Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи между компонентами внутри различных форм лидерской деятельности'

Изучение взаимосвязи между компонентами внутри различных форм лидерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / CURRENT LEADERSHIP / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP POTENTIAL / УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / UNIVERSAL LEADERSHIP / СТРУКТУРА ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEADERSHIP ACTIVITY STRUCTURE / LEADERSHIP ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

Статья посвящена изучению лидерства как особого вида деятельности. Выделены три формы лидерской деятельности: потенциальная, актуальная и универсальная. Рассмотрены взаимосвязи между компонентами структуры лидерской деятельности в каждой из её форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE COMPONENTS WITHIN THE DIFFERENT FORMS OF LEADERSHIP

The article is devoted to the study of leadership as a particular type of activity. Three forms of leadership are identified: potential, current and universal. The relationships between the components of the structure within each form of leadership activity are considered.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи между компонентами внутри различных форм лидерской деятельности»

YAK 159.99 ББК 88.5:88.4

A.M. ПЕРВИТСКАЯ

A.M. PERVITSKAYA

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ВНУТРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE COMPONENTS WITHIN THE DIFFERENT FORMS OF LEADERSHIP

Статья посвящена изучению лидерства как особого вида деятельности. Выделены три формы лидерской деятельности: потенциальная, актуальная и универсальная. Рассмотрены взаимосвязи между компонентами структуры лидерской деятельности в каждой из её форм.

The article is devoted to the study of leadership as a particular type of activity. Three forms of leadership are identified: potential, current and universal. The relationships between the components of the structure within each form of leadership activity are considered.

Ключевые слова: лидерская деятельность, актуальное лидерство, потенциальное лидерство, универсальное лидерство, структура лидерской деятельности.

Key words: leadership activity, current leadership, leadership potential, universal leadership, leadership activity structure.

В отечественной социальной психологии типология лидерства строится на трёх основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. Обобщая работы В.Ф. Ануфриевой, В.Д. Гончарова, Н.С. Жеребовой, В.И. Зацепина и др., Б.Д. Парыгин говорит о следующих реально существующих ступенях дифференциации лидерства: по содержанию деятельности (лидер - вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер - исполнитель, организатор исполнения уже заданной программы; лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором); по стилю руководства (авторитарный, демократический, совмещающий в себе элементы того и другого стиля); по характеру деятельности (универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера, ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях). Эта схема даёт детальную характеристику, однако всех сторон деятельности лидера не охватывает и она [2].

Понятие лидерства как системы качеств или как влияния ситуации на данный момент исчерпало себя, эти теории объясняют лишь какую-то одну часть проблемы, но не затрагивают самой её сути. Лидерство - это постоянная, напряжённая деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. Она может быть актуальной и потенциальной. Та деятельность, которая проявляет себя, которая заметна другим членам группы, является актуальной. Та деятельность, которая на данном этапе осуществляется во внутреннем плане, есть потенциальная. Причём тот, кто является лидером внешне, совсем не обязательно есть активный деятель собственной жизни, в этом случае он не будет эффективен. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что человека как личность характеризует не только то, что он есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т. е. его характеризует не только то, что уже сложилось и реально функционирует в его личности, но и то, что составляет сферу возможностей развития [1].

Анализ психологической литературы показывает, что остаётся малоизученным вопрос о психологической структуре лидерской деятельности, её формах в зависимости от само- и взаимооценки, способах реализации. Таким

образом, правомерно утверждать, что проблема изучения взаимосвязи между компонентами внутри различных форм лидерской деятельности является актуальной.

Проанализировав различные подходы к пониманию лидерства как психологического феномена, а также рассмотрев структуру деятельности, можно говорить о целесообразности рассмотрения лидерства как особого вида деятельности. Специфика данного объекта исследования в том, что возможно рассмотрение лидерской деятельности как актуальной, так и потенциальной. Актуальная лидерская деятельность проявляется в стилях лидерства, оценке эффективности управления группой, мотивах, направленности и т. д. В этом понимании лидерство выступает как управление другими людьми, как взятие на себя ответственности за результаты деятельности других.

Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и/или на свою собственную, актуальную лидерскую деятельность можно определить как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность -это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы.

Для актуальной лидерской деятельности в качестве доминирующей выступает потребность в самореализации, сопровождающаяся мотивами-стимулами: собственного благополучия, социального престижа, стремление к личным достижениям. Исполнительное звено включает: теоретическую осведомлённость о психологических закономерностях развития межличностных отношений, о развитии личностного потенциала; навыки эффективного взаимодействия и воздействия на окружающих за счёт «сильных» качеств личности; умения планировать и контролировать свою деятельность и деятельность группы, познавать самого себя и других, устанавливать и поддерживать психологический контакт, оказывать на людей управляющее воздействие. Контрольно-оценочное звено обусловлено оценкой со стороны группы и самооценкой.

