должна оперативно реагировать на все вызовы и проявления актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, а главное - предупреждать их.
Библиографический список
1. Селекторное совещание с руководителями министерств и ведомств по вопросу транспортной безопасности (Москва, 30 марта 2010 г.): выступление В.В. Путина. URL: http:// www.kremlin.ru/ (дата обращения: 15.10.2010).
2. О транспортной безопасности: Федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 17-ФЗ (в ред. от 29 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
3. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р (в ред. от 20 дек. 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4359.
4. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1637.
5. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»: Федер. закон от 29 июня 2010 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3415.
6. Официальная статистика аварийности за одиннадцать месяцев (январь - ноябрь) 2010 г. в Российской Федерации. Официальный сайт МВД РФ. URL: http://www.gibdd.ru/section/stat/ (дата обращения: 15.12.2010).
7. Озун С. Транспортная политика // Транспорт России. 2010. № 7, 11 февр.
8. О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности: постановление Правительства РФ от 22 апр. 2009 г. № 354 // СЗ РФ. 2009. № 18, ч. 2. Ст. 2249.
9. О профилактике аварийности и снижении тяжести последствий влияния чрезвычайных ситуаций на работу транспорта: письмо Ространснадзора от 14 окт. 2010 г. № ГК-10/9-3625. URL: http://www. rostransnadzor.ru/security/ (дата обращения: 16.12.2010).
M.A. Lipchanskaya Elections as an Institution of Citizen's Participation in Managing State Affairs
The institution of elections is analyzed in terms of citizen's participation in managing state affairs. Proposals to improve guarantees of electoral rights of citizens are formulated.
Key words and word-combinations: state affairs, citizen's participation in governance, electoral legislation.
Институт выборов анализируется с точки зрения обеспечения участия граждан в управлении делами государства. Формулируются предложения, направленные на совершенствование гарантий избирательных прав граждан.
Ключевые слова и словосочетания: дела государства, участие граждан в управлении, избирательное законодательство.
УДК 342.722.32+342.8 ББК 67.400.8
М.А. Липчанская
ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА*
условиях проводимых реформ вопросы участия граждан в управлении делами го-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-03-00344а «Реализация конституционной политики в сфере модернизации федеративных отношений»).
1 10 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
сударства как организационной основы формирования и осуществления государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающей легитимность и реальность демократических институтов, приобретают особую актуальность.
Действующая Конституция РФ закрепляет народовластие в качестве одной из ведущих основ конституционного строя Российской Федерации. «Превращение народовластия из формального атрибута государства в реальный политико-правовой институт и механизм, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность и преемственность осуществления власти, создает перспективы ее развития и дальнейшего реформирования» [1, с. 1]. Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы.
Выборы - институт, обеспечивающий одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства.
Ученые-государствоведы, исследуя сущность выборов, понимают под ними «участие граждан в осуществлении государственной власти» [2, с. 9] и относят выборность к исходному институту непосредственной демократии [3, с. 75]. Как отмечает В.В. Комарова, «социальная ценность выборов состоит еще и в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти» [4, с. 177-178].
Полифункциональный характер выборов проявляется в том, что они выступают не только как форма народовластия, способ формирования представительного органа или выборного должностного лица, но и в качестве института участия граждан в управлении делами государства и общества.
Коллективный характер участия граждан в управлении делами государства посредством выборов позволяет некоторым авторам рассуждать об избирательной власти как разновидности государственной власти. По мнению В.Н. Вол-ченко, «избирательная власть, складывающаяся из механизмов принятия народом (избирателями) государственно-властных решений о представительстве в системе публичной власти и осуществляемая на основе реализации народом (избирателями) комплексов активных и пассивных избирательных прав, находится в корреляционной связи с народным суверенитетом; это одна из форм проявления народного суверенитета, форма прямого народовластия, с которой, прежде всего, соотносится народный суверенитет» [5, с. 12]. На наш взгляд, использование термина «избирательная власть» вызывает определенные сомнения, поскольку народ является источником всей власти в государстве, участвует в управлении делами государства и принимает решения не только посредством выборов и референдумов.
