Научная статья на тему 'ВЫБОРЫ-2024 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ И СТРАТЕГИЯ ВЛАСТЕЙ'

ВЫБОРЫ-2024 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ И СТРАТЕГИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / Единый день голосования / политика властей / выборы / Александр Лукашенко / Republic of Belarus / Single Voting Day / government policy / elections / Alexander Lukashenko

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Александр Владимирович

В статье анализируется новый подход руководства Республики Беларусь к организации структуры законодательной власти и выборов в Национальное собрание и местные Советы. Особое внимание автор уделяет особенностям избирательной кампании 2024 года и процессу формирования Всебелорусского Народного Собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIONS 2024 IN THE REPUBLIC OF BELARUS: POLITICAL LANDSCAPE AND STRATEGY OF THE AUTHORITIES

The article analyzes the new approach of the leadership of the Republic of Belarus to the organization of the structure of legislative power and elections to the National Assembly and local councils. The author pays special attention to the specifics of the 2024 election campaign and the process of forming the All-Belarusian National Assembly.

Текст научной работы на тему «ВЫБОРЫ-2024 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ И СТРАТЕГИЯ ВЛАСТЕЙ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Александр ФАДЕЕВ

ВЫБОРЫ-2024 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ И СТРАТЕГИЯ ВЛАСТЕЙ

Аннотация

В статье анализируется новый подход руководства Республики Беларусь к организации структуры законодательной власти и выборов в Национальное собрание и местные Советы. Особое внимание автор уделяет особенностям избирательной кампании 2024 года и процессу формирования Всебелорусского Народного Собрания.

Особенности организации процесса выборов

Впервые в новой истории Республики Беларусь (РБ) в 2024 г. республиканские власти в контексте новой редакции Конституции, принятой на референдуме зимой 2022 г., решили провести Единый день голосования. 25 февраля 2024 года одновременно был запущен процесс избрания депутатов нижней палаты Национального собрания РБ - Палаты представителей и

местных Советов депутатов двадцать девятого созыва.

На основе результатов этих выборов, согласно указам президента РБ Александра Лукашенко [1; 2], 4 апреля 2024 г. был сформирован Совет Республики Национального собрания восьмого созыва.

Гораздо менее определенно обстояло дело с выдвижением делегатов Всебелорусского Народного Со-

ФАДЕЕВ Александр Владимирович - заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ, Россия, Москва, email: bb@materik.ru.

Ключевые слова: Республика Беларусь, Единый день голосования, политика властей, выборы, Александр Лукашенко.

DOI: 10.48137/23116412_2024_2_26

брания (ВНС) от местных Советов депутатов (согласно законодательству - 350 чел.) и от «субъектов гражданского общества» (предположительно 400 чел.). Пока ясно, что в рамки Единого дня голосования ни избрание членов Совета Республики НС, ни выдвижение делегатов ВНС никак не вмещались. Поэтому в республике впервые в электоральной практике был запущен термин «продленный избирательный цикл»1, который предполагалось завершить не позднее 18 апреля 2024 г. Первое заседание Всебело-русского Народного Собрания, дату которого по закону устанавливает Центральная избирательная комиссия РБ, запланировали на период не позднее 25 апреля 2024 г.

Сами выборы в Единый день голосования прошли в спокойной социально-политической обстановке.

Отвечая на вопросы журналистов на избирательном участке 25 февраля, президент РБ Александр Лукашенко твердо заявил, что будет баллотироваться на следующий срок в 2025 году.

Никакой интриги в ходе выборов не предполагалось: списки кандидатов в депутаты, в том числе от политических партий, были заранее проверены и одобрены президентской администрацией. Больше всего кандидатов в нижнюю палату парламента было от корпуса директоров пред-

приятий и руководителей организаций, а также от пропрезидентской партии «Белая Русь». Именно члены белорусской партии «Белая Русь» впервые были избраны, заняли 51 место в Палате представителей (из 110) и теперь там фактически доминируют. С этого момента можно говорить о появлении в Белоруссии формализованной партии власти.

Никаких оппозиционеров и других «деструктивных», радикальных элементов среди кандидатов в депутаты изначально не было. В новом составе депутатского корпуса практически нет представителей белорусской молодежи, поскольку власть молодым после событий 2020 года явно не доверяет. Зато женщины-депутаты, согласно «разнарядке сверху», составили 33,6%, члены политических партий впервые получили больше половины - 70 депутатских мест2.