Мотивационно-ориентировочное звено потенциальной лидерской деятельности характеризуется также потребностью в самореализации, проявляется данная потребность через мотив власти, мотивы-стимулы: стремление к личным достижениям, к избеганию неудач, к саморазвитию. Исполнительное звено включает: теоретическая осведомлённость о развитии личностного потенциала; навыки самопознания, саморазвития; умения планировать свою деятельность, познавать самого себя и других, устанавливать и поддерживать психологический контакт. Оценка эффективности за счёт самооценки, при этом оценка личности как лидера может быть не высокой.

Для психологического исследования мотивационно-потребност-ной сферы структуры лидерской деятельности:

- Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым.

- Модификация теста-опросника мотивации аффилиации (ТМА) А. Мехрабиана, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым.

- Опросник «МАС», предложенный М. Кубышкиной и направленный на выявление мотивации к достижению цели, стремление к соперничеству и стремление к социальному престижу.

- Методика «Мотив власти», предназначена для исследования уровня выраженности мотива власти.

- Опросник реализации потребности в саморазвитии, предназначен для исследования уровня выраженности стремления к саморазвитию.

- Методика диагностики направленности личности Б. Баса.

Для психологического исследования исполнительного звена структуры лидерской деятельности:

- Методика «Склонность к определённому стилю руководства» Е.П. Ильина.

Для психологического изучения контрольно-оценочного звена структуры лидерской деятельности:

- Диагностика лидерства в малых группах «Определение лидерского потенциала».

- «Самооценка проявления актуального уровня лидерства».

- «Социометрия» Дж. Морено.

Результаты пилотажного исследования показали, что выбранные методики способствуют достижению поставленной цели психологического исследования: изучить структуру различных форм лидерской деятельности.

Корреляционный анализ помог осуществить эмпирическую проверку теоретических представлений о взаимосвязях в структуре различных форм лидерской деятельности, психологических особенностей потенциального и актуального лидерства.

Структура лидерской деятельности включает потребностно-мотиваци-онное звено, исполнительное и контрольно-оценочное, каждое из звеньев представлено определённым набором параметров.

Потенциальная лидерская деятельность характеризуется психическими процессами и психологическими факторами, которые побуждают, программируют и регулируют активность личности относительно собственной деятельности, а также свойства личности, через которые эта активность может преобразовываться в активность относительно других членов группы.

Данный показатель связан с наличием следующих параметров в структуре лидерской деятельности:

Компонент 1. Мотивационно-потребностное звено. Результаты представлены на корреляционной плеяде.

Корреляционная плеяда параметров мотивационно-потребностного звена

Примечание. ПСр - потребность в саморазвитии (самореализации), ПД - потребность в достижениях (мотивация на успех), Плюд - стремление к людям, Страх - боязнь быть отвергнутым, ППр - потребность в соц. престиже, ПСп - потребность в соперничестве, ПЦ - потребность в достижении цели, МВ - мотив власти, Я - направленность «на себя», О - направленность «на общение», Д - направленность «на дело», ДС - демократический стиль, АС - авторитарный стиль, ПС - попустительско-либеральный стиль, Уд - учебная сфера, Дд - досуговая сфера, Ак - актуальное лидерство.

Итак, корреляционная плеяда мотивационно-потребностного звена потенциальной лидерской деятельности включает восемь мотивационных параметров, которые, помимо вхождения в данный компонент, взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь между компонентами в структуре потенциальной лидерской деятельности

прямая связь

- обратная связь

Важно отметить отрицательную корреляцию между боязнью быть отвергнутым (Страх) и такими параметрами как стремление к принятию (Плюд), потребностью в достижениях успеха (ПД), потребностью в достижении цели (ПЦ) на уровне статистической значимости р < 0,001.

Помимо этого наибольшее число корреляционных связей относится к потребности в достижении цели (ПЦ) и потребности в самореализации (ПСр).

Компонент 2. Исполнительное звено (стиль деятельности).

Связь потенциального лидерства обнаружена на высоком уровне значимости с авторитарным стилем руководства (АС) (р < 0,01).

С попустительским стилем (ПС) связь обнаружена на достоверном уровне значимости (р < 0,05).

Компонент 3. Контрольно-оценочное звено.

