нежные средства, работая. Если работник не получает желаемую оплату за свой труд, то он в итоге может поменять место работы. Неудовлетворенность работой, зарплатой, отсутствие признания труда работников - это факторы, вынуждающие человека сменить место работы. Как результат, на предприятии может наблюдаться сильная текучесть кадров.
Ситуация усугубляется тем, что не все молодые выпускники востребованы на рынке труда из-за увеличившегося количества выпускников по некоторым специальностям. В итоге, люди, потратившие годы на получение высшего образования и получение определенной специальности, отказываются от применения своих знаний на практике и пытаются переквалифицироваться.
Выпускники технических вузов стоят перед трудным выбором, описанным выше - работать по специальности и получать немного, работать не по специальности (уходить в бизнес), или эмигрировать. Идея эмиграции особенно актуальна для специалистов высокой квалификации и работников научной сферы. Именно они обладают наибольшим запасом человеческого капитала и могут принести наибольшую пользу стране. В развитых странах это понимают и всегда готовы привлекать таких людей, обеспечивая им высокую зарплату, достойные условия работы и признание их труда.
Таким образом, в российской системе образования можно проследить тенденцию снижения качества. Снижение качества образования ведет к понижению общего уровня знаний и квалификации населения. А это, в свою очередь, влияет на уровень человеческого капитала. Но, не смотря на все трудности в формировании человеческого капитала страны, большинство российских абитуриентов по-прежнему стремится к получению высшего образования. Мотивация молодых людей получить образование выражается в принятии ими целей и задач образования как личностно значимых и необходимых. Для многих российских семей желание обеспечить своим детям получение высшего образования становится наиболее типичной стратегией в отношении образования детей.
Высокий престиж образования объясняется тем, что люди видят в нем важнейший ресурс, резко повышающий социальную мобильность гражданина и его конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
1. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Организация дополнительных платных образовательных услуг. Н. Новгород: Педагогические технологии. 2002. - 132 с.
2. Назарова И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М.: МАКС Пресс. 2008. - 280 с.
3. Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. -М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. - 492 с.
4. Российский статистический ежегодник: 2009: стат. сб. -М.: Росстат, 2009. - 795 с.
5. Зеленова О.И., Садков Д.В. Исследование HR-барьеров развития российской экономики// Исследование кафедры информационных бизнес систем и Высшей школы экономики, 2010.
6. Текущий сайт Министерства финансов Российской Федерации: Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов http://www.minfm.ru/ru/. - по состоянию на 1.04.2010.
7. Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/ IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm. - по состоянию на 31.03.2010.
8. Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Государственные расходы на образование и здравоохранение http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/16-17.htm. - по состоянию на 15.03.2010.
9. Текущий сайт статистики Российского образования http:/ /stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_11a&ttype=2&Field=All. - по состоянию на 06.03.2010.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ СЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ
ТРАНСПОРТА
Винников М.В., МАДИ ГТУ
Предложены экономические методы повышения надежности обслуживания пассажиров и населения в транспортных узлах. Предложена математическая модель формирования ремонтно-эксплуатационной службы для сети терминалов самообслуживания.
Ключевые слова: ремонтно-эксплуатационная служба, сервисные пункты.
SELECTION OF OPTIMAL SOLUTIONS FOR REPAIR SERVICES FOR OPERATIONAL SERVICE INFRASTRUKTRY TRANSPORT
Vinnikov M., MADIGTU
Economic methods of increase of reliability of service of passengers in transport knots are offered. The mathematical model offormation of repair-operational service for a terminals of self-service is offered.
Keywords: repair-operational service, service points
Условием реконструкции крупных транспортных сооружений, в частности, автомагистралей является их оснащение современным оборудованием - надежной системой обслуживания пассажиров, эксплуатационного персонала и местного населения. Проблема организации сервиса на транспорте отличается непреходящей актуальностью, особенно в связи с жесткой конкуренцией разных видов перевозок и необходимостью соответствовать международным стандартам. Ее важность повышается в связи с новой программой создания общегосударственной платежной системы РФ.
В этом плане современная надежная инфраструктура на автомобильном транспорте соответствует концепции федеральной программы «Транспортная стратегия РФ до 2030г» - гармонизации развития всех сфер транспорта с учетом его интеграции в мировую транспортную систему.
Надежность функционирования мобильных сетей сервисного оборудования для оказания услуг по международным стандартам в
режиме транспортных узлов должна обеспечивать ремонтно-эксп-луатационная служба (РЭС).
