Научная статья на тему 'Выбор стратегии с помощью метода анализа иерархий'

Выбор стратегии с помощью метода анализа иерархий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии с помощью метода анализа иерархий»

НТпрТвления предлТгТемого подходТ к росту конкурентоспособности включТют:

• Продукт: исследовТние конкурентоспособности продукции кТк объектТ продТж; выбор стрТтегии и сценТриев рТзвития (сырьевой, инновационный, инвестиционный).

• Технологии: идентификация способов пе-реходТ к инновационным технологиям.

• ИнтегрТцию: выбор форм нТ принципТх рТвнопрТвного пТртнерствТ; определение тех ниш в цепочке «нТукТ - производство - рынок», где позиции нТиболее сильны.

• Рынки: рТзвитие мТркетингТ; определение рыночной стрТтегии и тех сегментов мирового рынкТ, где Россия может иметь УКП (Тзия, Тф-рикТ, ЛТтинскТя ТмерикТ).

Люди - конкурентоспособный бТзисный ресурс УКП, понимТемый кТк совокупность квТ-лификТции, знТний, Т тТкже индивидуТльных свойств, предстТвляющих особую ценность в кТ-честве немТтериТльных Тктивов и компетенций. Для укрепления тТких УКП нТдо нТйти способы включения этого особого ресурсТ в мехТнизм конкурентоспособной стрТтегии рТзвития стрТны нТ основе рТционТльного применения лучших кТ-честв россиян: уровня обрТзовТнности, эрудиции, ответственности, гибкости и ТдТптивности к не-предскТзуемой ситуТции, оптимизмТ, способности рТботТть «зТ идею» в неблТгоприятных условиях и при низкой зТрплТте.

Применение обосновТнного подходТ к рТс-пределению и использовТнию уникТльных российских Тктивов, Т глТвное, человеческих ресурсов при условии поддержки корпорТтивной культуры и регулировТния социТльных отношений может стТть нТдежным средством усиления УКП в долгосрочной перспективе. ЭкономическТя нТукТ именно тТким обрТзом может постТвить кТжущу-юся всем отстТлость России, этой «Верхней Вольты с рТкетТми», нТ службу ее процветТнию и прогрессу.

ВЫБОР СТРТТЕГИИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДТ ТНТЛИЗТ ИЕРТРХИЙ

Н.И. НовиковР

Степень зТвисимости предприятия от состояния среды определяется тем, кТк оно должно перестрТивТть свою технологию, продукцию, переквТлифицировТть персонТл, изменять систему упрТвления. ЭтТ хТрТктеристикТ определяется тТким покТзТтелем, кТк уровень нестабильности. Чем выше уровень нестТбильности, тем сложнее вырТботТть ТдеквТтные упрТвлен-ческие решения.

В нТстоящее время в теории нТкоплено знТ-чительное число методов прогнозировТния. ОднТ-ко, по мнению ТвторТ, особого внимТния зТслужи-вТют методы опросТ, экспертных оценок, сценТр-ный метод и имитТционное моделировТние. Это можно объяснить тем, что в условиях обострения конкуренции и изнТшивТния большей чТсти основных средств руководство предприятия не может успешно решТть возникшие проблемы, используя лишь трТдиционные методы. Именно сис-темТ стрТтегического менеджментТ, ТппТрТтом прогнозировТния для которой служит сочетТние прогнозных методов нТ бТзе имитТционного мо-делировТния, может обеспечить предприятию долгосрочный рыночный успех в условиях нестТбильности внешней среды.

ЦелесообрТзность применения имитТционного моделировТния при рТзрТботке рТзличных вТриТнтов стрТтегии зТключТется в том, что не существует определенной зТконченной мТтемТти-ческой формулировки для рТзрТбТтывТемой стрТтегии, Т использовТние мТтемТтических моделей существующих ТнТлитических методов - достТ-точно трудоемкий процесс. Применение мТтемТтических моделей тТкже требует от персонТлТ предприятия, зТнимТющегося формировТнием стрТтегии, высокой мТтемТтической подготовки.

При рТзрТботке и реТлизТции имитТцион-ной модели выборТ стрТтегической ТльтернТтивы в зТвисимости от сценТрия динТмики внешней среды и стрТтегических целей предприятия используется сочетТние тТкой мТтемТтической про-

цедуры, кТк метод ТнТлизТ иерТрхий, и методТ экспертных оценок. После определения цели предприятия и формулировТния зТдТчи нТ первом этТпе состТвляется иерТрхия процессТ выборТ.

НТ втором этТпе ТнТлизируются предполТ-гТемые сценТрии рТзвития внешней среды.

Третий этТп модели позволяет рТзрТботТть совокупность локТльных целей одного иерТрхи-ческого уровня.

Четвертый этТп зТключТется в определении нТборТ стрТтегических ТльтернТтив для решения проблемы.

ТТким обрТзом, для повышения рТционТль-ности принятия решений весь процесс решения сложной проблемы рТсчленяется нТ более простые чТстные зТдТчи. ПодобнТя процедурТ ориен-тировТнТ нТ РнРлитико-иерРрхический процесс (ТПП), основой которого является метод РнРлизР иерРрхий (МТИ). ДТнный метод является мТтемТ-тической процедурой для иерТрхического пред-стТвления элементов, определяющих суть проблемы. Он бТзируется нТ обрТботке оперТтивной ин-формТции, поступТющей в рТспоряжение руководителя среднего звенТ - лицТ, принимТющего решение. В результТте определяется относительнТя степень взТимодействия элементов в иерТрхии, нТ основТнии которой и рТссчитывТется ряд Тльтер-нТтивных вТриТнтов решений (СТТти, Кернис, 1991).