Обнаружена связь с самооценкой себя как возможного реально действующего лидера на высоком уровне статистической значимости (р < 0,001). Связь на достоверном уровне значимости с оценкой со стороны группы как человека значимого, популярного в деловой и досуговой сфере не обнаружена.

Таким образом, в мотивационно-потребностном звене корреляционная связь присутствует в отношении всех выделенных в теоретическом анализе потребностей и мотивов личности, характерных для данного возрастного периода в сочетании с наличием потенциальной формы лидерской деятельности. Значимая корреляционная связь наблюдается с авторитарным и попустительско-либеральный стилем, что сочетается с мотивом власти и неотработанностью стиля руководства вообще, вследствие отсутствия реальной лидерской деятельности. И наконец, теоретическое положение о том, что потенциальный лидер может не иметь значимого количества социометрических выборов, подтверждается.

Актуальная лидерская деятельность характеризуется психическими процессами и психологическими факторами, которые побуждают, программируют и регулируют лидерскую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Данный показатель связан с наличием следующих параметров в структуре лидерской деятельности:

Компонент 1. Мотивационно-потребностное звено. Результаты представлены на корреляционной плеяде.

Корреляционная плеяда параметров мотивационно-потребностного звена

Взаимосвязь между компонентами в структуре актуальной лидерской деятельности

Примечание. ПСр - потребность в саморазвитии (самореализации), ПД - потребность в достижениях (мотивация на успех), Плюд - стремление к людям, Страх - боязнь быть отвергнутым, ПП - потребность в соц. престиже, ПСп - потребность в соперничестве, ПЦ - потребность в достижении цели, МВ - мотив власти, Я - направленность «на себя», О - направленность «на общение», Д - направленность «на дело», ДС - демократический стиль, АС - авторитарный стиль, ПС - попустительско-либеральный стиль, Уд - учебная сфера, Дд - досуговая сфера, Ак - актуальное лидерство. _прямая связь ----обратная связь

Корреляционная плеяда мотивационно-потребностного звена актуальной лидерской деятельности включает шесть мотивационных параметров, которые помимо вхождения в данный компонент, взаимосвязаны между собой. Два параметра: мотив власти и потребность в социальном престиже в данный компонент не попали, возможные причины указаны выше.

Отрицательная корреляционная связь на уровне статистической значимости р < 0,001 отмечается между боязнью быть отвергнутым (Страх) и параметрами: стремление к принятию (Плюд), потребность в достижении успеха (ПД), потребность в достижении цели (ПЦ).

В структуре актуальной лидерской деятельности, так же как и в структуре потенциальной, наибольшее число корреляционных связей относится к потребности в достижении цели (ПЦ) и потребности в самореализации (ПСр). Но, как отмечалось в теоретической части нашего исследования, потребность в самореализации при потенциальной лидерской деятельности проявляется посредством мотива власти.

По наполняемости компонента параметрами мотивационно-потреб-ностное звено актуального лидерства уступает по 2 данным, следовательно, на данной стадии они утрачивают свою значимость и уходят на второй план.

Компонент 2. Исполнительное звено (стиль деятельности).

Стиль деятельности не имеет корреляционной связи на достаточном уровне значимости с актуальным лидерством, что объясняется варьированием стиля руководства в реальных условиях и тесным переплетением одного, второго и третьего.

Компонент 3. Контрольно-оценочное звено.

Обнаружена связь с самооценкой себя как человека, который помимо управления другими способен регулировать и свою жизнь, и деятельность на высоком уровне статистической значимости (р < 0.001).

Связь на высоком уровне статистической значимости наблюдается с оценкой со стороны группы как человека значимого, популярного в досуго-вой сфере (р < 0,01).

Таким образом, корреляционный анализ позволил выделить особенности в структуре каждой из форм лидерской деятельности и провести сравнения особенностей сочетания отдельных параметров. Можно констатировать сходство мотивационно-потребностного звена по наличию входящих в него элементов, при переходе с одного уровня на другой отдельные мотивы и потребности либо приобретают, либо утрачивают свою значимость в зависимости от возможности реализации лидерского потенциала.

Выделение третьей формы лидерской деятельности

При потенциальном лидерстве активная жизненная позиция не проявляется по отношению к другим членам референтной группы, но при этом существует личностный потенциал, дающий возможность быть активным деятелем своей жизни. Актуальное лидерство без наличия потенциальных возможностей (угасшего мотива власти и стремления к повышению социального престижа) может потерять свою «власть» в любой момент. Наличие данного положения толкает к поиску лидера «универсально», что и подтверждают данные диагностики. Из общего числа респондентов выделилась группа, имеющая высокие оценки по шкале актуального и потенциального

лидерства - обозначим её как «универсальное» лидерство. Определение универсальной лидерской деятельности дадим ниже на основе анализа эмпирических данных.

