Научная статья на тему 'Выбор профессиональных образовательных траекторий учащихся системы начального профессионального образования'

Выбор профессиональных образовательных траекторий учащихся системы начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрегало Александр Алексеевич, Ульяновский Виктор Иванович

В статье рассматривается поливариантный характер жизненных траекторий и маршруты социальной мобильности обучающихся по наиболее массовым для региона профессиям. Раскрываются перспективы модернизации системы начального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF BASIC VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

The article considers the polyvariant character of life trajectories and social mobility routes for the students who are trained to get the most popular professions in the region. It covers the prospects for the basic vocational education modernization.

Текст научной работы на тему «Выбор профессиональных образовательных траекторий учащихся системы начального профессионального образования»

УДК 377-057.86(470.11X045)

ДРЕГАЛО Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 170 научных публикаций

УЛЬЯНОВСКИЙ Виктор Иванович, доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 130 научных публикаций

ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

В статье рассматривается поливариантный характер жизненных траекторий и маршруты социальной мобильности обучающихся по наиболее массовым для региона профессиям. Раскрываются перспективы модернизации системы начального профессионального образования.

Национальное богатство, человеческий капитал, выбор профессии, социальная мобильность, жизненные ценности

Процесс глобализации заставил по-новому взглянуть на эффективность использования российским обществом накопленных материальных и духовных ресурсов, по-новому подойти к оценке национального богатства страны. В международной практике национальное богатство стран исчисляют на основе трех показателей: природный капитал, произведенный капитал, человеческий капитал. Экспертные оценки специалистов Всемирного банка свидетельствуют, что природный капитал составляет лишь 16% общего национального богатства в мире, произведенный капитал - 20%, в то время как человеческий капитал - 64%1. В составе национального богатства США природные ресурсы составляют 5%, основные производственные фонды - 19%, а человеческий капитал - 76%. Для Западной Европы эти показате-

ли - 2, 23 и 74% соответственно, а для России

- 40, 10 и 50%2. Под человеческим капиталом понимают совокупность приобретенных знаний, навыков, мотиваций и способностей, которые человек может использовать в целях производства товаров и услуг.

Человеческий капитал, как и капитал физический, нуждается в инвестициях. Инвестиции в человека включают затраты на образование и профессиональное обучение, расходы на здравоохранение, обеспечение уровня жизненных благ, необходимых для поддержания трудовой и социальной активности. Бум инвестиций в человеческий капитал начался на этапе становления индустриального общества. Исследователи человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др.) пришли к выводу, что эффективность затрат на обучение сотрудников

* Исследование выполнено при финансовой поддержке администрации Архангельской области в рамках проекта №11/а-2008 «Социологический портрет контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования областного подчинения: сравнительный анализ».

фирмы превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Развитие инновационной экономики в современной России возможно лишь на основе качественного профессионального образования, ориентированного на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Именно образование создает базовые условия для информационного, технического, технологического прорыва. Между тем уже сегодня в полной мере проявляется несоответствие российского образования потребностям общества: спекулятивное перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците специалистов технических и рабочих профессий.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют об установившейся ориентации молодежи на получение высшего образования. Так, например, социологическое исследование 2005 года социально-профессиональных ориентаций выпускников средней школы Архангельской области показало, что более 71% выпускников после окончания школы ориентированы на поступление в высшее учебное заведение, при этом 17% выпускников твердо уверены, а 43% уверены, что их родители смогут оплатить учебу в вузе3.

Стремление молодежи к получению высшего образования оправдано низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования, престижностью умственного, управленческого труда и материальными соображениями. Гэрри Беккер - лауреат Нобелевской премии 1992 года «за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение», пришел к важному выводу, что человек в своем общественном поведении, и в особенности при принятии жизненно важных для себя решений, руководствуется только экономическими желаниями, причем порой бессознательно. Анализируя пожизненные заработки лиц с высшим образованием, он показал существенный разрыв их доходов в сравнении с лицами, имеющими среднее образование.

Российский бизнес готов тратить значительные средства на подготовку и переподготовку

сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать 3-летнее начальное профессиональное образование, обучение профессии, которая может быть освоена за несколько месяцев.

Социологическое исследование, проведенное авторами, позволяет проследить маршруты социальной мобильности обучающихся по наиболее массовым для региона профессиям начального профессионального образования 4.

Среди поступающих в профессиональные училища начального профессионального образования Архангельской области с получением среднего образования абсолютное большинство составляют вчерашние школьники (94,3%), менее половины (44,5%) живут в полных семьях, каждый четвертый учащийся воспитывается мамой.

