Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 15.06.2018; опубликована 03.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Голубева О.В., Лебедева Т.Е. Профессиональный консалтинг клиентов кадрового агентства // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Golubeva O.V., Lebedeva T.E. (2018). Professional consulting clients recruitment agency. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.21
Голубева Ольга Владиславовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile .asp?id=714224
Лебедева Татьяна Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=365916
Профессиональный консалтинг клиентов кадрового агентства
Аннотация. В статье представлено описание экспериментальной работы по реализации программы профессионального консалтинга для клиентов-женщин кадрового агентства. Дано обоснование необходимости реализации профессионального консалтинга для клиентов-женщин кадрового агентства, представлена модель структуры консультативного процесса при проведении профессионального консалтинга. Представлена программа профессионального консалтинга, включающая в себя: серию тестирований (Методика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе: «Прогноз», Методика определения уровня депрессии Балашова, Методика экспресс-диагностики склонности к сниженному настроению В.В. Бойко, Методика экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению В.В. Бойко, Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко, Методика диагностики уровня личностной невротизации В.В. Бойко), а также индивидуальное и профессиональное консультирование.
Проведенное авторами исследование позволило установить, что большинство клиентов-женщин кадрового агентства испытывают серьезные психологические проблемы на этапе обращения, так при первичном тестировании у тестируемых - 70 % был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности, 80 % - неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью с неблагоприятным прогнозом, 30 % находились в состоянии легкой депрессии и субдепрессивном состоянии, у 50 % обнаружена склонность к сниженному настроению, 80 % тестируемых клиентов кадрового агентства обнаружили среднюю склонность к аффективному
https://mir-nauki.com
поведению, у 90 % испытуемых при первичном исследовании обнаружились признаки импульсивности.
Описано содержание разработанной программы, включающей 3 этапа реализации. I Этап: Психологическое просвещение (Тематика лекций: «Рынок труда глазами профессионалов», «Десять главных ошибок при устройстве на работу», «Как подготовиться к собеседованию при устройстве на работу»). II Этап: Тренинг профессионально личностного роста. «Путь к успеху» (1, 2 занятие: Тренинг уверенности, позитивных и активных жизненных установок; 3, 4 занятие: Тренинг Управление своим эмоциональным состоянием; 5 занятие: Тренинг Снижение тревожности; 6, 7 занятие: Тренинг карьеры). III Этап: Индивидуальное психологическое консультирование и профконсультирование.
Результаты апробации программы позволяют сделать выводы о необходимости консалтингового сопровождения клиентов кадровых агентств.
Ключевые слова: консалтинг; профессиональный консалтинг; психологическое сопровождение; программа; тренинг; личная консультация; профессиональная консультация; исследование
В настоящее время рынок труда динамично изменяется, люди, которые каждый день сталкиваются с трудностями при устройстве на работу - такой ритм жизни ведет к повышенному напряжению, неумению расслабиться, выходить из напряженного состояния, обретать психологическое равновесие [1].
В сложившейся ситуации, приобретает особую значимость профессиональный консалтинг (профконсалтинг).
В переводе с английского «консалтинг» - это управленческое консультирование. Консультирование как вид практической деятельности является одной из ключевых областей экономических, управленческих, психолого-педагогических, методических, социальных и других служб. Интенсивное развитие консультирования в усложняющихся социальных условиях обусловлено все возрастающей потребностью человека в помощи специалиста-профессионала [2].
В психологии консалтинг - это поддерживающие и восстанавливающие услуги психологического плана, которые направлены на переориентацию деятельности человека, адекватное взаимодействие с окружением и улучшение психологического тонуса в целом [3].
Профконсалтинг - профориентационное тестирование и консультирование для тех, кто уже имеет образование и опыт работы, но хотел бы найти себя в новом деле, выбрать вуз для получения второго высшего образования или подобрать обучающие программы для дальнейшего профессионального развития [4].
Практика работы психологов кадровых агентств позволила выделить ряд основных проблем, с которыми приходят соискатели. Сложная ситуация, в которой оказывается человек, потерявший работу, влечет за собой изменения функционального состояния. Подавленность, раздражение, страх, обида, вина за случившееся не только тяжело переживаются, но и мешают найти работу [5].
