Научная статья на тему 'Феномен А. Е. Мординова'

Феномен А. Е. Мординова Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
14
0
Поделиться

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Махаров Е.М.

А.Е.Мординов (1910-1999 гг.), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Махаров Е.М.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Феномен А. Е. Мординова»

ФЕНОМЕН А. Е. МОРДИНОВА

Е. М. Махаров,

доктор философских наук, профессор, академик АН РС(Я)

В 2010 г. наша республика широко отметила 100-летие со дня рождения выдающегося представителя интеллигенции России, мыслителя, крупного учёного, организатора науки и высшего образования, первого ректора Якутского государственного университета, человека, внёсшего неоценимый вклад в социально-культурное и духовное развитие народов северного края, профессора Авксентия Егоровича Мординова.

В юбилейный год вышло двухтомное издание его трудов. Совместно с философским обществом РФ в г. Якутске была проведена научно-практическая конференция на тему «Философские проблемы этнонацио-нального развития современного общества». В научно-популярной серии «Философское наследие», созданной кафедрой философии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, изданы книга воспоминаний о А. Е. Мординове и материалы научно-практической конференции. По инициативе Академии наук РС(Я) выпущен компакт-диско жизни и деятельности профессора. Состоялось большое количество радиопередач о юбилее этого известного в республике человека, а также было много публикаций в печати. По распоряжению бывшего президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова в г. Якутске, на территории университета, решено поставить памятник А. Е. Мординову и разбить сквер. Можно сказать, что республика достойно отметила 100-летий юбилей своего замечательного сына.

Основные вехи жизни и деятельности. А. Е. Мор-динов родился 23 февраля 1910 г. в Таттинском улусе Якутской области. Как и многие представители интеллигенции Якутии тех времён, он вышел из семьи бедного якутского крестьянина. Условия жизни были трудными, но благодаря родителям он получил хорошее домашнее воспитание. В детстве А. Е. Мординов помогал родителям по хозяйству, рыбачил и охотился. Так он приобрёл настоящую житейскую мудрость, практические знания и физическую закалку. После окончания Черкёхской семилетней школы А. Е. Мординов учился в Якутском педагогическом техникуме. В 1930 г. он поступил в Московский педагогический институт им. А. С. Бубнова, но с третьего курса перевёлся в Московский институт философии, литературы и истории на философское отделение. Окончил его А. Е. Мординов в 1934 г. В этом же году был создан Якутский педагогический институт, в котором он стал работать сначала преподавателем, а в 1936 г - заведующим кафедрой марксизма-ленинизма.

Важнейшей вехой в жизни А. Е. Мординова явился период его работы учёным секретарём Института языка и культуры при Совете Народных Комиссаров Якутской АССР (1936 - 1938 гг.). Институт был создан в 1935 г. Его директором был выдающийся государственный и общественный деятель нашей республики П. А. Ойун-ский. Таким образом, Авксентий Егорович вместе с

А. Е. Мординов (1910 - 1999 гг.), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

П. А. Ойунским стоял у истоков зарождения науки в нашей республике.

А. Е. Мординов, как выпускник московского вуза, навсегда связал свою научную деятельность с центральными научными учреждениями страны. В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии АН СССР, впоследствии там же прошёл докторантуру и в 1952 г. защитил докторскую диссертацию, став первым доктором философских наук из народа саха.

В 1942 - 1948 гг. А. Е. Мординов работал заместителем директора Педагогического института по научной и учебной работе, одновременно продолжая заведовать кафедрой. В 1956 -1959 гг. он являлся первым ректором

Мать и отец А. Е. Мординова (начало ХХ в.).

Якутского государственного университета, созданного на базе педагогического института.

Авксентий Егорович дважды избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР, был членом его Президиума, членом областного и городского комитетов партии. Родина высоко оценила его деятельность, наградив орденом «Знак почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями, в частности медалью академика С. И. Вавилова. За крупный вклад в науку в 1957 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР, впоследствии он стал лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. П. А. Ойунского. В 1999 г. по ходатайству руководства Якутского государственного университета и Академии наук РС(Я) алмазу весом 73,57 карата, найденному в Якутии, присвоено имя «Профессор Авксентий Мординов».

