Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО КОНТУРА ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО КОНТУРА ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / государственное управление / политическая система / публичный контур / институт президентства / президентская вертикаль / парламентаризм / многопартийность / конституционная реформа / референдум / Republic of Belarus / state governing / political system / public contour / presidents’ institute / presidential vertical / parliamentarism / multipartism / constitutional reform / referendum
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО КОНТУРА ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Семёнова Л.Н.

д.и.н., профессор, зав. кафедрой «Социальное управление», Белорусский национальный технический

университет, Минск

ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО КОНТУРА ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ключевые слова: Республика Беларусь, государственное управление, политическая система, публичный контур, институт президентства, президентская вертикаль, парламентаризм, многопартийность, конституционная реформа, референдум.

Keywords: Republic of Belarus, state governing, political system, public contour, presidents' institute, presidential vertical, parliamentarism, multipartism, constitutional reform, referendum.

На протяжении постсоветской истории политическая система Республики Беларусь и в части органов публичной государственной власти и управления, и в части политических структур гражданского общества претерпела несколько существенных трансформаций. Но при этом на каждом этапе политико-государственный пейзаж Беларуси сохранял своеобразие, советские элементы, не полностью соответствуя стандартам западного конституционализма, парламентаризма, демократии. Это несоответствие или самобытность - стойкая характеристика белорусского политического пространства, благодаря которой за страной закрепился имидж «самой советской» из всех постсоветских республик, а Запад изощрялся и продолжает упорствовать в навешивании антидемократических ярлыков, самыми распространенными из которых являются «авторитарный режим Лукашенко», «диктатура Лукашенко» и т.п. Только советский и постсоветский периоды, не говоря уже о более ранних исторических этапах, дают достаточные основания в рамках политико-управленческой сферы судить о цивилизационных отличиях Беларуси, как части русской цивилизации, от цивилизации Запада.

На излёте перестройки и после распада СССР Беларусь, как и все республики, субъективно поспешила в «рай», а на деле ринулась в «омут» западного капитализма, рынка и демократии. В общественно-политической сфере инициатива граждан была направлена на создание различных общественных объединений, прежде всего политических партий. В феврале-марте 1990 г. выборы в Верховный Совет БССР XII созыва проходили уже в условиях реальной многопартийности. Конкуренция на один депутатский мандат составила в среднем 8-10 человек. В правовых документах 1990 г. количество учредителей, необходимых для провозглашения политической партии или профессионального союза объявлялось в количестве не менее 100 человек. Заметим, что когда в Республике Беларусь 5 октября 1994 г. был принят первый закон «О политических партиях» в нём количество учредителей, необходимых для провозглашения политической партии, объявлялось уже не менее 500 человек. 1 декабря 1990 г. в Министерстве юстиции был сформирован отдел общественных объединений, призванный осуществлять процедуру их государственной регистрации1.

В 1994 г. в стране уже насчитывалось 25 партий. Начало 1990-х гг. было временем взлёта Белорусского народного фронта «Возрождение» (БНФ), созданного в 1989 г., который после ухода КПБ обладал большой популярностью в стране и серьёзным политическим весом в Верховном Совете. Его националистические призывы, действия, документы рассматривались тогда, особенно на Западе, в качестве первых шагов транзита к демократии. Доминирование БНФ в Верховном Совете обеспечило принятие законов, оформивших суверенную белорусскую государственность и его символику: Декларации о государственном суверенитете БССР (27 июля 1990 г.); Закона «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР» (25 августа 1991 г.); Закона «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР» (26 августа 1991 г.); решения внеочередной сессии Верховного Совета БССР об изменении названия государства на «Республика Беларусь» и государственной символики (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня») (19 сентября 1991 г.); денонсации Верховным Советом Договора о создании СССР и ратификации Соглашения о создании СНГ (10 декабря 1991 г.).

Транзит к западной демократии в политике сопровождался «шоковой терапией» в экономике, приведшей к рыночным преобразованиям и открытию для мировой капиталистической системы белорусской экономики, что на деле обернулось её стремительным разрушением. Чем больше в стране останавливалось предприятий и появлялось безработных, стремительнее росли цены и пустели полки магазинов, тем выше был градус политической активности. В 1998 г. в Беларуси уже действовало 29 партий. А вообще к тому времени, учитывая и существовавшие, и «канувшие в лету», Беларусь узнала о более чем 40 партиях.