Постановка задачи Расчет мощности и размещения РЭС для выполнения заявочной потребности в ремонтах на объектах установки терминалов должен обеспечить полный объем ремонтных работ с минимальными суммарными затратами на их производство и создание резервного фонда оборудования. Критерий эффективности задачи соответствует чистому дисконтированному доходу от функционирования мобильной сервисной системы, в которую входит ремонтно-эксплуатационная подсистема, поддерживающая заданный уровень надежности и готовности сервисного оборудовании (терминалов, банкоматов, автоматов по продаже товаров и услуг пассажирам и др.). Для его расчета необходимо произвести соизмерение: а) эксплуатационных затрат на создание, при необходимости усиление сервисных пунктов и обслуживание терминалов; б) положительных результатов - дополнительного дохода от уве-
личения готовности терминалов.
Задача имеет перспективный и текущий (оперативный) аспекты и отличается многовариантным распределением ремонтного фонда по сервисным пунктам (оперативные расчеты) и различными вариантами усиления сервисных пунктов при перспективных расчетах.
Методика решения. Для оптимального решения задачи введем обозначения и сформулируем математическую модель:
С - расходы i -го сервисного (ремонтного) пункта на ремонт оборудования, размещенного на j - м объекте, руб/ рем;
Kn(L) - коэффициент снижения выработки бригады в зависимости от удаленности сервисных пунктов от мест размещения терминалов;
Vj(K) - заявочная потребность в ремонтах на j - м объекте в зависимости от Кг, рем;
Цуд1 -затраты на создание сервисных пунктов, включая приобретение и установку оборудования и программного обеспечения, руб. в i-м пункте;
R. - доход от функционирования терминалов, руб;
Цы (Кг) - затраты на формирование резервного фонда, объем которого зависит от коэффициента готовности Кг, руб;
Q,- фонды рабочего времени ремонтных бригад, дислоцированных в i-м сервисном пункте, рабочих дней в расчетном периоде;
П.(Ь)- производительность сервисного пункта (количество выполненных заявок в день, в зависимости от удаленности терминалов L);
M - число возможных вариантов размещения сервисных пунктов (i = 1,..М);
N - число объектов установки терминалов и, соответственно, появления заявок на ремонт и обслуживание, j = 1, ..., N;
Х^ - число рабочих дней, распределяемых из i - го сервисного пункта на j -й транспортный узел - объект установки терминалов (при разнотипном оборудовании - в единицах трудоемкости, в день)
При подготовке исходных данных для математической модели и матричных расчетов учтено также влияние удаленности пунктов дислокации ремонтных бригад от объектов размещения терминалов на производительность бригад с помощью коэффициентов уменьшения производительности Кп в каждой позиции матрицы «объект заявок - сервисный пункт». Этот коэффициент учитывает также потери прибыли из-за простоев терминала по причинам длительного перемещения ремонтных бригад от сервисного пункта до места потенциального ремонта.
Таким образом, в математической модели учтены принципиально разные в каждом транспортном узле условия: режим эксплуатации терминалов и, как следствие, заявки на ремонт; конкуренция и, как следствие, потери из-за простоев оборудования при «переключении» спроса на конкурентов; затраты на эксплуатацию. Уже в своей постановке задача формирования и размещения ремонтных пунктов существенно отличается требованиями оперативности, в частности условиями: а) возможности передислокации бригад в требуемый момент времени; б) диверсификации состава ремонтной службы при переменной структуре работ по технической эксплуатации. Следует учесть, что размещение сервисной сети определяется пассажиропотоками на магистралях и расселением региона, которое, как любая большая система имеет иерархическую структуру. Поэтому в транспортном узле система ремонта и технического обслуживания соответственно также является иерархической.
Приведенные обозначения позволяют формально описать условия оптимального распределения заявок на ремонты по сервисным пунктам РЭС.
Составим математическую модель задачи для двух этапов: а) для начального этапа загрузки существующих ремонтных бригад и размещения заявок; б) для перспективных расчетов развития сервисных пунктов с учетом резервного фонда. Характерно, что в программном обеспечении SAP, обслуживающем сеть, предусмотрена возможность многоуровневых расчетов за счет соответствующего построения витрин хранилища и взаимодействия между его подсистемами.
Начальный (опорный) план размещения сервисных пунктов позволяет составить баланс «заявки на ремонт - выработка ремонтных бригад».
