Научная статья на тему 'Выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике'

Выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / SUMMER TEACHING PRACTICE / ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ / TRAINING OF COUNSELORS FOR CHILDREN''S CAMPS / ШКОЛА ВОЖАТЫХ / COUNSELOR''S SCHOOL / ВЫЕЗДНОЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ / ON-SITE WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосунова Нина Юрьевна, Николаева Лидия Николаевна

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогического университета к летней производственной практике в детских оздоровительных лагерях. В статье рассматриваются возможности выездного семинара-практикума в решении обозначенной проблемы. Раскрываются цели, задачи семинара-практикума, принципы, технология и методическое сопровождение его организации. Теоретическое описание особенностей подготовки и проведения семинара-практикума дополняется анализом данных анкетирования студентов-участников мероприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосунова Нина Юрьевна, Николаева Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field seminar-workshop as an element of students' preparation for summer pedagogical practice

The article is devoted to the problem of preparing students of Pedagogical University for summer apprenticeships in children's health camps. The article examines the possibilities of an on-site workshop for solution of the indicated problem. The goals, tasks of the workshop, principles, technology and methodological support of its organization are revealed. The theoretical description of the specifics of the preparation and conduct of the workshop is complemented by the analysis of the questionnaire data of students participating in the event

Текст научной работы на тему «Выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике»

Н. Ю. Сосунова, Л. Н. Николаева

(Санкт-Петербург)

выездной семинар как элемент подготовки студентов к летней педагогической практике

FIELD seminar-workshop As AN ELEMENT oF STuDENTS' preparation for summer pedagogical practice

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогического университета к летней производственной практике в детских оздоровительных лагерях. В статье рассматриваются возможности выездного семинара-практикума в решении обозначенной проблемы. Раскрываются цели, задачи семинара-практикума, принципы, технология и методическое сопровождение его организации. Теоретическое описание особенностей подготовки и проведения семинара-практикума дополняется анализом данных анкетирования студентов-участников мероприятия. Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое образование, летняя педагогическая практика, подготовка вожатых детских оздоровительных лагерей, школа вожатых, выездной семинар-практикум.

The article is devoted to the problem of preparing students of Pedagogical University for summer apprenticeships in children's health camps. The article examines the possibilities of an on-site workshop for solution of the indicated problem. The goals, tasks of the workshop, principles, technology and methodological support of its organization are revealed. The theoretical description of the specifics of the preparation and conduct of the workshop is complemented by the analysis of the questionnaire data of students participating in the event.

Key words: vocational education, teacher education, summer teaching practice, training of counselors for children's camps, counselor's school, on-site workshop.

В содержании подготовки специалистов в области образования в настоящее время значительно повышается роль практической компоненты. Это выражается как в ориентации учебных курсов на решение профессиональных педагогических задач, так и в повышении доли практики.

В рамках реализации стандартов третьего поколения учебная и производственной практики студентов были дополнены летней практикой в детских оздоровительных лагерях. При этом подчеркивается, что «она направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, овладение основами педагогической культуры, формирование го-

товности к педагогической деятельности» [2, с. 4]. Данный вид практики студенты проходят после третьего курса, то есть по окончании изучения основных педагогических и психологических дисциплин. Роль летней практики в подготовке будущих педагогов трудно переоценить. Это обусловливается ее спецификой, отличной от практики в образовательном учреждении, основанной на особенностях организации жизни в лагере и должностных обязанностях вожатого. В отличие от образовательной системы школы детский оздоровительный лагерь занимается прежде всего организацией досуговой деятельности школьников. Основу системы составляет воспитательная работа. Кроме того, вожатый, в роли кого выступают сту-

денты, взаимодействует с детьми в течение полного дня в отличие от нескольких уроков на практике в школе.

Студенту предстоит организация яркой событийной жизни временного коллектива детей, изучение и понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка [4, 5]. Вследствие этого на первый план выходят именно те профессиональные компетенции, которые связаны с готовностью специалиста организовывать различные виды деятельности (ОПК-5) и способностью организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6) [6]. Фактически, речь идет о получении студентами практического опыта построения позитивного взаимодействия с детьми, личностного общения с ними, конструирования разнообразной среды, насыщенной творческими делами. Этот опыт вместе с теоретическими знаниями, полученными в университете, становится хорошей основой для последующей практики в школе и профессиональной деятельности.

