Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования)'

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТАНТ / МОДЕЛЬ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ / ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / YOUTH / BASICS OF ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / OPTANT / MODEL OF WORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / CAREER GUIDANCE GAMES / PERSONAL PROFESSIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Елена Владиславовна

В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы психологического сопровождения профессионального самоопределения молодежи, которое предполагает сочетание разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы, учет мотивов и намерений обучающихся в подготовке к выбору образовательной программы, вуза для обучения. Учитывая тот факт, что в Российской Федерации более 100 вузов страны предоставляют абитуриентам возможность получить экологическое образование, а набор по направлению «экология и природопользование» осуществляется на разнообразные профили подготовки: «экологический менеджмент и экобезопасность», «радиоэкология», «управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды», «прирородопользование», «экология мегаполисов» и другие, то особую значимость приобретает своевременно организованная психолого-педагогическая и профориентационная работа. Автором представлен методическое оснащение работы, в ходе которой у обучающихся формируется экологическая воспитанность и культура как базовый личностный конструкт. Представлена модель работы образовательной организации по подготовке обучающихся к поступлению на программы экологического профиля. Приведены примеры мероприятий по следующим направлениям: организация профессиональной информации, руководство профессиональной консультацией, психологическое сопровождение процесса получения экологического образования. Особое внимание уделено игре как методу социально-психологического обучения и использованию схем построения личного профессионального плана, который можно рассматривать как интегрирующий показатель учета основных факторов выбора профессии. В качестве элементов рассматриваются представление о личном успехе и карьере, профессиональные цели, резервные варианты и их иерархия, реальная оценка ситуации выбора профессии, реальная подготовка к достижению целей (отношение к способу выбора вуза, образовательной программы и начало практической реализации планов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Елена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of professional self-determination of the youth (on the example of environmental education)

The article discusses with theoretical and methodological issues of psychological support of professional self-determination of young people, which involves a combination of a variety of collective and individual forms of work, taking into account the motives and intentions of students in preparation for the choice of educational program and University for training. Given the fact that in the Russian Federation more than 100 universities give students the opportunity to receive environmental education, and set in the direction "ecology and nature" is carried out on a variety of profiles of preparation: "environmental management and ecological safety", "radioecology", "land management and biological monitoring of the environment", "environmental management", "ecology of cities" and others, that acquires special importance in a timely manner organized psycho-pedagogical and career guidance. The author presents the methodological equipment of the work, during which students formed environmental education and culture as a basic personal construct. The model of the educational organization to prepare students for admission to environmental programs is presented. Examples of activities in the following areas are given: organization of professional information, management of professional consultations, psychological support of the process of obtaining environmental education. Special attention is paid to the game as a part of a method of social and psychological training and the use of schemes of building a personal professional plan, which can be considered as an integrating indicator of the main factors of professions choice. The idea of personal success and career, professional goals, reserve options and their hierarchy, a real assessment of the situation of choosing a profession, real preparation for achieving goals (attitude to the method of choosing a University, educational program and the beginning of practical implementation of plans) are considered as elements.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования)»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Котова Е.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kotova E.V. (2019). Psychological support of professional self-determination of the youth (on the example of environmental education). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 331.54 ГРНТИ 14.35.07

Котова Елена Владиславовна

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kotova.elena2014@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=354214

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования)

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы психологического сопровождения профессионального самоопределения молодежи, которое предполагает сочетание разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы, учет мотивов и намерений обучающихся в подготовке к выбору образовательной программы, вуза для обучения.

Учитывая тот факт, что в Российской Федерации более 100 вузов страны предоставляют абитуриентам возможность получить экологическое образование, а набор по направлению «экология и природопользование» осуществляется на разнообразные профили подготовки: «экологический менеджмент и экобезопасность», «радиоэкология», «управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды», «прирородопользование», «экология мегаполисов» и другие, то особую значимость приобретает своевременно организованная психолого-педагогическая и профориентационная работа. Автором представлен методическое оснащение работы, в ходе которой у обучающихся формируется экологическая воспитанность и культура как базовый личностный конструкт.