Другой причиной являются индивидуальные особенности личности. Особенности характера, установки, мешающие взять ответственность за собственную судьбу на себя, отсутствие пластичности в изменении сложившихся привычек, убеждений, дефицит навыков
Введение
эффективного общения - все это существенно понижает шансы успешного трудоустройства [3, 6].
Высококвалифицированные специалисты, потерявшие работу по своей основной профессии и оказавшиеся незанятыми, зачастую не готовы к радикальному изменению профессии, получению новой, смежной, имеющей спрос. Кроме того, на рынке труда оказалась масса слабозащищенных граждан (женщины, инвалиды, бывшие военнослужащие). Поэтому перед психологом кадрового агентства стоит задача изменить видение мира соискателя, научить, когда, где и как искать работу, действовать активно, повысить его конкурентоспособность на рынке труда [7, 8].
Общая модель структуры консультативного процесса при проведении профконсалтинга
[9].
Рисунок 1. Модель структуры консультативного процесса при проведении профконсалтинга [9]
Практика работы психологов кадровых агентств позволила выделить ряд основных проблем, с которыми приходят соискатели. Сложная ситуация, в которой оказывается человек, потерявший работу, влечет за собой изменения функционального состояния. Подавленность, раздражение, страх, обида, вина за случившееся не только тяжело переживаются, но и мешают найти работу.
Другой причиной являются индивидуальные особенности личности. Особенности характера, установки, мешающие взять ответственность за собственную судьбу на себя, отсутствие пластичности в изменении сложившихся привычек, убеждений, дефицит навыков эффективного общения - все это существенно понижает шансы успешного трудоустройства.
Целью данной работы выступает описание результатов экспериментальной работы по реализации программы профконсалтинга клиентов кадрового агентства.
Задачами работы являются:
• представить результаты экспериментальной работы по реализации программы профконсалтинга клиентов кадрового агентства;
• сделать выводы о дальнейших перспективах реализации программы профконсалтинга для клиентов-женщин кадрового агентства.
Методы
Основу программы исследования составили:
1. Программа профконсалтинга.
2. Методика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина [10].
3. Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе: «Прогноз» [10].
4. Методика определения уровня депрессии Балашова [10].
5. Методика экспресс-диагностики склонности к сниженному настроению В.В. Бойко [11].
6. Методика экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению В.В. Бойко [11].
7. Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко [11].
8. Методика диагностики уровня личностной невротизации В.В. Бойко [11].
9. Протоколы профконсультаций индивидуального психологического консультирования.
Выборка составила: 80 клиентов-женщин кадрового агентства в возрасте 35-45 лет.
Нами была разработана и апробирована программа профконсалтинга для клиентов-женщин кадрового агентства в возрасте 35-45 лет.
Результаты
Целью программы профконсалтинга клиентов-женщин кадрового агентства является: изменение отдельных особенностей эмоционально-личностной сферы клиентов-женщин кадрового агентства, таких как: высокий уровень ситуативной тревожности, низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень дезадаптации в стрессе, высокий уровень депрессии, невротизации, склонность к сниженному настроению, аффективному поведению, неуправляемой эмоциональной возбудимости.
Задачи программы:
1. Снижение ситуативной тревожности.
2. Снижение уровня депрессии.
3. Снижение уровня невротизации.
4. Повышение настроения.
5. Планирование профессиональной карьеры.
6. Развитие навыков успешного трудоустройства. Программа профконсалтинга включающая в себя три направления:
1. Психологическое просвещение (лекции).
2. Тренинг профессионально-личностного роста. «Путь к успеху».
3. Индивидуальное психологическое консультирование и профконсультирование.
Рассмотрим подробно эти этапы.
I Этап: Психологическое просвещение
Тематика лекций:
Тема №1. «Рынок труда глазами профессионалов».
Тема №2. «Десять главных ошибок при устройстве на работу».
Тема №3. «Как подготовиться к собеседованию при устройстве на работу».
II Этап: Тренинг профессионально личностного роста. «Путь к успеху»
Тренинговые занятия с клиентами-женщинами кадрового агентства в возрасте 35-45 лет, осуществлялись в течение месяца два раза в неделю, 7 занятий по 8 часов, включающих лекции-беседы, с помощью которых достигается изменение негативных психических состояний. Далее, приведем тематику тренинговых занятий, поставленные цели и фрагменты тренингов.
