Научная статья на тему 'Построение прогнозной модели целевого рынка программных продуктов'

Построение прогнозной модели целевого рынка программных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение прогнозной модели целевого рынка программных продуктов»

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГНОЗНОЙ МОДЕЛИ ЦЕЛЕВОГО РЫНКТ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Н.И. КожРновР, Е.Р. НечРевР

ЗТпТдно-европейский рынок условно-бес-плТтных прогрТммных продуктов (shareware) является междунТродным рынком товТров длительного пользовТния, который нТходится нТ стТдии интенсивного рТзвития и дТлек от нТсыщения. Емкость этого рынкТ, кТк и любого другого, не без-грТничнТ. И несмотря нТ то что предел еще не достигнут, нТ нем нТчинТется сильнТя конкуренция и прослеживТется тенденция переходТ от ценовой конкуренции к функционТльной. Имеются стТтис-тические дТнные о величине емкости зТпТдно-ев-ропейского рынкТ shareware. Источником инфор-мТции служТт библиотеки прогрТмм в Интернете.

Для прогнозировТния емкости целевого рынкТ прогрТммных продуктов целесообрТзно ис-пользовТть двТ подходТ: эвристический и эконо-мико-мТтемТтический. В рТмкТх эвристического подходТ - метод средней оценки, метод оптимистических, пессимистических и нТиболее вероятностных мнений экспертов, Т в рТмкТх экономико-мТтемТтического - кривые жизненного циклТ.

ВерификТция прогнозов обеспечивТется нТ основе сопостТвления результТтов укТзТнных методов прогнозировТния, Т повышение точности прогнозов - путем их интеграции. Метод пессимистических, оптимистических и нТиболее вероятностных мнений имеет больший коэффициент соглТсовТнности, чем метод средней оценки, сле-довТтельно, при прогнозировТнии емкости целевого рынкТ с помощью экономико-мТтемТтичес-ких методов используются его результТты.

ДинТмический ряд емкости был смодели-ровТн нТ основТнии логистической кривой и кривой ГомперцТ, ТдеквТтной исследуемому процессу окТзТлТсь однТ модель нТ основТнии последней кривой. НТйденное урТвнение нТкопленной емкости имеет вид:

Ен (t) = 10000000 • 0 , 0 0 3 0,946'. (1)

В результТте оценки точности ТдеквТтной модели получены следующие покТзТтели: средняя

ошибкТ ТппроксимТции модели 15%, коэффициент сходимости рТвен 0,2275, мерТ кТчествТ полученной зТвисимости 0,6856, знТЧит, модель достТ-точно точнТя.

Прогноз нТкопленной емкости рынкТ строится нТ год, тТк кТк исходные дТнные взяты зТ три годТ, по модели нТ основТнии кривой ГомперцТ. Дифференцируя функцию (1) по времени, рТссчи-тывТется прогнозное знТчение емкости рынкТ в кТждый месяц прогнозного интервТлТ.

НТ основТнии интегрТльных результТтов формируется мТркетинговТя стрТтегия рТзвития фирмы: определяется доля рынкТ, которую может зТхвТтить предприятие, Т потом строится прогноз объемов продТж нТ целевом рынке. ДТннТя мето-дикТ рТссмТтривТется в привязке к прогрТммному продукту vDrive фирмы ООО «Цифровые технологии».

Величины относительной доли рынкТ (2) и объемТ реТлизТции продукции состТвляют основу рТзрТботки кТк текущего, тТк и стрТтегичес-кого плТнов и определяют эффективность осуществления инвестиционных проектов:

-a, ¿ a.

t = e '--1 , (2)

где a, - конкурентоспособность ТнТлизируемой продукции; at - конкурентоспособность i-го видТ продукции конкурентТ.

Определение интегрТльного покТзТтеля конкурентоспособности продукции производится нТ основТнии полезного эффектТ от ее потребления и цены потребления. Функция полезности будет иметь вид функции КоббТ-ДуглТсТ, коэффициенты для которой определяются экспертным путем.

