ВЫЕЗДНЫЕ ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ ПО ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-БИОЛОГОВ1
Г.А. Лада, А.С. Соколов
Lada G.A., Sokolov A.S. Field practical works on zoology of vertebrates as a significant component of continuous pedagogical education in training of biologists. Localities, period, problems of organization, educational and training work at field practical works on zoology of vertebrates are considered.
Полевая практика по зоологии - обязательная часть учебного процесса, осуществляемая непосредственно в природе. Роль этого компонента учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специали-стов-биологов и воспитании студентов трудно переоценить.
Цель настоящей публикации - обобщение многолетнего опыта, накопленного преподавателями кафедры зоологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в организации и проведении выездной полевой практики по зоологии позвоночных.
Традиции проведения подобной практики существуют на кафедре с давних пор, а именно начиная с 1961 г., когда в Тамбовском государственном педагогическом институте (ТГПИ, предшественнике нынешнего университета) была повторно открыта биологическая специальность и организована кафедра зоологии. В разные годы эту практику проводили такие крупные зоологи, как A.C. Будниченко, В.В. Строков, В.Д. Херувимов, К.Д. Нумеров.
Сроки проведения выездной полевой практики - последняя декада апреля (весенняя часть практики) и середина - конец июня (летняя практика). Весенний этап практики недолог: обычно выезд не превышает 4 суток. Продолжительность летнего выезда 7-10 суток.
Общее число участников выездной полевой практики - от 25 до 35 человек. Летом их больше, чем весной, за счет студентов-дипломников старших курсов, аспирантов и школьников.
Перед проведением полевой практики, а также в первый день ее прохождения руко-
1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
водитель практики проводит инструктаж по технике безопасности. Он включает такие вопросы, как правила противопожарной безопасности, правила личной безопасности при обращении с костром, во время приготовления пищи, обращении с ядовитыми и другими опасными животными, сборе ягод, плодов, грибов и трав, правила личной гигиены и другие вопросы. Кроме того, студентам напоминают о необходимости проявления элементарной экологической культуры во время нахождения в природных экосистемах.
В течение многих лет (1961-1980-е гг.) основной базой для проведения выездной полевой практики по зоологии являлся спортивно-оздоровительный лагерь ТГУ (ТГПИ) «Молодежный», располагающийся на территории Галдымского лесничества, в одном из живописнейших уголков Тамбовщины. Студенты и преподаватели проживали в домах, централизованное питание осуществлялось за счет лагерного наряда поваров. Это заметно сокращало затраты времени, связанные с обеспечением быта участников полевой практики. С другой стороны, жесткий график питания и проживания в спортивно-оздоровительном лагере создавал некоторые проблемы при проведении утренних и вечерне-ночных экскурсий, столь необходимых для успешного осуществления учебного процесса.
В отдельные годы в этот период выездная практика проводилась в окрестностях с. Кулеватово (Сосновский район), на озерах Чистое и Княжое (Тамбовский район) и в окрестностях с. Большие Пады (Знаменский район).
Начиная с середины 1980-х гг., по инициативе авторов настоящей статьи выездная зоологическая практика проводится преимущественно на базе временных палаточных лагерей, которые разбиваются в различных участках лесных массивов Тамбовской облас-
ти. Выбор места проведения практики определяется следующими условиями. Во-первых, это разнообразие и хорошая сохранность природных экосистем и, как следствие, богатство животного мира. Во-вторых, относительная удаленность от населенных пунктов и автомагистралей, что, с одной стороны, способствует достижению первого условия, а с другой стороны, обеспечивает безопасность и спокойствие пребывания в лагере. В-третьих, удобство места в плане организации лагерной жизни: наличие относительно открытого участка - поляны или редколесья, присутствие рядом реки, ручья или другого водотока ит. д.
В 1980-2000-е годы полевая практика чаще всего проходит в наиболее глухих и отдаленных участках Цнинского лесного массива. Среди них - озеро Святое Болото (Моршан-ский район, Серповской лесхоз), бывший кордон Коровий Брод (Моршанский район, Вьюн-ское лесничество), бывшие населенные пункты Прокудские Мосты, кордон Пионерский, ручей Веникляй (Сосновский район, Отъясское лесничество), урочище «Крутые бережки» (Пича-евский район, Гагаринское лесничество), бывший поселок 2-й Перкинский, д. Хмелина (Бондарский район, Кривополянское лесничество), бывший кордон Усть-Хмелинский (Бондарский район, Хмелинское лесничество), озеро Чистое (Тамбовский район, Новолядинское лесничество). Кроме того, местами стоянок в отдельные годы становились участки Иловай-Воронежского (берег р. Чернава в Ярковском лесхозе Мичуринского района и лагерь завода «Химмаш» в Певомайском районе) и Воронин-ского (окрестности д. Иноковка 2-я и Чукин-ский кордон) лесных массивов.
Организация нормальной жизни такого лагеря требует дополнительных затрат времени (разбивка палаток, поддержание огня, приготовление пищи и т. д.). Однако очевидны и преимущества такой формы лагеря. Они заключаются в возможности свободно варьировать режим и график работы в соответствии с целями и задачами полевой практики. Кроме того, прохождение такой практики сопряжено со значительно более тесным контактом студентов с окружающей природой. Даже такие обычные природные явления, как дождь, гроза, шум деревьев, голоса животных, воспринимаются участниками практики совершенно иначе, чем при воз-
можности спрятаться в доме. Мы называем это «погружением в природную экосистему».
