Научная статья на тему 'Историко-культурологическая оценка Успенского собора Свияжска Республики Татарстан'

Историко-культурологическая оценка Успенского собора Свияжска Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
380
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИБУТЫ / ЦЕННОСТИ / ВЫДАЮЩАЯСЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / АРХИТЕКТУРА / ФРЕСКОВАЯ И ИКОНОПИСНАЯ РОСПИСИ / МИССИОНЕРСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / ДУХОВНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ / КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ / РАДИАЛЬНО-КОЛЬЦЕВАЯ И РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКИ / ATTRIBUTES / VALUES / OUTSTANDING UNIVERSAL VALUE / POLYETHNIC MULTICONFESSIONAL / MULTICULTURALISM / ARCHITECTURE / FRESCOAND ICON-PAINTING / MISSIONARY OUTREACH / GEOPOLITICS / SPIRITUAL AND RELIGIOUS LIFE / OCCUPATIONAL LAYER / RADIAL-RING AND REGULAR LAYOUTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М.

Раскрыты характерные черты (атрибуты) и ценности Успенского собора в Свияжске на территории Республики Татарстан. На основе рассмотренных ценностей можно говорить с Выдающейся универсальной ценности Успенского собора. Создание Свияжска и его ключевых объектов создало возможности для завоевания Казанского ханства, превращения Московского государства в полиэтничную, многоконфессиональную империю, укрепило связь между богословием и имперской экспансией. Фресковая и иконописная роспись, архитектура Успенского собора являются отражением амбициозной военной и культурно-цивили-зационной программы, инициированной правящими кругами в XVI в. Фрески Успенского собора являются единственным полно сохранившимся циклом росписи этого времени. Объект ярко характеризует религиозную и духовную жизнь верующих разных эпох, развитие архитектурно-художественной мысли и её реализацию, их преемственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attributes and values of The Assumption Cathedral and Trinity Church of Sviyazhsk

The article examines characteristic features (attributes) and values of The Assumption Cathedral in Sviyazhsk, The Republic of Tatarstan. On the basis of analyzed values we can talk about Outstanding Universal Value of The Assumption Cathedral and Trinity Church. The foundation of Sviyazhsk and two its key sites created possibilities for the conquest of Kazan Khanate, transformation of Moscow state into polyethnic, multiconfessional empire and strengthened the link between theology and imperial expansion. Frescoand icon-painting and architecture of The Assumption Cathedral and Trinity Church reflect ambitious military, cultural and civilization program, initiated by the establishment in XVI century. The Assumption Cathedral’s frescoes are the unique fully preserved cyclus of the paintings of the time. Religious and spiritual life of different periods’ believers, the development of architectural and artistic ideas and their implementation, their continuity are characterized vividly by both sites.

Текст научной работы на тему «Историко-культурологическая оценка Успенского собора Свияжска Республики Татарстан»

УДК 069.4:001.12

Р.М.Валеев

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСПЕНСКОГО СОБОРА СВИЯЖСКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

Раскрыты характерные черты (атрибуты) и ценности Успенского собора в Свияжске на территории Республики Татарстан. На основе рассмотренных ценностей можно говорить с Выдающейся универсальной ценности Успенского собора. Создание Свияжска и его ключевых объектов создало возможности для завоевания Казанского ханства, превращения Московского государства в полиэтничную, многоконфессиональную империю, укрепило связь между богословием и имперской экспансией. Фресковая и иконописная роспись, архитектура Успенского собора являются отражением амбициозной военной и культурно-цивили-зационной программы, инициированной правящими кругами в XVI в. Фрески Успенского собора являются единственным полно сохранившимся циклом росписи этого времени. Объект ярко характеризует религиозную и духовную жизнь верующих разных эпох, развитие архитектурно-художественной мысли и её реализацию, их преемственность.

Ключевые слова: атрибуты, ценности, выдающаяся универсальная ценность, полиэтничный, многоконфессиональный, мультикультурализм, архитектура, фресковая и иконописная росписи, миссионерство, геополитика, духовная и религиозная жизнь, культурный слой, радиально-кольцевая и регулярная планировки.

R.M. Valeev ATTRIBUTES AND VALUES OF THE ASSUMPTION CATHEDRAL AND TRINITY CHURCH OF SVIYAZHSK.