Представлена модель работы образовательной организации по подготовке обучающихся к поступлению на программы экологического профиля. Приведены примеры мероприятий по следующим направлениям: организация профессиональной информации, руководство профессиональной консультацией, психологическое сопровождение процесса получения экологического образования. Особое внимание уделено игре как методу социально-психологического обучения и использованию схем построения личного профессионального плана, который можно рассматривать как интегрирующий показатель учета основных факторов выбора профессии. В качестве элементов рассматриваются представление о личном успехе и карьере, профессиональные цели, резервные варианты и их иерархия, реальная оценка

https:// mir-nauki. com

ситуации выбора профессии, реальная подготовка к достижению целей (отношение к способу выбора вуза, образовательной программы и начало практической реализации планов).

Ключевые слова: психологическое сопровождение; молодежь; основы экологической культуры; экологическое образование; оптант; модель работы образовательной организации; профориентационные игры; личный профессиональный план

Психологического сопровождение личностного и профессионального самоопределения молодежи представляет собой актуальное направление деятельности психолога образовательной организации. На данный момент согласно утвержденным правительством РФ нормативно-правовым актам к молодёжи могут быть отнесены лица возрастной группы от 14 до 30 лет, а в ряде случаев и до 35 лет [3].

Данный возрастной период - это важнейший этап становления личности, в котором закладываются основы правильного/адекватного/эффективного отношения к окружающему миру (объектам живой и неживой природы, другим людям, вещам), ценностные ориентации. Именно в этом возрасте молодые люди активно познают окружающий мир, стремится к собственному инициативному действию в нем. Экологическое образование приобретает свою актуальность и открывает богатейшие возможности для интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития, открывающегося при общении с миром природы.

В 2020-2021 году в Российской Федерации более 100 вузов страны (в т. ч. вузы, имеющие высокие рейтинговые позиции) предоставляют абитуриентам возможность получить экологическое образование [2; 4]. Набор осуществляется по направлению «экология и природопользование». Профили подготовки представлены в широком диапазоне, например: «экологический менеджмент и экобезопасность», «радиоэкология», «управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды», «прирородопользование», «экология мегаполисов» и др.

При этом, своевременно организованная психолого-педагогическая и профориентационная работа позволяет сформировать экологическую воспитанность, основы экологической культуры как базовый личностный конструкт, который характеризуется не только социально-обусловленной системностью внутреннего мира, но и имеет концентрированную выраженность в ее базовых свойствах. В частности, для нее важны прочно сложившиеся и типичные социально-психологические связи с социальной средой. Они выступают как показатели включенности молодого человека в общественные отношения, в жизнь социальных групп и общества, определяют его место в них и среди людей, выполняемые социальные роли, потребление общественно-производственных продуктов и собственный вклад в них, участие в общении и передаче социального опыта следующему поколению молодежи.

В данной статье мы рассмотрим более подробно вопрос психологического сопровождения молодежи в контексте личностного и профессионального самоопределения (на примере экологического образования).

Анализируя различные аспекты вышеобозначенной проблематики необходимо рассмотреть такие понятия как: «психологическое сопровождение», «профориентация», «профессиональное самоопределение».

Психологическое сопровождение это вид совместной деятельности психолога и клиента, предполагающий помощь в выборе образовательной программы, направления, профиля подготовки в вузе, наиболее отвечающих индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Профориентационная работа должна быть направлена на формирование общей установки, психологической готовности обучающихся к выбору профессии, а также профессиональной направленности». Профориентацию, профконсультацию можно определить как «ориентирование» будущего абитуриента, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» обучающегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [1]. Поскольку с самого начала оптант (буквально: «человек, имеющий право выбора») может быть не готов к полноценному принятию решения, то говорить о полноценном субъекте самоопределения нельзя. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов активизации и уже после формирования внутренней готовности к самостоятельным действиям можно говорить о субъекте самоопределения (о внутренней сформированной активности, которую можно было бы обозначить как самоактивизацию). Сам процесс формирования такой внутренней активности (самоактивизации) представляется еще во многом, близким к консультационному искусству. Обозначим общую схему взаимодействия с оптантом, позволяющую постепенно активизировать его и выводить на уровень реальной самостоятельности и осознанности своих выборов.

Задачи и содержание психологического сопровождения в образовательных организациях определяются различными факторами, в т. ч. особенностями производственного окружения, экологической ситуации в регионе. Необходимо также учитывать, что в разных регионах Российской Федерации складывается разное общественное мнение в отношении профессии «эколог». При планировании работы также учитываются возрастные, индивидуальные особенности, актуальная мотивация оптанта.