У выборов отсутствует самостоятельная функция в механизме государства, как, например, у законодательной, исполнительной, судебной властей. Следовательно, выборы - это в большей степени институт участия граждан в управлении делами государства и одновременно - механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 111
Обеспечение участия граждан в управлении делами государства посредством активного и пассивного избирательного права объективно нуждается в установлении правовых, организационных и иных гарантий. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблематика совершенствования избирательных гарантий как основы участия граждан в управлении делами государства.
Избирательные системы занимают важное место в становлении и развитии демократической политической системы России. Как политико-правовой институт, обеспечивающий преемственность и воспроизводство государственной власти и местного самоуправления демократическими технологиями и процедурами, избирательная система «устанавливает политико-правовые критерии легализации свободного волеизъявления граждан правового государства в избирательном процессе с учетом интересов многопартийности идеологического плюрализма на основе избирательного права» [6, с. 8-9]. В свою очередь различные элементы избирательных систем находятся в тесной взаимосвязи, и их положительные и отрицательные свойства проявляются в большей или меньшей степени в зависимости от комбинации, в какой они применяются.
Например, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [7] закрепляет пропорциональную избирательную систему, способствующую не только укреплению и формированию сильных политических партий, но и обеспечивающую представительство даже для относительно малочисленных партий и потому наиболее полно отражающую действительное соотношение политических сил. Укрепление партийной системы в целом будет способствовать формированию зрелого гражданского общества в России. Однако отказ от выборов по округам приводит к утрате определенных качеств парламентаризма. Теория народного представительства строится на том, что гражданин имеет право на политическое представительство и реализует его путем голосования за конкретного кандидата. Кроме того, пропорциональная избирательная система может вызвать излишнюю поляризацию общества и деиндивидуализацию партийных кандидатов.
Вопрос о перспективах дальнейшего развития пропорциональной системы в России остается дискуссионным. В Послании Федеральному Собранию РФ 2009 г. Президент РФ предложил продолжить партийную дискуссию «о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам» [8]. В Послании Федеральному Собранию 2010 г. Президент РФ отметил необходимость введения пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов на местном уровне - в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. По мнению Президента РФ, «политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями» [9].
На наш взгляд, необходимо сохранить пропорциональную избирательную систему при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Вместе с тем, учитывая федеративное устройство Российского государства, следует обеспечить право субъектов самостоятельно определять собственную избирательную систему на региональном и местном уровнях. Таким образом,
1 12 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
недостатки пропорциональной системы на федеральном уровне будут компенсироваться преимуществами смешанной на региональном и местном уровнях.
К недостаткам пропорциональной избирательной системы относят также невозможность выразить предпочтение какому-либо отдельному кандидату. В связи с этим некоторые акторы предлагают внести в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» норму, согласно которой избиратель вправе голосовать не только за список кандидатов в целом, но и за одного либо нескольких кандидатов из списка, что определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка [10, с. 15]. По нашему мнению, выражение предпочтения кандидатам в списке политической партии, состоящем из 600 кандидатов, будет вызывать сложности не только у избирателей, но и определенные организационно-технические трудности в установлении результатов голосования у членов избирательных комиссий.
Избирательный процесс в Российской Федерации следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стаций, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера [11, с. 532].
Избирательный процесс, понимаемый как юридически регламентированный процесс подготовки и проведения выборов, имеет достаточно сложную структуру. Различают субъектную, технологическую и стадийную составляющие избирательного процесса [12, с. 94].
Обеспечение участия в управлении делами государства предполагает создание законодательных гарантий не только активных, но и пассивных избирательных прав граждан. В целях усиления гарантий реализации пассивного избирательного права граждан Российской Федерации и создания дополнительных условий их участия в управлении делами государства необходимо внести коррективы в ст. 37 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», закрепляющую гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий.
Указанная статья не регламентирует вопрос о праве гражданина, обладающего пассивным избирательным правом, обращаться в региональные отделения нескольких политических партий с предложением включить его в федеральные списки кандидатов, выдвигаемых ими. На наш взгляд, следует закрепить подобное право за гражданином, не являющимся членом какой-либо политической партии. Однако после включения гражданина в федеральный список политической партии он должен самостоятельно решить вопрос о том, в списке кандидатов какой политической партии он остается.
