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система экологической подготовки студентов нефтегазового профиля»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Метолика преполавания в высшей школе

УДК37.01 А.Н. АНТИПОВА

В.В. КОЧУРОВА А.Н. КУРЧАТОВА A.A. БОЙЦОВ

Тюменский государственный нефтегазовый университет

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОФИЛЯ

Анализ состояния современной системы образования показал недостаточный уровень профессиональной подготовки, особенно специалистов нефтегазового профиля для работы в условиях Сибири и Крайнего Севера. Авторы предлагают ввести электронный учебный курс по дисциплине «Геокриология», структура и содержание которого представлены в статье.

Различные исследования в сфере влияния техно- и уникальностью криолитозоны, являющейся наибо-генных процессов показали обострение экологи- лее чувствительной к техногенным изменениям, ческой обстановки, которая может привести к Ускоренно техносферы выдвигает новые требования появлению масштабных последствий. Остро ставится к знаниям, умениям и навыкам специалистов задача экологизации хозяйственного освоения различного уровня и направления деятельности (1.2). северных территорий, где наблюдается бурное Для решения поставленных задач необходима под-развитие добывающей промышленности и транс- готовка специалиста нефтегазовой отрасли, требую-порта, рост культуры и уровня жизни человека щая учета не только профессиональной составляю-= : Требования экологической безопасности должны щей его деятельности, но и внедрения экологического < тщательнее соблюдаться при дальнейшем освоении и криологического аспектов профессиональной под-£ нефтегазовых месторождений в чувствительных готовки. Традиционные подходы в подготовке сов-районах вечной мерзлоты. Эти районы связаны с ременного специалиста неэффективны |3]. Необ-ЙЯ низкими температурами, большой обводненностью ходимо введение естественно-научных и социально-

экономических дисциплин эколого- и криолого-ориентированных на «исследование и освоение северных peí ионов» (4).

Одной из важных характеристик современного специалиста является бережное отношение к природе. представление об экологических последствиях деятельности, умение их предупреждать и предотвращать. При этом требуются не только соответствующие знания в области экологии, но и особое экологическое мышление, мировоззрение, основа которых - экологическое сознание, главной составляющей системы непрерывного экологического образования. Основной задачей такого образования является формирование сознании, культуры, знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе развития личности, начиная с детства и на протяжении всей жизни. Такую задачу выполняют соответствующие уровни непрерывного образования (дошкольное, начальная школа, основная школа, средняя школа, начальное и среднее профессиональное образование (НПО и СПО), высшее профессиональное и дополнительное образование).

В качестве одного из главных звеньев в формировании основных знаний, умений и навыков выступают уровни высшего профессионального образования, включающие следующие этапы обучения:

• довузовская подготовка;

• профильное обучение;

• системы НПО и СПО;

• высшее квалификационное обучение;

• специальное образование.

Подготовка по большинству специальностей в ТюмГНГУ направлена на обучение специалистов, ориентированных на работу в районах Крайнего Севера, Посточной и Западной Сибири но нефтегазовому профилю. При этом оценивается вся система жизнеобеспечивающих комплексов, устойчивость которых зависит от уровня компетентности управляющего звена с различным уровнем образо-nai вы.

Понимание экологической обстановки может быть достигнуто только через накопление знаний об экологической ситуации данного региона. Экологическое равновесие включает огромное количество возмущающих факторов, которые Moiyr быть взаимосвязанными и взаимоусиливающими. единичными или постоянными. Полностью учесть все эти факторы очень сложно, поэтому возникает необходимость формализации знаний для решения экологичес-ких проблем и приспособления к окружающей среде, что может быть достигнуто при использовании современных педагогических и информационных технологий.

Широкий аспект выпускников предполагает наличие практически всех специальностей по направ-лениюотразработки и добычи нефтегазовых месторождений до уровня жизнеобеспечения и разного уровня экологической компетенции. Формирование экологической культуры инженера ТюмГНГУ настолько многогранно, что затрагивает все сферы деятельности человека, имеет пространственный и временной характер, зависит от среды обитания, климатических условий, возрастных категорий и его потребностей.

Для формирования экологически грамотной личности важна общая составляющая знаний, включающая единые представления об окружающей среде и ее компонентах, их взаимосвязь, воздействие деятельности человека на окружающую среду и ее компоненты, причины кризисного состояния окру-

жающей среды. В большинстве случаев знаний по решению этих проблем на сегодняшний день недостаточно.