Опишем опыт организации подготовки студентов РГПУ им. А. И. Герцена к летней педагогической практике.

Программа «Подготовка к летней практике» реализуется как междисциплинарная преподавателями нескольких кафедр университета. Она состоит из двух частей: часть 1 - теоретическая подготовка (24 часа аудиторных занятий, в том числе лекционные и практические), часть 2 - практическая подготовка (24 часа) - организационный семинар-практикум в ЗЦДЮТ «Зеркальный» [2].

Обратимся к описанию целей, содержания и анализу результатов практической подготовки студентов в рамках выезда в Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный». Важно отметить, что на протяжении 47 лет своего существования Зеркальный не только является одним из ведущих лагерей Северо-Запада и России, но и выступает в качестве центра подготовки вожатых. Методический кабинет Зеркального хранит все методические материалы и разработки, созданные за эти годы, и постоянно пополняется новыми.

Вследствие этого с 2013 года ЗЦДЮТ «Зеркальный» проводит на своей базе обу-

чающий выездной семинар для студентов. Одновременно в лагерь приезжают 600 студентов РГПУ им. А. И. Герцена и педагогических колледжей Санкт-Петербурга.

Выездной семинар-практикум является значимой составляющей в программе подготовки студентов к летней педагогической практике и является одной из наиболее действенных форм подготовки студентов к ней. Это обусловливается рядом причин:

во-первых, студенты получают возможность познакомиться с инфраструктурой и воспитательной системой реального лагеря на протяжении 4 дней маленькой смены;

во-вторых, они знакомятся с воспитательной системой одного из лучших лагерей страны, благодаря чему получают представление о том, как выстраивать работу вожатого, как относиться к ней;

в-третьих, семинар-практикум организован таким образом, чтобы студенты одновременно проживали две роли: детей в отряде и тех, кто учится этому делу. С одной стороны, группа студентов представляет собой полноценный отряд, проживающий все элементы жизни лагеря, с которыми сталкивается ребенок, от соблюдения режима дня до участия в различных творческих мероприятиях и отрядных делах. С другой стороны, организуя то или иное мероприятие, вожатые Зеркального выступают в качестве методистов, объясняя студентам различные аспекты организации этого мероприятия;

в-четвертых, в роли вожатых Зеркального на этой смене выступают методисты этого лагеря или вожатые, имеющие большой опыт работы. Это позволяет студентам получить ответы на все интересующие их вопросы, познакомиться с работой вожатого в реальной обстановке.

Программа выездного семинара выстраивается с учетом: должностных обязанностей вожатого и охватывает все аспекты его профессиональной деятельности; необходимости обучения студентов практическим навыкам, нужным для работы с детьми (методическим, психологическим, педагогическим), а также потребностей самих студентов, которые выявляются в ходе ежегодных исследований.

Анализ ответов студентов на вопрос об их ожиданиях от этого выездного семинара прежде всего свидетельствует об их заинтересованности в подобном мероприятии.

Иерархия ожиданий студентов может быть представлена следующим образом:

• Получение новых знаний, умений, навыков (52,7%).

• Постижение вожатского мастерства (30,6%).

• Пополнение практического опыта (18,9%).

• Погружение в атмосферу лагеря (15,1%).

• Желание научиться общаться с детьми (15,1%)

• и др.

Результаты анкетирования показывают, что мотивы студентов полностью совпадают с целевыми установками слета. Студенты хотят понять основы предстоящей работы, разобраться в системе организации жизни в лагере, освоить на практике методики проведения различных мероприятий. Представляется важным, что среди ответов на этот вопрос анкеты практически полностью отсутствует внешняя формальная мотивация: получение сертификата об обучении на выездном семинаре (0,3%).

В своих анкетах студенты, в частности, подчеркивали, что стремятся «получить максимум полезной информации», хотят «понять и посмотреть на практике всю суть работы вожатого», «перенять опыт настоящих вожатых» и, наконец, «полюбить лагерь».

