Научная статья на тему 'ВЫБОР ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ "SUSTAINABLE DEVELOPMENT"'

ВЫБОР ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ "SUSTAINABLE DEVELOPMENT" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / КОНЦЕПЦИЯ "SUSTAINABLE DEVELOPMENT" / "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / CHOICE OF PROFESSION / THE CONCEPT OF "SUSTAINABLE DEVELOPMENT" / "ENVIRONMENTAL EDUCATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Елена Владиславовна, Безкоровайный Александр Сергеевич

В 2015 году ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Программа состоит из 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия. Каждая цель содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для их достижения необходимы совместные усилия правительств, гражданского общества и бизнеса. По определению ООН, устойчивое развитие заключается в том, чтобы развитие нынешнего поколения не шло вразрез с интересами будущих поколений. В трудах российских ученых В.М. Матросова, В.К. Левашова, Ю.Г. Демьяненко, А.П. Дубнова, Н.М. Барановой, Л.В. Сорокина, работающих над проблемами устойчивого развития, можно встретить утверждение о том, что вопрос сбалансированного развития общества («sustainable development») занимает одно из важнейших мест, и это должно учитываться при разработке содержательных вопросов системы высшего образования. Термин «sustainable development» необходимо переводить как «сбалансированное развитие». При этом нужно учитывать, что «устойчивость» в случае «устойчивого развития» имеет, безусловно, процессуальный характер и является результатом непрерывного балансирования разнонаправленных тенденций. Так, например, цель любого высшего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда. В контексте обсуждаемой концепции психологическая готовность к выбору профессии и современным рыночным отношениям является необходимым условием успешной экономико-психологической адаптации и реализации себя в выбранной профессии. В статье мы проанализируем вопросы выбора типа профессий обучающимися 8-11 классов, рассмотрим возможности получения экологического образования на территории РФ и основные проблемы, возникающие при подготовке будущих экологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Елена Владиславовна, Безкоровайный Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOSING A PROFESSION IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF "SUSTAINABLE DEVELOPMENT"

In 2015, the UN adopted the 2030 agenda for sustainable development. The program consists of 17 goals aimed at eliminating poverty, preserving the planet's resources and ensuring wellbeing. Each goal contains a set of indicators to be achieved within 15 years. To achieve them, joint efforts of governments, civil society and business are required. According to the UN definition, sustainable development consists in ensuring that the development of the current generation does not run counter to the interests of future generations. In the works of Russian scientists K.E. Sorokin, V.A. Koptyug, V.M. Matrosov, V.K. Levashov, Yu.G. Demyanenko, A. Dubnov, who have worked on the problems of sustainable development, you can find the statement that the issue of balanced development of society ("sustainable development") is one of the most important places, and this should be taken into account when developing substantive issues of higher education. At the same time, it should be taken into account that "sustainability" in the case of "sustainable development" is, of course, of a procedural nature and is the result of a continuous balancing of multidirectional trends. For example, the goal of any higher education is to prepare a competitive person in demand in the labour market. In the context of the discussed concept, psychological readiness to choose a profession and modern market relations is a necessary condition for successful economic and psychological adaptation and self-realization in the chosen profession. In this article we will analyze the issues of choosing the type of professions for students in grades from 8 to 11, consider the possibilities of obtaining environmental education in the territory of the Russian Federation and the main problems that arise in the preparation of future ecologists.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ "SUSTAINABLE DEVELOPMENT"»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/04PSMN 120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Котова Е.В., Безкоровайный А.С. Выбор профессии в контексте концепции «sustainable development» // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kotova E.V., Bezkorovayny A.S. (2020). Choosing a profession in the context of the concept of «sustainable development». World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN120.pdf (in Russian)

УДК 159.99 ГРНТИ 14.35.07

Котова Елена Владиславовна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kotova.elena2014@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=354214

Безкоровайный Александр Сергеевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ)», Москва, Россия Студент факультета «Геологии и геофизики нефти и газа», кафедра «Информатики и геоинформационных систем»