Рассмотрение феномена лидерской деятельности на индивидуальном уровне проводилось на основе анализа средних значений параметров компонентной структуры, включающей мотивационно-потребностное звено, исполнительное и контрольно-оценочное. При помощи Т-критерия Стьюдента были получены достоверные различия между группами с различными формами лидерской деятельности.

Характеристика универсально лидерства

Мотивационно-потребностное звено представлено выраженной мотивацией аффилиации: высокий уровень развития мотива «стремление к людям» (М = 144,9 ± 2,52, S = 14,03) сочетается с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» (М = 112,5 ± 3,06, S = 16,9), следовательно, маргинальный лидер активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном положительные эмоции. Мотивация достижения (М = 139,7 ± 3,2, S = 17,94) характеризуется стремлением к успеху, адекватной оценкой собственных возможностей. Потребность в самореализации проявляется через стремление к социальному престижу (М = 19,3 ± 0,52, S = 2,94) и стремление к достижению цели (М = 18,5 ± 0,62, S = 3,47), что сопровождается потребностью в саморазвитии и самосовершенствовании (М = 59,5 ± ± 1,04, S = 5.8).

Универсальные лидеры направлены, прежде всего «на общение» (М = 32,6 ± 0,69, S = 3,86), что выражается через стремление поддерживать отношения с людьми, ориентацией на совместную деятельность, на работу в команде.

Исполнительное звено: авторитарно-демократический (М = 5,9 ± 0,51, S = 2,85; М = 9,67 ± 0,51, S = 3,2) стиль руководства, в зависимости от ситуации и положения в группе.

Контрольно-оценочное звено. Оценка со стороны группы: по данным социометрии, в досуговой (М = 2,9 ± 0,24, S = 1,38) и учебной (М = 2,9 ± 0,29, S = 1,64) сфере универсальные лидеры занимают устойчивое положение неформального лидера.

При сравнении исследуемых признаков в группах актуального и потенциального лидерства были выявлены (при помощи Т-критерия Стью-дента) следующие значимые различия (табл. 1).

Таблица 1

Содержательные различия между группами актуального и потенциального лидерства

№ п/п Параметры структуры лидерской деятельности Значение Т-критерия Стьюдента Значение р (при п = 60)

Мотивационно-потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 2,276 0,01

2 Мотив власти 2,602 0,05

3 Направленность «на себя» 2,693 0,01

Контрольно-оценочное звено

4 Досуговая сфера 2,005 0,05

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 3 показателям. Актуальные лидеры чаще задаются проблемой саморазвития ^ = 2,776 при р < 0,01), объективные особенности их социального положения требуют постоянного роста и самосовершенствования. Актуальному лидеру,

не занимающемуся собственным развитием, грозит смещение с данной позиции. Потенциальные лидеры не акцентируют внимание на саморазвитии и самосовершенствовании, они направлены «на себя» ^ = 2,693 при р < 0,01), то есть стремятся достичь собственных целей, но за счёт окружающих, основное желание (мотив), который движет потенциальным лидером - это желание получить власть над другими. Для актуального лидера данный мотив не значим ^ = 2,602 при р < 0,05).

В исполнительном звене значительных различий между данными группами не обнаружено, как отмечают исследователи, занимающиеся изучением стилей руководства, в том числе Е.П. Ильин, чаще всего выбираются ответы, характеризующие демократический стиль.

В контрольно-оценочном звене выявлены значимые различия между оценками со стороны референтной группы по социометрическому показателю досуговая сфера ^ = 2,005 при р < 0,05). Актуальные лидеры являются наиболее эмоционально предпочитаемыми, их ценят, с ними считаются и желают общаться. Потенциальные лидеры отодвигаются группой на второй план, они не «отвергнутые» и не «изгои», но и в число «звёзд» попадают редко.

Итак, сравнивая потенциальных и актуальных лидеров, при потенциальном лидерстве отмечается ориентация на личные достижения, но за счёт усилий других членов группы, стремление к власти; при актуальном лидерстве - стремление к саморазвитию, которое вытекает из реальных требований ситуации и высокой оценки по социометрическим показателям.

При сравнении исследуемых признаков в группах потенциального и универсального лидерства были выявлены следующие значимые различия (табл. 2).

