Морозов B.B. 1995. Фаунистические находки на западном макросклоне Полярного Урала //Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири: информационные материалы. Екатеринбург: 56-59. Морозов В.В. 2002. Новые фаунистические находки на востоке Большеземельской тундры и Полярном Урале //Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 60-63. Морозов Н.С. 1992. Методология и методы учёта в исследованиях структуры сообществ птиц: некоторые критические соображения //Успехи соврем, биол. 112, 1: 139-153.
Портенко JI.A. 1937. Фауна птиц внеполярной части Северного Урала. M.; JL: 1-254. Рябицев В.К. 1993. Территориальные отношения и динамика сообществ птиц
в Субарктике. Екатеринбург: 1-296. Успенский С.М. 1965. Птицы востока Большеземельской тундры, Югорского полуострова и острова Вайгач //Экология позвоночных животных Крайнего Севера. Свердловск: 65-102.
Шухов И.Н. 1915. Птицы Обдорского ъфшЦЕжегодн. Зоол. музея Рос. АН20: 167-237.
Ю OS
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 223: 565-568
Выбрасывание птенцов из гнёзд взрослыми птицами
В.В.Строков
Второе издание. Первая публикация в 1968*
Широко известно явление гибели птенцов у многих видов птиц в период выкармливания (Мальчевский 1959; Строков 1959). У хищных птиц при недостатке пищи взрослые скармливают младшего птенца старшим. Мы отмечали это явление у сороки Pica pica (Строков 1956). У многих видов птиц взрослые выбрасывают из гнезда мёртвых птенцов. Не раз отмечалось перемещение части птенцов к стенкам гнездовья или выпадение их наружу через леток либо край гнезда.
По нашим наблюдениям, все "выпавшие" птенцы обычно бывают недоразвитыми по сравнению с другими членами выводка, причём разница в величине, весе и степени развития оперения бывает довольно значительная. Как известно, наиболее развитые птенцы, более крупные и сильные, всегда оказываются сверху остальных и их туловища в гнезде располагаются так, что маленькие птенцы закрываются телами крупных (Creutz 1955). Следовательно, без какого-либо вмешательства извне более слабый птенец выпасть из гнезда не может. Так же трудно предположить, чтобы птенцы без посторонней помощи выпадали из дупел и искусственных гнедовий. Обычно птенец, если он не достиг того возраста, при котором выводок покидает гнездо, не может подтянуться до летка и выпасть через него наружу. Между тем довольно часто находят выпавших скворчат Sturnus vulgaris, си-
* Строков В.В. 1968. Выбрасывание птенцов из гнёзд взрослыми птицами //Зоол. журн. 41, 6: 951-952.
ничат Parus major, птенцов мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca, стрижей Apus apus, воробьёв Passer domesticus и P. montanus. У птиц-норников также отмечено "выпадение" птенцов из гнёзд, например, у береговых ласточек Riparia riparia (Павлова 1962). Каким же образом слабый, еле двигающийся птенец преодолевает расстояние от гнездовой камеры до входного отверстия гнездового хода, который, по А.Г.Банникову (1954), всегда не менее 60 см? В этом отношении ещё более показательны примеры "выпадения" птенцов у видов, гнездящихся на поверхности почвы. Так, у овсянок, коньков, пеночек мы не раз находили птенцов рядом с гнездом или далеко в стороне.
В течение систематических наблюдений в лесах Малоярославецкого лесхоза Калужской обл. в 1954 и 1955 годах, в Подмосковье в 1959 и 1960 и в Цнинском лесном массиве Тамбовской обл. в 1963, 1964 и 1966 мы ни разу не наблюдали случаев самостоятельного выпадения птенцов из гнёзд, дупел и гнездовий, но 17 раз зарегистрировали явление выбрасывания живых птенцов взрослыми птицами.