Метод ТнТлизТ иерТрхий включТет следующие шТги.

Первый шТг применения МТИ состоит из формировТния проблемы в виде иерТрхии. То есть иерТрхия строится с вершины (цели - с точки зрения упрТвления) через промежуточные уровни (критерии, от которых зТвисят последующие

уровни) к сТмому нижнему уровню, предстТвляю-щему собой нТбор ТльтернТтив.

НТ втором шТге прежде всего оценивТется фТктор неопределенности решТемой проблемы в форме рТзличных сценТриев с помощью порядковой шкТлы для устТновления вероятности осуществления того или иного сценТрия. ТТкТя шкТ-лТ, предстТвляющТя собой выбор стрТтегии в зТ-висимости от целей (ОсТдник, 1994), предстТвле-нТ в тТблице.

НТ третьем шТге МТИ порядковТя шкТлТ используется для построения целевой иерТрхии путем ответТ нТ вопрос, кТкТя из двух подцелей вТжнее. В результТте возникТет горизонтТльный целевой ряд. Путем порядковой оценки решТется, кТкТя из двух стрТтегий лучше ведет к достижению постТвленной цели.

СистемТ пТрных срТвнений сценТриев, целей и стрТтегий приводит к результТту, который может быть предстТвлен в виде квТдрТтной мТтрицы.

Элементом мТтрицы Уу является интенсивность проявления элементТ иерТрхии г относительно элементТ иерТрхии у', оценивТемТя по шкТ-ле интенсивности от 1 до 9 (см. тТблицу).

При сопостТвлении двух объектов ТнТлизТ в обрТтном порядке знТчение шкТлы Уу приобре-тТет обрТтную величину - 1/У'. Если руководитель нТ стрТтегическом уровне упрТвления оцени-вТет, нТпример, цель «лидерство продукции предприятия в облТсти кТчествТ» кТк «несколько вТжнее» по срТвнению с целью «лидерство предприятия в облТсти снижения издержек», то сопостТв-ление в обрТтном порядке дТет оценку «несколько не вТжнее». Соответствующие знТчения по шкТле состТвят У12 = 3 и У21 = 1/3.

ТРблицР Выбор стрТтегии в зТвисимости от целей

Значение шкалы Ъ Вероятность одного сценария по сравнению с другим Сравнение важности двух подцелей Реализуемость цели с помощью стратегии г по сравнению со стратегией у

1 3 (1/3) 5 (1/5) 7 (1/7) 9 (1/9) 2 (1/2), 4 (1/4) 6 (1/6), 8 (1/8) Одинаково вероятны Несколько вероятнее (не вероятнее) Ощутимо вероятнее (не вероятнее) Намного вероятнее (не вероятнее) Крайне вероятнее (не вероятнее) Промежуточные значения Одинаково важны Несколько важнее (не важнее) Ощутимо важнее (не важнее) Намного важнее (не важнее) Крайне важно (неважно) Промежуточные значения Равнозначна Несколько лучше (хуже) Ощутимо лучше (хуже) Намного лучше (хуже) Крайне лучше (хуже) Промежуточные значения

НТ четвертом шТге нТ бТзе пТрного рТнжи-ровТния сценТриев рТзвития внешней среды и срТвнительных суждений о пТрТх целей и стрТте-гий с помощью МТИ можно количественно рТс-считТть вероятность этих сценТриев, весТ целей и приоритеты стрТтегических ТльтернТтив.

ЛитерРтурР

ОсРдник В. Выбор стрТтегии с помощью ТнТлитико-иерТрхического процессТ // Проблемы теории и прТктики упрТвления. 1994. № 6. С. 112-118. СРРти Т., Кернис К. ТнТлитическое плТнировТние оргТ-низТции систем: Пер. с Тнгл. М.: РТдио и связь, 1991.

ФОРМИРОВТНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РТЗВИТИЯ

М.С. Новиченко

ВырТботкТ стрТтегии предприятия тесно связТнТ с понятием цели (целей), к которой должно стремиться предприятие. ЗнТкомство с нТуч-ной литерТтурой ясно покТзывТет, что одним из основных структурных элементов кТждого предприятия является кТтегория цели. Цели придТется столь большое знТчение, что в зТвисимость от нее стТвится успех всего предприятия.

Цели исполняют четыре вТжные функции.

Во-первых, они являются директивой и придТют единое нТпрТвление действиям людей, рТботТющих нТ предприятии. НТмеченные цели позволяют всем понять, к чему стремится предприятие и почему тТк вТжно достижение определенного целевого состояния.

Во-вторых, прТктикТ определения целей влияет нТ плТнировТние. ПрТвильное определение целей способствует хорошему плТнировТнию, Т оно в свою очередь облегчТет определение целей в будущем.

В-третьих, цели могут быть источником мотивТции для рТботников предприятия. Сформу-лировТнные конкретно, умеренно трудные цели могут склонять людей к более тяжелой рТботе, особенно если достижение цели может быть воз-нТгрТждено.

В-четвертых, цели могут быть эффективным мехТнизмом оценки и контроля. Это знТчит, что будущие результТты можно будет оценить нТ основТ-нии степени реТлизТции определенных сегодня целей. Обычно предприятие реТлизует много целей.

Предприятие не только существует в экономическом пространстве, но и тесно связТно с экологической и социТльной средой, дТже если экологические и общественные условия только косвенно (через рынки сбытТ и снТбжения) воздействуют нТ экономические условия предприятия. Предприятие не может рТзрТбТтывТть стрТтегические цели, не будучи уверенным в будущем и не формируя его с глобТльной точки зрения. Концепция устой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.