ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582
2019/3(18)
Прикладные исследования
Филатова Н.В.
Выделение атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
в г. Сергиев Посад»
Аннотация. Автор анализирует ретроспективную формулировку выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия ««Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад» и на ее основе выделяет атрибуты выдающейся универсальной ценности, которые представляют собой ключевые характеристики объекта и послужили основанием для его включения в Список всемирного наследия.
Ключевые слова: всемирное культурное наследие, ЮНЕСКО, выдающаяся универсальная ценность, памятники истории и культуры, архитектура, международная охрана культурного наследия.
Сохранение и охрана памятников истории и культуры играет важную роль в современном мире, поскольку материальное наследие является носителем исторической памяти, культурного кода наций и народов. Значимость наследия широко признается на международном уровне через систему всемирного наследия ЮНЕСКО. Базовым понятием этой системы является выдающаяся универсальная ценность объекта всемирного наследия.
В соответствии с Руководством по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия выдающаяся универсальная ценность (ВУЦ) означает культурную и/природную значимость, которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества. Поэтому постоянная защита этого наследия является делом первостепенной важности для всего международного сообщества в целом.
Комитет определяет критерии для включения таких объектов в Список всемирного наследия. Государства-участники Конвенции призваны представлять номинации объектов культурного и природного наследия, имеющих ВУЦ, для включения их в Список всемирного наследия.
При включении объекта в Список всемирного наследия Комитет всемирного наследия принимает Формулировку ВУЦ, которая состоит из ключевой информации, необходимой для эффективной
1
охраны и управления объектом в будущем [4]. Основные разделы Формулировки ВУЦ:
Краткий синтез представляет собой краткое описание, которое содержит информацию о местонахождении, размере и типе объекта, а также о причинах его включения в Список всемирного наследия.
Обоснование критериев, по которым объект включается в Список всемирного наследия. Всего существует десять критериев (критерии i-vi -применяемые в отношении объектов культурного наследия, vii-x -в отношении объектов природного наследия). Объект может быть включен в Список по нескольким критериям.
Целостность - мера единства и неповрежденности объекта природного или культурного наследия и его атрибутов.
Подлинность (для объектов, включенных в Список согласно критериям i-vi) - способность отличительных признаков и характеристик объекта адекватно и достоверно выражать ВУЦ.
Требования к охране и управлению - этот раздел устанавливает, какие должны быть введены требования по сохранению и управлению, чтобы обеспечивать поддержание ВУЦ объекта с течением времени.
У многих объектов, включенных в Список всемирного наследия до 2006 года, отсутствует Формулировка ВУЦ, утвержденная Комитетом всемирного наследия, а в ряде случаев отсутствует и согласованное обоснование критериев. Но это не означает, что объекты, не имеющие Формулировки ВУЦ, не представляют выдающейся универсальной ценности; это означает, что обоснование ВУЦ таких объектов, принятое Комитетом при включении в Список, не было сформулировано по определенной форме.
Ретроспективная Формулировка ВУЦ - это Формулировка ВУЦ, подготовленная в рамках проекта ретроспективной инвентаризации для объектов, внесенных в Список всемирного наследия до введения требования о необходимости подготовки Формулировки ВУЦ при номинации
В соответствии с решением 31COM 11 D.1 Комитета всемирного наследия о представлении и принятии Формулировок ВУЦ объектов, включенных в Список всемирного наследия с 1978 по 2006 года, ретроспективная формулировка ВУЦ объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад» была принята в 2015 году на 39-ой сессии Комитета всемирного наследия в городе Бонн, Германия [6].
Необходимо отметить, что при процедуре утверждения ретроспективной формулировки ВУЦ объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад» произошла техническая ошибка: в частности, в кратком синтезе формулировке упоминается, что объект является серийным.
Данную ошибку необходимо исправить при прохождении третьего цикла периодической отчетности (См. далее Раздел 10 - Обеспечение координации с Центром всемирного наследия).