Структура высших органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления сохранялась практически неизменной с советских времен. Верховный Совет Республики Беларусь оставался непрофессиональным высшим представительным органом, депутаты которого формально не оставляли своих рабочих мест, что не

1 Политические партии. Беларусь и современный мир. 2-е изд. - Минск: Тесей, 2005. - С. 36-38.

289

всегда соблюдалось при резко растущей безработице и представителями научной и особенно гуманитарной интеллигенции, только числившимися при каких-либо НИИ, но реально посвящавших себя политической деятельности в своих партиях и в Верховном Совете. Таких было много в БНФ, включая лидера фронта историка З.С. Позняка. Председатель Верховного Совета, лидер Белорусской социал-демократической Грамады физик С. С. Шушкевич тоже был из научной интеллигентской среды. После роспуска коммунистических партийных комитетов, бывших ведущим структурным компонентом советской политической системы, такие политики-активисты смогли без особого труда перетянуть властные полномочия в Верховный Совет, попутно отталкивая правительство и органы исполнительной власти. Правительство Республики Беларусь во главе с В.Ф. Кебичем для решения проблем острого экономического кризиса дважды - в 1991 и 1993 гг. - получало расширенные, выходящие за рамки конституции, полномочия1. Но правительство и лично Кебич как воспитанник советской управленческой школы, не воспользовались этим, не перехватили властные полномочия. Верховный Совет настойчиво контролировал деятельность правительства, регулярно заслушивая его отчеты на своих заседаниях. Никакого скатывания к премьерской республике, как предрекали многие эксперты, не произошло. Именно Верховный Совет и его партийные фракции задавали текущую политическую повестку, формировали общественное мнение, направляли политическую активность граждан, «раздували» уличную демократию. Центральной была идея перехода к демократии западного образца, капиталистической рыночной системе, которые могли быть воплощены только в форме национального государства. Такое государство образовалось само собой в процессе распада Советского Союза, не потребовав от его адептов больших усилий. Но в силу логики развития постсоветских национальных государств его принялись накачивать националистической идеологией с изрядной долей русофобии, антикоммунизма, антисоветизма, откровенно националистической польско-литвинской историографии.

Верховный Совет развил бурную законодательную деятельность, к которой подталкивали стремительные трансформационные социально-экономические и политические процессы. За 5 лет с 1990 по 1995 г. Верховный Совет принял более 500 законов, то есть примерно столько, сколько за предшествующие 50 лет своего существования, начиная с 1938 г. - времени избрания Верховного Совета БССР I созыва2. При этом надо учесть, что в то время еще не было научно-исследовательских институтов, таких как, например, ныне действующий Национальный центр правовой информации (НЦПИ), обеспечивающих научное и информационное сопровождение законотворческой деятельности. Всё делали захваченные энтузиазмом реформ депутаты, представители аппарата Верховного Совета, добровольные помощники и гражданские активисты. Поднявшись на волне романтики национального суверенитета, депутаты порой не видели сурового дна реальности, не учитывали возможностей бюджета, не заботились об источниках финансирования, не взаимодействовали с Правительством, не прогнозировали последствий прихода в страну западных экономических компаний, инвесторов, общественно-политических организаций и многочисленных консультантов. Но при этом, и здесь надо отдать должное депутатам, не торопились, не желая отстать от других постсоветских республик, с принятием новой конституции.

На фоне бурных политико-экономических трансформаций разворачивался процесс конституционного строительства, центром которого являлась Конституционная комиссия, утвержденная Верховным Советом БССР 20 июля 1990 г. в составе своих депутатов. Итогом её пятилетней деятельности стало принятие на 13 сессии Верховного Совета РБ 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. В отточенных юридических формулировках новая конституция зафиксировала краеугольные элементы публичного контура общественно-политической жизни и государственного управления, подведя черту первому этапу политической трансформации. О многопартийности уже было сказано. Она развивалась, но поверхностно, не превращалась в партийную систему, оставаясь на периферии политического процесса, не проникая вглубь социальной ткани, не получая серьезной экономической подпитки. Тем более конституционные положения о формировании государственных институтов не давали партиям шанса войти в государственное управление.