The article examines characteristic features (attributes) and values of The Assumption Cathedral in Sviyazhsk, The Republic of Tatarstan. On the basis of analyzed values we can talk about Outstanding Universal Value of The Assumption Cathedral and Trinity Church. The foundation of Sviyazhsk and two its key sites created possibilities for the conquest of Kazan Khanate, transformation of Moscow state into polyethnic, multiconfessional empire and strengthened the link between theology and imperial expansion. Fresco- and icon-painting and architecture of The Assumption Cathedral and Trinity Church reflect ambitious military, cultural and civilization program, initiated by the establishment in XVI century. The Assumption Cathedral's frescoes are the unique fully preserved cyclus of the paintings of the time. Religious and spiritual life of different periods' believers, the development of architectural and artistic ideas and their implementation, their continuity are characterized vividly by both sites.

Key words: Attributes, values, Outstanding Universal Value, polyethnic multiconfessional, multiculturalism, architecture, fresco- and icon-painting, missionary outreach, geopolitics, spiritual and religious life, occupational layer, radial-ring and regular layouts.

Культура, история, архитектура, искусство, религиозная и духовная жизнь России имеют в своих основных процессах героическое и трагическое, взлеты и спады духовности, реформы и реакцию, белую и черную оценки действительности, реальность и мифы со стереотипами. И все это является тем, что в истории называется основными закономерностями и особенностями, а в таких науках как культурология, архитектура, искусствоведение, археология, музеология оперируют понятием ценности. В российском законодательстве и практике сохранения культурного наследия этот термин применяется не так часто. В законодательстве Татарстана, в Конституции РТ (1992 г.) культурные и исторические ценности объявлены достоянием всего народа. А в законе «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» (1996г.), принятом за 6 лет до федерального закона «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов РФ» (2002 г.) эти понятия являются определяющими [ 1, с.138-147].

Высшим уровнем понятия ценностей является термин Выдающаяся универсальная ценность (ВУЦ), принятая ЮНЕСКО и Комитетом Всемирного культурного и природного наследия. Отрадно то, что именно в Татарстане в 2005 г. на Международном семинаре экспертов ЮНЕСКО, этот термин был впервые введен в международные документы Комитета Всемирного наследия и известен под названием «Казанская декларация». Выдающаяся универсальная ценность- это уникальная, незаменимая, представляющая исключительный интерес для народов мира и она предполагает единство исторической, культурной, архитектурной, эстетической, духовной и символической составляющих. При этом Выдающаяся универсальная ценность означает культурную или природную ценность, которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества [2, п.49]. Поэтому важно определить насколько Успенский собор и может быть Троицкая церковь, соответствуют критериям и обоснованиям Выдающейся универсальной ценности.

Успенский собор неразрывно связан с историей Свияжска, Казани, в целом, России и Евразии.

XVI- начало XVII столетия занимают особое место в жизни российской государственности и мировой истории. Это время острых противоречий, контрастов в политической, дипломатической, экономи-ческой и духовной жизни евразийского общества, в целом. В это время Россия сделала решительный шаг по пути превращения в великую державу, в формирование новой империи. И здесь же корни ее сильной внутренней организации, истоки многовекового опыта устройства управления, хозяйственно-экономического функционирования полиэтнично-го,

многоконфессионального государства [3, с.4 ].

Завоевание Казанского ханства - государственного образования, включавшего в себя к середине XVI в. значительную часть Среднего Поволжья и Приуралья, было первым территориальным приобретением российской короны и стало ключевым, эпохальным событием в истории России и всей Евразии. По словам швейцарского историка А.Каппелера, именно с этого момента «североевропейское Московское государство с преобладающим в нем до сих пор восточнославянским населением окончательно превращается... в мультирелигиозную и полиэтничную империю» [4, с.23]. Сочетание ряда факторов раннего вхождения в состав России, религиозного и этнического многообразия населения, удобного геополитического положения предопределило историческую роль данной территории как своеобразного полигона, где вырабатывались основные принципы национальной политики царизма, изобретались методы и средства ее проведения, складывалась нормативно-право-вая база. По мере расширения границ империи приобретенный здесь опыт правового регулирования находил применение в других национальных ареалах [5, с.4]. Русский историк XIX в. В.Сергеевич, изучающий право пишет: Татары «явились проводниками начала объединения русской земли под главенством Великого князя Владимирского. Татарское завоевание оставило глубокий след в нашей истории».