Немаловажными являются также воспитательные аспекты. Ежедневно участвуя в лагерной жизни, студенты приучаются к самостоятельному труду, они ближе узнают друг друга, во многих случаях фактически заново знакомятся с товарищами по курсу. Именно в такой обстановке, когда многое зависит от вклада в общее дело труда каждого студента, проявляется истинное лицо и возможности участников поездки. Наконец, студенты приобретают массу полезных навыков и умений полевой жизни биолога, которые могут пригодиться им не только в будущей профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Нельзя не отметить важную роль выездной полевой практики в патриотическом и эстетическом воспитании учащихся: знакомство с красотой родной природы способствует формированию любви к Родине и чувства прекрасного. Дополнительную роль играет знакомство с географией и историей родного края. В отдельные годы участники практики в свободное время оказывали посильную помощь местным лесничествам в заготовке сена и прополке саженцев лесных культур.
Основной формой занятий во время прохождения выездной полевой практики являются экскурсии в природу. Как правило, такие экскурсии начинаются ранним утром, в 5-7 часов. Длина маршрута составляет от 5 до 20 и более километров. Продолжительность экскурсии - от 4 до 10 часов. Маршрут экскурсии выбирается заранее, но в ходе проведения возможна некоторая его корректировка. В целом, маршруты экскурсий выбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, как можно полнее охватить район проведения практики, а с другой стороны, задействовать различные типы биотопов (лесные, луговые, водные и околоводные). В начале, середине и конце экскурсии отмечаются метеорологические условия: температура воздуха, облачность, направление и сила ветра. В ходе экскурсии отмечаются биотопы и регистрируются все встреченные экземпляры позвоночных животных, а также обнаруженные следы их жизнедеятельности. Земноводные и пресмыкающиеся отмечаются визуально, птицы - визуально и по голосам, млекопитающие, как правило, по следам жизнедеятельности. Таким образом, в ходе одной экскурсии осуществляется знакомство
студентов с позвоночными данной местности и их отличительными особенностями, а также проводится маршрутный учет. Кроме того, внимание студентов обращается и на другие группы живых организмов - беспозвоночных, растений, лишайников, грибов, а также на интересные объекты неживой природы.
Особый интерес участников вызывают вечерние экскурсии. Они проводятся в темное время суток и позволяют познакомиться с особым миром позвоночных животных, характеризующихся сумеречно-ночной активностью. К ним относятся чесночница, жабы, совы, козодой, вальдшнеп, летучие мыши и некоторые другие животные. Следует особо отметить повышенный эмоциональный фон, которым сопровождаются эти экскурсии.
Помимо экскурсий, важным компонентом полевой практики является выполнение небольших специальных исследований по отдельным группам позвоночных. К ним относится сбор материала по ихтиофауне местных водоемов, работа по изучению видового состава и экологии амфибий и рептилий, наблюдения за гнездовой жизнью птиц, отлов и учет микромаммалий и т. д. Материалы этих исследований в дальнейшем используются как основа для докладов на научных конференциях, курсовых и дипломных работ.
Студенты ведут полевые дневники, в которых отражают ход экскурсий и самостоятельных исследований. Документирование наиболее интересных моментов полевой практики производится также с помощью фотографирования. В осенне-зимний период следующего учебного года участники практики обычно оформляют стенд с фотографиями, на которых представлены основные события прошедшей выездной практики.
Одним из преимуществ выездной практики является то, что наблюдения за представителями животного мира ведутся постоянно: не только во время прохождения экскурсий или проведения специальных наблюдений, а в любое время. Интересные объекты могут появиться в любой момент и привлечь внимание всех участников практики. Например, 3 июля 2000 г., в день выезда с полевой практики, во время погрузки имущества кафедры на автомашину, над лагерем появилась стая лебедей-кликунов (11 особей). Лебеди остановились на оз. Святое Болото с целью отдыха и кормежки, после чего, сде-
лав несколько кругов над лагерем, улетели. Все участники практики, а вместе с ними и водители, с восхищением наблюдали этих величественных птиц в полете.
Как уже было сказано выше, участниками выездной полевой практики по зоологии позвоночных, наряду со студентами, являются школьники. Как правило, это учащиеся специализированных химико-биологических классов школ города - лицея № 14, школы № 32 и т. д. Их число в разные годы варьирует от 1 до 6. Они участвуют в учебном процессе и жизни лагеря на равных правах и условиях со студентами. Многие из них после окончания школы поступают учиться на биологические факультеты университетов, в том числе и ТГУ.
Преподаватели кафедры зоологии практикуют и специальные поездки с учениками специализированных химико-биологических классов школ и членами кружков юных натуралистов. Эти поездки проводятся совместно с администрациями школ и (или) внешкольных учреждений. Организация полевых лагерей со школьниками строится по такому же типу, что и со студентами. При этом учителя школ и сотрудники внешкольных учреждений принимают значительное участие в организации лагерной жизни, освобождая вузовским преподавателям время для обеспечения учебного процесса. В частности, кафедра зоологии поддерживает тесный контакт с Тамбовским областным государственным учреждением дополнительного образования детей «Бионика», муниципальным областным учреждением дополнительного образования детей «Биоэкологический центр», школьным лесничеством с. Старо-томниково (Моршанский район).
Участвующие в полевой практике аспиранты и студенты старших курсов не только выполняют собственные научные исследования, но и оказывают большую помощь в проведении учебного процесса и организации лагерной жизни.
В заключение следует отметить, что выездная полевая практика по зоологии является одним из самых ярких периодов в насыщенной жизни студентов - биологов, убедительно доказывающих правильность выбора будущей профессии.
Поступила в редакцию 5.07.2007 г.