Выдающийся вклад в науку и образование. А. Е. Мординов известен в нашей стране как крупный учёный, занимавшийся философскими проблемами культуры, теорией

нации и национальных отношений, вопросами патриотического и интернационального воспитания, языка и литературы народов. Им написано более 300 книг, брошюр, статей на русском и якутском языках, а в списке литературы о его жизни и деятельности насчитывается более 200 названий.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В своих научных трудах А. Е. Мординов показывал многонациональный характер культуры народов Советского Союза. Он утверждал, что диалектика взаимодействия культур такова, что в рамках единого культурного пространства каждый народ в многонациональной стране развивает свою культуру и вполне естественно происходит их взаимообогащение. В своей докторской диссертации, которая вышла в Москве отдельной книгой, А. Е. Мординов отразил социально-политические и теоретические предпосылки взаимодействия культур, скрупулёзно проанализировал такие различные составляющие единой культуры, как язык, народное образование, печать, наука, литература, искусство, характер и быт народа, роль интеллигенции в этом процессе. Ему удалось аргументированно опровергнуть различные крайние суждения о бесперспективности политики культивирования национальных языков, традиций, литературы, искусства и т.д. Он утверждал, что на базе взаимодействия культур происходит подлинное сотрудничество во всех областях жизни народов, в частности, в экономической и политической. Многонациональный характер советской культуры стал одним из источников морально-политического единства в обществе, фактором развития науки, литературы и искусства. В вышеупомянутой и в других работах, исследуя особенности и закономерности развития культуры в тех исторических условиях, Авксентий Егорович пришёл к важному выводу о том, что советская культура является плодом взаимодействия, взаимообогащения многих культур, неким их синтезом, поэтому она принадлежит всем народам СССР. Надо сказать, что это не просто декларация и умозрительное заключение, а вывод, полученный на основе скрупулёз-

Комсомольцы Якутского педагогического техникума в 1930 г.

(А. Е. Мординов - в третьем ряду, третий слева).

А. Е. Мординов в кругу семьи летом на родине (конец 60-х годов).

ного анализа непосредственной жизни и быта, разных аспектов реального процесса совместной жизни народов.

Опыт решения социальных проблем в многонациональной и многоконфессиональной стране и их теоретические разработки в прошлом могут пригодиться и в современных условиях. Сегодня перед угрозой серьёзных столкновений цивилизаций люди больше стали беспокоиться и с тревогой говорить о настоятельной необходимости диалога культур и конфессий. В этом смысле, с учётом новых реалий, поставленные и разработанные профессором А. Е. Мординовым проблемы не потеряли своей значимости и в наши дни.

В творчестве Авксентия Егоровича следует выделить теоретические разработки самых дискуссионных вопросов, касающихся определения наций и национальных отношений, которые содержатся во многих его трудах. В частности, его статья «Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР», опубликованная в 1971 г. в журнале «Вопросы философии», вызвала в философской среде острую дискуссию, которая продолжалась на протяжении нескольких лет. В своей статье мыслитель из Якутии дал теоретическое понимание и толкование диалектики сближения и слияния наций. С его точки зрения, единство народов в социально-экономической, политической и идеологической сферах жизни - это и есть их слияние, имеющее, в свою очередь, различные уровни интеграции на разных этапах интернационализации общественной жизни. Что касается процесса сближения, то оно проявляется в области языка и различных формах национальной культуры, в сфере традиций, обычаев, характера и т.д.

Сегодня в многонациональной Российской Федерации особую актуальность приобретают поднятые А. Е. Мординовым вопросы сближения и слияния наций в плане возникновения новых форм сотрудничества и взаимовлияния в экономической, политической, идеологической сферах и их теоретического осмысления. Безусловно, как это подтверждается и сегодняшними истори-

ческими реалиями, наиболее чувствительной сферой в жизни наций остаётся язык. Авксентий Егорович внёс крупный вклад в исследование теории языка, особенно в обоснование значения национального языка, как одного из основных признаков нации. Кроме своего родного языка любая нация осваивает и язык межнационального общения, например, для якутов это русский язык, который для многих стал вторым родным. Важно не противопоставлять их друг другу. Поэтому в его трудах для усвоения иной культуры, общения людей друг с другом постоянно подчёркивалась важность знания и уважительного отношения к языку представителей других народов, что весьма актуально в нынешних условиях, когда миграционные процессы в мире обнажили всю остроту данной проблемы. Ведь прежде всего именно языковой барьер часто оказывается катализатором всяких недоразумений и столкновений представителей этнических групп, которые порой перерастают в серьёзное противостояние между ними.

