УДК 342.8
Е.Л. Ибакаева
ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
Статья посвящена проблеме совершенствования институтов выборов и референдума в России.
Ключевые слова: выборы, референдум, демократия.
Почти в каждом государстве современного мира принята конституция и Россия не исключение. Конституция выступает как Основной закон государства, который устанавливает всю систему существующих правоотношений, форму правления, политический режим, разделяет власть на законодательную, исполнительную и судебную, характеризует правовой статус личности [1]. В части установления политического режима, Конституция РФ гласит, что Россия - демократическое государство (ст.1), носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ и высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3).
Демократия переводится с греческого, как «власть народа». Иными словами это форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Также гражданам России гарантируется их право избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти, а также участвовать в референдумах.
Одним из основных законов, регулирующих избирательный процесс в России, является Федеральный закон от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон, раскрывая конституционные положения, устанавливает, что высшим непосредственным выражением воли многонационального российского народа являются свободные и демократические выборы в органы государства всех уровней, а также участие граждан в референдумах [2]. Положения о референдуме РФ закрепляет Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5 «О референдуме Российской Федерации», в преамбуле которого говорится, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа [3].
Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в своей статье 1 закрепляет - граждане России на основе всеобщего равного и прямого голосования могут избирать депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Данные положения аналогичны статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право граждан избирать достаточно регламентировано. Более того, можно сказать, что в России существует устойчивая нормативная база, регламентирующая избирательные права, и что следственно, реализацию гражданами России своих конституционных прав. Но, не смотря на довольно-таки фундаментально-прочную нормативную базу, регулирующую данный вид конституционных прав граждан, нельзя говорить о том, что в России нет проблем в этой области.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на проблемы реализации права граждан на участие в выборах. Прежде всего это низкая электоральная культура самих граждан РФ. Если обратиться к статистике, то этот факт сразу становится явным. Например, на выборах Президента Российской Федерации в период с 1995 года и по 2012 год явка избирателей не достигала даже 70%, она колебалась в основном между 64,4% и 68,7%. Для выборов президента это всё-таки не большие показатели, ведь президент является главой государства, который задаёт темп всей политике страны как внутри, так и на международной арене. В России, хотя формально не закреплена, но фактически существует президентская, или, можно так сказать, суперпрезидентская республика, а это значит, что президент держит в своих руках
© Ибакаева Е.Л., 2016.
Научный руоводитель: Босова Елена Николаевна - кандидат юридических наук доцент кафедры конституционного и административного права, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. II
ISSN 2223-4047
достаточно большую власть. Исходя из этого, народу должно быть небезразлично, кто стоит во главе их государства.
Что же касается выборов в Государственную Думу Российской Федерации, то опять же обращаясь к статистике, выводятся следующие цифры: в период с 1995 года по 2012 год явка на выборы депутатов в Государственную Думу составляла в среднем 59, 26 % [4].
Возникает вопрос: «Почему такие сравнительно небольшие результаты?». Проводился опрос среди граждан, где задавался вопрос: «Ходите ли вы на выборы, если нет - почему?». Ответы были примерно такими: «Мне кажется, что результат выборов постоянно фальсифицируется. Стоит ли вообще ходить на выборы? Сколько людей должно не прийти на выборы, чтобы они не состоялись?», «По предвыборной кампании я вижу, какая партия тратит больше денег на агитацию и точно победит на выборах», «Мне не нравится ни одна партия (ни один кандидат), а графы "против всех" нет. Как мне выразить свою гражданскую позицию?», «Почему когда идет предварительный подсчет голосов сперва сообщают одни цифры, а потом они меняются. Можно ли верить таким результатам?» и т.д. [5]
Мы видим, что в большинстве ответов, граждане не доверяют своей власти. Почему же этот факт имеет место быть? Само по себе политическое доверие можно расценить как определенный риск, на который идет гражданин, передавая функции управления государством незнакомому человеку или группе. Политическое голосование - это все же выражение веры. Избиратель верит, что политик будет соответствовать образу, созданному в период предвыборной кампании. Но, зачастую этого не происходит.