E-mail: soaderesss@gmail.com

Выбор профессии в контексте концепции «sustainable development»

Аннотация. В 2015 году ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Программа состоит из 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия. Каждая цель содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для их достижения необходимы совместные усилия правительств, гражданского общества и бизнеса. По определению ООН, устойчивое развитие заключается в том, чтобы развитие нынешнего поколения не шло вразрез с интересами будущих поколений. В трудах российских ученых В.М. Матросова, В.К. Левашова, Ю.Г. Демьяненко, А.П. Дубнова, Н.М. Барановой, Л.В. Сорокина, работающих над проблемами устойчивого развития, можно встретить утверждение о том, что вопрос сбалансированного развития общества («sustainable development») занимает одно из важнейших мест, и это должно учитываться при разработке содержательных вопросов системы высшего образования. Термин «sustainable development» необходимо переводить как «сбалансированное развитие». При этом нужно учитывать, что «устойчивость» в случае «устойчивого развития» имеет, безусловно, процессуальный характер и является результатом непрерывного балансирования разнонаправленных тенденций. Так, например, цель любого высшего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда. В контексте обсуждаемой концепции психологическая готовность к выбору профессии и современным рыночным отношениям является необходимым условием успешной экономико-психологической адаптации и реализации себя в выбранной профессии. В статье мы проанализируем вопросы выбора типа профессий обучающимися 8-11

https:// mir-nauki. com

классов, рассмотрим возможности получения экологического образования на территории РФ и основные проблемы, возникающие при подготовке будущих экологов.

Ключевые слова: выбор профессии; концепция «sustainable development»; «экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование»

Выбор профессии в контексте концепции «sustainable development» представляет собой актуальную современную проблему [1; 2]. Цель системы высшего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда и компетентную в вопросах обеспечения сбалансированного развития общества. Психологическая готовность к выбору профессии и современным рыночным отношениям является необходимым условием успешной экономико-психологической адаптации любого субъекта профессиональной деятельности. «Sustainable development» невозможно без ментальной экологической основы.

Формирование у населения экологического мировоззрения, базируется на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человечества. По мнению Красноженовой Г.Ф., реализация триады «экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование» является основной мировоззренческой концепцией, в том числе и в системе высшего образования [4].

Учитывая актуальность вышеобозначенной проблемы, нами было проведено исследование профессиональных предпочтений школьников по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова.1 Профессиональные предпочтения и профнаправленность личности - понятие масштабное, включающее в себя и отношение к выбору, и его мотивы, и сформировавшиеся профессиональные интересы и т. д. Профессиональная направленность характеризует готовность личности к конкретному виду трудовой деятельности и наличие склонностей к избираемой профессии, проявляющихся в так называемых первых «трудовых пробах» в понравившихся видах труда. Такая готовность определяется общим положительным отношением к общественно полезному труду, высоким уровнем общеобразовательной подготовки, информированностью о наиболее распространенных и наиболее нужных профессиях, знанием путей приобретения профессий, уверенностью в перспективности будущей профессии, наличием элементарных трудовых умений и знаний, интереса и склонности к определенной профессии.

Особый исследовательский интерес для нас представляла группа профессий «человек-природа», т. к. именно эта группа включает в себя разнообразные профессии экологической направленности. База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 151», г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 22 «Д». В исследовании приняло участие 79 человек, среди них учащихся 8 класса - 20 человек, 9 класса - 15 человек, 10 класса - 24 человека, 11 класса - 20 человек.

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова предназначен для первичного отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией:

1. «Человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

1 Дифференциально-диагностический опросник Климова. [Электронный ресурс]. - URL: https ://psychologyc. ru/oprosnik-kümova/.

04PSMN120

2. «Человек - природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, включая профессии экологического профиля.

3. «Человек - техника» - все технические профессии.

4. «Человек - знаковая система» - все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками.

5. «Человек - художественный образ» - все творческие специальности.