Обращает на себя внимание факт, что все выдвиженцы от пророссий-ских организаций были Центризбиркомом РБ отведены по формальным основаниям (один кандидат, например, забыл в анкете указать, что много лет назад продал машину).

По официальным данным явка избирателей составила по республике 73,14%3. Лукашенко назвал такую явку высокой, хотя на выборах 2018 г. и 2019 г. подобную активность электората власти оценивали как «настораживающе низкую».

1 Выборы-2024: что нам предстоит? // https://www.sb.by/articles/naglyadno.html (дата обращения: 02.03.2024 г.)

2 ЦИК установил итоги выборов депутатов Палаты представителей восьмого созыва // https:// www.sb.by/articles/tsik-ustanovil-itogi-vyborov-deputatov-palaty-predstaviteley-vosmogo-sozyva.html (дата обращения: 02.03.2024 г.)

3 Там же.

Организации процесса данных выборов уделялось особое внимание, поскольку власти республики продолжают находиться в плену негативных последствий кампании по выборам главы государства в 2020 году, когда именно в силу ряда роковых ошибок при планировании и проведении президентских выборов Белоруссия оказалась в глубоком государственно-политическом кризисе и была поставлена на грань государственного переворота. Президент А. Г. Лукашенко так до сих пор и не признал собственных политических просчетов четырехлетней давности, предпочитая утверждать, что за события в Белоруссии летом-осенью 2020 года несут ответственность некие внешние силы, которые все «сделали по украинскому сценарию с активным подключением украинских националистов и центров кибервойны, расположенных в Украине»4. Однако Лукашенко допустил, что его администрация тогда подошла к президентской кампании, которая «оказалась одной из

самых сложных», в режиме полной успокоенности по поводу победы действующего главы государства, игнорирования информационных вызовов и пустив все на самотек5.

Республиканские власти рассматривают выборы 2024 года как первый важный и ответственный этап подготовки к президентской кампании 2025 года. Поэтому было необходимо на основе имеющегося многолетнего опыта создать условия для избрания абсолютного лояльного депутатского корпуса: от местных Советов до Палаты представителей и членов Совета Республики. Однако сегодня еще более значимо выдвижение твердо поддерживающих президента делегатов Всебелорусского Народного Собрания, которое по замыслу первого лица государства из формы «совета с народом» должно трансформироваться в некий коллективный орган высшей власти. Его функционал и истинную роль в выборах главы государства в 2025 году еще только предстоит определить.

Общественно-политическая ситуация в Белоруссии накануне выборов

Своеобразие политического положения в Республике Беларусь во многом продолжает определяться тем, что в стране не выработана

долговременная стратегия развития государства и общества. Декларируется построение государства всеобщего социального равенства,

4 Мощный анализ от Лукашенко. Президент четко разложил предпосылки событий в Украине // https://www.belta.by/president/view/moschnyj-analiz-ot-lukashenko-prezident-chetko-razlozhil-predposylki-sobytij-v-ukraine-487805-2022/ (дата обращения: 02.03.2024 г.)

5 Лукашенко назвал электоральную кампанию 2020 года одной из самых сложных для него // https://www.belta.by/president/view/lukashenko-nazval-elektoralnuju-kampaniju-2020-goda-odnoj-iz-samyh-slozhnyh-dlja-nego-402087-2020/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

в котором нет почвы для религиозных, политических, межэтнических, групповых, экономических и прочих конфликтов. Однако события 2020 года показали, что почва для конфликтов в стране существует, политическая стабильность может быть поколеблена, а от вмешательства во внутреннюю жизнь извне республика не гарантирована. Не случайно президент А. Г. Лукашенко в своем последнем Послании белорусскому народу и парламенту 31 марта 2023 года заявил, что «никогда в истории мы не подходили к такой опасной черте, когда надо уделить особое внимание сохранению суверенитета и независимости нашей страны»6.

Идея «охранительства» с осени 2020 года стала буквально пронизывать всю политику правящей верхушки РБ. Во многом ее принципы были не новы, поскольку правящая элита РБ и ранее пыталась убедить белорусскую общественность в том, что национальное благополучие достижимо только при условии сохранения сильной президентской власти, выстроенной ей жесткой вертикали управления и опирающейся на государственную собственность.