1, 2 занятие: Тренинг уверенности, позитивных и активных жизненных установок
Цели:
1. Повышение самооценки.
2. Формирование позитивных и активных жизненных установок.
3. Планирование личных достижений.
Время Ход занятия
1 занятие
9-00 - 9-15 Приветствие. Введение в тренинг
9-15 - 10-00 Мини-лекция: «Самооценка: из чего она складывается. Факторы, влияющие на самооценку»
10-00 - 10-15 Тест: «Опросник для определения уровня самооценки». Обработка и интерпретация результатов
10-15 - 10-40 Упражнение: «Качества, за которые я себя ценю»
10-40 - 11-00 Обратная связь
11-00 - 11-15 Перерыв
11-15 - 11-30 Разогревающее упражнение
11-30 - 12-00 Лекция: «Оценка и самооценка деловых способностей»
12-00 - 13-00 Упражнение: «Мои деловые способности». Обсуждение чувств в группе
13-00 - 14-00 Обед
14-00 - 14-30 Разогревающие упражнения
14-30 - 15-30 Лекция: «Уверенное поведение. Техники формирования уверенности в себе»
15-30 - 16-30 Упражнение: «Я выбираю уверенность». Обсуждение чувств в группе
16-30 - 17-00 Линия опыта
2 занятие
9-00 - 9-15 Приветствие
9-15 - 10-00 Мини-лекция: «Границы личности»
10-00 - 10-30 Упражнение: «Внутренние границы»
10-30 - 11-00 Обратная связь
11-00 - 11-15 Перерыв
11-15 - 12-00 Мини лекция: «Формирование позитивных и активных жизненных установок»
12-00 - 13-30 Упражнение: «Личные планы». Системная расстановка в мини-группах. Обратная связь
13-30 - 14-30 Обед
14-30 - 14-45 Разогревающее упражнение
14-45 - 15-20 Мини лекция: «Последовательность достижения цели»
15-20 - 16-00 Упражнение: «Мой образ будущего»
16-00 - 16-30 Обратная связь (демонстрация скульптур и обсуждение чувств)
16-30 - 17-00 Общая рефлексия
3, 4 занятие: Тренинг Управление своим эмоциональным состоянием
Цели:
1. Обучение эффективным способам саморегуляции эмоционального состояния.
2. Физическое и психологическое расслабление. 5 занятие: Тренинг Снижение тревожности Цели:
1. Снижение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения.
2. Снятие излишнего напряжения, развитие физической, и психологической раскрепощенности.
6, 7 занятие: Тренинг карьеры.
Цель:
1. Планирование профессиональной карьеры.
2. Знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
3. Развитие навыков целополагания и планирования.
4. Научить слушателей правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу.
III Этап: Индивидуальное психологическое консультирование и профконсультирование
а) Индивидуальное консультирование. Были проведены три индивидуальные консультации женщинами-клиентками кадрового агентства «N» в возрасте 35-45 лет. Приоритетной задачей психологической консультации было оказание эмоциональной поддержки женщине.
Рассмотрим протокол индивидуальной консультации одной из обратившихся за помощью женщин. В рамках исследования проводилось по три консультации с клиентом, приведем в качестве примера 1 и 3.
Протокол проведения первой консультации
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
Здравствуйте, меня зовут А. Добрый день, меня зовут Ю. Приветствует сдержанно, настороженно.
Сколько Вам лет, Ю.? Мне 39 лет.
Скажите, Вы раньше обращались за психологической помощью? Нет, к вам я пришла впервые.
По какой причине Вы решили обратиться к психологу? Уже год как в общении с родными, у меня возникают трудности и напряженность. Поиск поддержки, сочувствия.
С какими родными у Вас возникает напряженность? С мужем и свекровью. Прослеживается неудовлетворенность семьей. Обида гнев.
Как давно Вы замужем, дети есть? Уже пять лет, есть замечательный сынишка, которого я очень люблю. Мило улыбается, глаза засияли.
Скажите, а Вы живете все вместе? Да, мы живем у мужа. Свекровь, муж, я и Ваня. Беспокойство, озабоченность, разочарование.
А сколько лет Вашему сыну? Ване уже четыре годика. Ходит в садик, он у меня умненький, смышленый мальчишка.
Действия консультанта
Действия клиента
Рефлексия на события
Не могли бы Вы подробнее рассказать о причине, которая Вас привела ко мне?