Можно выделить города, где контингент обучающихся незначительно отличается от областной поселенческой структуры: в Архангельске доля сельских жителей среди обучающихся в системе начального профессионального образования составляет 20,4%, в Коряжме -23,3%. В то же время есть города, где контингент учащихся в значительной степени рекрутируется за счет выходцев из сельской местности. В Вельске 54,2% учащихся, а в Северодвинске 49,6% являются сельскими жителями. Если профессиональные училища г. Вельска готовят специалистов для работы в районе, близлежащих деревнях и поселках, то г. Северодвинск, как центр атомного судостроения, нехватку рабочих кадров компенсирует за счет привлечения сельской молодежи.

Среди учащихся учреждений начального профессионального образования г. Северодвинска 18,6% и каждый десятый респондент г. Вельска (10,4%) детство провели в детском доме. Данная категория учащихся нуждается не только в мерах государственной поддержки, но и в осознании бизнесом социальной ответственности в отношении этой категории учащихся.

Если обратиться к анализу образовательного уровня родителей, то среди отцов учащихся 13% имеют высшее, 56% - среднее профессиональное образование, 13% - среднее, 1,7% -

незаконченное среднее. Среди мам высшее образование имеют 19%, среднее профессиональное - 51%, среднее - 12,5%, незаконченное среднее - 1%. Основной контингент учащихся составляют дети из семей рабочих: у 56% учащихся папа имеет рабочую профессию, у 43%

- мама. У 5% учащихся один из родителей является пенсионером, у 2,8% один из родителей - безработный. Вместо системы, которая декларирует равный доступ к образованию для всех групп населения, на деле происходит воспроизводство сложившегося социального расслоения.

Выбор будущей профессии для 16-летних подростков носит поливариантный характер. Среди мотивов поступления в училище первую тройку ранговых мест занимают собственная инициатива (57%), советы родителей (34%), престижность профессии (24%). Исследование дает основание предположить о существенном влиянии внешних обстоятельств в выборе профессии.

Желание как-то устроиться в жизни занимает четвертое ранговое место, что свидетельствует о пробуждающемся чувстве ответственности за свою собственную судьбу, причем это стремление в большей степени проявляется у девушек (25%), чем у юношей (18%).

Исследование еще раз показало низкую эффективность школьной профориентации - к советам учителей прислушиваются лишь 2% респондентов. Не играют существенной роли в профессиональной ориентации школьников и эпизодически проводимые выставки «Наука, образование, карьера»: их посещение повлияло на выбор профессии для 2% юношей и 1% девушек.

Респондентам было предложено оценить престижность ряда наиболее массовых профессий. Коэффициент привлекательности рассчитывался по 9-балльной шкале. Самыми привлекательными, с точки зрения молодежи, оказались профессии юриста (7,07), менеджера (6,71), автомеханика (6,27), коммерсанта в торговле (5,83), электросварщика (5,82). Не являются престижными профессии официанта-бармена (4,71), фельдшера (4,33), учителя (4,33), продав-ца-кассира (4,17), библиотекаря (3,08).

Для молодежи самым важным мотивом при выборе рабочей профессии является возможность быстро найти работу (первое ранговое место - 37,6%) и перспектива профессионального роста (второе ранговое место - 36,4%) как основа материального благополучия. При этом у девушек проявляются скромные амбиции к оплате труда. Если среди учащихся на высокую оплату труда рассчитывает 36,8% юношей, то среди девушек - лишь 12%. В то же время 44% девушек рассчитывают на возможность профессионального роста, в то время как такая перспектива привлекает лишь 32% юношей. Если бы учащимся снова представилась возможность выбрать профессию, то треть опрошенных учащихся (34,7%) предпочла бы другую профессию. Творческий характер работы занимает третье ранговое место (34,8%), а высокая оплата труда, занимая четвертое, привлекает немногим более четверти (28,7%) респондентов. Наша молодежь пока не воспринимает ценности западного мира, что не престиж профессии, а престиж потребления сглаживает во всем мире разницу между сословиями. Сословная разница искореняется не равенством производства, а равенством потребления, престиж рабочих профессий повышается только в день зарплаты.

Уже в период учебы учащиеся осознают свою социальную незащищенность перед частным бизнесом, каждый третий (33,4%) по окончании профессионального училища предпочел бы работать на государственном предприятии, лишь 25,3% респондентов хотели бы начать свою трудовую жизнь на частном предприятии, а 14,6% - открыть свое дело. Исследование показало, что социальной ответственности бизнеса учащаяся молодежь системы начального профессионального образования на себе не испытала.

На какой уровень пополнения рабочих кадров можно рассчитывать за счет выпускников системы начального профессионального образования? Исследование показало, что лишь треть учащихся (34%) по окончании училища, лицея, колледжа изъявляет желание работать по полученной профессии, а 13% учащихся,

получив аттестат зрелости, планируют переучиваться по другой специальности. В то же время планы учащихся различных училищ существенно отличаются. Более половины учащихся г. Вельска и пос. Вычегодский хотели бы работать по полученной специальности, в то время как в Северодвинске, Новодвинске, Ко-ряжме - лишь каждый четвертый.

