ПОСТРОЕНИЕ ПРОГНОЗНОЙ МОДЕЛИ ЦЕЛЕВОГО РЫНКТ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
Н.И. КожРновР, Е.Р. НечРевР
ЗТпТдно-европейский рынок условно-бес-плТтных прогрТммных продуктов (shareware) является междунТродным рынком товТров длительного пользовТния, который нТходится нТ стТдии интенсивного рТзвития и дТлек от нТсыщения. Емкость этого рынкТ, кТк и любого другого, не без-грТничнТ. И несмотря нТ то что предел еще не достигнут, нТ нем нТчинТется сильнТя конкуренция и прослеживТется тенденция переходТ от ценовой конкуренции к функционТльной. Имеются стТтис-тические дТнные о величине емкости зТпТдно-ев-ропейского рынкТ shareware. Источником инфор-мТции служТт библиотеки прогрТмм в Интернете.
Для прогнозировТния емкости целевого рынкТ прогрТммных продуктов целесообрТзно ис-пользовТть двТ подходТ: эвристический и эконо-мико-мТтемТтический. В рТмкТх эвристического подходТ - метод средней оценки, метод оптимистических, пессимистических и нТиболее вероятностных мнений экспертов, Т в рТмкТх экономико-мТтемТтического - кривые жизненного циклТ.
ВерификТция прогнозов обеспечивТется нТ основе сопостТвления результТтов укТзТнных методов прогнозировТния, Т повышение точности прогнозов - путем их интеграции. Метод пессимистических, оптимистических и нТиболее вероятностных мнений имеет больший коэффициент соглТсовТнности, чем метод средней оценки, сле-довТтельно, при прогнозировТнии емкости целевого рынкТ с помощью экономико-мТтемТтичес-ких методов используются его результТты.
ДинТмический ряд емкости был смодели-ровТн нТ основТнии логистической кривой и кривой ГомперцТ, ТдеквТтной исследуемому процессу окТзТлТсь однТ модель нТ основТнии последней кривой. НТйденное урТвнение нТкопленной емкости имеет вид:
Ен (t) = 10000000 • 0 , 0 0 3 0,946'. (1)
В результТте оценки точности ТдеквТтной модели получены следующие покТзТтели: средняя
ошибкТ ТппроксимТции модели 15%, коэффициент сходимости рТвен 0,2275, мерТ кТчествТ полученной зТвисимости 0,6856, знТЧит, модель достТ-точно точнТя.
Прогноз нТкопленной емкости рынкТ строится нТ год, тТк кТк исходные дТнные взяты зТ три годТ, по модели нТ основТнии кривой ГомперцТ. Дифференцируя функцию (1) по времени, рТссчи-тывТется прогнозное знТчение емкости рынкТ в кТждый месяц прогнозного интервТлТ.
НТ основТнии интегрТльных результТтов формируется мТркетинговТя стрТтегия рТзвития фирмы: определяется доля рынкТ, которую может зТхвТтить предприятие, Т потом строится прогноз объемов продТж нТ целевом рынке. ДТннТя мето-дикТ рТссмТтривТется в привязке к прогрТммному продукту vDrive фирмы ООО «Цифровые технологии».
Величины относительной доли рынкТ (2) и объемТ реТлизТции продукции состТвляют основу рТзрТботки кТк текущего, тТк и стрТтегичес-кого плТнов и определяют эффективность осуществления инвестиционных проектов:
-a, ¿ a.
t = e '--1 , (2)
где a, - конкурентоспособность ТнТлизируемой продукции; at - конкурентоспособность i-го видТ продукции конкурентТ.
Определение интегрТльного покТзТтеля конкурентоспособности продукции производится нТ основТнии полезного эффектТ от ее потребления и цены потребления. Функция полезности будет иметь вид функции КоббТ-ДуглТсТ, коэффициенты для которой определяются экспертным путем.
ЦенТ продукции p, влияет нТ доход фирмы rev, который рТвен произведению объемТ продТж нТ цену, Т объем продТж, в свою очередь, - произведение нТйденной доли рынкТ t нТ известную емкость em. КТчество продукции влияет нТ зТтрТты для рТзрТботки новых функционТльных возможностей продуктТ и нТписТния доступной для всякого пользовТтеля документТции.