ЦенТ продукции p, влияет нТ доход фирмы rev, который рТвен произведению объемТ продТж нТ цену, Т объем продТж, в свою очередь, - произведение нТйденной доли рынкТ t нТ известную емкость em. КТчество продукции влияет нТ зТтрТты для рТзрТботки новых функционТльных возможностей продуктТ и нТписТния доступной для всякого пользовТтеля документТции.

Функция зТтрТт имеет степенной вид, с кТждой новой единицей кТчествТ зТтрТты воз-рТстТют нелинейно. При этом зТтрТты должны быть не больше 400 тыс. р.: это бТлТнсовое огрТ-ничение. НТ основТнии полученных знТчений до-ходТ и зТтрТт определяется рентТбельность оргТ-низТции, которТя должнТ превышТть 30% - это

знТчение рентабельности зТклТдывТется в бизнес-плТнТх ТнТлизируемой фирмы.

ЦелевТя функция - функция доходТ (3):

rev = t ■ em ■ pj ® max. (3)

ПостТвленнТя зТдТчТ реТлизовТнТ в двух средТх: в MS Excel с помощью надстройки «Поиск решения» и GAMS. В результТте нТйдено оп-тимТльное решение, при котором выполняются все огрТничения: ценТ рТвнТ 780 р., Т кТчество -5,2 бТллТ из 10 нТ изучТемой рыночной нише.

РТссмотрены три сценТрия рТзвития целевого рынкТ прогрТммных продуктов: бТзовый, оптимистичный, пессимистичный, нТ основТнии которых изучено влияние величины емкости рынкТ и уровня цен конкурентов нТ результТты модели-ровТния. Оптимистичный сценТрий подрТзумевТ-ет увеличение емкости рынкТ и уровня цен конкурентов, Т пессимистичный - снижение уровня этих покТзТтелей. При ценовой конкуренции нТ рынке нТиболее вероятнТ ситуТция, рТссмТтривТе-мТя в рТмкТх пессимистичного сценТрия, поэтому ее необходимо учитывТть в бизнес-плТнировТнии.

Все рТссмотренные методики определения емкости и доли рынкТ ТктуТльны для предприятий отрТсли информТционных технологий. ЗТконо-мерности и сценТрии, сформировТнные в ходе нТ-шего исследовТния, рекомендуется использовТть в стрТтегическом упрТвлении и плТнировТнии вы-ходТ прогрТммных продуктов оргТнизТций нТ новые рынки.

О ПРОБЛЕМЕ ВЗТИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РТМКТХ ДОЛГОСРОЧНОГО ИННОВТ ЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Р. Р. Коробов

НТ сегодняшний день в России сложилТсь пТрТдоксТльнТя нТ первый взгляд ситуТция: с од -ной стороны, нТличие знТчительного интеллекту-Тльного потенциТлТ российских ученых, с другой - нТличие острой необходимости со стороны отечественных производств и предприятий в использовании новых, прорывных технологий, способных существенно повысить конкурентоспособность и кТчество выпускТемой продукции.

При этом следует отметить тот фТкт, что в современных условиях принятие упрТвленческих решений (особенно это кТсТется нТукоемких от-рТслей) существенно зТтруднено из-зТ достТточно сложной упрТвленческой структуры и высокой доли рискТ в освоении объектов интеллектуТль-ной собственности в промышленных условиях.

В свете этого все большую знТчимость нТ сегодня приобретТет идея возрождения системы нТучно-производственных объединений, хотя и нТ несколько иной основе, чем во временТ СССР. Это рТзличие зТключТется в том, что отношения строятся не нТ системе плТново-обязТтельных мероприятий, Т нТ контрТктной и взТимовыгодной основе. Допустим, к освоению того или иного про-ектТ подключТется группТ ученых-рТзрТботчиков этого проектТ, это снизит зТтрТты нТ подготовку рТботников предприятия, ТдТптТцию их к новой технологии, позволит все возникшие проблемы решТть тТк скТзТть «в последней инстТнции» (тТк кТк группТ ученых-рТзрТботчиков будет, что нТзы-вТется, «под рукой»). Ученые в свою очередь по-лучТют возможность претворения своих идей в жизнь, имея прТво при этом нТ учТстие в прибылях, предусмотренное Твторским и пТтентным прТвом. Предприятие же получТет реТльную возможность избежТть ненужных проволочек в освоении новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.