В таблице 1 представлены сводные результаты профессиональных предпочтений учеников старших классов.

Таблица 1

Результаты исследования профессиональных предпочтений обучающихся 8-11 классов по «Дифференциально-диагностическому опроснику» Е.А. Климова (в %)

№ п/п Типы профессий 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

1 Человек - Человек 26 19 13 49

2 Человек - Природа 7 15 13 7

3 Человек - Техника 27 30 35 11

4 Человек - Знаковая система 33 27 32 20

5 Человек - Художественный образ 7 9 7 13

Анализируя профессиональные предпочтения старшеклассников, мы получили следующие результаты:

1. 26 % учащихся 8-х классов личную профессиональную перспективу соотносят с группой профессий «Человек - Человек», 7 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Природа», 27 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Техника», 33 % учащихся имеют профессиональные предпочтения к типу профессий «Человек - Знаковая система», 7 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек -Художественный образ».

2. 19 % учащихся 9-х классов предпочитают профессии типа «Человек - Человек», 15 % учащихся связывают свою профессиональную перспективу с типом «Человек - Природа», 30 % учащихся связывают профессиональную перспективу с типом «Человек - Техника», 27 % учеников предпочли тип профессий «Человек - Знаковая система», 9 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Художественный образ».

3. 13 % учащихся 10-х классов выбрали тип профессий «Человек - Человек», 13 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Природа», 35 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек -Техника», 32 % учащихся интересует тип профессий «Человек - Знаковая система», 7 % учащихся имеют профессиональные предпочтения к профессиям типа «Человек -Художественный образ».

4. 49 % учащихся 11-х классов личную профессиональную перспективу соотносят с группой профессий «Человек - Человек», 7 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Природа», 11 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Техника», 20 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек - Знаковая система», 13 % учащихся связывают личную профессиональную перспективу с типом «Человек -Художественный образ».

5. Можно констатировать, что максимальный интерес к профессиям типа «Человек - Природа» проявляют ученики 9 и 10 классов, однако к моменту выпуска из школы этот интерес снижается примерно в 2 раза и по равнению с иными профессиональными группами имеет самые низкие значения, что косвенно свидетельствует о невысоком статусе этой профессиональной группы и более низкой оплатой труда по сравнению с представителями других профессиональных отраслей.

6. Максимальные цифровые значения по профессиональным предпочтениям выпускников школ представлены в типе профессий «Человек - Человек».

7. Андреева Е.А. проанализировав данные, полученные в результате опроса 84 школьников (10-11 классы) получила следующие результаты: на вопрос, чем абитуриенты руководствовались при выборе вуза, больше 57 % респондентов ответили, что им должна нравиться профессия, которую они получат после окончания обучения в вузе. 40,5 % заявили, что при получении этой профессии у них не будет проблем с трудоустройством. 38 % респондентов предполагают, что будут получать высокие заработки с полученной в вузе профессией. Высокое качество образования в вузе мотивирует 31 % учащихся, а престижность вуза важна 26 % опрошенных. Рекомендации родителей, интересность дисциплин и дальнейшая научная карьера интересуют лишь 10 % школьников, в то время как в возможности уехать работать за границу (но не учиться там) заинтересованы 20 % [5]. Ответов, отражающих общественную значимость профессии для сбалансированного развития общества - не зафиксировано.

Таким образом, можно констатировать, что концепция «sustainable development» -сбалансированного развития, в некотором роде разбалансирована уже на ранних этапах профессионализации, что находит подтверждение и у других исследователей данной проблемы [6].

Для решения этого вопроса необходима организация планомерной систематической работы с обучающимися младшего, среднего и старшего звена по экологизации менталитета для обеспечения сбалансированного развития общества на последующих этапах онтогенеза нынешних школьников. Эта работа предполагает реализацию комплексной модели работы образовательной организации по подготовке обучающихся к поступлению на программы экологического профиля, представленную нами в статье «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования)» [7]. Безусловно актуальной является работа по ознакомлению школьников с историей экологического образования и возможностями его получения на территории России. Рассмотрим далее эти вопросы.