Татары в большей степени, чем другие народы Среднего Поволжья и Приуралья, привлекали к себе внимание русского правительства. На момент вхождения края в состав России они играли здесь доминирующую роль. У них была своя государственность, опиравшаяся на многовековые политические, экономические и культурные традиции, свои легитимная правящая династия и общественная элита. Ислам, последователями которого предки татар являлись с 922 г. еще до принятия православия на Руси, был официальной религией Казанского ханства. Эти факторы, а также особые отношения центральной власти с уцелевшими представителями татарской феодальной знати, сложившиеся после окончания периода военного противоборства и сохранявшиеся в том или ином виде в XVH-XVШ вв., непосредственным образом сказались на составе и характере дошедших до нас законодательных документов. Подавляющее их большинство адресовано татарскому населению [5, с.4-5]. Но встает закономерный вопрос? Взятие Казани это национальный, общероссийский контент или мировая история и второй вопрос тесно с ним взаимосвязанный: насколько более чем 460 летняя история России в рамках многоэтничного и поликонфессионального государства актуальна?

Одним из наиболее мощных трендов новейшей истории является мультикультурализм. Проник он и в исторически совершенно неподготовленную к этому Европу. Началось с того, что туда хлынули потоки мигрантов из Северной, а затем и континентальной Африки, с Ближнего Востока и других азиатских стран. Поначалу Старый Свет был вполне гостеприимен, французская интеллигенция встречала переселенцев из Туниса и Алжира чуть ли не хлебом-солью, считая, что тем самым возвращает им долги за колониальное прошлое. Гости между тем освоились, и уже их следующие поколения не считали себя в европейском доме гостями.

Мультикультурный вектор поддерживался и извне, возможно, на каком-то этапе - из самых благих пожеланий. Но толерантность, с ее выхолощенными наднациональными ценностями и наплывом инокультурных эмигрантов, уже вызывает у европейцев изжогу и острую критику политиков. Даже говорят, что мультикультурализм. Как государственная политика перестала осуществляться. Усугубило проблему и создание Евросоюза - единение не принесло экономического процветания, а лишь усилило расслоение. Как это всегда бывало в трудные времена, европейцы ищут спасения в националпатриотизме, потому так растет сейчас влияние националистических партий. Ничего плохого в развитии национального самосознания нет, опасна сопутствующая любому мощному течению пена, в данном случае — пена радикализма.

Свияжск расположен на горе Круглой, на левом берегу реки Свияги и впадения ее в Волгу в 25 км от Казани. Основанный в 1551 г. как опорная база войска Ивана Грозного в борьбе и завоевании Казанского ханства, Свияжск сыграл главную роль в геополитических преобразованиях Волго-Ура-лья, Сибири, существенном расширении Московского государства,

приведшего к коренному изменению геополитической ситуации в Евразии. Политика Московского царства обосновывалась необходимостью дальнейшего продвижения на Восток и расширения территории. Его идейными вдохновителями стали представители служилого дворянства, такие как Иван Пересветов, русского боярства (кн. Андрей Курбский), православной церкви (митрополит Макарий), которые постоянно напоминали Ивану Грозному, что, несмотря на то, что Казанская земля «угодная и в дружбе была», необходимо «до конца выгубить воинство басурманское и царство оное себе покорить и усмирить земли на века». Вот почему казанцев все чаще именуют «безбожными татарами», что является одним из идеологических обоснований взятия Казани.

Возведенный в неслыханно короткие сроки и должный стать дерзким «сюрпризом» для Казанского ханства новый город Свияжск (первоначальное название Ивангород) вполне оправдал ожи-дания царского правительства и в полном объеме выполнил возложенную на него миссию. Он «оттянул» на себя значительную часть территории Казанского ханства, установил контроль за перевозами, водными путями, внешнеполитическими контактами Казани и лишил его весомой части материальных, людских и воинских ресурсов [3, с.4]. Неожиданное появление русского укрепленного пункта на землях ханства вызвало замешательство в Казани и привело к резкой поляризации общества. Часть знати поспешила, открыто перейти на русскую службу и, что примечательно, была прикреплена к Свияжску [6, т. 13, ч.1, С.166,175; 7, т. 13, ч.2, с. 467-468; 8, т. 20, с. 483]. Другая часть пыталась переломить ситуацию, пригласив на казанский престол Шах-Али и убеждала царицу Сююмбике в необходимости такого шага [9, т. 19, стб. 68-70, 72-74]. Это привело к сбою функционирования оставшейся части Казанского ханства и фактически ускорило его завоевание [3, с.7].