Краткий синтез
Троице-Сергиева Лавра является всемирно известным духовным центром Русской Православной Церкви и популярным местом паломничества и туризма. Расположенный в городе Сергиев Посад, примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, это самый важный действующий русский монастырь и резиденция Патриарха. Этот религиозно-военный комплекс представляет собой воплощение роста российской архитектуры и содержит некоторые лучшие примеры этой архитектуры. Объект оказал глубокое влияние на развитие архитектуры в России и в Восточной Европе.
Объект включает здания за пределами основного монастырского комплекса.
Троице-Сергиева Лавра - «жемчужина» русской церковной архитектуры - была основана в первой половине XIV в. (1337 г.) преподобным Сергием Радонежским, великим игуменом земли русской, одним из самых почитаемых православных святых. Преподобный Сергий Радонежский завоевал большое уважение в качестве духовного наставника Великого Московского князя Дмитрия Донского, получившего от него благословение на Куликовскую битву в 1380 году. Начавшись с малой деревянной церкви на холме Маковец, обитель в течение нескольких столетий разрасталась и укреплялась.
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. Формирование ансамбля происходило с ориентацией на главный храм обители - Троицкий собор (1422 г.), в котором находятся мощи преподобного Сергия Радонежского.
В 1476 году псковские мастера построили кирпичную колокольню к востоку от собора, посвященную Сошествию Святого Духа на Апостолов. Церковь сочетает в себе уникальные черты древнерусского и псковского зодчества. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под куполом, не имеющая внутренней связи между колокольней и самим собором.
К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. Храм выполнен с уникальным сочетанием особенностей, характерных для раннемосковской и псковской архитектуры. Яркой отличительной чертой этой церкви является наличие колокольни под ее куполом при отсутствии внутреннего сообщения между самой звонницей и храмом.
Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора, на месте западной паперти, в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.
Главная святыня монастырского ансамбля - Троицкий собор - хранит память об одной из тревожных эпох в Отечественной истории - Смутном времени. Несмотря на 16-месячную осаду польско-литовскими интервентами обитель не была захвачена.
В XVI веке монастырь обносится крепостными стенами, высота которых достигала 6 метров, а толщина - 3,5 метров. Именно такие стены выдержали 16-месячную польско-литовскую осаду. Впоследствии они были укреплены и увеличены.
После завершения Смуты XVII века в монастыре разворачивается масштабное строительство. Именно тогда в северо-западной части обители, были построены Больничные палаты с шатровой церковью в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.). Таких храмов до нашего времени сохранилось немного, поэтому наличие шатровой церкви с уникальными изразцами на кровле существенно обогащает архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.
В конце XVII столетия в обители создается целый комплекс сооружений, выполненных в стиле «русского (Нарышкинского) барокко».
После пожара 1746 года, при котором большая часть деревянных строений монастыря была разрушена, началась крупная реконструкция монастыря, в ходе которой внешний облик зданий изменился в сторону монументального стиля. В то время была построена одна из самых высоких (88 метров высоты) колоколен России.
В конце XVIII века стихийно сложившаяся планировка подмосковных сел и слобод вокруг монастыря была заменена правильной разбивкой кварталов и улиц, а границы города Сергиев Посад окружены традиционным валом и рвом. В непосредственной близости от монастыря были возведены строения, принадлежавшие обители: Конный двор, гостиницы, Странноприимный дом, Больница-богадельня, доходные дома, Торговые ряды. Главные дороги, ведущие к монастырю, были выпрямлены и отмечены устройством въездных площадей, а организация всей застройки подчинена главной доминанте - ансамблю Троице-Сергиевой Лавры.
Приходские церкви, находящиеся на территории Сергиева Посада, сначала деревянные, а затем каменные, образовали своеобразное кольцо глав, перекликающихся с куполами Лавры. Меньшие по высоте и находящиеся от нее в некотором отдалении они еще более подчеркивали ее доминирующее положение.
Таким образом, архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры включает в себя не только здания и сооружения в черте монастырской стены, но и комплекс построек в непосредственной близости от монастыря, а также представляет собой ключевой элемент градостроительной среды Сергиева Посада.