Собственно программа выездного слета построена на том, чтобы студенты уехали с пониманием того, кто он - настоящий вожатый. Коллектив ЗЦДЮТ «Зеркальный» убежден в том, что именно вожатый является главным членом педагогического коллектива любого лагеря. Именно от него зависит успех смены. Именно он взаимодействует с ребенком буквально «каждый час и каждую минуту». Именно вожатый - основной носитель целей, ценностей, средств педагогической коммуникации.

Одна из трудностей, которую предстоит преодолеть многим начинающим вожатым,

и особенно тем, кто имеет опыт отдыха в детских оздоровительных лагерях, заключается в кажущейся легкости к этой профессии, и общения - как ее основного содержания. И общение в этом случае ошибочно отождествляется с дружеским, не представляющим каких бы то ни было трудностей.

Поэтому студентам-будущим вожатым предстоит понять, что профессиональное общение вожатого, как и вся его работа -сложный и трудоемкий процесс. Среди негативных факторов, затрудняющих работу, выступают как внешние раздражители: продолжительный рабочий день, эмоциональные, физические перегрузки, работа в условиях повышенного стресса, шума, так и внутренние негативные факторы: собственные эмоции, привычки, отдельные черты характера.

Программа выезда приобщает студента к следующей модели вожатого на основе ведущих характеристик его профессиональной деятельности и личностно-деловых качеств. Данная модель принята за основу в работе вожатского отряда «Товарищ» ЗЦДЮТ «Зеркальный».

Характеристики вожатого.

Общие качества: человеколюбивый, обладающий высоким уровнем культуры.

Конкретные качества: здоровый человек, обладающий физической натренированностью и психической уравновешенностью, мажорностью и оптимизмом. Вожатому свойственны глубокий интерес к людям вообще и к детям в частности, стремление к самосовершенствованию и познанию. Он обладает лидерскими и организаторскими способностями, умеет увлечь словом и делом, высоко работоспособен.

Специфические качества: общительный и тактичный, хорошо чувствует состояние другого, умеет сопереживать, самостоятелен и инициативен, энергичен и смел, эмоционален и артистичен.

Понимание значимости этих качеств, их развитие осуществляется у студентов в активном участии в различных мероприятиях лагеря и постижении принципов, «законов» работы вожатого, которые становятся залогом успешной работы.

«Бумеранг» - принцип, основанный на том, что люди чаще всего симпатизируют тем, кто относится с симпатией к ним самим. В работе вожатого это реализуется через симпатию, хорошее отношение абсолютно ко всем детям отряда, что становится залогом хорошего отношения к вожатому.

«Эмоциональное эхо» - принцип, обосновывающий необходимость наличия у вожатого хорошего настроения в присутствии детей, так как дети «эхом» отвечают как на хорошее, так и на плохое настроение. Фактически, настроение является фоном, на котором познаются и воспринимаются окружающие люди.

«Познавательный интерес» - вожатому необходимо стать интересным своим детям, всегда быть готовым открыть для них новую, интересную информацию. Именно такой человек всегда сам будет интересным тем, с кем он работает.

«Эталон» - вожатый должен стремиться к идеалу в своей работе. Такой человек вызывает гордость у детей своего отряда и вызывает желание подражать.

«Первое впечатление» - принцип работы, который подчеркивает необходимость работы с полной отдачей с первой встречи с детьми, так как первое впечатление остается надолго и второй раз его произвести невозможно.

Приобщение к этим принципам и качествам является важным элементом в практической подготовке будущих вожатых. Вместе с тем наиболее эффективно это может произойти не столько с рамках теоретической подготовки, сколько в деятельност-ном участии студентов в мероприятиях лагеря. Каждое из них является самоценным с точки зрения методики проведения и в то же время направлено на развитие у будущих вожатых отмеченных выше качеств и принципов работы.

Программа семинара-практикума представляет собой модель кратковременной смены, охватывая все ее основные периоды: организационный, основной и итоговый.

Организационный период - 1-й день выездного семинара:

V заезд участников слета; особенности транспортирования детей; игры в дороге;

правила размещения детей; игра-экскурсия по знакомству с территорией лагеря; игры на знакомство; организация тихого часа в отряде; организация самоуправления в отряде, методика чередования творческих поручений (ЧТП); правила проведения и примеры массовых дел; игры на взаимодействие, командообразование, сплочение; линейка открытия смены; огоньки оргпериода.