Согласно сообщениям летописцев при возведении свияжских укреплений в мае-июне 1551 г. в черте города были основаны соборная церковь рождества Богородицы, храм Сергия чудотворца и 2 монастыря [6, т.13, ч.1, с.163-164; 7, т.13, ч.2, с. 466; 9, т. 19, стб. 61-64; 8, т. 20, ч.2, с.481; 10, с. 115-116 . В августе 1552 г. в церкви Сергия чудотворца молился царь Иван IV [6, т.13, ч.1, с. 208-209; 7,т. 13 ч.2, с. 504-505; 8, т. 20, ч. 2, с. 521-522]. В период между 3 октября 1552 - 17 марта 1554 г. игумен Троице-Сергиева монастыря Гурий получил место для строительства филиала в Свияжске. По всей видимости, храм преподобного Сергия Чудотворца и Троицкая церковь стали его ядром. Новообразованному монастырю были переданы во владение три пустоши, два села, два лесных участка и участок реки для рыбной ловли [3, с.14]. Все церкви содержались на средства Троицких монахов и была установлена связь нового города с обителью Сергия Радонежского, молящегося за Русскую землю и за потомков Дмитрия Донского.

Подворье подмосковной Троице-Сергиевой лавры (ныне объект включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО) стала в регионе проводником идей этого крупнейшего религиозного центра Московского царства.

С учреждением Казанской епархии в 1555 г. в составе миссии, направленной в Казань под руководством архиепископа казанского и свияжского Гурия, был и архимандрит Герман, которому надлежало основать в Свияжске «великий и первостепенный мужской монастырь», для чего из Москвы по распоряжению митрополита Макария направлялись десять монахов, певчих и послушников. В июне миссия прибыла в Свияжск. Составленный в мае 1555 г. приговор царя Ивана Грозного и митрополита Макария об отправке Гурия в Казань, его маршруте, церемонии встреч по пути следования, в т.ч. и Свияжске. Создание епархии было естественным продолжением политической линии московского правительства. В силу традиции, идущей еще со времен принятия христианства, представитель светской власти советовался с главой церкви и относился к нему как вышестоящему по рангу, облеченному силой и властью Христа. Для достижения политических целей московские государи прибегали к содействию института церкви в средневековье весьма активно [3, с. 12].

По решению царя Ивана Грозного видно, что архиепископ возглавлял фактически вторую власть в регионе. Главной его задачей было создать образ православной церкви, привлекательной для местного мусульманского и языческого населения. Для ее решения эксплуатировались и особенности религиозного мировосприятия людей, торжественная красота церковной службы и обрядов. Достижению этой задачи служили и право суда мирских людей по духовным делам, право контроля деятельности и наставления воевод, освобождение иноверцев от ответственности за совершение преступления в случае принятия христианства и др. [3, с. 1213].

В июле 1555 г. состоялась закладка камня в основание Успенского собора, в которой приняла участие группа отцов православной церкви во главе с архиепископом Гурием. Предполагалось, что храм будет подобен одноименному собору в Киево-Печерской лавре. В 1556 г., после завершения строительства Никольской церкви, возобновляется строительство Успенского собора и в 1560 г. (по данным Айналова И.Ф. в 1558 г.) он был освящен. Присланная из Москвы по решению Ивана Грозного именитая артель псковских белокаменщиков, выстроившая на Красной площади столицы храм Покрова Богородицы, известный под названием «Покрова на рву» или «Храм Василия Блаженного». Под руководством архитектора Постника Яковлева, белокаменщики во главе с мастером Иваном Ширяем в короткие сроки завершили строительство Успенского собора. Необходимо осуществить историко-генетический, архитектурный и сравнительный анализ Успенского собора с Благовещенским собором в г. Казани и Храмом Василия Блаженного, а также другими объектами, которые бы подчеркнули значение псковской школы русского зодчества, его особенности, связь между Успенским собором и Иваном Грозным. В работе В. Седова на многие вопросы даны ответы, но предстоит эту работу продолжить. В XVII в. к храму была пристроена трапезная, и собор с трех сторон окружила галерея-паперть, сохранившаяся в настоящее время лишь по южному фасаду. В XVIII в. собор приобрел облик, в котором удивительно сочетаются монументальные формы древней псковской архитектуры со строгой пластикой с пышными украшениями барочной архитектуры.

