дельной отрасли, часто в форме исследовательского оборудования. В 2002 г. были зарегистрированы почти 90 подобных «небюджетных научно-исследовательских фондов», из которых 28 - под эгидой правительственных агентств, а остальные - при отраслевых ассоциациях, союзах и коммерческих компаниях компаниях.
Бюджетные средства расходуются в основном на поддержку государственных научно-исследовательских центров и институтов, на формирование различных бюджетных фондов, а также на финансирование НИОКР, выполняемых в рамах долгосрочных целевых программ, оформляемых в виде контрактов на выполнение госзаказов. Несколько возросла доля предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок: с 15 % в 1997 г. до 20 % в 2003 г. Однако, в сравнении с развитыми странами Запада этот показатель значительно ниже. Например, в 2001 г. доля затрат на науку со стороны предпринимательского сектора составляла в среднем 56 % в странах ЕС и 68 % в США. Затем наблюдалось некоторое повышение этой доли и в странах ЕС, и в США до 65 % и 74 соответственно. [2] Таким образом, Россия заметно от них отстает. Безусловно, количество контрактов, заключаемых предпринимательским сектором на проведение НИОКР, должно быть выше, чем количество государственных контрактов и субсидий.
С точки зрения финансового обеспечения технологических инноваций, главным источником остаются собственные средства предприятий (86 % в 2002 г. и 89% в 2003 г.). Остальная часть формируется за счет небольших поступлений из других источников, включая средства государственного и местных бюджетов, иностранные источники. Кредитные займы не играют существенной роли в финансировании инновационной деятельности в России. Во многом это объясняется слабостью развития банковского сектора в России. Однако и в западных странах большинство банков также старается уклониться от финансирования такого рода деятельности. Обычно они испытывают трудности в проведении экспертизы по оценке рисков.
Для стран ОЭСР является характерным то, что лишь небольшая группа крупных корпораций имеет непропорционально большую долю затрат на научно-исследовательскую деятельность. Преимущества крупных корпораций в инновационной сфере очевид-
ны. Эти корпорации могут позволить себе реализовывать крупномасштабные инновационные проекты. Они способны проводить межотраслевые исследования, объединяя исследователей и экспертов различных дисциплин, и финансировать параллельное развитие нескольких альтернативных направлений разработок, в результате чего успешные коммерческие проекты могут компенсировать неудачные исследования. Направления и приоритеты исследований и разработок в корпоративном секторе почти полностью соответствуют задачам поддержания конкурентоспособности своей продукции на внутренних и международных рынках. Для многих отраслей решение таких задач требует концентрации огромных ресурсов в сфере науки.
Например, в ЕС насчитывается около 25 транснациональных корпораций, затраты которых на исследования и разработки превышают 1 млрд евро. Общие затраты на НИОКР в таких высокотехнологичных корпорациях в 2004 г. составили 62 млрд евро. Для сравнения: по некоторым оценкам, самые крупные российские корпорации тратят на НИОКР ежегодно около 50-80 млн евро.
Литература:
1. Агабеков С.И., Кокурин Д.И., Назин К.Н. Инновации в России. Системно-институциональный анализ. - М. ТрансЛит, 2010. - 376 с.
2. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 240 с.
3. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. - М.: КноРус, 2009. - 350 с.
4. Городникова Н.В., Гостева С.Ю. Индикаторы инновационной деятельности 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.
5. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. - М.: Бизнес-пресса, 2008. - 216 с.
6. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2009. - 367 с.
7. Кузнецов Б.Т. Управление инвестициями. - М.: Благовест-В. 2004. - 200 с.
8. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Юнити, 2005. -415 с.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕМОНТНОЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ СЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ ТРАНСПОРТА
Винников М.В., МАДИ ГТУ
Предложены экономические методы повышения надежности обслуживания пассажиров и населения в транспортных узлах. Предложена математическая модель формирования ремонтно-эксплуатационной службы для сети терминалов самообслуживания.
