5,6 мкм и 52,3 ± 2,4 мкм (р = 0,039). Нарушения материнско-плодового кровообращения в группе сравнения наблюдались в единичных случаях в виде очагового стаза в межворсинчатом пространстве суббазальных зон и очагов диффузной инфильтрации в перисосудистом пространстве.
У женщин с гипоталамическим синдромом в последах значительно чаще наблюдались признаки ги-поксических нарушений: очаги роста концевых ворсин, строма ворсин богата соединительно-тканными клетками и волокнами, уменьшение межворсинчатого пространства с отложением в нем фибриноида, единичные диапедезные кровоизлияния в строму ворсин. В некоторых случаях встречались диффузная инфильтрация хориальной, базальной, дециду-альной пластинок, межворсинчатого пространства, сосудов и стромы ворсин. В отдельных случаях отмечались очаги некроза стромы ворсин и разрушение синцитиотрофобласта с отложением фибри-ноида в очагах разрушений. Отмечалась тенденция увеличения толщины и неравномерной длины мик-ровиллий на поверхности промежуточных и специализированных терминальных ворсин, преобладание очаговой гиперплазии терминальных ворсин,
образование синцитиальных узелков, выступающих в межворсинчатое пространство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, у пациенток с гипоталамичес-ким синдромом состояние системы мать-плацента-плод отличается высокой частотой нарушений по данным кардиомониторного исследования (66 %), биофизического профиля плода (86,9 %), доппле-рометрического исследования (70,1 %), морфологического исследования плаценты (65 %).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Арустамян, К.К. Репродуктивная функция женщин, страдающих гипоталамическим синдромом /К.К. Арустамян: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Ереван, 1990. - 17 с.
2. Артюкова, О.В. Гипоталамический синдром пубертатного периода /Артюкова О.В., Коколина В.Ф. //Вест. Рос. асс. акуш.-гинек. -1997. - № 2. - С. 45-48.
3. Марова, Е.И. Нейроэндокринология /Марова Е.И. - Ярославль, 1999. - 506 с.
4. Практическое руководство по гинекологической эндокринологии /Серов В.Н., Прилепская В.Н., Пшеничникова Т.Я. и др. - М., 1995. - 426 с.
Киселев Г.Ф., Попова О.И., Кирейчук В.П., Салтыкова Е.Н., Карпова Н.С., Размахнина Е.М, Лошакова Л.Ю.
Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра детской стоматологии, г. Кемерово
ВЫБОР ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ КАРИЕСА ЗУБОВ И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Лечение кариеса и осложненных форм этого заболевания во временных и постоянных зубах является актуальной проблемой детской стоматологии. Особенно остро эта проблема стоит у детей до 3-х лет. У некоторых детей первые признаки поражения зубов кариесом могут быть обнаружены уже в периоде прорезывания молочных зубов [1]. Кариес временных зубов и гипоплазия твердых тканей временных зубов у детей в возрасте от рождения до 3 лет неразрывно связаны с нарушением первичной минерализации твердых тканей в анте- и постнатальном периоде [2].
Кроме того, множественный кариес, особенно в детском возрасте, относится к заболеваниям, протекающим с нарушением обмена кальция [3]. Вследствие чего нуждаемость в лечении временных зубов остается по-прежнему высокой. С одной стороны, это связано с тем, что акушеры-гинекологи и педиатры недостаточно информируют будущих матерей и молодых родителей о необходимости посещения стоматолога как можно раньше — еще на первом году жизни ребенка. С другой, причина кроется в недостаточной осведомленности многих стоматологов о том, какие методы и средства профилактики необходимо назначать детям в первые три года их жизни [4].
Преждевременное удаление временных зубов приводит к значительным морфологическим и функциональным нарушениям зубочелюстной системы [5]. Сложность диагностики и лечения зубов у маленьких детей, несвоевременность оказания им стоматологической помощи в полном объеме и, нередко, негативное отношение родителей к лечению временных зубов являются причинами развития воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, приводящими к ранней потере зубов и нарушению развития и формирования челюстных костей у детей.