Выдающееся значение имеет то, что в интерьере собора сохранился полный цикл настенной фресковой росписи второй половины XVI в. площадью 1080 м2, иконостас с иконами XVI-XVII в. Однако существует и другая точка зрения, которая относит росписи к концу XVI - нач. XVII в. Поэтому для решения этого вопроса необходимо объективные данные и абсолютную датировку, что возможно сделать с помощью радиоуглеродного метода (Вирджиниия, Германия и т.д.). Такую работу мы проводили по Казанскому Кремлю, и она дала хорошие результаты. Необходимо также завершить осуществление искусствоведческого анализа, стиля, сравнения возможности установления авторства росписей, подлинности и целостности росписей.

Сохранились также другие культовые объекты - Троицкая и Никольская церкви (1555-1556 гг.), Архимандритский корпус (вторая половина XVII в.), монастырское училище (конец XVII-начало XVIII в.), братский корпус с церковью Св. Германа и св. Митрофана Воронежского (вторая половина XVII- первая половина XVIII в.), которые играют важную роль в формировании высокохудожественного ансамбля Успенского монастыря и подчеркивают Выдающуюся универсальную ценность Успенского собора и его фресок.

Успенский монастырь с момента своего основания осуществлял колонизацию края и христианизацию местного нерусского населения. В силу особого статуса и положения Свияжска, лица, возглавлявшие, Казанскую епархию носили титул архиепископов казанских и свияжских. Начиная с 1555 г. покровителями и вкладчиками становятся Иван IV и митрополит Московский и Всея Руси Макарий (недаром их изображения сохранились в алтарной части Успенского собора). Первый архимандрит монастыря Герман через 9 лет после основания монастыря был назначен во главе епархии, а в дальнейшем приглашен Иваном Грозным на пост митрополита Московского и Всея Руси. После смерти Герман был канонизирован и его мощи признаны чудодейственными.

Выдающаяся универсальная ценность Успенского собора подчеркивает сохранившийся культурный слой на территории Свияжска. Он содержит предметы, датируемые эпохой позднего бронзового, раннего железного века, (I тыс. до н.э.), Золотой Орды (ЭДН-^ вв.), Казанского ханства (XV-XVI вв.), что свидетельствует о древности заселения этого места человеком, сакральности немусульманского культового места для языческого поклонения местного финно-угорского населения в болгаро-татарское время в XI-XVI вв. Однако уникальность этого места в сохранении культурного слов периода существования города Свияжска в XVI-XX вв. и здесь сохранились остатки деревянных и каменных сооружений оборонительного, общественного, культового и хозяйственного назначений, системы водопровода и канализации, древних дорог, культовых объектов и артефактов, а также предметы материальной и духовной культуры народов Волго-Уралья, России, в залегании «т sity».

В 90-е гг. XX в. - начале XXI в. развернулось масштабное общественное движение за возрождение в Свияжске религиозной жизни и религиозных учреждений, что воспринимается населением Российской Федерации как символ возрождения традиций православной культуры, разрушенной в годы тоталитарного режима. Деятельность созданного в 2010 г. фонда «Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан» вместе с

государственными органами, местным сообществом, неправительственными организациями направлена не только на сохранение культурного наследия, но и духовности, религиозных ценностей и живой традиции православия.

Итак, исходя, из этих атрибутов можно назвать следующие ценности:

1. Архитектурно-художественный комплекс Успенского собора является уникальным объектом культурного наследия ^1-Х1Х вв.

2. Фресковые росписи XVI в. собора Успенского монастыря являются выдающимся свидетельством стратегического развития Свияжска в качестве форпоста для успешного взятия Казанского ханства Иваном Грозным и для последующей амбициозной программы по расширению земель инициированной московскими правящими кругами в середине XVI в. для укрепления связей между богословием и имперской экспансией.