В результа те анализа современного состояния образования выявлены следующие недостатки в системе управления образованием:

• отсутствие экологической взаимосвязи между науками;

• неготовность к инновационным технологиям;

• нестабильность образовательной среды;

• отсутствие необходимых функций и механизмов управления;

• отсутствие четких ориентиров для обеспечения учебного процесса, включающих нормативное обеспечение, средства и ресурсы;

- отсутствие единой федеральной концепции экологического образования, на основе которой возможна разработка концепций регионального назначения;

• отсутствие единой информационной базы экологических знаний.

Следовательно, экологическое образование должно быть основано на ступенчатом уровне, начиная со школьников и закапчивая управляющим звеном. Зачастую, содержание учебных планов и программ на соответствующих уровнях обучения невзаимосвязаны.

Анализ современной системы образования показал, насколько актуальным является улучшение качества учебных планов, включающих экологический аспект и совершенствование системы непрерывного экологическою образования, что возможно при организации единого информационного образовательною пространства, направленного на формирование экологической культуры современного общества.

Подготовка специалистов в ТюмГНГУ ведется с учетом природных особенностей и промышленной структуры региона. Почти все учебные курсы имеют экологическую направленность, рассматриваются ресурсные, природоохранные,технические, социологические и экономические аспекты развития территории, но. в соответствии с требованиями предприятий • заказчиков, объемов перечисленных аспектов недостаточно. При этом их обновление не всегда успевает за обновлением базы знаний в соо тветствующей отрасли.

В программах подготовки специалистов ТюмГНГУ уже с 1-го курса на всех специальностях включена система первоначальных знаний об экологии. Затем, по мере усложнения экологической грамотности по специальным дисциплинам, программа обучения усложняется. По окончании обучения в выпускную работу включаются вопросы экологической безопасности. В условиях современного состояния экосистемы э того недостаточно для формирования экологически грамотного специалиста, так как экологическая обстановка все больше обостряется, увеличиваются объемы знаний в этой области, постоянно изменяющиеся и обновляющиеся.

Решением данной проблемы является разработка методики разноуровневой экологической подготовки специалистов различной профессиональной деятельности (рис. 1).

На стадии подготовки к поступлению в вуз необходима ориентация школьника на формирование экологически грамотною специалиста. Оно может обеспечиваться через 1-й этап экологического обучения с помощью довузовской подготовки, включающей начальное и среднее профессиональное

=г х со н аэ с 2 8

О О

ш

X X

I—

о с; о

5 X Ш О

а

>

шуровень и т а

II уровень

Говышвпие каагифжа^ы управлявшего зэеиэ | уровень

Профессиональная направленность

1МП курс

"Стартовый уровень подготовки (НПО СПО)

1-этап

Довузовская подготовка

Обязательная подготовка I курс

И-этап Начальная под готовка

Ш-этап

Профориснгаци-омная подготовка

Высшая квалификация IV-V курс _

\/1-этап \/-этап

Подготовка высшей Дополнительная квалификации* подготовка

Рис. 1. Схема разноуровневой экологической подготовки специалистов

{Минерала;

Írия

Истори- | ческая | геология1

Химия

1ика

Г еокриоло-1 гия

Петрогра фия

, Геморфо! -логия

; ГцдрО<ь- |

о логу я и

инженерная

геолог*«

!-—-л— ! Геология

(Структурна^ четверти-! грунтоае- }

ГвОЛО,И,'И ЧНЫХ доиио . геокартмро- <__А___;

„ание о Р^ова, ^^ ¡Экологиче} История

Литология! - . месторо-

--.¡Геофизика' ждений Общая I-——. ископае-биология I Экология | мых России

*. Геохимия

екая геология

науки

Геоинфс-! рмацион-

ные системы

Правовые' основы

Геология и| геохимия Геология ) Геотекто-' нефти и

ника газа

Курсы

Общая экология

Специальная экология

Экология, соответствующая направлению дипломного проектирования

Рис. 2. Диаграмма представления дисциплин но специальности «Гидрогеология и инженерная геология»