А. Е. Мординов внёс неоспоримый вклад и в развитие исторической науки в республике. В таких его трудах, как «К вопросу изучения истории народов Якутии» (1936), «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза» (1944), «Прогрессивное значение присоединения Якутии к русскому государству» (1947), «325 лет вместе с великим русским народом» (1957) и других, впервые серьёзно был поставлен вопрос о необходимости создания своей гражданской научной истории, которая должна быть одним из основных предметов преподавания в школах республики. Дело в том, что народы Якутии (якуты, эвенки, эвены и др.) не имели своей истории, написанной на основе научной методологии. Без сомнения, постановка такого вопроса имела большое значение, тем более, что сам А. Е. Мординов тогда работал учёным секретарём Института языка и литературы при СНКЯАССР Кроме того, важно заметить, что своей книгой о вкладе Якутии в победу в Великой Отечественной войне он положил начало новому направлению в исторической науке Якутии.

Во время майских праздников. Слева направо: А. Е. Мординов и народные писатели Н. Е. Мординов и К. Урастыров (70-е годы).

Со своим другом и единомышленником, профессором Г. П. Башариным (80-е годы).

Особое место в творчестве Авксентия Егоровича занимала журналистская и переводческая деятельность. В недавно вышедшей книге, посвященной 100-летию учёного («Имя его в памяти народной», Якутск, 2011), специалисты по филологическим наукам, литераторы, журналисты в своих воспоминаниях отмечают большой вклад А. Е. Мординова в развитие жанра перевода в литературе, в исследование языка народа, языковое воспитание молодёжи. На якутский язык он перевёл многие классические философские труды мыслителей прошлых эпох, литературные произведения русских писателей (Чехова, Короленко, Шолохова и др.). В этом ряду особое место занимает перевод на якутский язык большого романа М. Шолохова «Поднятая целина», который литературоведы расценили как одну из вершин жанра перевода. Примечательно ещё и то, что Авксентий Егорович не только занимался переводом на якутский язык философских и литературных текстов русских учёных и писателей, но и пробовал себя в поэзии. Так, в своё время якутский поэт А. Михайлов восхищался хорошим знанием А. Е. Мординова тонкостей литературного творчества, безупречностью структуры и глубиной мысли его стиха.

А. Е. Мординов вошёл в историю своего народа также как крупный организатор науки и высшего образования в республике. Как было отмечено выше, он вместе с выдающимся государственным и общественным деятелем П. А. Ойунским стоял у истоков создания первого научного учреждения в Якутии. Нетрудно представить, какую большую организаторскую работу надо было провести, чтобы подобрать нужные научные кадры. Он как учёный секретарь Института языка и литературы организовывал экспедиции в различные

районы республики по сбору исторического и фольклорного материала, руководил работой административного, хозяйственного и технического аппарата института. Во время частых командировок П. А. Ойунского в Москву именно Авксентий Егорович оставался временно исполняющим обязанности директора, и значительное количество приказов по институту в те годы было подписано им. Организаторскую работу по развитию науки в республике он продолжал всю свою последующую жизнь, занимая должности заместителя директора по науке и учебной работе педагогического института, ректора университета и бессменного заведующего кафедрой философских дисциплин.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Безусловно, большим событием в жизни республики и всего Северо-Востока страны явилось открытие в 1956 г Якутского государственного университета. В обосновании и продвижении идеи создания университета перед Министерством высшего и среднего специального образования СССР роль А. Е. Мординова неоценима, и вполне заслуженно он был назначен первым ректором университета. То, что он заложил тогда основы в концепции деятельности вуза, в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства республики и кадров для самого университета, в наше время имеет счастливое продолжение в виде только что созданного на базе ЯГУ Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ). СВФУ призван осуществлять подготовку кадров для нужд Севера и тем самым способствовать России занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Оценка вклада А. Е. Мординова в историю народа не будет полной, если не сказать о его государственной и общественной деятельности, журналистской и пропагандистской работе. Авксентий Егорович избирался в Верховный совет ЯАССР, являлся членом Советского

Братья Мординовы (1980-е годы). Слева направо: Т. Е. Мординов - участник Великой Отечественной войны, А. Е. Мординов, Н. Е. Мординов - народный писатель Якутии.

А. Е. Мординов с народными писателями Якутии и М. Е. Николаевым (90-е годы). Справа налево (в первом ряду): С. Омоллон, А. Е. Мординов, С. Тарасов, Н. Мординов и М. Е. Николаев.