Нередко стоматологическая помощь детям 1-3 лет со сложной патологией твердых тканей зубов оказывается на недостаточном уровне, отсутствует единая тактика в лечении кариеса, пульпита и периодонтита временных зубов, не проводится патогенетическая терапия кариеса. Кроме того, не учитывается состояние здоровья ребенка, особенности его развития, питания, гигиенические навыки, а рекомендации родителям по режиму и характеру питания, методам ухода за полостью рта носят формальный характер.
Цель исследования — разработка тактики при лечении кариеса и его осложнений у детей от 6 месяцев до 3-х лет.
40 № 3 2005 ^УПвощина
в Кузбассе
О^Аедици
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под нашим наблюдением в течение года находились 35 детей первых трех лет жизни с патологией твердых тканей зубов, первично обратившиеся к стоматологу в различные детские стоматологические кабинеты и направленные на консультацию на кафедру детской стоматологии с множественным, быстро развивающимся кариесом зубов.
Во время первичного обращения проводился сбор анте- и постнатального анамнеза. Особенности развития, заболеваемости, характера вскармливания изучались нами путем анализа амбулаторных карт развития ребенка. Выявленные факторы риска развития стоматологической патологии, а также результаты клинического осмотра полости рта, регистрировались в амбулаторной стоматологической карте.
При клиническом осмотре полости рта изучались признаки физиологического прорезывания зубов (сроки, парность и последовательность), состояние твердых тканей зубов: наличие пороков развития (изменение цвета и формы зубов, нарушение структуры их тканей) и присоединившийся к ним кариозный процесс, состояние слизистой оболочки альвеолярного отростка у каждого зуба, степень участия зубов в акте жевания, наличие мягкого зубного налета, состояние регионарных лимфатических узлов. В каждом пораженном зубе с помощью зонда определялись плотность, чувствительность дентина, сообщение кариозной и пульповой полостей, состояние коронковой и корневой пульпы. При констатации осложненных форм кариеса проводилось рентгенологическое исследование.
Кроме того, для изучения частоты и последствий ранней потери временных зубов проведено стоматологическое обследование 157 детей 5-8 лет, посещающих дошкольные и школьные учреждения г. Кемерово.
Для выяснения информированности родителей о последствиях раннего удаления временных зубов и необходимости профилактического протезирования детей проведен телефонный опрос (метод телефонного интервьюирования). Опрашивались родители, у детей которых по разным причинам проведено преждевременное удаление временных зубов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При клиническом исследовании у 80 % детей первых трех лет жизни диагностирована гипоплазия твердых тканей зубов в различных сочетаниях с кариесом, который характеризовался высокой активностью течения. Интенсивность поражения по индексу кп у детей первого года жизни составила 3,1 ± 0,3, в возрасте 1-2 года — 6,7 ± 0,8, в возрасте 2-3 года - 9,3 ± 1,3.
Анализ анте- и постнатального периодов развития детей группы с тяжелой стоматологической патологией показал, что все дети были подвержены хронической внутриутробной гипоксии, развившейся на фоне гестозов беременности. В 80 % случаев
диагностировали хроническую фетоплацентарную недостаточность. Отмечены заболевания почек у беременных, анемии, хроническое внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз). 25 % детей родились недоношенными. Постнатальный период характеризовался последствиями перинатальной энцефалопатии. На первом году жизни все дети перенесли рахит, и в течение 2-х лет жизни дети часто подвергались заболеваниям респираторными инфекциями.
Кроме того, установлено, что практически все дети злоупотребляли сладостями, сладкими напитками, имели «перекусы» между основными приемами пищи, частые ночные кормления смесями из бутылочки. При этом гигиене полости рта ребенка внимания не уделялось. На фронтальных зубах и клыках кариес, как правило, имел циркулярную локализацию, т.е. начинался на вестибулярной поверхности в пришеечной области и в течение 36 месяцев распространялся по плоскости вокруг всей коронки.