Рассмотрим примерную модель работы образовательной организации по подготовке обучающихся к поступлению на программы экологического профиля.

Модель работы образовательной организации по подготовке обучающихся к поступлению на программы экологического профиля:

1. Мероприятия общего характера, предусматривающие изучение потребностей экономики района в квалифицированных кадрах; создание сети кружков, секций, факультативов, организация молодежных движений, проектных групп, стимулирование волонтерской работы экологической направленности, проведение праздников: «Золотая осень, здравствуй», «Путешествие в зимний лес», «Праздник дерева», «День воды», «День Земли» и др.

2. Организация профильных научно-практических конференций (рекомендованы для проведения в старших классах по проблемам современных достижений науки в решении актуальных экологических проблем, техники, технологии производства, возникновения и развития экологической группы профессий и связаны со значительной подготовительной работой); проведение тематических встреч, семинаров, совещаний, консультаций.

3. Организация работы учителей-предметников и классных руководителей по изучению возможностей каждого учебного предмета для осуществления целей и задач экологического образования. Первичная психолого-педагогическая диагностика обучающихся с целью выявления наличия и уровня проявления у школьников профессиональных интересов (наблюдение, анализ продуктов учебной и трудовой деятельности школьников - письменных, графических, контрольных и творческих работ, проектов и т. д., беседы, обсуждение своих

выводов с другими учителями-предметниками, классными руководителями, психологом образовательной организации.

4. Анализ изменений в профессиональных интересах и склонностях обучающихся (на протяжении всего периода обучения на оптанта заводят профориентационный дневник, куда систематически вносятся в краткой форме результаты наблюдений за особенностями личности, склонностями, увлечениями в учебе и внеклассной или внеаудиторной работе, проявлениями интеллектуальных, творческих и организаторских способностей и т. д.).

5. Разработка методики проведения и реализация мероприятий профориентационно-экологичесеского плана (например «День Эколога», «Всемирный день окружающей среды». «День Земли» и др.). Мотивация обучающихся к подготовке и проведению экологических акций, например: «Помоги птицам!» (в рамках этой акции организовывается совместно с детьми и их родителями конкурс-выставка кормушек, которые затем участвуют в открытии птичьей «столовой» на территории образовательной организации; акция «Сбережем лесную красавицу» (в рамках этой акции подростки и их родители выпускают экологические плакаты, производят высадку саженцев деревьев).

6. Организация информационно-справочной и индивидуально-психологической консультаций. Данное направление работы предполагает широкое информирование молодежи о возможностях получения экологического образования, о кафедрах осуществляющих профильную экологическую подготовку. Наибольший интерес абитуриентов вызывает институты, факультеты, кафедры, реализующие образовательные программы на протяжении длительного периода времени. Так, например, Казанский федеральный университет является ведущим вузом в области экологического образования. Кафедры охраны природы была образована в 1969. В состав Института экологии и природопользования входят два структурных подразделения. В отделение экологии включены кафедра общей экологии, кафедра прикладной экологии и кафедра моделирования экосистем. В отделение природопользования включены кафедра ландшафтной экологии, кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы и кафедра почвоведения.

Свою историю имеет кафедра экологии и природопользования Южного федерального университета, которая была создана в 1974 г. В течении 45 лет она является ведущим центром по подготовке кадров и научным исследованиям в области экологии, природопользования и охраны природы. Можно констатировать, что профильные экологические кафедры представлены во всех субъектах РФ. Полную развернутую информацию о вузах, осуществляющих подготовку программам экологического образования, можно найти на электронном портале «Поступай правильно», а также на порталах, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья [2; 4].

7. Работа с родителями (привлечение для работы в кружках, секциях, факультативах экологической направленности; индивидуальная работа с родителями, препятствующими реализации тех или иных профессиональных интересов).

8. Работа школьной библиотеки (комплектование книг о защитниках природы, о профессии «эколог», ознакомление с миром профессий, проведение читательских конференций). Ознакомление с миром профессий может развертываться на двух уровнях: на уровне житейского познания и на уровне специально организуемого во внеклассной и учебной работе профессионального просвещения. Во всех случаях познавательная деятельность обеспечивает отражение объективных отношений между профессией, ее содержанием, личностной и общественной значимостью.