В Малоярославецком лесхозе у скворечника с 16-дневными скворчатами вечером обе взрослые птицы с характерным криком тревоги летали около гнездовья, часто заглядывали в леток. Тревога скворцов продолжалась около 0.5 ч и кончилась как-то сразу, после чего мы нашли у дерева почти голого скворчонка, с какой-то белесоватой окраской кожи и едва наклюнувшимися трубочками маховых. Мы положили его обратно в гнездовье через леток, не открывая крышки. Утром мы издали заметили тревожное поведение скворцов у того же самого гнездовья, и опять у комля дерева был обнаружен тот же самый птенец. Второй случай выбрасывания птенца скворцами мы видели в 1966 г. в Цнинском лесу Тамбовской обл. В гнездовье с пятью скворчатами второго выводка, за которыми велись наблюдения с 1-го дня появления их на свет, один птенец начал отставать в росте на 5-е сутки. На 14-е сутки вечером близ скворечника началась тревога взрослых птиц, продолжавшаяся около 20 мин. Один из родителей, зацепившись лапками за край летка, тащил с заметным усилием что-то из полости гнездовья, пятясь наружу; когда туловище этого скворца оказалось полностью наружи, к нему подлетела вторая птица, и общими усилиями они выбросили из гнездовья этого недоразвитого голого птенца.
В выводке большой синицы, гнездившейся в искусственном гнездовье (Подмосковье), на 8-е сутки утром самый маленький птенец, предварительно окольцованный, оказался вне лотка, у стенки гнездовья. Мы его дважды клали в середину выводка, раздвинув птенцов, но через некоторое время он опять оказывался вне лотка, а затем был выкинут самцом из гнездовья. К вечеру того же дня у стенки гнездовья оказался другой птенец, тоже отставший в росте. Его также положили в лоток, засунув под других птенцов, однако утром его в синичнике не оказалось. Выбрасывание птенца примерно того же возраста мы наблюдали и во втором выводке большой синицы, состоящем из 10 птенцов, причём взрослая птица выкинула его сразу, не отодвигая в сторону.
Гнездо садовой горихвостки Phoenicurus phoenicurus (в Малоярославец-ком лесхозе) помещалось в расщелине у основания двух разошедшихся стволов одного корня сосны на высоте 1.5 м. Одному из семи птенцов, от-
стававшему в росте, почти не доставалось пищи. В конце концов (на 9-е сутки) он стал неактивен и принимал позу выпрашивания пищи не при каждом прилёте взрослых. Самец горихвостки стал задерживаться у гнезда, выражал беспокойство и трогал этого птенца клювом. На другой день повторилось то же самое. После одного из кормлений самец долго сидел у гнезда, затем ухватил птенца за крыло и сбросил его на землю. Во втором гнезде при шести птенцах (выводок был обнаружен на 5-6-й день после вылупливания) ослабевший птенец вёл себя точно так же, и опять был выброшен самцом, без участия самки.
Птицы, гнездящиеся на поверхности почвы (обыкновенная овсянка Emberiza citrinella, лесной конёк Anthus trivialis, пеночка-трещотка Phyllo-scopus sibilatrix), оттаскивают недоразвитых птенцов на 10-20 см от гнезда или же взлетают с ним и бросают вдали от гнезда на лету.
Выбрасывание птенцов взрослыми птицами мы наблюдали также у мухоловки-пеструшки (два случая), заблика Fringilla coelebs (один случай), дроздов — певчего Turdus philomelos и белобровика Т. iliacus (по два случая). А.С.Мальчевский (1959) приводит случай выбрасывания птенца у пеночки-веснички Phylloscopus trochilus, имеются данные по выбрасыванию из гнезда аистят Ciconia ciconia (Спангенберг 1951; Голодушко 1958).
Причину активного выбрасывания птенцов родителями из гнезда мы видим в нарушении отдельными птенцами стереотипа поведения выводка в целом. Позы птенца и приёмы, которыми он выпрашивает корм у родителей и которыми принимает его, специфичны для каждого вида птиц и меняются с возрастом и развитием птенцов.