Что касается верховных органов государственного управления, то став центром общественно-политической жизни, оттянув на себя властные полномочия, сознательно ориентируясь на западные политические стандарты, Верховный Совет вполне логично вышел на создание формы правления, близкой к парламентской, поместив себя в её властный центр. Статья 79 конституции провозгласила, что «Верховный Совет Республики Беларусь является наивысшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь». В статье 83 были перечислены 18 его главных полномочий. Высшее положение Верховного Совета в государственной иерархии подчеркивалось даже тем, что в разделе IV «Законодательная, исполнительная и судебная власть» отдельные главы были посвящены Верховному Совету Республики Беларусь (глава 3), Президенту РБ (глава 4), Суду (глава 5). Правительство же, Кабинет Министров Республики Беларусь, даже не удостоилось самостоятельной главы и всего лишь скромно упоминалось в 106-108 статьях главы о Президенте. При всесильном Верховном Совете правительство уже и не признавалось самостоятельным источником власти, исполнительной власти. Но при этом в обход традиций классической парламентской формы правления правительство не формировалось парламентом, тем более на основе партийного принципа. В соответствии с 100 статьей Премьер-министр и возглавляемое им правительство должны были назначаться Президентом с согласия Верховного Совета. Важнейший атрибут парламентской формы правления - формирование правительства парламентом - и вытекающие из него сдержки и противовесы между ними не был реализован в белорусской конституции. Более того, авторы конституции не смогли

1 Парламентаризм в Беларуси / Под ред. В.А. Божанова, А.В. Горелика. - Минск: Иппокрена, 2010. - С. 84.

2 Василевич Г.А. Беларусь на рубеже веков: в поиске оптимальной конституционной модели // Конституция Республики Беларусь как ценностный выбор: 25 лет свершений и преобразований. Сб. материалов респ. науч.-практ. конференции, Минск, 4 марта 2019 г. - Минск: Право и экономика, 2019. - С. 22.

полностью расстаться с советским наследием непосредственного присутствия народа в государственном управлении. Они не решились на создание исключительно профессионального парламента, о чем свидетельствовала статья 92, в которой подчеркивалось, что «депутат Верховного Совета осуществляет свои полномочия в Верховном Совете на профессиональной основе или по его желанию, не разрывая связей с производственной или служебной деятельностью»1. Так и получилось, что в начале 1990-х гг. в период самого ярого антисоветизма высший государственный орган Верховный Совет XII созыва был еще сформирован во времена СССР, а Верховный Совет XIII созыва избран в 1995 г. на основании новой демократической конституции, сохранившей советский принцип. Верховный Совет, выйдя из советской купели, не только своим названием, но и способом формирования, и высшим местом в системе государственной иерархии всё еще следовал традициям советского парламентаризма.

Практически сразу реальным соперником Верховного Совета стал введенный конституцией институт президентства. Новая конституция придала институту президентства характеристики и классической президентской (американского образца), и парламентской форм правления. От президентской было совмещение полномочий главы государства и главы исполнительной власти (статья 95), и всенародные выборы (статья 97). Срок президентских полномочий был определен в пять лет и не больше двух сроков подряд (статья 97). Довольно значительный список президентских полномочий касался преимущественно исполнительной власти, по сути «отнимая» их у кабинета министров и премьер-министра. Сохранение кабинета министров и премьер-министра в отличие от президентской формы правления в США, а также отсутствие сильных президентских полномочий, возможных при выведении президента из системы разделения властей, сближало белорусский институт президентства с парламентской формой правления. С момента избрания первого Президента Республики Беларусь летом 1994 г. между ним и Верховным Советом началось серьезное противостояние, обусловленное и борьбой за власть, и проведением в жизнь разных политических курсов.

Верховный Совет РБ по-прежнему являлся проводником в жизнь прозападного прокапиталистического национально-либерального вектора развития. В январе 1994 г., когда в повестку дня сессии Верховного Совета был поставлен вопрос об освобождении от должностей Председателя Верховного Совета С.С. Шушкевича и Председателя Совета Министров В.Ф. Кебича, в адрес С. С. Шушкевича были высказаны обвинения, что он «толкает нашу республику на польский вариант, который может закончиться плачевно». Правительство же обвинялось в «антибелорусской политике»2. Избранный первым президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко не просто продолжил и обновил линию правительства. В большую политику он, как и многие, пришел из Верховного Совета. Будучи депутатом, он снискал известность не только на ниве борьбы с коррупцией, но и остался в памяти как единственный депутат, голосовавший против распада Советского Союза. Выступая в Верховном Совете и во время президентской кампании, он четко говорил о необходимости «отвести страну от пропасти». И вот теперь, переводя депутатские и предвыборные обещания в президентский политический курс, он начинает формулировать пророссийский антикризисный вектор развития. Конфронтация между Верховным Советом и Президентом резко обостряется, разрешившись в 1996 г. радикальной конституционной реформой, приведшей к глубоким изменениям в структуре государственного управления.