1) Условие полного удовлетворения заявок на каждом j -ом объекте размещения терминалов
■IX Пу Кпу = V (Кг), ] = 1, ..., п. (1)
Условие показывает, что все сервисные пункты, размещаемые инвестором, должны обеспечить выполнение заявок на ремонт, поступающих от каждого транспортного узла или объекта - места установки терминалов. Объем заявок увеличивается с расширением зоны обслуживания. При этом следует иметь в виду, что с удалением увеличиваются простои аварийных терминалов, затраты на ремонт и потери выработки ремонтных бригад по причинам их длительного перемещения, которые учтены с помощью коэффициента Кп . у
2) Условие размещения и загрузки ремонтных бригад имеет специфику для двух расчетных этапов:
2а) для начального этапа планирования выполнения заявок на ремонт
¿■X < в, , i = 1,..М; (2)
2б) для развития сервисных пунктов, ремонтные мощности которых могут быть увеличены за счет создания резервного фонда с целью повышения надежности сети:
Щ < вк Z¡k, I = 1,..М. (3)
Это уравнение означает, что параметр в включается в модель задачи в виде набора вариантов: в■ = (0; 1; 2,. впр). Каждый вариант мощности сервисного пункта зависит от потенциала обслуживания - суммарного объема заявок, который он может обслужить, если будет размещен на 1-м объекте.
При достаточно большом объеме заявок в одном пункте может быть задействовано несколько ремонтных бригад, сконцентрирован резервный фонд и его мощность может быть принята в максимально допустимом размере впр. Каждому варианту усиления ре-монтно-эксплуатационной службы соответствуют капитальные вложения Ц = (0; Ца; Ца; Щ .
3) Z¡k = 0 или 1; Ху > 0. (4)
Параметр Zík вводится в математическую модель для того, чтобы учесть инвестиции в полном объеме = 1), если по оптимальному плану предусматривается организация сервисного пункта на 1 -м объекте, и не включать эти затраты, если ремонтные бригады не намечено там размещать.
4) Критерий оптимальности - максимальный суммарный размер прибыли от эксплуатации сервисной сети терминалов при условии выполнения полного объема заявочных ремонтов:
i Ri (Кг); - (Ztl С (ЩХ + Еи Ц (QJ ZJ .
(5)
Важно отметить, что основные параметры модели - объемы аварийных ремонтов V (Кг) и мощности сервисных пунктов в,,(Кг) зависят от начальных условий, а именно коэффициента готовности сервисной сети. Это дает возможность поэтапного решения задачи с разным планируемым резервным фондом и, соответственно, объемом ремонтов, который и определяет оперативность замены аварийных терминалов.
Математическая модель позволяет рассматривать и решать поставленную задачу в классе задач математического программирования. Критерий соответствует максимальной прибыли от функционирования терминалов с учетом себестоимости эксплуатации и аренды оборудования и помещений для сервисных пунктов при обязательном условии выполнения в полном объеме заявок на ремонт в каждом транспортном узле в течение расчетного месяца или квартала. В связи с тем, что инвестиции начальной стадии постоянные, они не влияют на выбор варианта распределения заявок и могут не учитываться. Поэтому для начального этапа расчетов в качестве критерия оптимальности может быть принят минимальный суммарный размер затрат на эксплуатацию сервисной сети, включая расходы на аварийные ремонты.
В расчетах удельных затрат и, соответственно, критерия оптимальности учтены возможности управления параметрами: а) коэффициентом готовности Кг оборудования (терминалов), размещенных в транспортном узле; б) изменением потока обслуживания путем корректировки размещения сервисных пунктов. На стадии развития сети и размещения объемов ремонта в критерий дополнительно введен размер инвестиций в усиление сервисных пунктов (дополнительные ремонтные мощности, резервный фонд). Применительно ко всему расчетному периоду необходим расчет дисконтированного значения критерия в математической модели задачи с учетом дополнительных капитальных вложений (с учетом возможности частичной компенсации за счет использования фонда амортизации) для обновления сервисных пунктов.
Выводы. Структура парка сервисного оборудования должна обеспечить конкурентоспособность терминалов при формировании,
max
развитии и диверсификации сервисной инфраструктуры на транспорте (это потенциальная эффективность обновления сервисной инфраструктуры), а также своевременное и качественное выполнение конкретных видов услуг (это текущая эффективность сервисных сетей).
В связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка парк оборудования должен также постоянно соответствовать новым требованиям к обслуживанию пассажиров и даже опережать их, создавая приоритетную обстановку возможности и заинтересованности в каждом новом крупном проекте.
Использование устаревших терминалов отражается на себестоимости услуг. Но основная проблема возникает в связи с увеличением отказов и необходимостью инвестиций для приобретения нового оборудования и повышения надежности обслуживания пассажиров. Экономический смысл ущерба от продолжения эксплуатации изношенного оборудования состоит в том, что размер дополнительных капитальных вложений непосредственно зависит от состояния сети терминалов.