Критерии включения в Список всемирного наследия
Критерий (И): Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры представляет собой яркий пример сочетания традиционной русской архитектуры и архитектуры Западной Европы, образуя устойчивую традицию Восточной Европы, распространившуюся на обширной ее территории и оказавшей сильное влияние на развитие архитектуры в этом регионе.
Критерий (V): Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - выдающийся и удивительно завершенный образец действующего православного монастырского комплекса с оборонительной функцией, которая характеризует период его становления и расширения с XV по XVIII вв.
Констатация целостности объекта
Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры включает в себя все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности. В частности, сохранены исторические границы территории, а также архитектура исторических объектов. Сохранению ансамбля способствовало размещение в нем с начала XX в. государственного музея-заповедника.
Целостность ансамбля обеспечивается утвержденными границами его буферной зоны, а также юридически обоснованными и зарегистрированными границами земельного участка под зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.
Среди факторов, негативно воздействующих на объект, необходимо отметить возможность перспективного строительства в буферной зоне памятника, которое может оказать негативное влияние на его исторический облик; и увеличение числа туристических и паломнических групп.
Констатация подлинности объекта
Сложная история монастыря с момента его образования по причине войн, пожаров, а также царской поддержки и финансирования, явилась причиной больших перестроек ансамбля. Ни одно отдельное здание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры не сохранилось в первоначальном виде. Однако важность монастыря как символа духовной русской культуры способствовала тому, что ансамбль неоднократно реставрировался с тщательным соблюдением всех необходимых требований к сохранению памятников. Соответственно, ансамбль представляет собой подлинный памятник, развивающийся на протяжении веков с сохранением общей идеи и назначения.
Реставрационные работы 1920-х годов, можно охарактеризовать как работы, нацеленную на достижение определенного «единства стиля» путем возврата зданий в их первоначальный вид XVIII века и более ранних времен. Данный подход имеет некоторые отличия от современных методов сохранения культурного наследия. Однако, данную ситуацию следует рассматривать в историческом контексте тех изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, а также в культурном контексте комплексных усилий по укреплению символического значения объекта для русского народа.
Более поздние реставрационные работы, проводимые в 1960-х годах архитектором В.И. Балдиным, в целом, соответствовали Венецианскому подходу, открывающему и восстанавливающему скрытые и глубинные элементы (в частности, подлинные сводчатые формы) там, где они усиливают согласованность архитектурного стиля зданий, и сохраняют последние дополнения, имеющие важность как таковые. Постоянные работы по консервации и реставрации в настоящее время, а также мониторинг со стороны специализированных организаций, обеспечивают сохранение подлинности ансамбля.
Требования к охране и управлению
Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры относится к объектам культурного наследия федерального значения и его государственная охрана и управление осуществляется на основании Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти - Департаментом контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, в ведении которого находятся все методические и контрольные функции, связанные с сохранением, использованием и режимами содержания объектов культурного наследия и их территории. Статус объекта культурного наследия федерального значения позволяет обеспечить высокий уровень юридической защиты.
На региональном уровне сохранение и управление объектом осуществляется Правительством Московской области и Министерством культуры Московской области. Муниципальный орган управления представлен Администрацией города Сергиев Посад. Указанные органы власти в сотрудничестве с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии со всеми нормативными документами.
Учитывая изложенное, для обеспечения целостности ансамбля, расположенного в городе, необходимо управление им в широком городском контексте посредством учёта взаимодействия физических форм, пространственной организации и связей, социально-культурной ценности и других особенностей территории.
АТРИБУТЫ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ОБЪЕКТА
Атрибуты ВУЦ - это характеристики объекта всемирного культурного наследия, которые выражают его ВУЦ. Атрибуты могут быть материальными и нематериальными. Атрибут - понятие более широкое, чем индивидуальные элементы объекта, оно включает в себя характеристики, которые передают ценности объекта, выделенные в формулировке его ВУЦ.