С 1991 года и по 2006 год в России в бюллетенях была графа «против всех». В 2006 году предложение об исключении графы «против всех» из избирательных бюллетеней было внесено законодателями Тверской области. Эта инициатива была поддержана членами Центризбиркома РФ. Действительно, преимущество этой нормы состоит в экономии бюджетных средств, так как снижается вероятность проведения повторных выборов, из-за того, что выборы признаются несостоявшимися. Также это положение заставляет участников избирательных кампаний качественнее и эффективнее работать с избирателями, для того чтобы снизить вероятность проведения повторных выборов. Но как отмена графы «против всех» повлияла на активность граждан? В общем и целом падения активности граждан не произошло. В 2004 году на президентских выборах явка составляла 64,4% избирателей, а в 2008 году эта цифра возросла до 69,8%. На выборах в Мосгордуму в декабре 2005 года, впервые прошедших без использования графы «против всех», явка выросла на 5% по сравнению с предыдущей кампанией.
Мы считаем, для того чтобы поднять электоральную культуру, человек должен начинать с себя, заниматься своим самообразованием, а также образованием своих близких.
В советский период практиковалась внеклассная политинформация, сейчас же в российских школах проводятся различные игры по выборам [6]. Государство в своём лице должно всячески поддерживать и развивать эти направления, посредством своих инструментов заниматься патриотическим воспитанием в населения целом. Это позволит формирующимся личностям точно и полно знать свои права и свободы, а также способы их реализации как в общем, так и в части избирательного права. Также можно использовать экономически выгодный и вполне приемлемый для государства ресурс - студентов юридических вузов, которые могли бы, проводя классные часы в старших классах общеобразовательных учреждений по праву, толковать посредством разъяснения различные конкретные нормы, в частности, избирательного права.
Говоря о референдуме как о всенародном голосовании граждан Российской Федерации, обладающих правом участия в референдуме, по вопросам государственного значения, встаёт вопрос: «А какие вопросы можно считать вопросом государственного значения?». Критерий «государственное значение» слишком абстрактный. Также существует некое ограничение по поводу вынесения вопросов на референдум. Так, согласно части 5 статьи 6 данного ФКЗ, не могут выноситься на референдум вопросы, касающиеся изменения статуса субъекта или субъектов Российской Федерации; досрочного прекращении или продлении срока полномочий Президента, Государственной Думы, а также проведения досрочных выборов Президента, депутатов Государственной Думы либо перенесения сроков проведения таких выборов; персонального состава федеральных органов государственной власти и т.д. Все перечисленные вопросы тоже могут расцениваться как «вопросы государственного значения», однако законодатель счёл их исключить.
Ещё одной проблемой стоит то, что избиратели не всегда обладают той осведомленностью или информацией, которая необходима для принятия компетентных решений по актуальному вопросу. Это может еще больше усугубиться, если референдумы будут проводиться по сложным вопросам, как например, конституционные изменения или международные соглашения, с которыми избиратели скорее всего не знакомы. Большинство людей являются неквалифицированными в вынесенном на референдум вопрос, и их решение может привести в дальнейшем к большим ошибкам.
Что касается инициативы граждан в проведении референдума, то для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в её поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Она обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума. Далее подписи предоставляются в ЦИК, где они проверяются. По итогам проверки ЦИК принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Эта процедура достаточно длительна и порой, не всегда осуществима для граждан.
Подводя итоги, хочется отметить, что рассмотренные формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единственного конституционного источника власти в стране. Реальное осуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектный характер и в силу этого государство должно поддерживать и развивать народные инициативы.
Библиографический список
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). М.: Омега-Л, 2014. 44 с.
2. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон РФ от 28 июня 2004 (ред. от
06.04.2015) № 5-ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 (ред. 05.04.2016) № 67-ФЗ // Российская газета. 2006. 15 июня.
4.Электронные журналы издательства NOTABENE [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_8778.html. (Дата обращения: 05.06.2016).
5. Выбор народа [Электронный ресурс]. URL: http://vybor-naroda.org/ovyborah.html. (Дата обращения:
05.06.2016).
6. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrb.ru. (Дата обращения: 08.06.2016).
КОРНИЛОВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА - студент, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Россия.