9. Работа медицинской службы (изучение медицинских карт с целью выявления противопоказанных сфер деятельности; проведение бесед ознакомительного характера о

https:// mir-nauki. com

психофизиологических требованиях, предъявляемых различными профессией; индивидуальные консультации, участие в составлении рекомендаций по выбору профессии).

10. В качестве неотъемлемой технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения молодежи, реализуемой на разных ступенях образования, мы рассматриваем - профориентационные игры. Организация помощи в выборе профессии происходит, как правило, без использования применения игрового метода. Результатом такого методического пробела является отсутствие интереса ко многим мероприятиям, недостаточная активность молодежи в профессиональном самоопределении. В связи с чем интерес педагогов, психологов все чаще сосредоточен на «встраивании» игр, как одного из методов, направленного на активизацию оптанта в личностном и профессиональном самоопределении. Как отмечает Н.С. Пряжников, сущность профориентационных игр заключается в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы со старшеклассниками и студентами, а также - в моделировании отдельных элементов личностного жизненного и профессионального самоопределения [5]. Специфика профориентационной игры - в ее соотношении с общей схемой (моделью) выбора профессии, которую и должна имитировать игра. Схема может стать основой психологии игр в зависимости от решений конкретных задач и профессиональной сопровождения. Профориентационные игры предназначены для работы с обучающимися разных возрастных групп. На первых этапах методической разработки игры были предназначены для 7-11 классов, однако в дальнейшем они «нашли сое место» и в конспектах вузовских семинарских занятий. Игры рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т. п.). Подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы, а также допустимо сочетание профориентационных игр с непрофориентационными упражнениями, например, с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведение в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, носящими релаксационный характер [5].

Специфика профориентационной игры - в ее соотнесенности с общей схемой выбора профессии. Условно игры, используемые разными специалистами в профориентации, можно разделить на четыре группы (типа):

1) Игры - «заигрывания», которые в строгом смысле не являются профориентационными и используются психологом для создания доверительных отношений и налаживания контакта с учащимися. Примером таких игр могут служить игровые ситуации, используемые в тренинге общения и элементы психотерапии. Конечно, отдельные элементы этих игровых ситуаций могут пригодиться при подготовке к профессии, но в целом такие игры предназначены для решения других (непрофориентационных) задач.

2) Игры, моделирующие профессиональную деятельность, данные игры знакомят ообучающихся с конкретными профессиями, что позволяет назвать их профориентационными. Такие игры больше соответствуют ситуации, когда профессия (или группа профессий) уже выбрана и необходимо либо уточнить, либо перепроверить свой выбор. При работе в классе данные игры позволяют моделировать в основном профессии типа «человек - человек» (различные ситуации общения, взаимоотношения работников друг с другом или с клиентами). К играм данной группы можно отнести также большой и интересный опыт использования игровых ситуаций в трудовом воспитании школьников, когда выполнение различных трудовых действий (на субботниках, праздниках труда) организуется как игра. В целом данные игры решают некоторые профориентационные задачи, но в большей степени они направлены на решение задач трудового воспитания и обучения.

3) Моделирование самого процесса выбора профессий предполагает опору на общую схему такого выбора. Как один из вариантов такой схемы использована схема построения личного профессионального плана (ЛПП), который можно рассматривать как интегрирующий показатель учета основных факторов выбора профессии. Сама схема построения ЛПП предполагает работу со следующими элементами:

1. Общее представление о роли труда в достижении личного успеха, построения карьеры.

2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.

3. Ближние профессиональные цели.

4. Резервные варианты и их иерархия как возможные пути движения к дальней цели.

5. Познание выделенных целей (особенностей образовательной программы, группы профессий и соответствующих учебных заведений).

6. Знаний своих возможностей для достижения дальней и особенно ближней целей (реальная оценка ситуации выбора профессии).

7. Знание путей подготовки к достижению целей и способы работы над собой.

8. Реальная подготовка к достижению целей (отношение к способу выбора вуза, образовательной программы и начало практической реализации планов).

9. В случаях явного несоответствия своих возможностей избранным целям -другой профессиональный выбор (построение нового ЛПП по всей предложенной выше схеме). Профориентационная игра может моделировать либо всю предложенную схему, либо ее отдельные компоненты и их сочетания.