Приверженность власти идее социальной однородности белорусских граждан вполне вписывается в охранительную концепцию, поскольку препятствует развитию групповой идентификации и поли-

тической конкуренции, а по большому счету становлению гражданского общества. В Белоруссии средний класс находится только в процессе формирования, что во многом объясняет объективное отсутствие в обществе массовой потребности в политических реформах и модернизации.

Вместе с тем белорусские власти в последнее время пришли к выводу, что полностью игнорировать возможность реального участия представителей общественности в управлении государством не только опасно, но и несет угрозу механизмам регулирования его жизнедеятельности. Сегодня пользоваться ранее проверенной практикой подмены принципа выборности формальным сохранением внешней атрибутики демократической избирательной системы стало затруднительным.

Поэтому в 2023 году началась существенная перестройка всего здания белорусского государства, несущей конструкцией которого должно стать Всебелорусское Народное Собрание (ВНС). Порядок формирования ВНС позволяет рассматривать его не только в качестве высшего представительного органа республики и некоего коллективного главы государства, но и как площадку консолидации белорусского политического класса. Обращает на себя внимание, что такая политическая реформа разрабаты-

6 Лукашенко: тема Послания - условия сохранения суверенитета и независимости // https:// www.belta.by/president/view/lukashenko-tema-poslanija-uslovija-sohranenija-suvereniteta-i-nezavisimosti-558438-2023/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

валась президентской администрацией, осуществляется «сверху» бюрократическими методами и пока массовой поддержки «снизу» не имеет.

В новых политических условиях на повестку дня стала борьба с политическими противниками Лукашенко внутри республики (белорусскими националистами, «западниками»), которые позиционировали себя как сторонники ограничения власти президента и формирования в Белоруссии парламентской или парламентско-президентской республики. Функционеры «прозападных» партий: Объединенной гражданской партии, «Белорусской социал-демократической Громады» и др. постоянно заявляли, что конечной целью их партий является интеграция в Европейский союз. Но, в отличие от соседней Польши, где интеграцию в Европейский союз в 90-е годы поддерживало 80% населения [3], в Белоруссии число сторонников вступления в ЕС (на условиях Минска) сегодня менее 14%7. (А. Лукашенко, подчеркнем, никогда не ставил цель интеграцию Белоруссии в ЕС или НАТО).

Радикальное изменение Александром Лукашенко после президентских выборов 2020 г. внешнеполитического курса в сторону расширения и углубления интеграции с Россией и отказа от иллюзий, связанных с признанием Западом легитимным режима в Минске, окончательно поставили крест на деятельности в

республике националистических и прозападных партий, а также целого ряда общественно-политических организаций и независимых профсоюзов. Все эти структуры, с существованием которых долгие годы мирилась правящая верхушка, заигрывая с Западом, были быстро поставлены вне закона и вынуждены самораспуститься, либо были ликвидированы по решению суда.

Однако и весьма слабые и малочисленные «пророссийские» общественно-политические организации право на формализацию партийной деятельности в преддверии выборов так и не получили. Этим Минск еще раз продемонстрировал нетерпимость к существованию в Белоруссии любых политических структур, способных к конкуренции с правящей элитой.

Стоит отметить, что белорусские избиратели на предшествующих выборах депутатов различного уровня проявляли полную апатию и отрешенность. В Белоруссии 18 февраля 2018 г. прошли выборы в местные Советы, а в ноябре 2019 г. досрочные выборы депутатов Палаты представителей НС. Более скучных и серых выборов, сопровождающихся абсолютным отсутствием интереса у общественности, в истории независимой Белоруссии еще не было. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, например, вынуждена

7 Стало известно, сколько жителей Беларуси поддерживают вступление страны в Евросоюз // https://www.rubaltic.ru/news/21092021-stalo-izvestno-skolko-zhiteley-belarusi-podderzhivayut-vstuple-nie-strany-v-evrosoyuz/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

была отметить низкую явку на выборах 2018 г. - 77,2%. Глава Центризбиркома РБ Л. Ермошина призналась, что от таких показателей явки «насторожилась»8.

Тогдашний председатель Центризбиркома РБ Л. Ермошина в год парламентских выборов-2019 проговорилась о том, что в республике действительно существует пресловутый список кандидатов, спускаемый «сверху». Президент А. Лукашенко, по ее словам, дал два принципиальных указания: около трети депутатов должно остаться на второй срок; каждый депутат не должен работать в парламенте более двух сроков подряд. Поэтому на выборах-2019 в Палату представителей государство оказало «поддержку и подбор будущих кандидатов» (согласно директиве главы государства) - заявила глава ЦИК9.