При сломе старых общественных систем вполне закономерно усиление парламентских структур. Не менее закономерно и стремление их уравновесить сильной исполнительной, особенно президентской властью, как, например, было в конце XVIII в. в ходе войны за независимость и образования США. На постсоветском пространстве политически раскачанные парламенты и призванные их уравновесить институты президентства нередко скатывались в глубокую конфронтацию. В России подобный конфликт разрешился кровавым противостоянием в октябре 1993 г. В Казахстане сильный президент добился «самороспуска» парламента и конституционной реформы.

Созданный в Беларуси институт президентства стал быстро наращивать «властные мускулы», создавая свою «президентскую вертикаль». Из числа депутатов Верховного Совета XII созыва были сформированы квалифицированные кадры администрации Президента и правительства. Начиная с августа 1994 г. в соответствии со специально принятым законом руководители местных исполнительных комитетов не формировались местными советами, а назначались лично Президентом и напрямую ему подчинялись. Это разрушало несущую конструкцию иерархии советской системы от первичных, базовых до Верховного Совета и сокращало полномочия и опору Верховного Совета на местах. А.Г. Лукашенко отмечал: «Я установил жесткие правила поведения: а) для политиков; б) для хозяйственников и в) для всех остальных. Все в нашем государстве сегодня несут ответственность перед Президентом, а Президент несет ответственность за всех... Мы создали государственные органы власти... Вокруг «вертикали» власти выстроены

3

все институты» .

Опираясь на уже вполне внушительную властную «вертикаль» президент обнародовал принципиальные позиции своего политического курса, выступив 27 сентября 1994 г. с антикризисной программой перед парламентом. Верховный Совет принял эту программу, рассчитанную до конца 1995 г., несмотря на то, что она была полной противоположностью мнению множества депутатов, особенно фракции БНФ. Программа была ориентирована на усиление государственного регулирования, установление режима жесткой дисциплины, обуздание рыночной стихии, для чего в первую очередь ставилась задача вывести из государственных предприятий коммерческие структуры. Затем президенту удалось заручиться широкой народной поддержкой. В феврале 1995 г. президент выступил с инициативой республиканского референдума, на который выносились давно назревшие вопросы о придании русскому языку равного статуса с белорусским, о принятии новой государственной символики, о поддержке курса на интеграцию с Россией, о возможности роспуска Верховного Совета Президентом в случае нарушения им конституции. Состоявшийся 14 мая

1 Канстытуцыя Рэспублт Беларусь. - Мнск: Полымя, 1994. - 30 с.

2 Парламентаризм в Беларуси / Под ред. В.А. Божанова, А.В. Горелика. - Минск: Иппокрена, 2010. - С. 113.

3 Там же, с. 119.

1995 г. референдум, по всем вопросам которого избиратели подавляющим большинством высказались «за», продемонстрировал решительную победу президентского курса.

Противостояние Президента с Верховным Советом еще более усилилось в связи со следующими обстоятельствами. В 1995 г. проходили и выборы в Верховный Совет. Крайне низкая явка избирателей, из-за которой в ряде округов пришлось проводить повторные довыборы, что привело к полугодовому опозданию начала работы Верховного Совета XIII созыва, еще раз явно продемонстрировала переход симпатий народного большинства к Президенту. При этом собравшийся, наконец, в январе 1996 г. Верховный Совет XIII созыва встал в оппозицию Президенту. Особенно яростно оспаривал назначения Президента и в плане кандидатур, и в плане способа, при котором вынужден был одобрять решительные действия Президента, теряя свои полномочия по выбору кандидатур. Попытавшись встать над схваткой, активизировал деятельность Конституционный суд, который принимал решения о соответствии конституции законов, принятых в конце 1995 г., о правомочности самого Верховного Совета XII созыва, о ситуации, когда в стране практически не функционировал парламент. В феврале 1996 г. Конституционный суд принял Послание «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 г.», в котором признал состояние конституционной законности неудовлетворительным1. Однако противостояние институтов власти уже вышло из конституционной плоскости в многомерное поле политической борьбы. И здесь Президент, благодаря, как стало понятно в рамках длительной перспективы, правоте своего антизападного курса, народной поддержке, энергичным, настойчивым действиям, оказался сильнее.

