Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/66PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Котова Е.В. Психологическое консультирование абитуриентов при выборе профиля обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kotova E.V. (2019). Psychological counseling of applicants when choosing a training profile. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN619.pdf (in Russian)
УДК 159.99 ГРНТИ 14.35.07
Котова Елена Владиславовна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile .asp?id=354214
Психологическое консультирование абитуриентов при выборе профиля обучения
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы психологического консультирования абитуриентов при выборе экологического профиля обучения, которое предполагает сочетание разнообразных форм консультативной работы.
В процессе справочно-информационной консультации обучающимся сообщаются сведения об истории развития экологии как науке; о важнейших открытиях и направлениях исследований в области экологии; требования вузов, осуществляющих подготовку экологов, о приеме документов, о возможностях освоения различных образовательных профилей в области экологии, сроках подготовки, об особенностях трудоустройства. Диагностическая консультация направлена на изучение системных личностных свойств обучающегося, его интересов, мотивов, способностей с целью выявления их соответствия избираемому экологическому профилю обучения или близким к нему направлениям подготовки в вузе. Формирующая профконсультация предполагает руководство выбором профиля обучения, коррекцию этого выбора; систематическую регистрацию изменений личности обучающегося в отношении профессионального самоопределения; учет и прогнозирование динамических характеристик конкурсной ситуации в вузах, выбранных абитуриентом. Медико-физиологическая профконсультация позволяет изучить состояние здоровья обучающегося, его психофизиологические свойства в отношении избираемой профессии эколога, обозначить возможные противопоказания к данной профессиональной деятельности. Консультация как индивидуальное психологическое сопровождение в летний период позволяет совместно с абитуриентом и родителями наблюдать за текущей конкурсной ситуацией в выбранных вузах, реализующих программы экологического профиля и совместно принимать наиболее рациональные решения, позволяющие достичь желаемого результата в виде зачисления в вуз.
В заключении внимание уделено диагностико-рекомендательной схеме консультирования и электронным ресурсам для разных категорий обучающихся, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: психологическое консультирование; выбор профиля обучения; экологическое образование; формы консультации; диагностико-рекомендательная схема; электронные ресурсы
Организация психологической помощи абитуриентам при выборе профиля обучения представляет собой актуальное и высокозначимое направление работы как в системе общего среднего, так высшего образования [1]. В данной статье мы рассмотрим последовательность работы с абитуриентами и их родителями на примере выбора профиля обучения: 05.03.06 «Экология и природопользование».
Наиболее распространенной формой оказания психологической помощи выпускникам школ и их родителям выступает профессиональная консультация - как научно организованное информирование о профессиях, предназначенное для молодёжи в целях практической помощи в выборе профессии с учётом склонностей, интересов, способностей, а так же потребностей общества. Её могут проводить психологи, педагоги, медики, социологи. Цель профессиональной консультации - установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованием той или иной профессии. Круг решаемых задач достаточно широк: изучить личность обучающегося, его интересы, склонности, способности; сопоставить имеющийся уровень психологической и практической готовности с требованиями выбираемой профессии; разработать рекомендации; указать пути для компенсации недостающих профессионально важных качеств личности; стимулировать саморазвитие личности оптанта. Для успешного проведения профессиональной консультации составляется оптимальная программа изучения возможностей оптанта. Схемы организации взаимоотношений консультанта и консультируемого могут быть самыми разными. Так, Е.А. Климов определяет индивидуальную консультацию как совместную деятельность, с одной стороны, выбирающего, проектирующего и с другой стороны - лица руководящего этим выбором, проектированием его общественной позиции в той мере, в какой она полагает построить хороший проект трудового жизненного пути человека, является одним из условий гармоничного и разностороннего развития личности [2].