на пременном интервале обучения

образование - первый уровень. Обязательная составляющая обеспечивается на 1-м курсе — второй уровень. Наданном этапе возможно проведение дополнительных курсов, дающих не только общие представления об экологии, но и введение в них экологического аспекта, например, в курсы «Введение в специальность» или аналогичные им. Со 2,3 курсов экологический аспект в обязательном порядке входит в те дисциплины, изучение которых необходимо для курсового и дипломного проектирования — третий уровень. Результат этого - самостоятельное выполнение разделов экологической безопасности в дипломном проекте — это четвертый уровень-

Ускорение технического прогресса ведет к обострению экологической обстановки, следовательно, Я часто требует мгновенного принятия решений, что

невозможно без знания соответствующей информации. При этом получаемые студентами знания в вузе, не всегда успепают за современными технологиями, методами и приемами организации и управления производством. Возрастает роль самостоятельного обучения, позволяющего не только повысить собственный уровень образования, но и влияющего на улучшение процесса обучения. Обеспечение эффективности самостоятельной работы студента возможно через дистанционную форму обучения, которая в сочетании с информационными технологиями позволяет осуществлять быструю передачу информации на любом уровне обучения.

После обучения специалист имеет представление о профиле работы и особенностях климата, но практических знаний для работы в реальных условиях, приобретаемых в вузе, для него недостаточно.

так как большое многообразие факторов, воздействующих на природную среду даже теоретически, учесть невозможно.

Урегулирование экологической безопасности любой деятельности исходит, прежде всего, от экологической компетентности управляющего звена. Здесь необходимы знания не только экологических особенностей, но и знания нормативных и правовых документов в области экологической безопасности соответствующей деятельности, умение решать задачи, которые все больше становятся нестандартными и масштабными. Решением данной проблемы является проведение специальных курсов, дающих глубокое представление об экологических особенностях в различных климатических условиях в соответствующей сфере деятельности - пятый уровень.

Проведение данных курсов возможно также и через институт дополнительного образования, институт повышения квалификации переподготовки кадров {ИПК и ПК). При этом могут привлекаться различные специалисты базового вуза и производства. Окончание курсов подтверждается соответствующим удостоверением, которое дает непосредственное право на работу в определенных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализацию такой многоуровневой системы экологической подготовки представим на примере специальности «Гидрогеология и инженерная геология», по которой ведется подготовка специалистов вТюмГН ГУ.

В результате анализа ГОС и учебного плана данной специальности представлена посеместровая диаграмма с указанием изучаемых дисциплин на определенном отрезке обучения (рис. 2)

Из диаграммы видно, что общие представления экологии даются в 4-5 семестре (2-3 курс), где изучаются дисциплины «Общая биология» и «Экология». Специализированный аспект экологии для специальности «Гидрогеология и инженерная геология» изучается только в 7 семестре (4 курс). В общей сумме их продолжительность составляет всего 112 часов, что недостаточно для подготовки грамотного специалиста в экологии. Желательно не протяжении всего процесса обучения вводить экологический аспект интегрированный в дисциплины и выведенный отдельной дисциплиной по соответствующему направлению в виде аудиторных и самостоятельных занятий.

Данная система включает большое количество различных компонентов, одним из которых является

применение современных информационных технологий в учебном процессе. Как уже отмечалось, основу системы образования составляют методы, средства и технологии, обеспечивающие эффективность восприятия учебного материала. С появлением компьютеров наблюдается широкое внедрение информационных технологий и появление новых компьютерных средств обучения в виде информационных систем учебного назначения (ИСУН). Особое значение при использовании ИСУН имеет полнота содержания и визуальное представление учебного материала. Содержание ИСУН должно учитывать, прежде всего, психолого-педагогические аспекты, ориен тированные на различный личностный уровень обучаемого.

В ТюмГНГУ совместно с кафедрой Криологии Земли и НИИ электронных образовательных ресурсов разработан электронный учебный курс но дисциплине «Геокриология», который читается для основных специальностей Института геологии и геоинформатики.

Курс включает следующие элементы:

• описание курса;

• инструкция по использованию курса;

• цели и задачи;

• содержание курса;

• теоретический материал;

• практический материал: практические задачи, контрольные работы, модели и эксперимен ты.

• нормативные документы;

• законодательные документы;

• база понятий и определений;

• различные виды контроля.

Целями и задачами курса являются:

• изложение теоретических основ криологии Земли, базовых понятий и знаний геокриологии и вопросов их практического применения в рамках специальности «Гидрогеология и инженерная геология»;

• обзор проблем в области строи тельс тва на мерзлых грунтах, поиска и эксплуатации месторождений пресных подземных вод в крнолитозоне;

• эксплуатации инженерных объектов, связанных с опасными криогенными процессами и явлениями.