Ключевые слова: ремонтно-эксплуатационная служба, сервисные пункты.
OPTIMIZING SOFTWARE DEVELOPMENT MAINTENANCE SERVICES FOT THE TRANSPORT SERVICE INFRASTRUKTURE
Vinnikov M., MADIGTU
Economic methods of increase of reliability of service of passengers in transport knots are offered. The mathematical model offormation of repair-operational service for a terminals of self-service is offered.
Keywords: repair-operational service, service points
Условием реконструкции крупных транспортных сооружений, Надежность функционирования мобильных сетей сервисного
в частности, автомагистралей является их оснащение современным оборудования для оказания услуг по международным стандартам в
оборудованием - надежной системой обслуживания пассажиров, режиме транспортных узлов должна обеспечивать ремонтно-эксп-
эксплуатационного персонала и местного населения. Проблема луатационная служба (РЭС).
организации сервиса на транспорте отличается непреходящей ак- Постановка задачи. Расчет мощности и размещения РЭС для
туальностью, особенно в связи с жесткой конкуренцией разных выполнения заявочной потребности в ремонтах на объектах уста-
видов перевозок и необходимостью соответствовать международ- новки терминалов должен обеспечить полный объем ремонтных
ным стандартам. Ее важность повышается в связи с новой програм- работ с минимальными суммарными затратами на их производство
мой создания общегосударственной платежной системы РФ. и создание резервного фонда оборудования. Критерий эффектив-
В этом плане современная надежная инфраструктура на авто- ности задачи соответствует чистому дисконтированному доходу от
мобильном транспорте соответствует концепции федеральной про- функционирования мобильной сервисной системы, в которую вхо-
граммы «Транспортная стратегия РФ до 2030г» - гармонизации дит ремонтно-эксплуатационная подсистема, поддерживающая за-
развития всех сфер транспорта с учетом его интеграции в мировую данный уровень надежности и готовности сервисного оборудова-
транспортную систему. нии (терминалов, банкоматов, автоматов по продаже товаров и ус-
луг пассажирам и др.). Для его расчета необходимо произвести соизмерение: а) эксплуатационных затрат на создание, при необходимости усиление сервисных пунктов и обслуживание терминалов; б) положительных результатов - дополнительного дохода от увеличения готовности терминалов.
Задача имеет перспективный и текущий (оперативный) аспекты и отличается многовариантным распределением ремонтного фонда по сервисным пунктам (оперативные расчеты) и различными вариантами усиления сервисных пунктов при перспективных расчетах.
Методика решения. Для оптимального решения задачи введем обозначения и сформулируем математическую модель:
С. - расходы 1 -го сервисного (ремонтного) пункта на ремонт оборудования, размещенного на j - м объекте, руб/ рем;
Кп(Ь) - коэффициент снижения выработки бригады в зависимости от удаленности сервисных пунктов от мест размещения терминалов;
У](Кг) - заявочная потребность в ремонтах на j - м объекте в зависимости от Кг, рем;
ЦуЫ -затраты на создание сервисных пунктов, включая приобретение и установку оборудования и программного обеспечения, руб. в г-м пункте;
Я. - доход от функционирования терминалов, руб;
Цы (Кг) - затраты на формирование резервного фонда, объем которого зависит от коэффициента готовности Кг, руб;
Q.,- фонды рабочего времени ремонтных бригад, дислоцированных в 1-м сервисном пункте, рабочих дней в расчетном периоде;
П.(Ь)- производительность сервисного пункта (количество выполненных заявок в день, в зависимости от удаленности терминалов Ь);
М - число возможных вариантов размещения сервисных пунктов (I = 1,..М);
N - число объектов установки терминалов и, соответственно, появления заявок на ремонт и обслуживание,у = 1, N
X.. - число рабочих дней, распределяемых из 1 - го сервисного пункта на j -й транспортный узел - объект установки терминалов (при разнотипном оборудовании - в единицах трудоемкости, в день).
