Научная статья на тему 'Выделение третьей формы лидерской деятельности. Анализ особенностей различных форм лидерства на индивидуальном уровне'

Выделение третьей формы лидерской деятельности. Анализ особенностей различных форм лидерства на индивидуальном уровне Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / LEADER / ACTIVITY / ACTUAL LEADERSHIP / POTENTIAL LEADERSHIP / UNIVERSAL LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Первитская Алена Михайловна

Статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости выделения и рассмотрения универсального лидерства, наряду с актуальным и потенциальным. Даны характеристики различных форм лидерской деятельности на индивидуальном уровне, показаны значимые различия между формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALLOCATION OF THE THIRD FORM

Article is devoted consideration of a question on necessity of allocation and consideration of universal leadership, along with actual and potential. Characteristics of various forms лидерской are given activity at individual level, significant distinctions between forms are shown.

Текст научной работы на тему «Выделение третьей формы лидерской деятельности. Анализ особенностей различных форм лидерства на индивидуальном уровне»

УДК 159.9:37.015. А.М. Первитская

Курганский государственный университет

ВЫДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ФОРМЫ ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЛИДЕРСТВА НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация Статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости выделения и рассмотрения универсального лидерства, наряду с актуальным и потенциальным. Даны характеристики различных форм лидерской деятельности на индивидуальном уровне, показаны значимые различия между формами.

Ключевые слова: лидер, лидерская деятельность, актуальное лидерство, потенциальное лидерство, универсальное лидерство.

A.M. Pervitskaya Kurgan State University

SEPARATION OF THE THIRD FORM OF THE LEADERSHIP ACTIVITY. THE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF DIFFERENT LEADERSHIP FORMS ON THE INDIVIDUAL LEVEL

Annotation. The article is devoted to the consideration of allocation necessity and the consideration of universal leadership, along with actual and potential one. Characteristics of various leadership activity forms on the individual level are given; significant distinctions between these forms are shown.

Key words: the leader, the leadership activity, actual leadership, potential leadership, universal leadership.

ВВЕДЕНИЕ

При потенциальном лидерстве активная жизненная позиция не проявляется по отношению к другим членам референтной группы, но при этом существует личностный потенциал, дающий возможность быть активным деятелем своей жизни. Актуальное лидерство без наличия потенциальных возможностей (угасшего мотива власти и стремления к повышению социального престижа) может потерять свою «власть» в любой момент. Наличие данного положения толкает к поиску лидера «универсального», что и подтверждают данные диагностики. Из общего числа респондентов выделилась группа, имеющая высокие оценки по шкале актуального и потенциального лидерства - обозначим её как «универсальное» лидерство. Определение универсальной лидерской деятельности дадим ниже на основе анализа эмпирических данных.

При помощи Т-критерия Стьюдента были получены достоверные различия между группами с различными формами лидерской деятельности.

1. Характеристика универсального лидерства

Мотивационно-потребностное звено представлено выраженной мотивацией аффилиации: высокий уровень развития мотива «стремление к людям» (М=144,9±2,52, S=14,03) сочетается с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» (М=112,5±3,06, S=16,9), следовательно, маргинальный лидер активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном положительные эмоции. Мотивация достижения (М=139,7±3,2, S=17,94) характеризуется стремлением к успеху, адекватной оценкой собственных возможностей. Потребность в самореализации проявляется через стремление к социальному престижу (М=19,3±0,52, S=2,94) и стремление к достижению цели (М=18,5±0,62, S=3,47), что сопровождается потребностью в саморазвитии и самосовершенствовании (М=59,5±1,04, S=5,8).

Универсальные лидеры направлены прежде всего «на общение» (М=32,6±0,69, S=3,86), что выражается через стремление поддерживать отношения с людьми, ориентацией на совместную деятельность, на работу в команде.

Исполнительное звено: авторитарно-демократический (М=5,9±0,51, S=2,85; М=9,67±0,51, S=3,2) стиль руководства в зависимости от ситуации и положения в группе.

Контрольно-оценочное звено. Оценка со стороны группы: по данным социометрии, в досуговой (М=2,9±0,24, S=1,38) и учебной (М=2,9±0,29, S=1,64) сфере маргинальные лидеры занимают устойчивое положение неформального лидера.

2. Характеристика потенциального лидерства

Мотивационно-потребностное звено: преобладающее значение имеет мотивация аффилиации: средний уровень мотива «стремление к людям» (М=132,1±2,3, S=12,6) сочетается со средним уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» (М=122,9±3,5, S=19,2), следовательно, потенциальный лидер контакты и взаимоотношения выстраивает из реальной необходимости, но данная потребность для него не является первостепенной. Мотивация достижения успеха также находится в диапазоне средних значений (М=123,4±3,25, S=17,84). Потребность в самореализации проявляется через стремление к социальному престижу (М=17,8±0,62, S=3,43) и сопровождается мотивом власти (М=16,9±0,41, S=2,28).