В поддержку списков кандидатов российское избирательное законодательство предусматривает сбор подписей избирателей. Установлены юридические гарантии поддержки парламентских партий. Так, в соответствии со ст. 39 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 113
ного Собрания Российской Федерации» регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, чей федеральный список кандидатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении федерального списка кандидатов, принятого политической партией в порядке, установленном Федеральным законом. В целях усиления демократических начал избирательного процесса, по мере укрепления партийной системы, на наш взгляд, в перспективе необходимо отказаться от прямой государственной поддержки парламентских партий.
Очевидно, что в усовершенствовании нуждается и институт сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов). В частности, заслуживает поддержки предложение В.Н. Волченко о необходимости собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в специально выделенных для этого местах при участии членов избирательной комиссии [13, с. 14].
До сих пор остается дискуссионным вопрос об отмене «порога явки» на выборах. Как отмечают А.В. Иванченко и А.Е. Любарев, он «играл в основном позитивную роль, вынуждая органы власти и избирательные комиссии заботиться об информировании избирателей, а также ограничивая их стремление к сокращению реальной конкуренции... поэтому отказ от порога явки таит опасность ослабления деятельности по информированию избирателей и усиления тенденций к сокращению конкуренции и воспрепятствованию агитационной деятельности оппозиционных кандидатов и партий» [14, с. 219]. В результате, по мнению ученых, ставится под сомнение легитимность выборов. На наш взгляд, на данном этапе развития политической и партийной системы страны, в условиях продолжающихся реформ, отмена порога явки способствует созданию дополнительных гарантий проведения выборов, своевременного формирования органов государственной власти местного самоуправления, а также реализации принципа свободы выборов.
В условиях модернизации российской государственности участие граждан в управлении делами государства выступает организационной основой формирования и осуществления государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающей легитимность и реальность демократических институтов. Участвуя в управлении делами государства посредством реализации избирательных прав, граждане Российской Федерации вступают в конституционно-правовые отношения с государством, осуществляют не только собственные, но и публично-правовые интересы. Гарантии избирательных прав граждан России охватывают целый комплекс организационно-правовых мер, условий и процедур, посредством которых обеспечивается их участие в управлении делами государства. Реализацию и защиту избирательных прав можно рассматривать в качестве мер, направленных на осуществление народовластия, охрану и защиту прав граждан в соответствующей публично-правовой сфере.
Необходимо различать нормативные и институциональные гарантии реализации избирательных прав как основы участия граждан в управлении делами государства.
1 14 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Таким образом, анализ действующего избирательного законодательства Российской Федерации свидетельствует о необходимости усиления гарантий избирательных прав граждан как основы их участия в управлении делами государства: в частности, внесения изменения в ст. 37 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г., закрепляющую гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий; установления в федеральном законодательстве дополнительных гарантий регионального представительства в Государственной Думе ФС РФ. В целях усиления демократических начал избирательного процесса в перспективе, на наш взгляд, необходимо отказаться от прямой государственной поддержки парламентских партий. В усовершенствовании нуждается и институт сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов). Следует ограничить применение информационного (медийного) административного ресурса в ходе предвыборной агитации, усилить гарантии реализации избирательных прав граждан с физически ограниченными возможностями.
Библиографический список
1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. A.B. Иванченко. М., 1999.
2. Ким А.И. Советское избирательное право. М., 1965.
3. КотокВ.Ф. Советская представительная система. М., 1963.
4. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: система и процедуры. М., 2006.
5. Волченко В.Н. Институт пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
6. Мясников А.П. Избирательная система как политико-правовой институт формирования органов государственной власти и местного самоуправления: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 22 апр. 2010 г. № 63-Ф3) // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; 2010. № 17. Ст. 1986.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 13 нояб.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2010. 1 дек.
10. Сеченова P.P. Правосознание избирателей и его роль в обеспечении законности избирательного процесса: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
11. Котляревский С.А. К вопросу об основах народного представительства // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. / отв. ред. A.A. Вешняков. М., 2003.
12. Калашникова А.Г. Президент - личный выбор каждого // Полис. 2008. №9 1.
13. Волченко В.Н. Институт пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
14. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 115