Развитие системы экологического знания и образования имеет свою уникальную историю. Становление экологического образования в нашей стране как нового научного и практического направления началось в 1960-1970 годах в системе вузов, школ. Этому во многом способствовали общесоюзные и региональные совещания разного уровня; секции по экологическому образованию, конференции, смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. По инициативе Всероссийского общества охраны природы (ВООП) проводились самые разнообразные мероприятия экологической направленности в которых приняли участие органы управления образованием, большую поддержку оказали природоохранные органы на местах. Педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах.

Исследовательскими коллективами и отдельными авторами создано множество образовательных программ для различных ступеней образования, которые реализуются во всех регионах страны.

Однако экологическое образование в России в значительной степени отличается от такового в других странах. Становление экологического образования в нашей стране происходило различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй -системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу учреждений, который самостоятельно работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае разрабатывается региональная концепция непрерывного экологического образования. В этом случае цели и задачи образования определяют, исходя из положений региональной концепции.

Во многих субъектах Российской Федерации созданы уникальные системы непрерывного экологического образования. Большие успехи достигнуты в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Пермской, Нижегородской и Московской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, на Дальнем Востоке. Реализовался и третий вариант, по которому организации, выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, постепенно включились в общую региональную систему экологического образования [3]. Широкому распространению опыта работы таких учреждений способствует возможность получения высшего образования по направлению «Экология». Региональные университеты становятся информационными центрами - банком и биржей информации [4]. Вузы осуществляют патронаж в системе лицеев, гимназий, различных форм довузовской подготовки и переподготовки, в том числе и самообразовательных. Университеты становятся «полисом культуры, государством культуры» с присущими полису качествами -самостоятельностью, целостностью и открытостью.

В таблице 1 представлен перечень вузов и регионов, реализующих в 2020 году образовательные программы экологического профиля на бакалавриате и в магистратуре.

Таблица 1

Перечень вузов РФ, реализующих образовательные программы экологической направленности

№ Название вуза Регион Количество направлений по экологии

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет Татарстан 3

2 Российский государственный социальный университет г. Москва 2

3 Чеченский государственный университет Чеченская Республика 2

4 Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород 2

5 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова Саха / Якутия 2

6 Башкирский государственный универ-ситет Башкортостан 2

7 Астраханский государственный университет г. Астрахань 2

8 Алтайский государственный университет Алтайский край 2

9 Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. г. Саратов 2

10 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова г. Архангельск 2

11 Башкирский государственный педаго-гический университет им. М. Акмуллы Башкортостан 3

12 Курганский государственный университет г. Курган 2

13 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина г. Омск 2

14 Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина г. Белгород 2

№ Название вуза Регион Количество направлений по экологии

15 Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова Воронежская область 2

16 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет Приморский край 2

17 Российский государственный гидрометеорологический университет г. Санкт-Петербург 2

18 Сахалинский государственный университет Сахалинская область 2

19 Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк 2

Каждый из вышеперечисленных вузов имеет специализированные кафедры, а также иные интеллектуальные и технические ресурсы (например, передвижные лаборатории для подготовки будущих экологов).

Рисунок 1. Передвижная лаборатория контроля шума и загрязнения воздуха (фото Е.В. Котовой)

Можно констатировать, что это - вузы-лидеры, т. к. им удалось выстроить подготовку экологов не только на первой, но и на второй ступени высшего образования. Если проанализировать подготовку научных кадров в области экологии, то нужно назвать такие вузы как: Казанский государственный энергетический университет, Уральский государственный экономический университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова и ряд других - в 2020-21 учебном году они реализуют подготовку кадров в аспирантуре по направлению «Промышленная экология и биотехнологии».