В зависимости от типа объекта и его культурного контекста, атрибуты могут быть следующего вида:
• форма и замысел
• материалы и вещества
• использование и функции
• традиции, методы и системы управления
• местоположение и окружение
• язык и другие формы нематериального наследия
• духовное и физическое восприятие
• другие внутренние и внешние факторы
Выделение атрибутов ВУЦ чрезвычайно важно для построения системы охраны объекта и управления им, создания системы мониторинга состояния его сохранности, а также для проведения оценки влияния на ВУЦ новых строительных проектов и проектов реставрации.
Формулировка выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия в обобщающем виде фиксирует ключевые особенности объекта, послужившие основанием для его внесения в Список всемирного наследия. Однако для эффективного мониторинга сохранности ВУЦ и выполнения оценки воздействия на ВУЦ реставрационных или строительных проектов в соответствии со статьей 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия необходимо выделение отдельных атрибутов ВУЦ - характерных признаков, отражающих специфику объекта и подлежащих сохранению и мониторингу.
В российское законодательство понятия «формулировка выдающейся универсальной ценности» и её «атрибуты» напрямую не введены. В качестве примерного российского аналога этим терминам можно рассматривать «предмет охраны».
В соответствии с п.6 статьи 18 Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-Ф3 от 25.06.2002 предмет охраны объекта культурного наследия - это описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
В 2018 году по поручению Минкультуры России был разработан Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Троице-Сергиевской лавры, 1540-1550 гг.». В указанный проект включены следующие охраняемые характеристики:
- палеорельеф горы Маковец, на вершине которой расположен ансамбль;
- дорожно-тропиночная сеть XV-начала XX вв. горы Маковец, пространство площади между ансамблем и Красными торговыми рядами;
- историческая система водообеспечения монастыря, в том числе родник в Надкладезной часовне, Пятницкий колодец, каскадные Банный и Келарский пруды у подножья ансамбля, устроенные на речках Вондюга и Кончура, омывающих с трёх сторон монастырский холм, Белый пруд;
- местоположение и градостроительные характеристики архитектурного ансамбля, являющегося градостроительной доминантой города Сергиев Посад, его роль в композиционно-планировочной структуре городской деревянной и каменной застройки, в видовых городских и ландшафтных панорамах;
- объёмно-пространственная композиция ансамбля, в том числе габариты, высотные и силуэтные характеристики зданий и сооружений, их масштабные соотношения;
- пространственно-планировочная структура ансамбля, в том числе местоположение зданий, очертания и величина площадей, соотношение застроенных и незастроенных пространств, озеленённых и не озеленённых территорий, традиционное деление на обособленные дворы, в том числе монастырские дворы, расположенные под стенами лавры;
- элементы благоустройства XIX - начала ХХ вв., в том числе ограда с воротами и калитками Духовной академии;
- культурный слой ансамбля XIV-XIX вв.;
- захоронения и надгробия монастырского кладбища XIV - середины XX вв., их местоположение, материал и оформление надгробий.
Указанный проект предмета охраны несомненно послужил важным источником информации для выделения атрибутов ВУЦ, однако, основной точкой отсчёта в работе безусловно явилась формулировка выдающейся универсальной ценности, которая распространяется не только на сам ансамбль Лавры, но и на ряд памятников за пределами крепостных стен. Важный акцент также сделан на градостроительной ценности объекта всемирного наследия и его нематериальном значении.
В отличие от атрибутов ВУЦ, предмет охраны связан исключительно с материальными характеристиками объекта.
Все атрибуты сформированы в соответствии с тремя категориями ценности: архитектурной, градостроительной и нематериальной.
Каждый атрибут включает в себя компоненты, а каждый компонент, в свою очередь, элементы/признаки.
Всего в представленной в Приложении таблице (см. ниже) выделено 3 атрибута, 15 компонентов и 36 элементов.