Дома стало, невыносимо находится. После того как Ваня пошел, в садик я так и не смогла, устроиться на работу. Уже год я не могу найти хорошую работу. Я хожу на собеседования, но безрезультатно._
Огорчение, сожаление.
Скажите, а кем Вы работали до рождения сына?_
Я работала юристом, в маленькой фирме. После кризиса она обанкротилась._
В Вашем голосе разочарование!
слышится
Понимаете, родные...
Думаю, что меня все устраивает. Я сижу, дома занимаюсь домашними делами (готовкой уборкой, хожу в магазины) забираю ребенка из садика. И что работать я не хочу.
Пауза._
Я слушаю, продолжайте.
Высказывает желание, что хочет устроиться на хорошую работу. Как выяснилось, никто не хочет брать ее на работу, потому что слишком долго находилась в декретном отпуске и утратила свою квалификацию. А у нее образование именно по своей специальности. Да и другого она ничего не умеет делать._
Ю., что Вы считаете вашей основной проблемой, над которой Вы бы хотели поработать?_
Наверное, трудоустройство, ведь после того как Ваня пошел в садик у нас в семье начались конфликты. Ссоры, непонимание со стороны мужа и свекрови._
Обида, грусть.
Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что Вам хотелось бы добавить?
Да я даже и не знаю. Я хотела столько рассказать, а время пролетело так быстро.
Заинтересо ванно сть.
Наше время истекает, когда встретимся, с Вами в следующий раз мы поговорим об этом._
Да. Конечно.
Досада.
Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?
Чувствую, что наконец то мне можно выговорится и не держать это в себе. Стало немного легче на душе._
Доброжелательность.
Юлия, предлагаю домашнее задание:
вам
Заинтересо ванно сть.
упражнение эмоцию». При росте напряжения запустить
«Назови
эмоционального необходимо вопросы самоконтроля:
— Как выглядит мое лицо?
— Не скован (а) ли я?
— Не сжаты ли мои зубы?
— Как я сижу?
— Как я дышу?
Если почувствовали, что напряжены, то необходимо: 1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц
использовать следующие формулы:
• Мышцы лица расслаблены.
• Брови свободно разведены.
• Лоб разглажен._
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
• Расслаблены мышцы челюстей. • Расслаблены мышцы рта. • Расслаблен язык, расслаблены крылья носа. • Все лицо спокойно и расслаблено. 2. Удобно сесть, стать. 3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащенное дыхание. 4. Установить спокойный ритм дыхания.
До свидания, жду Вас через неделю. Спасибо, до свидания!
Протокол проведения третьей консультации
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
Добрый день, Ю. Как Ваше самочувствие, удалось выполнить домашнее задание? Здравствуйте. Нормальное. Попробовала выполнить упражнение, но не все состояния получилось изобразить. Доброжелательность. Спокойствие.
Скажите, что Вы чувствовали, когда представляли нынешнюю семью и что хотели изменить? Вы знаете, я представила ее дружелюбной, где все друг друга поддерживают, уважают, понимают и ценят. Как это было раньше. Спокойствие, радость, появилась улыбка на лице.
А что для этого надо сделать? Изменить ритм жизни и не жить только домом. Устроиться на работу. Пожалуй, я соглашусь на предложение, которое поступило. Решительность. Уверенность.
Я думаю, что мы с Вами нашли решение проблемы. Да, вы правы, знаете, мне стало намного легче. Наверное, мне было нужно, чтобы меня выслушали и не ругаясь дали проанализировать и взвесить все за и против. Я ведь хотела работать и боялась одновременно.
Юлия, в заключение нашей беседы предлагаю повторить упражнение сейчас и проанализировать свое состояние. Выберите одну положительную эмоцию, «вживание» в которую удалось легче всего. Вызвать неприятную эмоцию... И как только появится ощущение наполнения неприятными чувствами, переключиться на вызывание положительной эмоции. Вы молодец, очень хорошо у Вас получается. Применяйте эти упражнения и дома, и на работе, когда устроитесь. Повторяла. Заинтересованность
Предлагаю Вам еще посещение тренинговых занятий. Хорошо, я с удовольствием буду ходить к Вам на занятия. До свидания! Доброжелательность, спокойствие, удовольствие.