4) Моделирование системы психологического сопровождения выбора профиля обучения со стороны специалистов. Данные игры предназначены для отработки взаимодействия различных элементов системы профессиональной ориентации (школа, семья, предприятия, техникумы, вузы и др.).

Таким образом, игра может считаться профориентационной в той степени, в которой она моделирует процесс выбора профессии (как вариант модели такого процесса - составление ЛПП). Как отмечалось выше, профориентационная игра строиться с опорой на общую схему построения ЛПП. Цель каждой игры определяется ее соотнесенностью с тем или иным элементом ЛПП, но такие цели могут быть достигнуты и с помощью других форм и методов работы (лекции, психодиагностических исследований, индивидуальных бесед и т. д.). При этом важно сочетать, дополнять игровой метод другими методами и ясно понимать те преимущества и недостатки, которые имеет игра по сравнению с другими формами и методами.

К общим недостаткам игр можно отнести следующие: трудность подачи в игре большого информационного материала - здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам; не все воспринимают игру серьезно, что несколько затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь и т. п. Среди положительных моментов игрового метода можно отметить возможность для участника игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты; в игре происходит более творческое овладение изучаемым материалам, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением и другое. Главное, что дает игра - это активизация участников.

Информационное обеспечение игр не должно быть громоздким, так как чисто информационные задачи целесообразно решать на лекциях, в беседах, при организации самостоятельной работы школьников. Необходимый минимум информационной готовности к игре может, быть достигнут на предварительных занятиях. В самой игре целесообразней использовать уже имеющиеся у учащихся знания или представления.

Задача ведущего - привести эти знания в систему таким образом, чтобы ими можно было пользоваться при решении вопросов, связанных с выбором профессии. Как и другие виды игр, профориентационная игра характеризуется двухплановостью: условностью игровой ситуации и реальным поведение участников игры. При этом в профориентационной игре возможен реальный выбор в условной ситуации, то есть игровое поведение может совпасть с реальным решением (полным или частичным) профориентационной проблемой учащихся. Возможным это становиться потому, что вопрос о выборе профессии во многом решается мысленно (как обобщение полученных знаний, представлений и т. д.) и игра может оказаться тем стимулятором, который поможет оптанту принять вполне реальное решение. Одним из элементов культуры организации игры является в создание в игре ситуации неопределенности. Игра не должна иметь однозначно предсказуемый результат, что исключает использование готовых алгоритмов и повышает творческие, импровизационные возможности как ведущего, так и школьника, участвующего в игре. В этом смысле невозможно провести две одинаковые игры. С другой стороны, управление игрой предполагает и некоторую неопределенность (с помощью правил, инструкций). Умелое сочетание определенности и неопределенности обеспечивает эффективное проведение игры.

Следует помнить, что повторное проведение игры с одним составом участников имеет определенные трудности (игра теряет новизну, снижается эффект неопределенности, возникает иллюзия решенности проблемы). При необходимости можно воспользоваться следующими вспомогательными приемами:

а) отсрочить провидение повторной игры;

б) провести повторную игру более динамично;

в) по возможности найти более сложные проблемы (углубиться в проблему или расширить круг обсуждаемых вопросов);

г) не бояться вносить некоторые изменения в игровые инструкции (ввести элемент новизны);

д) можно предложить одному из лидеров класса попробовать себя в роли ведущего.

К организационным особенностям профориентационных игр относятся также:

а) время провидения;

б) отбор участников игры;

в) большинство игр рассчитаны на участие 7-8-х классов (ряд игр проводятся с обучающимися 9-11 классов, ведутся интенсивные разработки игр для студенческой аудитории);

г) все игры могут быть проведены силами одного ведущего (педагога или психолога);

д) большинство игр проводятся с активным использование классной доски;

е) в большинстве игр нет традиционных экспертных групп, что делает игры более динамичными, но при этом сохраняется сама экспертная функция, которую выполняют все участники в ходе обсуждения.

Актуальной задачей для ведущего является поддержание дисциплины в играющем классе (студенческой группе), контроль за игрой. Ведущий должен специально готовить себя к решению задач по поддержанию дисциплины. Предлагаются некоторые приемы, способствующие поддержанию оптимального уровня игровой дисциплины:

1. Вести игру динамично, не давая участникам отвлекаться.