Потенциальные лидеры направлены прежде всего «на себя» (М=29,76±1,09, S=5,97), на достижение своих целей, пусть даже за счет окружающих.

Исполнительное звено: тенденция к авторитарно-демократическому (М=5,7±0,47, S=2,6; М=8,8±0,37, S=2,05) стилю руководства в зависимости от ситуации и положения в группе.

Контрольно-оценочное звено. Потенциальные лидеры со стороны группы получают незначитель-

ные оценки, как в области досуга, так и в учебной деятельности.

3. Характеристика актуального лидерства

Мотивационно-потребностное звено проявляется через потребность в соперничестве (М=5,30±1,89, S=5,30), то есть желание быть лучшим и наиболее привлекательным в референтной группе. Потребность в достижении цели (М=17,2±0,63, S=3,54) также характерна. Волнение за устойчивость своего положения в группе проявляется в мотивации аффилиации: сближении численных значений в «стремлении к людям» (М=129,7±2,14, S=11,93) и «боязни быть отвергнутым» (М=123,4±2,85, S=15,9). Основной вид направленности - «на общение» (М=28,9±0,94, S=5,23), что выражается через стремление поддерживать отношения с людьми, в данном случае руководить.

Исполнительное звено. Предпочитаемый стиль деятельности четко не определен, возможно сочетание авторитарного и демократического (М=5±0,42, S=2,36; М=9,3±0,26, S=1,49) или либерального и демократического (М=3,6±0,36, S=2,02; М=9,3±0,26, S=1,49).

Контрольно-оценочное звено составляют оценки со стороны группы как человека значимого и влиятельного в досуговой (М=3,3±0,34, S=1,90) и в учебной (М=3,4±0,52, S=2,90) сфере.

При сравнении исследуемых признаков в группах актуального и потенциального лидерства были выявлены следующие значимые различия (табл.1).

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 3 показателям. Актуальные лидеры чаще задаются проблемой саморазвития ^=2,776 при р<0,01), объективные особенности их социального положения требуют постоянного роста и самосовершенствования. Актуальному лидеру, не занимающемуся собственным развитием, гро-

Содержательные различия между врут

зит смещение с данной позиции. Потенциальные лидеры не акцентируют внимание на саморазвитии и самосовершенствовании, они направлены «на себя» ^=2,693 при р < 0,01), то есть стремятся достичь собственных целей, но за счет окружающих. Основное желание (мотив), которое движет потенциальным лидером - это желание получить власть над другими. Для актуального лидера данный мотив не значим ^=2,602 при р < 0,05).

В исполнительном звене значительных различий между данными группами не обнаружено, как отмечают исследователи, занимающиеся изучением стилей руководства, в том числе Е.П. Ильин, чаще всего выбираются ответы, характеризующие демократический стиль.

В контрольно-оценочном звене выявлены значимые различия между оценками со стороны референтной группы по социометрическому показателю досуговая сфера ^=2,005 при р < 0,05). Актуальные лидеры являются наиболее эмоционально предпочитаемыми, их ценят, с ними считаются и желают общаться. Потенциальные лидеры отодвигаются группой на второй план, они не «отвергнутые» и не «изгои», но и в число «звезд» попадают редко.

Итак, сравнивая потенциальных и актуальных лидеров, при потенциальном лидерстве отмечается ориентация на личные достижения, но за счет усилий других членов группы, стремление к власти; при актуальном лидерстве - стремление к саморазвитию, которое вытекает из реальных требований ситуации и высокой оценки по социометрическим показателям.

При сравнении исследуемых признаков в группах потенциального и универсального лидерства были выявлены следующие значимые различия (табл.2).