Проводится консультация в следующих формах:
1. Справочно-информационная консультация (обучающимся сообщаются сведения об истории развития экологии как науке; о важнейших открытиях и направлениях исследований в области экологии; требования вузов, осуществляющих подготовку экологов о приеме документов, о возможностях освоения различных образовательных профилей в области экологии, сроках подготовки, об особенностях трудоустройства и системе оплаты труда). Например, абитуриенту консультант рассказывает о становлении экологии как науки, о виднейших ученых, внесших вклад в ее становление в разные периоды и эпохи: V-III вв. до н.э. философы Эмпедокл, Теофраст, Софокл, Аристотель впервые описали растения, животных в их естественной среде обитания, с особенностями и повадками; XVI-XIX вв. А. Цезальпино, Дж. Рей, Ж. Турнефор, А. Реомюр, Л. Трамбле, Ж. Бюффон, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, К. Линней, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, Г.В. Стеллер и др.: представили в своих работах описание видов, изучение их многообразия и закономерностей распространения; рассматривали среду как фактор, определяющий распространение организмов и развитие их жизненных форм. А.Ф. Миддендорф, К. Бернар, Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, К. Людвиг, Ю. Либих, Ж.Б. Буссенго, А. Гумбольдт, А.Н. Бекетов и др.: предприняли изучение общеорганизменных процессов у растений и животных, сформулировав важнейший вывод: внутриорганизменные процессы связаны с внешними воздействиями [3]. М. Шлейден, Т. Шванн, К. Бэр, Э. Страсбургер, В. Флеминг и др.: формулировка клеточной теории, изучение механизмов развития, исследование среды как детерминанты индивидуального развития
https:// mir-nauki. com
организмов. Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк, Ж. Сент-Илер, Ж. Кювье, Ч. Дарвин и др.: обоснование устойчивости и исторического развития организмов; трансформация среды своего обитания организмами. К.Ф. Рулье (1846, 1858), Э. Геккель (1866, 1868, 1869) - обоснование и выделение новой естественной науки - экологии. В первой половине XX в. В нашей стране и за рубежом постепенно происходило оформление основных научных экологических школ: ритмика сообществ организмов (В.В. Алехин); зооэкология (А.Н. Формозов, С.А. Северцов, Н.П. Наумов); сукцессия биогеоценозов (Сукачев В.Н.); эколого-фаунистические исследования (Д.Н. Кашкаров); фитоценология (С.И. Коржинский, А.Я. Гордагин); учение об экосистемах (А. Тэнсли); популяционная экология; (Ч. Элтон) сельскохозяйственная экология (В. Тишлер); специфика фитоценозов (Ф. Клементс); трофико-энергетическое направление (А. Лотка, Л. Линдеман); фитоценология (Х. Раункиер) и многие другие [4].
2. диагностическая консультация (направлена на изучение личности обучающегося, его интересов, мотивов, способностей с целью выявления их соответствия избираемому экологическому профилю обучения или близким к нему направлениям подготовки в вузе). Наибольший интерес для консультанта представляют системные личностные свойства, обеспечивающие наиболее высокие достижения в деятельности или потенциал к таким достижениям, обуславливающие высокую вероятность реализации личностных особенностей в последующей профессиональной деятельности экологической направленности. Кратко охарактеризуем способности, необходимые для успешности в конкретном виде деятельности. Если речь идет об академической успешности, то в число таких способностей входят познавательные способности, умение производить интеллектуальные операции с учебным материалом. Как правило, общее и дополнительное образование направлено именно на эти специальные умения и способности. Кроме того, в широком круге работ успешность связывают с коммуникативными способностями (эмоциональный интеллект, социальный интеллект и т. д.). Актуальный объект для диагностического исследования стратегические способности обучающегося относятся к более узкой области планирования жизненного или образовательного пути (наличие стремлений, знание способов достижения целей, умение планировать собственные достижения, саморегуляция, самоорганизация) и когнитивные способности (владение операциями мышления, интеллект, эрудиция как объем экологических знаний, которым должен обладать субъект, чтобы достичь успеха [5]. Также необходимо отметить, что проблема мотивационной сферы личности обучающегося требует скрупулезных исследований и детальной дифференциации. Так, необходимо разделять общую личностную мотивацию (например, интеллектуальная активность в исследованиях Д.Б. Богоявленской - это личностное свойство, потребность субъекта в интеллектуальном движении) и мотивацию к экологической деятельности [6]. При всей привлекательности данного типа организации взаимоотношений с клиентом, имеется большая опасность, что консультируемый человек (тем более, школьник) займет откровенно пассивную позицию, чтобы проводить такую консультацию психологу придется взять всю основную инициативу на себя.