Эта победа была закреплена в конституционных изменениях, которые вновь по инициативе президента были вынесены на республиканский референдум. Избирателям предлагалось несколько вопросов. Изменения в конституции касались резкого усиления президентской власти. Вместо Верховного Совета предполагалось формирование профессионального двухпалатного парламента. Но вопросы референдума не ограничивались изменениями в конституцию. Также были поставлены широко обсуждаемые белорусами вопросы об изменении Дня независимости Республики Беларусь с 27 июля (дата принятия Декларации независимости в 1990 г.) на 3 июля - День освобождения Минска (а значит, и всей Беларуси) от немецко-фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны; о свободной без ограничений купле-продаже земли; об отмене смертной казни.

Накануне референдума в обстановке нарастающего противостояния властей, когда дело дошло до запуска процедуры импичмента президенту со стороны Верховного Совета, когда обсуждались разные варианты вопросов и дат проведения референдума 19-20 октября 1996 г. по инициативе Президента было проведено Всебелорусское народное собрание. Оно оказалось принципиально новым источником власти, апеллирующим к народной поддержке и взывающей к памяти древнерусских вече, земских соборов, съездов советов и т.д.. После доклада Президента с красноречивым названием «Только народ вправе решать свою судьбу», собрание одобрило курс, обозначенный Президентом, и определило дату референдума на 24 ноября 1996 г., хотя это была функция Верховного Совета. Дальнейшие события скорее напоминали политический детектив, но, в конце концов, состоявшийся референдум расчистил Президенту дорогу для проведения конституционной реформы, приведшей к созданию принципиальной новой формы государственного правления.

За счет выведения из системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную Президент получил огромные полномочия, не сводимые к полномочиям в классической президентской, парламентской и даже смешанной (по типу 5 республики во Франции). Согласно статье 84 Конституции Президент имеет право распускать палаты парламента, назначать и принимать решение об отставке Правительства и его членов, отменять акты правительства, производить назначения на ключевые государственные должности и т.д. 101 статья предоставляла двум палатам парламента право делегирования Президенту законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона. Президент активно пользовался этим правом2. По итогам республиканского референдума 17 октября 2004 г. была изменена 81 статья конституции о порядке избрания Президента: убраны указания о количестве сроков его полномочий. Нижняя палата - Палата представителей - нового двухпалатного парламента Национального собрания Республики Беларусь формируется на основе принципа прямого народного представительства. Первоначально она была набрана из депутатов прежнего Верховного Совета, поддержавших курс Президента и пожелавших вместе с ним работать. Верхняя палата - Совет Республики - в унитарной стране формировалась как палата территориального представительства и была помимо представительства регионов и государственных чиновников, назначаемых Президентом, прежде всего направлена на стабилизацию структуры верховной государственной власти3.

В Беларуси произошла интересная метаморфоза. Под руководством Президента страна стала выходить на антизападный вектор развития. Но при этом внешне контур публичного государственного управления и политики был приведен в соответствие с принципами западного конституционализма: наличие президента, двухпалатного профессионально работающего парламента, многопартийность. Однако он имел ряд принципиальных особенностей: сверхсильная президентская власть, опирающаяся на собственную президентскую вертикаль. Регулярно, раз в 5 лет, проводились Всебелорусские народные собрания, обсуждавшие насущные вопросы общественной жизни и принимавшие планы социально-экономического развития страны на следующую «пятилетку». Между тем статус собрания не был оформлен в конституции. Продолжалось угасание многопартийности. Партии теперь разделились по главному критерию: отношение к Президенту и его курсу. Те, кто поддерживает Президента как могут, работают. В 2000-е годы ко-

1 Парламентаризм в Беларуси / Под ред. В.А. Божанова, А.В. Горелика. - Минск: Иппокрена, 2010. - С. 124.

2 Там же, с. 183.

3 Конституция Республики Беларусь 1994 года с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 64 с.

