Научная статья на тему 'Выдающийся философ и основатель якутского государственного университета'

Выдающийся философ и основатель якутского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
504
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся философ и основатель якутского государственного университета»

ЮБИЛЕИ

К.Д. Дьячковский

ВЫДАЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ И ОСНОВАТЕЛЬ

якутского государственного университета

и

знедеятельность профессора Авксентия Его-овича Мординова (23.02.10-01.11.93) представляет большой интерес не только с точки зрения разработки фундаментальных проблем общественного развития, культуры и языка, но и с точки зрения интеллектуальной, культурфилософской атмосферы ХХ-го столетия. Поэтому для последовательного раскрытия жизнедеятельности таких людей, как Авксентий Егорович, целесообразен философско-культурологический подход, учитывающий особенности общественной жизни этого столетия - столетия крупных революционных событий, крутых социально-экономических, политико-правовых, культурно-духовных и других перемен, что, безусловно, играло огромную роль в формировании и развитии общественного сознания, самосознания и самопознания людей того времени. Поистине: общественное бытие

ДЬЯЧКОВСКИЙ Ким Дмитриевич ФЯФиК ЯГУ.

E-mail: [email protected]

к.филос.н., доцент

определяет общественное сознание, сознание отдельных личностей. Жизнь Авксентия Егоровича проходила в идейно-просветительской среде многих выдающихся людей своего времени (А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, М.К. Аммосова, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева и др.), оставивших неизгладимый след в формировании его мировоззрения, интеллектуального богатства, философской культуры, духовно-нравственных качеств, в его становлении как Личности. Он, как эти прославленные сыны народа саха, оставил богатейшее идейно-теоретическое, культурфилософское, социокультурное наследие. Вот почему философские, социокультурные идеи Авксентия Егоровича представляют реальный научный интерес не только для специалистов-философов, но и приобретают актуальность для этнологов, историков культуры, культурологов, интересующихся теорией наций и национальных отношений, историей становления и развития национальной культуры; филологов, стремящихся к возрождению и развитии родного языка; переводчиков (переводы трудов основоположников марксизма-ленинизма, произведений Чехова, Короленко, Шолохова и др., учебников истории, географии, некоторых философских понятий и терминов); журналистов (был редактором газеты «Кыым», книги «Три якутских реалиста-просветителя» Г.П. Башарина, опубликовал многочисленные статьи, заметки, воспоминания в периодической печати). Многие работы его были ориентированы на анализ и обобщение социально-экономической, социально-политической обстановки в стране и республике, истоков духовной культуры социалистического общества и всесторонне развитой личности. Эти смысловые узлы работ показывают его глубокое сродство с общественной жизнью и культурой родного народа, его подлинный патриотизм. Он все силы и знания отдавал делу процветания Отечества, делу возрождения и развития своей республики, хотя бы на языке построения, укрепления и развития социалистической действительности, на языке коммунистического завтра. Отметим аксиологичность и перспективность некоторых идей, проблем, разработанных Авксентием Егоровичем: о социокультурном развитии общества и личности; о защите Отечества; о дружбе народов; об обретении народом подлинной свободы и независимости; о диалектике сближения и слияния наций; о возрождении и развитии

национальной культуры и языка; о защите чести, достоинства и прав человека; об охране природы; о борьбе с алкоголизмом; о воспитании всесторонне развитого человека - патриота-интернационалиста; о значении физического труда и умственной работы; о самообразовании и самовоспитании и многие другие, которые актуальны и сейчас, имеют будущность.

Одним из замечательных достоинств его философских размышлений является обоснование наличия у якутов собственной самобытной философии: от донаучных воззрений до современной философии («Саха-ларга философскай санаа у®скээЬинэ / Зарождение философской мысли у якутов. «Хотугу сулус». - 1982. -№№ 7, 8, 11). Следует подчеркнуть, что формирование и развитие философских взглядов Авксентия Егоровича было бы невозможно без опоры на эту самобытную народную философию. Сам он также способствовал развитию самобытности в современной философии Якутии. Говоря об этом, с сожалением отметим, что до сих пор нет фундаментальных работ по истории философии народов Сибири, в их числе и народов Якутии.

Пристальное внимание в течение всей своей деятельности Авксентий Егорович уделял проблемам развития культуры и языка (монография «О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры» (М.: Госполитиздат, 1959. - 288 с.). Книга эта без преувеличения явилась событием в общественно-политической, социокультурной, духовной жизни не только нашей республики, но и всего Советского Союза. Она тем и привлекательна, что в ней глубоко и всесторонне исследуются теоретические, культурфилософские проблемы развития советской культуры, широко освещается творческая деятельность многих выдающихся представителей национальной культуры разных народов. Тем самым она является своеобразным философско-культурологическим памятником культурных ценностей и достижений народов, осуществивших социалистические преобразования, что, безусловно, оставило неизгладимый след в их истории.