Структура электронного учебного курса по дисциплине «Геокриология» представлена на рис. 3.

База знаний включает теоретический ма териал и глоссарий курса. Модуль формирования умений и навыков составляют практические задачи, копт-

Рис. 3. CrpyKrypj электронного учебного курса но дисциплине «Геокриология

125

МНИ ЭП£КТРС*НЫХ OIPAÍOOAIEntHtlltPCOPC're

• ГЛ4СНЛЧ» Теоцнюлони"

ред iiTMfiobSTk.

eS®K>mtTt студ«)м?"сг11й сид

Ф СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ЛЮДИ D

[', j V^SCTHMIH ПОИСК ПО ФОРУМАМ □

о

И Р>: я г»»;«

ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА

Задания Ресурсы 0 Тесты

Г—1 ФОРУМЫ

ЗАГОЛОВКИ ТЕМ

О Номстной форум

Q Рабочая про^ршиа дисциплины Теосриология* _j Нориашк«;а до»уиемты

1 Пс(.«ЛЧ JII4CI.M9L4

• If ил1:06«><в положения учения о «риосфзре } Земли, основные понятия, история нау»и

Q Лепленный материал □ 0Лро»*р«а 6«о»ы< знаний и понятий по г>рсу

Q Темы рефератов

QOmvt о »мюлхемии самостоятельной работы ^Преаеитацкя разнообразие «риогеиных голч Q Аттестационное тестирование

НОВОСТНОЙ ФОРУМ

Д$Со»мгь »о lee тему

(П0*«М7»0СГ<Мм«|)

НАСТУПАЮиМЕ СОБЫТИЯ Q

HtMiMiTC-ltMVrfi н«СТуЛ*С1><' I I сойытки

n«»«Sr» i инки»».

H«ia« («(«TU«

КАЛЕНДАРЬ Q

a о

Пи в> Ср 'Ii Пт Со Вс

1 ш 3 4 5 6

7 6 0 10 11 12 13

14 15 16 1? 13 19 23

21 22 23 24 25 26 27

20 29 30 31

Рис. 4. Представление учебного материала по дисциплине «Геокриология» в системе Educen

рольные работы, интерактивные презентации и виртуальные модели объектов и экспериментов.

Модуль контроля включает различные виды тестовых материалов (диагностирующие, промежуточные, итоговые и т.д.), определяющих уровень усвоения материала. Модуль поддержки учебного процесса обеспечивает непрерывный процесс обучения.

Электронный учебный курс реализован в системе обеспечения учебного процесса, разработанного в НИИ электронных образовательных ресурсов ТюмГНГУ. Система позволяет создавать не только полные учебные курсы, но и осуществлять текущий контроль за освоением отдельных разделов.

Рассмотрим содержание курса на примере раздела «Общие положения учения о криосфере Земли, основные понятия, история науки».

Данный раздел включает следующие элементы:

• лекционный материал,

- проверка базовых знаний и понятий по курсу,

• контрольные задания,

• темы рефератов,

• отчеты о выполнении самостоятельной работы студентов,

• аттестационное тестирование,

• презентация. «Разнообразие криогенных толщ»,

• СниПы, СанПИНы, ГОСТы, стандарты качества ISO и т. д.

Теоретический материал курса представлен в виде лекционного материала по отдельным разделам. Практический материал включает практические задачи, контрольные, упражнения, модели изучаемых объектов и экспериментов, обеспечивающие формирование определенных умений и навыков.

Без знания норма тивных и законодательных основ невозможна подготовка грамотного специалиста в соответствующей отрасли. Необходимы знания основных законодательных и нормативных документов: СниПы, СанПИНы, ГОСТы, стандарты качества ISO и т. д.

Полное представление об изучаемом курсе осуществляется через систему базовых понятий и опре-

делений дисциплины, реализуемой в виде глоссария.

Преимущество электронного учебного курса заключается в постоянном контроле обучаемого, для определения уровня усвоения им учебного курса.

Содержание курса поданному разделу представлено на рис.4.

Все учебные материалы представлены в основном окне программы. Кроме того, имеются дополнительные возможности, позволяющие обеспечивать самостоятельную работу студента. Возможно дальнейшее наполнение и обновление курса.

