Научная статья на тему 'Феномен А. Е. Мординова'

Феномен А. Е. Мординова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
460
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махаров Е. М.

А.Е.Мординов (1910-1999 гг.), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен А. Е. Мординова»

ФЕНОМЕН А. Е. МОРДИНОВА

Е. М. Махаров,

доктор философских наук, профессор, академик АН РС(Я)

В 2010 г. наша республика широко отметила 100-летие со дня рождения выдающегося представителя интеллигенции России, мыслителя, крупного учёного, организатора науки и высшего образования, первого ректора Якутского государственного университета, человека, внёсшего неоценимый вклад в социально-культурное и духовное развитие народов северного края, профессора Авксентия Егоровича Мординова.

В юбилейный год вышло двухтомное издание его трудов. Совместно с философским обществом РФ в г. Якутске была проведена научно-практическая конференция на тему «Философские проблемы этнонацио-нального развития современного общества». В научно-популярной серии «Философское наследие», созданной кафедрой философии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, изданы книга воспоминаний о А. Е. Мординове и материалы научно-практической конференции. По инициативе Академии наук РС(Я) выпущен компакт-диско жизни и деятельности профессора. Состоялось большое количество радиопередач о юбилее этого известного в республике человека, а также было много публикаций в печати. По распоряжению бывшего президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова в г. Якутске, на территории университета, решено поставить памятник А. Е. Мординову и разбить сквер. Можно сказать, что республика достойно отметила 100-летий юбилей своего замечательного сына.

Основные вехи жизни и деятельности. А. Е. Мор-динов родился 23 февраля 1910 г. в Таттинском улусе Якутской области. Как и многие представители интеллигенции Якутии тех времён, он вышел из семьи бедного якутского крестьянина. Условия жизни были трудными, но благодаря родителям он получил хорошее домашнее воспитание. В детстве А. Е. Мординов помогал родителям по хозяйству, рыбачил и охотился. Так он приобрёл настоящую житейскую мудрость, практические знания и физическую закалку. После окончания Черкёхской семилетней школы А. Е. Мординов учился в Якутском педагогическом техникуме. В 1930 г. он поступил в Московский педагогический институт им. А. С. Бубнова, но с третьего курса перевёлся в Московский институт философии, литературы и истории на философское отделение. Окончил его А. Е. Мординов в 1934 г. В этом же году был создан Якутский педагогический институт, в котором он стал работать сначала преподавателем, а в 1936 г - заведующим кафедрой марксизма-ленинизма.

Важнейшей вехой в жизни А. Е. Мординова явился период его работы учёным секретарём Института языка и культуры при Совете Народных Комиссаров Якутской АССР (1936 - 1938 гг.). Институт был создан в 1935 г. Его директором был выдающийся государственный и общественный деятель нашей республики П. А. Ойун-ский. Таким образом, Авксентий Егорович вместе с

А. Е. Мординов (1910 - 1999 гг.), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

П. А. Ойунским стоял у истоков зарождения науки в нашей республике.

А. Е. Мординов, как выпускник московского вуза, навсегда связал свою научную деятельность с центральными научными учреждениями страны. В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии АН СССР, впоследствии там же прошёл докторантуру и в 1952 г. защитил докторскую диссертацию, став первым доктором философских наук из народа саха.

В 1942 - 1948 гг. А. Е. Мординов работал заместителем директора Педагогического института по научной и учебной работе, одновременно продолжая заведовать кафедрой. В 1956 -1959 гг. он являлся первым ректором

Мать и отец А. Е. Мординова (начало ХХ в.).

Якутского государственного университета, созданного на базе педагогического института.

Авксентий Егорович дважды избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР, был членом его Президиума, членом областного и городского комитетов партии. Родина высоко оценила его деятельность, наградив орденом «Знак почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями, в частности медалью академика С. И. Вавилова. За крупный вклад в науку в 1957 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР, впоследствии он стал лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. П. А. Ойунского. В 1999 г. по ходатайству руководства Якутского государственного университета и Академии наук РС(Я) алмазу весом 73,57 карата, найденному в Якутии, присвоено имя «Профессор Авксентий Мординов».

Выдающийся вклад в науку и образование. А. Е. Мординов известен в нашей стране как крупный учёный, занимавшийся философскими проблемами культуры, теорией

нации и национальных отношений, вопросами патриотического и интернационального воспитания, языка и литературы народов. Им написано более 300 книг, брошюр, статей на русском и якутском языках, а в списке литературы о его жизни и деятельности насчитывается более 200 названий.