У каждого второго ребенка диагностировали осложненный кариес. Особенностью клинического течения пульпита и периодонтита обследованных детей являлось их бессимптомное течение, при этом поражались преимущественно резцы верхней челюсти и первые моляры.
Для каждого ребенка, с учетом возраста, данных объективного исследования стоматологического статуса, составлялся план лечебно-реабилитационных мероприятий, включающий следующие положения:
1. Обучение матери правилам ухода за полостью рта соответственно возрасту ребенка.
2. Коррекция питания с учетом его сбалансированности по основным ингредиентам, в т.ч. углеводам. Необходимо разъяснить родителям об отказе давать детям сладкое питание ночью.
3. Обучение детей навыкам индивидуальной гигиены полости рта с 2-х лет.
4. Проведение местной патогенетической терапии при наличии пороков развития твердых тканей зубов и кариеса (препарат Глуфторэд).
5. Лечение начального и поверхностного кариеса методикой глубокого фторирования (препарат Глуфторэд) и импрегнацией препаратов серебра и фтора одновременно (Аргенат).
6. Пломбирование кариозных полостей стеклоионо-мерными цементами светового отверждения (Vit-rebond) или компомерами (Dyrect).
7. Лечение пульпита однокорневых зубов методом девитальной экстирпации с последующей обтурацией корневого канала мумифицирующей пастой.
8. Лечение хронического простого пульпита многокорневых зубов методом девитальной ампутации с последующей мумификацией пульпы в три посещения.
9. Эндодонтическое лечение хронического периодонтита временных зубов с последующим пломбированием корневых каналов мумифицирующими пастами.
. И № 3 2005 41
в Кузбассе ^ 1
10. Проведение рентгенологического контроля после пломбирования корневых каналов.
11. Удаление временных зубов.
Одним из абсолютных показаний к удалению временных зубов является переход воспаления из периодонта молочного зуба на фолликул и зачаток постоянного зуба. Об этом свидетельствует прерывистость отграничивающей кортикальной пластинки фолликула этого зачатка. При исследовании рентгенологических снимков мы обнаруживаем не только разрушение кортикальной пластинки фолликула, но и переход воспаления на формирующуюся коронку постоянного зуба, которая даже на рентгенограмме теряла четкие контуры, имела «изъеденную» структуру, вплоть до гибели зачатка. В этом случае диагностируется одна из стадий остита, с последствиями которого сталкиваются все детские стоматологи терапевтического, хирургического и ортодонтического профиля. В нашей работе чаще встречались оститы первой и третьей стадии воспалительного процесса. Во избежание гибели зачатка постоянного зуба проводится немедленная экстракция временных зубов. При третьей стадии остита удаляется не только причинный зуб, но и зачаток постоянного, так как последний не имеет связи с альвеолой.
В результате распространения воспалительных явлений на зачатки постоянных зубов, при хроническом периодонтите временных зубов мы отмечаем следующие возможные исходы: 1) гибель зачатков постоянных зубов; 2) местная гипоплазия твердых тканей формирующегося зуба; 3) преждевременное прорезывание постоянного зуба; 4) ретенция соответствующего постоянного зуба и развитие фолликулярной кисты; 5) смещение зачатков постоянных зубов, что затрудняет их прорезывание и обуславливает аномальное положение; 6) погибший зачаток является инородным телом и длительно поддерживает остеомиелитный процесс.
Кроме того, показаниями к удалению временных зубов являлись гангренозные формы хронического пульпита.
Удаление зубов всегда проводилось под местным обезболиванием. В качестве анестетиков отдавали предпочтение местноанестезирующим препаратам последнего поколения на основе артикаина без вазоконстриктора (до 4-х лет). Из видов местной анестезии на верхней челюсти отдавали предпочтение инфильтрационному методу, а на нижней челюсти - проводниковому. В редких случаях, при неадекватном поведении ребенка, выполняли ин-фильтрационную анестезию на нижней челюсти.