В ходе консультационной сессии удалось обучить клиентку технике позитивного мышления, то есть заменить деструктивные обороты в самоанализе на позитивные. Одним из самых важных моментов в работе с клиенткой оказалась то, что она не хотела устраиваться на работу, и не признавалась в этом даже себе. Всегда находились разные отговорки и причины, только что бы не идти работать. И, в первую очередь, она не хотела расставаться со своим сыном, которого любит. В ходе работы были использованы: аутогенная тренировка, методы и приемы антистрессовой самопомощи, методики психомышечной релаксации.
По результатам консультирования удалось клиентку вывести на истиную причину, по которой она не хочет устроиться на работу, и тем самым помочь наладить отношения в семье. Так же удалось достичь у клиентки улучшения эмоционального состояния.
б) Профконсультирование. Было проведено две профконсультации. Приоритетной задачей профконсультации было информирование о правильном выборе специальности, о востребованности этой специальности на рынке труда.
При профконсультировании использовались следующие методы: профессиональное информирование, интервью, эмпатическое слушание.
Рассмотрим протокол профконсультации женщины, обратившейся за помощью.
На консультацию пришла женщина 35 лет, швея, хочет сменить сферу деятельности, попробовать себя в другой специальности, но опыта и образования у нее нет. С помощью специалиста хочет узнать свои возможности.
В качестве примера в работе приводится протоколы нескольких встреч профконсультационной беседы.
Протокол проведения первой профконсультации
Цель:
1. Выяснение профессиональных целей клиента, его интересов склонностей;
2. Определение профессиональных возможностей, способностей клиента;
3. Побуждение клиента к самостоятельному профессиональному выбору;
4. Помощь клиенту в планировании жизненного пути.
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
Здравствуйте, меня зовут А. Добрый день, меня зовут И. Тревога, волнение.
Сколько Вам лет И. Мне 35 лет.
Чем Вы занимаетесь? Я работаю швеей.
Что бы вы хотели получить в результате нашей консультации? Хотела бы получить помощь специалиста. Определиться с профессией.
Скажите, а Вы уже выбрали себе будущую профессию? Да я давно мечтаю о ней.
Как называется эта профессия? Секретарь.
Почему Вам хочется выбрать именно эту профессию? Скажите, что повлияло на Ваш выбор? Мне кажется, что эта профессия очень интересная. Ты постоянно в движении через тебя проходит много разной информации, которую нужно помнить, вовремя сообщать директору и другим людям которые в этом нуждаются. Отвечать на телефонные звонки. Общение Расслабилась, стала более разговорчива.
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
с людьми. Я устала сидеть на одном месте, работая швеей. Нет никакого общения и стремления к чему-то. Ты идешь на работу и знаешь, что сегодня все будет так же, как и вчера. Тоска, грусть.
Скажите, а как вы узнали об этой профессии? У меня подружка работает в организации секретарем.
Скажите, а вы знаете, какой спрос на эту профессию, что делают эти специалисты? Ну, сейчас секретари мне кажется, нужны в каждой организации. Так как почти вся организация работы руководителя лежит на секретаре - ведь это «правая рука» директора.
Скажите, а Вы знаете какие требования к этой специальности? Какими знаниями, способностями, навыками и характером должен обладать секретарь? Да, конечно, я узнавала. Человек, занимающий такую должность - это лицо фирмы. И поэтому внешний вид очень многое значит, так же как образование, умение разговаривать, находить подход к каждому человеку. Заинтересованность.
Скажите, а какое у Вас образование? К сожалению, я закончила только швейное училище. Но вы знаете, я ходила на курсы «Секретаря-референта», обучалась год. Правда, это было десять лет назад. А еще я ходила на «Компьютерные курсы», но это тоже было давно, шесть лет назад. Тоска, сожаление, грусть.
Скажите, а Вы сейчас готовы пойти учится, чтобы в дальнейшем работать секретарем? Да, конечно, я уже узнавала стоимость обучения, и у меня есть деньги на обучение.
Чему именно Вам хотелось бы научится? Я бы хотела возобновить свои навыки ведь, сколько лет прошло после моего обучения, столько всего изменилось. Документы стали по- другому оформляться. Приказы, расписки, книги учетов протоколы. Все нужно мне учить заново. Ведь теперь не машинка печатная на столе должна стоять, а компьютер. И нужно все программы знать, чтобы на нем работать. Тревога, страх.