3. Успенский собор и ряд других культовых православных памятников отражают важные геополитические изменения, произошедшие в XVI в. в результате завоевания Казани, Астрахани, Сибири, превратившие Московское царство в многонациональное, многоконфессиональное государство Россию.

4. Успенский собор и Троицкая церковь в XVI в., более поздние архитектурные дополнения в XVII-XIX вв. являются характерными атрибутами, характеризующими религиозную и духовную жизнь, демонстрацию чувств верующих разных эпох, преемственность религиозной жизни, а также развитие архитектурной мысли.

5. Настенные росписи Успенского собора характеризуют как общие черты «золотого века» московской школы живописи, преемственность в развитии творчества Андрея Рублева (XIV в.), Феофана Грека (1378 г.), Дионисия (1502 г.), так и особенности, связанные с богословской интерпретацией имперской экспансии и завоевания Казани как события исключительной важности в мировой истории, введением правящего монарха, его династии, религиозных лидеров и духовных лиц в контекст священной истории.

Фрески Успенского собора являются редкостью для истории средневековой русской росписи. Их уникальность связана с художественным исполнением, полнотой и качеством изображения, сложностью циклов и необычностью сцен, а также оригинальностью. Фрески являются единственным сохранившимся почти полным циклом росписи второй половины XVI в.

Фрески Успенского собора являются отражением амбициозной военной и культурно-цивили-зационной программы, инициированной правящими кругами в середине XVI в. Росписи связаны с графическими темами, которые обсуждались на совете Стоглав в 1551 г., выдающееся историческое значение которого важно не только для России, но и в целом для восточно-православной церкви и истории иконописи.

Композиционное построение фресковых росписей Успенского собора и недостаточность сцен, посвященных описанию жизни и чудес Иисуса, сильный акцент на сотворении мира и жизни Марии, их специфический выбор перекликаются с идеями ислама и отражают сложность политической ситуации XVI-XVII вв.

6. Иконы Успенского собора и Троицкой церкви являются выдающимися образцами иконописи XVI-XVII вв., отличающиеся исключительным качеством, сохранностью и редкостью для территории Северо-Восточной Евразии. Лики, изображенные на иконах, демонстрируют влияние Феофана Грека (1330 - 1415), Андрея Рублева (начало XV в.) и Дионисия (конец XV-начало XVI в.) и являются выдающимися, поскольку отражают не только новые принципы православия, но и влияние западной религиозной тематики, тем самым, показывая культурные и художественные взаимовлияния и разнообразие, что является для этой эпохи уникальным.

7. Сохранившиеся росписи оплечного Деисуса «Николая Чудотворца Можайского», «Дмитрия Солунского» и «Распятия» в Никольской церкви (1655-1556 гг.) Успенского монастыря и композиции Святая Троица с Сергием и Никоном Радонежским в Сергиевской церкви (1604 г.). Троице - Сергиева монастыря (Иоанно-Предтеченский) свидетельствуют о том, что богатое художественное наследие включает не только группу памятников эпохи Ивана Грозного, но и яркие, уникальные произведения мастеров эпохи Бориса Годунова (1598-1605), что крайне важно для понимания процессов развития русской живописи XVI-XVII вв.

8. Культурный слой Свияжска представляет большой интерес как источник объективной информации о состоянии и уровне социальных, религиозно-духовных, научных, технологических достижений середины II тыс. н.э., изменений городской материальной культуры первого православного города в Волго-Уралье XVI - XIX вв. Наличие мощных участков глубиной до 8 м.

обозначаемых в археологии как «влажный культурный слой» и позволяющих сохранить предметы органики (дерево, кожа, шерсть и т.д.).

9. История изучения, консервации и реставрации Успенского собора, их этапность являются ярким свидетельством формирования и развития музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия.

10. На протяжении веков планировка Свияжска сохранялась неизменной. И даже перепланировка начала XIX века сохранила основные опорные пункты прежнего плана -Рождественскую площадь, комплексы монастырей и приходских храмов. Частично сохранились в Свияжске элементы древней планировки. Это Сергиевский спуск, Монастырский, Никольский и Рождественский переулки, набережные рек Свияги и Щуки.