12. Назначение препаратов фтора в возрастной дозировке в течение 250 дней в году.
13. Контрольные посещения и проведение лечебно-профилактических мероприятий каждые 3 месяца.
14. Лечебно-профилактическое протезирование при наличии дефектов зубных рядов.
Мы считаем актуальным вопрос о раннем профилактическом протезировании детей с дефектами
зубных рядов в периоде временного прикуса, которые восстанавливаются съемными протезами, уже начиная с 3-х летнего возраста. При этом если ребенку не проводить профилактическое протезирование, то через 1,5-2 года он уже будет нуждаться в лечебных ортодонтических мероприятиях, т.к. после ранней утраты временных зубов мы отмечаем возникновение различных морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе ребенка. У всех детей (по результатам профилактических осмотров дошкольников и школьников младшего возраста) после раннего удаления временных зубов выявляются последствия: наклон или мези-альное смещение первых постоянных моляров в сторону дефекта, дентоальвеолярное удлинение в области антагонистов отсутствующих зубов, формирование вредной привычки - прокладывание языка в область дефекта. Также диагностируются другие различные изменения в зубочелюстной системе: нарушение процесса становления высоты прикуса, формирование дистального прикуса.
Отношение родителей детей (по данным телефонного интервьюирования) к протезированию в детском возрасте следующее: 92,1 % опрошенных не были информированы о необходимости посещения ортодонта для изготовления профилактических протезов для детей, 8 % родителей сообщили о своей осведомленности о протезировании. Часть родителей (26,3 %) в ходе телефонного опроса захотели воспользоваться методом детского зубного протезирования, но большинство сообщили об отрицательном мнении о протезировании в молочном прикусе.
ВЫВОДЫ:
1. Дети первого года жизни нуждаются в осмотрах детского стоматолога с целью выявления факторов риска развития стоматологических заболеваний, пороков развития твердых тканей зубов и кариеса.
2. Лечебно-реабилитационные мероприятия с целью стабилизации кариеса необходимо проводить в самые ранние сроки и в полном объеме.
3. Дети с пороками развития твердых тканей зубов в сочетании с кариесом подлежат обязательному диспансерному наблюдению.
4. В тех случаях, когда преждевременное удаление временных зубов становится неизбежным, возникает необходимость в обязательном раннем зубном протезировании детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сайфуллина, Х.М. Кариес зубов у детей и подростков /Х.М. Сай-фуллина. - М., 2000. - 95 с.
2. Виноградова, Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога /Т.Ф. Виноградова. - М., 1988. - 250 с.
3. Елизарова, В.М. Применение бифосфоната ксидифона при множественном кариесе зубов у детей /В.М. Елизарова, Ю.А. Петрович, Э.А. Юрьева //ТОП-Мед. - 1997. - № 2. - С. 32-33.
4. Морозова, Н.В. Индивидуальная профилактика кариеса у детей раннего возраста /Н.В. Морозова, В.В. Корчагина, К.В. Хроменко-ва //Клин. стом. - 2004. - № 1. - С. 40-43.
42 № 3 2005 ^УПвощина
в Кузбассе
О^Аедици
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
5. Васильев, В.Г. Клинико-морфометрическое исследование моделей льев, Т.К. Шкавро //Медико-биологические проблемы: Сб. тр. мо-
челюстей детей с ранним удалением временных зубов /В.Г. Васи- лодых ученых. - Кемерово-М., 2000. - С. 59-60.
Коков А.Н., Моисеенков Г.В., Журавлева И.Ю., Барбараш Л.С.