Ирина, скажите, а каковы ваши цели в жизни? Я хочу работать в крупной компании, быть востребованной. Понимать, что во мне нуждаются. Хочу потом еще получить образование. Ну и конечно же я хочу в дальнейшем стать помощником руководителя. Уверенность. Улыбка.
Действия консультанта Действия клиента Рефлексия на события
Как выбранная профессия поможет Вам в этом? Я начну работать в маленькой, организации, где наберусь опыта, плюс параллельно буду обучаться. Ну и мне кажется, что, когда человек начинает общаться с людьми, у него появляется много знакомых, которые так же могут помочь и посодействовать в трудоустройстве.
Что может помешать Вам на Вашем профессиональном пути? Ну, наверное, все-таки трудности возникнут с образованием, и то, что у меня нет никакого опыта работы.
Что Вы будете делать в случае неудачи? Я думаю, что все сразу не получится осуществить. Но буду пробовать.
Ирина Вы уверенны в своих силах и целенаправленно пойдет к своей цели. На следующей консультации мы обговорим с Вами, что для этого нужно сделать. Да, конечно. Доброжелательность.
До свидания, встретимся через неделю. До свидания.
Целью проведения второй профконсультации было профессиональное информирование. Главной задачей было: дать клиенту представление о профессии, об образовании, которое требуется для этой специальности, о различных способах трудоустройства. В консультации было повторение теоретического материала, который был осуществлен на тренинге. Основная сложность с клиенткой была в том, что у нее не было никакого опыта работы по этой специальности, но был один плюс - она была готова работать; у не было большое желание и небольшие запросы по зарплате, что и сыграло важную роль в том, что ее уже спустя две недели взяли на работу, с условием, что она продолжит обучение.
Далее приведем сравнительные результаты, полученные при проведении исследований по программе.
Сравнительные результаты исследования ситуативной тревожности до и после проведения программы профконсалтинга, показывают, что после проведения программы профессионального консалтинга уровень ситуативной тревожности у 20 % испытуемых стал низким, у 50 % - средним, у 30 % остался высоким. таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение программы профконсалтинга способствует уменьшению ситуативной тревожности.
Данные результатов исследования свидетельствуют о том, что после программы профессионального консалтинга у 20 % испытуемых уровень психической устойчивости повысился до хорошего, а у 30 % стала удовлетворительная психическая устойчивость рис. 2.
В начале исследования у 20 % испытуемых отмечалось состояние легкой депрессии, 20 % - субдепрессивное состояния и у 10 % депрессивное состояние, у остальных депрессивного депрессия не наблюдалось. Из рисунка 3 видно, что после проведения программы профконсалтинга у клиентов кадрового агентства не наблюдается депрессивного и субдепрессивного состояний.
100 90 80 70 60 % 50 40 30 20 10 0
Неудовлетворительный Удовлетворительный Уровень
Хороший
□ До в После
Рисунок 2. Характер нервно-психической устойчивости тестируемых до и после проведения программы профконсалтинга (составлено авторами)
100 90 80 70 60 % 50 40 30 20 10 0
Без депрессии Легкая депрессия Субдепрессивное Депрессивное состояние
□ до I
Рисунок 3. Уровень депрессивного состояния испытуемых до и после программы профконсалтинга (составлено авторами)
Из полученных данных видно, что после проведения программы профконсалтинга тенденция к сниженному настроению снизилась у 30 % испытуемых (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика тенденции к сниженному настроению до и после проведения программы профконсалтинга (составлено авторами)
Страница 12 из 16
02PSMN418
При первичном исследовании высокая склонность к аффективному поведению была выявлена у 20 % испытуемых. После проведения программы профконсалтинга у этих испытуемых склонность к аффективному поведению снизилась до среднего уровня. У 20 % испытуемых склонность к аффективному поведению стала низкой.
Низкий Средний Высокий
Уровень
| □ До Д После |
Рисунок 5. Склонность к аффективному поведению до и после проведения программы профконсалтинга (составлено авторами)
По полученным данным можно сделать вывод о том, что у 50 % испытуемых после проведения программы профконсалтинга перестали наблюдаться признаки возбудимости.
Есть признаки импульсивности Не импульсивен
□ До В После
Рисунок 6. Уровень эмоциональной возбудимости (составлено авторами)
Результаты диагностики уровня личной невротизации до и после проведения программы профконсалтинга приведены на рис. 7.