3. формирующая профконсультация (цель: руководство выбором профиля обучения, коррекция этого выбора; предполагает систематическую регистрацию изменений личности обучающегося в отношении профессионального самоопределения; учет и прогнозирование динамических характеристик конкурсной ситуации в конкретном вузе). Из практики работы по поддержке целеполагания и самоопределения школьников известно, что выявление и оформление жизненных ценностей и целей - одна из наиболее сложных практических задач. Под формулировкой «знание способов достижения наличных целей» мы объединяем понимание собственной системы ценностей, формирование жизненных целей, выделение более конкретных задач - и, как последний этап - знание технологий решения этих задач. Умение планировать собственные достижения - еще более операционализированная
способность выстраивать собственные действия [7]. Если знание способов относится к когнитивной сфере - субъект может знать способы, но их не применять, то здесь речь идет о практических умениях по планированию и их реализации в повседневной жизни. Так, например, абитуриент ориентирован на региональный вуз, имеющий 10 бюджетных мест - и это единственная жизненная стратегия. Консультант может сформировать иную образовательную траекторию: в 2020 году один из столичных вузов, Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджиникидзе, на профиль 05.03.06 «Экология и природопользование» имеет 45 бюджетных мест, что безусловно может стать детерминирующим фактором при принятии решения о выборе вуза.
4. медико-физиологическая профконсультация (цель: изучить состояние здоровья оптанта, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии эколога). Основой проведения профконсультации является определение профессиональной пригодности оптанта как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для охраны функционально неполноценного органа или системы - с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем [8; 9]. Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие без ущерба для здоровья.
5. Консультация как индивидуальное психологическое сопровождение в летний период. Этот вид консультации позволяет совместно с абитуриентом и родителями наблюдать за конкурсной ситуацией в выбранных вузах, реализующих программы экологического профиля и совместно принимать наиболее рациональные решения, позволяющие достичь желаемого результата в виде зачисления в вуз. На сайте каждого вуза в течение учебного года возможно найти всю необходимую информацию по реализуемым направлениям и профилям образовательной подготовки, КЦП - контрольные цифры приема на бюджетные и внебюджетные места, полное описание правил приема. Однако, в летний период информация о списках абитуриентов, о количестве поданных заявлений и др. - обновляется ежедневно. Обновления по изменениям в конкурсных списках будут происходить несколько раз в день.
В этот период, важно не зацикливаться на постоянном мониторинге изменений, а посвятить время от момента подачи документов в вузы до срока окончания зачисления студентов первой волны (обычно это занимает больше месяца) полноценному отдыху после такого долгого и непростого марафона под названием ЕГЭ. Шансы на поступление будут зависеть от того, насколько баллы других абитуриентов будут выше или ниже полученных обучающимся на ЕГЭ, баллов за индивидуальных достижения, наличия дополнительных льгот при поступлении. 27 июля происходит публикация конкурсных списков, то есть списков рекомендованных к зачислению абитуриентов первой волны. Часто, именно в этот момент, абитуриент передает в вуз оригиналы документов для поступления. Если баллов хватает, то необходимо принести оригиналы документов в Приёмную комиссию и написать согласие на зачислении в вуз до 1 августа.
Значимым ресурсом при проведении любого вида профессиональной консультации выступают электронные порталы: «Поступай правильно», «Вузопедия», «Инклюзивное образование.рф» и другие [10].