Таблица 1

актуального и потенциального лидерства

№ Параметры структуры лидерской Значение Т-критерия Значение р

п/п деятельности Стьюдента (при п=60)

Мотив ацио нно -потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 2,276 0,01

2 Мотив власти 2,602 0,05

3 Направленность «на себя» 2,693 0,01

Контрольно-оценочное звено

4 Досуговая сфера 2,005 0,05

Таблица 2

Содержательные различия между группами потенциального и универсального лидерства

№ п/п Параметры структуры лидерской деятельности Значение Т-критерия Стьюдента Значение р (при п=59)

Мотивационно-потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 5,029 0,001

2 Потребность в достижении успеха 3,550 0,001

3 Стремление к людям 3,754 0,001

4 Боязнь быть отвергнутым 2,237 0,05

5 Стремление в достижении цели 2,338 0,05

6 Мотив власти 2,438 0,05

7 Направленность «на себя» 3,305 0,01

8 Направленность «на общение» 4,409 0,001

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 8 показателям: потенциальные лидеры в большей степени направлены «на себя» ^=3,305 при р < 0,01), на достижение своих целей, на удовлетворение своих потребностей и интересов за счет других. У универсальных лидеров преобладает направленность «на общение» ^=4,409 при р < 0,001), на взаимодействие, пусть даже в ущерб делу и собственным интересам. Это подтверждается и особенностью мотивации аффилиации: потребность в контактах с окружающими высока ^=3,754 при р < 0,001) и страх перед общением выражен незначительно. При потенциальном лидерстве, напротив, снижена потребность в общении ради общения и выше страх быть отвергнутым ^=2,237 при р < 0,05).

Характеризуя потребность в достижении успеха ^=3,550 при р < 0,001), можно отметить наличие стремления к успеху у универсальных и стремление избежать неудачи у потенциальных лидеров.

Значимые различия наблюдаются и в потребности саморазвития ^=5,029 при р < 0,001). Универсальные лидеры чаще стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию, чем потенциальные. Потенциальные лидеры в качестве цели видят возможность власти (преобладает мотив власти) над другими, возможность управлять, давать распоряжения и подчинять себе @=2,438 при р < 0,05). Но они не считают нужным прилагать собственные усилия для достижения целей ^=2,338 при р < 0,05), надеются, что все получится само собой.

Значимые различия на уровне исполнительного и контрольно-оценочного звена не выявлены.

Итак, сравнение универсальных и потенциальных лидеров показало, что при потенциальном лидерстве ярче выражены так называемые эгоистические тенденции: направленность «на себя», мотив власти, в мотивации аффилиации ярче проявляется «боязнь быть отвергнутым». Универсальные лидеры более открыты, стремятся общаться, быть с людьми и получают от этого удовольствие. Также значительнее выражена потребность в саморазвитии.

При сравнении исследуемых признаков в группах актуального и универсального лидерства были выявлены следующие значимые различия (табл.3).

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 6 показателям: потребность в аффилиации универсальных лидеров характери-

зуется более ярким стремлением общаться с другими членами группы ^=4,601 при р < 0,001) и получать от этого удовольствие, об этом говорит и направленность «на общение» ^=3,144 при р < 0,01).

Актуальные лидеры опасаются потерять свой статус, боятся быть отвергнутыми ^=2,612 при р < 0,05) и стараются удержать положение, не претендуя на большее.

Стремление к повышению социального статуса и престижа ^=2,853 при р < 0,01) значимо для универсальных лидеров, которые стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для лидеров актуальных основная задача -удержать статус на достигнутом уровне.

В исполнительном звене различия касаются попустительского стиля руководства ^=2,873 при р < 0,01). Актуальные лидеры чаще допускают наличие данного стиля при взаимодействии с ведомыми членами группы. Универсальные более ответственны при руководстве, выход ситуации из-под контроля допускают реже.

Итак, при актуальном лидерстве наблюдается большая неустойчивость в мотивации аффилиации: общение с людьми время от времени становится обременительным, возможен переход на попустительский стиль руководства. Универсалы чувствуют себя более спокойно в плане общения (мотивация аффилиации), упорнее стремятся к достижению личных успехов.

Наименьшее количество значимых различий было выявлено между группами актуальных и потенциальных лидеров 22,2% (4 показателя из 18 переменных), в то время как количество отличий между группами актуальных и универсальных (7 показателей из 18 переменных) и потенциальных и универсальных (8 показателей из 18 переменных) лидеров составило 33,4% и 44,4% соответственно. Данный факт свидетельствует о необходимости для продуктивной, «здоровой» лидерской деятельности сочетания параметров, входящих в структуру и актуального, и потенциального лидерства.

ВЫВОДЫ

Актуальный лидер

Актуальное лидерство характеризуется отсутствием ярко выраженных компонентов структуры мо-тивационно-потребностного звена. Значительного проз

Таблица

Содержательные различия между группами актуального и маргинального лидерства

№ п/п Параметры структуры лидерской деятельности Значение Т-критерия Стьюдента Значение р (при п=60)

Мотивационно-потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 2,353 0,05

2 Потребность в достижении успеха 2,163 0,05

3 Стремление к людям 4,601 0,001

4 Боязнь быть отвергнутым 2,612 0,05

5 Стремление к социальному престижу 2,853 0,01

6 Направленность «на общение» 3,144 0,001

Стиль деятельности

7 Попустительский 2,873 0,01

явления мотива власти не наблюдается. Потребность в достижении успеха выражается в удержании статуса лидера, соответственно процесс саморазвития проходит на уровне запросов и развития группы.