Характерно, что такие избирательные технологии республиканских властей, о которых «на верху» уже не стесняются говорить открыто, в белорусском обществе не вызывают возмущения и протеста. С другой стороны они являются одной из причин равнодушия и апатии избирателей, которые считают, что за них власти уже все решили. Однако главным мотивом игнорирования выборов депутатов значительной группой электората (до одной трети по официальным данным) является стойкое убеждение, что речь не идет о том, кому будет принадлежать законодательная власть: Национальное собрание и местные Советы, по мнению этих избирателей, ничего не решают - последнее слово всегда остается за президентской администрацией и местными чиновниками.

Новации в организации белорусской властью выборов-2024

Президентская администрация, после роковых ошибок при проведении выборов главы государства в 2020 г., провалов и просчетов при организации системы безопасности в контексте общенационального референдума-2022, впервые за всю историю независимой Белоруссии так серьезно и обстоятель-

но подошла к организации процесса выборов депутатов Палаты представителей НС и местных Советов депутатов. Президент РБ А. Г. Лукашенко 9 ноября 2023 года прямо и откровенно заявил, что вертикаль власти будет всячески участвовать в парламентских выборах, поскольку «важнее поли-

8 Ермошина насторожилась из-за высокой явки на местных выборах // http://bdg.by/ ermoshina-nastorozhilas-iz-za-vysokoy-yavki-na-mestnyh-vyborah (дата обращения: 03.03.2024 г.)

9 Ермошина: прозрачные урны на выборах - уже не модно // https://vybory.ej.by/ cec/2019/08/ 19/ne-modno-ermoshma-rasskazala-chem-plohi-prozrachnye-umy-dlya.html (дата обращения: 03.03.2024 г.)

тической кампании в 2024 году нет»10.

К тому же сам Лукашенко хорошо помнит, что в истории Белоруссии был прецедент, когда парламентарии, депутаты Верховного совета 13-го созыва, «верные Конституции 1994 года», избрали спикера Палаты представителей С. Шарецкого исполняющим обязанности президента в июле 1999 г. В ходе предшествующей избирательной кампании-2019 отдельные кандидаты в депутаты выступили с весьма радикальными идеями. Так, например, кандидат в депутаты В. Непомнящих (ОГП) предложил все декреты и указы Лукашенко отменить, И. Давидович (ОГП) заявила о намерении начать процедуру импичмента Лукашенко, другой соискатель М. Бондаренко («Европейская Беларусь») призвал Лукашенко добровольно уйти с поста президента11. Тогда всех оппозиционеров удалось отсеять по разным основаниям, и избранный депутатский корпус Палаты представителей седьмого созыва впервые был абсолютно лоялен к республиканской администрации и в своих рядах не имел ни одного оппозиционера.

Кроме того, в Минске с нескрываемой тревогой и опасением отнеслись к недавней попытке переворота

в Казахстане, когда не было отмечено фазы относительно мирного противостояния между протестующими и властями, а сразу начались жестокие погромы и кровавые акции при полном параличе силовиков и отказе армии выходить из казарм.

Поэтому республиканскими властями заранее был тщательно разработан подробный план соответствующих мероприятий, который, в частности, впервые предусматривал проведение парламентский и местных выборов в один день, а после завершения Единого дня голосования (25 февраля 2024), тоже впервые, раскручивание «продленного избирательного цикла».

Президентская администрация вместе с силовым блоком республики разработали целый комплекс мер с целью исключения попыток срыва электоральной кампании. Было предусмотрено существенное ограничение экстремистских интернет-ресурсов, способных негативно влиять на общественное сознание. С другой стороны внимание уделялось пропаганде в популярных СМИ республики и разъяснению с помощью лидеров общественного мнения проводимых государственными органами инициатив в контексте избирательной кампании12.

10 Лукашенко решил объяснить политическим партиям суть предстоящих выборов // https://eadaily.com/ru/news/2023/11 /09/lukashenko-reshil-obyasmt-politicheskim-partiyam-sut-predstoyashchih-vyborov (дата обращения: 03.03.2024 г.)

11 Лукашенко и Назарбаев держат в кулаке свои страны, но не время // https://naviny.by/ar-ticle/20191102/1572680302-agitaciya-na-vyborah-oppoziciyu-otrezayut-ot-efira-loyalisty-poshli-v (дата обращения: 03.03.2024 г.)