Основной период - 2-й и 3-й дни выездного семинара:

V зарядка; оформление отрядного уголка; игры на свежем воздухе и в помещении; организация спортивных мероприятий на примере соревнования «Веселые старты»; организация и проведение дискотеки; тематические огоньки и огоньки анализа; тематические линейки; мероприятия, проходящие вне территории лагеря на примере соревнования по туризму «Турград»; виды и разнообразие отрядных дел.

Заключительный период - 4-й день выездного семинара:

V заключительные массовые мероприятия на примере концерта «До свидания, Зеркальный!»; линейка закрытия смены; рефлексия смены; организация сбора и отъезда отряда.

Помимо традиционных для любого лагеря дел программа семинара включает посещение студентами методического кабинета Зеркального, обмен опытом в рамках мастер-классов друг для друга; участие в дискуссии «Современный ребенок»; обсуждение проблемных вопросов с опытными вожатыми.

Кроме того, на протяжении всего семинара-практикума студенты под руководством вожатых учатся организации четкого соблюдения режима дня, дежурства отряда по столовой, уборке помещений, правилам творческого подъема и отбоя в отряде.

Как можно заметить из краткого представления содержания выездного семинара-практикума, его программа является очень насыщенной и разнообразной. Однако именно такое построение программы дает возможность раскрыть многообразие различных мероприятий в детском оздоровительном лагере, а также в полной

мере отвечает распорядку и насыщенности обычного дня смены каждого лагеря.

Таким образом, во время семинара происходит погружение студентов в систему организации работы детского оздоровительного лагеря. Это достигается также благодаря выбранной форме проведения семинара: ролевой игры. Проживая настоящую мини-смену, ее отдельные мероприятия, будущие вожатые взаимодействуют со своими вожатыми в роли детей, оставаясь при этом в привычной для себя роли студентов. Это проявляется в том, что каждое, даже самое обыденное, мероприятие раскрывается вожатыми Зеркального с методической стороны: правила проведения, возможные трудности, приемы успешной работы. Кроме того, студенты имеют возможность задать все, интересующие их вопросы. Как показывает опыт, таких вопросов бывает очень много: некоторые из них сразу находят конкретные ответы, некоторые - заставляют задуматься даже опытных вожатых, некоторые - не имеют однозначных ответов и перерастают в дискуссии.

Благодаря такому содержанию и организации семинара студенты получают уникальную возможность посмотреть на специфику организации смены в лагере сразу с двух сторон: ребенка и вожатого. Такой взгляд помогает не только узнать лагерь с новой для себя стороны (а кому-то познакомиться с ним), но и лучше понять чувства ребенка в лагере, что впоследствии значительно облегчит понимание студентами детей своего отряда.

Обращаясь к оценке выездного семинара самими студентами, проанализируем вторую часть предложенной им анкеты.

Прежде всего, представляется важным отметить, что при ответе на вопрос о лучших, по их мнению, событиях выездного семинара, в анкетах студентов были отмечены все без исключения мероприятия семинара. Это может говорить о востребованности со стороны студентов этих мероприятий и программы семинара в целом. Наибольшее число голосов было отдано туристическому соревнованию «Турград» (45,3%), огонькам (45%) и разнообразным играм (35,9%).

«Турград» представлял собой командную игру по станциям, где интеллектуальные вопросы сочетались с разнообразными практическими заданиями. Студентами отмечались динамичность игры, познавательный характер заданий, возможность приобретения опыта в туристической деятельности, возможность проявить себя. Огоньки для многих студентов стали новой формой организации общения в коллективе. Студентов привлекла как сама форма огонька, так и возможность более тесного личностного знакомства с одногруппника-ми. Проигрывание в отряде разнообразных игр позволило пополнить методическую копилку. Подавляющее большинство студентов активно использовали эти игры в последующей летней практике.

Следующий вопрос анкеты предлагал студентам перечислить главные удачи выездного семинара. Анализ ответов на него позволил говорить о совпадении целевых установок семинара, его содержания, места и формы проведения с ожиданиями студентов. Главными удачами семинара студентами названы: вожатые (29,4%); собственно программа семинара (24,7%); четкость организации и проведения семинара (24,4%), а также место проведения семинара -«Зеркальный» (22,1%). Кроме того, студентами отмечались такие дополнительные эффекты семинара, как сплочение собственной группы, увлекательное времяпрепровождение и необычная форма организации обучения, а также хорошее настроение на протяжении всего семинара.