комитета стран Азии и Африки, Правления Всесоюзного общества «Знание», т.е. он принимал активное участие в решении многих судьбоносных вопросов в жизни республики и страны. В 1957 г. он возглавлял делегацию работников советских вузов по обмену опытом в КНДР Как талантливого лектора Авксентия Егоровича наградили медалью имени академика С. И. Вавилова. За всю историю республики такой награды удостаивались только двое якутян: А. Е. Мординов и академик Герой Социалистического Труда Н. В. Черский. К сожалению, многогранная государственная и общественная деятельность А. Е. Мординова до конца ещё не исследована.

В истории нашего народа трудно найти вторую фигуру именно с таким широчайшим диапазоном деятельности. Он был не только крупным учёным, талантливым организатором науки и высшего образования, государственным и общественным деятелем, но и настоящим мыслителем.

Во все времена у каждого народа были свои мыслители. Великий китайский народ помнит и чтит память Лао-цзы и Конфуция; индийский народ - Ганди; греческий - Сократа, Платона, Аристотеля; среднеазиатские народы - Бируни, Фараби, Авиценну; немецкий народ -Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса; русский народ - Толстого, Достоевского, Чернышевского, Ульянова, Соловьёва, Бердяева и др. Естественно, что влияние каждого из них для своего времени было разным, но для своего народа они оставались настоящими мыслителями. Можно сказать, что А. Е. Мординов в историю народа саха вошёл как его истинный мыслитель. Причин для такого высокого признания, которого удостаивается не каждая крупная личность, несколько.

Во-первых, А. Е. Мординов по широте охвата актуальных проблем, разнообразия его деятельности и их влияния действительно уникален: здесь и разработка сложных философских проблем, исторические и филологические исследования, плодотворная переводческая и журналистская работа, государственная, педагогическая и общественная деятельность.

Во-вторых, он был выразителем коренных интересов своего народа, т.е. не отдельных его групп людей или отдельных прослоек, а всего общества. Его интересовали буквально все проблемы жизни своего народа: наука, образование, сельское хозяйство, строительство, воспитание, язык, фольклор и т.д. Сам Авксентий Егорович выразил это весьма поэтическим образом: «мин Yкэр так-арам - мин сахам аймака» («мой бог-это мой народ»).

В-третьих, мыслитель - это тот человек, у которого огромный личный авторитет и влияние на общество. А. Е. Мординова называли «духовным лидером нации», «символом народа», «негласным лидером интеллигенции». Его всегда ставили в пример, прислушивались к его мнению по тому или иному сложному вопросу. Его персонально приглашали с докладами на крупные форумы и конференции. Как основатель якутской философской школы он пользовался непререкаемым авторитетом среди творческой интеллигенции республики.

И, наконец, в-четвёртых, мыслитель - это тот, кто выдвигает глубокие идеи, которые остаются актуальными на долгие годы. Идеи А. Е. Мординова по национальному вопросу, интернациональному и патриотическому воспитанию, о роли языка и другие остаются исключительно актуальными и в наше время. Поистине пророческими оказались его слова, высказанные ещё в 1944 г. в книге «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза»: «Впервые в истории Крайнего Севера якуты преодолели гигантские трудности, не только не вымерли, но, развивались дальше,... ими положено начало освоения Арктики и Северного полюса. Всё это не может не считаться величайшей заслугой нашего народа перед всем человечеством». Эти слова приобретают особое звучание сегодня, в условиях значительного роста понимания роли Арктики и Севера в целом, не только для людей, которые населяют этот край, и не только для России, но и для всего человечества.

Он исключительно высоко оценивал роль фольклора в духовной культуре любого народа. В частности, о героическом народном эпосе «Олонхо» Авксентий Егорович писал следующее: «В этом великом произведении отразился мощный талант нашего народа... «Олонхо» является крупнейшим вкладом якутского народа в общую сокровищницу духовной культуры человечества» (А. Е. Мординов. Избранные труды, Якутск, 2009, т. I, с. 65-66). Это суждение А. Е. Мординова оказалось пророческим: в 2005 г. ЮНЕСКО объявила Олонхо Шедевром всемирного устного и нематериального наследия человечества.

Всё сказанное выше даёт нам полное основание говорить о А. Е. Мординове как об истинном мыслителе народа саха.