Важно отметить и ущерб от морального износа оборудования. При определении экономической эффективности новой техники недостаточно сравнивать только ее параметры с аналогами из числа лучших современных отечественных и зарубежных моделей. Такой подход должен быть дополнен оценкой перспективности ее
применения для новой технологии и качественно новых услуг. В этом отношении приобретаемое новое оборудование отличается экономичностью, надежностью терминалов и новыми технологическими возможностями.
Отметим, что при значительном увеличении цен величина требуемых капитальных вложений может стать нереальной для финансовых возможностей инвестора, именно в этом случае возникает необходимость другого решения - развить ремонтно-эксплуатаци-онную службу (РЭС) для модернизации оборудования. Аварийные ремонты и ущерб изношенного оборудования являются основными причинами параллельного усиления РЭС, как фактора обеспечения надежности функционирования сервисных сетей. Этим и обоснована основная функция РЭС для парка изношенного оборудования - предельно сократить аварийные отказы, повысить коэффициент надежность обслуживания пассажиров за счет современной и рационально организованной технической эксплуатации.
Литература:
1. Ландсман А.Я. Терминальная сервисная система на транспорте. - М.:Дороги, 2008.- 136с.
2. Ландсман А.Я., Винников М.В. Эффективность использования терминальной сервисной системы на автомобильном транспорте. - Вестник МАДИ. №.. - 2010.
ТРАСНФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НОРМАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики и управления на транспорте Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, Новикова Н.В., к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и управления на транспорте
Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского
В статье рассматриваются процессы институциализации и задачи модернизации образования в современных условиях развития страны, а также необходимость трансформации системы управления образованием с учётом требований либерализации и обеспечения необходимых стандартов и нормативов качества.
Ключевые слова: институциализация и модернизация образования; трансформация системы управления; государственные образовательные стандарты, стандартизация и нормативный подход
TRANSFORMATION OF INSTITUTIONAL MECHANISMS OF STANDART EDUCATIONAL MANAGEMENT IN RUSSIA
A. Fisenko, Doctor of Economics, Professor, Head of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of
Maritime University named after Admiral G.N. Nevelskoy, N. Novikova, PhD, Associate professor of Marketing and Management Department of Institute of Economics and Transport Management of
Maritime University named after Admiral Nevelskoy.
The article delves the processes of education's institutalisation and its goals of modernization under the circumstances of Russia's development. It also shows the necessity of educational management system transformation that would consider the needs of liberalisation and securing the education quality standards.
Keywords: institutalisation and modernization of education, management system transformation, state educational standards, standartisation and normative method.
Содержательная ценность, полифункциональность и социальная значимость функций образования объясняют тот интерес, который проявляет к нему государство и его органы власти. В результате активного развития этих процессов образование стало важнейшим публичным институтом, которым прямо и (или) косвенно управляет государство.
В принципе, институциализация любых процессов предполагает определенную систему их нормирования. Как было отмечено в различных публикациях, в традиционных обществах нормирование и воспроизводство институциональных процессов происходит за счет культурных образцов и отслеживаемых традиций, которые актуализируются в том числе посредством обрядов и ритуалов [см. 5-8]. В отличие от них нормирование в современных институтах, как обособляемая от процессов воспроизводства средствами института образования система норм и нормативов, проходит через систему (институт) права, в котором соответствующие совокупности норм являются предметом специального, в том числе научного анализа и конструирования в общей нормативно-правовой структуре государства. Отвечая за всю цепочку нормирования (осуществляя
ее силами государственных служащих, действующих по утвержденному государством регламенту), государство легитимизирует нормы и придает им наивысший статус тогда, когда само государство является правовым. Таким образом, государство реализует свою важнейшую управленческую функцию в обществе, прежде всего, через государственное нормативно-правовое регулирование и управление социальными институтами.
В той мере, в какой сфера образования контролируется государством (здесь работают как идеологические соображения, так и необходимость поддержания определенного квалификационного уровня своих граждан), она выступает орудием государственного управления любыми социальными институтами. Присутствие государства в институте образования выражается в том, что, помимо нормативно-правового регулирования (управления), государство выступает непосредственным руководителем и исполнителем институциональных процессов. С определенного времени, работающие в образовательных учреждениях (прежде всего - в школах и вузах) становятся государственными служащими. Государство утверждает при этом не только образовательные стандарты, проверяя