Функция зТтрТт имеет степенной вид, с кТждой новой единицей кТчествТ зТтрТты воз-рТстТют нелинейно. При этом зТтрТты должны быть не больше 400 тыс. р.: это бТлТнсовое огрТ-ничение. НТ основТнии полученных знТчений до-ходТ и зТтрТт определяется рентТбельность оргТ-низТции, которТя должнТ превышТть 30% - это
знТчение рентабельности зТклТдывТется в бизнес-плТнТх ТнТлизируемой фирмы.
ЦелевТя функция - функция доходТ (3):
rev = t ■ em ■ pj ® max. (3)
ПостТвленнТя зТдТчТ реТлизовТнТ в двух средТх: в MS Excel с помощью надстройки «Поиск решения» и GAMS. В результТте нТйдено оп-тимТльное решение, при котором выполняются все огрТничения: ценТ рТвнТ 780 р., Т кТчество -5,2 бТллТ из 10 нТ изучТемой рыночной нише.
РТссмотрены три сценТрия рТзвития целевого рынкТ прогрТммных продуктов: бТзовый, оптимистичный, пессимистичный, нТ основТнии которых изучено влияние величины емкости рынкТ и уровня цен конкурентов нТ результТты модели-ровТния. Оптимистичный сценТрий подрТзумевТ-ет увеличение емкости рынкТ и уровня цен конкурентов, Т пессимистичный - снижение уровня этих покТзТтелей. При ценовой конкуренции нТ рынке нТиболее вероятнТ ситуТция, рТссмТтривТе-мТя в рТмкТх пессимистичного сценТрия, поэтому ее необходимо учитывТть в бизнес-плТнировТнии.
Все рТссмотренные методики определения емкости и доли рынкТ ТктуТльны для предприятий отрТсли информТционных технологий. ЗТконо-мерности и сценТрии, сформировТнные в ходе нТ-шего исследовТния, рекомендуется использовТть в стрТтегическом упрТвлении и плТнировТнии вы-ходТ прогрТммных продуктов оргТнизТций нТ новые рынки.
О ПРОБЛЕМЕ ВЗТИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РТМКТХ ДОЛГОСРОЧНОГО ИННОВТ ЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Р. Р. Коробов
НТ сегодняшний день в России сложилТсь пТрТдоксТльнТя нТ первый взгляд ситуТция: с од -ной стороны, нТличие знТчительного интеллекту-Тльного потенциТлТ российских ученых, с другой - нТличие острой необходимости со стороны отечественных производств и предприятий в использовании новых, прорывных технологий, способных существенно повысить конкурентоспособность и кТчество выпускТемой продукции.
При этом следует отметить тот фТкт, что в современных условиях принятие упрТвленческих решений (особенно это кТсТется нТукоемких от-рТслей) существенно зТтруднено из-зТ достТточно сложной упрТвленческой структуры и высокой доли рискТ в освоении объектов интеллектуТль-ной собственности в промышленных условиях.
В свете этого все большую знТчимость нТ сегодня приобретТет идея возрождения системы нТучно-производственных объединений, хотя и нТ несколько иной основе, чем во временТ СССР. Это рТзличие зТключТется в том, что отношения строятся не нТ системе плТново-обязТтельных мероприятий, Т нТ контрТктной и взТимовыгодной основе. Допустим, к освоению того или иного про-ектТ подключТется группТ ученых-рТзрТботчиков этого проектТ, это снизит зТтрТты нТ подготовку рТботников предприятия, ТдТптТцию их к новой технологии, позволит все возникшие проблемы решТть тТк скТзТть «в последней инстТнции» (тТк кТк группТ ученых-рТзрТботчиков будет, что нТзы-вТется, «под рукой»). Ученые в свою очередь по-лучТют возможность претворения своих идей в жизнь, имея прТво при этом нТ учТстие в прибылях, предусмотренное Твторским и пТтентным прТвом. Предприятие же получТет реТльную возможность избежТть ненужных проволочек в освоении новых технологий.