12 В МВД Белоруссии рассказали, как будут бороться с экстремизмом в период выборов // https://eadaily.com/ru/news/2023/12/01/v-mvd-belorussii-rasskazali-kak-budut-borotsya-s-ekstremizmom-v-perюd-vyborov (дата обращения: 03.03.2024 г.)

Принимались меры по обеспечению безопасности организаторов, наблюдателей и участников избирательного процесса. Одной из главных задач для КГБ, МВД и других силовых структур стало установление и привлечение к ответственности лиц, причастных к экстремизму, прежде всего администраторов и активистов деструктивных сетевых ресурсов. Так, например, 23 января 2024 года белорусские силовики провели массовые обыски у более чем 60 граждан, которые связаны с оппозицией, в том числе у родственников тех, кто находится в заключении за события, связанные с попыткой госпереворота в 2020 году. Некоторые из них были задержаны. Впервые к активному участию в подготовке выборов и обеспечению функционирования участков для голосования в пограничной полосе с декабря 2023 года привлечен Государственный пограничный комитет РБ.

Было решено обеспечить всестороннее силовое прикрытие выборов, в готовность приведены спецслужбы, милиция, для обеспечения безопасности границ, включая воздушные, задействованы пограничники и ВВС - ПВО. Следственный комитет РБ активизировал работу в рамках установления и расследования дел людей, причастных к попыткам сорвать республиканский референдум в 2022 году. СК также предупредил, что за нарушения законода-

тельства и попытки вмешательства в избирательный процесс в Белоруссии предусмотрена уголовная ответственность. Белорусская республиканская коллегия адвокатов напомнила гражданам об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах и порядке осуществления избирательных прав13.

Новый порядок проведения парламентских и местных выборов в Единый день и последующий процесс выдвижения делегатов в состав Всебелорусского народного собрания объясняется желанием «верхов» максимально упростить контроль за выборами и удешевить их проведение. Однако главной причиной всех этих новаций стало стремление не допустить в состав Национального собрания и местных Советов оппозиционных функционеров, «протестунов» (по выражению Лукашенко) и прочих деструктивных элементов.

Республиканские власти с целью не допустить дестабилизации и негативно повлиять на результаты выборов не стали создавать участки для голосования за рубежом. Этим они фактически лишили возможности проголосовать несколько сотен тысяч самых «беспокойных» и критически настроенных граждан, оказавшихся за пределами Белоруссии после президентских выбо-ров-2020, или по причине поисков достойных заработков. Политиче-

13 Нормы КоАП и УК об ответственности за нарушение законодательства о выборах размещены на сайте БРКА // https://www.sb.by/artides/normy-koap-i-uk-ob-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-o-vyborakh-razmeshcheny-na-sayte-br.html (дата обращения: 03.03.2024 г.)

ские и трудовые мигранты формально могли реализовать свое избирательное право, но для этого им было необходимо вернуться в Белоруссию и проголосовать по месту жительства. Понятно, что для 350 тыс. уехавших после событий 2020 года по политическим причинам такой вариант никак не подходил, поскольку мог кончиться арестом, не подходил он и трудовым мигрантам из-за финансовых трат на дорогу.

В текущей избирательной кампании власти, напуганные событиями 2020 года, впервые предприняли самые радикальные меры, направленные на ликвидацию в республике вообще всех оппозиционных партий и общественно-политических организаций. В феврале 2023 г. Национальным собранием Республики Беларусь были приняты законы, определяющие развитие партийной системы и «гражданского общества»: «Об основах гражданского общества», «Об общественных объединениях», «О Всебелорусском Народном Собрании», «О политических партиях».

В течение 2023 года в Республике Беларусь произошло коренное изменение партийной системы. Если на 1 января 2023 г. в республике официально действовало 15 политических партий, то на 1 декабря 2023 г.

в министерстве юстиции РБ зарегистрировано только 4 партии: Белорусская партия «Белая Русь», Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ) и Республиканская партия труда и справедливо-сти14. Таким образом, из «старых» партий осталось только две - ЛДПБ и КПБ, 13 политических партий прекратили существование.

Особое внимание президентская администрация уделила одной новой партии: 18 марта 2023 года прошел учредительный съезд Белорусской партии «Белая Русь», а уже 2 мая 2023 года партия была зарегистрирована министерством юстиции РБ15. Весьма загадочна и туманна была история регистрации другой новой партии - Республиканской партии труда и справедливости, которая по многим критериям не соответствовала требованиям закона «О политических партиях».

