Научная статья на тему 'ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ'

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
междугородние грузоперевозки / перевозочный процесс / работа водителей / протяженность маршрута / затраты / режимы работы / грузоперевозки / скорость. / long-distance cargo transportation / transportation process / drivers' work / route length / costs / operating modes / cargo transportation / speed.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Атамкулов Улан Токтогазыевич

В статье рассматривается вопрос использования режимов работы водителей при междугородных перевозках грузов. Объектом исследования данной работы является процесс перевозки грузов по марш-рутам Кыргызстана, а предметом исследования является влияние организации эксплуатации авто-транспорта и рационального режима работы водителей на транспортные расходы. С помощью мате-матического моделирования был выбран рациональный вариант размещения водителей с разными ре-жимами работы. В ходе исследования было установлено, что дальность перевозки является значимым фактором, влияющим на стоимость перевозки грузов в междугороднем сообщении, а режим работы водителей существенно влияет на стоимость и сроки доставки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Атамкулов Улан Токтогазыевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE RATIONAL WORK OF DRIVERS FOR IMPROVEMENT OF EFFICIENCY OF INTERNATIONAL TRANSPORTATION OF GOODS

The article deals with the issue of using the modes of operation of drivers in intercity transportation of goods. The object of study of this work is the process of transportation of goods along the routes of Kyrgyzstan, and the subject of the study is the impact of the organization of the operation of vehicles and the rational mode of operation of drivers on transportation costs. With the help of mathematical modeling, a rational option for placing drivers with different modes of operation was chosen. The study found that the distance of transporta-tion is a significant factor affecting the cost of transporting goods in intercity traffic, and the mode of opera-tion of drivers significantly affects the cost and timing of delivery of goods.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ»

38

TECHNICAL SCIENCE / «ШИШМШМ-ЛШШаИ» 2024

TECHNICAL SCIENCE

УДК.: 629.3.072.8(23.0)

Атамкулов Улан Токтогазыевич кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса», Ошского технологического университета, Кыргызстан, г.Ош DOI: 10.24412/2520-6990-2024-4197-38-40 ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Atamkulov Ulan Toktogazyevich

Candidate ofTechnical Sciences, Associate Professor of the Department of Transport Logistics and Service Technology, Osh Technological University, Kyrgyzstan, Osh

THE CHOICE RATIONAL WORK OF DRIVERS FOR IMPROVEMENT OF EFFICIENCY OF INTERNATIONAL TRANSPORTATION OF GOODS

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос использования режимов работы водителей при междугородных перевозках грузов. Объектом исследования данной работы является процесс перевозки грузов по маршрутам Кыргызстана, а предметом исследования является влияние организации эксплуатации автотранспорта и рационального режима работы водителей на транспортные расходы. С помощью математического моделирования был выбран рациональный вариант размещения водителей с разными режимами работы. В ходе исследования было установлено, что дальность перевозки является значимым фактором, влияющим на стоимость перевозки грузов в междугороднем сообщении, а режим работы водителей существенно влияет на стоимость и сроки доставки грузов.

Abstract.

The article deals with the issue of using the modes of operation of drivers in intercity transportation of goods. The object of study of this work is the process of transportation of goods along the routes of Kyrgyzstan, and the subject of the study is the impact of the organization of the operation ofvehicles and the rational mode of operation of drivers on transportation costs. With the help of mathematical modeling, a rational option for placing drivers with different modes of operation was chosen. The study found that the distance of transportation is a significant factor affecting the cost of transporting goods in intercity traffic, and the mode of operation of drivers significantly affects the cost and timing of delivery of goods.

Ключевые слова: междугородние грузоперевозки, перевозочный процесс, работа водителей, протяженность маршрута, затраты, режимы работы, грузоперевозки, скорость.

Keywords: long-distance cargo transportation, transportation process, drivers' work, route length, costs, operating modes, cargo transportation, speed.

На сегодняшний день в развитии междугородних перевозок грузов (МПГ) имеется ряд проблем связанных с согласованием противоречивых интересов между грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками. Одним из основных задач, которые ставятся в этих условиях к органам управления транспорта, является обеспечение качественных перевозок с одновременным снижением транспортных расходов.

В отличии от городских и пригородных маршрутов перевозок междугородние и международные перевозки связаны с большими пространственными перемещениями автомобилей. Затрудняется управление и контроль перевозочным процессом, усложняется техническое обслуживание автомобилей, организация работы водителей, а также координация движения автомобилей с работой погру-зочно-разгрузочных пунктов из-за того, что происходит значительное рассредоточение водителей [1].

На этапе оперативного планирования за счет разработки рациональных режимов работы водителей можно повысить эффективность работы автотранспортного комплекса. Непроизводственные простои подвижного состава приводят к несогласованности при выполнении транспортных операций, вследствие чего происходит несвоевременная доставка грузов и снижается производительность транспортной системы.

В работах [1-6] рассматриваются существующие подходы к организации работы транспортных средств и водителей. При МПГ применяются в основном два метода организации движения транспортных средств и водителей — это участковый и сквозной [1,2,4].

Объектом исследования в данной работе является процесс перевозки грузов по маршруту Биш-кек-Ош, а предметом исследования - влияние орга-

«шиитеимм-лэишаи» #4(197)), 2024 / TECHNICAL SCIENCE

39

низация работы транспортных средств и рациональных режимов работы водителей на расходы, связанные с перевозкой грузов.