В своих научных трудах А. Е. Мординов показывал многонациональный характер культуры народов Советского Союза. Он утверждал, что диалектика взаимодействия культур такова, что в рамках единого культурного пространства каждый народ в многонациональной стране развивает свою культуру и вполне естественно происходит их взаимообогащение. В своей докторской диссертации, которая вышла в Москве отдельной книгой, А. Е. Мординов отразил социально-политические и теоретические предпосылки взаимодействия культур, скрупулёзно проанализировал такие различные составляющие единой культуры, как язык, народное образование, печать, наука, литература, искусство, характер и быт народа, роль интеллигенции в этом процессе. Ему удалось аргументированно опровергнуть различные крайние суждения о бесперспективности политики культивирования национальных языков, традиций, литературы, искусства и т.д. Он утверждал, что на базе взаимодействия культур происходит подлинное сотрудничество во всех областях жизни народов, в частности, в экономической и политической. Многонациональный характер советской культуры стал одним из источников морально-политического единства в обществе, фактором развития науки, литературы и искусства. В вышеупомянутой и в других работах, исследуя особенности и закономерности развития культуры в тех исторических условиях, Авксентий Егорович пришёл к важному выводу о том, что советская культура является плодом взаимодействия, взаимообогащения многих культур, неким их синтезом, поэтому она принадлежит всем народам СССР. Надо сказать, что это не просто декларация и умозрительное заключение, а вывод, полученный на основе скрупулёз-

Комсомольцы Якутского педагогического техникума в 1930 г.

(А. Е. Мординов - в третьем ряду, третий слева).

А. Е. Мординов в кругу семьи летом на родине (конец 60-х годов).

ного анализа непосредственной жизни и быта, разных аспектов реального процесса совместной жизни народов.

Опыт решения социальных проблем в многонациональной и многоконфессиональной стране и их теоретические разработки в прошлом могут пригодиться и в современных условиях. Сегодня перед угрозой серьёзных столкновений цивилизаций люди больше стали беспокоиться и с тревогой говорить о настоятельной необходимости диалога культур и конфессий. В этом смысле, с учётом новых реалий, поставленные и разработанные профессором А. Е. Мординовым проблемы не потеряли своей значимости и в наши дни.

В творчестве Авксентия Егоровича следует выделить теоретические разработки самых дискуссионных вопросов, касающихся определения наций и национальных отношений, которые содержатся во многих его трудах. В частности, его статья «Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР», опубликованная в 1971 г. в журнале «Вопросы философии», вызвала в философской среде острую дискуссию, которая продолжалась на протяжении нескольких лет. В своей статье мыслитель из Якутии дал теоретическое понимание и толкование диалектики сближения и слияния наций. С его точки зрения, единство народов в социально-экономической, политической и идеологической сферах жизни - это и есть их слияние, имеющее, в свою очередь, различные уровни интеграции на разных этапах интернационализации общественной жизни. Что касается процесса сближения, то оно проявляется в области языка и различных формах национальной культуры, в сфере традиций, обычаев, характера и т.д.

Сегодня в многонациональной Российской Федерации особую актуальность приобретают поднятые А. Е. Мординовым вопросы сближения и слияния наций в плане возникновения новых форм сотрудничества и взаимовлияния в экономической, политической, идеологической сферах и их теоретического осмысления. Безусловно, как это подтверждается и сегодняшними истори-

ческими реалиями, наиболее чувствительной сферой в жизни наций остаётся язык. Авксентий Егорович внёс крупный вклад в исследование теории языка, особенно в обоснование значения национального языка, как одного из основных признаков нации. Кроме своего родного языка любая нация осваивает и язык межнационального общения, например, для якутов это русский язык, который для многих стал вторым родным. Важно не противопоставлять их друг другу. Поэтому в его трудах для усвоения иной культуры, общения людей друг с другом постоянно подчёркивалась важность знания и уважительного отношения к языку представителей других народов, что весьма актуально в нынешних условиях, когда миграционные процессы в мире обнажили всю остроту данной проблемы. Ведь прежде всего именно языковой барьер часто оказывается катализатором всяких недоразумений и столкновений представителей этнических групп, которые порой перерастают в серьёзное противостояние между ними.

