В. Д. Михайлов
К юбилею крупного организатора науки НОВИКОВА АНАТОЛИЯ ГЕОРГИЕВИЧА
В 2012 г. году Анатолий Георгиевич Новиков — известный философ, культуролог, политолог, организатор науки - отмечает свой семидесятилетний юбилей.
Мы познакомились более 30 лет назад, когда были молоды, полны сил и надежд. Мы с моей покойной супругой Тамарой Михайловной приехали из Горно-Алтайска уже кандидатами философских наук, а Анатолий Георгиевич был заместителем самого Авксентия Егоровича Мординова и, как потом узнали, собирался в Ростов-на-Дону на защиту диссертации.
Анатолий Георгиевич родился в селе Октемцы Орджоникидзевского района (ныне Хангаласский улус) в семье педагогов. Учился в Ойской и Покровской школах у замечательных учителей, закончил механико-математический факультет Томского государственного университета, а позже аспирантуру кафедры философии того же вуза. Его становлению как философа способствовали такие авторитетные специалисты, как В. Б. Родос, А. К. Сухотин, В. Н. Сагатовский, а позже в московской докторантуре -Г. И. Рузавин, А. Г. Барабашев, П. В. Алексеев.
В свое время Анатолий Георгиевич руководил работой линейных студенческих строительных отрядов «Марыкчаан», «Интер-Сергелях-79», а затем зонального штаба ССО «Алмаз-81», «Алмаз-82».
По завершении аспирантуры начинается преподавательская деятельность на кафедре философии и научного коммунизма в Якутском государственном университете. Это было в 1976 году.
Через шесть лет в Ростовском госуниверситете успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Категории непрерывного и прерывного и их методологическая роль в научном познании». Его карьера после этого протекала уже на наших глазах. Мы поняли что, Анатолий Георгиевич — человек трудолюбивый, любознательный и целеустремленный. Эти три качества окажутся судьбоносными.
С горбачевско-яковлевской перестройкой началось переосмысление социально-гуманитарных наук. В русле этих процессов в работах А. Г. Новикова получили отражение проблемы реконструкции общественного устройства, развития государственности, преодоления тоталитаризма. В них он выступил с идеями пересмотра позиций в вопросах суверенитета республики, нации, культуры, ментали-
МИХАЙЛОВ В. Д. - профессор кафедры философии СВФУ имени М. К. Аммосова.
тета и т. п. Всё это привело к возникновению своеобразной культурологической и политологической ниши не только в понимании исторической ретроспекции, но и в оценке социальной перспективы.
В этот же период кафедра философии ЯГУ готовит кадры и проводит работу по теоретическому и организационно-методическому обоснованию необходимости открытия кафедры культурологии. Анатолий Георгиевич был готов создать и возглавить ее, но время распорядилось иначе, культурология как учебная и научная дисциплина была заменена преподаванием национальной культуры и искусства на факультете якутской филологии и культуры, где открыли соответствующую кафедру.
В 1993 г. Анатолий Георгиевич получает приглашение возглавить Аналитический центр при Президенте республики Саха (Якутия) и приступает к организации информационного, аналитико-кон-сультационного учреждения. К сожалению, по ряду причин Центр был расформирован в октябре 1996 г. Однако был накоплен солидный опыт. Руководство университета оценило это, и в июле 1998 г. Анатолия Георгиевича избирают заведующим кафедрой политологии ЯГУ. В стратегическом плане это было дальновидным решением, ибо в ситуации, когда народ и власть противостояли друг другу, кафедру политологии должен был возглавить человек, мыслящий широко, философскими категориями модернизации общества.
В январе 1991 г. Анатолий Георгиевич успешно защищает докторскую диссертацию по теме «Возникновение теоретического знания в математике (философско-гносеологический анализ)» в специализированном Совете Киевского государственного университета. Целеустремленность Анатолия Георгиевича увенчалось открытием первого в истории северного вуза специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций по двум философским специальностям в 1992 году.
Начало 1990-х гг. можно назвать звездным в общественной, педагогической и творческой активности Анатолия Георгиевича. Он опубликовал монографии «Философские проблемы возникновения и начального этапа развития математики» (1992), «Н. А. Бердяев - самобытный представитель русской философии» (1994), «О менталитете народа саха» (1995), учебные пособия по философии (1991), логике (1993), философии науки (1995-1996), принципиальную статью «Представления о происхождении и
структуре Вселенной в якутской мифологии и эпосе «Олонхо» (1994).
Об этой статье чуть подробнее. Провозглашенный ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества (25 ноября 2005 г.) якутский эпос олонхо является актом безусловно исторического значения. Якутская духовная культура получила общемировое признание и по заслугам вошла в сокровищницу общечеловеческих культурных достижений. Начинается новый этап углубленного изучения олонхо. За 10 лет до этого А. Г. Новиков определил, что якутское олонхо по своей архаичности, мифологической насыщенности, сюжето-построению и тематическим мотивам относится к самому древнему ряду эпических сказаний. В олонхо он обнаружил много понятий субстанционального характера как красота, добро, мудрость, воля, действие и другие. Не случайно известный исследователь олонхо профессор К. Д. Уткин в своей монографии «Предфилософия олонхо» (2009) высоко ценит мнение Анатолия Георгиевича о том, что «якутский героический эпос очень философичен» и воспользовался им как методологическим ориентиром.
Впечатляет способность А. Г. Новикова консолидировать ученых разных специальностей, мировоззренческих толков, высказывающих неоднозначное отношение к вопросам организации науки, защиты диссертаций и т. п. Так, он уже в 1994 году создает Совет по защите докторских диссертаций (Приказ ВАК РФ №395-в от 23.11.94 г.). Здесь уместно вспомнить плодотворность работы Анатолия Георгиевича с Тамарой Михайловной Михайловой, их единомыслие и единодушие. Под их руководством
защитились полтора десятка докторов и несколько десятков кандидатов философских наук.
В новом тысячелетии Анатолий Георгиевич не почивает «на лаврах» и целеустремленно начинает осваивать новый жанр - философское осмысление творчества выдающихся профессоров ЯГУ. Он выпустил три книги: об Иване Михайловиче
Романове (2001), о Георгие Прокопьевиче Башарине (2003) и Иннокентие Егоровиче Томском (2004), участвовал в выпуске книг о коллегах-философах Д. Е. Донском, Д. С. Макарове и А. Е. Мординове. В соавторстве со своим учеником доцентом А. Г. Пудовым издал две монографии: «Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации» (2005) и «Менталитет японцев и техногенная цивилизация» (2008). В них он целенаправленно продолжает разработку особенностей проявления менталитета разных народов.
Я абсолютно убежден, что без его инициативы, целеустремленности, настойчивости в воплощении задуманного не было бы ни диалога ученых самого разного направления, ни диссертационного Совета, ни философского сообщества в республике. Внимательное, уважительное отношение к личности, стремление понять другого, максимальное доверие к нему - характерные черты личности Анатолия Георгиевича. Именно благодаря этим качествам ему удалось объединить людей вокруг себя. Он считает, что каждый индивид есть носитель определенного житейского опыта и мудрости, знаний и навыков, вне зависимости от происхождения, образования и воспитания и потому представляет собой айсберг человеческой культуры.