2. Подключить к игре (с помощью вопросов, специальных ролей или заданий) тех, кто слишком пассивен или, наоборот, проявляет неигровую активность.

3. По отношению к нарушителям дисциплины чаще использовать невербальные средства (взгляд, мимика).

4. Ведущий не должен разбирать поведение нарушителей дисциплины во время игры, т. к. в этом случае данная игра прекращается. Ведущий может побеседовать с нарушителем после урока.

5. Не следует путать нарушение дисциплины с отсутствием интереса к игре. Если попытка активизировать пассивных школьников будет неудачна, лучше оставить их в покое, т. к. насильно играть не заставишь.

6. В случаи чрезмерной игровой активности (затягивающиеся споры, желание высказаться всем сразу и т. д.) ведущий может напомнить об ограниченном времени, о других условиях конкретной игры, а может ввести новые условия во время игры, например: «кто хочет высказаться - поднимает руку», «регламент выступления - 30 секунд» и т. д.

Успешному проведению игры способствует индивидуальный стиль ведения игры. Вырабатывая свой стиль, ведущий не должен расстраиваться из-за того, что он в чем-то не похож на других ведущих. Творческое переосмысление чужого опыта и постоянный поиск собственных резервов - основа выработки индивидуального стиля ведения игры. В целом, профориентационные игры, процедуры, упражнения могут носить либо ознакомительный и информационный характер, либо включать элементы самопознания и, наконец, существуют упражнения, позволяющие моделировать перспективы профессионального и личного развития в их целостности. Являясь активным методом социально-психологического обучения, разнообразные профориентационные игры позволят психологу-практику оптимизировать работу по профессиональному самоопределению.

Таким образом, психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения позволяет решать вопрос социальной интегрированности молодежи. В контексте экологического образования (включая дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское) актуализируются характеристики цивилизованности как отдельного индивида, так и общества в целом. Экологическое образование представляет уникальную возможность подготовки специалистов для экологических организаций, экономики, управления, способных обеспечивать развитие производства при минимальном воздействии на окружающую среду и рациональное природопользование, а также специалистов для исследовательских организаций, способных выявлять механизмы функционирования окружающей среды, предложить новые решения в сфере экологии, строить прогнозы изменений в окружающей среде, при воздействии человека, предлагать решения и технологии для ликвидации экологического ущерба, прогнозировать и оценивать развитие опасных природных экзогенных процессов.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

Котова Е.В. Электронный портал как технология обучения инвалидов. // Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГГЭУ, 2019. - С. 105-108. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41126061_82557504.pdf.

Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592/.

Поступай правильно [Электронный ресурс]. - URL: https://abitur.cbias.ru/.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005. - 288 с.

https:// mir-nauki. com

Kotova Elena Vladislavovna

Moscow state university of humanities and economics, Moscow, Russia

E-mail: kotova.elena2014@mail.ru

Psychological support of professional self-determination of the youth (on the example of environmental education)

Abstract. The article discusses with theoretical and methodological issues of psychological support of professional self-determination of young people, which involves a combination of a variety of collective and individual forms of work, taking into account the motives and intentions of students in preparation for the choice of educational program and University for training.

Given the fact that in the Russian Federation more than 100 universities give students the opportunity to receive environmental education, and set in the direction "ecology and nature" is carried out on a variety of profiles of preparation: "environmental management and ecological safety", "radioecology", "land management and biological monitoring of the environment", "environmental management", "ecology of cities" and others, that acquires special importance in a timely manner organized psycho-pedagogical and career guidance. The author presents the methodological equipment of the work, during which students formed environmental education and culture as a basic personal construct.

The model of the educational organization to prepare students for admission to environmental programs is presented. Examples of activities in the following areas are given: organization of professional information, management of professional consultations, psychological support of the process of obtaining environmental education. Special attention is paid to the game as a part of a method of social and psychological training and the use of schemes of building a personal professional plan, which can be considered as an integrating indicator of the main factors of professions choice. The idea of personal success and career, professional goals, reserve options and their hierarchy, a real assessment of the situation of choosing a profession, real preparation for achieving goals (attitude to the method of choosing a University, educational program and the beginning of practical implementation of plans) are considered as elements.

Keywords: psychological support; youth; basics of ecological culture; ecological education; optant; model of work of educational organization; career guidance games; personal professional plan

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11PDMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.