Преобладающий вид направленности - «на общение», но при этом присутствие «страха быть отвергнутым» значительно, лидер колеблется, подстраивается под группу, стиль его руководства нестабилен, он как никто другой допускает попустительские нотки в руководстве.

Важно отметить, что группа такому лидеру покровительствует и эмоционально принимает его. Именно данный тип получает самые высокие баллы по социометрической шкале.

Потенциальный лидер

У потенциальных лидеров более, чем у других типов, выражен мотив власти. Человек, не будучи лидером актуальным, активно к этому стремится, желает подчинять, приказывать, давать советы, распоряжаться.

Интересен тот факт, что по результатам корреляционного анализа отсутствует связь между самооценкой себя как потенциального лидера и направленностью личности, а после рассмотрения феномена лидерской деятельности на основе анализа средних значений и по Т-критерию Стьюдента выявляется преобладающий вид направленности при потенциальной лидерской деятельности «на себя». Направленность - совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирующих деятельность и относительно независимых от ситуации. Именно совокупность определенных мотивов и потребностей, характерных для потенциальной лидерской деятельности, и дает в качестве преобладающей данный вид направленности. Потребность в самореализации и самосовершенствовании незначительна, мотивация в достижении успеха также ярко не выражена. Человек направлен «на себя», стремится добиться желаемых результатов, но за счет потенциала других. Оценки по социометрическому показателю говорят о том, что группа такого человека не выдвигает на роль лидера, но и в «изгои» тоже не записывает.

Универсальный лидер

Универсальный лидер характеризуется более высокими показателями по большинству параметров, чем лидер потенциальный и актуальный.

Отмечается повышенная потребность в саморазвитии, маргинальные лидеры активно ищут пути и способы самосовершенствования, также значительна ориентация на достижение успеха за счет собственного потенциала. Важен социальный престиж и достижение поставленных целей, такая личность не претендует на власть, но стремится завоевать уважение и симпатию. При этом направлены универсальные лидеры «на общение» ради общения, они получают удовольствие от взаимодействия. Не признают попустительского стиля управления, считая его бессмысленным и ненадежным. Такие члены группы не являются социометрическими звездами, но группа их принимает и ценит.

Таким образом, универсальную лидерскую

деятельность можно определить как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы и на свою собственную.

Список литературы

1. Вараксин В.Н., Вараксина А.В. Рождение лидера: Учеб.

пособие / Науч. ред. АК Юрлов; М-во обр. РФ, Таганрог. гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 94 с.

2. Горчаков В.Г. Как провести школу лидерства // Школь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные технологии. - 2003. - №3. - С. 146-154.

3. Дубовицкая Т.В., Касимова З.Ш., Шарипова Р.В. Компе-

тентное лидерство: Научно - метод. материалы для организаторов, руководителей групп и коллективов. - СПб.: СГПИ, 2000. - 43 с.

4. Ермолин А. Кому он нужен, этот лидер? // Народ.

образование. - 2004. - №2. - С. 149-156.

5. Китов А.И. Психология управления: учебник для слуша-

телей Акад. МВД СССР. - М.: Акад. МВД СССР, 1979. -521с.

6. Журавлёв А.Л. Влияние личности руководителя на

стиль руководства коллективом // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности.- М.: ИП АН СССР, 1988. - С. 109-204.

УДК 159.9: 34. Е.В. Алфеева

Курганский государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТАХ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы молодой семьи, в частности представления о семейных конфликтах, их причинах, специфики конфликтных сфер и способах разрешения. Молодая семья находится в стадии становления и нуждается в пристальном внимании со стороны специалистов психологов. Представления молодых людей о супружеских конфликтах позволяют проводить систематическую и целенаправленную профилактическую работу.

Ключевые слова: молодая семья, супружеские конфликты, представления, представления о семейных отношениях, функции семьи, представления о супружеских конфликтах, конфликтные сферы, конфликтное поведение, конфликтность.

E.V. Alfeeva Kurgan State University

STUDYING OF STUDENTS' REPRESENTATIONS ABOUT MATRIMONIAL CONFLICTS IN A YOUNG FAMILY

Annotation. In article actual questions of a young family in particular representations of family conflicts, their reasons, specificity of disputed spheres and ways of the permission are considered. The young family is in the stage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.