Таким образом, на рынок труда по полученной профессии выйдет не более трети выпускников системы начального профессионального образования. Для остальных же получение начального профессионального и среднего образования в училище является своеобразным трамплином для получения более престижной специальности, связанной с поступлением в колледж (15%) или в высшее учебное заведение (25%), для 27% юношей учеба в профессиональном училище является лишь ожиданием призыва в армию. Существующая система начального профессионального образования выполняет сегодня не только функцию профессиональной подготовки, но в большей степени ресоциализации, социального патроната, предоставляя части молодежи возможность адаптации к реалиям жизни.

Несоответствие профессиональной структуры и качества подготовки кадров потребностям рынка выдвигает проблему модернизации системы профессионального образования. Какой будет будущая образовательная реальность? Способно ли отечественное профессиональное образование, ограничиваясь паллиативными методами, достойно ответить на вызовы XXI века?

Прогнозные оценки ученых и практиков свидетельствуют, что в системе профессиональной подготовки должны произойти качественные изменения, связанные с введением двухуровневого высшего образования. «В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательной школы. Так высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века. Уйдет в прошлое само понятие начального профессионального

образования, поскольку любые профессиональные компетенции будут накладываться на высокий уровень общего образования»5.

Быстрое сокращение срока жизни производственных и сервисных технологий потребует переобучения и получения новой квалификации каждые 5-7 лет. Можно прогнозировать, что для выполнения этих задач на базе профессиональных лицеев и училищ, а также части колледжей и техникумов возникнут комплексные учебные центры профессиональных квалификаций, освобожденные от общеобразовательных функций. При этом не исключается сохранение учреждений, реализующих программы как профессионального, так и общего образования.

Вместе с тем проблема оптимизации системы начального профессионального образования, как и других его уровней, связана с кризисными явлениями и недостатками в подготовке специалистов. Известны два основных подхода к оценке кризиса образования6.

Первый подход - технологический, исходит из того, что нынешняя система не обеспечивает уровня, качества, масштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи, которых требуют индустриальные технологии. Ставится задача для выхода из кризиса - изменить смысл и характер образования, чтобы формировать у обучаемых умения оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально, прагматично. Такой подход просматривается в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»7. Рассматриваемая модель реализует одну из функций образовательного процесса - формирование специалиста, отвечающего требованиям постиндустриальной экономики, информационного общества.

Второй подход - гуманистический, видит истоки кризиса в дегуманизации образования, на что обращали внимание Э. Фромм, П.Л. Капица и др. При технократическом подходе под давлением индустриального технократизма образование превращается в «утилитарное научение узкому спектру профессиональных знаний и

умений»8. Последствия такого подхода несложно прогнозировать.

Поэтому в дилемме «профессионал-технократ» или «профессионал-гуманитарий» важно

найти определенный баланс. И начинать этот поиск, на наш взгляд, следует не в вузе, а в системах дошкольного, школьного, начального профессионального образования.

Примечания

1 Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д.С. Львова. М., 1999. С. 220.

2 См.: ЗарецкийА., ЛинникА. Из нищеты нет другого выхода, кроме труда // Социальное партнерство. 2006. № 2.

3 См.: Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Молодежь Поморья: социологический анализ. Архангельск, 2006. С. 65-75.

4 Социологическое исследование проведено в апреле 2008 года методом анкетирования. Генеральная совокупность учащихся системы начального профессионального образования в Архангельской области составила на 1.01.2008 года 11 665 человек. Выборка ступенчатая, гнездовая, включающая учащихся 1-3 курсов профессионально-технических училищ, лицеев, колледжей и техникумов, реализующих программы начального профессионального образования в городах Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Вельске, Коряжме, пос. Вычегодском. Выборочная совокупность составила 653 человека, что обеспечивает статистическую погрешность на уровне 3,7%.

5 См.: Доклад «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М., 2008. С. 31.

6 БалыхинГ.А. Управление развитием образования. М., 2003. С. 47.

7 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. (Проект). М., 2008.

8 Балыхин Г.А. Управление развитием образования. М., 2003. С. 47.

Dregalo Alexandr, Ulyanovsky Victor

CHOICE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF BASIC VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

The article considers the polyvariant character of life trajectories and social mobility routes for the students who are trained to get the most popular professions in the region. It covers the prospects for the basic vocational education modernization.

Дрегало Александр Алексеевич Контактная информация: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 99, кв. 186;

e-mail: fc.manasement@pomorsu.ru

Ульяновский Виктор Иванович Контактная информация: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 17, кв. 11;

e-mail: fc.manasement@pomorsu.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.