Архитектурная ценность выражена в характеристике Ларвы как разновременного комплексного архитектурного ансамбля, представленного следующими тематическими группами памятников: памятники псковской и раннемосковской архитектуры; памятники XVI - первой половины XVII вв.; памятники «Нарышкинского барокко»; памятники второй половины XVIII - XIX вв. (елизаветинское барокко, классицизм, эклектика); монастырские укрепления; малые архитектурные формы; историческая система водообеспечения монастыря; объёмно-пространственная композиция архитектурного ансамбля Лавры; пространственно-планировочная структура ансамбля; культурный слой ансамбля XIV-XIX вв.; архитектурные объекты за пределами монастырских стен, включенные в состав объекта всемирного наследия.
Градостроительную ценность Лавра представляет как градостроительная доминанта города Сергиев Посад. Особую значимость представляют местоположение и роль монастырского ансамбля в композиционно-планировочной структуре города и окружающий исторический ландшафт.
Нематериальную ценность Лавры составляет её традиционная роль европейского исторического и духовного центра, бережно хранимая братией, музейными работниками и Московской Духовной академией.
Представленная сводная таблица по атрибутам ВУЦ, (см. Приложение), учитывая отсутствие соответствующих прямых формулировок в российском законодательстве, может быть использована:
- при подготовке проекта предмета охраны исторического поселения город Сергиев Посад;
- при подготовке документов стратегического планирования на уровне городской администрации;
- при подготовке оценок воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия новых проектов по строительству и реконструкции на территории буферной зоны объекта и в пределах более широкого городского контекста.
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2013 года N771/43 «Об утверждении Перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Московской области» город Сергиев Посад является историческим поселением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 предмет охраны исторического поселения включает в себя:
1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочную структуру, включая ее элементы;
3) объемно-пространственную структуру;
4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);
6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Для разработки указанного предмета охраны могут использоваться, среди прочего, приведенные ниже атрибуты ВУЦ, разработанные на основе ретроспективной формулировки выдающейся универсальной ценности объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад», которая была принята в 2015 г.
Что касается оценки воздействия, в соответствии с Руководством ИКОМОС по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия:
«4-5 Изучение полной значимости выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия (и других ценностей наследия) является основной частью процесса оценки воздействия на наследие. Оценка общей значимости влияния эффекта (общего воздействия) является функцией ценности наследия и масштаба изменений и последствий воздействия.
4-6 При описании объектов всемирного наследия важно начать с описания характерных признаков выдающейся универсальной ценности. Это «исходные данные», относительно которых можно осуществить сопоставление воздействия. Упомянутые данные включают в себя как материальные, так и нематериальные аспекты. Документальное подтверждение состояния каждого ключевого характерного признака выдающейся универсальной ценности также может быть полезным».
Таким образом, выделение атрибутов является одним из ключевых этапов в работе над оценками воздействия, соответственно, наличие уже выявленных и согласованных атрибутов будет способствовать оптимизации процедуры оценки воздействия.
© Филатова Н.В., 2019. Статья поступила в редакцию 15.08.2019.
Филатова Надежда Владимировна,
руководитель Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва), e-mail: [email protected]
Filatova N.
The attributes of outstanding universal value of the World Heritage Site "The architectural ensemble of the Trinity-Sergius Lavra in the city of Sergiev Posad"
Abstract. The author analyzes the retrospective formulation of the outstanding universal value of the World Heritage Site "The Architectural Ensemble of the Trinity-Sergius Lavra in Sergiev Posad" and on its basis identifies the attributes of outstanding universal value, which are key characteristics of the object and served as the basis for its inclusion in the World Heritage List.
Key words: world cultural heritage, UNESCO, outstanding universal value, historical and cultural monuments, architecture, international protection of cultural heritage.
Filatova Nadezhda Vladimirovna,
Head of the World Heritage and International Cooperation Department, Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhacheva (Moscow),
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/299.html
Приложение
Сводная таблица атрибутов выдающейся универсальной ценности (ВУЦ) объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад»
Категория ценности
Атрибут ВУЦ
Компонент ВУЦ
Признак/ Элемент ВУЦ
А1 - Троице-Сергиева Лавра как
разновременной комплексный архитектурный ансамбль
я а
н р
у
Ё
е т и
х р
А
А1К1 - Памятники псковской и раннемосковской архитектуры
А1К2 - Памятники XVI - первой половины XVII вв.