Современный Свияжск представляет собой редкий пример сохранности планировки древнего города, в поздней классицистической планировке которого отчётливо прослеживается новаторское мышление строителей древних российских городов XVI века.

Средневековое поселение, сохранившее форму, размеры, планировку XVI-XIX вв., сочетающую радиально-кольцевую и регулярную структуры, комплексы двух монастырей подчеркивают Выдающуюся универсальную ценность Успенского собора.

11. Уникальной ценностью является «живое наследие», та духовная религиозная жизнь, которая связана с Успенским собором и другими культовыми сооружениями.

Эти, а также другие ценности, которые мы обсудим на этой конференции, могут стать предпосылками для обоснования Выдающейся универсальной ценности и его критериев. Предстоит также ответить на вопрос, насколько Успенский собор и Троицкая церковь увязаны с событиями Гражданской войны, репрессиями и Гулагом.

Завершая, хотелось отметить, что в ближайшее время предстоит осуществить большой объем аналитической и научно-исследовательской работы.

1. Необходимо завершить источниковедческий анализ письменных материалов в увязке этих документов с Успенским собором и Троицкой церковью.

2. Провести несколько рабочих семинаров с участием российских и международных специалистов по конкретным вопросам требующим решения, а также Свияжских конгрессов по общим проблемам историко-культурного и духовного наследия Свияжска.

3. Понимая, что методы конкретных наук не позволяют ответить на целый ряд вопросов, необходимы широкие междисциплинарные исследования как гуманитарных (история, искусствоведение, музеология, культурология) архитектура, духовная и религиозная жизнь, так и естественных наук (радиоуглеродный, дендрология, микробиология и т.д.)

Список источников и литературы

1. Валеев Р. М. Историко-культурное наследие Республики Татарстан. Тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти XX в. - Казань. - 2007. Изд.-во Идел-Пресс.-320 с.

2. Руководство по выполнению Конвенции о Всемирном культурном и природном наследии. Париж: 2005-п.49.

3. Свод письменных источников по истории Свияжского края: - Источники по истории Свияжского Края II полов. XVI в. / Сост. Д.А. Мустафина.- Казань: Центр инновации технологий.-2011.- Вып. 1-368 с.

4. Каппелер А. Россия- многонациональная империя: Возникновение.История.Распад. // Пер.с нем. С. Червонной.-М.: 1996.-23.

5. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве II пол. XVI - XVIII вв.- Казань: Изд. «Фэн».-2002.-228 с.

6. ПСРЛ, т. 13, ч. 1, с.163-175, 208-209

7. ПСРЛ, т. 13, ч.2, с. 466-468, 504-505

8. ПСРЛ, т. 20, ч.2, с.481-483, 521-522

9. ПСРЛ, т. 19, стб. 61-74

10. ИТДМ., с.115-116.

1. Valeev R. M. Istoriko-kul'turnoe nasledie Respubliki Tatarstan. Tendencii razvitija i opyt issledovanija, sohranenija, restavracii i ispol'zovanija v poslednej chetverti XX v. - Kazan'. - 2007. Izd.-vo Idel-Press.-320 s.

2. Rukovodstvo po vypolneniju Konvencii o Vsemirnom kul'turnom i prirodnom nasledii. Parizh: 2005-p.49.

3. Svod pis'mennyh istochnikov po istorii Svijazhskogo kraja: - Istochniki po istorii Svijazhskogo Kraja II polov. XVI v. / Sost. D.A. Mustafina.- Kazan': Centr innovacii tehnologij.- 2011.- Vyp. I.-368 s.

4. Kappeler A. Rossija- mnogonacional'naja imperija: Vozniknovenie.Istorija.Raspad. // Per.s nem. S. Chervonnoj.-M.: 1996.-23.

5. Nogmanov A. Tatary Srednego Povolzh'ja i Priural'ja v rossijskom zakonodatel'stve II pol. XVI -XVIII vv.- Kazan': Izd. «Fjen».-2002.-228 s.

6. PSRL, t.13, ch.1, s.163-175, 208-209

7. PSRL, t.13, ch.2, s. 466-468, 504-505

8. PSRL, t. 20, ch.2, s.481-483, 521-522

9. PSRL, t. 19, stb. 61-74

10. ITDM., s. 115-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.