При осуществлении подготовки аспирантов в контексте концепции «sustainable development» необходимо реализовать основополагающие принципы данной концепции:

1. баланс между природой и экономикой, в т. ч. посредством широкомасштабного применения IT-технологий (например, методов инфографики, где могут быть представлены графические работы, отражающие научные данные, биологические и экологические процессы, биохимические/физические основы экологической деятельности, рекомендации профессиональных сообществ и ассоциаций по профилактике экологических угроз и др.) [8];

2. баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами, между цивилизациями и крупными мировыми агломерациями типа Север - Юг, Запад - Восток) [9];

3. баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой «целевой функцией» развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).

Такой подход позволит осмыслить проблемы современной России в общемировом контексте; проанализировать закономерности развития российского общества в контексте выживания человека как вида; позволит эффективно решать региональные экологические проблемы с учетом общемирового и общероссийского контекста. Выбор профессии эколога и вузовское обучение в контексте концепции «sustainable development» должно разрешить актуальную проблематику, связанную с недостаточным финансированием отрасли, слабой технической оснащенностью, «заказом» на социальноприемлимую информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Н.М., Сорокин Л.В. Влияние человеческого капитала на устойчивое развитие экономики // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - Т.16. № 12. - С. 2224-2237.

2. Дубнов А.П. Устойчивое развитие против глобальной катастрофы: утопия или социоинженерный проект? // Социальная философия и социальная инженерия. -Новосибирск, 1998. - С. 72-82.

3. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей // Автореферат диссертации. - М., 2003. - 25 с.

4. Красноженова Г.Ф. Высшая школа России (Проблемы сохранения интеллектуального потенциала). - М.: Мысль, 1998. - 258 с.

5. Андреева Е.А. К проблеме формирования профессиональной направленности личности // Материалы XII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2 - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 92.

6. Варданян В.А., Русяев А.П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Котова Е.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 6, https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN619.pdf.

8. Золотухин С.А. Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании // Медиа. Информация. Коммуникация. - М.: Московский педагогический государственный университет. 2018. - С. 1-8.

9. Левина Е.И. Понятие «устойчивое развитие». Основные положения концепции // Вестник ТГУ, выпуск 11 (79), 2009. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-ustoychivoe-razvitie-osnovnye-polozheniya-kontseptsii/viewer.

Kotova Elena Vladislavovna

Moscow state university of humanities and economics, Moscow, Russia

E-mail: kotova.elena2014@mail.ru

Bezkorovayny Alexander Sergeevich

Russian state geological prospecting university named after Sergo Ordzhonikidze, Moscow, Russia

E-mail: soaderesss@gmail.com

Choosing a profession in the context of the concept of «sustainable development»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. In 2015, the UN adopted the 2030 agenda for sustainable development. The program consists of 17 goals aimed at eliminating poverty, preserving the planet's resources and ensuring well-being. Each goal contains a set of indicators to be achieved within 15 years. To achieve them, joint efforts of governments, civil society and business are required. According to the UN definition, sustainable development consists in ensuring that the development of the current generation does not run counter to the interests of future generations. In the works of Russian scientists K.E. Sorokin, V.A. Koptyug, V.M. Matrosov, V.K. Levashov, Yu.G. Demyanenko, A. Dubnov, who have worked on the problems of sustainable development, you can find the statement that the issue of balanced development of society ("sustainable development") is one of the most important places, and this should be taken into account when developing substantive issues of higher education. At the same time, it should be taken into account that "sustainability" in the case of "sustainable development" is, of course, of a procedural nature and is the result of a continuous balancing of multidirectional trends. For example, the goal of any higher education is to prepare a competitive person in demand in the labour market. In the context of the discussed concept, psychological readiness to choose a profession and modern market relations is a necessary condition for successful economic and psychological adaptation and self-realization in the chosen profession. In this article we will analyze the issues of choosing the type of professions for students in grades from 8 to 11, consider the possibilities of obtaining environmental education in the territory of the Russian Federation and the main problems that arise in the preparation of future ecologists.

Keywords: choice of profession; the concept of «sustainable development»; «environmental education»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.