А1К1П1 - Троицкий собор
А1К1П2 -Церковь Сошествия Святого Духа (Духовская церковь)
А1К2П1 - Успенский собор
А1К2П2 - Никоновский придел
А1К2П3- Больничная палата с церковью Зосимы и Савватия
А1К2П4 - Варваринский корпус, Предтеченский корпус с кельями, Экономов корпус с кельями
- объемно-планировочная композиция
- материалы и технология строительства
- архитектурное решение и декор фасадов (резьба, фрески на фасаде)
- интерьер (фрески и росписи, иконостас, мемориальные и погребальные сооружения с декоративными элементами)
- объемно-планировочная композиция
- интерьер (световое решение, оригинальные столбы, покрытие полов)
- архитектурное решение и декор фасадов (резьба, плиточный пояс, цветовое решение, фрески на фасадах)
- объемно-планировочная композиция
- интерьер с настенными росписями, иконостасом, предметами церковного убранства
объемно-планировочная композиция
декор фасадов (материал облицовки, декоративные элементы) интерьер (настенные росписи)
- объемно-планировочная композиция
цветовое и архитектурное решение фасадов
- объемно-планировочная композиция
- фрагменты декора фасадов (сохранившиеся участки фриза из полихромных ценинных изразцов)
Элемент ВУЦ
А1К3 - Памятники
«Нарышкинского
барокко»
А1К3П1 - Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери
А1К3П2 - Митрополичьи покои
А1К3П3 - Трапезная с церковью Сергия
А1К3П4 - Вифейская церковь
А1К3П5 - Надкладезная часовня
- интерьеры (подоконники из глазурованного кирпича с зеленой поливой, фрагменты опушек и орнаментальной росписи)
- объемно-планировочная композиция
- декор фасадов (наличники, изразцы, цветовое решение и роспись стен)
- интерьеры (элементы внутреннего убранства - лепнина, «девизы», надписи, печи)
- объемно-планировочная композиция (этажность, планировка здания)
декор фасадов (наличники, лепнина, портик, кованые элементы)
- интерьеры (элементы внутреннего убранства - лепнина, настенные росписи, печи)
- объемно-планировочная композиция, в особенности внутреннего пространства (трапезный зал)
- архитектурное решение и декор фасадов (полуколонны, наличники с фигурным резным очельем, многоцветная роспись («в шахмат»)
- интерьеры (лепнина, дверные порталы, настенные росписи, барочный иконостас)
объемно-планировочная композиция
интерьеры (настенные росписи)
объемно-планировочная композиция (ярусная структура)
- декор фасадов (материал - белый камень и поливная керамика; пластический декор - наличники, колонки, картуши; полихромная внешняя роспись стен)
Категория ценности Атрибут ВУЦ Компонент ВУЦ Признак/ Элемент ВУЦ
А1К3П6 - Святые - объемно-планировочная композиция (в частности, форма окон)
ворота и надвратная церковь Иоанна Предтечи
- декор фасадов (цветовое решение: полихромная покраска и роспись стен бриллиантовым рустом, пластический декор - колонки, пилястры, антаблементы)
- интерьер (изразцовая печь, раскрытие барочные росписи)
к а н р у А1К4 - Памятники второй половины XVIII - XIX века (елизаветинское барокко, классицизм, эклектика) А1К4П1 - Церковь Смоленской Божьей матери - объемно-планировочная композиция (в частности, ротондальный объем с двумя ярусами окон и сложные лестницы крылец на два выхода, с массивной балюстрадой, яйцевидный купол с люкарнами и световым фонарем) - декор фасада (цветовое решение, детали пластического декора) - интерьер (росписи, барочный иконостас)
А1К4П2 - Ризничий корпус, Успенский корпус и Инспекторский - объемно-планировочная композиция.