Изменение стереотипа поведения птенцов, позы приёма пищи, подачи голоса и приёмы кормления их взрослыми птицами с возрастом изменяются синхронно. Нарушение этой синхронности отдельными птенцами вызывает у взрослых птиц ответную реакцию, выражающуюся в изменении их отношения к этим птенцам.
В наших случаях поведение отставших в росте птенцов оставалось на уровне, свойственном раннему времени постэмбрионального развития и уже не отвечающем изменившемуся стереотипу поведения других птенцов выводка и поведению взрослых птиц, выкармливающих выводок. Разница эта увеличивалась буквально по часам. Реакция взрослых птиц на таких птенцов становилась аналогичной реакции на посторонний предмет в гнезде или реакции на мёртвых птенцов. В силу этой реакции взрослые птицы и выбрасывают отклонившихся от стереотипа поведения неподвижных или малоподвижных живых птенцов.
Прекращение кормления ослабевших или отставших в росте и развитии птенцов выводка и выкидывание их из гнезда взрослыми птицами, по нашему мнению, ведут к оздоровлению популяции.
Литература
Банников А.Г. 1954. Материалы к описанию гнездовых колоний береговой ласточки
//Учён. зап. Моск. пед. ин-та 28, 2: 193-201. Голодушко Б.З. 1958. К биологии белого шста//Тр. заповедно-охотн. хоз-ва
Беловежская пуща 1: 110-119. Мальчевский A.C. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц. JL: 1-281.
Павлова Н.Р. 1962. Особенности размножения и питания береговой ласточки
в Окском заповеднике ЦОрнитология 4: 112-131. Спангенберг Е.П. 1951. Отряд голенастые птицы Gressores или Ciconiiformes
//Птицы Советского Союза. М., 2: 350-475. Строков В.В. 1956. Случаи каннибализма у животных (Подборка)//Природа 7: 97. Строков В.В. 1959. Зависимость интенсивности размножения скворца и мухоловки-
пеструшки от площади дна гнездовья //Охрана природы и озеленение 1: 27-29. Creutz G. 1955. Die Sitzordnung junger Singvögel im Nest//Beitr. Vogelkunde 5: 6-16.
Ю GS
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 223: 568-571
К изучению серой вороны Corvus comix в урбанизированном ландшафте
В.А.Андреев
Архангельский областной краеведческий музей,
пл. Ленина, 2, Архангельск, 163061, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 29 марта 2003
По численности серая ворона Corvus comix круглый год занимает ведущее место среди всех птиц города Архангельска и играет важную биогео-ценотическую роль в урбанизированном ландшафте. Высокая экологическая пластичность обеспечивает ей относительное благополучие в постоянно изменяющихся условиях городской среды. Серая ворона является уникальным видом орнитофауны, который можно рассматривать при изучении приспособительных реакций и адаптационных возможностей в условиях антропогенно изменённых экосистем.
Заселение серой вороной урбанизированных ландшафтов началось относительно недавно, всего 100-150 лет назад. Несмотря на такой непродолжительный срок жизни в новых, сильно отличающихся от естественных условиях урбанизированной среды, она стала наиболее многочисленным и процветающим городским видом птиц. Большая часть городской популяции серых ворон живёт в городе практически весь год, оставаясь в нём и на гнездование.
Основными параметрами, характеризующими состояние популяции, являются показатели общей численности и плотности населения, половой и возрастной состав, успешность размножения и др. Поэтому целью исследования было изучение населения серой вороны и её динамики, экологических особенностей гнездовой жизни и приспособительных реакций к условиям урбанизированного ландшафта.
Материалами к данному сообщению явились результаты собственных наблюдений и учётов численности серой вороны в Архангельске. Для сравнения приведены данные других исследователей. Основная часть моих на-