А. Е. Мординов внёс неоспоримый вклад и в развитие исторической науки в республике. В таких его трудах, как «К вопросу изучения истории народов Якутии» (1936), «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза» (1944), «Прогрессивное значение присоединения Якутии к русскому государству» (1947), «325 лет вместе с великим русским народом» (1957) и других, впервые серьёзно был поставлен вопрос о необходимости создания своей гражданской научной истории, которая должна быть одним из основных предметов преподавания в школах республики. Дело в том, что народы Якутии (якуты, эвенки, эвены и др.) не имели своей истории, написанной на основе научной методологии. Без сомнения, постановка такого вопроса имела большое значение, тем более, что сам А. Е. Мординов тогда работал учёным секретарём Института языка и литературы при СНКЯАССР Кроме того, важно заметить, что своей книгой о вкладе Якутии в победу в Великой Отечественной войне он положил начало новому направлению в исторической науке Якутии.

Во время майских праздников. Слева направо: А. Е. Мординов и народные писатели Н. Е. Мординов и К. Урастыров (70-е годы).

Со своим другом и единомышленником, профессором Г. П. Башариным (80-е годы).

Особое место в творчестве Авксентия Егоровича занимала журналистская и переводческая деятельность. В недавно вышедшей книге, посвященной 100-летию учёного («Имя его в памяти народной», Якутск, 2011), специалисты по филологическим наукам, литераторы, журналисты в своих воспоминаниях отмечают большой вклад А. Е. Мординова в развитие жанра перевода в литературе, в исследование языка народа, языковое воспитание молодёжи. На якутский язык он перевёл многие классические философские труды мыслителей прошлых эпох, литературные произведения русских писателей (Чехова, Короленко, Шолохова и др.). В этом ряду особое место занимает перевод на якутский язык большого романа М. Шолохова «Поднятая целина», который литературоведы расценили как одну из вершин жанра перевода. Примечательно ещё и то, что Авксентий Егорович не только занимался переводом на якутский язык философских и литературных текстов русских учёных и писателей, но и пробовал себя в поэзии. Так, в своё время якутский поэт А. Михайлов восхищался хорошим знанием А. Е. Мординова тонкостей литературного творчества, безупречностью структуры и глубиной мысли его стиха.

А. Е. Мординов вошёл в историю своего народа также как крупный организатор науки и высшего образования в республике. Как было отмечено выше, он вместе с выдающимся государственным и общественным деятелем П. А. Ойунским стоял у истоков создания первого научного учреждения в Якутии. Нетрудно представить, какую большую организаторскую работу надо было провести, чтобы подобрать нужные научные кадры. Он как учёный секретарь Института языка и литературы организовывал экспедиции в различные

районы республики по сбору исторического и фольклорного материала, руководил работой административного, хозяйственного и технического аппарата института. Во время частых командировок П. А. Ойунского в Москву именно Авксентий Егорович оставался временно исполняющим обязанности директора, и значительное количество приказов по институту в те годы было подписано им. Организаторскую работу по развитию науки в республике он продолжал всю свою последующую жизнь, занимая должности заместителя директора по науке и учебной работе педагогического института, ректора университета и бессменного заведующего кафедрой философских дисциплин.

Безусловно, большим событием в жизни республики и всего Северо-Востока страны явилось открытие в 1956 г Якутского государственного университета. В обосновании и продвижении идеи создания университета перед Министерством высшего и среднего специального образования СССР роль А. Е. Мординова неоценима, и вполне заслуженно он был назначен первым ректором университета. То, что он заложил тогда основы в концепции деятельности вуза, в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства республики и кадров для самого университета, в наше время имеет счастливое продолжение в виде только что созданного на базе ЯГУ Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ). СВФУ призван осуществлять подготовку кадров для нужд Севера и тем самым способствовать России занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Оценка вклада А. Е. Мординова в историю народа не будет полной, если не сказать о его государственной и общественной деятельности, журналистской и пропагандистской работе. Авксентий Егорович избирался в Верховный совет ЯАССР, являлся членом Советского

Братья Мординовы (1980-е годы). Слева направо: Т. Е. Мординов - участник Великой Отечественной войны, А. Е. Мординов, Н. Е. Мординов - народный писатель Якутии.

А. Е. Мординов с народными писателями Якутии и М. Е. Николаевым (90-е годы). Справа налево (в первом ряду): С. Омоллон, А. Е. Мординов, С. Тарасов, Н. Мординов и М. Е. Николаев.