Таблица 2

Содержательные различия между группами потенциального и универсального лидерства

№ п/п Параметры структуры лидерской деятельности Значение Т-критерия Стьюдента Значение р (при п = 59)

Мотивационно-потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 5,029 0,001

2 Потребность в достижении успеха 3,550 0,001

3 Стремление к людям 3,754 0,001

4 Боязнь быть отвергнутым 2,237 0,05

5 Стремление в достижении цели 2,338 0,05

6 Мотив власти 2,438 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Направленность «на себя» 3,305 0,01

8 Направленность «на общение» 4,409 0,001

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 8 показателям: потенциальные лидеры в большей степени направлены «на себя» ^ = 3,305 при р < 0,01), на достижение своих целей, на удовлетворение своих потребностей и интересов за счёт других. У универсальных лидеров преобладает направленность «на общение» ^ = 4,409 при р < 0,001), на взаимодействие, пусть даже в ущерб делу и собственным интересам. Это подтверждается и особенностью мотивации аффилиации: потребность в контактах с окружающими высока ^ = 3,754 при р < 0,001) и страх перед общением выражен незначительно. При потенциальном лидерстве напротив снижена потребность в общении ради общения, и выше страх быть отвергнутым ^ = 2,237 при р < 0,05).

Характеризуя потребность в достижении успеха ^ = 3,550 при р < 0,001), можно отметить наличие стремления к успеху у универсальных и стремление избежать неудачи у потенциальных лидеров.

Значимые различия наблюдаются и в потребности саморазвития ^ = 5,029 при р < 0,001). Универсальные лидеры чаще стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию, чем потенциальные. Потенциальные лидеры в качестве цели видят возможность власти (преобладает мотив власти) над другими, возможность управлять, давать распоряжения и подчинять себе ^ = 2,438 при р < 0,05). Но они не считают нужным прилагать собственные усилия для достижения целей ^ = 2,338 при р < 0,05), надеются, что все получится само собой. Значимые различия на уровне исполнительного и контрольно-оценочного звена не выявлены.

Итак, сравнение универсальных и потенциальных лидеров показало, что при потенциальном лидерстве ярче выражены так называемые эгоистические тенденции: направленность «на себя», мотив власти, в мотивации аф-филиации ярче проявляется «боязнь быть отвергнутым». Универсальные лидеры более открыты, стремятся общаться, быть с людьми, и получают от этого удовольствие, также значительнее выражена потребность в саморазвитии.

При сравнении исследуемых признаков в группах актуального и универсального лидерства были выявлены следующие значимые различия (табл. 3).

Таблица 3

Содержательные различия между группами актуального и маргинального лидерства

№ п/п Параметры структуры лидерской деятельности Значение Т-критерия Стьюдента Значение р (при n = 60)

Мотивационно-потребностное звено

1 Потребность в саморазвитии 2,353 0,05

2 Потребность в достижении успеха 2,163 0,05

3 Стремление к людям 4,601 0,001

4 Боязнь быть отвергнутым 2,612 0,05

5 Стремление к социальному престижу 2,853 0,01

6 Направленность «на общение» 3,144 0,001

Стиль деятельности

7 Попустительский 2,873 0,01

В мотивационно-потребностном звене выявлены значимые различия по 6 показателям: потребность в аффилиации универсальных лидеров характеризуется более ярким стремлением общаться с другими членами группы ^ = 4,601 при р < 0,001) и получать от этого удовольствие, об этом говорит и направленность «на общение» ^ = 3,144 при р < 0,01).

Актуальные лидеры, опасаются потерять свой статус, боятся быть отвергнутыми ^ = 2,612 при р < 0,05) и стараются удержать положение, не претендуя на большее.

Стремление к повышению социального статуса и престижа ^ = 2,853 при р < 0,01) значимо для универсальных лидеров, которые стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для лидеров актуальных основная задача - удержать статус на достигнутом уровне.

В исполнительном звене различия касаются попустительского стиля руководства ^ = 2,873 при р < 0,01). Актуальные лидеры чаще допускают наличие данного стиля при взаимодействии с ведомыми членами группы. Универсальные более ответственны при руководстве, выход ситуации из-под контроля допускают реже.

Итак, при актуальном лидерстве наблюдается большая неустойчивость в мотивации аффилиации: общение с людьми время от времени становится обременительным, возможен переход на попустительский стиль руковод-

ства. Универсалы чувствуют себя более спокойно в плане общения (мотивация аффилиации), упорнее стремятся к достижению личных успехов.

Таким образом, сравнительное исследование компонентов структуры различных форм лидерской деятельности показало отличия в мотивационно-потребностном, исполнительном и контрольно-оценочном звеньях потенциальной, актуальной и универсальной лидерской деятельности.

Литература

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

2. Руководство и лидерство [Текст] / под ред. Б.Д. Парыгина. - Л., 1973. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.