Все четыре зарегистрированные партии еще в ноябре 2023 года на встрече с президентом РБ А. Г. Лукашенко официально подтвердили намерение участвовать в предстоящей избирательной кампании16. Встретились с активом политических партий руководящие работники Администрации президента, Центральной избирательной комиссии, а

14 Центральная избирательная комиссия республики Беларусь // https://rec.gov.by/ru/ election-schedule-ru/view/elections-2024-edg (дата обращения: 03.03.2024 г.)

15 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь // https://pravo.by/novosti/ obshchestvenno-poШchesЫe-i-v-oblasti-prava/2023/february/73223/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

16 Лидеры всех четырех партий подтвердили намерение участвовать в предстоящей избирательной кампании // https://rec.gov.by/ru/from-telegram-ru/view/lidery-vsex-chetyrex-partij-podtverdШ-namereme-uchastvovat-v-predstoj aschej -izbiratelnoj -kampanii-1328-2023 (дата обращения: 03.03.2024 г.)

также представители министерства юстиции. Подробности этой многочасовой встречи 24 ноября 2023 года остались неизвестными, но официально было заявлено, что темой обсуждения были «особенности» предстоящего Единого дня голосования и выборы делегатов Всебелорус-ского народного собрания (ВНС)17.

Следует заметить, что с появлением такого института как ВНС политические партии фактически будут играть второстепенную роль в формировании государственной политики Республики Беларусь.

Власти РБ впервые существенно «проредили» перед выборами ряды общественно-политических организаций и профессиональных союзов, до минимума сократив их число. В соответствии с законом «Об основах гражданского общества» министерством юстиции РБ принято решение «об отнесении к субъектам гражданского общества, имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах» только пяти общественных объединений и объединения профсоюзов: Республиканское общественное объединение «Белая Русь», Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусский союз женщин и Федерация профсоюзов Белоруссии [4].

По утверждению руководства республики, сформированная в 2023 г. общественно-политическая система, призвана обеспечить внутриполитическую устойчивость государства в условиях роста агрессивности коллективного Запада в отношении Республики Беларусь и Союзного государства.

Таким образом, от лица гражданского общества в работе ВНС будут участвовать представители указанных четырех лояльных республиканским властям общественных объединений и официальной Федерации профсоюзов. Порядку выдвижения и избрания делегатов ВНС президентская администрация уделяет повышенное внимание. С ее подачи Центризбирком РБ разработал новую форму подробной анкеты для лиц, выдвинутых в кандидаты в делегаты ВНС. В закон «О Всебело-русском Народном Собрании» внесены требования о наличии избирательного права, гражданстве Республики Беларусь, постоянное проживание на территории РБ, отсутствие судимости (снята или погашена), отсутствие гражданства (подданства) другого государства и (или) документов иностранных государств, предоставляющих право на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной при-надлежностью18.

17 Встреча с политическими партиями и другими общественными объединениями // https:// rec.gov.by/ru/news-m/view/vstrecha-s-politicheskimi-partijami-i-drugimi-obschestvennymi-objedinenijami-1345/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

18 Выдвижение делегатов в ВНС начнется с 12 марта 2024 года // https://pravo.by/novosti/ obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/november/76033/ (дата обращения: 04.03.2024 г.)

Есть и норма, что одно и то же лицо не может быть кандидатом в делегаты ВНС от гражданского общества и от местных советов депутатов. По сути одного кандидата может выдвигать только один субъект19.

Власти республики по-прежнему упорно отказываются от практики внедрения системы публичного видеонаблюдения на избирательных участках, удаленного электронного голосования, но сохранили форму досрочного голосования20.

Вынужденная блокировка интернет-ресурсов подвигла власти к попытке разработки системы прямой коммуникации (дискуссионные площадки, другие формы обсуждения) между правительством и разными слоями белорусского общества, политически активными группами, минуя информационные технологии21. Вряд ли такой механизм установления диалога с народом выдержит соревнование с интернетом, но в Минске уповают на его действенность с учетом реалий небольшой страны.