комитета стран Азии и Африки, Правления Всесоюзного общества «Знание», т.е. он принимал активное участие в решении многих судьбоносных вопросов в жизни республики и страны. В 1957 г. он возглавлял делегацию работников советских вузов по обмену опытом в КНДР Как талантливого лектора Авксентия Егоровича наградили медалью имени академика С. И. Вавилова. За всю историю республики такой награды удостаивались только двое якутян: А. Е. Мординов и академик Герой Социалистического Труда Н. В. Черский. К сожалению, многогранная государственная и общественная деятельность А. Е. Мординова до конца ещё не исследована.

В истории нашего народа трудно найти вторую фигуру именно с таким широчайшим диапазоном деятельности. Он был не только крупным учёным, талантливым организатором науки и высшего образования, государственным и общественным деятелем, но и настоящим мыслителем.

Во все времена у каждого народа были свои мыслители. Великий китайский народ помнит и чтит память Лао-цзы и Конфуция; индийский народ - Ганди; греческий - Сократа, Платона, Аристотеля; среднеазиатские народы - Бируни, Фараби, Авиценну; немецкий народ -Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса; русский народ - Толстого, Достоевского, Чернышевского, Ульянова, Соловьёва, Бердяева и др. Естественно, что влияние каждого из них для своего времени было разным, но для своего народа они оставались настоящими мыслителями. Можно сказать, что А. Е. Мординов в историю народа саха вошёл как его истинный мыслитель. Причин для такого высокого признания, которого удостаивается не каждая крупная личность, несколько.

Во-первых, А. Е. Мординов по широте охвата актуальных проблем, разнообразия его деятельности и их влияния действительно уникален: здесь и разработка сложных философских проблем, исторические и филологические исследования, плодотворная переводческая и журналистская работа, государственная, педагогическая и общественная деятельность.

Во-вторых, он был выразителем коренных интересов своего народа, т.е. не отдельных его групп людей или отдельных прослоек, а всего общества. Его интересовали буквально все проблемы жизни своего народа: наука, образование, сельское хозяйство, строительство, воспитание, язык, фольклор и т.д. Сам Авксентий Егорович выразил это весьма поэтическим образом: «мин Yкэр так-арам - мин сахам аймака» («мой бог-это мой народ»).

В-третьих, мыслитель - это тот человек, у которого огромный личный авторитет и влияние на общество. А. Е. Мординова называли «духовным лидером нации», «символом народа», «негласным лидером интеллигенции». Его всегда ставили в пример, прислушивались к его мнению по тому или иному сложному вопросу. Его персонально приглашали с докладами на крупные форумы и конференции. Как основатель якутской философской школы он пользовался непререкаемым авторитетом среди творческой интеллигенции республики.

И, наконец, в-четвёртых, мыслитель - это тот, кто выдвигает глубокие идеи, которые остаются актуальными на долгие годы. Идеи А. Е. Мординова по национальному вопросу, интернациональному и патриотическому воспитанию, о роли языка и другие остаются исключительно актуальными и в наше время. Поистине пророческими оказались его слова, высказанные ещё в 1944 г. в книге «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза»: «Впервые в истории Крайнего Севера якуты преодолели гигантские трудности, не только не вымерли, но, развивались дальше,... ими положено начало освоения Арктики и Северного полюса. Всё это не может не считаться величайшей заслугой нашего народа перед всем человечеством». Эти слова приобретают особое звучание сегодня, в условиях значительного роста понимания роли Арктики и Севера в целом, не только для людей, которые населяют этот край, и не только для России, но и для всего человечества.

Он исключительно высоко оценивал роль фольклора в духовной культуре любого народа. В частности, о героическом народном эпосе «Олонхо» Авксентий Егорович писал следующее: «В этом великом произведении отразился мощный талант нашего народа... «Олонхо» является крупнейшим вкладом якутского народа в общую сокровищницу духовной культуры человечества» (А. Е. Мординов. Избранные труды, Якутск, 2009, т. I, с. 65-66). Это суждение А. Е. Мординова оказалось пророческим: в 2005 г. ЮНЕСКО объявила Олонхо Шедевром всемирного устного и нематериального наследия человечества.

Всё сказанное выше даёт нам полное основание говорить о А. Е. Мординове как об истинном мыслителе народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.