При подготовке исходных данных для математической модели и матричных расчетов учтено также влияние удаленности пунктов дислокации ремонтных бригад от объектов размещения терминалов на производительность бригад с помощью коэффициентов уменьшения производительности Кп в каждой позиции матрицы «объект заявок - сервисный пункт». Этот коэффициент учитывает также потери прибыли из-за простоев терминала по причинам длительного перемещения ремонтных бригад от сервисного пункта до места потенциального ремонта.
Таким образом, в математической модели учтены принципиально разные в каждом транспортном узле условия: режим эксплуатации терминалов и, как следствие, заявки на ремонт; конкуренция и, как следствие, потери из-за простоев оборудования при «переключении» спроса на конкурентов; затраты на эксплуатацию. Уже в своей постановке задача формирования и размещения ремонтных пунктов существенно отличается требованиями оперативности, в частности условиями: а) возможности передислокации бригад в требуемый момент времени; б) диверсификации состава ремонтной службы при переменной структуре работ по технической эксплуатации. Следует учесть, что размещение сервисной сети определяется пассажиропотоками на магистралях и расселением региона, которое, как любая большая система имеет иерархическую структуру. Поэтому в транспортном узле система ремонта и технического обслуживания соответственно также является иерархической.
Приведенные обозначения позволяют формально описать условия оптимального распределения заявок на ремонты по сервисным пунктам РЭС.
Составим математическую модель задачи для двух этапов: а) для начального этапа загрузки существующих ремонтных бригад и размещения заявок; б) для перспективных расчетов развития сервисных пунктов с учетом резервного фонда. Характерно, что в программном обеспечении SАР, обслуживающем сеть, предусмотрена возможность многоуровневых расчетов за счет соответствующего построения витрин хранилища и взаимодействия между его подсистемами.
Начальный (опорный) план размещения сервисных пунктов позволяет составить баланс «заявки на ремонт - выработка ремонтных бригад».
1) Условие полного удовлетворения заявок на каждом у -ом объекте размещения терминалов
АЛ' П, Кп У/(Кг), 1=1, .п. (1)
Условие показывает, что все сервисные пункты, размещаемые инвестором, должны обеспечить выполнение заявок на ремонт, поступающих от каждого транспортного узла или объекта - места установки терминалов. Объем заявок увеличивается с расширением зоны обслуживания. При этом следует иметь в виду, что с удалением увеличиваются простои аварийных терминалов, затраты на ремонт и потери выработки ремонтных бригад по причинам их длительного перемещения, которые учтены с помощью коэффициента Кп...
2) Условие размещения и загрузки ремонтных бригад имеет специфику для двух расчетных этапов:
2а) для начального этапа планирования выполнения заявок на ремонт
£&} < а, , / - 1..М: (2)
2б) для развития сервисных пунктов, ремонтные мощности которых могут быть увеличены за счет создания резервного фонда с целью повышения надежности сети:
Это уравнение означает, что параметр Q включается в модель задачи в виде набора вариантов: Q . = (0; 1; 2,... Qпр). Каждый вариант мощности сервисного пункта зависит от потенциала обслуживания - суммарного объема заявок, который он может обслужить, если будет размещен на 1-м объекте.
При достаточно большом объеме заявок в одном пункте может быть задействовано несколько ремонтных бригад, сконцентрирован резервный фонд и его мощность может быть принята в максимально допустимом размере Qпр. Каждому варианту усиления ремонтно-эксплуатационной службы соответствуют капитальные вложения Ц = ((): ца: Ца: Цт).
3)3* - 0 или 1; Ху > 0. (4)
Параметр 2^ вводится в математическую модель для того, чтобы учесть инвестиции в полном объеме (2к = 1), если по оптимальному плану предусматривается организация сервисного пункта на 1 -м объекте, и не включать эти затраты, если ремонтные бригады не намечено там размещать.