Кемеровский кардиологический диспансер, ГУ Научно-производственная проблемная лаборатория реконструктивной хирургии сердца и сосудов с клиникой СО РАМН,
г. Кемерово
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ПОТОКА В АОРТЕ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОТЕЗАХ АОРТАЛЬНОГО КЛАПАНА
Изучение структуры потока имеет большое значение для определения функции клапана, ведь изменение характеристики потока приводит к потере энергии на клапане и напрямую связано с ремоделированием сердца. Согласно классической гидродинамике, потоки делят на ламинарные и турбулентные. Любой поток во времени и объеме состоит из двух частей — это начальный и развитой участки. В самом потоке условно выделяют три слоя: центральный, пристеночный и пограничный (между центральным и пристеночным). Если течение под воздействием внешних сил (стенок сосудов) возвращается к исходному, ток называется ламинарным, а если нет — турбулентным. Практически все токи в сердечно-сосудистой системе имеют турбулентный характер. Для турбулентного потока во время открытия аортального клапана характерно образование вторичных течений и вихрей. Положительным качеством турбулентного потока является его меньшая энергозатратность, легкость изменения направления пристеночных и пограничных слоев, а также сниженное сопротивление току. Существующие в настоящее время гидродинамические модели и компьютерное моделирование позволяют изучать характер потоков в восходящем отделе аорты in vitro. А для изучения потока в аорте in situ перспективными методами исследования являются магнитно-резонансная томография (МРТ) и кино-МРТ сердца с ЭКГ-синхронизацией.
Целью исследования явилось изучение возможности неинвазивной оценки структуры потоков крови в восходящем отделе аорты в зависимости от типа протеза, использованного для замещения аортального клапана.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были изучены три типа протезов аортального клапана: бескаркасные протезы «АБ-Моно-Кеме-рово» и «АБ-Композит» и механические дисковые протезы «Эмикс 21». Средний возраст 9 пациентов составил 49 ± 3,6 лет, обследованы они через 0,51 год после реконструктивных операций. Для получения информации о структуре потока в норме обследовали здоровых добровольцев.
В качестве методов визуализации использовали МРТ и кино-МРТ сердца с синхронизацией по ЭКГ на магнитно-резонансном томографе «Magne-
tom OPEN» с резистивным магнитом напряженностью магнитного поля 0,2 Т. Поток крови в проксимальном отделе грудной аорты оценивали на серии кино-МР-томограмм, выполненных вдоль оси восходящего отдела аорты, просматривая их в режиме непрерывной «кино-петли».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Возможность визуализации просвета сосудов и камер сердца без использования контрастных средств считается одним из достоинств МРТ. Причина этого — чувствительность МР-изображения к скорости и характеру движения крови. В постоянном магнитном поле ориентация спинов вращения протонов водорода упорядочивается вдоль силовых линий. Приложенное переменное магнитное поле вызывает отклонение их от первоначального положения. При прекращении действия переменного поля диполь возвращается к прежнему положению и испускает энергию в виде импульса, который регистрируется приемной катушкой МР-томографа.
Движущаяся кровь ведет себя несколько иначе. Существует понятие феномена «притока», когда подвергнутые электромагнитному импульсу протоны успевают полностью или частично покинуть плоскость среза и их место занимают ненасыщенные спины, при этом на МР-изображении возникает потеря сигнала от движущейся крови. При использовании градиентных импульсных последовательностей с коротким временем повтора вымывания возбужденных диполей из плоскости среза практически не происходит. Таким образом, кровь на кино-МРТ играет роль естественного контраста и представляется яркой, но с появлением турбулентного потока возникает раз-нонаправленность движения спинов крови и яркий сигнал теряется.
При отсутствии патологических изменений со стороны аортального клапана в начальную фазу систолы передний фронт потока производит удар по фиброзному кольцу аортального клапана и замкнутым створкам, открывая их и отодвигая к стенкам синусов Вальсальвы. В фазу полного открытия фиброзное кольцо совершает частичное движение внутрь, а комиссуральная часть — наружу. Внутренняя часть аортального клапана при этом приобретает форму цилиндра, и большая часть крови при минимальных энергозатратах протекает из полости
. и № 3 2005 43
в Кузбассе -r~f