Данная система внедрена в учебный процесс ТюмГНГУ и используется как для самостоятельной работы студента, так и для объективизированного контроля уровня его знаний с целью дальнейшего повышения качества обучения.

Таким образом, введение многоуровневой системы экологической подготовки в вузе с применением информационных систем позволяет проводить занятия со студентами и специалистами любого уровня деятельности в условиях широкого профиля и в узкоспециальных направлениях.

Библиографический список

1. Савельев А.Я.. Иоников В.А.. Лобанов Ю.И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М : Высш. шк.. 1986. 17Г>с.

2. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер сангл. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002 • 357. |3| с. — |PhiIosophy).(43-47).

3. Молчанов ГА С Е Егурцов Проблемы общей и прикладной геоэкологии Севера / Под. ред В.И. Соломатина. - М Иэд-ио МГУ. 2001.-352 с.

4. Геоэкология Сенера (введение в геокриологию)/ Под ред. В.И. Соломатино - М.: Изд-во МГУ. 1992. 270 с

АНТИПОВА Алена Николаевна, аспирант ИКЗ РАН. начальник Центра тестирования организационно-методического отдела НИИ электронных образовательных ресурсов, Тюменский государственный нефтегазовый университет.

КОЧУРОВА Вера Владимировна, кандидат технических наук, доцент, заместитель заведующего по учебно-методической работе, кафедра Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов, Тюменский государственный нефтегазовый универсигет. КУРЧАТОВА Анна Николаевна, к.г.-м.н., доцент, преподаватель кафедры Криологии Земли, Тюменский государственный нефтегазовый университет.

БОЙЦОВ Александр Валерьевич, к.г.-м.н., доцент, преподаватель кафедры Криологии Земли. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Статья поступила в редакцию 03.11.06 г. © Антипопа А.И., Кочурова В.В.. Курчатова А.Н., Бойцов А.В.

УДК 378:355 Д ф ИОАНИДИ

Омский танковый инженерный институт

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ__

В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональной направленности личности курсантоз младших курсов высшего военно-учебного заведения. Определены этапы развития военно-профессиональной направленности личности, формы и методы практической работы по ее развитию. Предложены организационно-педагогические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов.

В условиях продолжающейся реформы Вооруженных сил российское общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки офицерских кадров, что, в свою очередь, обусловливает преобразование облика российской высшей военной школы, системы военного образования.

Профессиональная направленность личности является основой правильного выбора профессии. В основе выбора профессии офицера лежит военно-профессиональная направленность, которую некоторые военные исследователи относят, прежде всего, к числу профессионально важных качеств офицеров как государственных служащих 111.

Профессиональная направленность не является неизменным качеством личности. Процесс формирования и развития военно-профессиональной направленности личности условно можно разделить на несколько этапов, в ходе которых у индивида закладываются определенные предпосылки перехода на более высокий уровень развития направленности:

- этап формирования военно-профессиональной направленности до поступления в ввуз;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- этан развития военно-профессиональной направленности в период получения профессионального образования;

- этап укрепления военно-профессиональной направленности в период офицерской службы.

Недостаточный уровень сформированности военно-профессиональной направленности личности юношей, поступающих в высшие военные учебные

заведения, не только снижает уровень успешности их адаптации в первые месяцы обучения, но и затрудняет развитие профессионально важных качеств поеннослужащих, ведёт к нарушениям воинской дисциплины, снижению учебной успеваемости и. как следствие, к отчислению курсантов по причине неуспеваемости и нежелания учиться. По данным некоторых источников, ежегодно от 7 до 0 тысяч курсантов прерывают учёбу в военно-учебных заведениях [2). В силу этого актуальность развития военно-профессиональной направленности в ходе образовательного процесса определяется задачами качественного улучшения подготовки специалистов, снижения экономических потерьпопричине отчис-ляемости курсантов.

Содержание целостного образовательного процесса, характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, отношения между преподавателями и курсантами должны быть ориентированы на развитие профессиональной направленности будущих офицеров, отвечать современным •требованиям, а также потребностям развивающейся личности.

На основе анализа состояния проблемы военно-профессиональной направленности личности в педагогической теории и практике мы пришли к выводу, что развитие военно-профессиональной направленности личности курсанта можно рассматривать как поэтапный, комплексный, управляемый, непрерыв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.