4) Критерий оптимальности - максимальный суммарный размер прибыли от эксплуатации сервисной сети терминалов при условии выполнения полного объема заявочных ремонтов:
Важно отметить, что основные параметры модели - объемы аварийных ремонтов V. (Кг) и мощности сервисных пунктов Qi,(Кг) зависят от начальных условий, а именно коэффициента готовности сервисной сети. Это дает возможность поэтапного решения задачи с разным планируемым резервным фондом и, соответственно, объемом ремонтов, который и определяет оперативность замены аварийных терминалов.
Математическая модель позволяет рассматривать и решать поставленную задачу в классе задач математического программирования. Критерий соответствует максимальной прибыли от функционирования терминалов с учетом себестоимости эксплуатации и аренды оборудования и помещений для сервисных пунктов при обязательном условии выполнения в полном объеме заявок на ремонт в каждом транспортном узле в течение расчетного месяца или квартала. В связи с тем, что инвестиции начальной стадии постоянные, они не влияют на выбор варианта распределения заявок и могут не учитываться. Поэтому для начального этапа расчетов в качестве критерия оптимальности может быть принят минимальный суммарный размер затрат на эксплуатацию сервисной сети, включая расходы на аварийные ремонты.
В расчетах удельных затрат и, соответственно, критерия оптимальности учтены возможности управления параметрами: а) коэффициентом готовности Кг оборудования (терминалов), размещенных в транспортном узле; б) изменением потока обслуживания путем корректировки размещения сервисных пунктов. На стадии развития сети и размещения объемов ремонта в критерий дополнительно введен размер инвестиций в усиление сервисных пунктов (дополнительные ремонтные мощности, резервный фонд). Применительно ко всему расчетному периоду необходим расчет дисконтированного значения критерия в математической модели задачи с учетом дополнительных капитальных вложений (с учетом возможности частичной компенсации за счет использования фонда амортизации) для обновления сервисных пунктов.
Выводы. Структура парка сервисного оборудования должна обеспечить конкурентоспособность терминалов при формировании, развитии и диверсификации сервисной инфраструктуры на транспорте (это потенциальная эффективность обновления сервисной инфраструктуры), а также своевременное и качественное выполнение конкретных видов услуг (это текущая эффективность сервисных сетей).
В связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка парк оборудования должен также постоянно соответствовать новым требованиям к обслуживанию пассажиров и даже опережать их, создавая приоритетную обстановку возможности и заинтересованности в каждом новом крупном проекте.
Использование устаревших терминалов отражается на себестоимости услуг. Но основная проблема возникает в связи с увеличением отказов и необходимостью инвестиций для приобретения нового оборудования и повышения надежности обслуживания пассажиров. Экономический смысл ущерба от продолжения эксплуатации изношенного оборудования состоит в том, что размер дополнительных капитальных вложений непосредственно зависит от состояния сети терминалов.
Важно отметить и ущерб от морального износа оборудования. При определении экономической эффективности новой техники недостаточно сравнивать только ее параметры с аналогами из числа лучших современных отечественных и зарубежных моделей.
Такой подход должен быть дополнен оценкой перспективности ее применения для новой технологии и качественно новых услуг. В этом отношении приобретаемое новое оборудование отличается экономичностью, надежностью терминалов и новыми технологическими возможностями.
Отметим, что при значительном увеличении цен величина требуемых капитальных вложений может стать нереальной для финансовых возможностей инвестора, именно в этом случае возникает необходимость другого решения - развить ремонтно-эксплуатационную службу (РЭС) для модернизации оборудования. Аварийные ремонты и ущерб изношенного оборудования являются основными причинами параллельного усиления РЭС, как фактора обеспечения надежности функционирования сервисных сетей. Этим и обоснована основная функция РЭС для парка изношенного оборудования - предельно сократить аварийные отказы, повысить коэффициент надежность обслуживания пассажиров за счет современной и рационально организованной технической эксплуатации.