И так мы видим, что у 20 % испытуемых с высокого до среднего уровня и у 40 % - со среднего до низкого уровня.
Низкий Средний Высокий
Уровень
□ До Н После
Рисунок 7. Уровень личной невротизации до и после проведения программы профконсалтинга (составлено авторами)
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проведение программы профконсалтинга позволило снизить уровень личной невротизации.
Заключение
Таким образом, обработка полученных результатов показала, что разработанная программа профконсалтинга, включающая в себя:
1. психологическое просвещение;
2. тренинг профессионально-личностного роста: «Путь к успеху»;
3. индивидуальное консультирование и профконсультирование способствовали изменению некоторых особенностей эмоционально-личностной сферы клиентов-женщин кадрового агентства.
В качестве рекомендаций клиентам-женщинам кадрового агентства разработаны следующие предложения: анализ рынка труда; курсы повышения квалификации; развитие навыков целополагания и планирования; умение веси себя на собеседованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Латышева А.И. Современные вопросы профориентационного консалтинга // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 4. С. 128-136.
2. Бендюков М.А. Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. - СПб.: ООО «ИД «Рост», 2001. - 327 с.
3. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, 2005. Т.13. № 1. С. 126-130.
4. Соломин И.Л. Технология профконсультирования // кйр://р8у.18ер1ешЬег.гц/агйс1е.ркр?ГО=200300406.
5. Психологические аспекты собеседования с безработными: Метод. пособие / Сост. В.Е. Сигачев. Саратов, 2005. - 168 с.
6. Голубь О.В., Безрукова А.Н., Белая А.А. Влияние идентификации образа-Я на социально-психологическую адаптацию личности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
7. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. 96 с.
8. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета, №4, 2016, с. 30.
9. Иванова О.Н., Страхов Н.Н., Шмелев А.Г. «Профплан» - экспертная система компьютерной поддержки профориентационной консультации». Психологическая диагностика. 2006. 2. С. 78-91. 15.
10. Профессиональные психологические тесты // http://vsetesti.ru/.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. - М.: Филинъ, 1996. - 102 с.
Golubeva Olga Vladislavovna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Lebedeva Tatyana Evgenievna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Professional consulting clients recruitment agency
Abstract. The article describes the experimental work on the implementation of the professional consulting program for female clients of the recruitment agency. The substantiation of the necessity of implementing professional consulting for female clients of the recruitment agency is given, the model of the structure of the consultative process in the conduct of professional consulting is presented. The program of professional consulting is presented, including: a series of tests (Spielberger-Khanin's method of situational and personal anxiety, a technique for determining neuropsychological stability and the risk of disadaptation in stress: "Forecast", Balashov's depression level determination technique, mood V.V. Boyko, Methods of express diagnostics of addiction to affective behavior V.V. Boiko, A technique for express diagnostics of uncontrolled emotional excitability V.V. Boiko, Technique diagnosing the level of personal neurotization Boyko V.V.) as well as individual and professional advice.
The research conducted by the authors made it possible to establish that the majority of female clients of the recruitment agency experience serious psychological problems at the stage of treatment, so in primary testing, 70 % of the test subjects were diagnosed with high level of situational anxiety, 80 % with unsatisfactory neuropsychological stability with unfavorable prognosis, 30 % were in a state of mild depression and subdepressive state, 50 % had a tendency to a reduced mood, 80 % of the tested clients of the recruitment agency sistance the average propensity for affective behavior in 90 % of subjects in the primary study showed signs of impulsivity.
The content of the developed program, which includes 3 stages of implementation, is described.
I Stage: Psychological education (Topics of lectures: "The labor market through the eyes of professionals", "Ten major mistakes in the placement of work", "How to prepare for a job interview").
II Stage: Training of professionally personal growth. "Path to success" (1, 2 lesson: Training of confidence, positive and active attitudes, 3, 4 session: Training Management of your emotional state, 5 lesson: Training Relaxation, 6, 7 lesson: Career training. III Stage: Individual psychological counseling and professional counseling
The results of approbation of the program allow us to draw conclusions about the need for consulting support for clients of employment agencies.
Keywords: consulting; professional consulting; psychological support; program; training; personal consultation; professional consultation; research