В профконсультации наиболее распространенной (традиционной) схемой до сих пор является диагностико-рекомендательная, когда оптанта сначала обследуют с помощью разнообразных методик, анализируют полученные результаты, часть из которых (не несущих опасности травмировать клиента) совместно обсуждается в плане соотнесения с требованиями рассматриваемых профессий, после чего профконсультант выдает клиенту рекомендацию (в лучшем случае - несколько вариантов таких рекомендаций). При этом важно, действительно,
не ограничивать абитуриента одной единственной рекомендацией, а все-таки давать ему возможность множественного выбора. Другой распространенный способ организации взаимоотношений с клиентом основан на том, что профконсультант проводит свою работу в режиме «свободной беседы», когда разговор идет как будто бы ни о чем и, в то же время, решаются какие-то проблемы клиента. Такая беседа должна проходить ненавязчиво, внешне как бы на равных. Провести профконсультацию в таком режиме сможет далеко не каждый психолог, поскольку это требует высокой профессиональной компетентности, определенного опыта и готовности к принятию решений в ситуации неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котова Е.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи (на примере экологического образования) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
3. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: электронный учебник. Изд-во: КноРус. 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://ural-education.ru/wp-content/uploads/.pdf.
4. Присный А.В. Экология: курс лекций для студентов. - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1999. - 64 с.
5. Трухина Ю.И. Котова Е.В. Развитие предпринимательских качеств у старшеклассников. - Красноярск, Изд-во: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2014. - С. 419-220.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ун-та, 1983. - 172 с.
7. Травинова Г.Н. Самоорганизация как личностный ресурс овладения профессиональными знаниями // Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГГЭУ, 2019. - С. 194-200. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41126061_82557504.pdf.
8. Пятибрат А.О., Балахонов А.В. Особенности профориентационных мероприятий в гражданском и военном вузе как фактор сохранения здоровья обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета. №2. 2008. С. 178-185.
9. Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. Составитель: Дубленикова И.В. - Сыктывкар, 2014. - 86 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosovz24 m/assets/files/профессиональная-ориентация/метод.-материалы/3.pdf.
10. Котова Е.В. Электронный портал как технология обучения инвалидов. // Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГГЭУ, 2019. - С. 105-108. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41126061_82557504.pdf.
https:// mir-nauki. com
Kotova Elena Vladislavovna
Moscow state university of humanities and economics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Psychological counseling of applicants when choosing a training profile
Abstract. The article deals with the theoretical and methodological issues of psychological counseling of applicants when choosing an environmental profile of training, which involves a combination of various forms of advisory work.
In the process of reference and information consultation, students are informed about the history of ecology as a science, about the most important discoveries and directions of research in the field of ecology; about requirements of universities that train ecologists, about the reception of documents, about the possibilities of mastering various educational profiles in the field of ecology, the timing of training, about the features of employment. Diagnostic consultation is aimed at studying the system of personal properties of the student, his interests, motives and abilities in order to identify their compliance with the chosen environmental profile of training or close to it areas of training at the university. Formative consulting involves the manual selection of the profile of learning, correction of this selection; systematic registration of changes of the student in relation to professional self-determination; consideration and prediction of the dynamic characteristics of the competitive situation in the universities selected by the applicant. Medical and physiological professional consultation allows to study the health of the student, his psychophysiological properties in relation to the chosen profession of environmentalist, to identify possible contraindications to this professional activity. Consultation as an individual psychological support during the summer period allows together with the applicant and parents to observe the current competitive situation in the selected universities implementing environmental programs and jointly make the most rational decisions to achieve the desired result in the form of enrollment.
In conclusion attention is paid to the diagnostic and recommendation scheme of counseling and electronic resources for different categories of students, including those with disabilities and disabilities.
Keywords: psychological counseling; choice of training profile; environmental education; forms of consultation; scheme of diagnostic and recommendation; electronic resources
66PSMN619