Литература:
1. Ландсман А.Я. Терминальная сервисная система на транспорте. - М.:Дороги, 2008.- 136с.
2. Ландсман А.Я., Винников М.В. Эффективность использования терминальной сервисной системы на автомобильном транспорте. - Вестник МАДИ. .№...- 2010.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ
Григорьев А.В., начальник службы корпоративного обслуживания и паспортно-визовой службы ФГУП «Президент-Сервис»
Управления делами Президента Российской Федерации
Проанализировано современное состояние российского санаторно-курортного комплекса, рассмотрен экономический эффект от развития санаторно-оздоровительных услуг, приведена классификация инноваций, реализуемых в санаторно-курортном деле, а также предложено использование советующих экспертных систем для организации оптимальной загрузки здравниц.
Ключевые слова: социальные инновации, санаторно-курортный комплекс, экспертные системы.
INFORMATION SYSTEMS IN INNOVATION MANAGEMENT OF SANATORIUM COMPLEX
Grigorev A., Head of Corporate Services and Visa Services Federal State Unitary Enterprise «President-Service,» Office of the President of
the Russian Federation
The current state of Russian sanatorium complex is analyzed, the economic effect of the wellness services development is considered, a classification of innovation implemented in the sanatorium business is given, and also the use of advising expert systems for the organization of an optimal health resort load is suggested.
Keywords: social innovation, the sanatorium complex, expert systems.
В рамках реализации национальной политики, направленной на осуществление перехода на инновационный этап развития экономики, связанный с мобилизацией интенсивных источников роста, развитием интеллектуального капитала, разработкой и внедрением наукоемких технологий, повышением качества управления, особое значение приобретают социальные инновации, которые призваны удовлетворять социальные потребности, а также способствовать расширению и упрочению российского гражданского общества. Важную роль в инновационном развитии социальной сферы играет повышение эффективности охраны здоровья населения, что может быть обеспечено за счет улучшения качества медицинского обслуживания, внедрения системы ранней диагностики заболеваний, а также организации деятельности в области профилактических и восстановительных мероприятий.
Одним из основных способов оздоровления нации может выступать разработка инновационных подходов к организации системы лечебно-восстановительной медицины, базирующейся на развитии санаторно-курортных услуг, которые являются эффективным средством формирования физического и психического благополучия населения. Данный факт подтверждают результаты исследований, согласно которым здоровье нации определяется на 10-15% уровнем развития здравоохранения, на 15-20% - генетическим фондом, на 20-25% - состоянием окружающей среды и на 50-55% - соци-
альными факторами, обуславливающими условия и образ жизни населения, к которым относится и санаторно-курортного обеспечение [1].
Как показывают отечественные исследования эффективности санаторно-курортного лечения, проведенные по методикам, разработанным в российских НИИ курортологии, данный способ повышения уровня здоровья нации способствует сокращению трудовых и материальных потерь, а именно [2]:
1) числа больничных листов - в 1,8-2,5 раза;
2) числа дней временной нетрудоспособности - в 2,3-3,5 раза;
3) расходов на лечение - в 2,6-3,8 раза;
4) выплаты пособий по больничным листам - в 1,8-2,5 раза;
5) ущерба производству в связи с заболеваемостью персонала - в 2-3 раза.
Стоит отметить, что получаемый экономический эффект для предприятия от оздоровительного лечения его персонала существенно превышает стоимость путевок, что свидетельствует о необходимости развития ведомственного санаторно-курортного обеспечения.
Россия с точки зрения обеспеченности необходимой ресурсной базой располагает всеми видами лечебных факторов. Так, на обширной территории расположено 18 курортных регионов с разнообразными природными ресурсами, которые в совокупности охватывают все климатические зоны и все типы минеральных вод, а