личество зарегистрированных партий стабилизировалось на 15. В ныне действующей Палате представителей 7 созыва, избранной в 2019 г., из 110 депутатов только 21 депутат (19,1%) являются членами политических партий: Коммунистической партии, Республиканской партии труда и справедливости, Либерально-демократической партии. В Палате представителей предыдущего 6 созыва партийных депутатов было всего 161. Не поддерживавшие встали не просто в оппозицию лично к Президенту и его курсу, наиболее радикальные из них, по сути, встали в оппозицию стране, существуя на зарубежные гранты и являясь прямыми проводниками западного влияния. О себе они громко заявляли на выборах, особенно президентских, выдвигая оппозиционных кандидатов и проводя шумные, порой с уличными беспорядками избирательные кампании.

Однако самый мощный гибридный удар по стране во время президентской избирательной кампании 2020 г. нанесли отнюдь не традиционные оппозиционные партии. Как подчеркнул А. Г. Лукашенко: «В августе 2020-го была предпринята попытка навсегда прервать эволюцию белорусской нации, перечеркнуть наше развитие, отбросить нас назад... Подготовка мятежа 2020 года с учетом неудач прошлых осуществлялась на порядок мощнее. Мы однозначно расцениваем происшедшие события как многоэтапную, скоординированную технологию»2. Беларусь выстояла, прежде всего благодаря эффективности государственного управления. И вот теперь опытная, зрелая и закаленная в боях государственная власть запустила и провела широкий общенародный процесс обсуждения назревших изменений в конституцию. В течение года работала специально созданная по указу Президента конституционная комиссия. Состоявшийся 27 февраля 2022 г. референдум, на котором более 82% принявших в нем участие граждан проголосовали за внесенные изменения, стал вехой очередной трансформации государственной власти и управления.

Конституция во всех своих разделах и частях подверглась существенным изменениям. Однако трансформация государственных институтов будет не столь радикальной как в 1996 г. В 1996 г. нужно было прокладывать путь к белорусской социально-экономической модели, ставить на него новый государственный состав. Нынешняя реформа только его ремонтирует, продвигая дальше к новым целям по уже уложенным и накатанным рельсам все вагоны государственного поезда, никого не забывая, меняя вагоны местами, перераспределяя грузы между ними. Собственно, самые существенные изменения касаются института президентства и Всебелорусского народного собрания (ВНС). Все остальные государственные органы будут функционировать практически без изменений.

Головной президентский вагон серьезно облегчается. Полномочия Президента сокращаются. Пребывание Президента на своем посту ограничивается двумя сроками. Ранее прицепной вагон Всебелорусского народного собрания приобрел конституционный статус, встав по конституции вслед за президентским. В соответствии со статьей 89(1) конституции ВНС - это «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». ВНС становится постоянно действующим органом со сроком полномочий в 5 лет. Его заседания проводятся не реже одного раза в год. Непрерывность работы ВНС, особенно вне заседаний, обеспечивается Президиумом, Председателем Президиума и его заместителями, которые избираются ВНС. Предельная численность делегатов ВНС определена в 1200 человек. Согласно статье 89(2) делегат ВНС «принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности». Это своеобразный возврат к советскому парламентаризму.

При этом полностью сохраняется профессиональный парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - который является «представительным (но не высшим как ВНС) и законодательным органом Республики Беларусь» (статья 90)3. Дилемма двух парламентов широко обсуждалась и на диалоговых площадках в ходе всенародного обсуждения, и была под пристальным вниманием и Президента и конституционной комиссии. Это весомая деталь самобытности белорусской политики и государственного управления, их не полного соответствия традициям западного конституционализма и принципу разделения властей. Время покажет, как приживется эта деталь в государственном механизме. Но следует отметить, что ВНС - это не свежеиспеченная инновация, с 1996 г. состоялось уже шесть ВНС. Последнее прошло в феврале 2021 г.

Самобытность политических институтов Республики Беларусь, подкрепляемая антизападным политическим процессом, проявлялась по-разному, но всё время тяготела к советскому парламентаризму, который в свою очередь сам вырастал из более ранних традиций русской власти, искавшей опору в различных народных собраниях. А эта традиция вполне отчетливо намекает на необходимость формирования второго концептуального контура управления, тоже публичного, в отличие от Запада.

1 Центризбирком подвел окончательные итоги парламентских выборов // Беларусь сегодня. ББ.БУ, 23 ноября 2019 г. -www.sb.by

2 Лукашенко А.Г. Три вопроса к белорусскому народу. Выступление Президента Беларуси при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию // СБ. Беларусь сегодня. 29.01.2022. - С. 5.

3 Конституция Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. - С. 22-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.