к е т и X о. < корпус
А1К4П3 - Красный корпус, Баня, Больничный корпус, Библиотечный корпус - объемно-планировочная композиция; - цветовое решение.
А1К4П4 - Колокольня - объемно-планировочная композиция (ярусность); - декоративные и функциональные элементы (башенные часы,
Категория ценности Атрибут ВУЦ Компонент ВУЦ Признак/ Элемент ВУЦ
колокола); - декоративное убранство (вазы, картуши, отделка).
А1К5 - Монастырские укрепления А1К5П1 - стены - объемно-планировочная композиция; - декоративная отделка; - цветовое решение.
А1К5П2 - башни: восьмигранные угловые - Пятницкая, Водяная, Плотничья и Уточья, по периметру стен — прямоугольные Красная и Каличья (проездные), Луковая, Пивная, Келарская, Звонковая и Сушильная - объемно-планировочная композиция; - декоративная отделка; - цветовое решение; - функциональное использование (для проездных башен и ворот)
А1К5П3 - ворота: Успенские и Водяные - объемно-планировочная композиция; - декоративная отделка; - цветовое решение; - функциональное использование (для проездных башен и ворот)
А1К6 - Малые архитектурные формы А1К6П1 - Усыпальница Годуновых - месторасположение;
А1К6П2 - Обелиск
А1К6П3 - Сень над
Культурный слой ансамбля XIV - XIX
вв.
А1К11 -Архитектурные объекты за пределами монастырских стен, включенные в состав объекта всемирного наследия
А1К11П1 - Пятницкая церковь
А1К11П2 - Введенская церковь
А1К11П3 - Пятницкая надкладезная часовня
А1К11П4 -
Красногорская часовня
А1К11П5 - Конюшенный двор
Признак / Элемент ВУЦ
объекты археологического наследия.
- объемно-планировочная композиция (один из первых образцов трехчастного приходского храма );
- декоративное убранство (портал, цоколь, кокошники).
объемно-планировочная композиция;
цветовое решение, покрытие.
- объемно-планировочная композиция;
- декоративное убранство (покрытие лемехом, оформление входа портиком с декоративными элементами, оформление наличников, отделка углов колоннами).
- объемно-планировочная композиция;
декоративное убранство.
- объемно-планировочная композиция.
А2 - Троице-Сергиева Лавра
я а н
л л е т и
о р
т с о ч
а р
как
градостроительна я доминанта города Сергиева Посада
А2К1 -
Местоположение и роль монастырского ансамбля в композиционно-планировочной структуре города
А2К1П1 - Историческая трассировка и архитектурное оформление главных дорог и въездных площадей
А2К1П2 - Основные визуальные направления (зрительное восприятие ансамбля, как архитектурной доминанты города)
Признак / Элемент ВУЦ
А2К1П3 - Историческое межевание и зеленые насаждения вблизи ансамбля
А2К2 -
Окружающий городской ландшафт
А2К2П1 - Дорожно-тропиночная сеть XV-начала XX вв. горы Маковец, пространство площади между ансамблем и Красными торговыми рядам
А2К2П2 - Аутентичная городская застройка
объемы и габариты зданий;
цветовые решения;
отсутствие диссонирующих элементов застройки.
я а н
л л а
и р
е т а м е
X
А3 - Троице-Сергиева Лавра как духовный центр
А3К1 - Традиционное
использование
Лавры в качестве
действующего
религиозного и
образовательного
центра
А3К1П1 -Монашеская ведущей религиозную жизнь
проведение религиозных обрядов;
традиционные ремесла и промыслы.
А3К1П2 - Духовная академия
А3К2 -
Мемориальное значение
А3К2П1 -Музеефикация и репрезентация основных вех в истории Лавры
коллекция Ризницы и Музея церковного искусства
А3К2П2 - Исторические захоронения и места упокоения святых
захоронение святого Сергия Радонежского в Троицком соборе; захоронения Годуновых.