Актуальна и уникальна статья «Норуот кэскилин ыч-чаты иитии, уврэтии быЬаарар» (национальнай оскуо-ла концепциятын туЬунан бэлиэтээЬиннэр) («Чолбон». - 1992. - № 7). Это, по существу, программа, где ставятся методологические, методические и культурологические проблемы принципиального значения. Можно ее принять как программу социокультурного, духовнонравственного учения и, наконец, как программу реформирования, модернизации (о чем так много говорится сейчас) всего образовательно-воспитательного процесса. Авксентий Егорович был замечательным педагогом, как говорится, Преподавателем от Бога. Студенты и все те, кто хоть раз слушал лекции, беседы уважаемого профессора оставались довольны: «Именитый философ, а говорит понятно, доходчиво и ясно излагает сложнейшие проблемы общественной жизни, науки и культуры», - не раз давали такие восторженные отзывы благодарные слуша-

тели. Различные специалисты, труженики многих городов и сел, рабочие и колхозники, представители разных отраслей народного хозяйства, интеллигенции успевали почувствовать притягательную силу его мысли через живое, близкое общение. В числе таких счастливчиков не раз оказывались и мы, преподаватели и сотрудники ЯГУ, одним из основателей и первым ректором которого был Авксентий Егорович.

О работах, научных трудах Авксентия Егоровича можно было бы писать очень много. Но, я полагаю, что сказанного выше вполне хватит для самой высокой оценки и характеристики его работ. Многие работы - это результат кропотливого, скрупулезного, неустанного труда, увлеченной и интенсивной философско-академической, философско-педагогической, философско-публицистической, философско-культурологической деятельности.

Глубокие знания, высокий профессионализм, широкая эрудиция, концептуальные подходы придавали этой деятельности содержательную цельность, академическую целостность, принципиальную соотнесенность с реалиями общественного, социокультурного развития своего времени.

Философское наследие Авксентия Егоровича - это и есть то новое, особое, уникальное, что внес он в философию вообще, в философию саха, в частности. А.Е. Мор-динов внес огромный вклад в национальную философию и национальную культуру народа саха, хотя подлинная философия (культура) никогда не замыкается в национальные рамки. Она всегда интернациональна, международна. Это фундаментальное положение марксизма-ленинизма не раз подчеркивал Авксентий Егорович. Он мог бы сделать еще очень многое, если бы не удручающая и ужасающая обстановка вокруг него и других выдающихся деятелей общественной жизни и культуры народа саха, устроенная недалекими карьеристами-злопыхателями. Была долгая необъективная критика, я бы даже сказал, - травля, ведь в первую очередь он выступал в защиту светлых идей основоположников, просветителей и пропагандистов национальной культуры и языка. Как говорится, сам Бог знает, сколько времени и сил, нервов и энергии, здоровья было потрачено на борьбу с тупым невежеством, наукоподобной подлостью. Авксентий Егорович стойко и мужественно, как истинная фигура научной мысли, выдержал эти злостные нападки и шельмования, продолжал работать продуктивно и целеустремленно. Всегда говорил о необходимости учиться не только научно мыслить, но и уметь жить научно, что задача эта неимоверно сложна и ответственна. Он много рассказывал о своей учебе в Московском историко-философском институте (окончил в 1934 г.), где глубоко и всесторонне изучал, осваивал основные идеи, положения классических трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И. Канта, Л. Фейербаха, Г. Гегеля и других. А.Е. Мординов подчеркивал, что есть много гуманистического, рационального в их трудах, высказывался против

огульного отрицания идей марксизма-ленинизма, против того, что сегодня это учение целиком объявлено оплотом консерватизма, догматизма и интеллектуальной окостенелости. Известно, что, опираясь на труды В.И. Ленина, Авксентий Егорович обосновал положение о сближении и слиянии наций при социализме. Появилось немало исследователей, которые подхватили эту идею, но многие поняли ее односторонне: вначале идет сближение, а потом - слияние. Авксентий Егорович утверждал, что это две неразрывно связанные стороны единого диалектического процесса, что нации будут жить еще очень долго, вплоть до полной победы коммунизма. Справедливость этого положения Авксентия Егоровича подтверждается тем, что сегодня интенсивно идут процессы глобализации, интернационализации, интеграции и др., которые не признают национальные границы, отрицают национальные особенности во всех сферах общественной жизни и культуры народов. Из сказанного можно сделать вывод, что идейно-теоретическое, культурфилософское, социокультурное наследие Авксентия Егоровича есть духовно-интеллектуальное богатство, используя которое можно достичь высокого уровня философствования с

позиций общечеловеческих ценностей и достижений, с позиций конкретного национально-регионального философского дискурса. Говоря об этом, подчеркнем, что без этого богатства якутская действительность, общественное сознание, самосознание и самопознание не были бы полными, ибо его выдающаяся философская фигура выступает как образец служения народу, его светлым идеалам. Авксентия Егоровича знали, признавали, уважали как философа-мыслителя и в СССР, и за рубежом. Этому способствовали его широкая общественная деятельность, выход трудов в центральных изданиях, активное участие в международных, региональных конференциях, симпозиумах, «круглых столах» и др., в работе общества «Знание», чтение лекций не только в улусах республики, но и за ее пределами и т.д.

В заключении подчеркнем, что такова во многом поучительная, духовно богатая, интеллектуально насыщенная жизнедеятельность Заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Государственной премии имени П.А. Ойунского, доктора философских наук, профессора Авксентия Егоровича Мординова - одного из выдающихся деятелей науки и образования Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.