Целью наших исследований являлось повышение эффективности выполнения перевозок грузов за счет снижения затрат на перевозки, которые связаны с режимами работы водителей и грузополучателей, путем разработки и внедрения организации

графиков выпуска транспортных средств и рациональных режимов работы водителей.

В результате исследований работы водителей на маршруте было выявлено, что перевозка грузов осуществляется по сквозному методу и используется одиночная система организации работы водителей. Поэтому нами предлагается использовать следующие виды организации труда водителей это одиночная и турная рис.1.

Рис.1. Организация работы водителей при сквозном методе движения транспортных средств - пересадка водителей (Пв); 1в,2в - управление транспортным средством 1 -ым водителем в присутствии 2-го водителя; 2в,1в - управление транспортным средством 2-ым водителем в присутствии 1 -го водителя.

Используем математическое моделирование для выбора рационального варианта распределения водителей с различными режимами труда.

По ниже приведенной формуле определяем затраты организаций на выполнение перевозок в виде затрат на доставку груза:

Zд=Zт+Zп-p +Zx+Zc+Zo .д.+Zэкcп., (1) где Zт- затраты на транспортировку груза, сом; Zп-Р- затраты на погрузочные и разгрузочные работы, сом; Zx- затраты на хранение груза, сом; ZС-затраты на страхование груза сом; Zo.д- затраты на оформление документов, сом; Zэкcп- затраты на экспедиционные операции, сом.

Так как режим работы водителей влияет только на затраты связанные с транспортировкой грузов, то остальные составляющие формулы (1) примем как постоянные величины.

Затраты на транспортировку грузов будут выступать в качестве критерия эффективности и определятся по следующей формуле:

Zт=L м Sпер+Тл Sпост, (2)

где Lм- длина маршрута, км; Sпер- переменные расходы, сом; Тл- время нахождения водителя на линии, ч; Sпост- постоянные расходы, сом.

От времени нахождения водителя на линии и длины маршрута зависят затраты на транспортировку груза, поэтому целевая функция будет:

Zт=Ф(Lм,Тл) ^ тт (3)

Принимаем следующие условия в качестве системы ограничений:

Ут=50 км/ч; 300< 1м >1000 _ Тп-р=1ч; (4) Тотд=1ч; Пп=1ед;

^=20 т,

где Ут- средняя техническая скорость автомобиля, км/ч; Тп-р- среднее время на погрузку -разгрузку, ч; Тотд-время отдыха и перерыва на обед, ч; Пп - количество погрузочных постов на пункте погрузки, ед; q- масса груза, т.

Для модели процесса исследования была выбрана модель «серого» ящика рис. 2.:

Внешнее воздействие

Рис.2. Модель процесса.

40

TECHNICAL SCIENCE / «ШИШМШМ-ЛШШаИ» ®4W7)), 2024

где Р1 - простои транспортных средств, связанные с ожиданием в пункте назначения; Р2 - режимы работы пункта назначения.

В качестве входящих параметров для построения многофакторной регрессионной модели влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировку принимаем значения длины маршрута и режим работы водителей.

Проведенные экспериментальные исследования по определенным диапазонам варьирования параметров модели исследования, стали основанием для построения линейной дфухфакторной регрессионной модели влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировки, которая представлена формулой:

У=81,0839+4,824№м - 36,0333*Тн (5)

На основании проведенных исследований видно, что целесообразно разграничивать элементы в системе перевозок грузов в междугородном сообщении. При рассмотрении МПГ с применением участкового метода организации движения транспортных средств можно выделить следующие участки:

• участок работы транспортного участника;

• участок работы водителя;

• участок работы транспортных средств.

Проведенные исследования показали, что значимым показателем, который влияет на затраты при транспортировке грузов в междугородном сообщении является расстояние перевозки, при этом существенное влияние оказывают режимы работы водителей на затраты и время доставки грузов.

Правильный выбор рационального варианта повышает степень использования транспортных

средств за счет сокращения потерь времени в ожидании, что приводит к дополнительной прибыли.

Список литературы:

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.

2. Атамкулов У.Т. Шаарлар аралык ЖYк та-шуунун натыйжалуулугун жогорулатуу YЧYн айдо-очулардын эмгегинин рационалдык режимин тан-доо. - Кыргызстан, Ош. Известия ОшТУ, 2023 №1. 42-49 с.

3. Майборода М.Е., Беднарский В.В. Грузовые автомобильные перевозки. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 442 с.

4. Грузовые автомобильные перевозки / А.В.Вельможин, В.А.Гудков, Л.Б.Миротин, А.В.Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с. 4.Ходош М.С., Дасковский Б.А. Организация, экономика и управление перевозка ми грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1989. - 287 с.

5. Христюк Н.М., Петровская Е.П., Сторожук Н.К. Междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом. - К.: Техшка, 1977. - 104 с.

6. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок / Под ред. Л.А. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1986. - 336 с.

7. Седюкевич В.Н. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно -экспедиционная деятельность. - Минск: БНТУ, 2007. -235с.

8. Шустов А.С., Основные направления повышения уровня обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на междугородных перевозках грузов. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.