Впервые при Центральной избирательной комиссии созданы Молодежный совет (председатель - студент Академии управления при пре-

зиденте РБ Д. Муравейников) и Научно-экспертный совет. Чем занимается Молодежный совет пока не известно, но вот Научно-экспертный совет создан в целях разработки предложений по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах, а также решения иных аналитических задач, связанных с развитием избирательной системы Республики Беларусь. В состав постоянно действующего коллегиального консультативного органа вошли ученые в области права, политологи, социологи, юристы, а также практики в области подготовки и проведения выборов и референдумов, представители общественных объединений.

Центризбирком РБ впервые не пригласил на парламентские выборы наблюдателей от БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ из-за «традиционного доминирования представителей стран Запада в этих миссиях и введения странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций в отношении ЦИК и парламента»22. Вместе с тем, согласно установившейся практике, Центризбирком РБ пригласил коллег из стран СНГ наблюдать за

19 Там же.

20 В ЦИК Беларуси рассказали, как будет проходить досрочное голосование на предстоящих выборах // https://ont.by/news/v-cik-belarusi-rasskazali-kak-budet-prohodit-dosrochnoe-golosovanie-na-predstoyashih-vyborah (дата обращения: 04.03.2024 г.)

21 Шевцов рассказал, какой уникальный инструмент есть у Беларуси для борьбы с негативным воздействием ИИ во время выборов // https://ont.by/news/shevcov-rasska^al-kakoj-unikalnyi-instrument-est-u-belarusi-dlya-borby-s-negativnym-vozdejstviem-ii-vo-vremya-vyborov (дата обращения: 04.03.2024 г.)

22 В ОБСЕ обиделись на Белоруссию // https://eadaily.com/ru/news/2024/01/09/v-obse-obidelis-na-belorussiyu (дата обращения: 04.03.2024 г.)

парламентскими выборами в рес- ассоциации избирательных ор-публике23, а также из Всемирной ганов24.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Беларусь от 20.11.2023 № 367 «О назначении выборов депутатов» https://president.gov.by/ru/ documents/ukaz-no-367-ot-20-noyabrya-2023-g (дата обращения: 03.03.2024 г.)

2. Указ Президента Республики Беларусь от 20.11.2023 № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь» // https://president.gov.by/ru/ documents/ukaz-no-368-ot-20-noyabrya-2023-g (дата обращения: 03.03.2024 г.)

3. Rogulska B, Gwiazda M. Opinie polakow o integracie Polski z Unia Europska // Polska droga do UE. Katovice. 1997.

4. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Беларусь // https://minjust.gov.by/directions/compare_coverage/ (дата обращения: 03.03.2024 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 ЦИК Беларуси пригласил коллег по СНГ наблюдать за парламентскими выборами // https://sputnik.by/20231228/tsik-belarusi-prlglasil-kolleg-po-sng-nablyudat-za-parlamentskimi-vyborami-1082465325.html (дата обращения: 04.03.2024 г.)

24 В Белоруссию не пригласят ОБСЕ наблюдать за предстоящими выборами // https:// eadaily.com/ru/news/2023/11/27/v-belorussiyu-ne-priglasyat-obse-nablyudat-za-predstoyashchimi-vyborami (дата обращения: 04.03.2024 г.)

FADEEV Alexander V. - Head of the Belarus Department of the Institute of CIS Countries, Russia, Moscow, email: bb@materik.ru

Keywords: Republic of Belarus, Single Voting Day, government policy, elections, Alexander Lukashenko.

ELECTIONS 2024 IN THE REPUBLIC OF BELARUS: POLITICAL LANDSCAPE AND STRATEGY OF THE AUTHORITIES

Annotation

The article analyzes the new approach of the leadership of the Republic of Belarus to the organization of the structure of legislative power and elections to the National Assembly and local councils. The author pays special attention to the specifics of the 2024 election campaign and the process of forming the All-Belarusian National Assembly.

References

1. Decree of the President of the Republic of Belarus dated 11/20/2023 No. 367 "On the appointment of elections of deputies" https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-367-ot-20-noy-abrya-2023-g (accessed: 03.03.2024)

2. Decree of the President of the Republic of Belarus dated 11/20/2023 No. 368 "On the appointment of elections to the Council of the Republic of the National Assembly of the Republic of Belarus" // https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-368-ot-20-noyabrya-2023-g (accessed: 03.03.2024)

3. Rogulska B, Gwiazda M. Opinie polakow o integracie Polski z Unia Europejska // Polska droga do UE. Katowice. 1997.

4. Official website of the Ministry of Justice of the Republic of Belarus // https://minjust.gov.by/directions/compare_coverage/ (accessed: 03.03.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.