Значимо то, что основные неудачи выездного семинара (следующий вопрос анкеты) никто из студентов не связал с программой семинара или его организацией. В этом вопросе студентами в основном перечислялись различные бытовые трудности: график пользования душем, недостаточное количество электрических розеток и даже плохая погода. Из содержательных замечаний можно отметить недостаточность, по мнению студентов, взаимодействия с другими отрядами. Данное замечание можно отнести к пожеланиям по дальнейшему проектированию программ подобных

выездов. Кроме того, в качестве трудности студентами отмечалось совпадение сроков проведения семинара с началом сессии. На некоторых факультетах ответственные зачеты были назначены на первый день после приезда студентов с выезда, что не могло не сказаться негативно на общем восприятии семинара этими студентами.

Следующий вопрос анкеты предлагал студентам внести свои предложения по усовершенствованию выездного семинара-практикума. Главным предложением студентов стала просьба об увеличении количества свободного времени (15,6%). Это предложение может объясняться непривычной для студентов насыщенностью дня в детском оздоровительном лагере. Впоследствии, уже в процессе прохождения летней практики, общение со студентами показало, что большинство из них организует жизнь своего отряда именно так, как они проживали ее в Зеркальном.

Второе по популярности ответов предложение студентов было связано с увеличением длительности выездного семинара (11,5%). Студентами предлагалось увеличить время семинара до 5-7 дней, и даже до 2-3 недель. Это может свидетельствовать о том, что программа слета показалась студентам полезной и им хотелось бы расширить программу семинара, чтобы приобрести больше опыта и полезных для себя знаний.

Остальные предложения полностью отвечают высказанным при ответе на предыдущий вопрос замечаниям: о большем количестве межотрядных мероприятий и согласовании времени проведения семинара и сессии, а также предложения по устранению бытовых трудностей.

Наконец, заключительный вопрос анкеты предлагал студентам написать, что они приобрели для себя в ходе этого выездного семинара. Анализ ответов на этот вопрос показал полное соответствие ожиданий студентов с личностными результатами, полученными в ходе семинара, с большим акцентом в практический аспект при перечислении результатов. Итак, по мнению студентов, выездной семинар стал для них опытом, получением новых знаний, подго-

товкой к практике, интересным времяпрепровождением, погружением в атмосферу лагеря, знакомством с вожатством, саморазвитием и самовоспитанием. А также способствовал сплочению группы, стал источником положительных эмоций, позволил сменить обстановку и, наконец, стал кратковременным возвращением в детство.

Приведем цитаты из некоторых анкет: Семинар стал для меня...

• «Кладезем знаний о ведении вожат-ского дела».

• «Новой ступенью в такой таинственный огромный мир ДЕТЕЙ».

• «Открытием новых ощущений от жизни в коллективе».

• «Поводом задуматься над смыслом, заключающемся в слове «вожатый».

• «Открытием для себя неповторимого лагеря «Зеркальный».

• «Очень важным мероприятием, во время которого я преодолела страх перед прохождением практики».

Таким образом, сопоставление целевых установок выездного семинара-практикума, его программы, организации, с одной стороны, и анализа мнения студентов о нем, с другой - позволяет сделать вывод о том, что данный семинар по своей форме и содержанию реализует поставленные цели и играет важную роль в подготовке студентов к летней педагогической практике. Для многих студентов он становится открытием мира вожатства и работы в области образования.

Литература

1. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.

2. Подготовка к летней практике: психологический аспект: учеб.-метод. пособие / Ю. С. Пежем-ская, Е. В. Алексеева и др. // Письма в Эмиссия Оффлайн: Электронный научный журнал. 2016. Т.2 (Методическое приложение).

3. Радионова Н. Ф, Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. - 2006. - №4, 5. - С. 7-14.

4. Слизкова Е. В., Дереча И. И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 4 (192). - С. 29-33.

5. Тихоненков Н. И. Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2015. - № 7(41).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). http://fgosvo.rU/news/8/1583

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.